Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине в том или ином виде. В 2019-м году авторам уже доводилось говорить об этом на радио «Радонеж», однако эту сложную тему стоит более основательно рассмотреть в статье.   Десятина в Библии В древнем Израиле существовала довольно сложная система налогов на содержание храма, его служителей и благотворительные цели. Израилю предписывалось ежегодно приносить начатки плодов в «дом Господень» (ср. Исх. 23, 16, 19; 34, 26; Втор. 26, 1–11), отделять десятину на содержание левитов (ср. Числ. 18, 19–21), которые из своей доли отдавали священникам «десятину из десятины» (ср. Числ. 18, 26–29). Каждый 3-й год десятина отдавалась не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (ср. Втор. 14, 27–29). Поскольку Израиль получил землю и ее плоды от Господа (ср. Втор. 26, 8–10; Пс. 23, 1), то неуплату десятин и отказ от приношений в «дом Господень» пророк Малахия называл «обкрадыванием» Бога (Мал. 3, 8–10). По утверждению Иосифа Флавия, в Израиле полагалось ежегодно уплачивать две десятины, а третью – в третий и шестой год семилетнего цикла. Таким образом, в течение этого цикла отделялось 16 десятин, что составляло более 22% от ежегодного дохода населения и было для него нелегким В Новом Завете Господь Наш Иисус Христос не отменяет десятину, но делает акцент на главном, которое есть «суд, милость и вера» (Мф. 23, 23). Обличая книжников и фарисеев за то, что они дают десятину даже «с мяты, аниса и тмина», но не исполняют главное в Законе, Господь говорит: «Сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23, 23; Лк. 11, 42). А.П. Лопухин в своей Толковой Библии так поясняет это место из Евангелия: «Прямой смысл [слов Христа] таков: должно было соблюдать требования суда (справедливости), милости и веры, не оставляя уплаты десятин». По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, десятину надо понимать аллегорически: «…каждый учитель должен требовать от народа десятину, то есть требовать от десяти чувств (пяти телесных и пяти душевных) суда, милости и веры. Сие надлежало делать”, – говорит Господь, не повелевая этим давать десятину от овощей, но устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву».

http://bogoslov.ru/event/6026410

5 . Каждому различным образом Спаситель служит на пользу. Для хотящих веселия бывает Виноградом; требующим себе входа становится Дверью; желающим вознести молитвы бывает Ходатаем Архиереем; для согрешающих бывает Агнцем, да принесется за них в жертву. Для всех Он все, Сам пребывая по существу Своему таковым, каков есть. Ибо, пребывая неизменным и имея непреложное достоинство истинного Сына, как добрый какой-либо врач и сострадательный учитель, снисходит немощам нашим. Будучи Господом по самой истине, не по преимуществу получил господство, но естественное имеет право владычества; и не в обыкновенном смысле, как мы, называется Господом, но в самом деле есть Господь, поскольку изволением Отца обладает Своими творениями. Ибо мы имеем господство над людьми равными и подобными нам, а нередко и над старшими, и часто юный господин обладает старыми рабами. Не таково владычество Господа нашего Иисуса Христа. Но прежде Он Творец, потом Господь. Прежде сотворил по воле Отца все, потом Своими творениями обладает. 6 . Христос есть Господь, Который родился в городе Давидовом ( Лк.2:11 ). И хочешь ли знать, что Христос с Отцом еще прежде, нежели принял человечество, есть Господь? Чтобы ты не только верой принял слова эти, но и доказательство на них имел из Ветхого Писания, раскрой первую книгу Бытия, так говорит Бог: сотворим человека, не по образу Моему, но по образу Нашему ( Быт.1:26 ), а по сотворении Адама говорит Писание: и сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его ( Быт.1:27 ). Ибо не в Отце только заключает Писание достоинство Божества, но усваивает его и Сыну, чтобы показать, что человек есть творение не только Бога Отца, но и Господа нашего Иисуса Христа, так как и Он есть истинный Бог . Сей Господь, творящий вместе с Отцом, содействовал Ему и в казни Содома, как говорит Писание: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба ( Быт.19:24 ). Сей Господь явился также Моисею (см. Исх.3:2, 6; 34:5–6 ), сколько он мог Его видеть. Ибо человеколюбивый Господь всегда снисходит нашим немощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Все это сказал пророк, – говорит блж. Феодорит, – не потому, что так совершенно и было, но потому, что так умопредставляется верою» с. 74]. Как в настоящем стихе говорится о землетрясении, так в следующих за ним (до ст. 16) пророк высказывает другие грозные прещения гнева Божия на беззаконных и нечестивых