Лк.20:18 .  Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Лк.20:19 .  И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. Притча о винограднике у евангелиста Луки стоит ближе всего к тому, как она изложена у евангелиста Марка ( Мк.12:1–12 ; ср. Мф.21:33–46 ). «Начал говорить Он народу» (стих 9). Согласно Марку, Господь сказал притчу первосвященникам, книжникам и старейшинам ( Мк.12:1 : «им»; ср. Мк.11:27 ), а не народу. Но евангелист Лука, вероятно, под «народом» понимает и первосвященников с книжниками и старейшинами. По крайней мере, и из его Евангелия ясно видно, что при произнесении притчи присутствовали и эти лица (ср. стих 19). «Слышавшие же это сказали: да не будет!» (стих 16). По-видимому, это были люди из среды простого народа, которые поняли, что Господь изображает в притче отношение к Нему со стороны представителей иудейства. Они говорят, что им не хочется, чтобы виноградари убили «сына», т. е. им жаль Христа. «Что значит сие...» (стих 17). Правильнее: что же в таком случае, если должно сбыться ваше желание «да не будет», должно означать изречение Писания «камень»? – т. е. в таком случае не исполнится воля Божия, изреченная обо Мне в Писании. «Всякий, кто упадет» (стих 18; см. Мф.21:44 ). «Ибо поняли» (стих 19). Кто? Народ или иерархи? Согласно евангелисту Луке, скорее, народ, который понял, что притча сказана об иерархах (ср. стихи 16–17). Евангелист как бы хочет сказать, что народ, понявший притчу, указывавшую на замыслы иерархов против Христа, был уже настороже, и этого-то боялись иерархи, почему и не посмели наложить на Христа руки. Лк.20:20 .  И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Лк.20:21 .  И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Брат сказал: кто же, отче, может исполнить все заповеди, - когда их столько? - Старец ответил на это: тот, кто подражает Господу, и последует Ему шаг за шагом. Брат сказал: а Господу кто может подражать? Господь был Бог, хотя и соделался человеком, а я человек грешный, порабощенный безчисленным страстям. Как же могу я подражать Господу? Старец ответил: из тех, которые порабощены миру и суетностям его, никто не может подражать Господу, те же, которые могут сказать: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Мф.19:27), получают силу подражать Господу, и по всем заповедям Его направляться. Брат говорит: какую силу? - Старец ответил: Его самого послушай, что говорит: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:19). 4) Таковую силу и власть получив Ап. Павел говорил: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (Фил.3:17). И опять: ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу (Рим.8:1). И еще: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Также: мне мир распяся и аз миру (Гал.6:14). 5) Об этой же власти и помощи, пророчествуя, Давид говорил: живый в помощи Вышняго, в кровь Бога небеснаго водворится. Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1-2). И немного ниже: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия... Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих (Пс.90:11-13). Те же, которые к плоти пристрастились и любят суетность мира, послушай, что слышат от Господа: Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин (Мф.10:37). И еще: иже не носит креста своего и в след мене грядет, не может мой быти ученик (Лк.14:27). Также: иже не отречется всего своего имения, не может мой быти ученик (Лк.14:33). И так желающий быть Его учеником, и явиться достойным Его, и силу от Него получить против духов злобы, отстает от всякого плотоугодливого обычая и обнажает себя от всякого пристрастия к вещественному; и таким образом подвизается против невидимых врагов за заповеди Господни, - как Сам Господь подал нам образец тому в Себе, и тогда, как был искушаем в пустыне от начальника их, и тогда, когдя явяся в мир (во время всенародного служения), был искушаем от тех, кои действовали под влиянием их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/622/...

