" Мы должны в эти дни поразмышлять, насколько воплощаем собой образ Христа. Господь показал нам пример, как должен себя вести истинный христианин: у Него каждое слово подтверждалось делом. О чем Он говорил, то и исполнял. Кроме того, Господь учил исполнять волю Божию: Он никогда не жил по Своей воле, а исполнял волю Отца Небесного. И как бы Его ни страшила чаша, которую Ему предстояло испить, Он сказал: " Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет " (Лк. 22:42). Господь видит надвигающуюся смерть, видит: все готово, чтобы Его взять. Но Он должен исполнить все, что Ему предписано, чтобы победить самое страшное, что есть у человека, - духовную смерть. С этой смертью Он сразится, победит ее, и мы будем петь на Пасху: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ " . Господь добровольно отдает Себя в руки врагов, проходит через смерть, побеждает ее и открывает двери ада, чтобы праведные души могли выйти оттуда в Царствие Небесное. Желаю вам пройти дни Страстной седмицы вместе с Господом, покаяться в грехах, в которых еще не раскаялись, попросить прощения у Господа, быть не просто зрителями Его страданий, а сопереживающими участниками. Потому что Он страдал за нас, и ради нашего спасения идет на крестную смерть " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Правящий архиерей подарил храму Евангелие. Настоятелю была вручена медаль в память 100-летия восстановления патриаршества . Он поблагодарил владыку за совместную молитву и подарил ему букет цветов. +++ Вечером Великого понедельника митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - великим повечерием и утреней Великого вторника, которые совершил иерей Павел Ермошкин . Также за богослужением молились настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром. После мирной ектении на утрени тропарь " Се жених грядет в полунощи " исполнили духовенство в алтаре и хор собора. После чтения кафизм владыка прочитал евангельское зачало об ответах Иисуса Христа на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мертвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Христом фарисеев и книжников (семикратное " горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

На Литургии: Блаженны: гласа на 4, и праздника песнь 3-я, на 4, и святаго 6-я, на 4, По входе тропарь воскресен и праздника, и святаго. Слава, кондак святаго. И ныне, праздника. Прокимен Недели пред Просвещением, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя: Стих: К Тебе, Господи, воззову: И святаго, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость: Апостол Недели пред Просвещением, к Тимофею зачало 298. Другий Апостол к Колоссаем, зачало 254. Аллилуия, глас 8; Недели пред Просвещением: Боже, ущедри ны: Стих: Пасый Израиля: Евангелие Недели пред Просвещением от Марка, зачало 1 и Обрезания, от Луки, зачало 6. Причастен: Хвалите Господа: Другий: В память: литургия Василия Великаго, За Достойно: О Тебе радуется: ЗРИ: Суббота пред Богоявлением: На Литургии Апостол к Тимофею, зачало 254. Евангелие от Матфея, зачало 5. ЗРИ: Неделя пред Богоявлением: Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя: Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой. Апостол к Тимофею, зачало 298. Аллилуия, глас 8: Боже, ущедри ны; Евангелие от Марка, зачало 1. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Обрезание Господне На восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание крайней плоти ( Лк.2, 21 ), установленное по новозаветному закону для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками ( Быт.17:10–14 ; Лев.12:3 ). По толкованию святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления ( Мф. 5, 17 ). Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили впоследствии некоторые еретики (докеты). Святой Ефрем Сирин поучает: «Он был воистину плотию, и обрезан был как Человек…». При совершении обрезания Богомладенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему Имя: Иисус» ( Лк.1:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другой пример: 20 ноября 2008 года, предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы и память преподобного Григория и святителя Прокла, приходятся на среду 24-й седмицы по Пятидесятнице. Следующий день, четверг, – двунадесятый праздник, потому рядовое чтение четверга переносится на среду. Таким образом, 20 ноября читаются три Евангелия: рядовое чтение среды (с учетом Воздвиженской преступки получается Лк. зач. 90), рядовое чтение за четверг (Лк. зач. 92) и чтение святым (Ин. зач. 36). Первые два рядовых Евангелия читаются под зачало как одно чтение, причем интересно, что зачало среды, само имеющее «преступку», заканчивается там, где начинается чтение четверга, так что не произойдет даже никакого смыслового разрыва между рядовыми чтениями. Затем отдельно читается Евангелие святым. 2. Если в неделю случится Господский недвунадесятый праздник, соединяемый со службой святому (1 сентября, 26 октября, 1 августа), то читаются три Евангелия: праздника, рядовое воскресное «под зачало» и святого. Очевидно, что объединяются в одно зачало именно чтения Господского праздника и воскресное, так как воскресная служба также посвящается Господу Иисусу Христу. Причем всегда это первое составное Евангелие будет чтением с преступкой, так как чтения праздника и воскресное могут находиться даже в различных Евангелиях. 3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, зачастую также читается три Евангелия, так как в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи. Таким образом, в Неделю пред Воздвижением, например, будут читаться следующие чтения: Недели пред Воздвижением (зачало 9-е от Иоанна), рядовое воскресное «под зачало» и святого Минеи (см. Марковы главы 7 сентября и 8 сентября, «аще в неделю»). §1.7. Отступки и преступки рядовых чтений Евангелия Вопрос о преступках и отступках рядовых чтений на литургии очень важен, но и довольно сложен. Трудность вопроса усугубляется тем, что в одних исследованиях данная проблема излагается неправильно (например, профессор М. Скабалланович совершенно не учитывает сентябрьскую преступку 91 ), а в других – слишком «темно» и маловразумительно 92 . Потому наша задача – рассмотреть данную тему и изложить ее в доступном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

священник Александр Кандарицкий Отдел второй 27. Книги, необходимые при собеседовании с старообрядцами Чтобы яснее и убедительнее доказать старообрядцам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу и значение. Такие доказательства находятся: а).в Священном Писании и писании отцов и учителей церкви, б).в древлеписьменных и старопечатных книгах богослужебного, законодательного и учительного содержания и в).в вещественных памятниках древности. Сами старообрядцы не отвергают значения Священного Писания , но пользуются им редко и мало; писаниям святых отцов и учителей церкви доверяют не всем, а только тем, которые находятся в старинных переводах и изданиях; из книг богослужебного, законодательного и учительного содержания уважаются ими книги, печатанные при первых пяти российских патриархах – Иове (1589–1605), Гермогене (1606–1611), Филарете (1619–1633), Иоасафе (1634–1640) и, особенно, Иосифе (1642–1652). Принимаются ими некоторые книги, печатанные и в южно-русских типографиях. Ввиду этого, задача защитника православия должна состоять в том, чтобы доказательствами из этих же книг, имеющих для них обязательную силу и значение, опровергнуть заблуждение расколоучителей по тому или другому спорному вопросу. Приводим здесь перечень некоторых старопечатных книг, наиболее необходимых при собеседовании с старообрядцами, с указанием тех мест, коими обличаются заблуждения упорствующих. а) Старопечатные книги 1) Благовестное Евангелие , то есть толкование блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского, на Четвероевангелие, известное под именем «Благовестника», изданное в Москве в 1649 году 124 . Здесь находится немало сильных доказательств в обличение раскола, а именно: О вечности церкви – Мф., зачало 67, лист 138 об.; Лк. – листы 107–224. О вечности Евангельских обетований – Мк., лист 812. О трёхчинной иерархии – Лк., зачало 95, лист 205. Очи – учители церковные – Лк., зачало 45, лист 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф., зачало 67, лист 129, зачало 76, лист 144.