Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Зосима Палестинский, прп. - житие ЗОСИМА ПАЛЕСТИНСКИЙ Прп. Зосима и Мария Египетская Зосима Палестинский (V или VI в.), иеромонах, преподобный. Память 4 апреля. Сведения о преподобном Зосиме содержатся в Житии прп. Марии Египетской Современные исследователи относят время жизни прп. Зосимы к V или VI в. (в зависимости от датировки смерти прп. Марии Египетской). Еще ребенком прп. Зосима был отдан в один из палестинских монастырей, где весьма преуспел в подвижничестве. Когда преподобному было 53 года, у него возникла мысль, что он уже достиг духовного совершенства. Тогда ему предстал некий муж и направил его для вразумления в монастырь близ Иордана. У местных монахов была традиция уходить в пустыню на время Великого поста и пребывать там в одиночестве и молитве. Зосима последовал их примеру, желая вместе с тем найти более опытного пустынника. После 20 дней пути старец повстречал прп. Марию Египетскую. Она рассказала ему историю своей жизни, которая поразила о. Зосиму. По просьбе святой через год св. Зосима причастил ее Св. Таин на берегу Иордана. Придя в пустыню на следующий год, он нашел ее уже усопшей. Старец был не в силах вырыть могилу, он попросил об этом льва, и, когда зверь это исполнил, старец похоронил прп. Марию. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал обо всем братии. Скончался преподобный в возрасте около ста лет. В IX в. прп. Иосиф Песнописец составил канон прп. Зосиме. В греческой рукописной Минее XIV в. имеется краткое сказание о Зосиме, в котором говорится, что после возвращения в монастырь св. Иоанна Предтечи Зосима отправился к свт. Софронию I, патриарху Иерусалимскому (633/4-638), рассказал ему историю прп. Марии, а затем записал ее. Иконография Прп. Зосима традиционно изображается старцем в монашеском облачении (ряса, гиматий, схима, аналав), голова обычно не покрыта, волосы седые, слегка вьющиеся, иногда на лбу залысины, борода клиновидная, средней длины. В рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. память прп. Зосимы отмечена под 4 апреля и дано следующее описание облика святого: «…подобием стар, и сед, брада аки Афанасия Великого подоле, ризы преподобническия» по списку С. Т. Большакова: «...брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Ред.)»,

http://pravicon.com/info-2366

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97; Kunze K. Zosimo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1500; Ζωσιμς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1249; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 164. А. М. Гагинский Иконография Прп. Иоанн Лествичник. Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой Палестинским. Икона. 1596 г. (ризница мон-ря Дечаны) Прп. Иоанн Лествичник. Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой Палестинским. Икона. 1596 г. (ризница мон-ря Дечаны) З. традиционно изображается старцем в монашеском облачении (ряса, гиматий, схима, аналав), голова обычно не покрыта, волосы седые, слегка вьющиеся, иногда на лбу залысины, борода клиновидная, средней длины. В рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. память З. отмечена под 4 апр. и дано следующее описание облика святого: «…подобием стар, и сед, брада аки Афанасия Великого подоле, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 312; по списку С. Т. Большакова: «...брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Ред.)», см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 86). Под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, на основе ее Жития предписывается изображать святую и З. в следующих сценах: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 309). Единоличные изображения З. встречаются реже, нежели в сценах Жития прп. Марии. В монументальной живописи З. представлен на фресках ряда каппадокийских церквей, как правило в зоне вимы (Богородицы Панагии (Хаджи-Исмаил-Дере, капелла 2) (2-я пол. X в.); Ачикель-ага-килисеси (2-я пол. или кон. X в.) - З. (Писидийский?); Баллы-килисе в Соганлы (нач. X или нач. XI в.)), а также в росписи рус. храмов в регистре с изображениями преподобных (ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380) - на сев. стене в зап. части; ц. Спаса на Нередице близ Вел. Новгорода (1199) - в жертвеннике среди преподобных вместе со святыми Акакием Синайским и Венедиктом Нурсийским, что должно было подчеркнуть «вселенские масштабы монашества… аскетические устремления обитателей заиорданских монастырей» ( Пивоварова. 2002. С. 57)).

