Глава 12 Гонение Церкви Иродом: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное его освобождение (1–18). Смерть Ирода в Кесарии (19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) Деян.12:1 .  В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из при­надлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, «В то время», – т.е. пока Варнава с Савлом исполняли поручение антиохиян ( Деян.11:25, 30 ). «Ирод царь». Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев ( Мф. 2:1, 13 и д.), племянник Ирода Антипы Галилейского – убийцы Иоанна Крестителя ( Мф.14 и д.). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для христианского мира кровью... Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа ( Мф. 2:22 ; Лк.3:1 ) и тетрархию Лисания ( Лк.3:1 ) с титулом царя. Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы. Наконец, Клавдий кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею Палестиною (Флав. Археол. XVIII, 7, 2; XIX, 5, 1; 6, 1; О войне иудейской II, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию. «Поднял руки... чтобы сделать зло» – или заключением в темницу, или телесными наказаниями, или другими жестокими мерами, до убийства включительно, пример чего указывается далее. Деян.12:2 .  и убил Иакова, брата Иоан­нова, мечом. Иаков, брат Иоанна (Богослова), Зеведеев – был второй мученик христианский, на котором точно исполнилось предсказание Господа ( Мф.20:23 ). Дополняя краткое известие дееписателя о его мученической кончине, Церковное предание говорит, что обвинявший апостола сам обращен был ко Христу обвиняемым и вместе с ним сподобился мученической кончины (Клим. Ал. у Евсевия, Церк. Ист. II, 9; Чет.-Мин., апр. 30). Так, восклицает св. Златоуст: «уже не иудеи и не Синедрион, но царь поднимает руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что была в угодность иудеям».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О Церкви Небесной 22. Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах Земная Церковь , состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь , состоящая из Божией Матери, святых Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земной и небесной Церковью самая тесная связь. Небесные исповедники Христовы объединены с земными: Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:10 ). Они участвуют в нашей жизни: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7, 10 ). Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Мы близки к небесным исповедникам: " Сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Как должно относиться к Ангелам и угодникам Божиим Воспоминать и подражать им: Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом ( Иуд.9 ). " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать ( Евр.11 ). " В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков» ( Иак.5:10 ). Угодников должно прославлять: Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные ( Сир.44–50 ). «Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» ( Сир.44:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Сатана (от ассир. , Sátna ивр. ‏‏‎ n, др.-греч. σατανα satana, арам. sóono, геэз ayn – «сатан(а)» – «противник», «клеветник») – падший дух, одно из наименований дьявола. Коппо ди Марковальдо. Ад. 1270–1300. Мозаика. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. Как еще называется сатана в Священном Писании? В Священном Писании встречаются и другие наименования сатаны: он также называется драконом ( Откр.20:2 ), большим красным драконом ( Откр.12:3 ), великим драконом и древним змием ( Откр.12:9 ), жестоким ангелом ( Притч.17:11 ), злым ангелом ( Пс.77:49 ), злым духом от Бога ( 1Цар. 16:14 и др.), искусителем ( Мф.4:3 и др.), князем бесовским ( Мф.12:24 ), князем мира сего ( Ин.12:31 и др.), лживым духом ( 3Цар.22:22 ), лукавым ( Мф.13:19 ), отцом лжи ( Ин.8:44 ), человекоубийцей от начала ( Ин.8:44 ), веельзевулом ( Мф.12:24 ), денницей ( Ис.14:12 ). Кто создал сатану? В начале времен Бог сотворил огромное количество Ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Одним из высших Ангелов был Денница – сильный, умный, красивый и приближенный к Богу Ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божии повеления и всех остальных Ангелов, подчиненных ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда Архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства Ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божией, низверг с Неба Денницу (который стал называться дьяволом, сатаной, сатанаилом) с другими падшими ангелами (бесами, демонами). Будет ли антихрист воплощением сатаны? Порой можно встретиться с утверждением, что подобно тому, как Господь воплотился от Девы, так и сатана в последние времена тоже воплотится в человека. Такое мнение является ложным и Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: «Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). При этом сатана даст антихристу «…силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4:6 ). Согласно Писанию, антихрист будет обладать как религиозной, так и политической властью. Каким оружием Архистратиг Михаил победил сатану?

