P. 116–117. 35 Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos 2//PG 89, 76–77; русск. текст: Преп. Анастасий Синаит. Путеводитель//Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения/Пер. А. И. Сидорова. М., 2003. С. 251–252. 36 Рим 10:13–17: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. 37 Евр 11:1,6: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 38 Joannes Damascenus. Expositio fidei 83//Die Schriften des Johannes von Damaskos/Ed. B. Kotter. Vol. 2 (Patristische Texte und Studien 12. Berlin: De Gruyter, 1973); русск. текст: Точное изложение православной веры, гл. X (83) О вере//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания/Пер. и ком. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002. С. 295–296. 39 Basilius. Prologus VIII De fide//PG 31, 677С–680А; русск. текст: Св. Василий. О вере//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 5. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 22 (репринт: М., б. г.). 40 Именно это слово употребляет блаженный Феодорит Кирский в своем знаменитом позднем сочинении “Эранист”, когда говорит о Благовещении: “Богородица выражает именно согласие с тем, что говорит Ей Ангел: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38)”. — Theodoret of Cyrus. Eranistes/Ed. G. H. Ettlinger. Oxford, 1975. P. 162. 41 Об этом см. Gorler W. Asthenes s ynkatathesis. Zu stoischen Erken ntnistheorie//Wurzburger Jahrbucher fur die Altertumswissenschaft . N. F. 3 (1977). S. 83–92; Kerferd G. B. The Problem of sunkatathesis and katalepsis//Les stoiciens et leur logique/Ed. J. Brunschwig. Paris, 1978. P. 251–272. 42 Stoicorum veterum fragmenta II.52 (далее — SVF); русск. текст: Фрагменты ранних стоиков.

http://pravmir.ru/o-bezumii-veryi-i-vern...

Я сделаюсь, говорит, для благочестивых поводом к радости, воз­ложив на Тебя свою надежду и получив достойное ее осуществление. Как Бог, по слову Господа, радуется об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ), так праведники, уподобляясь Ему, радуются о человеке разумном и уповающем на слова Божии. «Я у разумел, Господи, что суды Твои – правда, и (что) Ты справедливо... смирил меня " ( Пс.118:75 ). Хорошо сказал это, показывая свою благодарность. Я, говорит, глубоко понимаю, как правильно и справедливо Ты осудил меня и подверг меня различным несчастьям. Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались в грехе. Написано у пророка: «в жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя» ( Ис.54:8 ); и: Господь «причиняет раны и Сам обвязывает их» ( Иов.5:18 ); и еще: «но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает» ( Ис.9:13 ) Скорби и несчастья Господь насылает сообразно с истиной и ими смиряет человека. «Да будет... милость Твоя в утешение... мне, по слову Твоему... рабу Твоему!» ( Пс.118:76 ). Уже настало время человеколюбия и утешения. Милость Божия, это – пришествие во плоти Христа Бога нашего. Он оказал нам милость, Сам явился Ходатаем за нас пред Отцом и умилостивлением за грехи наши, как говорит апостол Иоанн ( 1Ин.2:1–2 ). И иного утешителя Он обещал, Духа Святого ( Ин.14:16 ), как сам сказал ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Итак, пророк молится, чтобы была явлена милость к человеческому роду, как обещал Бог чрез патриархов, чрез закон и пророков; именно это выражают даль­нейшие слова пророка: «по слову Твоему рабу Твоему». Ведь тем, ко­торые обращаются к Тебе с покаянием, Ты обещал Свое благоволение. Это Господь говорил и чрез пророка Исаию: «оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы» ( Ис.30:15 ), а чрез пророка Иеремию взывает: «если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись» ( Иер.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(17) Можно достать множество этих списков: ученики их усердно переписывали то, что учителя, по их словам, исправили, то есть испортили. Возьми Ермофиловы – опять разлад с другими. Аполлонидовы противоречат сами себе. Можно сравнить ранние с переделанными позже – несогласий множество. (18) Сколько дерзости в этом преступлении, они, вероятно, понимают и сами. Они или не верят, что Священное Писание – это слова Духа Святого, – тогда они люди неверующие, – или они считают себя мудрее Духа – тогда они одержимы демоном. Они не могут отречься от этого преступления, потому что списки их собственноручные. Не такому писанию обучали их оглашатели, и они не могут показать подлинник, с которого списывали. (19) Некоторые решили, что и подделывать Писание не стоит: они просто отвергли Закон и пророков и, объявив свое безбожное учение благодатным, дошли до «бездны погибели " ». Цит. по: Евсевий Кесарийский . Церковная история. Книга 5, глава 28.//Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1993. С. 196 – 198. 