людей. И хотя ни землетрясений, ни других особенно страшных явлений видимой природы не было во времена Давида, если не считать за таковое моровую трехдневную язву ( 2Цар.24 ), тем не менее, такие явления всегда были возможны, и описания таких явлений, бывших прежде Давида, были ему известны из священных книг. Таким образом, боговдохновенный псалмопевец в рассматриваемом псалме изображает если не действительные события, то всегда возможные. «И поколебалась, и потряслась земля; и основания гор пошатнулись и поколебались. Ибо Господь Бог прогневался на них». Так читается это место псалма по русскому переводу, и в нем ясно говорится о землетрясении. Таковое землетрясение было во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.27:51 ). О бывающих в разных местах землетрясениях нередко приходится слышать и в наше время; они, без сомнения, бывали и в древние времена, и о них псалмопевцу было небезызвестно. Некоторые из священных толкователей псалмов видят в этом месте псалма пророчество о втором и страшном пришествии Христовом, когда будут великие знамения, большие землетрясения по местам и ужасные явления ( Лк.21:11 ). Яко прогневася на ня Бог – слова эти сказаны в отношении к нечестивым людям, против которых воспламенился гнев Божий. В русском переводе с греческого это место псалма читается так: «Взвился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился: угли горели подле Него. И наклонил Он небеса и сошел: и мрак под ногами Его». Первая половина этих изречений (ст. 9) напоминает погибель нечестивых городов ханаанской земли Содома и Гоморры ( Быт.19:24 ), когда нечестие и беззакония жителей этих городов воспламенили гнев Божий, и Господь пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, ниспроверг города сии, и всю окрестность, и всех жителей их, и превратил всю местность в сланое, или так называемое Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Далее, Господь Иисус Христос совершал свои чудеса так, что решительно невозможно было предполагать в них каких-либо естественных сил или тайного искусства. Он совершал их без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; совершал одним словом, нередко одним прикосновением, или даже мыслию и желанием ( Лк.6:19 , Ин.4:50–54 , Мф.8:8–13 и мн. др.),– совершал не в одном каком-либо месте и не в одно какое-либо время, а напротив, – всегда и везде, открыто и всенародно. Сами враги Спасителя, фарисеи и саддукеи, книжники и священники, признавали подлинность Его чудес, как поразительных и необычайных явлений и только не хотели видеть в них действий Божественного всемогущества. «Что сотворим, яко Человек Сей многа знамения творит? – говорили они между собою, – аще оставим Его тако, вси уверуют в Него» ( Ин.11:47–48 ). Сам Господь указывал, на свои чудеса, как на важнейшее доказательство своей Божественности. «Аще не творю для Отца, – говорил Он пред всеми, – не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делам Моим веруйте» ( Ин.10:27–28 ). «Дела, Яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» ( Ин.5:36 ). Ясно, что Господь приписывал Себе способность творить чудеса только как Богу. Только полное обитание Божества в Иисусе Христе, Спасителе нашем, и может объяснить Его чудесные действия. В самом деле, мог ли быть простым смертным Тот, одно слово Которого уничтожало телесные слабости людей, изгоняло болезни, очищало прокаженных, восстановляло расслабленных, слепых делало зрячими, слабых сильными, утишало бушующее море, прекращало бурю, вызывало мертвых из гробов, изгоняло злых духов,– одно прикосновение к Которому было достаточно для исцеления от неизлечимых болезней? Это был поистине Господь всей твари и природы, Владыка жизни, смерти и преисподней, Бог спасающий и милующий людей, Творец и Создатель всего. Если Он давал людям то, чего недоставало им от рождения, то ясно, что Ему было подчинено и самое рождение, а отсюда уже несомненно и Его Божество. Величайшее из чудес Господа Иисуса Христа – Его собственное воскресение – представляет достойное заключение Его богочеловеческой жизни и деятельности; оно есть самое блестящее доказательство Его Божественного достоинства, подтверждение и завершение всех Его чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Для чего чадо, ты уклонился с пути, который говорит: кто я? прах и пепел ( Быт. 18:27 ). Ты хочешь идти путем неправым, полным скорбей и опасностей. Где оставил ты мои слова, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и где видишь себя преобладающим? Где ты был и где я желаю быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на привязи? Где данные тебе мной заповеди? Не будут ли на тебя