7 . Этот Дух Святой действовал в Елисавете. Ибо не только Он бывает в девах, но приближается и к сочетавшимся с мужем, если брак будет по закону: и Елисавета исполнилась Духа Святаго ( Лк.1:41 ) и пророчествовала. И эта добрая раба говорила о Господе: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). Ублажала Ее Елисавета. Этим Святым Духом исполнившись, Захария, отец Иоанна, пророчествовал, сказывая о том, сколь многие Единородный доставит блага, и о том, что Иоанн по крещению своему будет Предтечей Его. Этим Святым Духом был извещен и Симеон праведный, не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:26 ), и, приняв Сего Христа на руки во храме, ясно о Нем свидетельствовал. 8 . И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедовал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною и проч. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Огнем, для чего это? Поскольку в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о чем с радостью говорит Спаситель: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). 9 . Этот Дух Святой сошел, когда Господь крестился, чтобы не была скрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин.1:33 ). Но примечай, что говорит Евангелие: отверзлись небеса (ср. Мф.3:16 ). Отверзлись по причине славы сходящего. И се, говорит, отверзлись небеса... и видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ), т.е. Он сходил Сам Собой. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественные действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует сию благодать. Сошел же Он в виде голубином, может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его чистой и незлобивой голубице, которая приносима была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос этим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: глаза его – как голуби при потоках вод ( Песн.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа. Заблуждение 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком». Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно излагает эту истину. Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь … приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком: В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ( Лк.2:40,52 ). Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ). После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ). Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике: Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

http://azbyka.ru/troica

Все двунадесятые Б. п. и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших. Библейские чтения на Б. п. На вечерне в Б. п., при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10-17 (где говорится о прообразе Божией Матери - лестнице на Небо, к-рую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 - 44. 4 (описание затворенных врат, к-рые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1-11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Б. п. (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39-49, 56), содержащее песнь Пресв. Богородицы; часть стихов (50-55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Б. п. обычно читаются: Флп 2. 5-11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства совр. исследователей НЗ, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1-7 (где говорится о Скинии Завета - вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38-42, 11. 27-28 (Пресв. Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен - из Пс 115. 4. В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511-518) - шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту.

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Из святых душ, царствующих со Христом на небе, особенное почитание и прославление воздается Пресвятой Деве Марии Богородице. Ибо в нее Бог вселился самым существом Своим. Прочие святые человеки, хотя и соделываются по действию Святаго Духа причастниками Божественного естества и обителями триипостасного Бога, но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, которая одна приняла в Себя Бога Слова для Его вочеловечения (патриарх Каллист Константинопольский. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита ). Как Матерь Божия, она сделалась выше всех сотворенных существ – Ангелов и святых. Ей воздал особенное почитание и прославление Архангел Гавриил, посланный к ней Богом для благовещения о зачатии ею Сына Божия, исполняя повеление Божие ( Лк.1:28–30 ). Словами Ангельского славного приветствия Церковь постоянно ублажает Пресвятую Деву Марию. Ее ублажила, по внушению Святаго Духа, праведная Елисавета ( Лк.1:41–43 ). Пресвятая Дева Мария сама изрекла: отныне ублажат мя вси роди ( Лк.1:48 ). «Это пророчество в самом точном смысле сего слова, изречение Духа Святаго, изъявление определения и соизволения Божия о ее судьбе и обязанности христиан почитать ее» (Митрополит Филарет Московский (Дроздов) . Слова и речи. 142. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы). И вселенская Церковь при всяком Богослужении постоянно и ревностно ублажает Пресвятую Богородицу. Это не простое человеческое предание, не обычай только, введенный произвольным усердием, не подражание примерам частного верования, но мысль Духа Святаго, преданная человекам, последование мановению перста Божия, исполнение обязанности столь же священной, сколько справедливой и благотворной для христианина. Богородица во время своей земной жизни избегала славы человеческой, доколе не был прославлен Сын ее; Иисус Христос, в дни земной жизни Своей, не спешил открыть славы Матери Своей, чтобы не показалось делом естественной человеческой любви то, что должно быть действием благодати. Но после Его смерти, воскресения и вознесения открылась и слава Матери Его (Митрополит Филарет Московский . Там же). Призывание Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

С этой апорией непосредственно перекликается и другое утверждение Христа: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Таким образом, соблазны являются Божиим попущением, частью Божественного замысла о спасении мира, и прейдут лишь при «кончине века»: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны» (Мф. 13, 40, 41). Но до той поры задача каждого верующего в Сына Человеческого и жаждущего спасения – этот соблазн побороть, отсечь – и самым жестоким для себя образом. «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее… если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее… если глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Мк. 9, 43, 45, 47). Соблазны обступают и Самого Богочеловека: искушать Его приходит сам дьявол, также во искушение вводят Его слова Петра: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). Но Господь опасается, как бы и Его речи не стали для кого-либо причиной соблазна: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 6; Лк. 7, 23). И тем не менее «невозможно не придти соблазнам» (Мф. 18, 7; Лк. 17, 1). Господь говорит Петру: «Сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу», то есть жестоко потрясая верующих, однако Сам Он, имеющий власть над нечистыми духами, искушающими человека, молился лишь о том, чтобы вера искушаемых «не оскудела» (Лк. 22, 31, 32). Святитель Иоанн Златоуст в связи с этим разбирает вопрос: почему же все-таки Господь «не переменил Иуду? Почему не сделал его лучшим?». Это, в свою очередь, порождает целый ряд недоумений. Ибо каким образом Господь мог это сделать – принудительно или воздействуя на свободный выбор ученика? Ведь если бы Господь действовал насильно, загоняя его в тупик несвободы, то это не исправило бы Иуду; а если бы Он рассчитывал повлиять на свободный выбор Иуды, то и в этом случае Господь предпринял все возможное для его исправления. Ценность же покаяния и желания быть со Христом определяется именно свободой человека.

