«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» Правильное понимание, как «Духа... Божия», так и Лица, на котором Он опочил, устанавливается ясным смыслом предшествующих мессианских мест из кн. пророка Исаии, из которых бесспорно открывается, что под этими определениями разумеется Триипостасная Троица: Бог-Отец, как ниспосылающий Духа, Бог-Сын, как воспринимающий Его, Бог-Дух Святый, как нисходящий на Сына (во время крещения на Иордане; Ис.11:2 ; Ис.42:1 ; Ис.48:16 ; Ис.49:1–2 ). Библейское выражение «помазал» ведет свое происхождение от священного образа «помазания», или, точнее, «возливания елея на главу», служившего символом особого Божественного освящения лица, избранного на то или другое теократическо-общественное служение (царя, первосвященника, пророка). В данном примере знамением такого Божественного «избрания», или «посвящения» Богом Мессии на служение роду человеческому послужило ниспослание на Него Духа Святого. Буквальное исполнение этого пророчества можно видеть в истории крещения Господа Иисуса Христа, когда Дух Святой нисшел на Него в виде голубя ( Мф.3:16 ; Деян.10:37–38 ). Цель этого помазания, или задачи служения Мессии состоит в том, чтобы «благовествовать нищим» – по-греч. ευαγγελιζειν πτωχοις – чисто новозаветные термины, имеющие глубокий материальный и духовно-нравственный смысл ( Лк.4:18 ; Мф.5:3–4 ; Лк.6:20–21 и др.). «Исцелять сокрушенных сердцем». Тот, о Ком пророк Исаия раньше говорил, как о Кротком и смиренном Отроке, Который не сокрушит «надломленной трости» ( Ис.42:3 ), будет в особенности любовно и бережно обращаться с надломленными человеческими сердцами, на которые Он прольет целительный бальзам Своего действительного утешения ( Ис.49:13 ). «Проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы», или, по LXX «слепым прозрение». 79 «Освобождение» или точнее – «отпущение», по свойству употребления здесь евр. термина – указывает на одну черту из празднования юбилейного года, когда отпускались на свободу все должники и самая земля снова возвращалась к ее первоначальному владельцу ( Лев.25:10 ). Почти дословное выражение этих мыслей мы уже встречали у пророка Исаии ( Ис.42:7 ; Ис.49:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». «Тебе Самой оружие пройдет душу» Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35). Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.   Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, « постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37–38). Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея. Смысл праздника Сретения Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО,  клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

http://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie...

