III. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа 1. Первый день недели перед Пасхой Страдания Иисуса Христа (День приготовления пасхального агнца у евреев) (Мк. 11:1–11; Мф. 21:1–17; Ин. 12:12–15, 17–19; Лк. 19:29–44) На другой день Иисус Христос пошел в Иерусалим. Поравнявшись с селением Виффагией, которое лежало при горе Масличной, в смежности с Вифанией, Он остановился и, подозвавши двух Своих учеников, говорит им: – «пойдите в это селение, которое прямо перед вами (в Вифанию). При входе в него, вы тотчас найдете ослицу, привязанную, и с нею молодого осла, на которого еще никто не саживался; отвязавши, приведите ко Мне; и, если кто спросит вас: – для чего отвязываете? – скажите, что они надобны Господу, и, тотчас, отпустит их сюда». – Посланные пошли, и нашли ослицу, привязанную у ворот на перекрестке, и при ней молодого осла. Когда они начали отвязывать ослицу, чтобы вести ее с молодым ослом; хозяева их сказали им: «что вы делаете? зачем отвязываете ослицу?» Они отвечали, как им было приказано, то есть, что они надобны Господу; и те отпустили их. Между тем, в Иерусалиме, вероятно, от, сопровождавших Иисуса Христа через Иерихон, распространился слух, что Иисус идет в Иерусалим. Тогда многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветви, и пошли к Нему на встречу. Когда же привели к Иисусу Христу ослицу с молодым ослом, ученики покрыли молодого осла одеждами своими, и посадили на него Иисуса. Таким образом, сбылось, писанное в книгах пророческих: скажите дщери Сионовой: не бойся! се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на младом осле, рожденном от подъяремной. ( Ис. 62:11 ; Зах. 9:9 ) И, когда Он ехал, многие из народа постилали одежды свои по дороге; а иные срезывали ветви с дерев, и бросали по дороге. Он поднимается на верх горы Масличной, откуда открывался вид на весь святой город. Тогда все множество учеников начали в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие они видели. Из народа, со всех сторон, и от тех, которые встречали, и от тех, которые сопровождали, послышались восклицания: «Осанна (помоги, Господи!) Сыну Давидову! Благословен, Грядущий, во имя Господне! Благословенно, наступающее царство Отца нашего Давида! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небеси, и слава в вышних! Благословен, грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних (помоги, Всевышний Боже)!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

VI. Летопись Дома Иконы «...о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19: 42–44 ) Летопись Дома Иконы, или краткий хронологический обзор событий, связанных с 15-летним Проявлением Мироточивой Иконы Иверской Монреальской Божией Матери Брат Иосиф получил Иверскую Икону Божией Матери в Рождественском скиту в конце 1982 г. Он сразу вернулся в Монреаль в свою очень скромную темную полуподвальную квартирку (2602, rue St. Hubert) и поставил Икону, как сам рассказывал, между апостольником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и мощами святых Киево-Печерской лавры. Затеплив лампадку перед Иконой, он стал ежедневно читать акафист Божией Матери на французском языке. Через три недели, 11/24 ноября 1982 г., Икона начала Мироточить. Новость об этом чуде разнеслась по всему православному миру, и с 1983 г. брат Иосиф начал возить свою Икону по приходам и церквам Русской Зарубежной Церкви. В России также начали понемногу узнавать о Мироточивой Монреальской Иконе, главным образом через ехавших в Москву друзей брата Иосифа, которые привозили туда очень много иконок-копий и пропитанной миром ваты. Вскоре это событие произвело особое впечатление и на русское духовенство. У Дома Иконы завязалось регулярное общение с Россией. Священник о. Тимофей Алферов из поселка Любытино Новгородской области написал Акафист «Пресвятой Владычице Богородице ради Иконы Ея Мироточивыя», который публикуется в данной книге. Им же написана «Месяца ноембрия в первыйнадесять день служба Пресвятей Богородице». Между тем брат Иосиф переезжает в более светлую маленькую квартиру на 2-м этаж (4804, rue St. Hubert), хотя его очень смущало покидать прежнюю, в которой Икона начала мироточить. Новая двухкомнатная квартира имела преимущество отдельного входа с улицы. Большая комната была отведена под мастерскую, в которой он писал иконы, принимал гостей, разговаривал по телефону. Здесь же находилась Святая Икона. Другую комнату занимал жилец, деливший с ним обиход. Спальня брата Иосифа была в неотапливаемой легкой кирпичной пристройке. Темная прихожая служила кухней и столовой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

