4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует 35 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 36 . Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). 5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) — они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) — это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню 37 . Послание пятое 1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща] 38 . 2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19) 39 . А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей] 40 . Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины 41 . И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие — конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) 42 . Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2)”.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

752. Ин. 15. 18–20. 753. Мф. 6. 754. Слово 4, гл. 82, 83. 755. Добротолюбие. Ч. 1. гл. 70, 71, 72. 756. Ср.: …достойное по делам нашим приняли: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41, 42). 757.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 758.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 759.  Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14. 1). 760. Варсонофия и Иоанна ответ 579. 761. Изречение преподобного Пимена Великого. Скитский патерик. 762. Шестая утренняя молитва. 763. Последнее прошение на великой ектении. 764. Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие, мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери «Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его». 765. Поучение 2. 766. Святой Исаак. Слово 48. 767. Цветособрание святого Илии, гл. 62. Добротолюбие. Ч. 4. 768. Филофея Синайского, гл. 13. Добротолюбие Ч. 2. 769.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 770. Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна ответ 311. 771. Алфавитный патерик, об архиепископе Феофиле, и аввы Дорофея, поучение 7. 772. Алфавитный патерик. 773. Мф. 7. 5. 774.  Возложи на Господа… (Пс. 54. 23). 775–776. Поучение 7, о самоукорении. 777.  Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же (Мф. 10. 29–31). 778. Ср.: Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

II) О крещении младенцев. В Церкви Христовой крещение младенцев совершается с глубокой древности. Св. Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян.17:34 ), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет странного в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, § 11). Знаменитый учитель Церкви Ориген (ум. в 270 г.), как бы подкрепляя это свидетельство и придавая ему уже научную ценность, говорит: « Церковь получила от апостолов предание крестить детей» (см. в Сбор. бес. Кальн., стр. 112). Следуя этому апостольскому преданию, св. Церковь засвидетельствовала необходимость крещения младенцев в своих соборных определениях, напр., карфагенском (252 г.) и до сих пор учит, что крестить детей необходимо. Такое учение ее имеет твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, а) что только через крещение люди облекаются в спасительную благодать Божию я становятся членами Церкви Христовой. По словам ап. Павла, без крещения нельая облечься во Христа ( Гал. 3:27 ), так как только через крещение человек прививается к Христу, как дикая маслина к доброй маслине ( Рим. 11:17 ), становится членомъ Его тела – Церкви святой ( 1Кор. 12:18 ) и получает право пользоваться благодатными дарами. «Крестившиеся во Христа Иисуса,– говорит апостол,–в смерть Его крестились»… а «если соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:3,5 ). Ввиду этого обетование о крещении дано всем людям, не исключая и детей. «Покайтесь, – говорил ап. Петр евреям, пришедшим на праздник 50-цы, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Св. Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). Согласно с этим и поступали апостолы. Так, ап. Петр тогда же крестил около трех тысяч человек (– 41 ст.), в числе которых, несомненно, были и дети, потому что в противном случае дееписатель, по своему обыкновению, оговорил бы это (см. напр. Лк. 2:43 ), да трудно и допустить, чтобы на таком празднике не было детей. Ап. Павел крестил иногда целыми семействами, напр., «домашних» Лидии и «всех домашних» темничного стража, весь дом начальника синагоги Криспа ( Деян. 16:15, 33; 18:8 ), дом Стефанов ( 1Кор. 1:16 ), где, вероятно, были и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В-пятых, когда обратишь «грешника от ложного пути его» ( Иак.5:20 ). Ибо в Божественном Писании сказано: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). В-шестых, грехи прощаются через обилие любви, как и Сам Господь говорит: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк.7:47 ); и Апостол говорит: «Любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Есть и седьмой путь прощения грехов, который лежит через покаяние, хотя он и тяжел и многотруден, когда грешник слезами своими омочает постель свою (ср. Пс.6:7 ), и «слезы» становятся для него «хлебом день и ночь» (ср. Пс.41:4 ), когда он не стыдится открыть свой грех священнику Господа и искать средство исцелить его, как о том