Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом? Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря: Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16). Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13). Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4). Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6). Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

http://pravoslavie.ru/6325.html

     В третью Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает слова Христа о невозможности работать одновременно Богу и маммоне. Не осуждая богатство само по себе и труд, заповеданный еще в раю, Господь призывает нас не быть рабами сребролюбия и плоти, заботясь о себе и своих близких – делать это, в первую очередь, по любви к Богу и для спасения души. Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонских старцев о многозаботливости. 1. Бывают люди, целиком поглощенные материальными заботами. Весь день у них посвящен житейским хлопотам, а о Боге они вообще забывают. Не будем им уподобляться. Пусть будут заняты работой наши руки, ноги, но не позволим нашему уму отдалиться от Бога, не станем предаваться суете всем своим существом, всей душой, чтобы не стать нам язычниками. Преподобный Паисий Святогорец 2. Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится (Мф. 6, 33 и Лк. 12, 13). Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку. Преподобный Паисий Святогорец 3. Если мы отдадим свое сердце пустым, ничтожным вещам, то как оно сможет возрадоваться о Христе? Если в нашем сердце Христос, то освящено и дело рук наших, а мы в полноте сохраняем душевные силы и имеем подлинную радость. Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли. Преподобный Паисий Святогорец 4. Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще... Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.

http://pravoslavie.ru/113751.html

  БОГОСЛОВИЕ Об избрании по жребию апостола Матфия Протоиерей Александр Шаргунов   Что означает избрание по жребию апостола Матфия, описанное в книге Деяний? То, что положено Самим Господом в основание апостольского служения в Церкви на все времена. Апостол Павел свидетельствует, что он избран «не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1). Таким же было избрание всех апостолов. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13). Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но Сердцеведец Господь избирает их. И точно также здесь. По человеческому - христианскому - рассуждению они, естественно, должны были быть из числа свидетелей воскресения и теми, кто во все дни следовал за Господом во время Его общественного служения. Но необходимо было также исполнить второе, не менее важное условие, чтобы стать апостолом - посланным Богом. Само собой разумеется, для этого надо быть избранным Богом. В этом смысл молитвы: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства» (Деян. 1, 24-25). Далее сказано: «и бросили о них жребий». Совсем неслучайно слово «жребий» звучит в двух значениях. Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь о Святой Земле (Числ. 26, 55-56; 33, 54), о царе Израиля или о священническом служении (Ездр. 2, 63; Неем. 7, 65). В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Ничего удивительного в том, что человека, избранного Богом, зовут Матфий, т.е. «дар Божий».

http://moral.ru/elect.html

Письма свт. Василия Великого. О нестяжательности Святитель Василий Великий К Амфилохию О нестяжательности, против частной благотворительности и безрассудной жалости …Подобно собирающимся пуститься в море, сижу сам с собою, глядя в будущее. Ибо мореходцам для благополучного плавания нужны ветры, а нам нужен человек, который бы руководил и безопасно переправил нас по соленым волнам жизни. Собственно для меня, как рассуждаю, нужны, во-первых, узда для юности и потом побуждения на поприще благочестия. А это может доставить такой разум, который то удерживает, что во мне есть бесчинного, то возбуждает, что в душе есть медлительного. Еще нужны мне и другие пособия, чтобы смывать с себя нечистоты, в какие вдаюсь по привычке. Ибо мы, как знаем, с давнего времени привыкли к торжищу, не бережливы на слова и неосторожно обращаемся с представлениями, какие в ум влагает лукавый, поддаемся честолюбию и нелегко оставляем высокие о себе мысли. Для этого, как рассуждаю, надобен мне великий и опытный учитель. Сверх того, и очистить душевное око, чтобы, сняв, подобно какому-то гною, всякое омрачение, производимое невежеством, мог я взирать на красоту Божией славы, — почитаю делом, стоящим немалого труда и приносящим немаловажную пользу. [...] Один путь ведет к Господу. И все, которые идут к Нему, сопутствуют друг другу и соблюдают одно условие жизни. Поэтому куда же мне уйти так, чтобы можно было разлучиться с тобою и не вместе жить, не вместе работать Богу, к Которому сообща мы прибегли? Хотя тела наши будут разделены местом, но око Божие, без сомнения, увидит обоих нас вместе, если только и моя жизнь достойна того, чтобы взирали на нее очи Божий, ибо читал я где-то в Псалмах, что очи Господни обращены на праведников (Пс.33,16). [...] Если же сказать кратко, то в рассуждение нестяжательности назначил он ту меру, что каждый должен ограничиваться в приобретении собственности последним хитоном. И представил мне доказательства из Евангелия: одно из слов Иоанна Крестителя: у кого две одежды, тот дай неимущему (Лк.3,11), другое — из запрещения Господня ученикам иметь две ризы (см.: Мф.10,10). А к этому присовокупил еще: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф.19,21). Говорил также, что сюда относится и притча о бисере, потому что купец, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф.13,46). Присовокупил же к сему, что не на себя должно брать раздаяние имения, но поручать тому, на кого возложено распоряжаться делами