жаловаться? Плачь и проливай слезы, не предавайся любоначалию, ни в чём не сравнивай себя с другими. Обрати свою любовь на другой путь, отвергнись мира, взойди, наконец, на крест, воспари от земли, как сказано: отрясите прах от ног ваших ( Мф. 10:14 ). Пренебреги стыдом, отдавай всякому человеку предпочтение перед собой, оплакивай своего мертвеца: вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Лк. 6:42 ). Устрой угрожающий падением дом твой. Возопи: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня ( Мк. 10:47 ). Знай, что: заграждаются всякие уста ( Рим. 3:19 ), и не ленись благодарить во всякое время. Запри дверь твою для врага, и пусть слова твои: взвешиваются на весах ( Сир. 21:28 ). Затвори дверь твою и не засыпай в беспечности, чтобы не услышать тебе внезапно: вот, жених идет, выходите навстречу ему ( Мф. 25:6 ). Что ты скажешь тогда? Не время, я занят. Господь успокоил тебя, а ты хочешь трудиться. У тебя нет времени скорбеть, проливать слезы и плакать о грехах своих. Помни, что сказал Господь о том, что двери будут затворены. Спеши, чтобы не остаться вне с неразумными девами. Прейди помыслами от этой суетной жизни в будущую. Отложи земное и взыщи небесное. Оставь тленное и обрети нетленное. Беги мыслью от временного и встретишь вечное. Умертви плотское, чтобы жить совершенной жизнью. Ты знаешь, зачем я говорю это, так образумься. Трудись над этим тщательнее и обретёшь сокровища в Боге. Не посрами седин моих, молящегося о тебе день и ночь. И не говори, брат: как все монахи, так и я. Говорю тебе – много растений на горах, на холмах, в лесах, на полях, но плодовитые достойны сада, бесплодные же пригодны к сожжению огнем. Сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:34 ), священник ли он, царь или монах: Ибо нет лицеприятия у Бога ( Рим. 2:11 ). Если сподобившийся облечься в святую схиму не творит дел, приличных ей, он как дерево, покрытое многочисленной листвой, но бесплодное. Поэтому тебе, говорящему – как все монахи, так и я, не принесут эти слова никакой пользы в тот час, когда душа твоя разлучится с телом. Напротив, это станет напутствием к мучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Наши деньги заработаны нами для удовлетворения наших нужд. Нужно помнить, что по большому счету возможность зарабатывать деньги – это Божий дар. Её не было бы, не имей мы разума , здоровья , способностей и др., а потому нелишним будет помнить о благодарности Богу и долге милосердия по отношению к другим людям. Зачем тратить деньги на помощь другим людям? Всё равно мы не сможем помочь всем. Действительно, каким бы милосердным ни был жертвующий и скольким бы людям он ни помог, он никогда не справится с бедностью , болезнями и страданиями в масштабе не то чтобы целого мира, а даже отдельной страны или города. Однако постановка вопроса, мол, «бедных всё равно меньше не станет, что толку от моей помощи кому-то одному?» не верна. Милосердный человек, живущий в обществе, где полным-полно нуждающихся в помощи людей, кому-нибудь да постарается помочь. Мы не отвечаем за весь мир, но ответственны в возможной нам области. Бывает ли накопление ко благу? История знает много примеров, когда к накоплению прибегали и Божьи угодники, например, собирая средства на строительство или благоустройство храмов , больниц, приютов, монастырей . Так, Иосиф 7 лет собирал в житницы хлеб, зная, что за ними последуют семь неурожайных годов ( Быт.41:48 ). Впоследствии благодаря этому мудрому шагу он избавил от неминуемой голодной смерти множество людей, включая собственных братьев и отца. Царь и псалмопевец Давид, радея о возведении Божьего храма в Иерусалиме, заготовил необходимые для его строительства и дальнейшего обустройства материалы, в том числе дорогостоящие (например, золото и серебро) ( 1Пар.29:2-5 ). Впоследствии его сын, Соломон, построил величественный храм, используя эти самые материалы. Ученики Варнавы и Павла, в Антиохии, узнав от пророков о надвигающемся голоде, участвовали в сборе средств для отправки их в Иудею, братьям по вере ( Деян.11:27-30 ). Грех ли тратить деньги на хобби? У каждого свои увлечения. Если человек с детства мечтал о какой-либо вещи, антикварном предмете, собаке редкой породы, игрушке, ему это нравилось, он интересовался историей предмета, читал книги, статьи и откладывал деньги, чтобы потом купить этот предмет, почему бы и не приобрети его? Главное, чтобы человек не ставил вещи выше духовных ценностей, подобно евангельскому богачу ( Лк.16:19-31 ), чтобы не прилеплялся к ним страстно, не делал из них кумира или идола, и жил по закону Божьему . Иногда зарабатывание денег на семью идёт в ущерб самой семье . Что делать?

