Но так как грехи оттого происходят, что мы наших обязанностей не исполняем, то словами: И прости нам грехи наши — Лука (11:4) выражает то же самое, что и Матфей в словах: Оставь нам долги наши (6:12); но, кажется, Лука исключает [из числа достойных прощения] того, который, [молясь о прощении своих грехов, сам] желал бы прощать лишь грешникам, сокрушающимся о своих грехах, ибо он говорит о том, что повелел нам добавлять в молитве Спаситель: Потому что и мы прощаем каждому из должников наших (Лк. 11:4). Все мы, следовательно, властны прощать грехи, против нас учиненные. Это ясно из слов: Как и мы прощаем нашим должникам (Мф. 6:12) — и из других: Потому что и мы прощаем каждому из наших должников (Лк. 11:4). Но, кто вдохновлен Иисусом, подобно апостолам (Ин. 29:22), и по плодам своим дает заметить, что он Святого Духа имеет в себе и есть духовен, потому что он по образу Сына Божия во всех занятиях своего призвания бывает руководим от Святого Духа, тот отпускает грехи во имя Божие и удерживает от неисцелимых, потому что он, подобно пророкам, которыми возвещаемы были не их личные измышления, а божественные советы, действует, служа Богу, Который Один власть имеет [Сам от Себя] прощать грехи. Слова, касающиеся власти апостолов оставлять грехи, читаются в Евангелии от Иоанна так: Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22—23). Если эти слова принять без дальнейшего расследования, то можно бы за них апостолам упрек сделать, что они не всем прощают, дабы все приняли участие в оставлении грехов [Богом], но что на некоторых грехи они удерживают, так что ради их грехи те не снимаются с человека и Богом. Потому целесообразным становится заимствовать пример из закона [Моисеева], дабы понять, как оставление грехов людских Богом посредствуется людям через людей же. Пресвитерам подзаконным запрещено было за некоторые грехи приносить жертву, из–за которой преступления тех, за коих она приносится, могли бы им оставлены быть. И, хотя пресвитер имел полномочие приносить жертвы за многие неумышленные грехи и преступления (Лев. 4:2 и др.), все же не приносил он жертвы ни всесожжения, ни очистительной за прелюбодеяние или за предумышленное убийство и за другие тяжкие преступления. Точно так же и Святым Духом наученные апостолы, и те, которые в качестве пресвитеров по образу великого Первосвященника на апостолов походят и божественную службу разумеют, знают, за какие грехи должно приносить жертву и когда и каким образом; знают же они и то, за кого этого не должно делать. Оттого, когда [первосвященник Илия узнал, что его сыновья Офни и Финеес ведут греховную жизнь и что он ничего не в состоянии сделать для прощения им грехов их, он произносит то, в чем можно видеть даже отчаяние его; он говорит: Если согрешит человек против другого, то можно за него молиться; если же человек согрешил против Господа, то кто будет за него молиться (1 Цар. 2:25)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4 . В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26 . Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5 , Даниилу: Дан.7:13–14 , при крещении Спасителя: Лк.3:22 , и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16 . 1Тим.3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе». Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14 ; Гал.3:1 . Откр.4:2–3 . «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису». Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29 . Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14 ; Ин.1:14 ; Лк.3:22 . Исх.33:20 . «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23 , то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18 , и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16 ; сравн. Кол.2:9 . В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17 . И действительно, обычно он вредит нам всеми возможными способами, но особенно через язык и уста. Ибо никакой орган не подходит ему столь [хорошо] для нашего обольщения и погибели, как невоздержный язык и необузданные уста. Поэтому у нас много падений, поэтому у нас тяжкие преступления. И показывая, как легко пасть через язык, некто говорил: «Многие пали от... меча, но не столько, сколько павших от языка» ( Сир.28:21 ). И опять-таки показывая тяжесть этого падения, он сказал: «Преткновение от земли лучше, нежели [преткновение] от языка» ( Сир.20:18 ). И смысл его слов таков: «Лучше упасть и разбить тело, чем произнести такое слово, которое губит нашу душу». И он говорит не только о падениях, но увещает проявлять великую предусмотрительность, чтобы не споткнуться, сказав так: «Сделай ...для уст твоих... дверь и запор» ( Сир.28:29 ), и не ради того, чтобы мы соорудили двери и запоры, но чтобы с великой заботой мы удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем рвении и прежде него мы имеем нужду в помощи свыше, чтобы удержать внутри этого зверя, простерев руки к Богу 29 , говорил: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс.140:2–3 ). Также и тот, чьи увещания приведены выше, говорит: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои» ( Сир.22:31 ). Ты видишь, что и тот, и другой боится падений такого рода, скорбит, дает советы и молится, чтобы язык был бдительно охраняем? 