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Возьмем пример из сентября 2022 года: на отдание Рождества Богородицы (12 сентября ст. ст.) в Неделю 15ю по Пятидесятнице (которая в то же время является Неделей пред Воздвижением) Евангелие на литургии читались следующим образом: Недели перед Воздвижением Ин. зачало 9 ( Ин.3:13–17 ), затем рядовое Мф. зачало 92 ( Мф.22:34–46 ) и отдельно Богородице от Луки зачало 54 ( Лк.10:3842; 11:27–28 ). 1е и 2е чтение читались так: Рече Господь: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси: и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь болши (есть) в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят. Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Глаголаша ему: Давидов. глагола им: како убо Давид Духом Господа его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима? Аще убо Давид нарицает его Господа, како Сын ему есть? И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому. Обратим внимание: второе чтение начинается словами основного текста Евангелия, его киноварная вставка из подстрочника — «Во время оно законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя» — опускается. Зачала с общим началом Зачало 10е по Матфею читается как во вторник 1й седмицы по Пятидесятнице, так и на праздники преподобных (еще и святителей). Во всех этих случаях начинается чтение одинаково, но окончание богослужебного зачала положено в разных местах: на праздники преподобных евангельское чтение заканчивается Мф.5:12 , во вторник 1й седмицы – Мф.5:13 . Для различия подобных чтений в пособиях и списках (в том числе и у нас на портале ) используются буквы русского алфавита: зачала по Матфею 10А и 10Б. Причем литера «А» обозначает короткое чтение, литера Б – более объемное.

http://azbyka.ru/zachala

Лк 21:8–9, 25–27, 33–36 Евангелие от Луки, зачало 106. Рече Господь Своим учеником: внемлите от человек, возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради, прилучится же вам во свидетельство. Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати. Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати вси противляющиися вам. Предани же будете и родители и братиею и родом и други, и умертвят от вас. И будете ненавидими от всех имене Моего ради. И влас главы вашея не погибнет. В терпении вашем стяжите душы вашя. Лк 21:12–19 Евангелие от Луки, зачало 107. Рече Господь Своим учеником: восклонитеся и воздвигните главы вашя, зане приближается избавление ваше. И рече притчу им: видите смоковницу и вся древа, егда прошибаются уже, видяще сами весте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут. Небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти. Лк 21:28–33 Евангелие от Луки, зачало 108А. Во время оно, бе Иисус во дни во церкви учя, нощию же исходя водворяшеся в горе нарицаемей Елеон. И вси людие из утра прихождаху к Нему во церковь послушати Его. Приближашеся же праздник опреснок, глаголемый Пасха. И искаху архиерее и книжницы, како бы убили Его, бояхуся бо людий. Вниде же сатана во Иуду нарицаемаго Искариот, суща от числа обоюнадесяте, и шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им. И возрадовашася и совещаша ему сребреники дати, и исповеда и искаше удобна времене, да предаст Его им без народа. Прииде же день опресноков, в оньже подобаше жрети пасху. И посла Петра и Иоанна, рек: шедша уготовайта нам пасху, да ямы. Лк 21:37–22:8 Евангелие от Луки, зачало 108Б. Во время оно, приближашеся праздник опреснок, глаголемый Пасха, и искаху архиерее и книжницы, како бы убили Его, бояхуся бо людий. Вниде же сатана во Иуду нарицаемаго Искариот, суща от числа обоюнадесяте, и шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ot-luki-s...