http://pravenc.ru/text/200017.html

Л. В. Луховицкий Иконография Изображение святого с именем Кодрат встречается под 10 марта в визант. и рус. лицевых минологиях. На эту дату приходится память пострадавшего в то же время, что и К., мч. Кодрата Никомидийского. Однако греч. и рус. иконописные подлинники приводят описания только К. и пострадавших с ним мучеников. На этом основании можно утверждать, что в сохранившихся лицевых минологиях на март под 10 (иногда 11) числом представлен К. В пользу этой атрибуции говорит и то, что святой, как правило, изображен не один, а с дружиной, имена этих мучеников иногда приведены в подписях или подразумеваются в традиц. для иконописи надписи «иже с ним». Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» сообщает, что 10 марта пострадали «Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечем» (Ерминия ДФ. § 22. С. 166); упоминание о мч. Кодрате Никомидийском отсутствует. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) имеются разночтения. В лицевом подлиннике в ред. С. Т. Большакова говорится: «святых мученик Кондрата и иже с ним, млад аки Димитрий (вмч. Димитрий Солунский.- Авт.), власы со ушей попустилися, риза лазорь, испод киноварь, в правой руке крест, левая молебна, над ним облака мало, под облаком подпись глаголет: иже облаком воспитан бысть» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 79-80). Иконописный подлинник по списку Г. Д. Филимонова упоминает то же изображение облака и надпись под ним, но дает др. возрастную характеристику К.: «…подобием стар, сединами цветый и аки надсед, власы просты, брада гораздо меньше Иоанна Богослова», а также приводит описание облика пострадавших с ним мучеников: «Киприан подобием млад, власы просты и аки подстрижены, в дву ризах. Дионисий млад аки Димитрий, ризы просты. Анект подобием: брада невелика, надседа, власы с ушей, ризы мученическия, Павел подобием аки Козма (мч. Косма Асийский, бессребреник.- Авт.), и ризами. Крискент подобием: брада невелика, власы по плечам, в двух ризах, у всех в руках кресты» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 290).

http://pravenc.ru/text/1841654.html

281 Волокол. сб. 515, л. 419; N° 638, л. 236; в этом последнием списке замечено о Пафнутие: «В чернечестве живота его 60 и 3 лета, а как поставил сей монастырь, 74 лета». Начало: «Рождение и веспитание великаго старца Пафнотия от града Боровска, от веси Кудиновския». Другая краткая редакция следует непосредственно за пространным Вассиановым житием в обоих списках Макар, ч. миней. Начало: «В лето 6985, майя 1 преставися преп. игумен Пафнотие». 282 П. С. P. А VI, 194–221: части этой повести рассеяны здесь между летописными известиями под разными годами. 284 Первая известна нам по двум спискам, из которых один, древнейший, в макар. ч. мин., янв., по Усп. со, стр. 917, другой в ч. мин. Германа Тулупова, рукоп. Тр. Серг. л. 673, л. 219: этот сп. писан в 1627 году. Предисловие в этой ред. начинается словами: «Многим сущим преподобным и достойным Богови». Вторая известна нам также по двум спискам XVI века в волокол. сб. Моск. дух. ак 659, л. 344, и в рук. Тр. Серг. л. 735, л. 32, без начала и с другим порядком статей, чем в первом списке. Эта редакция без предисловия, прямо начинается рассказом о приходе Михаила в монастырь: пришел канун дни честнаго рожества Иоанна в нощь, и поп Макарий, покадив церковь на 9 песни, да пошел в келью, аж келья отомчена». По характеру изложения и заглавиям статей в обеих редакциях будем называть первую пространной, или редакцией «пророчеств», а вторую краткой некнижной, или редакцией «чудес». 286 Опущены, наприм, слова Михаила к посаднику Посахну, обижавшему монастырь и наказанному за это: «Не корми ты нас ни пои, а нас не обиди». Эти подробности показывают, что в редакцию пророчеств заносилось свежее предание о юродивом, главным образом державшееся на подобных изречениях, памятных современникам. 