http://azbyka.ru/satana

Слова и проповеди. Рождественское послание Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Слово в день Рождества Христова (Рождественское послание 1 ) Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родился вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк 2:10–11). Так благовествовал ангел Божий человечеству в ту священную и великую ночь Рождества Христова. Вот, Божиею милостью мы вновь вступаем в эти радостные рождественские дни. Уже много веков христианский мир переживает духовную радость, вспоминает великую благочестия тайну вочеловечения Бога Слова. И всякий раз по-новому волнуют нас слова хвалебного гимна: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Мир и любовь принес в мир рожденный в убогих Вифлеемских яслях Богомладенец. От начала времени идет постоянная борьба между добром и злом. Наблюдая жизнь, можно прийти к выводу, что всегда побеждает зло. Вспомним историю. Зло погубило праотцев Адама и Еву, и они потеряли райское блаженство. Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И, наконец, Голгофа… “Распни Его, распни”. Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по вознесении Спасителя под водительством Апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь. Огромная работа была уже не под силу Апостолам во все умножающейся Церкви. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян 6:2–3). И были избраны семь диаконов, среди которых был Стефан, муж, исполненный веры и Духа Святаго (см. Деян 6:5).

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

8. Крещение детей Все люди в греховности: Кто родился чистым от нечистого? ни один ( Иов.14:4 ). «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ) «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Для спасения устроена Церковь с Главой Христом и Благодателем Духом Святым. Вход в Церковь чрез крещение – прощение грехов. Без крещения нет спасения: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение для всех: «да крестится каждый из вас» ( Деян.2:38 ). " Все мы во Христа Иисуса крестившиеся в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ). Крестить должно всех приходящих: " приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), и взрослых: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ), и детей: Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе не войдут в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Христос звал детей: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним: ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал; пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ). Крещение заменило обрезание: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», т.е. в крещении ( Кол.2:11–14 ). Обрезывали восьмидневных: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» ( Быт.17:12 ). Младенцы способны воспринимать благодать Божию: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих» ( Мк.10:13 ). Праведная Елизавета говорила Божией Матери: «когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В книге Деяний ( Деян. 1:15 ) сказано: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Там же 19-я глава начинается так: «...Павел, прошел верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния... Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками...» ( Деян. 19:1–6 ). Вот пятидесятники и говорят, что православное крещение – покаяния (если в сознательном возрасте принято), ибо и в Деяниях ( Деян. 2:38 ) сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас...» и «Встань, крестись и омой грехи» ( Деян. 22:16 ). Таким образом, крещению предшествует покаяние. Но уже далее: «Он будет крестить вас Духом Святым...» ( Мф. 3:11 ; Мк. 1:8 ; Лк. 3:16 ) и «Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего… Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Крещение Духом даже может предшествовать водному крещению (ибо оно, по мнению ХВЕ (аббревиатура христиан веры евангельской), – главное и составляет суть и смысл Нового Завета): «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян. 10:44–47 ). Так и произошло, поясняют пятидесятники, потому что «Дух дышит, где хочет...» ( Ин. 3:8 ), а крещение водою – это лишь крещение покаяния ( Мк. 1:4 ; Лк. 3:3 ; Деян. 13:24 ), поэтому, утверждают они, главнее достичь духовного крещения, т.е. осуществить и прочувствовать это через видимые знаки, такие, как, например, иные языки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Свет неприступный " для человеков На Святой Земле в Страстную седмицу 26.04.2008 383 Время на чтение 13 минут " Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет " . (Лк.11,33.) С РОССИЙСКИМИ НОВОМУЧЕНИКАМИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На паломническую поездку по Святой Земле меня подвигла инокиня Маргарита (Калашникова). На проходивших в Москве в 2003 и 2004 году Рождественских Образовательных чтениях, в которых мне довелось принимать участие, матушка являлась куратором секции " Новомученики и исповедники Российские " и организатором первой экспозиции " Евхаристия. Мученичество. Спасение " , также посвященной подвигу новомучеников. И уже тогда, на Чтениях, у матушки Маргариты зародилась идея: совершить крестный ход по Святой земле со святыми иконами Российских новомучеников. Зачем? - возникал вопрос. Ведь наши святые, Богом и Церковью прославленные, находятся в Чертогах Небесных, в Горнем Иерусалиме, пред славою которого бледнеет любой земной город. Но это нужно было нам, странствующим покуда в этой плачевной юдоли, колеблемым волнами житейского моря, чтобы при посредничестве и с предстательством наших святых, на крови которых возрождается ныне Православная Церковь, помолиться на Святой земле о нашей Родине, о наших близких и дальних, о спасении своей души. И вот, собрав участников секции, матушка организовала эту поездку. 7 апреля 2004 года, в среду Страстной седмицы, наша группа вылетела из Москвы в Тель-Авив. Матушка взяла с собой икону всех святых новомучеников и исповедников Российских, я же, от нашей Алматинской епархии, привезла на Святую землю икону Священноисповедника Николая, архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского. С этими иконами и проходило наше паломничество и, несомненно, что те великие милости, которые получили мы, совершая наш крестный ход, даровал нам Господь по их святым молитвам. Мы провезли иконы Российских новомучеников по святым местам Палестины, которые особенно дороги православному миру. Наши святые были с нами в Вифлеемской пещере Рождества Христова, в древнем городе Назарете, где жил Господь в послушании у родителей Своих, на горе Фавор, где преобразился Он пред учениками Своими, в Гефсиманском саду, где Господь, молясь о Чаше, скорбел и тосковал, " и был пот Его, как капли крови, падающие на землю " . (Лк. 22, 44).