18 . Но почему, спросит кто-нибудь, если этот орган приносит нам столько вреда, Бог вообще дал нам его? Потому, что он приносит и великую пользу, и, если мы прилагаем старание, он приносит только пользу и никакого вреда. И в самом деле, послушай, что говорит тот, чьи слова мы привели выше: «Смерть и жизнь – во власти языка» 30 . И Христос выражает ту же самую [мысль], говоря: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Ибо язык занимает промежуточное положение и ты властен пользоваться им к пользе или ко вреду. Так же и меч лежит посередине: если ты будешь использовать его против неприятеля, он станет орудием твоего спасения, если же ты нанесешь удар самому себе, то не естество железа, но твое беззаконие станет причиной этой раны. Так будем рассуждать и о языке: это меч, лежащий посередине. Итак, заостри (Ср. Пс.139:4 ) его, чтобы обличать свои грехи, а не наносить удар брату. Поэтому Бог окружил его двойной стеной: преградой зубов и покровом губ, чтобы он не произносил легко и необдуманно непристойные слова. Обуздай его, пока он внутри. А если он не сдерживается? Тогда вразуми его с помощью зубов, отдав его плоть этим палачам и повелев кусать его, потому что лучше, чтобы его теперь кусали зубы за грехи, чем тогда жаждать капли воды и жариться, не находя успокоения (Ср. Лк.16:24 ). Необходимо избегать клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Где же спасение от пагубного духа нашего времени, от тирании плоти, искажающий образ Божий в человеке, от скептицизма, позитивизма, утилитаризма, материализма, пессимизма, реализма, анархизма – от всего этого полчища всяческих «измов», т. е. «сущностей», – мнимых истин, настоящих и, быть может, ещё грядущих?.. – В слове Божием. Оно «умудряет простых» ( Пс.18:8 ), оно подаёт «терпение и утешение» ( Рим.15:4 ), оно как «молотом разбивает окаменелое сердце, и как «огнём» согревает сердце холодное» ( Иер.23:29 ), оно как «светильник, сияющий в тёмном месте» ( 2Пет.1:19 ), – среди духовной тьмы этого мира и освещающий путь истины, – оно как «семя» духовное, возрождающее человека к новой жизни, полной добрых плодов ( 1Пет.1:23 , Лк.8:11 , Мф.13:3, 8, 23 ), оно «научает, обличает, исправляет» человека, делая его способным ко всякому доброму делу ( 2Тим.3:16, 17 ), оно «живо и действенно и острее всякого меча... оно проникает до разделения души и духа и судит чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ), оно «меч духовный» на противника ( Еф.6:17 ), оно «вечно». Всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал. Но слово Господне пребывает в век». ( Ис.40:6 , 1Пет.1:24, 25 ). Слово Божие, с детскою верою принимаемое ( Мф.11:25 ), приводит человеческий дух в общение с Духом Божиим, Духом истины и добра и в этом общении дух наш ежедневно почерпает духовную силу для победы над злом, в каком бы виде оно ни являлось: в виде ли грубой похоти или заблуждения ума, – в виде какой-нибудь превратной, но кажущейся, на первый взгляд, глубокою и разумною, теории философской, вроде дарвинизма. «Заблуждаетесь, не зная Писаний», сказал Иисус своим противникам ( Мф.22:29 ). «Блажен человек, обращающий внимание на слово Божие и размышляющий над ним день и ночь», – «и да будет он», говорит Давид, – «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет: и во всём, что он ни делает, успеет» ( Пс.1:2,3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Но, повергаясь перед неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). «Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:29 ). 1) Христос обещал установить таинство св. Причащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26:26–28; 1Кор. 11:23–25 . 2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов, и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26–28; 1Кор. 10:15–16 и 17 ст.; 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–26 . 3) Причащаться должно, приготовившись: 1Кор. 11:27–30 . 4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–12 , которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . 5)  Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . О Святом Покаянии или Исповеди «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:22–23 ). «Многие же из уверовавших приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). Покаяние, или исповедь, есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данной ему от Бога через святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

12-16; ср.: Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-10; Лк 19. 29-38). В Евангелиях от Матфея и от Иоанна в этом месте цитируется Книга прор. Захарии: «...се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Речь здесь идет о том, что грядущий царь - «кроткий», он установит мир на всей земле, уничтожит войска и оружие (Зах 9. 9-10). Возможно, цитируя этот стих, авторы Евангелий хотели подчеркнуть, что «царский» мессианизм Иисуса не носит воинственного характера, не связан с военными победами. Сам Иисус нигде не говорит открыто о Своих притязаниях на царскую власть, не называет Себя царем или сыном Давида. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что царский мессианизм не был частью Его проповеди. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» - Иисус отвечает: «ты говоришь» (Мк 15. 2). Та же формулировка используется и в параллельных местах Мф 27. 