289 Пам стар, русск. лит. IV, 29. В рукописных святцах кончина Михаила помечена 1452 годом: это показание, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 году, когда uo летописи Михаил пришел в Новгород. Но: 1) неизвестно, когда Михаил пришел на Клоиско; можно только предполагать, что позже 1408 года; 2) по рассказу пространной редакции о Шемяке (пророчество 11-е) Михаил был еще жив в год смерти этого князя (1453) и. по-видимому, пережил его. Краткая редакция впадает в неточность и в известии о клопском игумне Феодосие, говоря, что он был 3 года нареченным владыкой Новгорода: пространная редакция согласно с древней Новгородской летописью показывает два года. П, С. P. A. Ill, 110; IV, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1016 Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник Специальный выпуск.– М.: Республика, 1996.– 271 с. 1017 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1018 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1020 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1023 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1024 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1029 Окружное послание иерархии Тихоновской катакомбной Истинной Православной Церкви от 21/3 мая 1992 г. по стар.ст/н.ст (июнь). 1030 Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11–12 января 1996 г.)//Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– С.4–6. 1032 О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник/Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Интерьер Успенского собора Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Интерьер Успенского собора Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Первые сведения, дающие представление о том, как выглядел иконостас, оставил в 1654 г. архидиак. Павел Алеппский: «...он великолепен, но стар» ( Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 2. С. 51). Архидиак. Павел сосредоточил внимание только на иконах местного ряда, а также указал, что иконостас венчает «распятие и опоясание Спасителя из кованого чистого золота» (Там же). Местный ряд, по его описанию, включает «иконы при вратах олтаря весьма благолепны, в особенности иконы Господа и Владычицы… с венцами и многочисленными привесками… Евангелие (в руках Спасителя.- Ред.) из кованого серебра, а письмена золотые. На левой стороне от иконы Господа икона Успения Богородицы, весьма благолепная. Точно так же справа от иконы Владычицы икона святых Антония и Феодосия» (Там же). Следующее свидетельство близко по времени к предыдущему и имеет самый наглядный характер - это меднолитой складень - модель иконостаса, выполненная по заказу патриарха Никона (не сохр., 1-е воспроизведение см.: Петров Н. И. Альбом достопримечательностей ЦАМ. К., 1914. Вып. 3: Южнорусские иконы. С. 31). Модель иконостаса Успенского собора. 1685 г. Фотография. 90-е гг. XIX в. Модель иконостаса Успенского собора. 1685 г. Фотография. 90-е гг. XIX в. Под снимком с изображением модели, сделанным в лаврской фотомастерской в 90-х гг. XIX в., подпись: «Фотографический снимок с металлического складня иконостаса Лаврской Великой церкви 1685 г., находящийся в ризнице Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого, монастыря». На модели зафиксирован 5-ярусный с резным каркасом иконостас; изображения икон выполнены красками. Местный ряд в целом отвечает описанию 1654 г., за исключением того, что на копии между иконами справа и слева от царских врат обозначены диаконские врата, не упоминаемые архидиак. Павлом. Выше - праздничный ряд из небольших по размеру 12 икон, разделенных в центре Нерукотворным образом Спасителя; над ним - деисусный чин из 12 икон с ростовыми изображениями апостолов по сторонам большой (размера и формата икон местного ряда) иконы Спасителя на троне с предстоящими («Предста Царица»); далее - в овальных картушах 9 икон пророческого ряда с образом Божией Матери «Знамение» в центре; в трапециевидном завершении помещена большая икона «Распятие с предстоящими» (в размер икон местного ряда), там же внизу по сторонам иконы - небольшие медальоны с 2 иконками на Страстную тему и вверху - Бог Саваоф.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

