Часть II. Богослужение Глава первая. Храм В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог . «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» , – говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), – учил апостол Павел.Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–5 ). Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передаётся посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего. Он создаёт впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, всё небесное и земное соединяется под главою Христом ( Еф.1:10 ) и что в Нём мы все исполнены полнотою Божьею ( Еф.3:19 ). Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами – как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него – ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию – «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ) – присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего. Престол Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол:   он есть трапеза Царства Божия (см. Лк.22:30 ); на нём мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам даётся Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери. Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

26. Библейские тексты о воскресении Воскресение предсказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13:14 ). – «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). объяснено и описано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении... вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор. 15:41, 42, 52 ). ожидалось верными ветхого завета: «А я (говорит многострад. Иов) знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25, 26 ). – »Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование... жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» ( Евр. 11:19, 35 ). Иудеи веровали в воскресение: «Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес» ( Лк. 9:7, 8 ). «Марфа сказала Ему (Иисусу Христу): знаю, что воскреснет (Лазарь) в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). возвещено и доказано нашим Господом: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10:8 ). – «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» ( Мк. 12:25–27 ; Исх. 3:6 ). – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XXVII. О недостойных пастырях Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» ( 1Кор.2:11 ). Отсюда ясно видно, что в суждениях своих о людях мы можем весьма часто ошибаться. Если пастыри представляются нам недостойными, то всё же мы должны рассудить, таковы ли они на самом деле? Ведь знает только «дух, живущий в каждом из них». Впрочем, нельзя отрицать того, что пастырь может погрешать, ибо ведь он такой же человек, как и мы, а о нас, людях, апостол Иоанн Богослов сказал так: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» ( 1Ин.1:8 ). Да что говорить о пастырях, когда сам апостол Павел говорил о себе: «я плотян, продан греху... Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:14–19 ). Мало этого, среди апостолов был даже Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а другие апостолы знали, что он вор ( Ин.12:6 ); однако же Господь послал на проповедь и Иуду и велел принимать и слушать Иуду так же, как и прочих апостолов, ибо обо всех апостолах Он сказал: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ), «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» ( Ин.13:20 ). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию ( Рим.14:4 ; 1Кор.4:5 ) и суду закона ( 1Тим.5:19 ; Еккл.5:7–8 ). Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно из того, что злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрёт за народ» по той причине, что «на тот год был первосвященником» ( Ин.11:51 ). Если же допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную жизнь их может потухнуть и даже исчезнуть, если не возгревать его, то, значит, наоборот, надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского?! Нет, благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или наоборот закопать в землю ( Мф.25:14–30 ), но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа LXXVIII. О десятом члене символа веры. О крещении В ряду семи таинств православной Церкви таинство крещения занимает первое место, потому что оно служит для людей как бы дверью в самую Церковь , по слову Спасителя: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие, т. е. в царство благодати, а затем в царство славы ( Ин.3:5 ), и следовательно служит вместе дверью ко всем другим таинствам. Посему таинство это всегда преподается людям прежде других, и тот, кто еще не крещен, не может приступать к прочим таинствам православной Церкви. Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. В прошедшей беседе о таинствах вообще мы сказали, братие, что каждое таинство должно иметь следующие три существенные принадлежности: божественное установление, видимое действие и обетование невидимой благодати, сообщаемой чрез это действие. Посему и мы в беседе о каждом таинстве в отдельности, прежде всего, укажем на эти три признака. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Еще до установления Им этого таинства обычай крещения водою был в употреблении у евреев; так Иоанн Креститель, по слову апостола Павла, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, в Христа Иисуса ( Деян.19:4 ). Но крещение Иоанново не было таинством, оно не возрождало благодатию Св. Духа, потому что не было еще совершено искупления Иисусом Христом, а было только прообразом крещения Христова, крещением покаяния, приготовляло к принятию Иисуса Христа. Это крещение от Иоанна принял и Господь Иисус Христос, показав нам пример крещения и освятив воду, как средство освящения всего человечества. Самое же таинство установлено было Господом после Его воскресения, когда, совершив наше искупление, Он дал апостолам торжественное повеление: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ); иже веру иметь и крестится, спасен будет, а иже не иметъ веры осужден будет ( Мк.16:16 ). Приняв сию заповедь апостолы, как только сами облеклись силою свыше ( Лк. 24:49 ), начали совершать таинство крещения; так в первый же день по сошествии на них Святого Духа, по предложению апостола Петра, крестилось около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). От апостолов приняла таинство крещения и Церковь , в которой и совершается оно над всяким, кто хочет присоединиться к ней и получить вечное спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Святые — живые иконы Христа, воплощения евангельской жизни, были главным предметом размышлений владыки Вениамина (Федченкова). «Всемирный светильник» посвящен Серафиму Саровскому — возможно самому великому русскому святому. Фактически, это житие Серафима Саровского, но как всегда, у Федченкова, написанное просто и безыскусственно. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Глава I. Под кровом матери Земною родиною этого истинно небесного человека, о котором Сама Божия Матерь сказала: “Сей – от рода Нашего”, был град Курск, милостиво покрываемый чудотворною Ее иконою Знамения, именуемою “Коренною”. Под Ее особым попечением возрос до великой высокой святости преподобный Серафим и удостоился услышать от Нее пресладкое и славное наименование: “Любимиче Мой!” Телесным же родителем его был благочестивый купец и трудолюбивый строитель Исидор Иванович Мошнин. У него были свои кирпичные заводы, и он занимался постройкой каменных храмов и домов. Для этого дела требуется душа сильная и благоразумная, но Исидор Иванович отличается еще и твердою верою, и истовым благочестием. Еще более украшалась добродетелями мать будущего угодника Божия, истинная раба Господня, Агафия Фотиевна: она отличалась милосердием к бедным; в особенности же помогала сиротам-невестам выходить замуж. Но кроме этого она была одарена и глубоким разумом и мужественною душою, как мы это скоро увидим. От таковых родителей произросли три ветви: первое дитя – Параскева, старший сын – Алексей и младший брат его, будущий светильник вселенной, Прохор. В мире Божием нет ничего случайного; и даже малые, по-видимому, события имеют свой смысл: будущий богоносец, пламенный Серафим, прославленный еще на земле Фаворским светом славы преображения, родился в ночь с 19 на 20 июля  , то есть под день славного небошественника, огневидного Илии пророка, великого ветхозаветного постника и созерцателя славы Божией на Хориве, и собеседника Христу Господу на Фаворе. При крещении младенцу дано было имя Прохора, одного из 70 апостолов и первых диаконов церкви (Деян.6,5), память коего празднуется 28 июля, то есть в девятый день по рождении богоизбранного младенца; по церковному закону полагается нарекать святое имя в восьмой день (Лк.2,21); здесь дано на день позднее. При размышлении о сем небесном покровителе святого, диаконе – или “служителе” Христовой Церкви и попечителе о бедных и вдовицах (Деян.6,1), естественно приходит мысль и о преподобном, который сам называл себя слугою Божией Матери и по Ее повелению создал обитель для дивеевских “сирот” – девиц и вдовиц. А как истинный “наставник монахов” и инокинь и всему миру учитель о благодати, святой Серафим достойно получил свое имя, которое значит “начальник хора”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