http://azbyka.ru/dengi

Одним из величайших примеров надежды и упования на Бога в отчаянных обстоятельствах была преподобная Мария Египетская. Наверное, поэтому с ее именем и связан так тесно весь Великий пост. Грех, сковавший Марию, возможно, тоже вверг бы ее в отчаяние: ведь она уже даже просто физически не могла войти в храм, где находилась святыня. Но вместо отчаяния пришло трезвение, за ним — раскаяние, а с раскаянием было положено и начало величайшего покаянного пути. Мы вспомнили преподобного Силуана, который долгие годы молился и в конечном итоге был утешен — и можно было бы возразить, что он, дескать, был монахом и потому способен был на такой подвиг. Но вот мы видим, как обычная, простая и слабая женщина десятилетия борется с пагубной блудной страстью — в одиночестве, в пустыне, в лютом холоде и тяжелом зное. Не потому ли не могла она позволить себе отчаяться, что уже познала внутренний ад — он был явлен ей в том состоянии, в котором она так легко и беспечно жила? Нам важно помнить, что святыми становились не те, кто не согрешал, а те, кто восставал от греха. Им было от чего и к Кому бежать. Бежать отчаянно. Поэтому, когда одолевают помыслы о нашей грешности и неисправимости, важно не забывать совета святителя Тихона Задонского: «Мы желаем быть с разбойником, который при самом конце жизни произнес один возглас покаяния: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”, и услышал от Христа, распятого на Кресте: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 42–43). А когда с разбойником будем в раю, будем и с Самим Христом, поскольку разбойник этот в раю со Христом, а значит, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые». Газета «Православная вера» 07 (555) скрыть способы оплаты Комментарии Ася Мингалинова 19 января 2018, 11:02 Спаси Господи за такую работу. Очень поддержали Ваши слова... Светлана Муханова 30 августа 2016, 15:27 Спасибо,я аж прослезилась.Я тоже грешница великая и тоже на душе плохо,но умирать добровольно не хочу,я еще нужна здесь,на земле.Я должна искупить свои грехи,очиститься,чтобы больше не повторять.

http://pravoslavie.ru/92647.html

Пс.15:11 ). Такое благоволение Божие царь заслужил своею крепкою, непоколебимою надеждою на Бога: он уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется – или в своем уповании, т. е. никогда не перестанет уповать (ср. Кол.1:28 ; Евр.6:18–19 и бл. Август.), или же в своем счастии (ср. Пс.9:27; 14:5 ), т. е. постоянно будет иметь успех в своих военных предприятиях и не потерпит неудачи (Зигабен). Так и обетованной Давиду Христос, в крепком уповании Своём на Отца небесного ( Евр.5:7 ; Мф.27:43 ), Его всемогущею силою совершив дело человеческого спасения и воскресши из мёртвых ( Деян.2:24–26, 32–33 ), вошёл в предназначенную Ему вечную славу ( Лк.24:26 ; Ин.13:31–32; 17:5:24 ), воссев одесную Отца на небесах превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф.1:20–21 ). Ст. 7 с евр. можно переводить в смысле не причинного, а дополнительного предложения к ст. 6 и первую его половину при этом считать параллелью концу 2 и 8 ст. Быт.12 : «так что (= , слав. к) Ты поставишь его в благословение на век (ср. халд.-сирск., вульг. и бл. Иер.), т. е. так прославить и возвеличишь его явлением Твоей спасительной помощи, что он навсегда сделается предметом и источником благословений всех народов земных. Сл.-гр.-лат. (=сирск.) чт. во вкъ вка вм. евр. халд. русск. на веки образовалось, вероятно, вследствие перенесения сюда древними переводчиками, или последующими переписчиками, конца 5-го ст. Выражение: возвеселиши съ лицемъ твоимъ (=грек.-лат.), – лучше было бы заменить: лица твоег) (=сирск. русск. и Амфил.) или лица твоег (=халд. и еп. Порфирий), предъ лицемъ твоимъ (=Симм., бл. Иер., ср. Пс.15:2 ), т. е. от созерцания Твоего лица, или от ощущения Твоего присутствия. 