«В кратких словах ветхозаветной заповеди: „как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Спаситель показал, что добродетель и кратка, и удобна и всем известна. И что может быть справедливее, как оказывать ближнему то, чего себе желаешь». Эту заповедь нельзя ограничивать тем, что творить добро только творящим нам добро, ибо, как говорится в сегодняшнем Евангельском чтении, и грешники то же делают ( Лк. 6:33 ), или давать взаймы только тем, от кого мы надеемся получить обратно, что делают и грешники ( Лк. 6:34 ). Грешники любят тех, кто их любит, т. е. любят только при взаимности, равенстве в отношениях: платят любовью за любовь, добром за добро. Ну, а как быть, когда этой взаимности нет, – когда, наоборот, на любовь отвечают неприязнью и враждой, на добро – злом? Тут добродетель (любовь) грешника не выдерживает, обрывается: у него не хватает сил на самоограничение, на любовь к злым и врагам, на любовь, как на подвиг. Не хватает тут сил и у ветхозаветной морали (любви), как таковой, где сказано: люби ближнего и ненавидь врага ( Лев. 19:17–18 ) и где в силе древний закон: Око за око, зуб за зуб? ( Исх. 21:24 ). Тут нужно что-то новое и большее. Это новое и большее и дал Христос. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13:34 ). Новизна новозаветного учения о любви, братия и сестры, заключается в том, что она неразрывно связана со всеми искупительными подвигами Господа нашего Иисуса Христа, с Его жертвенной любовью к нам, и с той благодатной силой, которая даётся через церковные таинства всем верующим в Него и любящим Его. И этим благодатным силам нет границ. Вот почему Христос и говорит: но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего... и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:35–36 ). Всю высоту этой новой любви может понять и быть причастным ей лишь тот, кто является членом единого организма, единого Тела – Церкви Христовой, где для всех Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех... и каждому дана благодать ( Еф. 4:4–7 ). Здесь нет ни эллинов, ни иудеев, нет разделения на своих и чужих, на близких и дальних, на добрых и не добрых, как нет этого разделения у Господа ( Лк. 6:35 ). Здесь все призваны и любить и тяготы носить друг друга ( Гал. 6:2 ) и искать не своей пользы, а пользы другого (1 Кор:10:24) и служить человеку, как Самому Господу ( Еф. 6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

«Имущественная» тема присутствует и в Деян. Говоря о Церкви как о собрании учеников, у которого «было одно сердце и одна душа», дееписатель отмечает: 32 И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного 35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32. 34-35). Там же приводятся конкретные примеры как положительного характера (Иосия, прозванный Варнавой, который продал все и положил деньги к ногам апостолов; 4, 36-37), так и отрицательного (Анания с женой Сапфирой, утаившие часть своих денег; 5, 1-11). Святой Дух в Лк. и Деян. В Писаниях Луки много внимания уделяется действию Святого Духа в Церкви. Действие Святого Духа — вот то главное, что определяет Церковь не просто как общество людей, хранящих единство Предания и веры и живущих по каким-то определенным правилам, а как собрание, где продолжает присутствовать Живой Господь, воскресший Иисус. Особенно это видно в Деян., где «очень много» Святого Духа и Его действие описано с таким восторгом и так зримо, что возникает ощущение непрекращающейся Пятидесятницы, как в Церкви на самом деле и происходит. Такое повышенное внимание Святому Духу — оборотная сторона замысла св. Луки. Разделив в линейности время Иисуса и время Церкви (см. выше), он пишет о присутствии Бога в Церкви в Святом Духе при видимом, телесном отсутствии в ней Иисуса. Святой Дух в Лк. Присутствие и действие Святого Духа («другого Утешителя», как Он именуется в Ин. 14, 16) подчеркивается не только в Деян., где это бесспорно важнее и актуальнее (ведь Иисус уже не присутствует зримо, телесно), но и в Лк. Само слово «Дух» (to pneu=ma) в Лк. употреблено 14 раз (в Мф. — 10; в Мк. — 6). Из них обратим внимание на такие случаи: В начале Евангелия все поочередно, исполнившись Духа Святого, пророчествуют: Елисавета (1, 41), Захария (1, 67), Симеон (2, 25-26). Гавриил — вестник Святого Духа. Жизнь Иисуса Христа зачинается как наитие Святого Духа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Лк.24:30 .  И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Лк.24:31 .  Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Когда путники приближались к Эммаусу, Христос, вероятно, стал с ними прощаться, показывая таким образом, что Он не остановится в Эммаусе. Таким способом Он побуждал путников пригласить Его остаться с ними, если они действительно чувствовали потребность в дальнейшей беседе с Ним. И действительно, они почувствовали, что не могут так скоро с Ним расстаться и стали удерживать Его своими просьбами остаться вместе с ними (у кого-нибудь из этих путников в Эммаусе, вероятно, был свой дом). «И Он вошел» – вошел в селение. «Взяв хлеб, благословил...» Христос поступает в этом случае не как гость, но как хозяин дома, по Своему обычаю, какого Он держался в кругу учеников (ср. Лк.9:16 ). Мнение некоторых отцов Церкви (свт. Иоанн Златоуст , блж. Августин ) и католических толкователей, по которому Христос совершил в Эммаусе Евхаристию (причем католики пользуются стихами 30 и 35 для защиты учения о причащении под одним видом) не имеет здесь для себя никакого основания 36 . «Тогда открылись у них глаза». Это выражение обозначает вновь появившуюся способность знать прежде недоступное для познания (ср. Быт.3:5, 7 ; Быт.21:19 ). «Но Он стал невидим для них», т.