Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Добрые дела См. еще Благочестие . Господь был образцом дел добрых: Иисус сказал иудеям: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего ( Ин.10:32 ). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме ( Деян.10:38–39 ); Дела добрые называются а) плодами правды: Молюсь, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию ( Флп.1:10,11 ); б) плодами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ). Павел проповедывал всей земле Иудейской и язычникам, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния ( Деян.26:20 ). Дела (добрые) невозможны без веры: Все, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ). Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Только тот, кто пребывает во Христе, может совершать дела (добрые): Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). Дела (добрые) производятся в верных Богом: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными ( Флп.2:13,15 ). Дела (добрые) должны быть совершаемы а) для угождения Богу: Испытывайте, что благоугодно Богу. Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9–10 ). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Божией, поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога ( Кол.1:9–10 ). Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ); б) для славы Божией: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода ( Ин.15:8 ). Все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Богач и нищий Лазарь Слово неделю 22-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей. Это Евангелие в высшей степени поучительно для всех нас, для людей всяко­го состояния и звания. Речь идет об одном богатом человеке, имя которого не упомянуто, и об одном нищем по имени Ла­зарь (Лк. 16, 19-31). Кто же этот злополучный богач, роскошный весельчак, на­следовавший вечную муку? Судя по тому, что он называет Авраама отцом и что ему и братьям его были известны писа­ния Моисея и пророков, следует полагать, что богач был ев­рейского рода и закона, потомок Авраама. В чем состоял его грех, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не бо­гатство было причиной столь ужасного мучения, которое ис­пытывал богач в аду, – и Авраам был в свое время очень бога­тый человек, но богатство не помешало ему быть другом Божиим, потому что он был странноприимец и гостеприимен и был во всем верен и послушен Богу. Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон — значит, чисто по-царски — и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные помес­тья, отчего не рядиться в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенной роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог. Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно — значит, ел да пил и веселился с дру­зьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие в большом употреблении и устра­ивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно если забывают бедных. Пойдем дальше искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у во­рот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающи­ми со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://pravoslavie.ru/1521.html

В этих изречениях выражена та главная мысль псалма, что прощение грехов для человека-грешника есть высочайшее благо, или, что то же – блаженство. Давид впал в грех и собственным стыдом познал, как тягостно и бедственно состояние человека, терзаемого совестью, в сознании себя под гневом Божиим. Но он искренно раскаялся пред Богом и получил полное прощение, а потому, восчувствовав внутренний мир, полное спокойствие совести, отсутствие чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же – сознание близкого общения своего с Богом и ощущение Его отеческой любви и милости, говорит: как счастливы, как блаженны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но возбуждаемые благодатью Его, обращаются к покаянию и получают прощение! Таковое состояние блаженства души недоступно для человека-грешника, пока он пребывает в своем грехе, но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает прощение грехов. Блажен, кому оставлены, т.е. прощены долги – беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, «и в чьем духе нет лукавства», – так переведено с еврейского выражение: ниже есть во устех его лесть – т.е. кто искренно раскаялся в своих грехах, не допускал в своей совести никакого лицемерия, чтобы извинять себя пред Богом ( Пс.140:4 ; 1Ин.1:8 ) или оправдываться пред людьми ( Лк.16:15 ). Давид как пророк предвидел и предрек здесь искупление грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя и дарование людям прощения грехов чрез веру в Божественного Искупителя ( Рим.4:5–6 ), в установленных Им таинствах крещения и покаяния. Поэтому в христианской Церкви с древних времен Пс.31 , как песнь о благодатном оправдании, назначен был для пения при совершении таинства крещения, в чине которого он и занимает место вслед за погружением крещаемого в воду, а сам Давид, составитель покаянных псалмов, поставляется в пример и образец познания и исповедания грехов для всех грешников кающихся (10-я утренняя молитва).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали историю о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Историю о том, как богатство этого мира может лишить человека бессмертного наследия и вечной жизни. Жил человек, он одевался в порфиру и виссон – в дорогие ткани – и пиршествовал каждый день блистательно. Каждый день он устраивал встречи для себя и своих друзей и упивался своим богатством, властью, своими возможностями. А около его дома лежал нищий Лазарь. Это был больной и несчастный, брошенный всеми человек, он желал напитаться хотя бы крошками со стола этого богача. Но никто не приходил к нему, не оказывал ему любви, а только псы лизали его раны и так облегчали его страдания и избавляли его от одиночества. И вот после смерти этот нищий был отнесен на лоно Авраамово. И грешник – богатый человек, – мучаясь в аду и видя бедного Лазаря наслаждающимся блаженством, обратился к Аврааму: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он хотя бы перстом омочил мой язык, чтобы мне стало легче». Но Авраам сказал: между нами и вами такая пропасть, что это невозможно. Тогда богач стал просить его послать Лазаря к братьям своим – этот человек был не один богат, у него было еще пять братьев, как он говорит. И, видимо, они тоже жили блистательно, одевались богато и проводили жизнь весело, наслаждаясь богатством и властью. И вот он просит, чтобы Лазарь явился к ним и предупредил о том, что их ждет, если они буду так жить и дальше. Но ему был ответ: если они не слушают Моисея и пророков, которых имеют всегда – через Божественное учение, через Священное Писание, через мудрых людей Божиих, – то когда и мертвый воскреснет, его не послушают. Вот такая страшная история, которая касается каждого из нас. История о том, как богатство лишает человека спасения и наслаждения вечной жизнью. «Ты уже получил все хорошее в жизни своей», – отвечают этому богачу. Лазарь, получавший злое, теперь радуется, а ты страдаешь, ты горишь в аду, ты мучаешься. Мучается человек, потому что богатство, словно удав, связало его, как жертву, лишило его возможности видеть страдания ближнего. Между ним при жизни и Лазарем, который лежал, наверное, всего в каких-то 20 метрах от покоев, где этот человек устраивал блистательные пиры и собрания, была такая пропасть глубокая, что она и в другом мире, в жизни вечной превратилась в адскую пропасть, через которую не могут сообщаться праведники и грешники.