3) В рассуждении ближнего. α) Завистливый ближнего, коего любить должен – ненавидит и гонит. Так Саул, томимый завистью, ищет убить Давида за то, что он победил Голиафа и за то, что жены воспели Давиду: Давид победи со тмами своими ( 1Цар.18:7 ). β) Завистливый старается потемнить славу другого, и советует о его погибели. Так Аман исходатайствовал у Артаксеркса указ о истреблении всех Евреев, чтобы, воспользовавшись сим случаем, мог истребить и Мардохея, коего слава и сродство с царицею Амана, к зависти и ко гневу возбуждали ( Эсф.3:8–9 ). γ) Завистливый забывает дружество и братскую любовь. Что побудило Каина воздвигнуть руку свою на жизнь брата своего Авеля, и пролить кровь невинную? ( Быт.4:4–5 ) – Зависть. Что было причиною того, что сыны Иаковлевы продали Иосифа, брата своего, в Египет? ( Быт.37:4 ) – Зависть. Что возбудило Рахиль ревновать сестре своей и желать смерти? ( Быт.30:1 ) – Зависть. Что побуждало Исава желать смерти Иакову? ( Быт.27:41 ) – Зависть. Что произвело гнев в Елиаве на Давида, брата своего? – Зависть. Вот, как не разбирает зависть ни дружества, ни сродства. δ) Завистливый, в противность наставлению Соломона: не радуйся о злодеющих ( Притч.24:19 ) – радуется, когда видит другого, утесняемого несчастьем. ε) Завистливый умаляет достоинства ближнего, хотя бы они высочайшие были; а пороки, хотя малейшие – возвышает. Фарисеи не хотели взирать на учение и чудеса Христовы, но примечали за ним в Его поступках: яко ко грешну мужу вниде витати ( Лк.19:7 ). Несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит ( Ин.9:16 ). Завистливый видит сучок в глазу брата своего, но оный ему бревном представляется. Завистливый не то точию видит, что есть, но и то, чего нет. [Снеси: ( Лк.11:15–19, 17 ), ( Мф.9:11–21, 15 )]. Но при всём том завистливый, в намерениях и предприятиях своих, несчастлив: ибо ежели даёт Бог, то ничего не действительна зависть. Он не только не вредит ближнему, но и прославляет оного: ибо тот бывает ненавидим за дары Божии, в рассуждении коих по справедливости просиявает.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

И также говорил его царственный предок – пророк Давид: «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» ( Пс.87:5-13 ). Вот участь всех без исключения людей древности. Все они спускались в темные бездны Шеола. Да, там было некое различие в положении душ умерших. Праведники были на лоне Авраамовом ( Лк.16:22 ), куда их приносили ангелы и они ощущали некое утешение ( Лк.16:26 ). От грешников их отделяла пропасть, которую ни те, ни другие не могли перейти. И сами грешники пребывали в различных степенях наказания. Богач мучился от неутоленного стремления к наслаждению ( Лк.16:23-25 ). Души убийц несли на себе позор свой, и их окровавленное оружие лежало под их головой ( Иез.32:25-27 ). А в самых глубинах ада, полных грязи, смрада и червей были души гордецов ( Ис.14:11 ). Но все они были в одном страшном месте, в темнице душ ( 1Петр.3:19 ), в стране, откуда нет возврата. Разница была только в том, что одни надеялись на то, что Бог Сам вмешается в их судьбу и избавит их из-под тени смерти, а другие – нет. «Во всемирном узилище адском от века пребывали скончавшиеся праведные и неправедные. Но пророки и все праведники непрестанно молили оттуда Господа, чтобы избавил их от скорбей и от вечно-мрачной ночи… Всемилосердый Господь Христос, услышав их, не почел справедливым сделать причастниками своего человеколюбия только тех, кои жили во время пребывания Его на земли и после оного жить будут; но и тех, кои прежде Его пришествия содержались во аде, и сидели во тьме и сени смертной; посему людей, находящихся во плоти, Он посетил с одушевленною плотью, а душам разлучившимся с телами явился с божественною и пречистою душою, которая, разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством».