2 . О св. великомученике Прокопии (память его 8 июля), жившем также в III веке по Р. Х., повествуется, что он, бывши языческим воеводою, послан был нечестивым царем Диоклетианом с отрядом воинов в Александрию, чтоб там преследовать и мучить христиан, и на пути был обращен ко Христу следующим видением. В третьем часу ночи сделалось землетрясение, сопровождаемое громом и молниею. Великомученик Прокопий, называвшийся до крещения Неанием, услышал с неба голос: «Неание! зачем ты против Меня идешь?» С трепетом сказал Неаний: «Кто Ты, Господи? ибо я не могу узнать Тебя». Когда это он сказал, явился на воздухе пресветлый, как бы из кристалла, крест, и был глас от креста: «Аз есмь Иисус, распятый Сын Божий». За сим опять с высоты был глас от креста: «Сим знамением побеждай враги твоя, и мир будет с тобою». Так Неаний, подобно Савлу, явлением на пути Господа из гонителя обращен был в ревностного поборника имени Христова. Прибыв в Скифополь, новообращенный Прокопий уговорил золотых дел мастера сделать крест по подобию виденного им на пути. Когда крест был сделан, то внезапно на трех концах его – верхнем и боковых – появились самоизображенные лица Господа и архангелов Гавриила и Михаила. Мастер удивлялся, как появились сии изображения, и хотел их счистить, но всякий раз, как он принимался за кисть, рука его немела. Познав в этом особенное знамение благодати Божией, Прокопий, приняв от мастера крест, поклонился ему, облобызал его и, обернув в багряницу, всегда имел его при себе. С того времени он всегда преуспевал в бранях, одолевая врагов своих и особенно поборая невидимого супостата – диавола, которого окончательно победил крепким за Христа страдальчеством своим. Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова Известно, что четыре конца осьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись I. Н. Ц. I., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дщицей ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно без них; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так, относительно дщицы, евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует евангелист Матфей, верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь иудейский ( Мф.27:37 ). Бе же час третий, говорит Марк, и распяша Его. И бе написание вины Его написано: Царь иудейский ( Мк.15:26 ). То же самое подтверждают и евангелисты Лука ( Лк.23:38 ) и Иоанн ( Ин.19:19 и далее). Итак, несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя евангелистами и до распятия называется не крыжем римским и не печатью антихристовою, а прямо крестом, и мало того, даже крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска, именем Симона: и сему задеша понести крест Его ( Мф.27:32 ), говорит евангелист Матфей, и то же самое – евангелисты Марк с Лукою ( Мк.15:21 ; Лк.23:26 ). Распятие Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, " что нам делать, мужи братия? " , Петр отвечает: " Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа " . " Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч " . Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих " в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах " (Деян. 2:37-38, 41-42) » . Настоящее время отличается распространенностью проблемы «сеяния на каменистом месте и в терниях» (Мф. 13:5-7, Мк. 4:5-7). И сейчас возникла проблема, когда люди массово принимают крещение, но вместе с этим они, «не имея корня», забывают слово благовестия, которое некогда услышали: «… Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека(выделено автором работы – пр. С.С.) (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27). «Что вы зовете Меня: " Господи! Господи! " - и не делаете того, что Я говорю?» - вопрошает Христос (Лк. 6. 46). Общность с Церковью на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, а не только через внешние, зачастую привычные и формальные, действия и культурные проявления нашего исторического опыта. Принадлежность к Церкви определяется не только знанием основ веры, учения и истории Церкви, но прежде всего – жизнью Таинствами Церкви. Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка, которая включает в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению и формированию самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История Церкви и ее каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки – катехизации (выделено автором работы – пр. С.С.)». Из приведенного контекста очевидным является то, что катехизация, проводимая Церковью, направленная к исполнению апостольского призыва о « покаянии и крещении» в передаче Божественной благодати, в конечном итоге обозначает для людей путь к вечному спасению, освещает эту дорогу и дает поддержку тем, кто еще не уверенно ступает по нему. Естественно, что свою судьбу, в том числе и судьбу в вечности, человек определяет сам, а уже Господь оказывает содействие тем, кто ищет « благой части» (Лук.10:42).

http://bogoslov.ru/article/3390465

В случае со слепым от рождения, которого упоминает евангелист Иоанн, они упорствуют и говорят: «Ты ли бывший слепой, который сидел там, на ступенях храма?» (см.: Ин. 9: 1–41). Вызывают родителей: «Это ли сын ваш?» Снова спрашивают его: «Ты ли это?» Откуда же у них такое неверие? Когда он говорит: «Да, это я. Я же сказал вам, что это я!» – они верят слепому, но поверить в то, что совершил Христос, не хотят, они не желают признавать Иисуса Христом. Вот почему слепые видят произошедшее и признают его, а эти с широко открытыми глазами не видят и отрицают это. А о том, что касается слуха, Господь говорил много раз: «Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8: 18; ср.: Мф. 11: 15; 13: 9, 43; Мк. 4: 9; Лк. 8: 8; 14: 35 и т.д.). Наблюдайте, как вы слушаете, потому что духовное слушание означает не то, что вы просто слышите ушами слова и они регистрируются в мозгу, а потом мозг преобразовывает слова в понятия; духовное слушание – это более глубокое постижение тех понятий, которые обработал мозг. Слово Божие еще говорит о вкусе: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33: 9; ср.: 1 Пет. 2: 3), придите и вкусите. Чтобы ты не просто увидел, не просто услышал, а вкусил (вкушение – нечто еще более глубинное) и благодаря этому духовному вкушению познал, что Господь благ; вкусите, что Господь благ. Отсутствие духовных чувств Отсутствие этих духовных чувств приводит, возлюбленные, к тому печальному состоянию, которое описано пророком Исаией. На него ссылается евангелист Иоанн, и пророчество это исполнилось в лице Иисуса Христа. Он говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53: 1); «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12: 38–40). Печальное состояние духовной бесчувственности! Духовное бесчувствие Израиля Этой духовной болезнью всегда страдал Израиль. С ветхозаветных до новозаветных времен и, к сожалению, поныне. Евангелист Иоанн говорит о чудесах, которые Господь совершил перед народом Израиля: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они – иудеи – все равно не веровали в Него» (Ин. 12: 37). Почему же они не веровали? Потому что не видели. Не видели этими очами? Этими видели, они не видели очами души.