«Снаряжение штунд. миссионеров в восточную Сибирь». Письмо в ред. («Киев. Епарх. В.», 15). 1884 г. «О штундизме». Петрушевского. («Тр. Киев. дух. Акад.», 1 – 5). «Штундизм и пашковщина». («Вера в Раз.», Янв., кн. 2–я, стр. 154–203). «Отзыв о брошюрах, высланных обществом поощрения дух.-нравственного чтения в Завидовское училище могил. губ.». («Мог. Епарх. Вед.», 6, стр. 105–111). «Из пастырской практики в приходе, зараженном штундой». Свящ. Соломоновского и «За поминальным обедом». Свящ. Шаманского. («Киев. Епарх. Вед.», 8). «Очерк развития малорусской штунды». Фельетон. («Киевл.», 60, 65 и 66). «Штундизм»: Очерк религиозно-бытовой жизни в Малороссии, Воронова. («Рус. Вест.», 3, стр. 1–45)». Пересказ упомянутой статьи и отзыв о труде г. Петрушевского, помещенного в «Тр. К. Дух. Акад.» за 1884 г. («Странник», 5, стр. 120–142). «У ворот штундистского пресвитера». («Киев. Епарх. В.», 10). «К вопросу и сведениям о южно-русском штундизме». Свящ. Зубова. («Херс. Епарх. В.», 11, стр. 348–368). «Секта штундистов». П. Розова. («Черн. Епарх. В.»; 12, стр. 591–602). Собрание членов Черниговского миссионерского комитета по рассуждению о мерах против штунды в пределах черниговской епархии («Черн. Епарх. В.», 19). «Учение штундистов о браке». Свящ. К. Ф. («Киев. Епарх. Вед.», 22). «Заметка о шалопутах и штундистах в екатеринославской епархии». («Екат. Епарх. В.», 22). «Православие и штунда», из поучения в день св ап. Петра и Павла, преосвященного Никанора, епископа херсонского. Брош. 13 окт. «Материалы для истории возникновения и распространения» штунды на юге России». П. Л – в. («Киев. Стар.», 10, стр. 305–320 и 11, стр. 499–506). «О числе штундистов». («Моск. Вед», 326). «Выписки из миссионерских донесений о штунде в Могилевской епархии». Брош. «Отчет одесского братства св. ап. Андрея Первозванного за 1882 – 1883 гг.». Брош. «О причинах появления рациональных учений штунды и др. подобных сект в сельском православном населении и о мерах против распространения этих учений». А. Д. Ушинского. Киев. Брош.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...» Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...» Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ему нужна, она и дарована: «Именем Моим бесы изженут...» Потому все отцы наипаче с этой молитвы (Иисусовой — ред.) наставляют начинать духовную жизнь, т. е. входить внутрь. «Духовная жизнь есть внутренняя» (епископ Феофан Затворник). И во внешних делах помогает Господь, а в этом и подавно: против духов большая помощь требуется. А со стороны человека — детское состояние ему предлежит, чтобы вернее и полнее принимать эту помощь — силу Господню. Во-первых, во истинное состояние приходит тогда: «не знаю, не умею, новое мне есть!» — и образ действия и самый подход к делу — иные! Внутрь входя, вступая на путь тот во Отечество небесное (одиноко!) — особая и помощь необходима — «тамо бо гади, их же несть числа» — вместе и ко Господу приближается — Его бо и помощь и — благоволение и призыв на это: «вы не от мира сего...», «кто Мне служит, Мне да последует...», а это — вполне — ново, незнакомо, сего-то ради «будьте яко дети», «яко мравий пред Ним, и дитя лепещущо» (преподобный Исаак Сирин). Особая жизнь, особая близость к Богу, особое настроение души — детства обновление — особое отношение ко Господу! (зри, и монашество видится — детства возвращение! аще и стар человек...) Вот тайна какая здесь еще открывается — человек «восприятель» или (хотя и неведомо) — «отвергатель» даемого от Господа — это обнаруживается. «Смирение — все Господу доброе приписывать» — истина бо и есть! «Что хвалишися яко (бы) не прием» — о том же! т. е. на самом деле все живительное наилучшее у человека дается ему, дарствуется! — только замечает ли он это или не разумея, думает, что он сам «вырабатывает» это, т. е. что-то, что способствует к восприятию (даруемого), считает за вырабатывающее... вот и получается, что смирение — понятие правильное есть, а «гордость — безумна» — сущности не постигает!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