сказано: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). То, о чем говорил апостол Иаков, исполнилось в следующем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Так и ты, когда приходишь к благодати крещения, то жертвуешь «теленка», ибо «в смерть Его [Христа]» (ср. Рим.6:3 ) крестился. Когда же влечет тебя мученичество, то приносишь «козла», ибо заколаешь дьявола, прародителя греха. Когда, движимый состраданием к нуждающимся, даешь милостыню и изливаешь любовь и милосердие, то отягощаешь священный жертвенник откормленными козлами. И если простишь «от сердца своего брату своему согрешения его» (ср. Мф.18:35 ) и отвергнешь язву ярости, если обретешь в себе простой и мирный дух, будь уверен, что заколол барана или принес в жертву овцу. Более того, если, наученный Божественными чтениями, будешь тосковать, «как голубь» (ср. Ис.38:14 ), и «о законе» Господа станешь размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), отвратишь грешника от его заблуждений и призовешь его обратно из презренного беспутства к невинности голубя, если, прилепляясь к добру (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Все искусство и культура до Христа пребывали в распоряжении сатаны. И сегодня наблюдается то же самое, как некогда у языческих народов. Посему знай, о Феодул, что искусство и культура в целом какой бы то ни было эпохи не имеют самостоятельной ценности: все их значение кроется в божестве, которому они служат. И заметь, что ни в одном из этих помпезных языческих святилищ не явился Спаситель мира, предреченный Мессия, но [родился Он] в вертепе ( Лк.2:7 ). Впрочем, оный вертеп подземный и сумрачный, скромный и незамысловатый, все-таки во многом привлекательнее и внушительнее всех языческих пагод и храмов. Ведь в начале сотворения мира создал его Тот, Кто и родился в нем. Неизменна эта пещера и прочна, как мир, а между тем языческие пагоды и кумирни, сколь бы громадными и причудливыми они ни были, подтачиваются тленом времени и, если их подстоянно не подпирать, дремотно клонятся к своему падению и смерти. Вифлеемская же пещера и поныне такова и та же самая, какой была она 2000 лет назад, – безмятежна и постоянна, как Гималаи и Арарат. Ибо она дело рук Божиих, а не человеческих. В этом отдревле исконном Божием храме, старейшем всех прочих рукотворенных алтарей и прочнейшем всех их, в этом загоне для овец и ягнят, явился Тот, Кто сильнее людей, крепче мира и могущественнее айда и всех адских сил и всех зол. Феодул мой, явился Бог . Сын Божий, или Бог от Бога. Да смолкнут все доводы человеков и да оцепенеет слово в устах моих, Феодул. Внемли Его свидетельству, Его слову: Я сошел с небес ( Ин.6:38 ). Я пришел во имя Отца Моего ( Ин.5:43 ). Дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:23 ). Я не один, но Я и Отец, пославший Меня ( Ин.8:16 ). Свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Не принимаю славы (в серб.: свидетельства. – Пер.) от человеков ( Ин.5:41 ). Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне (в серб.: Отец, пославший Меня, свидетельствует о Мне. – Пер.) ( Ин.5:37 ). Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня (в серб.:... но есть Истинный, пославший Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иисус сказал на это: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол». В этих словах Иисус Христос указал на Иуду Искариота, который сделался впоследствии предателем Его. V. Дела и учение Иисуса Христа от третьей Пасхи до торжественного входа Его в Иерусалим 41. Исцеление бесноватой дочери Хананеянки ( Мф.15:21–29 ; Мк.7:25–30 ) Иисус Христос, желая избежать встречи с книжниками и фарисеями, пошел в северо-западную часть Галилеи, к пределам Тира и Сидона. Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал о Его приходе, и вошел в один дом, но не мог скрыться. К Нему пришла одна женщина из хананеянок, у которой дочь была одержима злым духом. Слух о чудесах и учении Спасителя прошел не только по всей Иудее, но даже в соседние страны, населенные язычниками. Женщина, узнав о приходе великого Чудотворца, пришла к Нему и стала умолять помочь ее несчастной дочери: «Господи, Сын Давидов», говорила она, «дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос, желая испытать, как сильна ее вера, не сказал ей ни одного слова. Женщина же продолжала молить о помощи. Ученикам наскучила ее просьба, и они сказали Учителю: «Отпусти ее, потому что она кричит за нами». Спаситель сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но женщина не переставала молить Его о помощи. Господь обратился к ней и сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Господь сказал этими словами, что в царство Мессии должны войти сначала иудеи, а потом уже язычники. Но хананеянка твердо верила в милосердие Господа и отвечала Ему: «Так, Господи; но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Спаситель, видя, как велика вера этой женщины в Его божественную силу, сказал ей: «О, жена, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему». Женщина возвратилась в дом свой и нашла дочь свою совершенно здоровою. 