22 Безоче(ь)ство (церк.-слав.) – настойчивость, неотступность в прошении о чем-либо (как бы с закрытыми, ничего не видящими очами), доходящая до неприличия и наглости. Господь в одной из притч, говоря об этой человеческой черте, похвалил настойчивого просителя за неотступность. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его [слав.: за безочеьство его], встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят [ Лк. 11, 8 ]. 23 Пакибытие (церк.-слав.) – возрождение, новая жизнь. Банею пакибытия называют Таинство Крещения. 26 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих или неверных обидевших и тем устрашить хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, будучи ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874/[над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

6:16)” 74 . По закону она должна умереть, а по слову Иисуса может жить! Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку кокну (2:18). Алой веревке, сохранившей жизнь Раав и ее дому, в традиционной экзегетике уделяется большое внимание: Отцы усматривают в ней яркий прообраз искупления, даруемого грешнику кровью Христа. Уже у мужей апостольских мы находим истолкование значения этого элемента в истории о Раав. “Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, — и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество” 75 . И согласно святому Иустину Мученику красная веревка — прообраз искупительной крови Христа: “…и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более” 76 . Ориген пишет: “Она вешает красную веревку на своем доме, благодаря которой должна будет спастись при разрушении города. Она не получила никакого знака, кроме этого алого, который имел вид крови. Действительно, она знала, что нет ни для кого спасения, кроме как в крови Христа” 77 . Отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неена кровле (2:6). И этот штрих не остался незамеченным древними церковными писателями. “Называется кровлей (sola­rium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: А для вас, благоговеющие пред именемМоим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2)? О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: Посетил насВосток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78–79). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: Солнце и луна остановились на месте своем (Авв 3:11).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

76. Они поклоняются не только Его божественной природе, но и подножию ног Его, по слову Писания: И поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свят Он ( Пс. 98:5 ). Если же они отрицают, что во Христе нужно почтить и тайну воплощения, в которой мы отчетливо видим, если так можно сказать, печать Божества и пути небесного Слова, пусть прочтут, что апостолы поклонились Ему, воскресшему в телесной славе. 77. Если поклонение Богу во Христе ничего не умаляет в Самом Христе, потому что поклоняются и Христу, также поклонение Бога в Духе ничего не умаляет в Духе, потому что поклоняются и Духу, по слову апостола: Мы служим Духу Божию ( Флп. 3:3 ). Кто служит, тот и поклоняется, как выше 54 было сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ). 78. Но чтобы не показалось, что на приведенный пример не обратили внимания, рассмотрим, почему к тайне Господнего воплощения относятся пророческие слова: Поклоняйтесь подножию ног Его ( Пс. 98:5 ). Не стоит думать о скамейке для ног в человеческом понимании, у Бога нет огромного тела, чтобы некая подставка помещалась Ему под ноги для опоры, и мы читаем, что не следует поклоняться чему-либо кроме Бога, ведь написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Как может пророк, воспитанный под законом и наставленный в законе 55 , предписывать то, что противоречит закону? Это очень серьезный вопрос, поэтому необходимо детально рассмотреть, что такое это «подножие». В другом месте мы читаем: Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих ( Ис. 66:1 ). Но не должны мы поклоняться и земле, она – творение Божье. 79. Посмотрим, однако, не говоритли пророк о необходимости поклоняться той земле, которую Господь Иисус принял в воплощении. Тогда под «подножием» надо понимать землю, а под «землей» – плоть Христа, которой и ныне мы поклоняемся в таинствах и которой апостолы, как я уже сказал выше, поклонились в Господе Иисусе. Ибо не разделился Христос 56 , но един, и когда Ему поклонялись как Сыну Божьему, не отрицали, что Он был рожден от Девы. Подобает поклоняться тайне воплощения, которое является плодом действия Духа, как написано: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). И потому безо всякого сомнения должно поклоняться Святому Духу, потому что поклоняются Рожденному по плоти от Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

