А на случай ответа перед людьми, перед любым судом, перед любыми обвинениями, надо бережно хранить в сердце слова Господни: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Пусть же основанием нашей жизни будет не то, что мы сами выдумали и вообразили, чего еще нет, и, Бог даст, не будет; но – то, что всегда было и есть: всемогущество и премудрость Божьи, Его любовь к каждому из нас. Вторник. О испытании чудесами Мк.13:14–23 2Пет.2:9–22 Господь говорит, что в последние дни, среди прочих искушений, будут и такие: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь; вот, Я наперед сказал вам все». Как видим, чудо само по себе не является безусловным доказательством божественности и праведности того, кто его совершил. Священное писание Нового завета начинается не с чудес. Оно начинается с родословия, чтобы сразу показать, что Тот, о Ком далее пойдет речь, действительно, согласно пророчествам, является «сыном Давида, сыном Авраама» ( Мф.1:1 ). Далее сказано, что Он «от Духа Святого» ( Мф.1:18 ). Немного позже говорится, что о Нем засвидетельствовали Ангелы ( Лк.2:9–14 ), вещественный мир ( Мф.2:1–2 ), и, наконец, Сам Бог – гласом и явлением Духа в виде голубя ( Мф.3:16–17 ). Сказано также, что Он победил искушение от диавола ( Мф.4:1–11 ). И только после этого – о чудесах. И когда мы слышим о чудесах, первым делом надо убедиться, что чудо совершилось в ограде Святой Православной церкви, а не в тех сообществах, которые когда-то вышли из нее, обольщенные или своим первенством, или своей мнимой чистотой, или уверенностью в своей непогрешимости. Но бывают и такие случаи. Некие церковные люди, почитающие кого-либо за святого, не дожидаясь общецерковного акта прославления, уже написали его икону, и, вместо того, чтобы служить о нем панихиды, уже служат ему молебны. При этом они, конечно, и «презирают начальства», отстающие от их понимания вопроса. И вдруг… икона начинает мироточить, и от нее совершаются чудеса! Тут кончается предел самоуверенности. Они уже совсем «не страшатся злословить высших». И каждый, кто не спешит с ними согласиться, объявляется ими еретиком. Когда видишь такой напор, то уже только поэтому не хочется быть с ними. Насилие над совестью чуждо христианскому духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Следующие гомилии святителя Василия Великого относятся к разряду экзегетических: a)  «Девять бесед на Шестоднев», в которых на основании буквально-исторического понимания святитель Василий изъясняет и прославляет величие шестидневного сотворения Богом мира 2 . b)  «Беседы на Псалмы», а именно на 13 следующих Псалмов: 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114 3 . В издании Миня 4 добавлены еще пять Бесед на Псалмы 14, 28, 37, 115 и 132, но они считаются неподлинными. Беседы на Псалмы обнаруживают некоторую зависимость от произведения епископа Евсевия Кесарийского «Комментарии на Псалмы» 5 . c)  К разряду сомнительных относится «Толкование на пророка Исаию» (гл. 1 – 16) 6 . Этот труд также являет некоторую зависимость от одноименного комментария епископа Евсевия 7 . Но мы считаем, что несмотря на отличия в языке и стиле это толкование не противоречит общему характеру герменевтики святителя Василия Великого , и потому используем данный труд как дополнительный источник для понимания его теории герменевтики. d)  К экзегетическим следует отнести также беседы на «Разорю житницы моя и большия созижду» ( Лк.12:18 ) 8 , на «В начале бе Слово» ( Ин.1:1 ) 9 и «На начало Книги притчей» 10 . e)  В кодексе 371 Иверского монастыря, где содержатся Катены Никиты Ираклийского на Евангелие от Луки, прямо или косвенно приписываются святителю Василию Великому 244 схолии на третье Евангелие 11 . Помимо перечисленных выше трудов святитель Василий Великий стал изобретателем двух новых разновидностей библейского экзегетического жанра: Так называемые «Нравственные правила» (θικ), состоящие из 80 правил, каждое из которых разделяется на несколько глав 12 . Этот трактат является произведением, несомненно, аскетического характера, в котором святитель Василий систематизирует по главам и по темам значительную часть Нового Завета. Различные заповеди Нового