Так чего же мы хотим — такой работы, которая была бы совместима с христианским деланием, приносила бы пользу людям, или такой, которая давала бы нам средства к существованию на том уровне достатка, который мы считаем для себя необходимым? И тот и другой путь для христианина возможен, лишь бы во втором случае не приходилось участвовать в делах недостойных или криминальных. Но этот выбор определяет наше поведение. Допустим, человек, на котором лежит обязанность содержать семью, работает ведущим сотрудником крупной фирмы, — вряд ли его работодатели будут счастливы, обнаружив, что он на рабочем месте погружается в чтение “Добротолюбия”; библиотекарше же это не противопоказано. Означает ли это, что низкооплачиваемые работники спасутся скорее и надежнее, чем те, которые получают за свой труд достаточное вознаграждение? — Вовсе нет, потому что путь один: смирение, но проявления этого смирения могут быть разными. Правда, жизнь показывает, что притча о лепте вдовицы (Мк 12:41–44; Лк 21:1–4) продолжает быть актуальной и в наши дни, равно как и утверждение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк 10:23; Лк 18:24). Но Евангелие — книга мужества и бодрости, и не случайно оно дает нам примеры покаяния мытарей, то есть сотрудников налоговой полиции (ср., напр. Лк 18:10–14; 19:2–9 и многочисленные упоминания), и говорит о покаянии у креста Христова не только разбойника, но и центуриона, распоряжавшегося казнью (Лк 23:40–43,47). Заметим, что при этом в притчах не говорится о покаявшихся фарисеях, потому что главная беда фарисеев именно в том, что они считают себя праведными и не видят предмета покаяния — своего греха. Однако в самой Евангельской истории раскаявшиеся фарисеи встречаются: Никодим (Ин 3:1; 7:41–52), апостол Павел (Деян 23:6; 26:5; Флп 3:5). В синедрионе Апостолов защищал уважаемый народом ученый фарисей Гамалиил (Деян 5:33–39), учитель апостола Павла. Очевидно, фарисеями были и праведный Иосиф из Аримафеи (см. Мк 15:43; Лк 23:50), и начальник синагоги, дочь которого воскресил Спаситель (Мф 9:18–26).

http://pravmir.ru/stupeni/

Слово Божие говорит и о духовном величии Девы Марии: Лк. 1:47 . И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. 48 . Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. 49. Что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; Откр. 12:1 . И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Песн. 6:10 . Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами. Сам Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию: Лк. 2:51 . И Он (Иисус Христос) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла, все слова сии в сердце Своем. Ин. 19:26 . Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой. 27. Потом говорить ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Объяснение : Иисус Христос в течение земной жизни оказывал сыновнюю почтительность Пресвятой Деве, как Матери Своей; и даже в самую минуту предсмертную обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Ее попечению Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу. Что Приснодеву Марию почитали и до рождения Спасителя, видно из следующего: Лк. 1:41 . Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. 42 .И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. 43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк. 11:27 . Когда же Он (Иисус Христос) говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Лк. 1:28 . Ангел, вошед к Ней, сказал, радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Молитвенное прославление Богородицы и обращение к Ней в молитвах основывается на слове Божием. Лк.1:48 . Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». Объяснение. Говорится здесь о неверующих в воздаяние за гробом, которые провели всю жизнь свою в нечестии и при конце жизни не обнаружили раскаяния, за что они безвозвратно и уйдут во ад: ср. Лк.16:25–26 . Далее Екклесиаст говорит, что человек после своей смерти сам по себе не может изменить своего положения в загробной жизни. И Православная Церковь согласно сим словам верует и учит, что умерший человек, без помощи молитв святой Церкви, милостыни за него и принесения бескровной жертвы, не может спастись от ада, если он не успел принести плодов, достойных покаяния. Слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: Ин.11:32:40 ; Лк.8:41:49, 54–55 ; Вар.3:4:12:43–45 . О бодрственном состоянии умерших Дан.12:13 . «А ты иди к твоему концу, и упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней». Объяснение. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Фес.4:13–17 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии, так, например, Лазарь и богач после смерти не были в состоянии сна, а несчастный богач даже заботился о своих братьях: Лк.16:27 . Хотя это сказано и в притче, но Христос в Своих притчах брал примеры из действительных, а не вымышленных событий и преподавал учение, относящееся к Новозаветной Церкви. О бодрственном состоянии умерших свидетельствуют: явление пророков во время Преображения Господня: Мф.17 гл.; да и Сам Господь: Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В это блаженное состояние веровал апостол Павел: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23. 24 . О поминовении умерших Иер.16:6–8 . «И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отцу их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Третье чудо — воскрешение мертвых. Смерть — конечный результат человеческого греха: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса — сотериологичны, Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какой-нибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: «Тебе говорю, встань!» (Лк. 7: 14). И встает умершая дочь Иаира (Мф. 9: 18–19, 23–25; Мк. 5: 22–24, 35–43), встает сын Наинской вдовы (Лк. 8: 41–42, 49–56), выходит Лазарь из гроба (Ин. 11: 1–45). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13: 14; 1 Кор. 15: 55). Господь заповедал Своим ученикам воскрешать мертвых. Апостол Петр воскресил Тавифу в Иопии (Деян. 9: 36–41), апостол Павел — юношу Евтиха (Деян. 20: 9–12). И в дальнейшем праведники неоднократно совершали это чудо. Случаи воскресения из мертвых знает и ХХ век, например, воскрешение Клавдии Устюжаниной в Барнауле в 1964 году. Это еще раз доказывает, что Господь разрушил все козни дьявола и победил саму смерть. Христос показал Себя Владыкой природных стихий. Господь умножает хлеба и рыбы для того, чтобы насытить множество людей. Соблюдались ли при этом закон сохранения массы и все остальные физические законы? Мы ничего не можем сказать по этому поводу, но Иисус в очередной раз демонстрирует, что Ему повинуется все: «Господь вся, еликахощет, творити может». На Галилейском море нередко случались внезапные бури. Когда Учитель с учениками отправились на другой берег, озеро было абсолютно спокойным. Но неожиданно грянул шторм, причем такой силы, что лодка могла в любую минуту перевернуться. Однако Господь усмирил бурю. Между прочим, в середине ХХ века археологи нашли на дне Геннисаретского озера лодку. Время ее изготовления ученные отнесли к первой половине I cmoлemuя и назвали ее «Лодкой Христа».

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

В пророчестве Исаии о рождении от Девы Еммануила – Богочеловека сказано, и Евангелистом при описании рождества Иисуса Христа от Девы Марии повторено: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказано, с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 .). Заметим сказанное о Деве: Она родит Сына, Которому собственно принадлежит имя Еммануил – Бог с человеками, Бог в нашем человеческом естестве; а сие значит то же, что – Дева родит воплощеного Бога. Какое же, по сему пророчеству, прилично будет название той Деве, Которая родит воплощаемого от Нее Бога? Не то ли, о котором у нас идет речь? – Дева – Богородица. В Евангелии Луки 1.Примечательны слова благовестника Ангела, которыми он изобразил пред Святою Девою величие Сына, благоволившего, посредством рождения от Нее, воспринять на Себя человеческое естество: Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (гл.1, ст.31 и 32). Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и Рождаемое свято, наречется Сын Божий (ст.35). И здесь, подобно как в пророчестве Исаии, возвещается о зачатии и рождении от Девы Богочеловека. Дева, по уверению благовестника, зачнет и родит Сына, не простого человеческого Сына, но Сына Божия во плоти. Чудно Ее зачатие, при наитии Святого Духа и при осенении силы Вышняго, вышеестественно Ее рождение – девственное: дивен и Сын Ее – Иисус, Который в самом зачатии и рождении есть Сын Вышнего, святейший Сын Божий и истинный Бог. Если же Сын Девы Иисус не есть иной от Сына Вышняго, как мудрствовали Несториане, но единый Ипостасный Сын Божий и Слово воплотившееся: то – ясное заключение, что Дева, Которая родила сего воплотившегося Сына Божия и Бога, достойно нарицается Богородицею. 2. По описанию того же Евангелиста, после того, как Дева изрекла пред благовестником: се раба Господня: буди Ми по глаголу твоему ( Лк.1:38 ), и, сим малым словом обнявши безконечное Слово Божие, обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Мф.1:18 ), вскоре после сего Она посетила родственницу Свою Елисавету. Елисавета, услышавши приветствие преблагословенной Девы, исполняется Духа Святого, провидит тайну, сорадуется Деве-Матери о совершившемся в Ней таинстве воплощения Бога Слова, и гласом велиим исповедует Ее Богоматерию: И бысть, повествует св. Лука, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец радощами во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк.1:41–43 )? Не просто говорит Елисавета: пришла ко мне Матерь Христа Спасителя моего, хотя и сие было бы справедливо: но, прозирая явленное преблагословенной Деве таинство воплощения Бога Слова, произносит боговдохновенное имя Ее, говоря: пришла ко мне Матерь Господа моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Prot. 328c; Plot. Enn. V 5. 