11, Лк 23. 2-3 и Ин 18. 37 (ср. также отказ от прямого ответа в Мф 26. 64 и Лк 22. 70, где у Иисуса спрашивают в синедрионе, является ли Он Сыном Божиим, т. е. М.). В Ин 18. 33-36 Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». С этими словами можно соотнести сообщение Евангелия от Иоанна, не имеющее параллелей у синоптиков: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6. 15),- Иисус уклоняется от того, чтобы Его провозгласили царем, царство к-рого будет «от мира сего». Признавая себя Христом в разговоре с первосвященником, Иисус переводит разговор в эсхатологическую тональность: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64; ср.: Мк 14. 62). Это модифицирует и новозаветное понимание царства М.: Он не таков, как прочие земные цари, Он Царь грядущего царства (ср.: Мф 16. 28). Сразу после того как в Кесарии Филипповой ап. Петр признаёт в Иисусе М. (Мк 8. 27-29; Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих.6:7 . «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов, или неизчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего за грех души моей?» Объясн. Это пророчество свидетельствует всё о том же, что вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо тот же пророк говорит, что когда сам человек будет «действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: ст.8 – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. ветх. завета: Быт.4:4–5 , так и из нов. завета: Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные. Жертвоприношение новозаветное Ин.12:7–8 . «Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда». Объясн. Здесь обличение тех, кто отрицает необходимость служения Лицу Христову. В этом примере Господь благословляет многоценные пожертвования во славу имени Его: Мф.26:10 . Если мы теперь не видим Христа во плоти, то видим меньших братьев Его: Мф.26:40 ; вдовица, положившая в дань Богу последние две лепты, была Господом поставлена в пример: Лк.2:2–4 . Евр.9:11–12:25–26 . «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришёл с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, то есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление... И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей». Объясн. Здесь говорится об отмене только ветхозаветных жертвоприношений, которые служили прообразом жертвы Голгофской. В Н. Завете Сам Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву Богу: Евр.13:10 ; 2Кор.5:21 . Посему теперь приносится под видом хлеба и вина, в таинстве святого Причащения, великая жертва тела и крови Христовой: 1Кор.10:16–18 . Приносить эту жертву заповедал Сам Господь: Лк.22:19 , и она должна приноситься до скончания века: 1Кор.11:26 ; ибо в последнем месте говорится о таинстве святой Евхаристии, напоминающем смерть Господню «доколе Он прийдёт», т.е. до второго славного пришествия. Эта жертва, по слову апостола, очищает совесть нашу от мёртвых дел: Евр.9:14 . Как в Ветхом Завете без пролития крови не было прощения: ст.22; Исх.29:21 ; Лев.16:12–19 , так и в Новом Завете всё должно очищаться кровью лучшей жертвы, т.е. Евхаристии: ст.23, а потому совершенно неосновательно смешивать ветхозаветные жертвы с новозаветной жертвой, без которой никому нельзя иметь жизни вечной: Ин.6:53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Смирение освободило Ровоама от гнева Божия, надвигавшегося на него и на весь народ (см.: 2 Пар. 12: 7). Также царь Ахав, прогневлявший Бога своими беззакониями, только смирением спасся от ярости Божией. Ибо говорит Бог к Илии Фесвитянину: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то… Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его» (3 Цар. 21: 29). Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей. Это мы можем понять из слов: «Бог смиряет гордых, и смирение спасает потупляющих очи свои долу». Имеющие смирение возвышаются в Боге, ибо написано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он возвысил вас в свое время» (ср.: 1 Пет. 5: 6). Смирение – это поучение от Бога, ибо сказано: «Куда входит гордость, входит и унижение, а уста смиренного изрекают мудрость» (ср.: Притч. 11: 2). Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Смиренным Бог дает благодать, как написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно может спасти человека! Это показывает и один святой из «Добротолюбия», когда говорит: «Скажу тебе странное слово, и не дивись. Даже если ты не стяжал бесстрастия из-за навыка, обладающего тобой, но если во время исхода своего пребудешь в глубине смирения, то вознесешься не менее бесстрастного, превыше облаков. Ибо хотя сокровище бесстрастных собрано из всех добродетелей, но драгоценная капля смирения дороже всего. Оно служит причиной не только примирения с Богом для того, кто имеет его, но и вхождения вместе с избранными в брачные чертоги Царствия Его» . Это подтверждает и один преподобный отец из «Патерика», говоря: «Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» . Смирение оправдало мытаря всего лишь несколькими словами (см.: Лк. 18: 13–14), блудного сына облекло в прежнюю одежду (см.: Лк. 15: 22), разбойника на кресте водворило в рай прежде всех праведников и святых (см.: Лк. 23: 42–43).

http://pravoslavie.ru/44293.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010