Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Григорий, Печерский чудотворец (+ 1093) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 янв. в день его гибели,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Григорий вступил в Печерский монастырь при прп. Феодосий (память его 3 мая) и подвизался в юности под его началом. Он стяжал великий дар молитвенный и силу над бесами, так что они всячески ополчались против него. Трижды научали они воров обокрасть его, но всякий раз преподобный их посрамлял. Первый раз пытались воры унести его богослужебные книги, но, по молитвам преподобного, они заснули и проспали пять суток, пока он сам их не разбудил. Так как воры истощали, он велел их накормить и отпустил, а правителю города подарил несколько книг и уговорил его их не наказывать. А остальные книги свои он продал и деньги раздал нищим, во исполнение Слова Христова: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12, 33). Второй раз воры обокрали его огород и нагрузили мешки, но, по молитве преподобного, не могли сдвинуться с места и пробыли под тяжестью мешков двое суток, пока он их не разрешил. Принеся покаяние в грехе своем, они остались, по благословению преподобного, трудиться в монастыре и, поживши в добром подвиге, мирно скончались. Третий же раз недобрые люди выманили у преподобного немало денег, как бы для того чтобы спасти товарища их, приговоренного к повешению. Преподобный же, хотя и провидел злой умысел их, не стал им противиться и дал им, сколько они просили. Но в ту же ночь они проникли в плодовый сад, насаженный около пещеры преподобного, чтобы его обокрасть. Но Господь Сам покарал их: один из обманщиков, сидя на дереве, нечаянно повесился, товарищи же его в страхе бежали. А преподобный не мог оказать погибавшему помощь, потому что воры заперли его в пещере, чтобы он не мог им помешать, и он мог только оплакать горькую кончину несчастного. На другой день они принесли покаяние, и преподобный, строго выговорив им за то, что они погубили товарища своего, повелел им до смерти трудиться в обители; и они повиновались ему со всяким смирением. Видя же, что преподобный посрамил их, бесы иным образом ополчились на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/436766/

     В третью Неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает слова Христа о невозможности работать одновременно Богу и маммоне. Не осуждая богатство само по себе и труд, заповеданный еще в раю, Господь призывает нас не быть рабами сребролюбия и плоти, заботясь о себе и своих близких – делать это, в первую очередь, по любви к Богу и для спасения души. Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонских старцев о многозаботливости. 1. Бывают люди, целиком поглощенные материальными заботами. Весь день у них посвящен житейским хлопотам, а о Боге они вообще забывают. Не будем им уподобляться. Пусть будут заняты работой наши руки, ноги, но не позволим нашему уму отдалиться от Бога, не станем предаваться суете всем своим существом, всей душой, чтобы не стать нам язычниками. Преподобный Паисий Святогорец 2. Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится (Мф. 6, 33 и Лк. 12, 13). Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку. Преподобный Паисий Святогорец 3. Если мы отдадим свое сердце пустым, ничтожным вещам, то как оно сможет возрадоваться о Христе? Если в нашем сердце Христос, то освящено и дело рук наших, а мы в полноте сохраняем душевные силы и имеем подлинную радость. Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли. Преподобный Паисий Святогорец 4. Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще... Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.

http://pravoslavie.ru/113751.html

Вопрос: Батюшка почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель крестил за деньги Господа нашего и всех остальных? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты». Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая. О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17). Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины – Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот.

http://pravoslavie.ru/6793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР еп. Картеннский (V в.), церковный писатель, богослов. О его жизни и сочинениях известно из краткого упоминания у Геннадия Марсельского (De viris illustribus. 78). В. занимал кафедру г. Картенна (совр. Тенес, Алжир) в Цезарейской Мавритании во времена вандальского кор. Гейзериха (428-477), к-рому он посвятил пространное сочинение «Против ариан». Из др. сочинений В. Геннадий Марсельский упоминает трактат «De poenitentia» (О покаянии), «Утешение к Василию» (на смерть сына, адресованное некоему Василию), книгу гомилий. Сохранился только трактат «De poenitentia», ошибочно приписанный в средневек. рукописях свт. Амвросию Медиоланскому или Виктору Туннунскому. Согласно Геннадию Марсельскому, В. писал на основе Свящ. Писания, что совпадает с характером данного произведения, где рассуждение о покаянии базируется на цитатах и аллюзиях из НЗ и ВЗ. Аргументом против отождествления автора с В. является то, что в произведении Псевдо-Амвросия речь идет и о личном покаянии, в то время как В., согласно Геннадию, писал о покаянии публичном. Трактат, состоящий из 33 глав, написан лаконично, хорошим стилем. Автор определяет покаяние как осуждение прежней жизни и обещание исправления в будущем. Покаяние есть признание своих ошибок перед Богом, от Которого ничто не скрыто, но Который принимает кающегося с милосердием (гл. 1). Внутреннее обличение совести и признание греха всегда ведут к его прощению, в то время как отказ от признания усугубляет грех (гл. 6-7 с примерами покаявшихся ниневитян в кн. Ионы в противовес нераскаявшемуся Каину), никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием (гл. 10-11; ср.: Лк 7. 47; 23. 39-42). Повторение греха не является препятствием к повторному покаянию: «от того, кто излечил тебя один раз ... от него же придет к тебе исцеление и еще» (гл. 12). Кающийся должен непрестанно молиться, как поступали цари израильские Ахав и Манассия, осознав свой грех (гл. 14-15).