13. 39). Но даже если эта фраза и является окончанием первоначального текста, она не может считаться логической точкой в повествовании. В тексте Евангелия от Марка говорится о том, что в финальной части должна была идти речь о явлениях воскресшего Христа в Галилее (ср.: Мк 14. 28; 16. 7) и, если учитывать роль первоверховного апостола на протяжении всего Евангелия,- вероятно, о беседе Спасителя с ап. Петром. Логика повествования требует заключительного аккорда, утверждающего, что Иисус есть Сын Божий ( Stein. 2008). Отсутствие окончания может объясняться тем, что М. не успел завершить свой труд из-за гонений либо рукопись Евангелия была повреждена на раннем этапе (некоторую аналогию можно провести с утерянным окончанием «Дидахе» ). Возможно, появление краткого и длинного окончаний связано не только со стремлением восполнить недостающий финал. Нек-рые исследователи рассматривают длинное окончание как завершение всего Четвероевангелия, когда книги располагаются в т. н. западной последовательности (Мф, Ин, Лк, Мк) ( Amphoux. 1993). С т. зр. текстологии помимо начала и окончания во 2-м Евангелии к числу сложных могут быть отнесены и мн. др. стихи. Напр., в Кодексе Безы и старолат. рукописях в Мк 1. 41 вместо «умилосердившись» стоит «разгневавшись» (такое чтение подтверждается и толкованием прп. Ефрема Сирина на Диатессарон). При этом в параллельных местах Мф 8. 3 и Лк 5. 13 фраза упрощена и нет ни того ни др. варианта. Нек-рые исследователи считают, что, если в тексте Евангелия от Марка изначально речь шла о гневе Иисуса, то выражение могли скорректировать из благочестивых побуждений. Однако гнев упоминается и в др. местах, не имеющих такого рода вариаций в рукописях,- в Мк 3. 5; 10. 14. Возможно, что слова о гневе, наоборот, были добавлены кем-то из справщиков для согласования фразы с Мк 1. 43. Делались предположения о том, что искажение могло появиться только в лат. традиции из-за сходства слов iratus/miseratus или что такое разночтение связано с трудностями перевода некоего арам.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

е. прежде всякого бытия ( Ин.17:5 ), от вечности, или – по выражению символа веры : – прежде всхъ вкъ. Слово: днесь (сегодня, ныне) употреблено в значении вечности (ср. Ис.43:13 , букв. с евр. со дня=от вечности; русск. пер.: от начала дней), где нет ни прошедшего, ни будущего, а одно только всегдашнее ныне, – непрерывное и беспредельное настоящее (бл. Августин). Но так как Мессия является в псалме не только Сыном Божиим, но и приемлющим от Бога царственную власть над миром (ст. 8), то бывшее Ему от Господа речение: Гдь реч ко мн: сынъ мой ес ты..., которым Он утверждается на царстве, следует относить во времени земного служения Мессии, когда Бог Отец и по человеческому естеству признал Его истинным Сыном Своим, каким по Божеству Он был от вечности. Это божественное признание начинается с того времени, когда благовестивши о Его зачатии Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что имеющий родиться от Неё Христос Спаситель мира наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.... и царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Затем оно продолжается то в непосредственных свидетельствах Бога Отца во время крещения ( Мф.3:17 ) и преображения ( – 17:5), то в бывших по особенному откровению Бога Отца исповеданиях Его Сыном Божиим от Иоанна Крестителя ( Ин.1:33–34 ) и Ап. Петра ( Мф.16:16–17 ), то в многочисленных чудесах ( Ин.5:36; 10:25, 37, 38; 11:41–42 ) и других различных явлениях славы Его, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ); и окончательно завершается в воскресении Христа Спасителя, с последующим вознесением Его на небо, когда Бог Отец во всей силе явил Его Сыном Своим ( Рим.1:4 ). Халдейский переводчик, не представлявший себе тайны истинного вечного сыновства Мессии Богу, понимал слова Иеговы в смысле благодати наго усыновления Мессии Богом за его праведность, чрез явление к Нему особенного отеческого благоволения и передаёт 7-й ст. в след. перифраз: «возвещу определение, которое Господь сказал: возлюбленный, как Сын Отцу; Ты чист у Меня, как будто бы в этот самый день Я сотворил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