(Библиологический очерк) Понятие «Закон Моисеев» ( Лк.24:44 ), столь неотделимо связанное с Пятикнижием, едва ли не самым характерным и типичным образом выражается в средней книге Пятикнижия – в книге Левит. Эта третья книга Пятикнижия в принятом еврейском тексте Библии названа–подобно другим частям Пятикнижия–по первому слову первого стиха 1-ой главы Вайикра (vajikra, «И позвал»), в предании же иудейском она именуется соответственно главному своему содержанию и основному характеру а) торат-коганим, torath kohanim, «закон священников», поскольку ближайшими и главными исполнителями священных действий и правил, предписываемых этою книгою, являлись священники и левиты; и б) торат-корбанот, torath-korbanoth, «закон жертв, приношений», поскольку первым и важнейшим пунктом законодательства 3-ей книги Пятикнижия являются прежде и более всего жертвы и священные приношения вообще. Первому из этих еврейских традиционных названий 3-ей книги Пятикнижия соответствуют названия ее в переводах: греческом LXX-mu: Λευιτικν (т. е. Βιβλον), латинской Вульгате: Leviticus (т. е. liber) и славяно-русском: «Левит». Всем этим названиям присуща та общая мысль, что содержание этой священной книги составляют входящие прежде всего в круг обязанностей священного Левиина колена отправления ветхозаветного богослужения или культа и вообще богослужебно-обрядовые формы ветхозаветной религии, с системою ветхозаветных жертвоприношений во главе. Книга Левит состоит из 27 глав и по содержанию своему может быть разделена на следующие пять главных отделов: 1) о жертвах разных видов, обрядах и способе их приношения (гл. 1–7); 2) о посвящении ветхозаветных священнослужителей и об обязанностях их служения (гл. 8–10); 3) законы ритуальной чистоты, частнее: постановления о чистых и нечистых животных, о разного рода случаях осквернения и средствах очищения, об очищении народа в его целом и самого святилища (гл. 11–16); 4) о личной чистоте и святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной и в отношениях народа Божия к другим народам (гл. 16–20); наконец, 5) о святости, порядке и нормальном отправлении богослужения и культа вообще, о священных временах и праздниках, о теократических приношениях и податях в пользу святилища и клира (гл. 21–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 15 Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который 1Кор.15:5 . явился Петру, и Двенадцати ( Лк.24:34, 36 , Ин.20:19 , Мф.28:9, 17 , Мк.16:14 ); 1Кор.15:6 . явился и свыше пятисот [пятистам] братиям за раз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как 1Кор.15:7 . явился Иакову и Апостолам... всем, – то есть седмидесяти двум, 1Кор.15:8 . – после всех явился и мне, как худшему между апостолами ( Деян.9:4 ). 1Кор.15:11 . Итак, я ли, апостолы ли, все мы так проповедуем... 1Кор.15:12 . о Христе... что... воскрес из мертвых... Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что... воскресения мертвых... нет? 1Кор.15:13 . Если же воскресения мертвых... нет 42 , между тем как и распятие ради этого было, то , – следовательно, – и Христос доселе еще не воскрес 43 . 1Кор.15:17 . И тщетна [есть] вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда (хотя) вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день. И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие 1Кор.15:18 . во Христе, мученической кончиной, погибли, так как нет для них воскресения. 1Кор.15:19 . Если же в сей только жизни, подверженной преследованиям, на Христа... надеемся, то тогда жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, если это так будет, то «станем есть и пить» ( 1Кор.15:32 ), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, если, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого. 1Кор.15:20 . Но истинно 44 Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. Ибо как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых ( 1Кор.15:21–22 ). И хотя оживут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый таким оказывается, как и живет. 1Кор.15:23 . Первый 45 Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом... в пришествие Его воскресают те, кои суть

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава LIII Господу Богу угодно было в милосердии Своем открывать ветхозаветным избранным Своим великую тайну искупления человечества кровию воплощенного Сына Божия, дабы грядущий новый человек мог произнесенными пророчествами удостовериться в великом милосердии Отца Небесного, уготовавшего от века спасение человечеству. (Ср. Лк. 24:44 ). Так мы видели в Мессианских Псалмах пророчество о страдании и крестной смерти Спасителя нашего и о славе Его 1637 . Также поразительно по ясности своей, предлежащее нам пророчество главы LIII пророка Исаии. Мы спрашиваем, кто бы из человеков, не имея на то повеления Духа Божия, осмелился начертать это полное недоумений (по человеческому уму) пророчество, которое и начинается возгласом: „Господи, кто поверил слышанному от нас?