2476 Конъектура Кройманна. В рукописи: «душа». 2477 См.: 1 Кор. 15:44. 2478 Кройманн предполагает здесь лакуну: «но душевное, затем — духовное». 2479 См.: 1 Кор. 15:45. 2480 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2481 Homo de humo. Игра слов, отсутствующая в греческом тексте. 2482 Искаженный Маркионом текст 1 Кор. 15:47. 2483 См.: 1 Кор. 15:48. 2484 См.: 1 Кор. 15:49. 2485 Конъектура Кройманна. В рукописи: «какой-либо». 2486 См.: 1 Кор. 15:50. 2487 Ср.: Гал. 5:19—21. 2488 Ср.: Рим. 8:8. 2489 Ср., однако: Tert. De res., 16, 6. 2490 См.: 1 Кор. 15:52. 2491 См.: 1 Кор. 15:53. 2492 Мф. 22:30; Лк. 20:36. 2493 См.: 1 Кор. 15:50. 2494 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2495 См:. 1 Кор. 15:55; ср.: Ос. 13:14. 2496 Вставка Кройманна. 2497 Ср.: 1 Кор. 15:57. 2498 См.: 2 Кор. 1:3. 2499 Ср.: Быт. 1:22. 2500 2 Ср.: Дан. 3:52—90. 2501 3 Конъектура Кройманна. В рукописи: «бесплодного бога». 2502 4 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2503 5 Ср.: 2 Кор. 1:3. 2504 Букв.: «Есть у тебя в книге Ионы пример милосердия вместе с Самим ». Конъектура Кройманна. В рукописи: «с самим примером милосердия». 2505 Ср.: Ион. 3:10; 4:2. 2506 Ср.: 4 Цар. 20:5. 2507 Ср.: 3 Цар. 21:1—29. 2508 Конъектура Кройманна. В рукописи: «проявлять снисхождение». 2509 Ср.: 2 Цар. 12:13. 2510 Ср.: Иез. 33:11. 2511 Понимание Кройманна. 2512 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и мы». 2513 Конъектура Кройманна. В рукописи: «можно». 2514 Перестановка Кройманна. В рукописи это предложение стоит выше, после слов: «начиная с которого он называется открывшимся». 2515 Вставка Кройманна. 2516 См.: 2 Кор. 3:6. 2517 Ср.: Иер. 31:31. 2518 Конъектура Кройманна. В рукописи: «хотя и». 2519 См.: 2 Кор. 3:6. 2520 Вставка Кройманна. 2521 Согласно другой конъектуре: «и если < Новый Завет> не буквы, но ее Духа, это будет новизна Того, Кто » (Thomell). 2522 См.: Иоил. 2:28. 2523 См.: 2 Кор. 3:6. 2524 См.: Втор. 32:39. 2525 Ср.: 2 Кор. 3:13. 2526 См.: 2 Кор. 3:14. 2527 См.: 2 Кор. 3:15. 2528 1 Перевод дан по конъектуре Кройманна. 2529 Конъектура Кройманна. В рукописи: «еще сокрытый».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

В утренней молитве пятницы еще раз уясняется, что снисхождение Божие к немощи человека даруется по благодати. Человек покидает отчий дом, чтобы променять пищу ангельскую на “свиные рожци” ( Лк.15:11–32 ), но возвращение блудному сыну дается с трудом. Приводя длинный ряд имен раскаявшихся грешников (мытаря – Лк.18:9–14 ; расслабленного – Ин.5:1–16 ; блудницы в доме фарисея – Лк.7:36–50 ; хананеянки – Мф.15:21–28 ; сотника – Мф.8:5–13 ; жены кровоточивой – Лк.8:40–48 ; разбойника – Лк.23:40–43 ), автор усугубляет картину сердечного ожесточения современного человека. Вместе с тем, не желая, чтобы диавол упредил его в обвинениях в собственный адрес, Кирилл не замалчивает своих прегрешений, подобно Каину, а хочет публично исповедаться в них, подобно Ламеху ( Быт.4 ). Стремясь познать собственное сердце, Кирилл окидывает мысленным взором весь Ветхий Завет , от Ноя до Авраама, Лота и последующих поколений, и в итоге отделяет себя от праведников и причисляет к отверженным. Ведь у него нет ни послушания Исаака, ни веры Иакова, ни воздержания Иосифа, ни кротости Моисеевой, ни терпения Иова, ни ревности Финееса, ни “крепости” Халева, ни мудрости Иисуса Навина, ни доблести Иаили, ни “богоприятного возношения” Самуила – нет, скорее он в числе “окаянных”, как Дафан и Авирам или Ахав, которые покусились на посвященное Богу, и как Ианний и Иамврий, противники Моисеевы ( 2Тим.3:8 ). Но затем перед глазами Кирилла возникают образы раскаявшихся и обратившихся: царей Езекии ( 4Цар.20 ) и Манассии ( 2Пар.30 ), пророка Ионы ( Ион.2–3 ) и апостола Петра ( Мф.26:69–75 ), ибо покаяние всегда вернее, нежели фарисейский расчет на человеческое правосудие, которое подобно хрупкой паутине. Уж если Христос позволил бесам вселиться в стадо свиней ( Мф.8:28–34 ), то не сохранит ли Он и Кирилла от адского пламени? Упование Кирилла зиждется на окончательном торжестве Христа над силами преисподней. Посему живет он надеждою, что Спаситель, Добрый Пастырь, принесет его на Своих плечах, как заблудшую овцу ( Лк.15:17 ), к стаду Отцову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 