Веровать в Бога – значит творить волю Его. (Св. Ирин. кн. V гл. 2, стр. 326) Есть христианские общества, которые не находят ничего общего между верою и добрыми делами, и не только почитают последние ненужными для спасения 1 , но называют их даже греховными 2 . Не вдаваясь в такую крайность, православная Церковь постоянно учила и учит, что вера во Христа Спасителя тогда только и бывает для христианина предвестницею спасения, когда сопровождается добрыми делами 3 ; равно и добрые дела – верные поручители за сокровенный в сердце глагол веры – имеют свою цену только при благодатной вере 4 . Чтобы сознательно убедиться в истине сего православного учения, укажем по возможности на это взаимное отношение между верою и добрыми делами. Что вера действительно находится во внутренней связи с христианской деятельностью и имеет непосредственное влияние на нее, как живое ее начало, – это видно из самого понятия, какое усвоено ей словом Божиим и практикой православной Церкви, из ее предмета и содержания, и, наконец, – из тех качеств, какие приписываются вере словом Божиим. Что такое вера? Со словами «вера» и «веровать» в св. Писании соединяется не одно значение: они иногда означают просто – согласие в истине, утвержденной свидетельствами ( Лк.24:25 ; Ин. 3:12; 12:42; 16:30 ); действительное принятие предлагаемого учения, или поступление в число учеников и последователей ( Деян.2:44; 5:14 ; Рим.1:5 ); иногда словом вера означается самое учение Иисуса Христа и Апостолов ( Иуд.1:3 ; Деян.6:7 ; Рим.1:5 ; Гал.3:2–5 ; Еф.4:5 ); упование на милость и помощь Божию ( Евр.11:33–34 ); надежда на Его обетование ( Рим.4:20 ); особенно же упование на заслуги Спасителя ( Деян.15:11 ; 2Кор. 5:7 ). Какое же из сих значений приличнее усвоить вере, как принимательному началу нашего спасения? По указанию православной кафолической Церкви, «вера в Бога есть живая уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и сердечное принятие откровенного слова Его о спасении рода человеческого» 5 . Из этого понятия видно, что вера объемлет вместе ум и сердце, и что принадлежности, составляющие существо ее, есть познание и убеждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 2 1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. 9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. 10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, 15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; 16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, 17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. 18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам; 19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. 20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, 21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; 22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее. (Притч 2:1–22) ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Как искать сокровище? Мудрость дает Господь и именно от Него исходят «знание и разум». Но каким образом одни люди обретают мудрость, а другие нет? Что зависит от нас в этом процессе? — Принять слова премудрости. (если примешь слова мои). Мало услышать, как правильно жить и как поступить, нужно еще с этим внутренне согласиться. Примером нам может послужить Богородица, которая приняла слова архангела Гавриила: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк 1:38).

http://bible.predanie.ru/nachalo-premudr...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Личность писателя Евангелия Происхождение Евангелия от Луки Повод и цель, место и время написания Евангелия О подлинности и целости Евангелия от Луки Содержание Евангелия План Евангелия Источники и пособия при изучении Евангелия от Луки     Личность писателя Евангелия Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей ( Евсевия Кесарийского , Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигавина и др.), родился в Антиохии. Имя его, по всей вероятности, представляет собой сокращение римского имени Луцилий. Был ли он по происхождению иудей или же язычник? На этот вопрос отвечает то место из Послания к Колоссянам, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных ( Кол.4:11–14 ) и, следовательно, свидетельствует о том, что Лука был родом язычник. Можно с уверенностью предположить, что, прежде чем вступить в Церковь Христову, Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо был знаком с иудейскими обычаями. По своей гражданской профессии Лука был врачом ( Кол.4:14 ), а церковное предание, хотя и довольно позднее, говорит, что он занимался и живописью (Никифор Каллист Ксанфопул. «Церковная история»). Когда и как он обратился ко Христу – неизвестно. Предание о том, что он принадлежал к числу 70 апостолов Христовых (Epiphanius. Adversus haereses, LI, 12 и др.), не может быть признано заслуживающим доверия ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа ( Лк.1:1 и сл.). Он выступает в