“ Вот, – глаголет пророк – очевидно видящий в видении страшную картину оскорблений и мучений „Раба Господня“, „Еммануила“ ( Ис. 7:14 ), которому дано владычество и которого имена: Чудный, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис. 9:6–7 ): вот вижу я Его униженного и презренного (LIII главы, ст. 2–3), несущего наши немощи и болезни и мучимого за беззакония наши, – и исцеляющего нас своими страданиями (ст. 4–5). Вижу я, говорит пророк, нас блуждающими, как овцы без пастыря (ст. 6), и Он, Бог крепкий, в образе смиренного человека страдает за нас добровольно, как агнец приносимый в жертву, и казненный безвинно за преступления народа (ст. 7–8). Далее пророк видит даже, что Он предназначался быть погребенным с злодеями на оскверненном месте, но что Он погребен у богатого (ст. 9). В стихах 10–11 пророк видит оправдание человечества верующего в Него, ради добровольно принесенной Им жертвы-Себя Самого. В ст. 12 пророк видит, что „причтенный к злодеям“ прославляется. Картина так поразительна, что только Дух Божий мог начертать ее. Мы прибавим, что эта глава пророка Исаии, как и XXI Псалом,-всегда составляла камень преткновения для толкования раввинов, которые не могли или не хотели признавать страждущего Мессии. Мы напомним, что в 4 т. Св. Летописи мы указывали, что среди Иудеев, – после уже явления в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, – изобретена была особая теория, по которой вместо одного Мессии должно было явиться два Мессии, один „сын Иосифа“, униженный и оскорбленный, а другой „сын Иуды“ (и Давида) торжествующий 1638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 1. От доброго древа Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. ( Лк. 6: 43–44 ) Отчий дом Прежде чем рассказать о событиях, имеющих решающее значение для судьбы выдающегося деятеля Русской Православной Церкви начала XX столетия, обратимся к истоку: первому детскому крику, родительскому гнезду, безмятежному миру детства. «Я возрастал с детства в исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности» 9 . Так говорил о себе святитель, и нам предстоит сейчас, насколько позволяют собранные документа, воссоздать благотворные обстоятельства его детства. Епископ Пимен родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском 10 Череповецкого уезда Новгородской губернии и был шестым ребенком в семье сельского священника Захарии Белоликова. При крещении его нарекли именем Петр. Метрические книги Васильевской церкви поведали о том, что в январе 1870 года 56-летний священник Васильевского прихода Василий Сивяков тяжело заболел и на время болезни из ближайшего села Новая Ерга пригласили молодого батюшку Захарию Белоликова 11 . Отец Василий от одра болезни уже не поднялся, и после его кончины отец Захария окончательно перебрался с семьей в Васильевский приход. К маю 1870 года относится и первая запись, сообщающая о новом батюшке: крестил «местный священник Захария Белоликов». Служение отца Захарии на старинном приходе-погосте, известном еще в XVIII веке, продолжалось более тридцати лет. Пятнадцать из них васильевский настоятель был благочинным храмов Череповского (старинное произношение. – О. X.) округа и вышел за штат в 1902 году. Приход на короткое время принял его сын Иоанн 12 , а затем зять – священник Павел Диаконов, женившийся на Анне Захариевне. Когда 28-летняя Анна умерла, отец Павел покинул Васильевское и отчее гнездо перешло к одному из младших сыновей отца Захарии – священнику Алексию Захариевичу На этом приходе отец Алексий служил до мученической кончины (он был расстрелян в октябре 1937 года по печально известной 58-й статье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Первое Послание апостола Петра Сведения о писателе Апостол Пётр, брат Андрея Первозванного, был сыном Ионы ( Мф.16:17 ), родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города по ту сторону Иордана ( Ин.1:44 ), занимался рыбной ловлей ( Мф.4:18 ), был женат и имел дом в Капернауме ( Мк.1:20,30 ). До призвания он назывался Симоном, по призвании же в предзнаменование и в награду своей твёрдости в вере, получил прозвание Кифа (по-гречески Пётр – камень) ( Ин.1:42 ; Мф.16:18 ). Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказывал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. И Господь всегда отличал его перед прочими апостолами, делая его участником и свидетелем самых больших чудес Своих ( Лк.8:51 ) и важнейших событий Своей жизни ( Мф.17:1; 26:37 ). По воскресении Иисуса Христа, ободрённый к прежней ревности любовью Господа ( Ин.21 ), он сначала является одним из важнейших деятелей образующейся Церкви Христовой и первый начинает проповедь о Христе в день Пятидесятницы ( Деян.2:14 ) и перед синедрионом ( Деян.4:8 ), и в числе первых подвергается и опасности пострадать за Христа ( Деян.12:3 ). Он же первый заботится об устройстве Церкви вне Иерусалима ( Деян.8:14 ) и первый полагает начало Церкви христиан из язычников обращением Корнилия (глава 10). В последствии времени он, оставаясь по преимуществу апостолом обрезания ( Гал.2:11 ), в Малой Азии (Евс., Ист. Ц. 3:1,4), куда пишет потом свои Послания ( 1Пет.1:1 ; 2Пет.3:1 ), проповедует, по преданию, в Греции ( 1Кор.1:12 ) и, может быть, в Вавилоне (Assem. Bibl. Orint. t. III, Р. II. р. 6 и далее. 1Пет.5:13 ); и, наконец, к концу жизни переносит своё пребывание в Рим, где в последние годы царствования Нерона, в 66-м или 67-м году, пострадал мученической смертью, будучи распят вниз головой на кресте, как сам того пожелал, не считая себя достойным уподобиться Христу в образе смерти (Евс., Ист. Ц. 2:24. Климент римский , К коринфяном 1:5; Ириней, Adv. haer. 3:1 и другие, Четьи-Минеи под 29 Июня). Подлинность Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010