http://pravoslavie.ru/159044.html

Кажется, что перед св. Иоанном Златоустом был список Евангелия, не заключавший в себе сказания о блуднице, ибо Златоуст в беседах своих на Евангелие от Иоанна 828 прямо переходит от слов фарисеев к Никодиму ( Ин. 7:52 ) к словам Господа ( Ин. 8:12 ): «Аз есмь свет миру». Еще надобно сказать, что в некоторых древних греческих рукописях сказание о блуднице помещено в других местах Евангелий, как, например в конце Евангелия от Иоанна, или в конце 21 главы Евангелия от Луки 829 . Ин.8:1 . Иисус же иде в гору Елеонску: Ин.8:2 . Заутра же паки приде в церковь , и вси людие идяху к нему: и сед учаше их. Мы вероятно не ошибаемся, указывая, что это именно время описано у Евангелиста Лк. 21:37–38 , когда Евангелист говорит: «Бе же во дни во церкви уча, нощию же исходя водворяшеся в горе нарицаемей Елеон. И вси людие из утра прихождаху к Нему во церковь послушати его». Потому понятно, что сказание о прощении Господом блудницы могло быть читаемо после 21 главы Ев. Лк. и нашло себе здесь место в некоторых рукописях. Где проводил Господь ночи, мы не знаем; но по всей вероятности в саду Гефсиманском за Кедроном, т. e. на последних склонах горы масличной, ибо в Ин. 18сказано о вертограде сем: «ведяше же Иуда предаяй его место: яко множицею собирашеся Иисус ту со ученики своими». В саду том находится пещера, признаваемая гробницей Богоматери 830 . Ин.8:3 . Приведоша же книжницы и фарисее к нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, Ин.8:4 . Глаголаша ему: учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии: Ин.8:5 . В законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши; Ин.8:6 . Сие же реша искушающе его, да бьша имели что глаголати нань. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая им. Предание смерти прелюбодеев прямо указано в законе Лев. 20 «кто будет прелюбодействовать с женою замужнею... да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Род казни не указан 831 , но в этих случаях обыкновенно побивали каменьями, привлекая к исполнению приговора весь народ 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит. Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения. Крещение и покаяние Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?» ( Лк.3:10 ) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Лк.3:11 ). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37-38 ). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в гражданском устройстве, но в его духовном идеале - как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Рождества Христова, его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. Пророки предсказывали, что с Его пришест­вием царство Давида будет восстановлено и станет Царством Мессии, в которое вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Ис. 2, 2-3; 42, 1-12; 54, 12-14; Дан. 2, 44; 7, 13-14; Зах. 9, 9-11). Пречистая Мария, обещавшая Богу навсегда сохранить Свое девство, в недоумении сказала Ангелу: " Как будет это, когда Я мужа не знаю? " (Лк. 1, 34). Небесный Посланник ответил Деве, что воплощение Сына Божия произойдет сверхъестественным образом, без мужа, бессеменное зачатие произведет Дух Святой, и таким образом Её обет не будет нарушен: " Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (ст. 35). Пресвятая Дева не потребовала от Архангела " никаких доказательств, но он сам, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету " , зачавшую Предтечу Господня Иоанна в глубокой старости, по изволению Божию: " Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово " (ст. 36, 37). Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (ст. 38). После сего Ангел отошел от Неё. Согласно " Протоевангелию Иакова " и " Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя " (известной также как " Евангелие псевдо-Матфея " ) - апокрифам II века - Пресвятая Дева Мария услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она пряла завесу для Иерусалимского храма, согласно выпавшему Ей жребию.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