http://pravenc.ru/text/158538.html

Митрополит Онуфрий: В ваш дом пришла война, а с ней разрушения и смерть 17 ноября, 2014. митрополит Киевский Онуфрий После бури обязательно наступит затишье, время созидательной работы, время мира и спокойствия. В 2014 году отмечается важное событие в жизни Луганской епархии — 70 лет со дня ее образования. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю Луганской епархии, местным духовенством во главе с митрополитом Луганским и Алчевским Митрофаном был организован ряд торжеств, посвященных этому юбилею. Свое поздравление митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану направил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с 70-й годовщиной основания Луганской епархии. Страницы истории Православия на Луганщине восходят к XVI-XVII векам. В XVIII веке территория нынешней Луганской области входила в епархию святителя Иоасафа Белгородского (1705-1754 гг.). Будучи выходцем с Полтавщины, Святитель утверждал в вашем регионе православную веру. Его труды на благо Церкви Христовой принесли обильные плоды, а впоследствии и сам Иерарх был причислен к лику Святых. Сегодня Луганская епархия переживает трудные времена. В ваш дом пришла война, а с ней разрушения и смерть. Вся наша Церковь молится о восстановлении мира в вашем регионе, сострадает и сопереживает вам, ибо по слову святого апостола Павла, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12. 26). Вы — члены нашей Церкви, вы — наши братья и сестры, вы — дороги нам, и мы молитвенно и деятельно с вами в эти дни испытаний. Мы знаем, что Господь не посылает человеку испытания выше сил. И что через испытание совершенствуется наш дух и наша вера. В эти трудные дни, дорогие мои, хотел бы напомнить вам слова, с которыми Господь наш Иисус Христос часто обращался к Своим ученикам — «Не бойтесь!». Когда апостолы ночью находились в лодке посреди Галилейского моря, Спаситель пришел к ним по водам и сказал: «успокойтесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). Накануне Своих спасительных страданий Господь сказал Своим ученикам: «не бойтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16, 33). После Своего воскресения Господь является Своим ученикам, имевшим страх перед внешними, и говорит им: «Мир вам!» (Лк. 24, 36). А поэтому и сегодня, когда пламя войны полыхает в вашем доме, мне бы хотелось напомнить и повторить вам эти жизнеутверждающие слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа — «Не бойтесь! Мир Вам!». После бури обязательно наступит затишье, время созидательной работы, время мира и спокойствия.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-v-v...

поиск:   разделы   рассылка Послание Святейшего Патриарха Алексия клиру и пастве Сурожской епархии в связи с 50-летием освящения кафедрального собора во имя Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иннокентию, архиепископу Корсунскому временно управляющему Сурожской епархией Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Анатолию, архиепископу Керченскому Клиру и пастве Сурожской епархии Возлюбленные о Христе архипастыри, пастыри и верные чада Русской Православной Церкви на Британских островах! Сердечно поздравляем вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и юбилеем освящения кафедрального собора Сурожской епархии во имя Успения Божией Матери и Всех святых. Полвека назад этот храм стал центром духовной жизни русской православной общины. Она была тогда невелика, но в последующие десятилетия укрепилась и возросла трудами приснопамятного митрополита Антония и иных достойных делателей на ниве Христовой. Свеча православной веры и теплой молитвы не оставалась здесь скрытой под спудом; входящие видели свет (Лк. 11. 33) и говорили в своем сердце: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17. 4). Так стали верными чадами Православной Церкви многие коренные жители Британских островов. Прошли долгие годы, и храм, который поначалу мог казаться чересчур просторным для скромной эмигрантской общины, стал представляться слишком тесным. Большие перемены произошли в жизни Сурожской епархии. Ее пополнили многочисленные верующие, прибывшие из России, Украины, Белоруссии и других стран. И Лондонский собор теперь вмещает многоликую, разноязычную паству, состоящую из людей различного жизненного опыта и положения, разнообразных взглядов, вкусов и привычек. Впрочем, такою изначально была Христова Церковь, напоенное одним Духом единое тело из многих и непохожих друг на друга членов (1 Кор. 12). Именно в этой общности родных по вере, но порою таких непохожих друг на друга братьев и сестер Апостол призывает нас носить бремена друг друга, и таким образом исполнить закон Христов (Гал. 6. 2).