е. неприметно для них удалился (вместо «для них» нужно переводить «от них», так как при первом переводе, который и не соответствует греческому выражению π´ ατν, может быть сделано предположение, что Христос все же оставался в доме, но только был невидим путниками). Лк.24:32 .  И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? Лк.24:33 .  И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, Лк.24:34 .  которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. Лк.24:35 .  И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сатана просил...». Подобно тому как диавол некогда искушал Иова ( Иов.1–2 ), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел. Лк.22:32 .  но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Господь особенно и прежде всего молился о Петре, чтобы не оскудела его вера, конечно, молился потому, что Петру, при его горячем, подвижном характере, более чем другим апостолам грозила опасность падения. При этом Господь объявляет Петру и утешение: он хотя на время и отступит от Христа, но потом обратится снова к Нему и станет даже утверждать в вере других братьев своих, т.е., вероятно, иудеев, а не апостолов, как толкуют преимущественно католические экзегеты, видящие здесь основание для католического учения о непогрешимости папства. Лк.22:33 .  Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. (См. Мф.26:33, 35 ). Лк.22:34 .  Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (См. Мф.26:34 ). Лк.22:35 .  И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Слово о «мече» (стих 36) находится только у одного евангелиста Луки. Господь спрашивает об их первом путешествии, в которое Он послал их ( Лк.9:1–6 ). Вопрос Его сам собою предполагает отрицательный ответ со стороны апостолов. Лк.22:36 .  Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; Теперь наступает иное время. Нужно все иметь самим, нельзя рассчитывать на помощь со стороны мира. «А у кого нет». Чего? Естественнее всего прибавить: мешка с деньгами, или просто: денег. Такому человеку в новых обстоятельствах нужно непременно приобрести меч, и для этого, не имея денег, он должен продать свою верхнюю одежду. Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ибо у Него все живы» (стих 38), т.е. все – которых Он Бог – Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда. Лк.20:39 .  На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. Лк.20:40 .  И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: Лк.20:41 .  как говорят, что Христос есть Сын Давидов, Лк.20:42 .  а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, Лк.20:43 .  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Лк.20:44 .  Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк.20:45 .  И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: Лк.20:46 .  остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, Лк.20:47 .  которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. «Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди ( Мк.12:32 ). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше ( Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился. «И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка ( Мк.12:34 ). «Как говорят...» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37 ). «И когда слушал весь народ...» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40 ). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33. Ин. 18:33 . Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Лк. 23п. 34. Ин. 18:34 . Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 35. Ин. 18:35 . Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Пилат опять вошёл в преторию: судебную палату, где находился Господь (ст. 28), или куда позван был, может быть, со двора претории. – Ты Царь Иудейский? Пилат начал допрос Господа именно с этого вопроса потому, что члены Синедриона, не видя возможности принудить Пилата привести их приговор в исполнение без исследования с его стороны дела, начали именно с этого пункта обвинять Господа, что Он развращает народ, выдавая себя за Царя Иудейского ( Лк. 23 и прим.). – Иисус отвечал и пр.: передавая о допросе относительно сего пункта кратко, первые три евангелиста упоминают только о кратком положительном ответе Господа на этот вопрос ( Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ; Лк. 23:3 ), Иоанн же излагает дело подробнее для выяснения понятия о характере Царства Христова. – На вопрос Пилата Господь отвечал ему также вопросом, имеющим целью разъяснение этого пункта