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Лк.10:26 .  «Он же рече к нему: в законе что писано есть? како чтеши?» Поскольку закон Моисейский «никогдаже может приступающих совершити» ( Евр.10:1 ) и следственно достойными соделать вечной жизни, вера же во Христа могущественна «спасти до конца приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ): того для не сказал ему: если сохранишь Моисейский закон, внидешь в живот; но вопросил его, что есть писано в законе? – да, приявши случай чрез ответ его, научит его и о смотрении воплощения Своего. Что, говорит, в законе Моисейском есть писано? Како, то есть, с каким духом и намерением читаешь ты закон? Письменно ли только, яко Иудеянин, или и духовно, яко истинный Израильтянин? Лк.10:27 .  «Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе.» Другое ласкался законник услышать, однако не то услышал. Почему, будучи принужденным, предлагает законные слова, заключающиеся в книгах Левит и Второзакония, и научающие от всего сердца и души, и силы, и помышления любить Бога и ближнего, и живот обещающие хранителям сея заповеди ( Лев.19:16 ; Втор.5:6, 30:6 ). Лк.10:28 .  «Рече же ему: право отвеща, сие сотвори, и жив будеши.» Законник не веровал Иисусу Христу; почему же убо Иисус сказал ему: «сие сотвори, и жив будеши», то есть, наследует вечную жизнь? Или может кто спастись без веры во Христа? Да не будет: «без веры бо во Христа не возможно угодити Богу» ( Евр.11:6 ). Таким же образом ответствовал законнику Богочеловек, во-первых, для того, поскольку Моисейский закон есть пестун и наставник в вере во Христа. Кто верует учению Моисейскому, верует тот Иисусу Христу, по сему: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне» ( Ин.5:46 ). Во-вторых, «всяк любяй рождшаго любит и рожденнаго от него» ( 1Ин.5:1 ). Кто истинно любит Бога, тот не пребывает во тьме неведения, но Богом просвещаемый, освещается светом веры. Свидетельствует о сем и Корнилий сотник, и Мурин Кандакии царицы, и другие многочисленные, которые, не имея веры во Христа, поскольку любили Бога, просвещены были от Него, и уверовали в Того, егоже послал есть, Иисуса Христа. Что же на слова Спасителя сказал законник?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Богатство часто служит препятствием христианину при восхождении в царство небесное: Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное ( Мф.19:23 ). Обольщение богатством заглушает в сердце человека глас слова Божия: Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно ( Мф.13:22 ; Мк.4:18–19 ). Любовь к богатству есть корень всех зол: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:10 ). Богатство часто ведет: а) к гордости и забвению Бога: Ум твой возгордился богатством ( Иез.28:5 ). Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего ( Втор.8:14 ); б) к оставлению Бога: Утучнел Израиль, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его ( Втор.32:15 ); в) к заботам: Пресыщение богатого не дает ему уснуть ( Еккл.5:11 ). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога ( Притч.15:16 ); г) к притеснению: Не богатые ли притесняют вас? ( Иак.2:6 ); д) к роскоши и обману: Вы роскошествовали на земле и наслаждались: напитали сердца ваши как бы на день заклания. Вот плата, удержанная вами у работников, вопиет ( Иак.5:4–5 ). Удовольствия приводят богатого к бедности: Кто любит веселье, обеднеет, а кто любит вино и тук, не разбогатеет ( Притч.21:17 ). Богатство от суетности истощается ( Притч.13:11 ). Жизнь человека зависит не от изобилия богатства: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.11:15 ). Алчущий богатства а) навлекает несчастие на свой дом: Корыстолюбивый расстроит дом свой ( Притч.15:27 ); б) впадает в искушения и похоти: Желающие обогатиться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). Богатство не может избавить в день гнева: Серебро их [Иудеев] и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа ( Иез.7:19 ; Соф.1:18 ). Не поможет богатство в день гнева ( Притч.11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Брат сказал: «Кто может, отче, соблюсти все заповеди, столь великие числом?» Старец ответил: «Подражающий Господу и следующий по стопам Его». Брат вопросил: «А кто может, отче, подражать Господу? Ведь Господь был Богом, даже став человеком. Я же — человек грешный, порабощенный бесчисленными страстями. Как могу я подражать Господу?» Старец ответил: «Из порабощенных веществом мира никто не может подражать Господу. И лишь могущие сказать: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27) — одни они приемлют силу подражать Ему и свершать заповеди Его». Брат спросил: «Какую силу?» Старец ответил: «Внемли Самому Господу, глаголящему: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). 4. Восприняв эту силу и власть, Павел сказал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Также: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). И еще: «...для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). 5. Пророчествуя об этой власти и помощи, Давид говорил: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него» (Пс. 90:1—2). И чуть далее: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90:13), «яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90:11). А приверженные к плоти и любящие вещество мира пусть услышат от Него то, что слышат: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37); и чуть далее: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Также: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Стало быть, желающий стать учеником Его, оказаться достойным Его и обрести от Него силу против духов лукавства удаляет себя от всякой плотской привязанности и обнажает себя от всякого материального пристрастия. И таким образом он подвизается за заповеди Его против невидимых врагов, как Сам Господь представил Себя нам во образец, будучи искушаем в пустыне вождем их и придя во вселенную ради одержимых им».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