В рижской крепости, занятой поляками, проживала вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Мария Владимировна, с маленькой дочерью своей Евдокией. Мария была дочерью двоюродного брата царя Иоанна, Владимира Андреевича. При бездетном Феодоре и после смерти царевича Димитрия, при прекращении мужского колена, она оставалась единственным потомком царского рода с женской стороны. Сей правнучке Uoahha III , юной вдове, Годунов обещал богатый удел и знаменитого жениха, если она вернётся в Москву. Но тут её заставили постричься в монахини, а её дочь вскоре умерла. И в насильственном пострижении матери, и в преждевременной кончине дочери молва, тоже обвинила Годунова, приписав её ненасытному честолюбию Бориса, расчищавшего себе путь к престолу устранением всех лиц, могущих иметь на него какие-либо притязания. Оставался ещё один человек, который не только носил название царя и великого князя, но действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещёный касимовский хан Симеон Бекбулатович. Женатый на сестре боярина Феодора Мстиславского, он верной службой и принятием крещения снискал себе милость Иоаннову и имел в Твери пышный двор и власть наместника с какими-то правами удельного князя. В начале царствования Феодорова он ещё упоминается в Разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами. Но потом он должен был выехать оттуда и жить уединённо в селе своём Кушалине. Дворовых людей у него было немного, и жил он в скудости. Наконец, он ослеп. И в этом несчастии народ обвинил Годунова. Летописец рассказывает, что Борис в знак ласки прислал к нему на именины вина испанского: Симеон выпил кубок, желая здравия царю, и чрез несколько дней ослеп, будто бы от ядовитого зелья, смешанного с сим вином. Когда скончался царь Феодор, не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя! Шатко и тяжело было положение царя Бориса и не сулило оно роду Годуновых долговечности на престоле московском. 2 Семьиться арх. обзаводиться семьёй или жениться и водить детей. стар. скопляться, сходиться для заговоров, крамол. (Толковый словарь Даля. В.И.) – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери «Ско- ропослушница» была торжественно перенесена в монастыр­скую церковь, получившую то же имя. Здесь сразу поселились тридцать монахинь. Обитель стала жить по установлениям святых отцов, которые ввел здесь св. Анфим. Он сам провел остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель на­считывала восемьдесят монахинь и быстро сделалась лучшим женским монастырем в Греции. Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в мо­настырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы. Более тридцати лет св. Анфим служил спасению душ и ис­целению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему лю­бым способом до последних мгновений жизни. Дав общине полные божественной мудрости наставления, он отошел ко Господу 15 февраля 1960 г. в возрасте девяно­ста одного года. Весь остров оплакивал святого. Прп. Ан­фим и теперь пребывает с верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исце­ляя от болезней.      Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. В это время происходил так называемый обмен населением между Гре­цией и Турцией после преследований греков в Малой Азии. Огром­ное количество переселенцев необходимо было устроить. Именно на этом фоне больших практических забот попечение о духовном, т. е. строительство монастыря, могло казаться несвоевременным. — Прим. ред. 27 февраля 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51823.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010