И действительно, Матфей начинает свою повесть временем сорокадневного поста и бывшего тогда искушения, говоря: слишав же (Иисус), яко Иоанн предан бысть, отыде (из Иудеи) в Галилею ( Мф.4:12 ). Тоже и Марк: no предании Иоаннове, прииде Иисус в Галилею (Мк.1:14). Близкое к этому время означает и Лука, когда, не начав еще описывать дела Иисуса, говорит: приложи (Ирод) и сие над всеми (соделанными им беззакониями) и затвори Иоанна в темнице ( Лк.3:20 ). По сему-то стали, говорят, просить апостола Иоанна, чтобы он в (особом) своем Евангелии описал время, о котором умолчали прежние евангелисты, и изобразил дела Спасителя, относящиеся к тому времени (т. е. дела до заключения Крестителя в темницу). На это именно указывает Иоанн, когда говорит: се сотвори начаток знамением Иисус ( Ин.2:11 ), и опять, когда среди повествования о делах Иисуса упоминает о Крестителе, что он крестил в Еноне близ Салима ( Ин.3:23 ). Это ясно также из следующих слов его: не убо бе всажден в темницу Иоанн ( Ин.3:24 ). Итак, в евангельском своем писании Иоанн повествует о делах, совершенных Христом тогда, когда Креститель еще не был заключен в темницу; между тем как прочие три евангелиста упоминают о событиях, случившихся после темничных уз его. Кто вникнул в это, тому не покажется, что Евангелия взаимно себе противоречат, (тот увидит) что в Иоанновом повествуется о первых делах Христа, а прочие содержат в себе повествования о событиях, последовавших за тем временем». К приведенным выдержкам из бл. Иеронима и Церковной истории Евсевия нам нечего прибавить. Из них каждый может видеть ясно, что повествование о начале общественного служения И. Христа находится в одном только четвертом Евангелии, которое в настоящем случае, равно как и во многих других, служит прекраснейшим и незаменимым дополнением к первым трем. События, относящиеся к началу общественного служения И. Христа, следуют в Евангелии Иоанна в таком порядке: прежде всего он приводит свидетельства Предтечи о Христе (1:19–37 ); затем повествует о первых учениках Его (1:38–51), о чуде в Кане Галилейской (2:1–11), о празднике Пасхи и очищении Господом храма Иерусалимского (2:13–16), о беседе И.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не менее легко разъясняется теперь и план «пролога», определяемый весьма различно. Если Сын являет Отца, то неизбежно требуется ближайшее отношение между Ними еще до исторического момента откровения первым второго, т. е. в доисторическом бытии, предрешающем реальную возможность конкретной Сыновней феофании. А когда это утверждено, – далее естественно следуют факты исторического обнаружения Бога чрез Сына в их натурально-логической преемственности от мира неразумного вплоть до человека. В этом случае логическая постепенность прямо совпадает с фактическою, – и в конце концов план «пролога» будет историко-логическим: сначала освещается домирное положение Логоса, затем творение мира и отношение к нему, домостроительство ветхозаветное и – в заключении – совершенное откровение Бога во Христе чрез воплощение Единородного Сына. Кем же и как совершалось дело богооткровения? Это был λ γος – говорит Евангелист Иоанн, не давая никаких ближайших предикатов для этого основного термина. Равным и в других местах своих писаний ( 1Ин. 1:1 ; Апок. 19:13 ) Апостол без всяких пояснений берет его в особом специальном смысле – применительно к Сыну Божию, и, очевидно, предполагает вполне понятным для своих читателей по общепринятому употреблению. К сему и нужно обратиться для точного истолкования. И вот с этой стороны в слове λ γος отмечается много разнообразных оттенков, 2 однако все они могут быть сведены к двум коренным понятиям: 1) разум и 2) слово. Лишь последнее значение господствует у Апостола Иоанна. Он употребляет этот термин для отдельного произнесенного наречения ( Ин. 2:22, 4:39, 41 ), для поговорки ( Ин. 4:37 ), определенного текста Писания ( Ин. 12:38 ), целой устной речи ( Ин. 6:60 ) – иногда совместно с содержанием того, что сказано ( Ин. 8:55 ), для заповеди, повеления, как божественной воли чрез Христа Иисуса ( Ин. 5:24, 38, 17:17 ). Подобно сему и у других новозаветных писателей λ γος означает словесное выражение божественное ( Лк. 5:1, 8:11 ; 1Кор. 14:36 ; 2Кор. 2:17 ), но вовсе не разум, как только духовную способность. В последнем случае это была бы лишь разумная сила верховного Бога в Его отношениях к миру, насколько она обнаруживается в творческих и промыслительных действиях и, следовательно, оказывалась бы конкретною персонификацией свойства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010