первый раз спутником и помощником апостола Павла во время второго миссионерского путешествия Павла. Это имело место в Троаде, где, может быть, до этого и жил Лука ( Деян.16:8 и сл.). Затем он был с Павлом в Македонии ( Деян.16:10 и сл.) и, во время третьего путешествия, в Троаде, Милете и других местах ( Деян.24:23 ; Кол.4:14 ; Флм.1:24 ). Он сопровождал Павла и в Рим ( Деян.27:1–28 ; ср. 2Тим.4:10 ). Затем сведения о нем прекращаются в Писаниях Нового Завета и только сравнительно позднее предание ( Григорий Богослов ) сообщает о его мученической кончине; его мощи, по свидетельству Иеронима («De viris illustribus», VII), при императоре Констанции перенесены были из Ахеи в Константинополь. Происхождение Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 1–13. Притча о десяти девах. – 14–30. Притча о талантах. – 31–46. Пророчество о страшном суде. Мф.25:1 .  Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Мф.25:2 .  Из них пять было мудрых и пять неразумных. Слово «тогда» ( ττε) указывает здесь на время, когда придет Сын Человеческий. Разумеется преимущественно (но не исключительно) Его окончательное пришествие для суда перед концом или в конце мира. Ττε служит также связью с предшествующей речью и указывает на ее продолжение. Спаситель продолжал говорить Своим ученикам на горе Елеонской, при виде Иерусалима. Визелер определяет время как вторник, 14 апреля, 12 нисана 783 г. от основания Рима. Царство Божие не может, конечно, быть подобно десяти девам – это только особенный оборот речи, как в Мф.13:24 и др., и значит, что Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. То же, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в Царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого Царства, верующие и неверующие или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев. С чрезвычайной точностью и краткостью, всего в восемнадцати отдельных словах (на греческом языке), здесь охарактеризо­вана личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу. Число десять избрано, по-видимому, не произвольно, потому что в речи, в высокой степени художественной и жизненной, не могло быть ничего произвольного и случайного. Но объяснить, почему именно избрано число десять, довольно затруднительно. Ответ, почему в притче указывается на дев, должен быть тот, что вся притча полна самых прекрасных, в высшей степени привлекательных, поэтических и художественных образов, и указание на дев лучше всего могло соответствовать мысли, которую предположено было выразить в притче. Креститель был друг жениха и радовался, слыша Его голос, Сам Христос называл Себя женихом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Так как Он теперь продолжал говорить о Своем втором пришествии, то не было лучше и прекраснее образа, который Он мог бы выбрать, чем образ свадебного пира, вся радость и веселье которого зависят от присутствия на нем жениха. Иллюстрацией для притчи может служить 44-й псалом и Песнь Песней; ср. 1Мак.9:37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Законоположительные книги Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия Понятие о Евангелии. Главное место в Новозаветной письменности бесспорно принадлежит Евангелиям. Это такие Писания, в которых Апостолами Иисуса Христа и их ближайшими учениками, по внушению Святого Духа, довольно подробно и в известном порядке представлены жизнь, деяния и учение Богочеловека на Земле, на сколько то нужно было для утверждения христиан в вере в Него ( Лк.1:4 ; Ин.20:31 ). Как весть, или проповедь о всеблагом Спасителе и о вечном Спасении, эти Книги по справедливости называются Евангелиями (благою вестью), и получили такое название от самих писателей ( Мк.1:1 ), подобно тому как и Сам Иисус Христос называл проповедь о Царствии Божием и о Себе Евангелием ( Мф.26:13 ; Мк.16:15 ). Святой Иоанн Златоустый (1-я беседа на Евангелие от Матфея) говорит, что Матфей Книгу свою справедливо назвал Евангелием: потому что «оно всем: и врагам и невеждам, сидящим во тьме, возвещает конец наказания, разрешение грехов, Оправдание, Освящение, Искупление, Всыновление, наследие Небес и сродство с Сыном Божиим. Что же может сравниться с таким благовестием»? (Твор. Иоанна Златоустог о, изд. С. – Пб. Дух. Акад., т. VII, 1:7). К этому названию Книг в первом же сборнике, содержавшем в себе все или несколько Евангелий, собиратели должны были по необходимости присоединить и имена писателей: κατα Ματθαον, κατα Μαρκον и так далее, что значит: по Матфею, по Марку, то есть по сказанию, по записи Матфея, Марка и прочих. Славянское и Русское: от Матфея, от Марка имеют тот же смысл. Понимаемые в вышеуказанном смысле, как Благовестие о Спасителе и о Спасении, с целью утверждения в вере, Евангелия отличаются от тех апокрифических сказаний о жизни и чудесах Иисуса Христа, которые с такою подробностью и вниманием касались событий из малоизвестного периода Его жизни: от