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОБЗАНИЕ МИРА [«Святое целование»; греч. φλημα γιον; лат. osculum pacis], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических , обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом, по этой причине Л. м. часто называется просто «мир» (греч. ερνη; лат. pax). Происхождение Обычай приветствовать друг друга поцелуем был широко распространен в античной греко-рим. культуре (см., напр.: Martial. Epigr. XII 59. 5; упом. в НЗ (при встрече - Лк 7. 45; прощальный поцелуй - Деян 20. 37; поцелуй Иуды - Мф 26. 47-49; Мк 14. 44-45; Лк 22. 47-48)). Как христианский обычай Л. м. впервые упоминается в Павловых Посланиях (Рим 16. 16; 1 Кор 16. 20; 2 Кор 13. 12; 1 Фес 5. 26), а также в 1 Петр 5. 14 (здесь называется «лобзание любви»). Распространено мнение, что апостольские Послания, в которых «святое целование» было лишь формульным окончанием письма, послужили основой для возникновения обряда Л. м. во II в. (предполагают, что, поскольку ап. Павел не дает никаких объяснений этого обычая, он сам не мог быть его создателем). Однако прощальный поцелуй в формуляре античных писем не был стандартным, хотя и встречается у языческих авторов (напр.: Cicero. Ep. ad Attic. 16. 11. 8). Поэтому была предложена иная гипотеза, согласно к-рой слова ап. Павла свидетельствуют об уже существовавшей литургической практике ( Hofmann. 1938). Некоторые исследователи полагают, что обряд Л. м. в первохрист. общине всегда совершался по окончании чтения Свящ. Писания или после проповеди ( Cuming G. J. Service-Endings in the Epistles//NTS. 1975/1976. Vol. 22. P. 110-113). При этом попытки выявить ритуальное Л. м. в дохрист. иудейской традиции или в языческих мистериальных культах результатов не принесли. Совр. исследователи, сопоставляя указанные места из Павловых Посланий с окончаниями др. новозаветных Посланий, полагают, что ап. Павел воспринимал Л. м. не как простое приветствие, а как особое духовное действие ( Phillips. 1996). Кроме того, поскольку раннехрист. общины были устроены как домашние церкви, Л. м. было знаком духовного родства ( Penn. 2005). В древней Церкви

http://pravenc.ru/text/2110636.html

Страстная седмица с Лазаревою субботой и неделей Ваий, или поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до Великой Источник 1. Суббота Лазарева. О воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый ( Ин.11:43–44 )   Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всею подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти своей ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Почему всемощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дня тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и Святая Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразнственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом еврей, по образу учения и жизни Фарисей, был из числа тех немногих израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян.26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лк.2:25 ). Вифания, место рождения и жительства Лазаря, была в предместии Иерусалима в расстоянии пятнадесяти стадий (около трех верст), от чего Христос часто приходя во Иерусалим, не проходил и Вифании, где Он имел истинных друзей. Подробности жизни Лазаря священными повествователями умолчаны. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, как Лазарь удостоился толь великой чести, что соделался другом Самого Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Не трудно по видимому было в духе веры и любви сделаться другом Друга всех человеков, другом Того, Который сам искал ищущих Его и предварял приближением приближающихся к Нему. Но здесь разумеется не дружество благости, приемлющее мытарей и грешников ( Мф.11:19 ). Лазарь был в собственном смысле другом Христовым – так, что в Евангелии исключительно Лазарю усвояется название друга Христова. Лазарь друг наш успе ( Ин.11:11 ), так называет Лазаря Сам Спаситель, – называет своим и общим всех учеников своих другом: Лазарь друг наш успе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:20 мин. Размер 8.2 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу. Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха. Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы? После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17). В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться? О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

http://pravoslavie.ru/78441.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010