Завета представлены здесь в виде «канонов», регулирующих жизнь всякого христианина и особенно монаха. Указанные «правила» являются, таким образом, надежным экзегетическим руководством к правильному пониманию приводимых новозаветных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Протестанты утверждают, что первые христиане не нуждались в храмах, а «молились, преломляя по домам хлеб»... ( Деян.2:6 ). Протестанты приводят здесь только вторую половину стиха. Процитируем его полностью: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб; принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Отсюда явствует, что молились христиане в храме, но Таинство Причащения совершать там они не могли: им бы не позволили неверовавшие во Христа иудеи, поэтому преломляли хлеб, т.е. причащались они по домам. Когда начались гонения от иудеев, христианам приходилось выбирать для молитв и Богослужения особые места. Сначала это были комнаты верхнего этажа частных домов – «горницы». В такой горнице Господь установил Таинство Причащения, когда на Тайной вечере претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Эти горницы апостолы строго различали от обыкновенных жилищ, придавая им значение дома Божия: «слышу, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор.11:18–22 ). «Жены ваши в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома и мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). «Это – заповеди Господни», – прибавляет апостол ( 1Кор. 14,37 ). Сам Господь, следовательно, заповедал различать храм и обычный дом. Господь, напоминая иудеям слова пророка Исаии, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ). Мог ли Он так сказать об обыкновенном доме, где живут люди? Разумеется нет. Он говорил о Доме Божием, о храме, и не только ветхозаветном; христиане начали строить свои храмы сразу после того, как прекратились гонения. Такие храмы существуют ныне и будут существовать до скончания века. Протестанты считают, что, предсказав разрушение Иерусалимского храма, Христос вообще отверг храм: «Видишь сии великие здания; Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Храм в Иерусалиме был разрушен потому, что народ иудейский «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ), то есть не принял Спасителя и распял Его. Но это не значит, что Богом отвергнуты вообще все храмы, что они должны быть разрушены и новые не должны создаваться. Христос повторил слова пророка: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Храм же Иерусалимский был домом молитвы только для народа еврейского. Божии храмы будут у христиан до кончины мира, до того времени, когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол имеет в виду здесь не «духовный» храм, а рукотворенный – в греческом тексте употреблено слово, которое в Священном Писании всегда означает здание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

14. Но преумножилась благодать Господа нашего с верою и любовию, (которая) во Христе Иисусе: то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, - и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил. 15. Верно это слово и всякаго принятия достойно, что Иисус Христос пришел грешников спасти, как и Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк.5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава (первый из) грешников. 16. Но для того помилован я, чтобы во мне, чрез обращение меня, показала Иисус Христос все долготерпение Свое. Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников, кои имеют уверовать Ему, дабы и они, подобно мне, снискали себе жизнь вечную. 17. Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь. 18-20. Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (ср. Деян.9:15), - или же ему дано пророчество, - почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, - и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. Из таковых один есть Именей и другой Александр. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, - и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени (Деян.13:11), - так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, - они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1078...

