“И если кто… не возненавидит отца своего и матери, и братьев и сестер, и жены и детей, он недостоин Меня”(См. Лк. 14, 26; Мф. 10, 37.). И еще: “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть… ни для тела вашего, во что одеться. Ищите… прежде Царства Божия… и это все приложится вам”(Мф. 6, 25, 33.). И: “Не берите с собою ни золота, ни серебра… ни двух одежд”(Мф. 10, 9 — 10.). “Если хочешь быть совершенным, — говорил Господь, — продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною, взяв крест”(Мф. 19, 21; Мк. 10, 21.). “Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”(Мф. 8, 20.). И еще сказано: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”(Мф. 19, 12.). Скопцы, то есть живущие целомудренно, — это божественные апостолы. И самые первые, начало всем девственникам — великий апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иаков, брат его, и святой апостол Павел, о которых говорится, во многих местах Священного Писания, что они были девственниками. Также и святой апостол Андрей Первозванный (Память 30 ноября.) был девственником: о нем написано, что он жил чистой жизнью, без жены, и сначала был учеником великого Иоанна, Предтечи и Крестителя. Также и святой апостол Филипп, из двенадцати (Память 14 ноября.), проводил целомудренную жизнь: это ясно видно из описания его путешествий. Был девственником и святой апостол Фома, как сам он о себе свидетельствует в молитве своей, говоря так: “Господи Иисусе Христе, Боже мой, Ты соблюл меня чистым от осквернения с женщинами”. Великий апостол Петр и прочие апостолы, которые имели жен, услышав учение Христа о девстве и целомудрии и о том, что желающий спастись должен отвергнуться от всех наслаждений, от отца и матери, от жены и чад, и не только отвергнуться от жены и чад, но и самую душу и тело отдать за правду и благочестие, — услышав и восприняв это божественное учение, они отвергли сию временную жизнь, оставили отечество и родных, имения, жен и чад и приступили к трудному и жестокому житию, к целомудренной жизни и посту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

    187. Какого почитания требует от нас Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос требует от нас такого же почитания, какое мы оказываем Отцу Небесному, следовательно, почитания Божеского.     188. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы уповали на Него?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы уповали на Него, ибо Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).     189. Требует ли Господь Иисус Христос, чтобы мы любили Его?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы любили Его больше, чем кого-либо на свете, даже больше, чем родного отца или мать свою (Мф.10:37).     190. Есть ли в Священном Писании свидетельство о том, что ученики Господа Иисуса Христа поклонялись Ему как своему Господу и Богу?    О том, что Господу Иисусу Христу поклонялись ученики Его как Господу Богу, Священное Писание часто свидетельствует, например:    1) когда буря на море утихла по слову Господа Иисуса Христа, ученики поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33);    2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему (Ин.9:35—38);    3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).     191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его?    Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например:    1) во время морской бури они просили Его: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25);    2) когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5);    3) один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.23:42);    4) когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59).     192. Были эти просьбы молитвами?    Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, — знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещаемом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, каким образом он благодатью Божией становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как может человек в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира. И тогда на основании православной антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапостольства, возникает миссиология, богословие миссии. Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос, – образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения. Этому образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по двое и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления ( Лк. 10:1–9 ). В Евангелии Иисусом Христом даны совершенные образы и доброго самарянина ( Лк.10:25–37 ), и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы свои ( Ин. 10:1–16 ). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 19 ). Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей ( Деян. 2 ), и здесь же, в Сионской горнице, явлено миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святого раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. В этот же период сложились основные принципы миссионерства. • Проповедь благой евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим. • Проповедник – только сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будут и в то время подобные дела человеческие: иной то, иной другое будет делать. Иной будет есть, пить, веселиться, банкеты устраивать, гостей принимать, шумно праздновать и прочей суетой заниматься, иной каяться, плакать о грехах и молиться Богу будет. Иной грабить, похищать, обижать, иной терпеть будет. Иной старые житницы и дома разорять и новые созидать, иной иное начинать и совершать будет. В таком различии начинаний и дел человеческих неожиданно услышится глас: «Восстаньте, мертвые, идите все на суд: Христос Судия идет судить живым и мертвым!» «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). «Блаженны рабы те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими» ( Лк.12:37 ). Блаженны те, которые по подобию домовладыки, бдят и хранят душевный дом свой. Блаженны те, которые имеют «чресла препоясаны и светильники горящи, подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» ( Лк.12:35–44 ). Блаженны те, которые, как мудрые девы, не знавшие, когда придет Жених, взяли елей в сосудах своих, дабы светильники свои в пришествие Жениха украсить и так выйти на встречу Ему, всегда носят в сердцах своих, как в сосудах, горящую веру и любовь и ожидают Его со бдением, терпением и желанием. Блаженны они, ибо, будучи готовы, выйдут на встречу бессмертному Жениху своему, и войдут с ним на брачный пир ( Мф.25:1–10 ), «и так всегда с Господом будут» ( 1Фес.4:17 ). Напротив того, окаянные рабы те, которые по подобию евангельского злого раба, говорят «в сердце своем: не скоро придет господин наш, и начнут бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами». Придет же Господь рабов тех в день, в который они не ожидают, и в час, в который не думают, и рассечет их, и подвергнет их одной участи с лицемерами; «там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.24:48–51 ). Самые же окаянные те, которые с наглыми ругателями, святым Петром пророчески описанными, «поступающими по собственным своим похотям, говорят: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью Мк.4:11:25 . «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34 ; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 , и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2 . Мк.9:38–39 . «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16 . Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13 ; 1Кор.12:29 ; Тит.1:5 . Мк.13:37 . «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41 . К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20 . Лк.12:8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38 ; 1Ин.4:15 ; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29 ; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И так, по учению Ап. Петра, «обетование» о прощении грехов и получении Св. Духа через крещение принадлежит «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Кого же зовет к Себе Господь? Он призывает к Себе трудящихся и обременных, из какого бы народа они ни были. Он говорит им: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ср. Ин.10:16 ; Гал.3:28 ). Но не одним верующим труженикам Господь обещает в своем царстве «покой» и спасение ( Мк. 16:16 , Мф.25:34–40 ). Он зовет к Себе и детей их. В Ев. от Марка мы читаем: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне , и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:13–14 ; Мф. 19:13–14 ; Лк.18:15–16 ). Из приведенных слов Евангелиста видим, что пока ученики Христовы были не просветлены благодатию Божией, они считали «младенцев» ( Лк. 18: 15 ) недостойными и неспособными «приходить» ко Христу. «Что дети могут чувствовать и понимать?» – как бы так думали про себя Апостолы – и «возбраняли приносящим». Увидев то, Господь «вознегодовал» на них: – такова была Его жалость к детям. Он сказал: «пустите детей приходить ко Мне»... Дети – тоже ведь живые души. И они нуждаются в благодати Божией, как молодые – деревья в воде. Кроме того, по своему сравнительному незлобию и кротости, дети служат образцом для взрослых ( Мф.18: 1–4 ). Кто же может удалять их от Милосердаго Господа? Господь «приходящих к нему не изгоняет вон» ( Ин.6:37 ). «Толкущим» Он отворяет двери Своего Царства, – особенно тем из «малых сих верующих», которые душою уподобляются детям (Сн. Мф. 7:7; 18: 6 ). Какой же путь указывает Господь для входа в Его благодатное Царство? Путь одинъ для всех: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). « Кто не родится», т. е. всякий человек без исключения – большой и малый, богатый и бедный, знатный в народе своем, как Никодим, и грешный мытарь, – все обязаны духовно переродиться для вступления в благодатное Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Лк.10:25–37 . Один законник спросил у Иисуса Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «в законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всей крепостью твоей и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус Христос сказал ему: «правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить». «А кто мой ближний?» спросил законник. Иисус Христос на это ответил притчей о милосердом Самарянине: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. На пути напали на него разбойники, избили его, ограбили и оставили еле живым. Случилось той дорогой идти священнику; он увидел несчастного и прошел мимо. Так же и левит, проходивший тем местом, подошел, посмотрел и прошел мимо. Проезжал Самарянин. Увидев избитого человека, он перевязал его раны, возлил на них масло и вино и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу, а уезжая дал содержателю гостинницы денег и просил позаботиться о больном. Если же истратишь больше сказал он, то я, возвращаясь, отдам тебе». – «Кто из троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» спросил Иисус. «Оказавший ему милость», ответил законник. – «Поди, и ты поступай так же» (то есть помогай, не разбирая, свой или чужой находится в беде), сказал ему Иисус Христос. 