9 . Итак, будем искать свидетельств о страдании Христовом, ибо собрались мы не для того, чтобы сделать умозрительное изъяснение Писаний, но в основном для того, чтобы увериться в том, чему уже верим. Свидетельства о пришествии Иисуса ты слышал прежде, равно и о том, что Он ходил по морю, ибо написано: Путь Твой в море ( Пс.76:20 ). И о различных исцелениях свидетельство слышал ты в другое время. Итак, я начинаю с того, откуда началось страдание. Предатель Его, Иуда, придя и став против Него, мирные слова говорил Ему, а враждебное дело готовил (см. Мф.26:49 ). О сем-то говорит псалмопевец: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали ( Пс.37:12 ). И в другом месте: слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи ( Пс.54:22 ). Радуйся, Равви! ( Мф.26:49 ), а предает Учителя на смерть, не устыдился Того, Который, увещевая, говорил ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческаго ( Лк.22:48 ). Как бы так говорил Он ему: вспомни наименование твое, Иуда означает «исповедание», ты сделал условие, взял по которому серебро, исповедуй это немедля: Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти ( Пс.108:1–3 ). А что были при сем некоторые и из архиереев и что перед вратами града был связан Он, это слышал ты прежде, если только помнишь изъяснение псалма, который говорит о времени том и месте, как возвратились они вечером ( Пс.58:7 ), и взалкали, как псы, и обошли град (см. Пс.58:15 ). 10 . Слушай и о тридцати сребрениках: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте, и проч. ( Зах.11:12 ). Иную плату должны воздать вы Мне за исцеление слепых и хромых, иную, однако, получаю Я. Вместо благодарности принимаю Я бесчестие, вместо поклонения – обиды. Видишь, как предсказаны в Писании происшествия? И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников ( Зах.11:12 ). Какая точность у пророков! Как велико и непогрешительно ведение Духа Святого! Не сказал: десять, ни двадцать, но именно: тридцать, сколько их и было. Теперь скажи и о том, куда обращена эта цена? Получивший ее владеет ею или отдает назад? И если отдал, то куда обращена она? Пророк говорит: и бросил их в дом Господень для горшечника ( Зах.11:13 ). Сличи Евангелие с пророчеством; оно говорит: Иуда... раскаявшись, возвратил тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (ср. Мф.27:3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря: “Так мне сотворил Господь в эти дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение между людьми”. Настало же время Елисавете родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что явил Господь великую милость Свою над нею, и радовались с нею. И было: в день восьмой пришли обрезать дитя, и хотели назвать его, по имени отца его, Захарией. И на это мать его сказала: “Нет, но будет он назван Иоанном”. И сказали ей: “Никого нет в родне твоей, кто назывался бы этим именем”. И спрашивали знаками отца его, как бы он хотел назвать его. И, попросив дощечку, он написал так: “Иоанн – имя ему”. И удивились все. И тотчас раскрылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской говорили обо всех этих событиях. И все слышавшие положили это на сердце свое, говоря: “Чем же будет это дитя?” Ибо рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря: “Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему”. Дитя же возрастало и укреплялось духом; и был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Лк 1:24–25, 57–68, 76, 80 По 50м псалме стихира, глас 2: После 50 псалма стихира, глас 2 Иже из чрева матерня освящся/и пророчества прием исполнение,/днесь от неплодныя раждается,/Господне пришествие проповедая ясно:/покайтеся, приближися бо Царство Небесное. От чрева матери освященный/и принявший пророчества полноту,/в сей день от неплодной рождается,/пришествие Господне провозглашая ясно:/“Покайтесь, ибо близко Царство Небесное!” Канона два: первый, творение Иоанна монаха, со ирмосом на 8, глас 4. Канона два: первый, творение преподобного Иоанна Дамаскина, со ирмосом на 8, глас 4. Другой канон, творение преподобного Андрея Критского, на 6, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Возражение 5. Кроме того, согласно Философу, «слова выражают мысли ума» 480 . Но часто случается так, что человек, находясь в состоянии страсти, тем не менее, сознает, что избранное им в данном конкретном случае является злом. Следовательно, он обладает знанием даже о частном. Таким образом, похоже на то, что страсти не могут склонить разум вопреки универсальному знанию, поскольку невозможно иметь одновременно знание об общем и противоположное ему частное суждение. Этому противоречит