гл, ср. Евр. 11:31 ; 3Цар. 17:10 , ср. Лк. 4:25–26 ; 4Цар. 5:14 , ср. Лк. 4:27 ; Лк. 7:1–10; 11, 31–32 , ср. 3Цар. 10:1, 4 ; Ион. 3:5 ; Мф. 15:28 ; Мф. 27:54 ; Деян. 8:38; 10 гл. и другие). А с другой стороны, и среди Иудеев многие погибали. И в язычестве были: Мелхиседек, Иофор, Раав с семейством, Руфь, вдовица в Сарепте Сидонской, Нееман Сириянин, сотник Лонгин, сотник Корнилий, сотник Капернаумский, Хананеянка, Ниневитяне покаявшиеся; все таковые спасались верой в Бога. Наоборот, из среды избранного народа тысячи тысяч оставляли веру в Бога и впадали в языческое идолопоклонство, или же в неверии и ожесточения роптали на Бога; одни из таковых погибали насильственной смертью , другие отпадали от избранного народа и становились язычниками. Таким образом, даже и отчуждение язычников от Бога нельзя назвать безусловным. Язычники были предоставлены Богом самим себе, но не совершенно Им покинуты; равно и они мало знали Бога и ещё менее почитали Его, однако не забывали Его окончательно. И апостол Павел именем безбожия означает в язычестве не отрицание Бога и не окончательное забвение Его, чего в язычестве не было, а отсутствие истинного Богопознания и спасительного Богопочитания, недостаток сверхъестественной помощи Божьей и духовно-нравственной жизни, удаление от Бога и обоготворение твари вместо служения Творцу. Чтобы не быть голословными в нашем толковании, приведём несколько изречений из бесед св. Иоанна Златоуста на послание к Римлянам. „Бог, – говорит он, – вложил в людей знание о Себе от рождения их, но Еллины, применивши это знание к деревам и камням, оскорбили явленную в них истину, сама же истина пребывает неизменной, и слава её непоколебима. А откуда известно, Павел, что Бог и в язычников вложил это знание? Из того, говорит, что можно знать о Боге, явно для них ( Рим. 1:19 ). Но это – положение, а не доказательство; ты же подтверди мне и докажи, что знание о Боге было открыто язычникам, а они самовольно удалились от него. Каким же образом оно было открыто? Был голос к ним с неба? Отнюдь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вскоре предстал перед ним образ Тирезия; Одиссей позволил ему напиться крови, тогда Тирезий дал ему желанный ответ. Относительно же прочих теней Тирезий сказал Одиссею: Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови Дашь ты, разумно с тобою начнёт говорить, но безмолвно Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь. Сыновняя любовь Одиссея к умершей матери, вызванной на землю: Увлечённый сердцем, обнять захотел я отшедшую матери душу. Три раза руки свои к ней, любовью стремимый простёр я, Три раза между руками моими она проскользнула Тенью или сонной мечтою... Вавилоняне, при вызывании из загробного мира душ человеческих, как значится в дошедшем до нас арабском переводе древнего вавилонского сочинения «О земледелии», зажигали для этого огонь и бросали туда разные курения, произнося при этом таинственные заклинания. В восходящем дыме дух материализовался перед ними до совершенно плотной непроницаемости. Халдеи веровали, что души умерших живут под землёй, без крови и жизненной теплоты, и что заклинаниями можно вызывать их и заставлять открывать живым будущую их судьбу. В Новом Завете прежде всего из загробного мира – из рая Илья, из ада Моисей, – явились спасителю во время Его преображения на горе Фаворе, при трёх свидетелях: Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.9:28–32 ). В минуту смерти Христа воскресшие умершие проповедовали воскресение Христово. Из слов св. Матфея (27, 52) видно, что воскресшие были святые, и что их было много. Одни из древних учителей Церкви полагали, что в это время воскрешения были патриархи и пророки, особенно те, которые находились в родственном союзе по плоти с Иисусом Христом, как то: Авраам. Тавиц, или служившие прообразами Ему: Ион, Мельхиседек и др. Иные полагали, что давно умершим трудно быть узнанными, поэтому воскресшие святые принадлежали к числу недавно умерших, как то: Симеон Богоприимец, Анна Пророчица, Иосиф Обручник. Можно ещё добавить и то, что воскресли одни лишь те, которые были погребены в окрестностях Иерусалима. Древнейшее предание говорит, что скалы, где находились гробы, распались только около Иерусалима. Так называемое