Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати ( Флп.1:29 )» (свт. Игнатий Брянчанинов) 238 . Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей 239 . Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве 240 . Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал» 241 . В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях 242 . Эти два аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. На суде синедриона он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Так Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига. Мученическая смерть Стефана напоминает смерть Спасителя. Когда святого побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Стефан фактически повторил то, что сказал при Распятии Сам Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так в своем мученичестве Стефан следует путем Христа 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Быт.16:3 . И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте ( Быт. 25:6 ); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга. Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары Быт.16:4 . Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости ( Быт. 24:60 ; Исх. 23:26 ; Втор. 7:14 ); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье ( Быт. 30:1, 23 ; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой. Быт.16:5 . И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов). Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. «Слова души огорченной! – говорит Иоанн Златоуст : и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но делать из этого универсальное правило на все времена и повсеместно? Это, во-первых. Во-вторых, юлианский календарь был создан в то время, когда все люди, включая самых мудрых во всех отношениях, были убеждены, что солнце вращается вокруг нашей планеты, а не наоборот. Разумеется, это была ошибка. Если бы она была обнаружена и исправлена тогда же, то не пришлось бы через примерно полторы тысячи лет «добавлять» недостающие дни для более точного соответствия календаря его астрономической основе. Тогда бы он изначально практически полностью совпадал с тем, который называется григорианским. А потому проблема с судьбой Петрова поста существовала бы точно так же, как и сейчас. Точнее, она бы даже не возникла, если бы не появилась ныне действующая версия расчёта Пасхи: только после Песаха. «Равнение на иудеев», которое присутствует в принятой трактовке Апостольских правил, если вдуматься, противоречит Благой вести: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:60). Есть и другое, не менее жёсткое управленческое правило Иисуса Христа на ту же тему: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Служить Богу – значит исполнять Его волю, причём не избирательно – эту волю исполняю, а эту нет, а целиком, начиная с самой первой, имеющейся в Шестодневе: «и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Поручение владычествовать обращено ко всему роду человеческому, а не к отдельным людям, группам, народам. Неужели ближе всего к исполнению этой заповеди Бога подошли китайские коммунисты, недавно предложившие всему миру формулу « сообщество единой судьбы человечества »? Леонид Сергеевич Гребнев , доктор экономических наук, профессор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

Если ты не дошел до вершины всего лишь один шаг значит, ты ее не покорил. Если ты не дотянулся до утопающего всего лишь на один волосок, значит, ты его не спас. Если в твоем сердце живет хоть одна дурная мысль, значит, до Истины тебе еще далеко. 54. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.» (1Тим. 6:6). Приюти одну недобрую мысль… Заведи в тихом лесу одну бензопилу – и весь лес наполнится шумом. Приюти в своем сердце одну недобрую мысль – и весь мир станет недобрым. 55. «…Сам сатана принимает вид Ангела света…» (1Кор. 11:14). Победи его сейчас! Не думай, что опасность далеко, она ближе, чем тебе кажется. Ты считаешь, что твой враг – человек, а настоящий твой враг думает, что ты – животное. Чтобы он увидел в тебе человека – победи его сейчас, иначе он поработит тебя навечно. 56. «Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.» (Рим. 6:22). Истина гораздо дальше Если ты пришел в гости, – хозяин встречает тебя в прихожей, а потом ведет в гостиную. Если ты поднялся на горный хребет, – то ищи селение не на самом перевале, а в долине. Если ты пришел к пределу своего познания, то это еще не конец, – Истина гораздо дальше. 57. «…Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.» (1Петр. 1:2). НЕ ТО и НЕ ЭТО Если в твоем познании есть ТО, то оно еще не совсем ТО. Если в твоем познании есть ЭТО, то оно еще не совсем ЭТО. Если ты познал НЕ ТО и НЕ ЭТО, то это еще не совсем НЕ ТО и НЕ ЭТО. 58. «...Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк. 10:41-42). Необъятность сердца Когда выйдешь за город, – видишь, как просторна земля. Когда склонишься над горной пропастью, удивляешься ее глубине. Когда сердце очистится от дурных мыслей, поражаешься его необъятности. 59. «… (Вступать в словопрения…) Не служит к пользе, а к расстройству слушающих.» (2Тим. 2:14). Не жди ничего хорошего Не жди ничего хорошего: Когда подросток попал в дурную компанию. Когда человек слушает то, что ему внушают дурные мысли. 60. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.» (Ин.