1) Старца не брани, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2) стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. 3) Вдовиц чти, тех, кто суть истинные вдовицы. 4) Если же какая вдовица имеет детей или внучат, пусть сперва научится управлять своим домом и взаимно воздавать должное родителям, ибо сие благоприятно пред Богом. 5) Истинная же сущая вдовица и одинокая, да уповает на Бога и пребывает в молениях и молитвах ночь и день; 6) ибо та, которая в сластолюбии пребывает, заживо умерла. 7) И сие предписывай, чтобы были беспорочны. 8) Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, отрекся от веры и хуже неверного. 9) Вдовица избирается не менее, как шестидесяти лет, бывшая женою одного мужа, 10) имеющая за себя свидетельство добрых дел, если она воспитала детей, если принимала гостей, если омывала ноги святым, если терпящим бедствие предоставляла [потребное], если следовала всякому доброму делу. 11) Молодых же вдовиц избегай, ибо они, когда ими овладеет чувственность, [притом, что они якобы] во Христе, желают вступать в брак. 12) Они подлежат осуждению, ибо обесценили прежнюю веру; 13) вместе же с тем они, будучи праздны, приучаются обходить дома и бывают не только праздны, но и болтливы, и любопытны, говоря чего не должно. 14) Итак, я хочу, чтобы молодые [вдовы] вступали в брак, рождали детей, были домохозяйками, не подавая противнику никакого повода к злословию; 15) ибо некоторые уже совратились назад, вслед за сатаной. 16) Если кто из верных имеет вдов, да довольствуют их, и да не обременяют Церковь , чтобы хватило истинным вдовицам. 17) Пресвитерам, которые хорошо начальствуют, достойно подобает оказывать сугубую честь; наипаче тем, которые трудятся в слове и учении. 18) Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор. 25:4 ; 1Кор. 9:9 ); и: «Достоин трудящийся награды своей» ( Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 ). 19) Обвинение против пресвитера не принимай, кроме как при двух или трех свидетелях. 20) Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. 21) Заявляю пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами, чтобы ты сохранил сие без предубеждения, ничего не делая, уклоняясь в иную сторону. 22) Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся соучастником в чужих грехах. Храни самого себя чистым. 23) Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 24) Грехи некоторых людей явны, предваряя к суду, у некоторых же и последуя [за судом]. 25) Подобным образом и добрые свершения явны; а если и иными являются, скрыться не могут. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

 В 1912–1913 годах отец Григорий приобрел первый опыт миссионерской деятельности 8 , в том числе и в форме печатного слова. Сохранились публикации в журнале «Ставропольские епархиальные ведомости», где пастырь дает разъяснения по таким вопросам, как истинное значение воинской присяги 9 , необходимость крещения младенцев 10 , польза поста для души и тела христианина 11 . Учение слова Божия он излагает в популярном в то время жанре путевых заметок. Публицистику автор воспринимал как одну из форм пастырского служения и строго следовал правилу, что пастырям, поставленным на страже Христовой Церкви, должно всеми силами бороться с ложным учением сектантов, запрещая, увещевая и обличая благовременно и безвременно. Противосектантскую направленность имела также его статья «Сыны века сего догадливее сынов света (Лк. 16, 8)» 12 , где священнослужитель, опираясь на личный миссионерский опыт, писал: «Яд сектантской закваски действует иногда медленно, но результат этого действия ужасен: если со стороны православных пастырей не будет вовремя принято должных мер к вразумлению колеблющихся и сомневающихся, то хромлющее соделается сыном погибели» 13 .  Активную борьбу пастыря с сектантами отметило епархиальное священноначалие, и 18 августа 1914 года отца Григория перевели в Николаевскую церковь станицы Барсуковской Кубанской области (в настоящее время Ставропольского края). На территории этого крупного прихода (более 630 домов, свыше 4 тысяч человек) проживало большое количество сектантов (субботники, баптисты, хлысты), раскольников (поповцы) и инославных (иудействующие). Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика 14 .  В октябре 1915 года приход посетил викарий Ставропольской епархии епископ Александровский Михаил (Космодамианский), отметивший: «Отпадений с 1 сентября 1914 года по 1 сентября 1915 года не было. Местный священник посещает дома сектантов, беседует с ними, но успеха в обращении заблудших нет» 15 . К апрелю 1917 года в «Ставропольских епархиальных ведомостях» были опубликованы извещения о присоединении отцом Григорием к Православию десяти человек 16 . Одновременно батюшка нес труды по окормлению местных учебных заведений: церковно-приходской школы при Николаевской церкви, высшего начального училища и женского училища Министерства народного просвещения. Будучи заведующим церковно-приходской школой, он организовал проведение в ней в 1916 году ремонтных работ, на что было израсходовано свыше тысячи рублей (до этого церковь выделяла ежегодно на содержание школы до 150 рублей) 17 . 

http://e-vestnik.ru/analytics/svjaschenn...

