Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна , и кафедра, основанная по слову Господа на камне, одна ( Мф.16:18 ). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуду собирает, тот расточает ( Лк.11:23 ). Прелюбодейно, нечестиво, святотатственно основывать что-либо на человеческом буйстве, чтобы ниспровергнуть порядок божественный. Следуя предостережению и наставлению Господа: вожди суть слепи слепцом: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ), удаляйтесь от общения с подобными людьми и избегайте речей их, как рака и заразы ( 2Тим.2:17 ). Они препятствуют молитвам вашим, которые вы с нами денно и нощно изливаете пред Господом, чтобы умилостивить Его правосудие… Никто, возлюбленнейшие братие, да не совратит вас с пути Господня. Никто вас – христиан да не отторгнет от Евангелия Христова. Никто сынов Церкви да не похитит у Церкви. Пусть погибнут они одни, захотевшие погибнуть. Пусть пребудут вне Церкви они одни, отпадшие от Церкви… Господь предостерегает нас в Евангелии Своём, говоря: отметаете заповедь Божию, да предание ваше соблюдете ( Мк.7:9 ). Те, кои отметают заповедь Божию и стараются утвердить своё предание, да будут смело и решительно отвергнуты вами. Апостол научает нас, говоря: аще кто инако учит, и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению Его, разгорделся… отступай от таковаго ( 1Тим.6:3–5 ). Опять он же говорит: никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сынов непокорных: не бывайте убо сопричастницы сим ( Еф.5:6–7 ). Да не будет того, чтобы вы, обольщенные пустыми словами, сделались участниками в их нечестии. Прошу вас, удаляйтесь от таковых, бегайте волков, которые отлучают овец от пастыря. Избегайте ядовитых речей диавола, который от начала мира был всегда лукав и лжив: он лжет, чтобы обольстить, – льстит, чтобы вредить, – предлагает благо, чтобы причинить зло, – обещает жизнь, чтобы умертвить, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь ко спасению, – обещает Церковь , а действует так, что поверивший словам его вовсе погиб для Церкви. Нельзя отступать от священников Господних, потому что в Писании сказано: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати священника или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той ( Втор.17:12 ). Вишневский А.О. Грех сектантов против единства и божественного достоинства Церкви Христовой//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 5–15

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Олимпиодор Александрийский О жизни диакона Олимпиодора сохранилось очень мало сведений. Есть прямое упоминание о нём в Ватиканском кодексе Барберини, в котором сообщается, что он был рукоположен в сан диакона Александрийским патриархом Иоанном Никиотом, который пребывал на кафедре приблизительно в 505–515/516 гг. Из этого можно сделать вывод, что он родился приблизительно в 470–490 гг., а деятельность его приходится на первую половину VI века. Косвенное указание на это содержится в конце «Комментария на книгу Иова», в котором сам Олимпиодор говорит, что свои толкования на книгу Иова и на книгу пророка Иеремии он пишет по поручению Иоанна и Юлиана, известных личностей в Александрии в VI веке 1 . Кроме того, об Олимпиодоре похвально высказывается св. Анастасий Синаит , характеризуя его как «философа, умудрившего Александрию, как ее диакона» 2 . Творения диакона Олимпиодора представляют немалый интерес, главным образом именно потому, что доносят до нас древнецерковную экзегетическую традицию предшествующих столетий. Сохранились следующие его работы: 1. «Толкование на книгу Иова» 3 . Это самое большое по объему творение диакона Олимпиодора. Оно дошло до нас в двух рукописных традициях, а также в катенах. Книга Иова у Олимпиодора разделена не на 42 главы, как в тексте Септуагинты, а на 33. Это преимущественно буквальный комментарий, в котором аллегория использована лишь изредка. Автор часто ссылается на толкования неизвестных экзегетов, приводя их толкования без обсуждения 4 . 2. «Толкование на книгу Екклесиаста» 5 . 3. «Толкование на книгу пророка Иеремии» 6 . 4. «Толкование на плач Иеремии» 7 . 5. «Толкование на книгу Варуха» 8 . 6. «Толкование на Послание Иеремии» 9 . 7. «Против Севира Антиохийского». Сохранился только один фрагмент из этого произведения в антимонофизитском сборнике, носящем имя прп. Анастасия Синаита 10 . Кроме того, есть и приписываемые Олимпиодору произведения: 1. Гомилия на «Возрадуйтесь в тот день» ( Лк.6:23 ) 11 . 2. «Толкование на Притчи» 12 . Таким образом, главными творениями Олимпиодора являются его толкования на книги Ветхого Завета. Часто Олимпиодора ставят в один ряд с составителями катен. Однако он был не просто собирателем ряда катен, но составителем обширных комментариев. Впечатление, что он является лишь составителем катен, создается от обильного использования мнений более ранних толкователей. Отличительной чертой его комментариев, характерной, в общем, и для всей древней письменности, является отсутствие упоминания источников. При этом помимо авторов-александрийцев он очень часто пользовался творениями представителей антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