9–13. Одержанная царём при помощи Божией победа и уверенность во всегдашнем благоволении Божием к нему (ст. 7) дают молящемуся народу основание высказать пред царём желание и надежду, что он подобным же образом и впредь будет могущественно поражать всех врагов своих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Суета есть, или неимеющее мысли слово, или бесполезная вещь, или неосуществимый замысел, или неведущее к концу тщание, или вообще что либо не служащее ни к чему полезному» [с. 8]. «Ибо обвинение пало бы на Сотворшего все, если бы и все было суетою, и создателем сего оказался у нас Тот, Кто все привел в бытие из ничего» [с. 10]. «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Еккл. 1:11). «Он как бы так сказал: память о том, что было по первоначальном благоденствии, и от чего человечество стало погруженным во зло, изгладит то, что по прошествии долгого времени произойдет напоследок. Ибо не будет памяти о сем по совершившемся напоследок, то есть всецелое уничтожение памятования зол соделано для естества последним восстановлением о Христе Иисусе. Ему слава и держава, во веки веков! Аминь» [с. 24]. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом» (Еккл. 1:13). «Вот причина, по которой Господь пришел к людям во плоти, – вдать сердце Свое, еже рассмотрети в мудрости Своей о бывающих под небесем. Ибо что выше небес, то, как неодержимое болезнью, не имело нужды в назирающем и во врачующем. Посему, так как зло на земле (пресмыкающийся и наглый зверь – змий, влачась на персях и на чреве, в пищу себе обращает землю, не питаясь ничем небесным, но, влачась по тому, что попирается, попираемое имеет всегда в виду, блюдя пяту человеческого шествия, и вливая яд в утративших власть наступати на змиев (Лк. 10:19)); то вдал посему сердце Свое взыскати и расмотрети о всех, бывающих под небесем. Ибо в том, что превыше небес, Пророк неуничженным видит божественное великолепие, говоря: взятся великолепие Твое превыше небес (Пс. 105:43). Сие-то пришел рассмотреть Екклесиаст, а именно, что под небом произошло такого, чего небыло прежде: как произошла суета, почему стало преобладать неосуществившееся, какое владычество у того, чего нет? Ибо зло не самостоятельно; потому что не от сущего имеет свою особность. А что не от сущего, то, конечно, не существует особым естеством; и однакоже уподобившимся суете преобладает суета. Поэтому пришел изыскать Своею премудростью, что произошло под солнцем? Что за смешение в том, что делается здесь? Как сущее поработилось не сущему? Почему неосуществившееся владычествует над сущим?» [с. 26–27].

http://sedmitza.ru/lib/text/431615/

Существуют достаточно убедительные доказательства использования символа креста в I веке. В книге доктора Пола Майера «First Christians» приводятся следующие результаты раскопок дома в Геркулануме «…освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий…» В нем «…есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене…» Доктор Майер делает следующий вывод: «Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба…». 388 Результаты раскопок 1873 года тридцати захоронений к юго-востоку от Иерусалима, подтверждают такой вывод. Производивший исследования Шарль Клермон – Ганне обнаружил на известняковых погребальных урнах выбитый над именем усопшего крест. Первоначальное захоронение датируется 70–135 г.г. по Р. Х. 389 Такие же изображения найдены на 11 погребальных урнах с христианского кладбища в Вифании, дата захоронения которых 42–43 г.г. по Р. Х. 390 . Итак, из Евангелия нам известно, что Господь Иисус: «неся крест Свой… вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа…» ( Ин.19:17 ) Многие историки свидетельствуют, что осужденные сами несли patibulum, перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (τν σταυρν ατο)» ( Мф. 27:32 = Мк. 15:21 = Лк. 23:26 ). В обоих случаях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения «Общества Сторожевой башни». Как же выглядят крестные страдания Спасителя в изданиях «Свидетелей Иеговы»? По их мнению «Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стаурос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40 , прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства» 391 . Слово « σταυρς», однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест 392 . Руттерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол «σταυρω», также встречающийся в различных формах в Новом Завете (напр. Мρ. 15:27 и т. д.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте 393 . Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести «Свидетелей Иеговы» к мысли, что распятие в Новом Завете, это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и « σταυρς» означает в Священном Писании не столб, а крест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010