16. Сила Моя иссохла как черепок, язык Мой прилип к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной. 17. Ибо псы окружили Меня; скопище злых обступила Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои. 18. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. 19. Делят ризы Мои между собою и об одежде ( ματσμος, tunica) Моей бросают жребий. 20. Но Ты, Господи, не удаляйся от Меня... 574 . 28. Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников». В этой пророческой картине страданий Господа, начертанной Давидом более чем за тысячу лет до исполнения событий, нельзя не быть пораженным ясностью пророческого видения, хотя самим царем-пророком не сознаваемого 575 . Все страдания Господа перечислены: поругание, распитие, страшные страдания растяжения мускулов и обнаружения сквозь кожу костей, жажда и присыхание языка к гортани, постыдное любопытство иудеев, смотрящих на Господа, как на зрелище, их насмешки о том пусть Бог избавит Его, наконец метание жребия воинами об одежде, все предсказано в великом пророческом псалме, который мы привели, и отрывок из которого указан Иоанном Богословом, и конечно был в мыслях и Евангелиста Матфея (ст. 35). Мы еще в стихе 28 и 36 увидим исполнение других древних пророчеств. Здесь же мы еще напомним пророчество о тьме Амоса VIII, 9–10 «и будет в тот день... закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетования... и произведу (в стране) плач, как о единственном сыне...» и Захарии XIV, 6–7: «И будет в тот день, не станет света; светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет». Мы полагаем, что в последовательности событий здесь следует быть помещенным сказание Лк.23:39–43 о двух разбойниках, из которых один удостоился счастья слышать: «днесь со Мною будеши в раю». Вероятно с этой же минуты начинается тьма: «бе же час яко шестый и тма бысть до часа девятаго» ( Лyk. XXIII, 44 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

28:20); малое, наконец, время, на которое, по истечении тысячелетия, будет попущена диаволу свобода в его обольстительной на земле деятельности, обозначает собой непродолжительное владычество перед кончиной мира антихриста, после чего последуют воскресение мертвых и последний суд». Словом, тысячелетнее царство Христа существует теперь; началось оно после воскресения Христа, а прекратится перед кончиной мира, когда после Страшного Суда настанет новое вечное Его царство, – Царство славы и благодати, которому не будет конца. 5) Лжеучение адвентистов о том, что грешники не будут мучиться вечно, а исчезнут совсем и навсегда, обличается многими местами, как Ветхого, так и Нового Заветов. Так, пророк Исаия говорит о грешниках: «червь их не умрет и огонь их не угаснет» (66:24). А пророк Даниил так говорит о последних днях мира и участи грешных: «и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в то время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан. 12:1–2 ). Слова Самого Судии мира, Христа Спасителя исключают всякое сомнение в вечности мук грешников: «если рука твоя или нога твоя, говорит Он, соблазнят тебя, отсеки их и брось от себя; лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками или ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18:8); или как сказано у св. Марка: «в огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» ( Мр. 9:43–48 ). По словам Христа, грешные услышат такой грозный приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...и идут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:41–46 ). Если адвентисты учат, что слово «вечный» не означает бесконечности мучений, то должны, на основании приведенных слов Христа, признать, что и праведники не бесконечно будут блаженствовать, ибо и о них сказано, что они идут в жизнь вечную, как грешники в огонь вечный. О вечности мучений грешников учил и св. ап. Павел, говоря, что противящиеся Евангелию            Христову подвергнутся «вечной погибели от Лица Господа» ( 2Фес. 1:9 ). В Откровении говорится о всех перешедших на сторону диавола, что они «будут мучимы в огне и сере... И дым мучения их будет восходить во веки веков» (От. 14:11); равным образом, диавол и его зверь и лжепророк, поверженные в озеро огненное «будут мучиться день и ночь во веки веков» (От. 20:10). О том, что грешники после суда над ними, не могут совершенно уничтожиться, как мудрствуют адвентисты, очень ясно учит Сам Христос: «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут» ( Лк. 20:35–36 ), т. е. должны, смотря по заслугам, или вечно блаженствовать или вечно мучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Быть может, глубже осознавая теперь смысл слов своего Учителя, братья-апостолы ответили Ему: «Можем». И в этом ответе заключалась правда. Господь знал, какие страшные мучения ожидают Его учеников, поэтому Он не возразил на их ответ, Он только пояснил им: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим». Просьба Иакова и Иоанна вызвала негодование среди апостолов. Честолюбие братьев возбудило в них ревнивое соперничество. Тогда Господь подозвал к Себе учеников и еще раз напомнил им, что Царство Его совсем не похоже на царство мира сего: «Вы знаете, — сказал Он апостолам, — что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом...». Царство Христа — это Царство Любви. В нем живут лишь те, кто жертвует собой ради ближних своих, подобно тому, как Христос отдал Душу Свою за искупление многих. Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Лк. 18: 35-43 Дорога, по которой Христос шел из Ефраима в Иерусалим, проходила через город Иерихон. Иисус, сопровождаемый толпой народа, подходил к воротам города. В это время у самой дороги сидел один слепой человек и просил милостыню. Когда он услышал, что мимо него проходит большая толпа народа, он спросил у проходящих по какой причине так много народа. Ему ответили, что город Иерихон посетил великий пророк—Иисус Назарянин. Услышав такую радостную весть, слепой громким голосом закричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Слепой, вероятно, много хорошего слышал о Христе и долго искал с Ним встречи. И вот теперь Сам Христос идет мимо него. Боясь упустить такой счастливый случай, он громко звал Иисуса. Некоторые из народа хотели заставить его замолчать, но слепой не обращал на них внимания и еще громче стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня». Христос остановился и повелел привести к Нему слепого. «Чего ты хочешь от Меня?» — спросил его Христос. «Господи! — воскликнул слепой, — (сделай так), чтобы мне прозреть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В той же последовательности излагают события двое других синоптиков ( Мф. 3:1–4:16 ; Лк. 3:1–18, 21–22; 4:1–14 ). При этом хронологический промежуток между крещением Иисуса и Его появлением в Галилее присутствует только у Матфея. Иоанн начинает повествовательную часть своего Евангелия с рассказа о событиях, происходивших в течение четырех дней подряд. В первые три дня действие происходит «в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» ( Ин. 1:28 ). Сначала Иоанн Креститель, беседуя с иерусалимскими священниками и левитами, говорит им: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1:26–27 ). Из этих слов, если их понимать буквально, явствует, что Иисус находится в толпе рядом с Иоанном. Следующий эпизод начинается словами «на другой день». В этом эпизоде Иисус приходит к Иоанну, и Иоанн говорит народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» ( Ин. 1:29–32 ). Очевидно, Иоанн говорит о событии, имевшем место не сегодня и не вчера, а в некоторый момент в прошлом. Об этом моменте Иоанн не упоминает, но говорят синоптики, повествующие, как Иисус крестился от Иоанна и как в момент крещения на Него сошел Дух Святой в виде голубя. Третий эпизод опять предваряется словами «на другой день». Именно в этом эпизоде мы впервые встретимся с Петром ( Ин. 1:35–42 ). Наконец, Евангелист говорит о том, что «на другой день восхотел Иисус идти в Галилею» ( Ин. 1:43 ), а затем «на третий день» Иисус оказывается в Галилее ( Ин. 2:1 ). Очевидно, третьим этот день назван по отношению к последнему из упомянутых в связи с Иоанном Крестителем дней, в которых события разворачивались в Вифаваре. От Вифавары до Галилеи было добрых три дня пути. Если попытаться синхронизировать события, описываемые синоптиками и Иоанном, то вырисовывается такая последовательность. Сначала Иисус принимает крещение от Иоанна. Затем Он идет в пустыню, где проводит сорок дней. Потом – сразу или после некоторого временного промежутка – Он вновь появляется на берегах Иордана, куда приходит как минимум три дня подряд (возможно, были и другие посещения, о которых Евангелист Иоанн не упоминает). Лишь после этого Он отправляется в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его». Сопоставляя эти слова с раннейшим (2 ст.), мы видим, что здесь Господь обращается к праведным и верным сынам Израиля, чуждым духа высокомерия и гордыни, обуявшего большинство ослепленного народа. «Ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое». Достопримечательная пророчественная деталь, что первыми гонителями новых христиан были представители старого иудейства ( Деян.6:12 и др.). Таким исповедникам Христа обещается высокая награда и в заповедях блаженства: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:11 ). «Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Слова укоризны и насмешки, обращенные к верующим, – те же самые, которые влагал Исаия в гл. Ис.5:19 в уста беззаконников и неверующих в начале своего пророческого служения: «пусть... поспешит Господь и мы у видим». Те же слова неверия от жестокого, змеиного сердца происходящие ( Мф.15:19 ), мы слышали от первосвященников и книжников и фарисеев... «пусть... сойдет с креста, и уверуем в Него» ( Мф.27:42–43 ; Мк.15:29–33 ; Лк.23:35 ; Властов – 422). Ис.66:6 . Вот, шум из города, голос из храма, голос Го­с­по­да, воз­да­ю­щего воз­мездие врагам Сво­им. «Но они будут постыжены. Вот... голос из храма, Голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим.» Преследующие верных Господу и Его Мессии иудеев и злобно издевающиеся над ними будут жестоко посрамлены: знамение славы Господней, как источник высокой духовной радости, действительно, будет дано верным сынам Израиля и оно пристыдит глумящихся. Последние потерпят и еще более сильное прямое наказание от Господа, воздающего возмездие врагам своим, о чем подробнее говорится дальше (15–18 и 24 ст.), В словах данного пророчества о страшном шуме в городе и голосе, выходящем из храма, блаженный Иероним и многие другие толковники усматривают определенный намек на подобные факты из истории осады Иерусалима Титом, как она описана Иосифом Флавием (Иуд.Война 6:5, 3.) и др.). Ближайшей параллелью к этому месту являются два стиха из 26 гл. – 11-й и 21-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И пусть начало Царствия Божия, сокрытого в Церкви учеников Иисуса, кажется малоприметным, это начало – необходимая предпосылка и залог того, что в конце времен весь мир сможет найти свое спасение именно в Царствии Божием. Так и будет, и об этом говорит следующая притча о горчичном зерне. е) Притча о горчичном зерне (Мк.4,30–34) (Мф 13,31–32; Лк 13,18–19) 30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. В этой притче два образа. Во-первых, в Палестине горчичное зерно вошло в поговорку, как мельчайшее из всего сущего. Так, выражение «вера с горчичное зерно» значит малейшая вера. Такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Птицы очень любили маленькие черные семена этого дерева и поэтому вокруг него всегда вились тучи птиц. К тому же в Ветхом Завете большие царства обычно сравниваются с деревом, причем подчиненные и платящие дань народы сравниваются с укрывающимися в ветвях дерева птицами, и потому дерево с птицами на ветвях означает здесь великое царство и составляющие ее народы. Эта притча говорит нам: пусть вас не обескураживает скромное начало. Надо помнить, что всё имело свое начало. Ничто не появляется вдруг, совершенно завершенным. Просто мы обязаны делать то, что в наших силах. Царство Божие (или Церковь ) уподоблено дереву, а птицы символизируют страны и языческие народы, нашедшие защиту на его «территории». Царство Божие началась с Одного, с Иисуса Христа, и должно охватить весь мир. В конце нашего отрывка говорится о том, что толпа «внешних» расходилась, после того как Иисус переставал учить их притчами. Одни, наверное, уходили, задумавшись, «сколько они могли слышать», то есть понимать Благую весть Иисуса. Другие – так ничего и не поняв. Но небольшая группа учеников оставалась с Иисусом Христом, и Он объяснял им значение всего. Человек, желающий научиться чему-то у Христа, должен жить с Ним, следовать за ним, сопровождать Его. В этом основной смысл всех прочитанных сегодня притч о тайне Царствия Божия. 5. Страх. «Не бойтесь!» (Мк.4:35–5:43)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Как же нам выбраться из этой путаницы? Очевидно, прежде всего, ни о чем не спешить произносить суждения. Ничего из того, что умеем, не следует считать великим и многим; а из того, что имеем, – «нашим», праведным, истинным. Надо смиренно, с чувством вины, нести крест своих дарований и своего достатка в этой жизни. От всего нас могут отставить в любой момент. Также ничего из наших обыденных дел не следует считать малым и незначительным. Например, время, отведенное на утренние и вечерние молитвы мы должны почитать как святое, Божье, неприкосновенное. И если за воровство может постигнуть кара, то тем более – за посягательство на Божье. Надо бояться показаться великим пред людьми, чтобы, приняв это как должное и заслуженное, не оказаться мерзостью пред Богом. А истинное, – оно уготовано «на небесах». Оно открывается «в истинном слове благовествования». Оно «приносит плод и возрастает» у всех, которые «услышали и познали благодать Божию в истине». И оно постепенно все расставляет на свои места и в нашем разуме, и в нашей жизни. Воскресение. О самом первом из грешников Неделя 31-я Лк.18:35–43 1Тим.1:15–17 Каждый раз, приступая к причащению Тела и Крови Христовых, мы слышим одни и те же слова священника, выносящего Святую Чашу: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Мы готовились, постились, прочитали молитвенное правило, со всеми примирились, и даже получили на исповеди прощение грехов. И все равно – перед Чашей, вместе со священником, мысленно произносим: «…от них же первый есмь аз». Как будто ничего не произошло, и мы ни на шаг не приблизились к Господу Иисусу. Но зато мы, как никогда, приблизились к… святому Апостолу Павлу, который тоже пишет в послании к Тимофею: «Верно, и всякого принятия достойно слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Павел, действительно, сначала был первым из всех, лютейшим, гонителем церкви. Но Господь призвал его, и он стал избранным Его сосудом. Прошло уже много лет, он много потрудился во славу Христову. Он и осознает, что он «помилован, чтобы Иисус Христос» на нем «первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него». И все равно – он пишет эти слова. Не говорит: «когда-то я был первым грешником». Но – снова в настоящем времени: «я – первый из грешников». Как будто он все еще идет со своим карательным отрядом по Дамасской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни. И, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисусе, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе; и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу ( Лк.18:35-43 ). Эта евангельская история о слепце, который две тысячи лет назад на свое счастье встретил Христа. Но эта история и обо мне! Пьянство ослепило меня, алкоголизм сделал меня инвалидом, калекой; я, словно впотьмах, спотыкаясь и падая, разбивая себе лоб, бродил по дорогам жизни. Я падал даже если я был физически трезвым, потому что во мне все равно действовал алкоголизм. По-настоящему трезвым я стал, соприкоснувшись с программой выздоровления и обретя Силу, более могущественную, чем я. В 1м Шаге я признал свое бессилие перед алкоголизмом, во 2м открылись мои глаза, и я увидел Бога, увидел свет. Долгое время я боялся просить о помощи, воззвать, как тот слепой. Я думал, что сам виноват в своем пьянстве и должен помочь себе сам. Я убеждал себя, что это нераскаянный грех, что надо «собрать волю в кулак», найти другую работу, чаще ходить в церковь, заниматься спортом и т.д. Я боялся просить о помощи, потому что страшился остаться без утешения, без своей «рюмочки». Другие люди закрывали мне рот, когда я взывал о помощи. Не потому, что они плохие люди, но никто не знал, как мне помочь. Священники, врачи, психологи, родные. «Наша дилемма заключалась в недостатке силы. Нам нужно было найти силу, которая будет вести нас в жизни» («Анонимные Алкоголики», с. 44). Я прозрел в АА, простые пьяницы, не мудрецы, философы и старцы, указали мне на Христа. В нашем содружестве я увидел такой чудный яркий свет, о котором не мог и мечтать. Кричите, просите Бога о помощи, не бойтесь тех, кто мешает, затыкает рот. Он обязательно услышит, поможет и исцелит. Господи, молитвами святого Максима Исповедника, память которого сегодня празднует Церковь, научи меня быть смелым и неотступным в духовном подвиге. 4 февраля. Память апостола Тимофея

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Красивые кресты с изображениями Спасителя существуют только в воображении художников. В действительности же не было ничего подобного. Мы не должны ничего здесь воображать, кроме самого крайнего ужаса и самой крайней человеческой бедности и страдания. И этот ужас, эти страдания вызывали не сожаление, а насмешки! Мф.27:41 .  Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Мф.27:42 .  других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (Ср. Мк.15:31 ; Лк.23:35 .) У всех синоптиков разные выражения, но суть ими передается одинаково. Слово «фарисеи» встречается у Матфея в менее важных кодексах и считается неподлинным. Вообще же в тексте здесь сильное колебание: «подобно», «подобно и», «подобно же и», с «книжниками и старейшинами», со «старейшинами и книжниками»; с «книжниками и старейшинами и фарисеями», с «книжниками и фарисеями». Эти люди обращались, вероятно, с насмешками и к Самому Христу, и к народу, указывая при этом на Него, произнося богохульства, припоминая Его исцеления и речи о Себе как Спасителе. Во всех этих насмешках указывается на действительные факты из Его жизни, совершенно непонятые или извращенные насмехавшимися над Ним людьми. Но если бы Он теперь сошел с Креста и таким образом спас Себя Самого, то это было бы чудом меньшим сравнительно с Его Воскресением. Resurrexim, et non credidistis. Ergo si etiam de cruce descenderet, similiter non crederitis (воскрес, и вы не поверили. Если бы, следовательно, и сошел с Креста, то все равно не уверовали бы. – Иероним). Вообще насмешки отличались тупостью и близорукостью. Окружавшие Христа люди не могли и не хотели понять, что для избавления других от опасности люди часто должны были жертвовать и жертвуют своей собственной жизнью. Мф.27:43 .  уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Этих слов не встречается у других евангелистов. Неизвестно, доходили ли все эти оскорбления до слуха Спасителя. По всей вероятности, доходили. Произносившие насмешки говорили здесь отчасти ветхозаветными текстами (ср. Пс.21:9 ; Прем.2:13–18 ). «Если Он угоден Ему», – буквально: «если желает, хочет Его» ( ε θλει ατν), т.е. если Он нравится, угоден Ему. Это – гебраизм (в еврейском – «гафец бо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010