http://pravoslavie.ru/135190.html

Гора Голгофа «Воскресное чтение», 1807 ( Мф. 27:31–56 ; Мк. 15:20–41 ; Лк. 23:26–73 ; Ин. 19:16–37 ) Осудив Иисуса на смерть, Пилат велел воинам взять Его и вести на казнь. Воины сняли с Иисуса багряницу и одели в собственные Его одежды, возложили на рамена Его крест, на котором Он должен был умереть, и повели за город на место казни. Это место, где обезглавливали преступников, называлось оттого Голгофой, то есть Лобным местом. Измученный Иисус Христос несколько раз падал под крестом, пока, наконец, не потерял последних сил. Воины увидели необходимость снять с Него крест. В это время возвращался с полевой работы некто Симон, уроженец Киринейский. На него возложили крест Христов, и он донес его до места казни. В толпе, сопровождавшей Господа, было много благочестивых женщин; идя за Ним, они громко рыдали. Иисус даже в эти страшные для Него минуты думал не о Себе, но об ужасной участи, ожидающей преступный народ, и, обратившись к женам, сказал: «Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших; ибо близки уже те дни, когда (несчастные матери) будут говорить: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда будут взывать горам и холмам: падите на нас и покройте нас. Ибо если с зеленеющим деревом (со Мной) так поступают, то с сухим (с этим народом) что будет?» Пришли на Голгофу. Стали ставить кресты и подали Иисусу и двоим бунтовщикам и убийцам, осужденным вместе с Ним на крестную смерть, выпить смеси из вина с смирной. Это питье, кислое, как уксус, и горькое, как желчь, обыкновенно давалось из сострадания осужденным на крестную смерть, самую мучительную из всех родов казни, чтобы отнятием сознания ослабить силу страданий. Но Иисус Христос не стал пить. Он не хотел облегчения Своих вольных страданий. Поставили кресты, раздели осужденных, подняли и распяли убийц по краям, а Иисуса с жестокою насмешкою, как главу их, в средине. Так исполнилось пророчество: И со беззаконными вменися ( Ис. 53:12 ). Иисус Христос страшно страдал: гвозди раздирали Его тело, кровь потоками лилась из ран; но вместо воплей и стонов из Его уст слышалась молитва за распинателей: «Отче, – взывал Он, – прости им; они не знают, что делают!»

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Закрыть Про православный (без кавычек) юмор Юмор в целом является необходимым для возрастания человеческого существа на каких-то из этих этапов, пока невидимая Отеческая рука не выведет нас на новый этап, где в юморе необходимости нет Дмитрий Габышев   11:13 31.03.2022 941 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Когда человек находится в тяжелом, обремененном состоянии, юмор, как известно, становится для него защитной реакцией, чтобы как-то умерить боль от болезней, мучений, невзгод и неурядиц. Однако допустим ли юмор человеку, если он находится в состоянии относительно  здоровом и благополучном, когда он в определенном смысле еще не труждается и не обременен, подобно юному студенту или школьнику, или же легко восстанавливается после трудов, так что еще не видны горизонты здоровья и способностей, или же все у него пока получается, так что имеются как возможности, так и силы, чтобы есть, пить, веселиться, подобно богачу из притчи (Лк. 12:16-21). Историк смеха Питер Джонс ограничивается тремя теориями возникновения смеха: превосходство (не только над человеком, как можно сперва подумать, но и над проблемой), фрейдисткое подавление желаний, прорывающихся наружу (известная и любимая нами классика: Никулин в образе клоуна на арене цирка моет руки водкой, и зал ухохатывается, потому что все понимают желание персонажа употребить стаканчик), и смех над искусственными несоответствиями. В последнем случае сатире может быть подвергнуто все абсурдное постмодернистское искусство и законы об узаконении противоестественных отношений, однако, как мы видели в недавнем прошлом, механизм окна Овертона, напротив, приводит не к решению проблемы, а к привыканию к ней (через популярные кинофильмы, сериалы, рекламу). То есть юмор, так или иначе, таит в себе риски с христианской точки зрения. Если есть некий общечеловеческий юмор, то существует ли православный юмор, пусть как бы в качестве здоровой разновидности его, либо в противовес ему?  Мы знаем, что ум не бывает празден, и если не занят чем-то положительным, то оказывается вовлечен в занятия отрицательные.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/31/pr...