Говорим в молитве Господней: Отче наш, а не Отче мой: почему это? Потому что мы братия между собою, и должны молиться друг за друга, как учит апостол Иаков: молитеся друг за друга, яко да исцелеете ( Иак.5:16 ). Поэтому, хотя бы кто один молился, должен также говорить: Отче наш, помышляя, что мы все дети одного Отца Небесного, что Бог есть Отец всех человеков, царя и раба, вельможи и земледельца, богатого и нищего. Простирая взоры к Богу, с крепкою любовью к Нему и ближним, мы должны помышлять, что все мы, человеки, составляем единый дом Божий, и искренно должны желать и просить у Отца Небесного необходимых благ себе и другим нераздельно. Потому далее говорим в молитве: хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави наш долги наша. На этот братский союз древле Бог чрез пророка Малахию указывал израильтянам, говоря так: не Отец ли един всем вам? не Бог ли един созда вас? Что яко остависте кийждо брата своего ( Мал.2:10 )? Когда в молитве к Богу произносим: Отче наш, сии слова, произносимые по заповеди Господа Спасителя, должны возбуждать в нас сыновнюю преданность к Бо­гу, как всеблагому Отцу, и непоколебимую надежду на Него. Аще убо вы лукави суще, говорит Господь, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:11 ). Земные отцы часто желают, и не могут помочь своим детям: а Отец Небесный, как Бог всемогущий, всеведущий и премудрый, прежде нашего прошения знает все наши нужды и всегда может помочь нам, и как всеблагой Отец, Он хочет подавать нам Свои дары, если только мы будем просить их, и если наши прошения согласны будут с Его премудростью и святостью. Псалмопевец говорит: благ Господь всяческим, и ще­дроты Его на всех делех Его ( Пс.144:9 ). Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я ( Пс.144:19 ). И великий грешник, произнося слова молитвы Гос­подней: Отче наш, должен питать в своей душе на­дежду на милосердие Отца Небесного, и спешить к Не­му, всеблагому Отцу, с сыновним раскаянием. Блудный сын, изображаемый в евангельской притче, служит примером обращения. Пусть грешник, подобно ему, вошедши в себя и сознав свои грехи и великую благость Отца Небесного, восстанет от усыпления в беспечности и взывает с сердечным сокрушением о Своих грехах: Отче, согреших на небо и пред Тобою: и уже несмь достоит нарещися сын Твой ( Лк.15:18,19 ). Псалмопевец говорит: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы ( Пс.102:13,14 ). «Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет бо­ящихся Его. Ибо он знает состав наш, помнит, что мы прах».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Иисуса увели к Каиафе, а Пётр опять был спрошен: не из учеников ли Его и ты? (Ин 18:25). И он опять отрёкся. Пётр отрёкся от Иисуса Христа три раза, как Он и предсказал ему, клявшемуся в верности: истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Если Господь “рече”, то так и должно произойти. Какие же основания говорить о возможности Петра “нарушить” слово Спасителя и остаться Его верным свидетелем? Господь сказал: вы рассеетесь каждый… (Ин 16:32), все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31; Мк 14:27); но апостол Иоанн остаётся. Господь попускает подобные дерзновения. Он не принуждает любить Его, и даже не осуждает некоторых “нарушений” Своих повелений ради этой же любви, предполагающей абсолютную свободу выбора. Иисус не осудил слепых, которые после того, как Он, исцелив их, строго сказал смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф 9:30–31). Когда прокажённый, сказавший Христу: если хочешь, можешь меня очистить (Мк 1:40), после прикосновения к нему Спасителя стал чист, Иисус, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город… (Мк 1:43–45; см. ткж Лк 5:12–15). Господь не осудил “дерзновение” очистившегося, как и тех, кто привёл “глухого и косноязычного”, после исцеления которого Христос повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Принуждаемый не может быть совершенен в любви. Каждому из Апостолов была дана возможность поступать “в силу своей немощи”, в силу совершенства своей любви к Учителю. “Дерзновение” в Божественной любви перестаёт быть противоречием; у Бога — в Его любви — всё возможно. Иоанн не клянётся “душу положить” за Иисуса, но остаётся с Ним до подножия Креста; Пётр клянётся, но делает лишь несколько шагов за Христом, до двора первосвященнического; Фома, хотя и сказал — предсказал когда-то: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16), но “рассеялся” дальше всех.