рождения до вступления в общественное служение; отличаются и от всех других изложений Евангельской историй. Число Евангельских Книг. Апостолы первоначально проповедовали устно, но очень рано уже они начали записывать своё благовестие в письмена. Желая дать новообращающимся ко Христу краткое, но точное изложение жизни и учения Иисуса Христа, Апостолы и их ученики естественно старались дать этому изложению более или менее однообразный вид в общем и избежать разногласий и повторений в частном; при этом, конечно, не забывались и личные потребности первоначальных читателей Евангелия, равно как имелось в виду и намерение оградить их от лже-евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия - как Иов Многострадальный Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества 10.01.2018 999 Время на чтение 4 минуты Приснопамятная игумения Анастасия (Шестун; 1952-2012) в свое время добилась выделения под скит участка на Гавриловой Поляне недалеко от Самары. Здесь в советское время размещался лагерь, одним из заключенных которого был отец Иоанн (Крестьянкин). Скит матушка Анастасия посвятила Иову Многострадальному, которого считала символом России XX в. и последующих времен. Господь провел русский народ так же, как Иова Многострадального, через горнило страданий. В ветхозаветные времена это был определенный шаг к Боговоплощению. Господь испытывал род человеческий, готов ли хотя бы один человек вытерпеть малую долю того, что предстояло Сыну Божию. Так же и русскому народу Он попустил в ХХ в. пройти через гонения. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), - заповедал Спаситель Своим ученикам. Но сохранился ли народ, который во всей полноте сможет выдержать эту духовную брань верности за пострадавшего Христа? «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Наши новомученики и исповедники выдержали этот экзамен. Россия оттого и стоит, и мир продолжает свое существование. Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу увековечить память за Христа пострадавших в ХХ в. А как это сделать? Прежде всего, службой и молитвой. В нашем Заволжском Свято-Ильинском женском монастыре освящен храм в честь священномученика Константина (Сухова), где мы совершаем все богослужения, связанные с новомучениками, с царственными страстотерпцами. Пересматривая синодики, ставим на первые места новомучеников и исповедников, чтобы им служить всенощные, полиелеи. Их имена должны становиться известны народу. Новомученики и исповедники - главные святые из всех, почитаемых нами. К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах. Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/10/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Скандал в Симбирской митрополии 20.07.2015 4021 На последнем заседании Св. Синода было принято решение по застарелой конфликтной ситуации в Казанской митрополии. Синод произвел кадровую рокировку - митрополит Феофан (Ашурков) был назначен на Казанскую кафедру, а на его место в Симбирск был переведен митрополит Анастасий (Меткин). Эта рокировка вызвала возмущение духовенства и мирян Симбирской епархии. Как известно всем церковным людям, за митрополитом Анастасием тянется шлейф обвинений в содомии и покровительстве содомитам. Выложенное в сети видео с крестного хода, посвященного Святым Царственным Мученикам, свидетельствует, что клирики и миряне Симбирской епархии просят Святейшего Патриарха дать возможность митрополиту Анастасию очистить свое имя от обвинений в содомии, и только после этого назначить его правящим архиереем в Симбирск. Однако вставшим за правду священникам уже грозят лишением священного сана. " Голубой " скандал в Казани грозит не только продолжиться в Симбирске, но и принять гораздо более острую форму. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 32. Ответ на 25., Шмелев Михаил: ...И что? Вы считаете заботой о заблудшей овце назначение заблудшей овцы митрополитом и наделение её правом совершать таинства? Может нам всем надо стать содомитами, чтобы соответствовать этим " мудрым " решениям? Нет конечно уважаемый Михаил. Все с точностью до наоборот. Был у нас такой диалог с Ивановичем Михаилом: Владимир Анатольевич: РНЛ же слушает священноначалие... Иванович Михаил : Это хорошо, но лучше бы слушали Христа. Анатолий Пронин: Многочисленные номинации и секты так и делают. И уже дошли до рукоположения в епископы женщин и до венчания однополых браков. То есть без священноначалия они стали апостасийными и быстро продвигаются в направлении сатанизма... Иванович Михаил : А разве с ними Христос? Анатолий Пронин: Сам Христос на Ваш вопрос ответил притчами об одной пропавшей отце и о потерянной драхме Лк (15:10): Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