Первоевангелие Никодимово указывает на воскресение двух сынов Симеона Богоприимца (Пасха Господня, Пасха, афонск. изд. 1869, стр. 31). Ап. Пётр по просьбе плачущих вдовиц в Иоппии воскресил умершую их благодетельницу ( Деян.9:40,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Ионы, на основании личного его усмотрения, открылось в виде даже чрезвычайного действия – «бегства его в Фарсис от лица Господня», т. е. бегства из Палестины, частнее – из Иерусалима, в котором был храм Господа, являвший собою место особенного присутствия Божия и откровений Божиих, т. е. являвший как бы «лице Господне» на земле человекам ( Втор.11:12; 12:5–7 ; Ис.1:12 ; Иер.4:1 ). Поведение прор. Ионы в данном случае хотя определялось, как увидим, ревностным по Богу, личным его «усмотрением» и личными его «домыслами» о цели в мыслях его возвышенной и благочестной: однако, при всей чистоте и святости личных его помыслов, он был не прав пред Богом, действуя вопреки повеления Божия, данного ему – «итти в Ниневию, город великий, и проповедывать (покаяние) в нем, ибо злодеяния его дошли» до Господа ( Ион.1:2 ), поэтому Господь, вразумив пр. Иону величайшим испытанием, именно – трехдневным пребыванием его во чреве кита и вместе явлением, относительно его личности, величайшего чуда – «знамения» ( Ин.1:15; 2:11 ; Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ), «вторично повелел ему итти в Ниневию и проповедовать в ней» (покаяние) ( Ион.3:2 ). Личный же «домысл» прор. Ионы, «ревновавшего» в своем произволении по Богу, состоял, как объяснил сам пророк в своем слове Господу, в том, что он, подобно прор. Иеремии, «удерживал» себя от исполнения повеления Божия во имя «милосердия» Божия, ибо, когда он увидел, что «Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них (ниневитян) и не навел, то, в молитвенном своем обращении к Господу, говорил: «о Господи, не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» ( Ион.3:10; 4:2 ). Сие рассмотренное нами поведение прор. Ионы, по отношению к полученному им откровению Божию, представляет собою, можно сказать, предел тех личных произволений, или «удерживания» себя «человеками Божиими», в которых личное рассуждение их, личный их «домысл», или личное их «усмотрение» хотя выражают собою личное их «противление» Богу, однако но возносятся против существа слова Божия, не колеблют основ веры и благочестия и не отметают «совета и определения» Воли Божией: вне сего «предела» и сверх оного будет уже не действие «удерживания» себя «человеком Божиим» от прямого исполнения Воли Божией, не благочестно мыслимое личное «усмотрение» его и не «ревнующее по Богу произволение его воли, а измена его Богу, предательское измышление его в противность Вере Божией и благочестию, «фарисейский обход» повеления Божия или заповеди Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

«Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни: Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог (Лк 18:9-14). Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял (Лк 15:10-32). Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: Прощаются грехи ее многие (Лк 7:47). Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое! (Лк 23:42), – простил и сказал так: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине. Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил (2 Пар 33:1-20; Ион 3). Да и Сам говорит неложными устами: Не хочу смерти грешника, – и прочее (Иез 33:11). Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он – Создатель наш, а мы создания Его; Он – Бог наш, а мы люди Его; Он – Господь наш, а мы рабы Его; Он – Отец наш, а мы сыны Его недостойные, – потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!» По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь». Увещание апостола к пастырям

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