Отделение пятое. О Боге совершителе судеб мира Бог Творец веков есть совершитель и преобразователь всего существующего случайно – говорит св. Григорий Богослов . Воля Божия о мире касается 1) судьбы каждого человека при смерти и по смерти, 2) всего рода человеческого и 3) всей вселенной при конце сего видимого мира. 1. О последней судьбе человека Последняя судьба человека на земле заключается в окончании земной жизни, в частном суде и последствиях сего суда. Бессмертие души человека Земная жизнь человека оканчивается разлучением или разрешением души от тела ( Флп.1:23 ); тело разрушается, но душа остается бессмертной, т. е. сохраняет свое отдельное существование с полным сознанием себя и со всеми способностями, силами и действиями, ей свойственными. Св. Дорофей говорит: «Ничего не забывает душа из того, что она соделала в сем мире, но все помнит по выходе из тела и при том еще лучше и яснее, как освободившаяся от всего земного» ( авва Дорофей . Душеполезные поучения, Поучение 12). Св. писание исполнено свидетельствами о бессмертии человека. О сем свидетельствует и вера всех людей, во всех странах, во все времена. Частный суд Душа по разделении от тела предстает пред Богом на суд, на котором испытываются все добрые или худые мысли, слова и дела во время жизни в теле и решается участь ее новой жизни. Сей суд называется частным, ибо совершается над каждой душой особо тотчас после ее исхода из тела. Св. Апостол Павел пишет: лежит человеком единою умерети, потом же суд. Вера, что для каждой души по исходе из тела назначается особый частный суд, была в ветхозаветной Церкви ( Сир.11:26 ). Она сохраняется и в новозаветной Церкви с самых первых времен ее. В православной Церкви учение о частном суде представляется под образом воздушных мытарств, которые душа, чрез многократные встречи с духами злобы проходит по разлучении с телом. Основание сего учения находят в словах: истяжут душу твою ( Лк.12:20 ). Сии посмертные мытарства суть только испытания души, ее добрых и худых дел, но не служат к очищению ее от худых дел и к прибавлению заслуг ее и потому нисколько не сходны с выдуманным Латинянами чистилищем. Состояние святых душ после частного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Часть третья Агиа Павла 1 К чему сердце привязано, то его и убивает. Таков этот тленный мир. 2 Душа, которая может принести плод, – очищается страданиями. 3 Омертвление безплодной души приближает ее отсечение: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3: 10). 4 Чем меньше дорог – тем больше покоя. Чем тише живешь – больше поймешь. 5 Один шаг вправо – Рай, один шаг влево – Ад. 6 Один добрый помысел – и открывается Рай, один дурной - открывается Ад. 7 Детство – это совершенное отсутствие всякого самолюбия. 8 Перешагнешь через самолюбие – встретишь Свободу от самого себя. 9 Нескончаемая Свобода – это только Христос. 10 Легче приучить ядовитую змею, чем укротить самолюбие. 11 Не затеряйся в мире книг, как в безводной пустыне. 12 Пусть все книги пишут о пользе воды. Но ты сможешь утолить свою жажду только из родника, а не из книг. 13 Добрые дела, которые мы делаем с неохотой и ропотом, омерзительны пред Богом и пред людьми, «но Бог знает сердц1 ваши, ибо что высоко у людей, т0 мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15). 14 Возможность вместить приходит со временем, но для каждой души – свое время. 15 Самое лучшее богатство – совершенное разумение Воли Божией. 16 Самая труднопостижимая нищета – духовная. 17 Философия – это предельное обольщение человеческого ума. 18 Есть только два варианта жизни – по течению и против течения: Жить по течению – значит признать свое поражение и ожидать конца. Жить против течения – значит каждый день понуждать себя быть достойным призвания человека. 19 Призвание человека – посильное уподобление Богу. 20 Когда мы помогаем другим людям – это посев. А когда люди помогают нам – это урожай. 21 Тот, кто не хочет, чтобы им управляли помыслы, всегда опасается, как бы не попасть в их ловушку. Тот, кем помыслы управляют, живет безрассудно и служит им безоговорочно. 22 Лучше вечно начинать жить с Богом, чем безконечно долго умирать без Него. 23 Недоброе сердце не имеет утешений, но доброе сердце уже само есть утешение, ибо Бог близок к нему.