http://ruskline.ru/video/2015/iyul/20/sk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фальшивые ноты 02.10.2011 935 Время на чтение 4 минуты Среди тех, кого принято называть духовными чадами, есть у меня одно, так сказать, многофункциональное - телевизионный редактор, и по совместительству религиовед с богословским дипломом. Во времена, когда тема его - «Антирелигиозная пропаганда в СССР в 20-тые - 30-тые годы» снова стала актуальной, разносторонность эта оказалась совсем нелишней, и даже позволила сделать некоторые околобогословские обобщения. Во всяком случае, сейчас, занимаясь мониторингом СМИ на церковную тематику, женщина эта заявляет вполне компетентно: бесы - существа неизобретательные... Уж как-то слишком бездарно нынешние адепты их повторяют тезисы восьмидесятилетней давности... Впрочем, если раньше «зажравшиеся» попы лишались права на существование в самом прямом смысле этого слова, то теперь, согласно моде на толерантность, они могут и быть; правда, при одном непременном условии, - так, как будто бы их и не было... Неследование этому негласному предписанию рождает реакции прямо-таки истерические, - мракобесы одолели... Причём, если верить тому, что пишут и говорят, одолели они уже практически везде, - в образовании, в здравоохранении, в армии... И даже тот факт, что вопли эти причудливым образом перемежёвываются с другими, не менее возмущёнными, - куда Церковь смотрит и почему молчит, - давно никого не удивляет. Однако, так или иначе, рождает вопрос и даже ставит дилемму: какой должна быть ответная реакция, - подставить другую щёку, или обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства? По большому счёту, понятно, - на каждый чих не наздравствуешься... И если Церковь будет реагировать на каждое о себе высказывание, ей только и останется - что реагировать... Тем более, если не будет чувствоваться разница между честью и достоинством самой Церкви, и неким достоинством немощных её членов, которое в мире «лежащим во зле» по определению, - понятие само по себе весьма неоднозначное. ( Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15)). И особенно тогда, когда защита его проявляется (и такое случается) совсем уже неподобающим образом, - «примирением сторон», как окончательное соглашательство и слияние в «братских» объятиях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Из прочих боголюбезных качеств души старца Макария особенно выдающимся было его глубокое смирение. И поистине его самого можно было назвать воплощенным смирением. Во всех многочисленных его собственноручных письмах проглядывает эта боголюбезная черта его характера. Ибо везде в них он в полном смысле считает себя за ничто. Например, так писал он к одной особе: «Вы возлагаете обязанность (духовного руководства) на меня. Но сколь похвально ваше желание, столь трудно с моей стороны оного исполнение. Не имея свойств на таковое дело и не видя в себе плодов духовных, чему могу других научить? Это очень нередко меня обличает и, заключаясь в границах моего неразумия, дает видеть мое ничтожество. Слова Спасителя нашего: врачу, исцелися сам ( Лк.4:23 ) и слепец слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ) – немало меня устрашают. Привычка моя входить в излишние разговоры и суждения, может быть, нередко и неправильные, но многими непонимаемые, подают повод думать о мне то, чего не имею, и искать чрез меня душевной пользы. Хотя бы я и должен сего отрицаться; но, будучи столь слаб в своем характере, не могу отказывать и, при чувстве моего неразумия – вхожу в их положение, предлагаю от слова Божия и от учения святых отцов; и когда кто получает душевную пользу, то сие происходит действием благодати Божией, не по моему достоинству, но по вере их, им даруемую. Сие написал вам, хотя показать мое ничтожество, впрочем – совершенно в малом виде – и причину, по коей думают некоторые о мне нечто, и дабы вы знали, что я ничего не могу сам собою сделать. Просьба ваша словесная и письменная убеждает меня искать не своих си, а яже ближнего; и, забывая свою худость, по слабости моего характера, не смею вам отказать в вашем прошении. Не полагаюсь на свой разум, но на Бога, вразумляющего и бессловесных, к пользе разумного Своего создания, и искупленного кровию Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, Который, по вере вашей, за молитвами духовного моего отца, силен просветить слепого, показать стезю или предостеречь от стремнин, на пути сем обретающихся. Только прошу вас, и ваши молитвы присовокупите к вспомоществованию в сем высоком и важном предприятии. По скудости моего разума не взыскивайте красноречия; и ежели буду что писать или говорить, не от дел моих и не от разума, но от Писания и святых отцов учения, что Господь подаст помраченному моему уму для пользы вашей, предлагая, по слову св. Иоанна Лествичника : «Что некоторые, шедши путем и попавши сами в тину, других предостерегают, дабы опасались и не замарались тою же тиною и грязью; да чрез сие избавление их и они получат прощение грехов своих» (Степень 26, глава 14) 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010