69. Если сердце твое день и ночь с болезнью не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть. 70. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145:4), гово­рится о помышлениях века сего, то есть о строении, имуществе, родителях, детях и всяком даянии и получении. 71. Душа желает смерти оттого, что избегает скорби и не знает, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней. 72. Не переносить бесчестия – дело неверия. 73. Иисус сделался Человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса? 74. Бог всеял в человека добродетели, как и сказал: Сотворим человека по образу Нашему (дал душу бессмертную и свободную) и по подобию (Быт 1:26). Будите убо мило-серди, якоже и Отец ваш (Небесный) милосерд есть (Лк. 6:36). Святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1:16). 75. Кто хочет приобрести добродетели, не должен быть нерадивым и рассеянным. От лености нет покоя. «Дай кровь и приими дух», то есть подвизайся – и получишь навык в добродетели. 76. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33:15), ибо каждая страсть имеет противо­положную ей добродетель. Обижал – поступай по правде, гневался – будь кротким, гордился – смирись. Ненависть —любовь, малодушие – терпение, сребролюбие – милосердие. 77. Нужно наше старание, помощь Божия и дела любви к ближнему. 78. Сказал авва Пимен, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели. 79. Кротость – одинаковость в чести и бесчестии и моление за обижающего. 80. Кротость – предтеча смиренномудрия, как заря утренняя солнцу, матерь любви, основание рассудительности. 81. Кротость своими узами связывает раздражительность. 82. Возношение низложило нас, невозможно иначе получить помилование, как через противоположное, то есть смиренномудрие. 83. Но прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: «прости», ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника. 84. Не презирать даяния ближнего (милость, услуга) есть дело смиренномудрия. 85. Смиренномудрый не должен стараться высказать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

71 Сопереживать опыту Спасения другого человека, совсем не значит обрести собственное Спасение. 72 Грезы о своем спасении – это далеко не само спасение. 73 Всегда иди вперед, не останавливайся. Просто иди вперед, и все... 74 Есть два вида молчания: Можно говорить всю жизнь, – и не сказать ничего дурного. Можно молчать всю жизнь, – и не сказать ничего хорошего. 75 Когда мы бьемся головой о стену, мы укрепляем эту стену своей головой. 76 Тот, кто, живя в городе, тоскует о своем уединении, а удалившись в уединение тоскует о городе, – можно сказать, что он дважды обворован. 77 Только тогда, когда приходят трудности, познается красота человеческой души. 78 Людей, красиво рассуждающих о бедности, часто можно встретить рядом с богачами. 79 Чем больше отклонишься от добра, тем большие испытаешь несчастья, которые помогают «непокоривым» возвратить «образ мыслей праведников » (Лк. 1: 17). 80 Совершенное Добро – это совершенное Счастье. А все, что не Добро, – это уже не Счастье. 81 Для человека жизнь – самое важное, поэтому в жизни ничего нет неважного. 82 Чем больше грехов, тем крепче железные оковы дурных действий и дурной жизни. 83 Пока не подаришь последний рубль нищему, никогда не получишь в дар миллион, тем более – Царство Небесное. 84 Сделать недоброе – все равно, что подавиться от обжорства. 85 Почему люди, делающие дурные дела, гибнут? Потому что никого не слушают. 86 Чтобы жить правильно, нужно уметь слушать. 87 Большинство людей пытается достичь в этом мире как можно большего, и они слишком поздно спохватываются, что выбрали ложное направление, которое уже трудно изменить. 88 Чем ближе к центру вращающегося круга, тем меньше скорость вращения. Чем ближе в суетном мире к Богу, тем больше покой. 89 Как мухи кружат возле меда, так мысли кружат возле души. 90 Чтобы узнать полезное, нужно уметь спрашивать. Чтобы уметь спрашивать, нужно уметь делать. 91 Когда слушают умом, ум борется с умом. А когда слушают сердцем, сердце сливается с сердцем. 92 Ум – это смерть, сердце – это жизнь, «дабы вы знали, что вы, веруя (сердцем) в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5: 13).