http://isihazm.ru/1/?id=192

По той же причине человеческое имя «Иисус» стоит прежде наименования «Христос». Всякий раз, когда вначале обозначения персоны Спасителя стоит слово «Иисус», это означает, что акцент делается на Его Истинном Человечестве; а всякий раз, когда стоит в начале слово «Христос», акцент делается на Его Истинном Божестве. Например, в родословии Сына Божия по Евангелию от Луки слово «Христос» не упоминается ( Лк.3:23–38 ), там акцент смещен в сторону общечеловеческого происхождения Иисуса из Назарета, и само то родословие восходит к Адаму (первому человеку). Истинное Человечество Иисуса Христа освящает особенным образом нашу земную жизнь. Иногда мы слишком снисходительно относимся к этой временной жизни. Но ведь именно она и определяет нашу вечную будущность и только поэтому играет решающую роль в нашей с вами судьбе. Ценность этой земной жизни обусловлена еще и тем, что только в ней мы сподобляемся Святого Причастия. Само Причастие (Евхаристия) будет осуществляться только до Второго Пришествия Христова. Сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). Слова «доколе Он придет» и означают прекращение Таинства Евхаристии с приходом в этот мир Христа Спасителя. Только тогда, в Вечности мы сможем оценить то, что мы имеем теперь, на земле. Мы с трогательной грустью и восторгом будем вспоминать каждую Божественную литургию, в которой приняли участие, живя здесь, на земле. Те же самые Ангелы не причащаются, хотя и прислуживают на каждой Евхаристии (Литургии). Поистине, мы не должны пренебрегать духовными ценностями этого земного бытия. Здесь – наша духовная прародина. Рождение свыше возможно только в этой земной временной жизни. И все, что здесь (сегодня и сейчас) происходит, имеет вечное и непреходящее значение (и назначение). Истинное Человечество Христово помогает нам в этой земной и временной жизни приобщиться к Его Истинному Божеству в Вечности. Поэтому и сказано у Иеронима Блаженного: «А начал он с плотской стороны для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Послания Апостола Иоанна Сведения о писателе Хотя во всех трех посланиях, усвояемых Апостолу Иоанну Богослову, писатель нигде не называет себя по имени, как это обычно другим апостольским посланиям; но что этим писателем несомненно был он, возлюбленный ученик Христов, в этом удостоверяет, во-первых, древнее предание церкви 11 , во-вторых, взаимное единство всех трех посланий по духу содержания и способу изложения, свидетельствующее о тождестве их писателя 12 , в-третьих, с евангелием Св. Ап. Иоанна Богослова 13 . Вот некоторые черты из жизни сего учения Христова. Отцом своим он имел Галилейского рыбаря Заведея, а матерью Саломию ( Мф. 4:21, 20:20, 27:56 , Мк. 15:40 ), по преданию дочь Иосифа-Обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицу Матери Божией и сводную сестру Господу Иисусу Христу. Таким образом, он доводился Ему племянником. Братом своим он имел Иакова старшего, бывшего тоже в лике 12-ти Апостолов ( Мф. 10:2 ). Обоих братьев за ревность и силу их духа Господь прозвал сынами громовыми ( Мк. 3:17 ). Повинуясь гласу Господа Иисуса Христа ( Мф. 4:21 , Лк. 5:10 ), он, оставивши родительский дом, последовал за Ним и впоследствии явился одним из приближеннейших Его Апостолов вместе с Петром и Иаковом ( Мк. 5:37 , Мф. 17:1, 26:37 ). Господь Иисус Христос удостаивал Иоанна преимущественной своей любви, которая наиболее трогательным образом выразилась на Тайной вечери, когда Иоанн возлежал на персях своего божественного учителя ( Ин. 13:23, 25 ), и в особенности при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна своей Пречистой Матери и Ее саму поручил его сыновним попечениям ( Ин. 19:26 ). Благодарно воспоминая сии особенные выражения любви Господней, Св. Иоанн сам называет себя в евангелии учеником, его же любляше Иисус ( Ин. 19:26 ). С своей стороны и он проявлял особенную преданность и любовь к своему Учителю; ибо если любовь Петрова была более горяча и деятельна ( Ин. 18:10, 21:15 ); то любовь Иоаннова запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. В самом деле, из всех учеников Христовых только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и сопровождал до самого креста ( Ин. 19:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса, сиречь Последование утрени во Святый и Великий Пяток Источник Славянский текст с русским (сличенным с греческим) переводом, очерком и объяснением порядка сего богослужения и положенных на оных песнопениях и евангельских чтений. Содержание Служба во Святую и Великую Пятницу Последование