6. Однако ведь ты нашел в составленном мною трактате «О Душе»: «Если внутри тверди 38 , – он утверждает, – ангелы описуемы 39 , каким образом Херувимы будут стоять кругом у престола Господня, как говорит Божественное Писание?» 40 Вот что найдено тобою в трактате. 7. Итак, мы утверждаем, что неописуемое принадлежит одной божественной природе, но не всему творению. Ведь Бог невещественен и бестелесен, а значит, и неописуем; ибо не находится в (каком-либо) месте, но Сам для Себя является местом, Он все наполняет и сверх всего находится и Сам все заключает и обнимает, целиком же окружающее не находится в окружаемом, однако, с одной стороны, Сам без смешения 41 через все проникает, с другой же стороны, всему уделяет от Своего действия 42 , соответственно способности каждого и возможности воспринять, я утверждаю, действительно соответственно и естественной и предпочитаемой чистоте 43 . 8. Ангелы же, так как являются творениями и разумными и божественными, подобно тому, как огонь невещественен и бестелесен, не могут быть неописуемыми, но ты слышишь, что небо является престолом Божиим, а земля же подножием ( Ис.66:1 ; Мф.5:34–35 ), и сами они в Нем описуемы, как исполняющие Его волю и присно Ею славящие. Ибо если бы мы допустили это (неописуемость ангелов), окажется, что они вовсе и не покидают божественную несмешанную природу, и таким образом, сами и явятся наполняющими все природой славы своей, находясь внутри всего и снаружи, однако отклони (это). Ибо если они и не заключаются телесно в (определенном) месте так, чтобы быть оформленными и изображенными, но тем не менее они собраны в (определенном) месте, чтобы присутствовать духовно и действовав соответственно природе самих себя и не быть в другом месте, но там, где духовно они ограничиваются, там они и действуют. Не могут ведь они одновременно действовать в разных местах, ибо это одному Богу принадлежит, повсюду одновременно денег вовать 44 . Поэтому и Гавриил, благовествуя на земле Деве предопределенный Богом замысел 45 , не находился на небесах ( Лк.1:26 ), и Серафим, когда касался уст Исайи углем и клещами жертвенника, был спущен на землю, а не стоял в это время на небесах возле престола Божия ( Ис.6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке. 35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит, что они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь. 36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда: 1) законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; 2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; 3) учительные, которые содержат учение благочестия; 4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе. 37. Законоположительных книг - пять; они написаны пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование - Закон Моисеев (Лк.24,44). 38. Книга Бытие содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого. 39. Другие четыре книги Моисея содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон. 40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь. 41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы. 42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в церковном богослужении. 43. Книги пророческие - это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати других пророков. 44. Книг Нового Завета - двадцать семь. 45. Законоположительными книгами, т.е. преимущественно составляющими основу Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 46. Слово " евангелие " - греческое, оно означает " благовестие " , т.е. добрая и радостная весть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Деян. 2:38 . Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, 39 . Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 .И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 .Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Когда крещено было около трех тысяч, на этом празднике, несомненно, были и дети, например: Лк. 2:43 . Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его; Крестили апостолы «домашних» Лидии и «всех домашних» темничного стража: Деян. 16:15 . Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой, и живите у меня·, и убедила нас. Деян. 16:1 . И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его. 2Ин. 1:4 . Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. После сего понятна похвала апостола «ходящим в истине детям, избранным Господом», а также и требование от пресвитеров иметь «верных детей» ( Титу 1: 6 ), ибо в чем может состоять хождение в истине и верность детей и младенцев, как не в принятии ими св. крещения? Возбраняющие детям принимать крещение сектанты уподобляют себя тем иудейским первосвященникам и книжникам, которые «вознегодовали» на то, что дети грудные принимали участие в прославлении Господа: Мф. 21:15–16 . Таким образом, совершение крещения над детьми нисколько не противоречит и св. Писанию. Напротив, в нем есть некоторые указания, хотя бы и косвенные, на необходимость крещения и детей, точно также как и взрослых. III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве Святого Крещения Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010