http://isihazm.ru/?id=138

И вот теперь, «в тот же день» , то есть в первый день по Воскресении Иисуса Христа из мертвых, как это ясно следует из всего повествования евангелиста, двое из учеников (может быть, это была одна из двоиц, которые прежде были образованы Господом на служение делу Его) шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус. Это было небольшое селение, расположенное, как полагают, к северо-западу от Иерусалима по дороге в Яффу, или Иоппию, и находившееся на расстоянии 60 стадий (приблизительно 10 – 12 верст) или, примерно, трех часов ходьбы от города. «Дорога к Еммаусу, – пишет один исследователь Палестины, – проходила по горам и долинам, становившимся все более и более пустынными по мере удаления от Иерусалима. Но самый Еммаус находился над ложбиной, по которой протекала речка, придававшая много красоты этому месту. Виноградники и масличные деревья, расположенные на террасах по склону горы, и белые и красные цветы миндаля, теперь расцветавшие в долинах, делали конец путешествия приятно противоположным его началу» 1 . Вот в это-то небольшое, всего один раз упоминаемое в Евангелиях, селение и направляли свои стопы двое учеников Христовых. «Идут из Иерусалима, – замечает Митрополит Филарет, – в недальнее селение Еммаус, не знаем, по какой надобности, но, конечно, не без надобности, в такой день, в который оставаться в Иерусалиме было бы любопытно, хотя не для всех безопасно». Шли и «разговаривали между собою о всех сих событиях» ( Лк.24:14 ). О каких событиях? Выражение евангелиста «о всех сих» позволяет думать, что предметом беседы еммаусских путников был весь круг событий последних дней, под впечатлением которых они, несомненно, теперь жили. Это были, по большей части, печальные события, связанные с личностью их Божественного Учителя и потому особенно близкие их сердцу. О них можно было говорить без конца – настолько они были чрезвычайны, неожиданны, непонятны и даже странны. Непрерывной чредой они возникали в их сознании и, доведенные до конца, снова оживали в памяти со всеми подробностями и переживались в новых беседах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Глава 1 Христианство обрело свою постоянную духовную форму на Тайной Вечери , и можно сказать, что христианство — это Тайная Вечерь. Все христианство — в этом окружении учениками своего Учителя за бессмертной трапезой Таинства: “Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь”. Он — в центре, предающий Себя на распятие и уже предваряющий это распятие в том, что именно тут, за этим столом Вечери, Он отдает Свое Тело и Кровь на непостижимое, сверхъестественное питание верующих: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое”. Узкий путь, на который повел за Собою Христос человечество после этой ночи, так явно превышает естественные склонности греховного человечества, что начало пути необходимо открылось сверхъестественным укреплением. Но оно же стоит и как цель и завершение: “Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем” (Лк. 22, 30). Приобщение к Божественному миру, вхождение через преодоление естества в свою, человеческую, но уже преображенную и обожествленную Вечную жизнь, есть путь и цель христианства. И реальность этого вхождения еще здесь, на земле, в иной, уже не только земной мир, действительность второго рождения человека всегда пугала людей. “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?.. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него... Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?” (Ин. 6, 56, 60, 66, 67) Тут испытание веры и любви, а не только веры, и испытание не только апостолов, но и всех нас. “Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти?” Это поразительно, что он так именно начал свой ответ и что это именно так для нас записано. Он мог бы сказать что-нибудь совсем благополучное, например: “Мы не так, как те, маловерные, мы все понимаем”. Он как бы так начал свой ответ: “Да, конечно, и в нас есть сомнение, но, Господи! В нашей любви к Тебе сомнения нет”. [Затем] Петр сказал: “Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Ин. 6, 68). Может быть, именно от этого евангельского места возникло у Достоевского его исповедание веры, такое, по существу, богословски неграмотное и такое всесильное для многих людей: “Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что касается советского периода, то гонения послужили мобилизации и оздоровлению церковного сознания. В 20-30-е годы, как это всегда бывает во времена гонений, возрождается традиция частого причащения, в том числе и на Пасху. Но уже в послевоенные 50-60-е годы в Русской поместной Церкви снова происходит охлаждение евхаристической жизни, которое продолжается до сих пор. Но, должно быть преодолено усилиями священноначалия и духовенства. Есть две разновидности неправого отношения к евхаристической жизни верных. Одни запрещают (или хотели бы запретить) верным часто приступать к Причастию. Такие руководствуются либо завистью (если это миряне). Сами не имея сил и стремления к постоянному общению со Христом, они и других хотят лишить того же. Либо гордыней, нежеланием критически посмотреть на набор стереотипов и «преданий старцев» в своём уме (этим могут страдать и священники). Либо невежеством. Другие готовы признать допустимость сосуществования разных «практик» как нормы, что хорошо прокомментировал Ю. Максимов. Таковые руководствуются теплохладностью. III. Оценка практики редкого причащения Оценка практики редкого причащения показывает неправду и тех, и других. 1. Она не соответствует Слову Божию. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». ( Ин.6:53-58 ). Сказано не как о разовом, а как о постоянном действии. Также, на Тайной Вечери Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Эти слова тоже указывают на непрестанность совершения Таинства. А слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», и «пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя…» ( Мф.26:26-28 ) сказаны в форме повеления, а не совета, что указывает на обязательность исполнения и участия для верных.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