42. Учение о путях к блаженству Мф.5:2–16 ; Лк.6:20–23, 36 . О том, каким путем должно идти в жизни, то есть какие качества нужно приобрести, чтобы достигнуть блаженства в царстве небесном, Иисус Христос учил: 1) Блажени нищие духом; яко тех есть царствие небесное. 2) Блажени плачущии; яко тии утешатся. 3) Блажени кротцыи; яко тии наследят землю. 4) Блажени алчущии и жаждущии правды; яко тии насытятся. 5) Блажени милостивии; яко тии помиловани будут. 6) Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. 7) Блажени миротворцы; яко тии сынове Божии нарекутся. 8) Блажени изгнаны правды ради; яко тех есть царствие небесное. 9) Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Эти изречения Иисуса Христа о блаженствах называются заповедями блаженства) 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

М. больше, чем др. синоптики, говорит о божественной славе Христа. Так, у Марка приводятся только 2 изречения Иисуса: о «славе Отца Своего» (Мк 8. 38) и о «силе многой и славе» Сына Человеческого (Мк 13. 26). В обоих случаях речь идет о парусии. Лука повторяет оба этих изречения (Лк 9. 26; 21. 27), подчеркивая божественное достоинство Сына (ср.: Лк 9. 26 и Мк 8. 38), а также использует понятие «слава» (δξα), говоря о преображении Иисуса. У М. же помимо параллелей с Марком (в Мф 10. 33 упоминание о «славе Отца» здесь отсутствует; Мф 24. 30) приведены 3 изречения Иисуса, относящиеся к «особому материалу» этого Евангелия: 1. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16. 27). Эти слова завершают известную из Евангелия от Марка речь Иисуса о несении креста и страдании ради Евангелия (ср.: Мф 16. 24-26 и Мк 8. 34-37) и заменяют Мк 8. 38. Т. о., вместо увещевания не стыдиться исповедания Христа у Марка М. вводит в свой текст идею воздаяния, охватывающую и призыв нести свой крест и «отвергнуться себя» ради Христа и Евангелия. 2. «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19. 28). Это изречение отличается от др. реплик об эсхатологическом суде в Евангелии от Матфея, поскольку изображает Христа прежде всего как Мессию и Судию Израиля. Топикализация («вы… сядете и вы…») и поэтический повтор числительных в данной логии свидетельствуют о ее принадлежности к первоначальной арам. или евр. традиции изречений Иисуса. 3. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей» (Мф 25. 31). В этом изречении, как и в Мф 19. 28, говорится о собственной божественной славе Сына. Следует отметить, что те изречения в Евангелии от Матфея, где говорится о «славе Отца», представляют собой либо цитату из Евангелия от Марка (Мф 24. 30), либо «особый материал», стоящий на месте слов Марка о «славе Отца» (Мф 16. 27). Приводя слова Иисуса о «славе Сына», М., вероятно, ставил перед собой задачу дополнить христологию Евангелия от Марка. Этой задаче отвечает и дополнение к рассказу Марка о преображении: М. дважды говорит о сиянии, исходившем от Иисуса («просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» - Мф 17. 2). Наконец, слова Иисуса, известные из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13. 32) - М. помещает в тексте в сокращении, без упоминания о неведении Сына.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Он не раз утешал тех, чей сродник умер или болен: не бойся! И вот опять, по другому случаю, говорит: не бойся, только веруй [ 5 ]. Без Домовладыки эта жизнь - ужас и кошмар, мрак и отчаяние. Но Он появляется как нерушимая стена [ 6 ], как солнце, как всесильный защитник людей и все обращает в радость. Маленькую кучку Своих преданных последователей Он ободряет, говоря: Не бойся, малое стадо! [ 7 ], и растолковывает им, что воля Отца Его, которая есть и Его воля, заключается в том, чтобы дать им бессмертное Царство Небесное [ 8 ]. И, когда называет им признаки последнего времени перед самым концом света, снова их ободряет, чтобы сердца их не устрашились, когда наступит это время, и говорит: и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21 , 18). Ведь и то, что погибнет и упадет, упадет в руки Бога Вседержителя, и Бог воскресит и восставит в еще большей славе и красе. Как истинный Домовладыка, Чьи всё время и всё пространство, Он радеет о всех людях до последних дней, до второго Своего Пришествия. Потому предупреждает: Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома (читай: Домовладыка, а это Он): вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. И завершает предупреждением, относящимся и к нам: А чтО вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13 , 35-37), то есть будьте подготовлены и настроены встретить Меня, когда Я приду во второй раз в силе и славе судить каждого по делам его [ 9 ]. Ах, берегитесь, чтобы, когда хозяин дома встанет и затворит двери, не остаться за дверями и не услышать страшные слова изнутри: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13 , 25, 27). Как Домовладыка, Он ни к кому и ни к чему не равнодушен. Когда кто-то отгонял от Него детей, чтобы они не мешали Ему, Он решительно сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне [ 10 ]; и предупредил: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [ 11 ]. Он любит и благословляет детей [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010