Иеремии, свидетеле и страдальце 1-го разрушения Иерусалима, видят прообраз Самого И. Христа, предрекшего 2-е и окончательное разрушение Иерусалима ( Мф.23:29–39 , Лк.13:34, 19:41–44, 23:27–31 ) и преданного на смерть за проповедь о том, что служило к миру Израиля (ср. Лк.19:42 ). Иеремия выступил на поприще прор. служения в 13-й год царствования Иосии (1:2, 25:3), т.е., по мнение большинства, в 627 г. (а не в 629), будучи (1:1) еще юношею (панаг). Памятником деятельности при ц. Иосии (3:6) служат его речи, заключающиеся в 2–6 главах. Больше нам ничего неизвестно об этом периоде, даже не сохранилось никаких указаний об отношении Иеремии к великому событию 18-го года царствования Иосии. Может быть, пророк, призванный, прежде всего, обличать, во время почти всеобщего воодушевления в Иерусалиме после 18 года, перенес свою деятельность в г. Анафоф (ср. 11:21). Но, как бы то ни было, в начале царствовала Иоакима пророк был в Иерусалиме (26:1) и оплакал «в песни плачевной» ( 2Пар.35:25 ), не сохранившейся до нас, смерть ц. Иосии ( 2Пар.35:22 ). После смерти ц. Иосии сразу все переменилось к худшему. Оказалось, что реформа его не принесла желательных плодов. Причину неудачи должно усматривать в глубоком религиозно-нравственном упадке народа, который, невидимому, не был уже в состоянии подняться без сильных потрясений. Все это, конечно, видел и понимал пр. Иеремия, но все-таки он еще верил в свое дело, надеялся удержать от пропасти, невидимому, безвозвратно падающий народ. «Разве, упавши, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются» (8:4)? И пр. Иеремия в первые годы царствования Иоакима, в присутствии многочисленных слушателей – священников, князей, старейшин и народа, произносить свою известную храмовую речь (7:1 – 10:16, 26:1–19, 24). Эта речь привела прямо в неистовство слушавших. Схвативши проповедника, они кричали: «ты должен умереть». И только заступничество князей из народа спасло на сей раз Иеремию от насильственной смерти. Между тем на политическом горизонте стали показываться грозные явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Итак, Мухаммед происходит от Измаила, что признают и мусульмане, а наследники иудейского престола происходят от Исаака. Согласно Торе, когда Авраам молился: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!», Бог возразил: «но завет Мой поставлю с Исааком» ( Быт.17:18,21 ). Позднее Бог повторил: «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт. 21:12 ). В самом Коране сказано, что родословная линия пророков идет через Исаака, а не Измаила: «и даровали Мы ему Исхака [Исаака] и Йакуба [Иакова], и устроили в потомстве его пророчество и писание» (Коран, сура 20:26/27). Ученый-исламист Юсуф Али (Ali), добавляя в этот текст слово «Авраам», изменяет его смысл следующим образом: «Мы даровали [Аврааму] Исаака и Иакова и предопределили среди его потомства Пророчество и Откровение». Благодаря ссылке на Авраама, отца Измаила, удается присоединить Мухаммеда, потомка Измаила, к родословной ветви пророков! Но ведь имени Авраама нет в арабском изначальном тексте Корана, который сами мусульмане считают идеально сохраненным. Иисус, а не Мухаммед в полной мере стал исполнением обетования в этом стихе. Он происходил из среды Своих иудейских собратьев (ср. Гал.4:4 ). В нем исполнилось то пророчество Втор.18:18 , что «Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». Иисус указывал: «[Я] ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин.8:28 ). И «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Ин. заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин.12:49 ). Иисус называл Себя «пророком» ( Лк.13:33 ), и люди тоже считали Его пророком ( Мф.21:11 ; Лк.7:16; 24:19 ; Ин.4:19; 6:14; 7:40; 9:17 ). Иисус, как Сын Божий, был пророком (говорил с людьми от лица Бога), священником (говорил людям о Боге; Евр.7-10 ) и царем (царствуя над людьми от имени Бога; Отк.19-20 ). Другим характеристикам «Пророка» соответствует только Иисус. В них входит общение с Богом «лицом к лицу», а также «знамения и чудеса», которых у Мухаммеда, как он сам признавал, не было (см. ниже). Второзаконие 33:2 Многие исламисты считают, что в этом стихе предсказываются три различных явления Бога — одно на «Синае» Моисею, другое на «Сеире» через Иисуса, а третье — у горы «Фарана» (Аравия) через Мухаммеда, который пришел в Мекку с «тьмами» (10 ООО) воинства.

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф.25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу. Лк.19:12 .  Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27). Лк.19:13 .  призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Человек призвал десять своих собственных ( αυτο) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф.25:14 ). «Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. «Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010