http://isihazm.ru/1/?id=192

XI в.) Входное песнопение галликанской мессы - прелегендум (praelegendum, antiphona ad praelegendum) состояло из антифона и псалмодического стиха, что не характерно для входных песнопений др. древних литургий (напр., для амвросианского обряда ), но сближает этот жанр с интроитом рим. литургии. Один из немногих образцов прелегендума сохранился как интроит григорианской литургии о путешествующих, по версии Градуала из окрестностей Альби (Paris. Bibl. Nat. lat. 776, нач. XI в.; см. пример 1). Характерной особенностью Г. п. являлось следовавшее за прелегендумом речитативное диаконское возглашение «Silentium facite» (Храните молчание), завершавшееся благословением служащего епископа или священника и молитвой дня - коллектой. По-гречески и на латыни пелось Трисвятое, или Aius (от греч. γιος - святой). В позднейших григорианских рукописях Aius было снабжено рубрикой «Graecum ad crucem adorandam» (греческое [песнопение] на поклонение Кресту) и перенесено на Страстную пятницу, сохранив роль великопостного песнопения во всех последующих версиях рим. литургии. Мелодия песнопения, если и не является строго галликанской, то почти несомненно восходит к галликанскому образцу (см. пример 2). За Трисвятым исполнялась пророческая песнь (prophetia) на текст песни Захарии (Лк 1. 68-79). Вступительную часть литургии завершало «Kyrie eleison» , в отличие от григорианской традиции не певшееся, но произносившееся нараспев. Ветхозаветное чтение завершалось песнью вавилонских отроков (Дан. 3. 51 и далее), после апостольского послания хор отроков пел респонсорий . Вынос Евангелия сопровождался соответствующим антифоном (antiphona ante evangelium); этот жанр пережил Г. п. и известен по неск. южноевроп. средневек. версиям рим. мессы. Чтение Евангелия завершалось пением Sanctus post evangelium. Следовала литания, в галликанском обиходе называвшаяся «молениями» (preces). Это один из наиболее характерных жанров Г. п., долго сохранявшийся и в средневек. григорианском репертуаре. Моления состояли из кратких, построенных на одной и той же мелодической формуле возгласов диакона и однотипного рефрена (Kyrie eleison, Domine miserere - Господи, помилуй; иногда более пространные тексты).

http://pravenc.ru/text/161590.html

В обществе людском вражда семейная [да] разрушается и узы семейной жизни и взаимного уважения и любви укрепляются. Образование должно научать тебя искренно почитать и любить всякого человека и с готовностью, с охотою, с радостью служить самому последнему из них, самому необразованному. Ты образован – доставь выгоды, блага образования необразованным; жалей по крайней мере о их необразованности, старайся передать им, что можешь, посочувствуй их невежеству, воздохни о них Богу. Помни, что человек по образу Божию и в каждом человеке, как он ни грешен по видимому, есть много залогов добра, истины и красоты духа, – надо только дать им случай сказаться. Потому надо всякого человека уважать, любить и доставлять ему случай сказаться в добрую сторону. Хорошо бы отдельными книжками написать 1) житие каждого святого на известный день, потом 2) службу из месячной Минеи этому святому. Всякий знал бы своего Ангела и мог бы подражать ему: святые – путеводные звезды. День моего Ангела 19 октября 1866 г.; не святыней души и тела, а мерзостью содомскою одарил я Тебя, Творче мой, Святе святых, – а все из-за чревоугодия, чревообъядения, из-за ядения мяса, молока, сливок и из-за похваления пред отцом Александром Лебедевым , что-де живу девственником, не то что ты. О, окаянство моего! О, грехопадения моего! Толиких благ причастник, ежедневно причащаясь Божественных Тайн! – чрез чревоугодие и причащение я лишаюсь их! Господи, помилуй мя! Согреших паче Давида, содомлян и ниневитян, ибо те не были удостоены толиких благ, толикой благодати, как я. О, горший скота человек! О, невнимательный к толиким дарам Творца! О, нерадивый и ленивый! Но, Долготерпеливе, даждь мне плач за грехи моя, даждь обращение, исправление, совершение 79 и спасение! Агнче Божий, вземляй грехи мира, возьми и мое бремя тяжкое греховное и не даждь порадоваться о мне врагу моему, наругавшемуся надо мною моего ради невоздержания и похваления гордыни. В толикой благодати будучи, что причащаюсь Божественных Тайн ежедневно и непрерывно, я содомски живу, окаянный: ем, пью сыто, ибо и грех содомлян состоял в сытости хлеба и в изобилии вина. Доколе же не изменюсь, доколе не поревную о воздержании и посте? Ибо христианство непременно требует воздержания, как и Господь наш Иисус Христос в самом начале Своего служения нашему спасению показал и указал это примером Своим, постившись сорок дней и ночей. Есть только да пить – это язычество: ядяху, пияху... [ Лк. 17, 27 ]. И как легко это язычество в нас допускается, этот языческий образ жизни! Как будто так и быть должно!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если мир отдать всецело в распоряжение книжников, они, пользуясь доступными средствами (а в их арсенале сегодня все достижения науки), постараются перекрыть доступ к чуждому им Небу, и непременно распнут мир, как когда-то распяли Христа. _____________ 1 Книжники — (евр. «соферим», греч. γραμματες — писцы) библейское наименование класса людей, упоминаемых в Ветхом, и в Новом Завете — учителя закона (законники). Они переписывали книги Священного Писания, толковали закон, во многих случаях помогали решать вопросы, касающиеся закона, потому их называли книжниками (I Езд. 7:6–11). Многие из законников состояли членами Синедриона. Были среди них и достойные люди, как, например, Ездра — книжник, Гамалиил — законоучитель или Никодим — учитель Израилев, но большинство их не понимало духа закона и толковало его ложно. Потому Господь часто и сильно обличал их (Мф. 23). «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лк.11:49). «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления» (Неем. 9:26). «И не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков» (Дан. 9:10). 2 «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3;6). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2 Кор. 3:17 ). Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/chem-opasny...