утрени Последование часов Святаго и Великаго пятка Последование вечерни во Святый и Великий пяток Последование малаго повечерия во Святый и Великий пяток Объяснительные примечания к тексту Евангельских чтений утрени Великого Пятка Евангелие 1-е Евангелие 2-е (Ин. 18:1–28) Евангелие 3-е (Мф. 26:57–75) Евангелие 4-е (Ин. 18:28, 19:16) Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Евангелие 7-е (Мф. 27:34–45) Евангелие 8-е (Лк. 23:32–49) Евангелие 9-е (Ин. 19:25–37) Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Евангелие 11-е (Ин. 19:38–42) Евангелие 12-е (Мф. 27:62–66)     В Великий Пяток святою Церковью воспоминаются святыя спасительныя Страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождение гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Если, по словам святого Иоанна Златоуста , в дни Страстной седмицы мы вообще должны чаще приходить в храм „отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума“, то в день Великого Пятка мы должны были бы неисходно оставаться в святом храме, временно прекратив все заботы и попечения о житейском. „Я невольно останавливаюсь»,–писал автор знаменитых писем о Богослужении Восточной Кафолической церкви, приступая к описанию богослужения Страстной седмицы, пораженный величием предмета..; ибо сию великую седмицу наипаче украсила церковь возвышенными песнями и знаменательными обрядами и премудрым расположением пророческих и евангельских чтений, так чтобы даже и рассеянный христианин созерцанием одной сей недели был приготовлен к сретению Пасхи, и чтобы день Господень, по словам писания, не пришел к нему нежданно, яко тать в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Поучения I «Отче! отпусти им (распинателям), не ведят бо, что творят» ( Лк.23:34 ). Таковы первые слова, произнесенные Христом Спасителем с креста, на который Он был вознесен ненавистью иудейских первосвященников и книжников. Это – голос высочайшей любви Божественной к человечеству. Злоба врагов торжествует над невинностью Праведника, как называл Его Пилат; как бы слышатся еще слова Каиафы первосвященника: «уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» ( Ин.11:50 ), – определение Синедриона: «повинен есть смерти» выполняется, – цель, давно преследуемая врагами Христа, часто пред народом публично обличаемым Им, достигается; Христос Спаситель, униженный и уже много выстрадавший от них, повешен на кресте и терпит ужасные страдания. Но любовь его к человеку неизменна в Нем; всегдашний обличитель порока, обличитель грозный, нещадивший ни звания, ни личностей, всегда исполненный любви к человеку, за которого добровольно полагает душу Свою, всегда кроткий и снисходительный к кающимся грешникам, Он и со креста, взирая на своих распинателей и совершителей злодеяния, на эти орудия князя тьмы, царство которого готово уже к разрушению, взывает молитвенно к Богу Отцу: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят», – молит о прощении им этого беспримерного в истории человеческой преступления, и таким образом Своим примером утверждает величие любви христианской, о которой он постоянно проповедовал, как необходимой и существенной истине христианской жизни. Поучимся этим урокам всепрощающей и всеобъемлющей любви у подножия креста Христова. Принявши на Себя добровольно определение Отца Своего о спасении человека, Христос, при всем озлоблении многих против Него, щадит их, потому что, если они и дошли до такого состояния, что, вследствие раздражения, забыли все благодеяния, какими сопровождалось общественное служение Иисуса Христа на земле, и платят за это такою суровою неблагодарностью, то они делают это по своему неведению, – воины – по приказанию, народ – по возбуждению, книжники и первосвященники по увлечению своими страстями, так сильно укоренившимися в них, но все они, как искусственно подобранные орудия приведения к исполнению вечного определения о спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Предварительные замечания Свидетельство Нового Завета об Евхаристии весьма ограничено и в силу самой своей природы достаточно трудно для истолкования. Это свидетельство ограничено, так как единственное эксплицитное повествование о Трапезе Господней содержится лишь в нескольких строках Евангелий ( Мк.14:17 и далее; Мф.26:20 и далее; Лк.22:15 и далее) и в первом Послании апостола Павла к коринфянам ( 1Кор.11:23 и далее). Что же касается формы, в которую облекается в Апостольской Церкви совершение Евхаристии на основе структуры Тайной Вечери, то о ней мы знаем еще меньше. Удивительно, что об Евхаристии имеется так