Однажды за обедом архипастырь говорил, что все заключают слова Господа нашего Иисуса Христа: научйтеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. 36. О размышлении о читанном в церкви из слова Божия Некогда преосвященный Антоний говорил за столом: «Как драгоценны ныне читанные зачала того и другого Апостола и оба Евангелия!» Апостолы, тогда читанные в церкви, во время Божественной литургии, были – один зачало 296, а другой зачало 153; Евангелие одно от Матфея зачало 34, другое от Луки зачало 89. Это последнее оканчивается словами Господними: «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» ( Лк. 18:14 ). Думаю, не просто архипастырь сказал о важности читанного Апостола и Евангелия: но во-первых, чтобы в памяти нашей возобновить Божественные истины, к спасению нашему служащие; а во-вторых, желая нас вразумить, чтобы мы всякий раз по окончании обедни, придя домой, и до обеда, и за обедом помнили читанное во храме слово Божие, его имели в сердце, и сообразно оному препровождали жизнь свою. Если же кто и забыл бы читанные в Церкви Апостол и Евангелие, то, зная, сколько они нужны для душевного спасения, прочитывал бы их дома, если у себя имеет священную книгу Евангелия и Апостольских посланий с означением, в какой день читается в церкви Апостол и какое Евангелие; а если кто у себя не имеет Нового Завета Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то старался бы приобрести оный для внимательного чтения, изучения и руководства своего к блаженной вечности. 37. О смирении Некогда преосвященный Антоний говорил: смирение – высота. Могу ли я осуждать других, когда сам имею многие недостатки. Я не знаю, что в сердце и в уме ближнего. Нет оконцев, сквозь которые бы я проник моим взором в душу другого. Но я очень знаю себя самого: я грешен. Это я очень хорошо знаю; а в суждении других людей могу ошибаться. Не судите, да не судимы будете. 38. О кротости Еще преосвященный говорил: кротким открываются Тайны Божии. На кого воззрю, сказал Господь наш, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих. Кто же кроткий? Тот, которого когда укоряют, а он не гневается. 39. О смирении и любви

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Слава, и ныне, глас 4: Язык, Ей неизвестный,/услышала Богородица:/ведь Архангел возглашал Ей слова благовестия./Потому Она, приняв с верою его приветствие,/зачала Тебя, Предвечного Бога./Оттого и мы, радуясь, воззовем Тебе:/«Боже, неизменно воплотившийся от Нее,/мир миру даруй/и душам нашим великую милость!» Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Изобразительные. Блаженны: от канона Акафиста песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы: Величает душа Моя Господа/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Апостол: Зачало 322: Евр 9:24–28. И Богородице зачало 320: Евр 9:1–7. Аллилуия, глас 8: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Евангелие от Марка, зачало 35: Мк 8: 27–31. И Богородице, от Луки, зачало 54: Лк 10:38–42; 11:27–28. Причастен: Чашу спасения приму/и имя Господне призову. НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, из последования преп. Марии Египетской: Тебе препятствовало на святыни взирать/от прежних мерзостей идущее осквернение;/но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного/обращение к лучшему в тебе произвели./Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы/ и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная,/ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Святым местам поклонившись радостно,/добродетели напутствие спасительнейшее ты оттуда приняла,/и весело поспешила прекрасным путем,/и струю перейдя иорданскую,/в обиталище Предтечи с усердием вселилась,/и образом жизни своей укротила необузданность страстей,/истончая с дерзновением, вечно памятная матерь,/плоти излишество. В пустыню вселившись,/ты страстей твоих образы из души изгладила,/боговиднейшее изображение в душе начертав/ всяким видом добродетели,/и настолько просияла,/что