III. Особенности 1) Был Иона ясным прообразованием Иисуса Христа, а особливо в рассуждении смерти, которая была самопроизвольная, ходатайственная и спасительная; также в рассуждении погребения, воскресения и последующего проповедания о покаянии и Евангелии ( Мф.12:39–41; 16:4 ; Лк.11:29–32 ). – 2) Прежде и после проповеди о покаянии оказал некоторую слабость человеческую ( Ион.1:3; 4:1,3,8 ). – 3) Слог имеет исторический и ясный. IV. Случай Нечестивая жизнь Ниневитян, и приближающееся их истребление. V. Содержание Иона описывает покаяние Ниневитян, его проповедью возбужденных, предыдущими и последующими тому случаями. VI. Конец Дабы 1) самым ясным доказать примером, что Бог не хощет смерти грешников, но желает им спасения, и ничего не опускает, что только к исполнению сего намерения служит, и что истинно кающимся все беззакония прощает; а потому пременение жизни пременяет Божий суд; что благочестивые заблуждают иногда от пути истинного, а потому святость их несовершенна. – 2) Дабы Иудеев поощрить к подражанию, то есть, чтоб они, смотря на Ниневитян, скорым и истинным покаянием предварили наступающую им гибель. ( Мф.12:41 ). III. Разделение Разделяется на две части: В первой части в первой раз призывает Бог Иону, дабы шел проповедовать Ниневитянам; тут же несчастливое Ионе приключение, – Ион.1 до ст. 3, где: 1) Призывание Ионы. Гл. 1, ст. 1–3 ( Ион.1:1–2 ). 2) Тщетное Ионы предприятие, где: а. Бегство его, сильная буря на море, ввержение Ионы в море. Ион.1 :3с до конца. б. Поглощение Ионы от кита; молитва его. Гл. 2, ст. 1 до 11 ( Ион.2:1–10 ). в. Извержение его на сушу. Ион.2:11 . Во второй части второе призывание Ионы, и благополучный его успех, – от Ион.3с до конца, где: 1) Повторенное звание. Гл.3, ст. 1 до 3 ( Ион.3:1–2 ). 2) Послушание его и проповедь. Ион.3:3–5 . 3) Успех его проповеди, и отвращение погибели от Ниневитян. Ион.3:5 до конца. 4) Малодушие Ионино, Божие наставление, и убеждение Ионы засохшею тыквою. Ион.4 . VII. Места особливого примечания достойные

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

χμινον, Мф.23:23 ), укроп (νηϑον Мф.23:23 ), мяту (δοσμον, mentha hortensis) руту (πγανον, Лк.11:42 ), а также горчицу ( Мф.13:31 ; Лк.13:19 ). Для приготовления одежды служили: лен (pischtheh Нав.2:6 ) и хлопчатая бумага (schesch позже, busch), разводившиеся здесь очень успешно. Из прекрасных, благовонных цветов страна произращала: белую и алую розу, белую и желтую лилию, – ими особенно была богата равнина Саронская, – анемоны, гиацинты, левкои, парцризы, тюльпаны; из ароматических и других растений и кустарников; иссоп (aezob οργανον; душица, дикий маеран) со стеблем в фут длиною и нежным мхом, покрытым листьями, каперсы (abijonah Еккл.12:5 ), полынь (la’anah φινϑος), которая часто называется еще rosch, т. е, плевелами или беленою ( Втор.29:18 и др.), кустарник кипер или альканну (kipper κπρος Песн.1:14; 4:13 ) отличающийся своими, выходящими в пучках напоминающих виноградную кисть, беложелтыми, благоухающими цветами и листвою, которые, будучи высушены, выварены и истолчены, доставляли самые любимые румяны, – мандрагоры с их маленькими, желтыми, благовонными яблоками (dudaim Быт.30:14 ; Песн.7:13 ), можжевельник (rothem) или дроковый кустарник, который, как материал для топки, доставлял ярко пылающие уголья ( Иов.30:4 ), клещевину (gigaion Ион.4:6 , récinus), кустарник, встречающийся в Палестине на песчаных местах, и доставляющий много бальзама, подобно цистовой розе (lot Быт.37:25 . λδος, cistus cremieus). из ветвей которой собиралась благовонная сочная и нежная смола Ladanum, λδανον; – стираксовый кустарник (nekoth tragacantha Быт.37:25 ), из корня которого добывалось трагакатновая камедь (стиракса), – дерево цаккум, Myrobolanus древних (Elacagnus augustifolius Линнея), плоды которого, подобные маслинам, имеют сочное, маслянистое, величиною в грецкий орех, зерно, из которого добывался елей или иерихонское масло, – и, наконец, бальзамный куст (bosem или basam Песн.5:1,13 ). 64 – Палестина также была очень богата виноградными растениями (gephen), которые, особенно в Хевронской местности, достигают значительной, древообразной величины и приносят тяжелые, в 12 фунтов, кисти, ( Суд.14:5 ; 3Цар.21:1 ; Песн.1:13 ; Ис.16:8 ; Иер.48:32 ), из фруктовых – фиговыми и гранатовыми деревьями (the’enah Urimon), фисташковыми орехами (batnim Быт.43:11 ), миндальными деревьями и деревьями грецких орехов (luz, schaged и ’egoz Песн.6:11 ), 65 в особенности же масличными деревьями (zaith) и другими плодами и видами леса, годного к употреблению, как напр., дикими маслинами (hez schemen ’γριλαιος Рим.11:17,24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010