Вместо погребения останков в яме или хранилище, как в период Первого храма, кости располагались в следующей комнате. Начиная с 20-10 гг. до н.э. практика помещения костей из локул в следующую комнату или яму заменилась на помещение костей в каменные ящики, называемые оссуариями. Оссуарии являются характерными для каменных гробниц Иерусалима, датируемых временем до разрушения города римлянами в 70 г. н.э. Большинство черт, которые появились в гробнице Иасона, остались отличительными для еврейских гробниц в Иерусалиме до завершения периода Второго храма (70 г. до н.э.): крылечко напротив входа в гробницу, иногда с двумя колоннами; локулы, вырезанные в стенах погребальных комнат; большие пирамидальные, конические или колонные памятники, воздвигнутые над гробом. Использование оссуариев постепенно пришло на смену вырезанию второй комнаты. Гробницы с подобными чертами окружают Иерусалим с севера, востока и юга. Типичными примерами являются: гробница Бене Хезира в долине Кедрон, гробница царицы Елены в Адиабене (так называемая гробница царей) в Восточном Иерусалиме, гробница Санхедрия недалеко от Санхедрии на севере Иерусалима, и гробница Никанора на горе Скопус. Как свидетельствуют все евангелисты, Господь Иисус Христос был распят накануне субботы (Мф. 27, 57-59; 28, 1, Мк. 15, 33-34; 42-43, Лк. 23, 44; 50-54, Ин. 19, 31), и его последователи оказались в трудной ситуации: закон требовал погребения в течение 24 часов (Втор. 21, 22), кроме того, погребение было запрещено в субботу. Поэтому Иисус должен был быть погребен до захода солнца в пятницу, когда только начиналась еврейская суббота. Поскольку не было времени приготовить могилу до наступления субботнего покоя, Иосиф Аримафейский поместил тело Иисуса в своем семейном гробе : «И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15, 42-46), «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27, 57-60).

http://bogoslov.ru/article/398427

Позиция Оригена по данному вопросу более радикальна, он пишет: «Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, “как Ангелы Божии на небесах”, но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у Ангелов – воздушные и излучающие свет» 307 . О телах наших прародителей до грехопадения свидетельствует и следующий текст: «…одеваешься светом, как ризою» ( Пс.103:2 ), и хотя этот стих из Псалтири говорит о Господе, но косвенно – и о райском состоянии человека, созданного по образу Божию ( Быт.1:26 ). И может быть, о прекращении светозарного бытия первой четы в Раю свидетельствуют слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.3:21 ). Далее Господь Иисус Христос рассматривает вопрос о воскресении мертвых. Здесь партия фарисеев на Его стороне, а саддукеев – напротив… О Боге живых И мы читаем далее: Мф.22:31–32 . «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный отрывок: «Он вновь заграждает уста саддукеев словами Моисея, так как и они сами ссылались на Моисея: “о воскресении мертвых,  – говорит Он, – не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых”. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут. Не сказал о Себе – Я был, но сказал – Я Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти, так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения. Как же в другом месте сказано: “чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” ( Рим.14:9 )? Изречение это не противоречит предыдущему, потому что здесь говорится о мертвых, которые некогда оживут. Впрочем, есть и различие между словами. Надобно знать, что есть иная смерть, о которой сказано: “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” ( Лк.9:60 )» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так, ставя в полную растерянность знатоков Писания, Иисус показал, что люди, опираясь только на Предания или даже на Писание, мало что понимают в истинной сущности Мессии как такового. А следовательно, и мало что понимают в Вести Самого Иисуса Христа. b) Гибельный образ жизни (Мк.12,38–40; Мф 23,1–12; Лк 20,45–47). 38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. Здесь высказан второй ответ на вопрос, почему Иисуса Христа многие не могли и не могут понять. Когда Евангелист Марк приводит отрицательную характеристику ученым книжникам, он вовсе не хочет просто предложить нам, живущим сегодня, характерный образ книжников вообще и предостеречь от учености вообще. Мы неверно поняли бы его, если бы мы приняли эти стихи основанием нашего суждения об иудейских книжниках: мол, все они были такими! Напротив, последующие слова призваны предостеречь нас не от учености как таковой, но от совершенно определенного образа жизни : Некоторые важничающие книжники любили ходить в длинных одеждах, полы которых волочились по земле. Это было признаком значительности: в такой одежде человек не мог ни торопиться, ни работать – в ней ходили люди праздные и всеми уважаемые. Но, может быть, здесь речь о несколько ином. В соответствии с Законом 60 иудеи носили кисточки по краям верхней одежды, которые должны были напоминать им, что они являются избранным Богом народом. Вполне возможно, что книжники носили слишком большие кисти, чтобы подчеркнуть свое особое положение 61 . Как бы там ни было, некоторые нескромные книжники любили одеваться так, чтобы привлечь к себе внимание. Они любили, чтобы люди приветствовали их на базарной площади уважительно и почтительно. Сам титул равви значит, «учитель мой». Такое обращение льстило их тщеславию. Книжники также любили сидеть в синагоге впереди всех, на скамье, на которой сидели все почтенные люди, и которая стояла перед ковчегом завета, где хранились книги Священного Писания. Сидевших на этой скамье нельзя было не заметить, все прихожане почтительно взирали на них. На пирах книжники любили возлежать на самых почетных местах: иерархия тогда на пирах строго соблюдалась. Первое место было по правую руку от хозяина, второе – по левую, и далее тоже в определенном порядке. Важность человека в обществе легко можно было определить по занимаемому месту. Упаси Бог занять не свое место!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010