и по водам переходила легко, блаженная,/и от земли поднималась при твоих к Богу молениях;/и ныне с дерзновением, всеславная Мария, Христу предстоя,/молись о душах наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Благодать действует и недостойными священниками – Мф., зачало 23, лист 57; Лк., зачало 45, лист 92: Ин., зачало 65, лист 301. О необходимости святого причащения – Ин., зачало 23, лист 107 об. О пришествии Илии пророка – Мф., зачало 40, лист 83 (или 93), зачало 71, лист 135 (145), 136 (146); Мк., зачало 39, лист 50; Лк., зачало 2, лист 9; Ин., зачало 67, лист 310 об. Об антихристе – Ин., зачало 7, лист 86 об. Осьмой век – царствие Божие – Мк., зачало 64, лист 87 об.; Ин., зачало 14, лист 71. О четвероконечном кресте – Мф., зачало 113, лист 236 об.; Ин., зачало 60, лист 288об. О неисправности книг – в послесловии (в конце книги). 2) « Толковый Апостол », в котором помещены толкования разных отцов и учителей церкви, преимущественно Иоанна Златоуста , на апостольские послания, – напечатанный единственный раз в Почаеве в 1784 году. Указатель мест, служащих в обличение раскола: О вечности церкви – лист 790. Вне церкви нет даров Святого Духа – лист 548 об. О вечности святого причащения – листы 536 об., 542 и далее. О необходимости святого причащения – лист 1025. О пришествии пророков Илии и Еноха – лист 383. Об антихристе – листы 410, 892. О четвероконечном кресте – лист 789. Бог именуется «тьмой» – лист 1034. О слове «отчаянныя» – лист 1027 об. О бесчинном стоянии в церкви – лист 573 об. И псы в церкви ради покоя церковного претерпим – лист 686. Еретики отвергают священство и таинства – листы 542 об., 547 об. и 548. Еретики не знают, во что веруют – листы 598 и 900 об. Еретики извращают смысл Писаний – листы 612 и 736. 3) Беседы Златоуста на 14 посланий апостола Павла , изданные в Киеве в 1623 году Захарией Копыстенским. В обличение раскола здесь есть следующие указания: О вечности церкви – с.574, 598 и 1639. Без священства нет и христианства – с.2552. Как за веру, так и за хиротонию должно ратовати – с.1692 и далее. Без епископа церковь не имеет света – с.2444. Епископ – глава церковного тела – с.1677. Благодать действует и через недостойного священника – с.601, 707, 1476, 2067, 2552, 3012, 3113.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

[а] Стыхъ карпа и паплы. [з] Стыхъ и (л. сла) И преподобны мтре наше параскеи. прпбнй, гласъ д: Дивенъ бгъ во стыхъ своихъ, бгъ Въ црквахъ блгословите бга, гда истчникъ Аплъ къ галатмъ, зачало си. гласъ а: Терп потерпхъ гда, и внтъ м, и услыша млтв мою. Причастный: Радйтес Преподобнаг ца нашег новаг: И стаг мченика пресвтера Стаг мченика сотника, иже при крт гдни. гласъ з: Возвеселитс праведникъ гд, и уповаетъ на него. Оуслыши бже гласъ мой: Аплъ къ зачало счв. гласъ д: Праведникъ к процвтетъ: Причастный: Въ памть вчню: [д] Стаг пророка И стаг преподобномченика андреа иже въ крит. [г] Стаг апла и лк. и причастный, сег мца въ день. Аплъ къ зачало с пол. [в] Стаг пророка И стаг мчнка уара: И прпбнаг ца нашег рыльскаг. Слжба прпбническа. к [а] Стаг великомчнка аплъ, и причастный, сег мца въ день. ка [з] Преподобнаг ца нашег великаг. гласъ з: Честна пред гдемъ смерть преподобныхъ Что воздамъ гдеви всхъ: Аплъ къ зачало рпи. гласъ Блженъ мжъ бойс гда: Причастный: Въ памть вчню: И мощей, иже во стыхъ ца нашег меглинскаг. Слжба стительска. кв Стаг равноапостольнаг чдотворца: И стыхъ седм троквъ, иже во гласъ а: Оуста мо возглютъ премдрость, и сердца моег размъ. Оуслышите вс (л. сла б.) зыцы, вншите вс по вселеннй. Аплъ къ зачало гласъ в: Оуста праведнаг початс премдрости: Причастный: Въ памть вчню: Въ тойже день празднемъ престй бц чдотворны гласъ г, пснь бцы: Величитъ дша мо гда, и возрадовас дхъ мой бз спс моемъ. к призр на рабы свое: се бо нын ублажатъ м вс роди. Аплъ къ зачало см. гласъ и: Слыши дщ и виждь, и приклон ухо тво. Лиц твоем помолтс Причастный: Чаш и им гдне призов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010