обвинения. Пилат, вероятно, ожидал прямого отрицательного ответа на свой вопрос, но дело было не так просто, как ему представлялось; нужно было выяснить понятие царя в приложении к обвиняемому. Господь говорит о Себе как Царе не в римском политическом смысле, а в еврейском теократическом, Он не политический царь иудейский, а теократический Царь всей вселенной. Вопрос Господа Пилату и направлен к тому, чтобы узнать, в каком смысле употребляет римский судья слово Царь и кто обвиняет Его в присвоении этого имени, сам ли он или иудеи, чтобы соответственно смыслу вопроса дать точный ответ на него. – Ответ Пилата на этот вопрос дышит презрением к иудейству. Он знать не хочет о таком различии в понятии царя и царства, что ему до этих тонкостей: разве я Иудей? Но, тем не менее, Твой родной народ и представители его первосвященники, в составе целого верховного судилища своего, предали Тебя мне, по обвинению в присвоении Тобою царской власти. Что мне до их тонкостей? Но мне нужно знать, что Ты сделал такого, почему они могли взвести на Тебя такое обвинение? Признаешь ли Ты себя царём?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы знаем, что у синоптиков такое исповедание от лица всех апостолов было произнесено лишь апостолом Петром ( Мф. 16:16 , Мр. 8:29 , Лк. 9:20 , ср. Мф. 14:33 ), и Христос торжественно подтверждает это исповедание как такое, которое не плоть и кровь открыли Ему, но сам Отец Небесный ( Мф. 16:17 ); на этой вере как на камне утверждается Церковь Христова (16:18, 19). Подобное исповедание, конечно, помимо воли исторгалось из уст бесов, очевидно в силу их духовного знания: «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» ( Лк. 4:41 ). – Так различна была ценность, как и самый характер этого исповедания у Петра и бесов. В Иоанновом Евангелии мы имеем и еще один частный случай подобного исповедания, помимо общего свидетельства Иоанна Крестителя о Христе (1:34), именно оно исторгается, даже вопреки первоначальному сомнению, из уст Нафанаила: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (1:49), в ответ на явленную ему прозорливость Иисусову. Подобен этому и другой случай исповедания Христа Сыном Божиим, которое вызвано было самим Христом, вопросившим прозревшего слепорожденного: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: и кто Он, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его; и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи» (9. 35–38). Однако эти исповедания не возводятся от этого частного случая к постижению его общего значения для мира, как это имеет место у Петра с одной стороны, у Марфы с другой. После этого Марфа понесла Марии благую весть о пришествии Господа, позвала ее «тайно»: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). В Евангелии прямо не сказано об этом зове. Он, очевидно, подразумевается. Однако, если это так, то можно предположить, что в зов этот включено было и благовестив Христово о Себе самом, только что слышанное и воспринятое Марфой. Однако горе Марии владело ею, что и выразилось в том же обращении ко Христу, как и ее сестры (11:32), причем это горе ее, разделяемое и пришедшими с нею иудеями плачущими, нашло отклик и в душе самого Господа: «и сам восскорбел духом и взволновался» 35 (11:33) и «прослезился» 36 (11:35). «Скорбя внутренно приходит ко гробу» (11:39).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8:8 ). Другой барьер преодолевает Иисус, облагодетельствовав язычника. Вера, которую явил сотник, удивила Иисуса, причем Свое удивление Он выразил весьма показательно в связи с разбираемой темой: 10 Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 8:10–12 ). Еще пример: благодарный самарянин (почти язычник, а может быть и хуже, см. § 5. 6), вернувшийся воздать хвалу Иисусу в отличие от девяти иудеев (см. Лк. 17, 12–19 ), оказавшихся не способными на благодарность. А все потому, что самарянину как раз заведомо не на что было рассчитывать. Тогда как его недавние собратья по несчастью, будучи потенциальными членами народа Божия по крови и совершив законные ритуальные действия (ст. 14), не смогли по достоинству оценить данную им через Иисуса милость от Бога. Главная и самая острая тема в обличениях Иисуса, неразрывно связанная с «отбором» подлинного, нового Израиля – это самоуверенная законническая праведность, не оставляющая места живой и смиренной вере в милостивого Бога. Объектом подобных обличений были уже упомянутые книжники и фарисеи – те, кто считал себя как бы уже имеющими некоторый «капитал» праведности в очах у Бога 144 . Причем Иисус имел в виду совсем не реформу тогдашнего иудаизма. Ведь свою реформу иуда­изм действительно более-менее успешно пережил после 70-го года, когда вновь возродился в Ямнии под руководством Йоханана бен Закая на уже чисто фарисейской основе (см. § 9), чтобы, оставаясь иудаизмом, жить без храма 145 . Христос же пророчествовал о гибели старого Израиля: 34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий по­сланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов сво­их под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010