Вера в возрождение, παλιγγενεσα, имела такое утешительное влияние на каждого христианина, что мысль о нём постоянно повторяется на всех надгробных надписях. На этом основании Оптат прозвал самое Таинство Крещения: nativiias spiritualis, а в надписях встречаются слова renatus и renata, или как прилагательные, или даже как имена личные 76 . С понятием о возрождении тесно связан догмат о воскресении мёртвых и о Царствии Небесном. „Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие», сказал Сам Спаситель. Затем все формулы с более или менее ясными намёками на Воскресение и на Царствие Небесное должны быть также отнесены к Таинству Крещения. Самое слово ανστασις сделалось именем личным для христиан, а символические формулы об этом догмате принадлежат к самым тёмным, как-то: quod summitas dedit, adsignabit, resurrecturus, in spe resurrectionis и пр. Но все эти формулы, как греческие, так и латинские, сокращаемы были в слове λπς , spes. Эта таинственность в формулах сохранилась до самого IV века, и только в последующих столетиях вера в Воскресение стала высказываться яснее. На надгробных надписях она всегда служит доказательством принадлежности к христианству лица, тут погребённого 77 . Для примера мы приведём одну из надписей, описанных г. Лебланом 398, tome II). См. рис. 1. Hic pausat Eufra sius bendictus in pace qui vixit an. LXX Mens. II dies VII surr(ecturu)s die caelo cum venerit auctor. Рис. 1 Под надписью два феникса и два дельфина по бокам сосуда передают иконно, как мы объясним дальше, смысл всей надписи. Последние строки в надписи: surrecturus die coelo cum venerit auctor напоминают слова из Евангелия Матфея ( Мф.25:31 ): „Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей“ и пр. и слова из евангелия Луки ( Лк.17:24 ): „...тако будет Сын Человеческий в день Свой“. Так как с Таинством Крещения находятся в связи догматы о Воскресении и о Царствии Небесном, то большая часть формул, принадлежащих к Таинству Крещения, получила символическое значение и этих догматов. Свет, το φ ς не только стало означать одно Крещение, но перенесено было и на Самого Бога, как Источника всякого света. „Святый и спасительный свет, т. е. Бог“, сказал Климент Александрийский , а Григорий Богослов (слово XL) 78 повторил ту же мысль: „Бог есть Свет высочайший“. Отсюда Царство Божие или Рай представлялся местом светлым, и на этом основании составлены были символические формулы, означающие Рай: το φ ς , lux, lux superna, lux domini, aeterna lux 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библейское учение о единстве всех людей по своему происхождению является одним из наиболее очевидных богословских оснований миротворческой деятельности христиан и Церквей. Это учение, содержавшееся в ветхозаветной иудейской религии, было однако со временем глубоко в ней подорвано искаженной трактовкой идеи богоизбранничсства, что привело к антагонизму между еврейским и другими народами. И только исполнение закона — Христос (Рим 10:4) раздрал завесу вражды между ними (Еф 2:14–16) и открыл человеку вход во святая святых тайны отношений между людьми, указав, что перед лицом Божиим «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11). Это принципиальное восполнение (Мф 5:17) ветхозаветного Откровения поднимает идею единства человеческого рода на предельную высоту. Для христианского сознания все народы являют собой единый братский союз уже не только в силу «одной крови», но и в силу Единого Христа, принесшего Себя в жертву за все человечество и призывающего каждого человека к спасению. Отсюда нарушение мира, нападение одного народа на другой оценивается христианами как прямое братоубийство, в полном смысле этого слова, как преступление не только против крови, но и против духа, более того, как безумный вызов Христу, Который есть Мир наш (Еф 2:14). II. Духовно-нравственные основы Священник Павел Флоренский (1882–1937) а) «Мир Мой даю вам» (Ин 14:27) Мир Христов, превосходящий по силе и глубине подаваемого духовного блага всякое человеческое представление и разумение (Флп 