Несомненно, что всякий, придерживающийся традиционного христианского взгляда на жизнь как на место испытания для вечности, и на смерть как на вход в вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от веры и земной жизни, найдет ее книгу расхолаживающей. Гуманно относиться к умирающему, помогать ему готовиться к смерти, не ставя при этом на первое место веру во Христа и надежду на спасение, когда все уже сказано и сделано, — значит оставаться в той же тоскливой сфере гуманизма, куда неверие вовлекло современное человечество. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк. 16, 31 1. Что доказывают современные опыты? Таким образом, мы видели, что столь бурно обсуждаемые ныне «посмертные» и «внетелесные» опыты совершенно не похожи на подлинные опыты иного мира, которые на протяжении веков обнаруживались в жизни богоугодных мужей и жен. Более того, за последние годы современные опыты получили такую известность и стали столь модными не потому, что они действительно новые (есть целые антологии подобных опытов в Англии и Америке XIX в.), или же потому, что в наше время они происходят чаще, но главным образом потому, что умонастроение общественности в западном мире и особенно в Америке готово к этому. Этот общественный интерес представляется частью повсеместной реакции на материализм и неверие XX века, признаком более широкого интереса к религии. Здесь мы зададим вопрос: каково могло быть значение этого нового «религиозного» интереса? Но сначала скажем еще раз о том, что же доказывают эти опыты относительно истины религии. Большинство исследователей, по-видимому, согласны с д-ром Моуди, что эти опыты не подтверждают обычного христианского представления о небесах (« Жизнь после смерти «); даже опыты тех, кто полагает , что видел небо, не выдерживают сравнения с подлинными видениями неба в прошлом; даже опыты ада скорее являются намеками, чем каким-то доказательством действительного существования ада. Поэтому утверждение д-ра Кублер-Росс о том, что современные исследования «посмертного» опыта» подтвердят то, чему нас учили две тысячи лет, — что есть жизнь после смерти и что это «поможет нам знать, а не только верить» (предисловие к « Жизни после смерти «), следует признать преувеличенным.

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Октябрь Астерий Амасийский, св. Беседа на притчу из Евангелия от Луки, о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31). 1503 /Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский Вестник 1893. Т. 4. 10. С. 1–17 (1-я пагин.). —1— Не отрицательными и положительными только заповедями Бог наш и Спаситель воспитывает людей к тому, чтобы ненавидеть зло и любить добродетель, но и наглядными образцами преподает ясные наставления благоустроенному поведению, делами вместе со словами приводя нас к восприятию доброй и боголюбезной жизни. Так и теперь, пророчественными и евангельскими устами, вернее же впрочем и собственным гласом, много раз уже предъявив —2— нам повеление – надменного и высокомерного богатства отвращаться, а человеколюбивое настроение и бедность с праведностью (соединенную) любить, – Он, дабы добрый совет сей соделать более твердым, удостоверяет слово Своё практическими примерами и в повествовании описывает богача и бедняка: показывает честолюбивое услаждение одного, угнетенную жизнь другого и конечные следствия жития обоих, – чтобы мы, рассмотрев истину на чужом образе жизни, соделались благоразумными судьями собственного поведения. Один человек был богат и облачался в порфиру и виссон. Двумя краткими словами Писание порицает и осмеивает 1504 безрассудную и неумеренную расточительность дурных богачей. Порфиры 1505 цвет крайне дорог и совершенно излишен, а виссона употребление 1506 не необходимо. Избирающим же себе благоустроенную и полезную жизнь свойственно и достолюбезно измерять употребление предметов необходимостью и избегать пыли суетного тщеславия и бесполезного препровождения жизни, как матери зла. И чтобы нам яснее уразуметь значение этого изречения, да будет сначала расследовано употребление одежд, сколько и как оно должно быть до- —3— пускаемо, будучи ограничиваемо благоразумными побуждениями и правилами. Что же говорит закон правды? Овцу Бог создал с прекрасными волосами на коже и с обильным руном. Взяв её, остриги и, отдав шерсть ткацкому мастерству, изготовь себе нижнее платье и верхнюю одежду, чтобы избегать страданий от холода и вреда от палящего луча.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010