42. Исповедание Петра: предсказание И. Христа о Своих страданиях, смерти, воскресении и учение о кресте последователей Его ( Мф.16:13–28 ; Мк.8:28–38 ; Лк.11:18–27 ) Иисус Христос пошел с учениками Своими к селениям близ Кесарии Филипповой, лежавшим у подошвы горы Ливана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Итак, не оскорбление ли это Духу? Евр.10:30 .  Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Ср. Втор.32:35 ) И еще: Господь будет судить народ Свой. (ср. Пс.134:14 ) Евр.10:31 . Страшно впасть в руки Бога живаго! (Ср. Лк.18:7–8 ) Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя «отмщение» грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кто впадал в малодушие по причине искушений со стороны, притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живет вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас. Вы впали в руки тех смертных людей, а они – в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются. Евр.10:32 .  Вспомните прежние дни ваши, Итак мы не даром говорили, что слова «Мне отмщение» он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил. когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, «Быв просвещены» – говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали. Евр.10:33 .  то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: «говорили мне всякий день: где Бог твой?» ( Пс.41:4 ) и: «ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы» ( Пс.54:13 ); и: «не предавай меня на поругание безумному» ( Пс.38:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

" Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым буду креститься (Ср.: Мф. 20:22 )? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: «можем». Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех апостолов; да и то – они обиделись; – сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна. – Господь вразумил их (См.: Мф. 20:20–28 )» 38]. «Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф. 20:26 ), все же вы – братья ( Мф. 23:8 ). Вся беда в том, что католические богословы неправильно истолковали слова Господа Петру: на сем камне (не на Петре, а на Самом Господе) Я создам Церковь Мою ( Мф. 16:18 ). Сопоставьте слова Господа: разрушьте храм сей (Тело Христа), и Я в три дня воздвигну Его ( Ин. 2:19 )» 41]. «Всегда радуйся, когда позовут тебя на какую-либо требу, потому что ты идешь беседовать с Самим Господом и служить овцам Его, которых Он возлюбил до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:8 ). Радуйся и о том, что ты, служа членам Христовым, исполняешь слово Спасителя: иже хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих ( Мф. 20:26, 28 ). О плате не думай: что дадут, то и ладно. Беда, коли корыстолюбие вкрадется в святое дело: запнет враг – и совершишь Таинство или молитву неискренно, небрежно, в суд и во осуждение себе. Бойся также крайне неохоты, медлительности, лености в святом деле. Поспешай ко всякому бедному, не чуждайся его в сердце; не говори в себе: сухая ложка рот дерет; ничего там за труды не дадут; не стоит трудиться. Ты Господу Иисусу Христу работаешь (Ср.: Кол. 3:24 ), Который воздаст тебе животом вечным. Блажени, яко не имут ти что воздати бедные: воздаст же ти ся в воскрешение праведных ( Лк. 14:14 )» 89].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Паралипоменон родословие людей ведется от Адама, как родоначальника всех людей ( 1Пар.1–8 ; ср. родословие И. Христа у Лк.3:23–38 ). Товия, в молитве к Богу, исповедует: Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий ( Тов.8:6 ; сн. Прем.10:1 ). В новом завете можно находить как неоднократное подтверждение сказания Моисеева о творческом происхождении рода человеческого самим Господом ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–7 ) и Его Апостолами ( 1Кор.11:8–9; 15:41 ; Еф.5:31 ; 1Тим.2:13–14 и др.), так и новые ясные свидетельства о происхождении всех людей от одного праотца: от одной крови, говорит апостол, Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию ( Деян.17:26 ). Но самым важным подтверждением истины единства человеческого рода в новом завете служит учение о грехе первородном, распространившемся на всех людей чрез посредство телесного происхождения всех от единого: одним человеком, учит апостол, вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). А в учении о всеобщем – для иудеев и еллинов, варваров и скифов ( Рим.10:12 ) значении искупления и оправдания тот же апостол истину единства происхождения всех людей от одного согрешившего и осужденного Адама представляет столь же несомненною, как несомненно то, что оправдание совершается по благодати одного Человека, Иисуса Христа ( Рим.5:15 ); он говорит: как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ). Церковь неизменно исповедовала и исповедует истину о происхождении всех людей от единой первозданной четы, как одну из основных истин христианства. Учение церкви о грехе первородном, о его всеобщности, о смерти, как следствии греха, Адамова, равно о необходимости искупления для всего рода человеческого и всеобъемлющем значении искупительных заслуг И. Христа, – основывается непосредственно на истине происхождения всех от одного праотца и без нее не имело бы точки опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010