4:7), по самому существу своему должен служить первым духовным импульсом для христианского миротворчества во всех сферах жизни. Далеко не многие, правда, христиане имеют этот мир, но лишь те, кто по духовному своему устроению оказываются способными получить его. Бог по любви готов излить и излил уже, особенно в таинствах церковных, полноту Своей благодати на всех верующих в Него, однако многие христиане закрылись от ее света волей своего ветхого (Рим. 6, 6) человека. Ветхость эта, выражающаяся в многообразных видах греха: бесчувствия, эгоизма, вражды и т. п., — не дает миру Божию коснуться души и направить ее на путь мира (Лк 1:79). Отсюда всегда актуальная задача Церквей — указать, помочь христианам, понудить их «во время и не во время» (2 Тим 4:2) к приобретению соответствующей жизнью этого бесценного дара Божия. Нет необходимости говорить, насколько важно это свойство нового человека (Еф 4:24) как для самого христианина, так и для всех окружающих. «Стяжи дух мирный, — говорит великий русский святой Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи».

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Далее, проходя по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим ( Лк. 13:22 ), Иисус говорит: а впрочем, мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! ( Лк. 13:33–34 ). На пути к святому городу Иисус обращается к ученикам: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом ( Лк. 18:31 ). Гора Елеонская и Гефсиманский сад. Фото. 1890–1900 гг. Пересказывая притчу Христа о десяти минах, Лука подчеркивает: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие ( Лк. 19:11 ). Далее еще одна характерная ремарка евангелиста: Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим ( Лк. 19:28 ). Чуть ниже Лука говорит о том, что Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской... ( Лк. 19:37 ): по мере приближения к Иерусалиму географические детали становятся все более точными. Стоя на спуске с горы, Иисус заплакал об Иерусалиме ( Лк. 19:41 ): Лука – единственный из евангелистов, кто упоминает об этом событии, показывающем, какое значение Иерусалим имел для Иисуса. Наконец Иисус входит в храм Иерусалимский ( Лк. 19:45 ), после чего и начинаются последние события Его земной жизни. Исцеление расслабленного. Фреска. XVI в. Евангелие от Луки пронизано атмосферой хвалы, благодарения и прославления Бога. Начинается оно рассказами о благовещении Деве Марии и рождении Иоанна Предтечи. Из описания явствует, что и Захария, и Елисавета, и Мария живут в атмосфере хвалы Богу и молитвенного благодарения. Так, благодарность Марии выражена в песни Величит душа Моя Господа... ( Лк. 1:46–55 ). В той же главе (1:68–79) содержится благодарственная хвалебная песнь Захарии. Говоря о рождении Иисуса Христа, Лука приводит хвалебную песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ), а затем повествует о том, как пастухи, узнав о рождении Иисуса, возвратились, славя и хваля Бога (2:20). Рассказывая о сретении Младенца Иисуса в храме, Лука приводит благодарственную песнь Симеона: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ( Лк. 2:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава и оказавшему существенное влияние на последующую богослужебную традицию, 1 янв. совершается праздничная служба: на вечерне кафизма опускается, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6: 3 стихиры - О. Г. и 3 стихиры-подобны - свт. Василию; совершается вход; на стиховне - 3 самогласна свт. Василию, а на «Слава, и ныне:» - самогласен О. Г. Отпустительный тропарь назначается только свт. Василию. На утрене указана только одна кафизма, после нее - седален праздника; канон авторства Феофана 2-го гласа: 2 тропаря О. Г. по трижды - на 6, а святому - на 8; по 3-й и 6-й песнях - песнопения свт. Василия; стихиры на хвалитех; на стиховне самогласен О. Г. и стихиры свт. Василию. На литургии - прокимен Пс 48. 3, Апостол - Кол 2. 8-12, аллилуиарий Пс 79. 1, Евангелие - Лк 2. 20-21, 40-52, причастен Пс 111. 6 (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-372). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 1 янв. совершается торжественное богослужение: на вечерне рядовая кафизма отменяется (за исключением случая, если 1 янв. выпадает на воскресенье), на «Господи, воззвах» стихиры поются на 8 (сами стихиры уже известны по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам); назначаются 3 паремии: из Быт (начало с 17. 1), Нав (начало с 5. 2) и Притч (начало с 10. 31); указан отпустительный тропарь О. Г. 1-го гласа Ο θρν πυριμρφ ν ψστοις καθμενος (            ); на утрене вместо рядовых кафизм назначаются особые антифоны (Пс 14, 111, 131), а также степенные псалмы и антифоны , прокимен Пс 88. 8, Евангелие свт. Василию - Ин 10. 9-16, канон, кондак (только свт. Василию), стихиры на хвалитех, великое славословие ( Arranz. Typicon. P. 90-91); на литургии прокимен, аллилуиарий и чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе. В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 183-184) и Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. Л. 75б - 76б) - 1 янв. указано совершать службу с полиелеем ; в целом гимнографический состав последований тот же, что и в Типиконах студийской эпохи, причем отпустительные тропарь и кондак все еще назначаются только свт. Василию; на вечерне состав паремий меняется: вместо Нав читается Притч (начало с 8. 22); в Типиконе Сербского архиеп. Никодима авторство общего канона О. Г. и свт. Василию приписывается Стефану и Иоанну Монаху, а не Феофану Начертанному, как в Евергетидском Типиконе. Если 1 янв. выпадает на воскресный день, совершается всенощное бдение , причем воскресные песнопения имеют приоритет.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Согласно Римскому Мартирологу, память св. Захарии и Е. указана 5 нояб. (MartRom. P. 498), в греч. Церквах - 5 сент. и 30 дек. (BHG, N 1881-1881), яковиты совершают память 16 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 36), сиро-марониты - 25 июня (ActaSS. Nov. T. 3. P. 28-29). Память Е. копты празднуют в 16-й день месяца амшира (SynAlex (Forget). Beryt, 1922. Louvain, 1953r. Vol. 1: [Versio]. P. 500-501. (CSCO; 78. Arab.; 12), эфиопы - в 17-й день месяца якитти (ActaSS. Nov. T. 3. P. 20). Лит.: Ballarini L. Elisabetta//BiblSS. Vol. 5. Col. 1079-1087; Baldi. D. Enchiridion Locorum Sanctorum: Doc. S. Evangelii loca respicientia. Jerusalem, 1982r; Younker R. W. Beth-haccherem//ABD. Vol. 1. P. 686-867; Slayton J. C. Elisheba//Ibid. Vol. 2. P. 474; Witherington B. Elizabeth//Ibid. P. 474-475; idem. The Birth of Jesus//Dictionary of Jesus and the Gospels/Ed. J. B. Green e. a. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285, 330-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Durham J. I. Exodus. Waco (Tex.), 1998. P. 79-84. (WBC; 3); Nolland J. Luke. Vol. 1: 1-9: 20. Dallas (Tex.), 1998. P. 13-81. (WBC; 35a); Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 47-76; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn), 2003. P. 41-49. П. Ю. Лебедев Гимнография Почитание св. Иоанна Крестителя , равно как и чудесные обстоятельства его рождения, обусловило почитание Е. как матери св. Иоанна Крестителя, поэтому Е. вспоминается в правосл. богослужении в те дни, когда вспоминается его зачатие (23 сент.) и рождество (24 июня). В гимнографических произведениях упомянутых праздников в студийских и иерусалимских Минеях говорится об обстоятельствах зачатия и рождения бесплодной Е. св. Иоанна Крестителя, а также о встрече Е. с Пресв. Богородицей (напр., стихиры 24 июня на «Господи, воззвах»        , на стиховне            ). Слова Е., сказанные Пресв. Богородице при их встрече («благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» - Лк 1. 42a), легли в основу часто употребляемого в правосл. богослужении гимна «Богородице Дево» , а также стали весьма распространенной формой прославления Пресв. Богородицы, что можно видеть во мн. песнопениях правосл. богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/189821.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010