протоиерей Ростислав Лозинский 5. Больные души A. Проблемы душепопечения психбольных. Б. Борьба за здоровую душу (лечение и исцеление) B. Задачи священника. Г. Ориентиры болезни (характеристика психических заболеваний, Апостол Павел и Добротолюбие о целом уме, Медицина о расщепленном разуме). Д. Приложение: случаи из пастырской практики. А. Проблемы душепопечения психбольных «Болезнь душевная гораздо тягостней телесной... она переходит с нами и в другую жизнь». (Свят. Григорий Богослов , Слово 14) Глубокое определение болезни вообще и возможность угнетения ею человека находится на первых страницах Библии. После грехопадения Бог осуждает змея-искусителя (т.е. соединение вместе двух начал: злого духа и представителя животного мира, добровольно вставшего на путь зла) и говорит: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.4:15 ) Эти слова касаются не только первых людей, но в них заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира. Названная здесь глубокая вражда, есть та внутренняя оп–позиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою. ( Ин.3:19–29; 7:7 ; 1Ин.2:15 ). Болезнь – это только часть из орудий зла против человека. Пастырь принимает участие в этой борьбе, направленной не против людей, но против греха и бесплотных сил зла ( Еф.6:12 ). Ему, как «семени жены» дана власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Пастырь может поражать зло «в голову» т.е. уничтожить его совершенно. Злу же дано право только жалить «в пятку», т.е. в срытую от глаз, незначительную часть человеческого организма. Болезнь «пяты» – это повреждение временного, недолговечного, внешнего, по отношению ко всему человеку. Священник должен следить за собой и своими пасомыми, чтобы змий не пробрался выше «пяты» и в область воли, разума и сердца. Ведь этой самой уязвимой пятой христиане призваны давить гадину, т.е. все внешние несчастья обращать на свою духовную пользу. Христос, как совершеннейшее «семя жены» и сегодня совершает дело обновления или спасения человеческого рода. До ныне существует евангельская Вифезда, Дом Милосердия, Святая Церковь , куда приходит Христос и через церковные священнодействия непрерывно общается с верующими. А пастырь – орудие божественной благодати, через которое приходящие очищаются, освящаются и исцеляются от душевных и телесных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предисловие И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников. ( Мф.21:12-13 ) Вопрос о торговле в храме задавал себе, наверное, каждый. Многие спрашивали об этом священников и лишь немногие решились разобраться в этом вопросе основательно. Почему существуют цены во многих храмах, угодно ли это Богу, что об этом говорит Библия, святые отцы и каноны церкви? На эту тему было много написано различных статей, но наша совесть, которая является голосом Божьим, нам подсказывает, что здесь что-то не то. Согласитесь, что кощунственно оценивать таинство Крещение в денежном эквиваленте, потому как это благодать Святого Духа, которая не продается. И действительно, торговли «требами» в храмах не было до 60х годов ХХ столетия, и только безбожная советская власть с целью скомпрометировать Христову Церковь добилась введения в храмах торговли. Об этом так говорил патриарх Алексий II: «Сегодняшняя практика “церковной торговли” возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение “исполнительного органа”, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка “торговать” требами осталась». (Епархиальное собрание 2004 г.) Но если даже не учитывать исторически позднее возникновение торговли в церкви, можно ли как-то оправдать это явление или нет? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе как можно глубже и честно. Священное Писание о торговле в храме В Библии нет повеления Божьего, где было бы сказано, что торговля в храме разрешена, более того, мы находим запрет на это. Господь наш Иисус Христос дважды выгонял торгующих из храма: первый раз в начале Своего проповеднического служения ( Мф.21:12-13 ; Мк.11:15-19 ; Лк.19:45-46 ), второй раз в конце, перед  крестными страданиями ( Ин.2:13-17 ). Об этом святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея ( Мф.21:12-13 ) пишет так: «Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме». Мы видим, что торговля в храме настолько мерзка в очах Христа, что Он изгоняет торгующих дважды, и не только торгующих, но и покупающих (на последний факт мало кто обращает внимание). Господь наш Иисус Христос показывает нам, с каким благоговением должны мы относиться к храму, и насколько мы со страхом Божьим должны удаляться от торговли в нем, чтобы и нас Он не выгнал из Царства Небесного.

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа» 19 января 2007 г. 17:17 В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» (Федеральный выпуск, N4273 от 19 января 2007 года). Слава сквозь боль — Ваше Святейшество, мы сейчас между двумя большими праздниками Рождества и Крещения Господня. Скажите, как вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в вашей жизни вам больше всего запомнилось? — Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем Рождество Христово — событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле. Рождество и Крещение Господне — одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать. Вспоминая минувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летия Рождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самом месте, где родился Спаситель мира, и все мы — большинство Предстоятелей Поместных Православных Церквей — собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогда пастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимая ни с чем радость — первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя, который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества. — Два этих замечательных праздника омрачены двумя трагедиями — убийством священника Олега Ступичкина в Свердловской области и гибелью семьи священника Андрея Николаева в Тверской области. Первый социальный диагноз, который прозвучал, — невероятная нравственная деградация и виновных в гибели священников, и самого общества. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о нравственном состоянии современного российского общества — что у вас вызывает беспокойство, что внушает надежды?

http://patriarchia.ru/db/text/184826.htm...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны. Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

http://pravoslavie.ru/114405.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010