мало сведений в первохристианских источниках; бедность источников трудно объяснима – может быть, дело заключается в том, что Церковь покрывала Евхаристию тайной, желая защитить ее от нехристианских взглядов 1 , или в естественной тенденции не определять и не обсуждать то, что составляет самое сердце ее жизни 2 . В обоих случаях относительное молчание Нового Завета вскрывает непосредственную связь между Евхаристией и тайной Церкви, что создает довольно значительную трудность для интерпретации свидетельства Нового Завета об Евхаристии. Действительно, все, что говорит нам об Евхаристии Новый Завет , неразрывно связано с евхаристическим опытом Церкви. Поэтому весьма трудно прочувствовать Евхаристию в ее изначальном образе, ибо Евхаристия была установлена, дабы ее повторяли («творите это в Мое воспоминание»). Исполняя эту заповедь, Церковь тем самым переживает некую реальность, которую необходимо так или иначе постичь. Понимание этого первоначального акта отлично от него самого, поскольку – и это весьма важно – сам этот акт совершается перед Смертью и Воскресением Христа, а в Новый Завет он был введен после того, как эти события просветили сознание Церкви. Итак, сам образ, каким первенствующая Апостольская Церковь интерпретировала действие Христа, столь глубоко связан с рассказами Нового Завета о самом действии Иисуса Христа, что всякая попытка изучать каждый из этих аспектов в отдельности – сам акт и его интерпретацию Церковью – немедленно породит столь же неразрешимые и запутанные проблемы, как и проблемы, создаваемые обособлением понятий «Иисуса исторического» и «Иисуса веры» в Евангелиях. Вот почему мне не хотелось бы останавливаться на проблематике, поднимаемой некоторыми современными школами экзегезы Нового Завета, которые исходят из гипотез, отличных или даже противоположных той, которую я только что упомянул. На последующих страницах мы постараемся вернуться к изначальной Евхаристии – такой, какой в Новом Завете ее раскрывает первенствующая Апостольская Церковь , и попытаться понять значение, которое она имела для Церкви того времени. Глава 1. Евхаристия – эсхатологическая трапеза в истории народа Божьего

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Архиерей (от греч. ρχιερες – главный иерей, главный священник) – 1) высшая степень священной иерархии (священства); 2) обладатель этой степени священства (епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх); 3) именование Иисуса Христа ( Евр.4:14 ), как известно, не принадлежавшего к Ааронову священству. Встречается ли слово «архиерей» в Священном Писании? В Новом Завете слово «ρχιερες» обозначает ветхозаветного первосвященника, например: Мф.26:3 ; Лк.22:54 ; Деян.19:14 ; Деян.22:30 ; Деян.23:4 . Это же наименование употребляется по отношению к Иисусу Христу: Евр.4:14 ; Евр.5:10 ; Евр.9:11 . В русском (Синодальном) переводе Библии в соответствующих местах используется слово «первосвященник». Являются ли слова «архиерей» и «епископ» синонимами? Архиерей – то же, что епископ (или архипастырь), если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, третьей, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. При этом архиереи могут быть по сану епископами, архиепископами, митрополитами, католикосами (в Грузинской Православной Церкви), патриархами. В каких случаях в настоящее время употребляется слово «архиерей»? Слово «архиерей» и производные от него употребляются в настоящее время преимущественно в богослужебном, а также церковно-административном контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание. В то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ». Почему в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи представителей монашествующего духовенства? В начале становления христианства не существовало каких-либо особенных требований к семейному статусу архиерея. Он мог быть как безбрачным, так и находящимся в состоянии брака. Еще в IV веке многие епископы были женатыми и имели детей; уже к V в. предпочтение начинает отдаваться безбрачным кандидатам, в том числе монахам. Это связано с тем, что деятельность архиерея в Церкви требует от него полной самоотдачи. Император Юстиниан в VI веке законодательно закрепил практику избрания епископов из безбрачных кандидатов, а Трулльский собор (692 г.) своим 12м правилом  окончательно запретил женатый епископат. Этот же собор своим 48м правилом  предписал кандидату в епископы разводиться с женой, которая должна была поступить в монастырь.

http://azbyka.ru/arxierej

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010