http://religare.ru/2_33520.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Образ жизни " - авторский радиоцикл протоиерея Алексия Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Дмитровского района 18.01.2022 20:33 Протоиерей Алексий Бачурин В этих программах мы, как правило, говорим о наболевшем, о том, что очень важно для нашего духовного состояния и понимания его корней. Ведь в конце времен все откроется. И по слову Господа, " Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях " .(Лк 12:2) И слова и даже помышления наши обнаружатся на Страшном Суде, как и истина и спасительность Евангелия, как и все коварство и ухищрения врагов Христа всем станут ясны. И тогда уже от каждого из нас потребуется выбор, с кем мы? Со Христом или антихристами? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 19.01.2022 - 14:54 Отец Алексей, благословите! Я : Отец Алексей, благословите! Я врач акушер с многолетним стажем и пришла к выводу, с которым согласны мои коллеги детские врачи, что в резко увеличившемся числе новорожденных с тяжелыми патологиями виноват образ жизни родителей. После свободной жизни и нескольких абортов женщина решает как теперь говорят завести ребенка. И от такой мамы он часто рождается с тяжелой наследственностью. И начинают собирать средства на лечение в лучшем случае, а нередко просто оставляют в роддоме. Об этом не принято говорить и многие сейчас меня обвинят в негуманности. Я не говорю, что это однозначно связано, но очень часто организм матери уже истощен предыдущей жизнью. У мусульманок, где строже нравственность, таких случаев в моей практике не было. Вы скажете, что это Бог попускает нам вымирать? 21.01.2022 - 11:38 Отец Алексей, как Вы чситаете :

http://radonezh.ru/radio/2022/01/18/20-3...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 2: апостол Лука  Евангелие Схождение Святого Духа на апостолов С первых же глав Евангелия у ап. Луки присутствует особый акцент на действие Духа Святого в людях, что выражается глаголом pleroo (наполнять) и производными от него. Притом, это действие еще до Христа и до Пятидесятницы. У ев. Луки мы видим новое направление пневматологической темы, которое заключается в том, что Дух подготавливает пришествие во плоти Бога-Сына (рождение и наставление Предтечи (Лк 1:15), свидетельство Елисаветы (Лк 1:41), ожидание Симеона (Лк 2:26)). Контекст указывает на то, что под “исполнением” в разных случаях может подразумеваться как постоянное состояние человека (Лк 1:15, 2:25), так и конкретное действие, совершаемое в определенный момент (Лк 1:41). Дух пребывает на человеке (Лк 2:25=Суд 3:10), наполняет человека (Лк 1:15=Исх 31:3), говорит ему (Лк 2:26=Иез. 11:5). В словоупотеблении отсносительно воздействия Духа на людей, ап. Лука находится строго в рамках ветхозаветной традиции, но действия Духа представлены более интенсивно. Именно у сятого еангелиста Луки мы находим максимально подробное описание совершения таинства зачатия Богомладенца: Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35) Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” . Глагол .p.rcomai (находить) употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Penney отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 - Деян. 2:4, Лк 3:16 - Деян 1:5) и на этом показывает структурные и тематические связи между ними . Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу . Помимо Деян 2:2-4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:23, 9:3, Ис 33:14)” .

http://pravoslavie.ru/1510.html

Разделы портала «Азбука веры» Богатство – 1) духовные и материальные блага , даваемые Богом человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с благоволением Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети — наше богатство; мои года — моё богатство). Гюстав Доре. Лазарь в доме богача ( Лк.16:19-25 ). Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во Христе , возможность соединения с Богом. Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ( Лк.12:33 ). Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым ( Лк.16:10 ). Оно также называется неправедным ( Лк.16:9 ), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над бедным . « Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » 1 . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. « По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование ( Мк.12:1-9 ), или таланты, распределенные между людьми ( Мф.25:14-30 ), или имение, отданное во временное управление ( Лк.16:1-13 ) » 1 . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

http://azbyka.ru/bogatstvo

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010