http://pravoslavie.ru/2039.html

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. 19 января, ПРАВМИР. Сегодня, 19 января, Русская Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Святое Богоявление. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. Библия о Крещении и Богоявлении В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2019 18 января, 2018 22 марта, 2024 19 января, 2022

http://pravmir.ru/19-yanvarya-cerkov-pra...

Разделы портала «Азбука веры» Богатство – 1) духовные и материальные блага , даваемые Богом человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с благоволением Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети — наше богатство; мои года — моё богатство). Гюстав Доре. Лазарь в доме богача ( Лк.16:19-25 ). Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во Христе , возможность соединения с Богом. Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ( Лк.12:33 ). Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым ( Лк.16:10 ). Оно также называется неправедным ( Лк.16:9 ), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над бедным . « Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » 1 . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. « По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование ( Мк.12:1-9 ), или таланты, распределенные между людьми ( Мф.25:14-30 ), или имение, отданное во временное управление ( Лк.16:1-13 ) » 1 . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

http://azbyka.ru/bogatstvo

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Лк.24:36-53 Лит.: Ап.- 2Кор.6:16-7:1 Ев.- Лк.7:11-16 Святых отцов: Лит.: Ап.- Евр.13:7-16 Ев.- Ин.17:1-13 мчч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Лк.21:12-19 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе. Кондак воскресный, глас 8 Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/и Адама воскресил еси,/и Ева ликует во Твоем воскресении,/и мирстии концы торжествуют/еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве. мученикам Сергию и Вакху Тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 5 Удобрение Христовых страстотерпец,/и очи Христовы Церкве,/очи просветите душ наших,/Сергие многострадальне и Вакше преславне:/молитеся ко Господу,/яко да убежим тьмы греховныя,/и света явимся общницы невечерняго,//молитвами вашими, святии. Ин тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами//спаси души наша. Кондак мученикам Сергию и Вакху, глас 2 Разум на враги мужески вооруживше,/всю тех лесть разрушисте,/и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/единомысленно вопиюще://добро и красно, еже быти с Богом. преподобному Сергию Обнорскому, Нуромскому, Вологодскому чудотворцу Тропарь преподобному Сергию Обнорскому, Нуромскому, Вологодскому чудотворцу, глас 8 Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/слез твоих течением душу свою напоил еси/и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/многодобродетелен плод принесе сам себе./И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/сияя чудесы, Сергие отче наш,/теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,//да спасет души наша. Кондак преподобному Сергию Обнорскому, Нуромскому, Вологодскому чудотворцу, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства. 8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова), «торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному, собрался собор человеков воспеть хвалы Собору Ангелов» . И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск. Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли . В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13). Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.) осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов . Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца . Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы .

http://pravoslavie.ru/135465.html

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Священное Писание и подвижники о покаянии В преддверии Великого поста публикуем отрывки из Священного Писания и высказывания святых и подвижников благочестия о покаянии: они помогут настроиться на покаянный лад, укрепят в решимости к духовному исправлению. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19). «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3). «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22). «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8) . «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8). «Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15). «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

http://pravoslavie.ru/91375.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010