сказанное апостолом: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» ( Рим. 7, 23 ). Но находящийся в членах закон суть вожделение, о котором мы уже рассуждали выше. И коль скоро вожделение – это страсть, то похоже на то, что страсть склоняет разум вопреки знанию. Отвечаю: по словам Философа, Сократ утверждал, что знание никогда не может быть преодолено страстью, поскольку, по его мнению, всякая добродетель есть своего рода знание, а всякий грех – своего рода неведенье 481 . В этом он был отчасти прав: действительно, коль скоро объектом воли является благо или то, что кажется таковым, она никогда не подвигнет к злу иначе, как только если то, что не есть благо, не представится разуму благом в некотором отношении, то есть воля никогда бы не склонялась к злу, если бы в разуме никогда не было никакого неведения или заблуждения, в связи с чем читаем [в Писании]: «Не заблуждаются ли умышляющие зло?» ( Прит. 12, 22 ). Однако опыт показывает, что многое делается вопреки имеющемуся знанию, о чем свидетельствует и авторитет Святого Писания, в котором читаем: «Раб же тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12, 47 ); и еще: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому – грех» ( Иак. 4, 17 ). Следовательно, Сократ не был абсолютно прав, и нам, как указывает Философ, необходимо проводить различение 482 . В самом деле, коль скоро человек определяется к правильному действию двояким знанием, а именно универсальным и частным, то изъяна в любом из них может оказаться достаточно для того, чтобы, как было показано выше (76, 1), воспрепятствовать правоте воли и поступка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И на это мать его сказала: “Нет, но будет он назван Иоанном”. И сказали ей: “Никого нет в родне твоей, кто назывался бы этим именем”. И спрашивали знаками отца его, как бы он хотел назвать его. И, попросив дощечку, он написал так: “Иоанн – имя ему”. И удивились все. И тотчас раскрылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской говорили обо всех этих событиях. И все слышавшие положили это на сердце свое, говоря: “Чем же будет это дитя?” Ибо рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря: “Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему”. Дитя же возрастало и укреплялось духом; и был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Лк 1:5–25, 57–68, 76, 80 Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Причастен В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Ряд же, Апостол и Евангелие вычитаем напреди. Подобает ведати, яко аще случится праздник Иоанна Предтечи в неделю, предваряются вся воскресная. Рядовые же Апостол и Евангелие вычитываем заранее. Подобает знать, что если случится праздник Иоанна Предтечи в Воскресный день, предваряет все воскресное. Молитва: Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Мф.24:15–18 . Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. «Мерзость запустения»: еврейское выражение, означающее собственно запустение, которое возбуждает чувство омерзения или отвращения, омерзительное запустение. Но здесь эта мерзость представляется – «стоящею» ( τξ), следовательно, разумеется не одно просто запустение, а нечто поставленное на опустевшем месте. Если считать параллельными сим слова, приводимые евангелистом Лукою ( Лк.21:20 ), то под мерзостью запустения разумеются римские войска, бравшие город (ср. Злат., бесед. 76. нач.). Они могли быть названы мерзостью потому особенно, что при их легионах носились изображения императора языческого и орлы, которым римляне воздавали божеское почтение, к чему иудеи, конечно, чувствовали совершенное отвращение. – «Предреченную чрез пророка Даниила»: сл. Дан.9:26–27 с Дан.11:31 и Дан.12:11 (в последних двух местах – мерзость опустошителя, а не – запустения). – «На месте святом»: разумеется или весь Иерусалим, называемый святым городом (сл. Мф.4:5 ), или в частности место храма, святое по преимуществу, что более согласно с указанным пророчеством Даниила ( Дан.9:26–27 ). Итак, смысл следующий: когда увидите римские войска, осадившие и взявшие город и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма, тогда – и пр., ст. 16. Флавий повествует, что когда римляне взяли Иерусалим, то внесли своих идолов в полуразрушенный храм, поместили их в восточных вратах и приносили им жертвы (Bel. Jud. 6. 6, 1). Св. Златоуст, бл. Феофилакт и Зигабен разумеют под мерзостью запустения собственно статую завоевавшего город (Тита), «которую он, по опустошении города и храма, поставил внутри храма». – «Читающий да разумеет»: выражение, которым обращается особенное внимание читающего на таинственный смысл сказанного, не раскрываемый ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010