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Молитва, которую Бог приемлет и исполняет, есть, без сомнения, молитва праведника, который, подобно праведникам Захарии и Елисавете, поступает во всем по заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк. 1:6 ). Он молится о том, что сообразно с волею Божиею, молится так, как заповедует Господь, молится с благою целию для приобретения существенного блага самому себе, или своему ближнему, молится для славы Божией. Но поскольку никто из человеков не может знать, о чем и как должно молиться, без научения Духа Божия, наставляющего нас на всякую истину: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными ( Рим. 8:26 ): то очевидно, что молитва праведника не есть исключительно собственное его дело; она есть дыхание Духа Божия, живущего в его сердце. Говорит с Богом человек, но слово дает человеку Бог. Молится праведник: молитву возбуждает в нем Дух Святой. Сила и действие молитвы есть сила и действие веры, любви и упования, Вера озаряет молитву, любовь согревает, упование укрепляет. От веры происходит чистота молитвы, от любви – теплота, от упования – твердость. Но откуда вера, любовь и упование – сии молитвенные силы? От Бога, Подателя всякого дара свыше, всякой духовной силы. Он действует в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ). Мы недовольны есмы и помыслити что доброе от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор. 3:5 ). Итак сильная и действительная молитва от Бога. Она сильна силою Его всемогущества и премудрости, и действительна действием Его любви и благости. Священное Писание исполнено примерами Божественной силы и чудесных действий молитвы. Приведем некоторые из них во свидетельство истины. Что побеждает праведный гнев Божий, уже готовый излиться на погубление Израильского народа, впадшего в идолопоклонство? Молитва . И помолися Моисей пред Господем, и умилостивися Господь в зле, еже рече сотворити людем своим ( Исх. 32:11,14 ). Что затворяет и отверзает небо для прекращения и низведения дождя? Молитва. Илия молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой ( Иак. 5:17–18 ). Как воскресла из мертвых Тавифа, упоминаемая в Деяниях Апостольских? Молитвою. Петр, преклонь колена, помолися, и обращся к телу, рече: Тавифо востани ( Деян. 9:40 ). От чего поколебалось основание темницы, в которую заключены были Павел и Сила, отворились все двери и оковы со всех спали? От того, что сии Апостолы пред сим событием молящеся пояху Бога ( Деян. 16:25, 27 ). Вот сколь могущественна сила молитвы. Кто не признает ее за силу Божию? Кто не скажет, что чудодействует сам Всемогущий?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Нам представляется, что главное основание юродства во Христе надо искать не в этих текстах Священного Писания. Безумие, о котором в них идет речь, соответствует той переоценке ценностей, которая была совершена Христом и многократно описана в Евангелии (особенно Мф 18, 4; 20, 16; Мк 9, 35; 10, 44; Лк 14, 11). Безумие здесь понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом , если не по аналогии. В таком же духовном смысле преподобный Иоанн Кассиан давал наставление монаху: «[Следует, чтобы ты] был буй в мире сем, чтобы тебе сделаться премудрым» , а преподобный Симеон Новый Богослов отмечал: «Ученики мудрецов века сего считают учеников Божиих безумными…» . С тем же значением говорил преподобный Антоний: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им» . Итак, на разном основании считают безумными юродивых Христа ради и апостола Павла, когда он сам или другие называют его безумным. С точки зрения психиатрии поведение апостола Павла вполне здраво, а патологическое поведение юродивых, как нами было подчеркнуто выше, уподобляет их психически неуравновешенным или бесноватым/безумным. В дальнейшем мы покажем, что это безумие разыгрывается ими ради того, чтобы привлечь на себя все те унижения, которые изливаются на безумного почти в каждом обществе со стороны его сограждан. Как нам кажется, письменным источником, обосновывающим безумие во Христе, является тот широкий контекст, в котором было употреблено выражение: мы безумны Христа ради , то есть весь отрывок из Первого послания к Коринфянам (4, 9–13): Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

http://pravoslavie.ru/6093.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010