http://pravoslavie.ru/3065.html

19) Христос есть Мелхиседек: ты Иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). Мелхиседек называется в Писании без отца, без матери, без причта рода: и Христос был без отца по человечеству, а без матери – по Божеству. 20) Христос есть Солнце, восшедшее в рождении, зашедшее в смерти, и паки явившееся в воскресении. Сие Солнце сияет на благих, лишает же зрения – всех нечестивых. 21) Христос есть лоза виноградная: аз есмь лоза истинная ( Ин.15:1 ). Плоды её суть жизнь, веселие, мир, любовь, познание, правда, благочестие и проч. Изрядно о сем Кирилл Иерусалимский : „всякому, – говорит, – различен есть Спаситель в пользе его. Кто требует радости и укрепления, тому есть лоза; кто имеет нужду во входе,––тому есть дверь; кто желает приносить молитвы, тому есть ходатай и священник высочайший; кто имеет грехи, тому есть овча закланное за грехи мира " 25 . § II Христианине! зри, какое сокровище имеешь в себе – Христа Господа, Создателя и Искупителя твоего. Он всего Себя излил в тебя. Он, будучи по званию Своему Царь, Священник и Пророк, сотворил и тебя пророком, священником и царём по оному: и сотворил есть нас цари, и Иереи Богу ( Откр.1:6 ). Блюди, да не погубишь дражайшую сию маргаритку – Христа – дражайшего Благодетеля твоего. Потерять же Христа можешь: 1) Нерадением и безопасностью. Иосиф и Мария, родители Христовы (по воспитанию), потеряли Иисуса в Иерусалиме; поскольку между бесчисленным народом не могли иметь о Нём порядочного смотрения, но оставили Его ходить по своей воле ( Лк.2:41–46 ). Так юродивые девы, безопасно почивая, потеряли Иисуса, и на браках не были. 2) Незнанием: так как пишется о Иосифе и Марии: и не разуме Иосиф и Мати его ( Лк.2:43 ). Сколько есть ныне таковых, которые верою и именем Христовым хвалятся? Но ежели их вопросишь, что Христос? что Его лице? должность? заслуга? что вера? что отпущение грехов чрез веру? что примирение с Богом, оправдание и проч., поистине ни на едино не отвечают, поскольку не знают, – не знают, говорю, что они Христа из сердец и разума потеряли. Не довольно иметь Христа во устах, надобно иметь в уме и в сердце; не довольно точию во Христа верить, надобно знать в кого веришь, и как веришь?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

И явившись всем Апостолам, Он говорил, что Ему «надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк.24:46–47 ); срвн. ( Ин. 20:30; 21:14 ). Этим же начиналась проповедь о Царствии Божием и Апостольская. «Можем с достоверностью полагать (говорит преосвящ. Евсевий, архиепископ Могилевский, в беседе на Апостольское чтение сие, в 1 части, стр.1), что Иисус Христос, приготовляя избранных Своих учеников к их Апостольскому служению, беседовал с ними преимущественно о благодатном Царстве Божием, о распространении и благоустройстве Христовой Церкви, об установлении и совершении благодатных таинств, о преодолении предстоящих трудностей. Из этих наставлений иные сохранились в Апостольских писаниях, а другие в Священном Предании святой Вселенской и Апостольской Церкви». 36 Повеление Господа о неоставлении Иерусалима дано было Апостолам (по сказанию Евангелия от Луки) после того, как Он, в удостоверение о Себе, взял часть рыбы печеной и сотового меда и ел пред всеми ими, собравшимися вместе ( Лк.24:41–43:49 ). Святой Иоанн Златоуст объясняет, почему Господь повелел не отлучаться Апостолам из Иерусалима: «как воинам, намеревающимся напасть на толпу, никто не позволит выступить прежде, чем они будут вооружены: так и им Господь не позволяет выступит на борьбу прежде сошествия Святого Духа, дабы множество врагов легко не одолело и не пленило их. И не только потому повелевает не отлучаться от Иерусалима, но и потому, что там многие имели уверовать. Если же сами распявшие Его Иерусалимляне явятся в числе уверовавших, то, очевидно, это будет явным знаком и креста и беззакония Иудеев, и великим доказательством воскресения». «Ядение с другими» – предполагает собрание их. Поэтому по-гречески и собраться, и трапезовать вместе означается одним словом: συναλιζμενος. И вот одни переводчики перевели это слово: «ядый», а другие: «собрав»; понятно, что первое слово более содержательное и определительное. Повеление ожидать Святого Духа указывает на необходимость духовной подготовки к сему великому таинству единения человеческого с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Бог является не в Своей славе, но в смирении, чтобы быть отверженным людьми и приговоренным к смерти. Но смертью схождение Бога к людям не заканчивается. Ранним воскресным утром, «когда было еще темно» (Ин. 20, 1) женщины, бывшие также ученицами Христа, пришли ко гробу, где Он был погребен, чтобы помазать тело Учителя благовониями. Но гроб оказался пуст. Христос воскрес из мертвых, положив начало новой жизни для всех, уверовавших в Него. Смиренное схождение Бога к людям сменяется прославлением Воскресшего. Воскресением из мертвых Христос приобщает человека к Божественному бессмертию. Многократно являясь ученикам после Воскресения, Господь убеждает их, что Он не призрак или видение: Христос показывает ученикам раны на теле (Лк. 24, 39; Ин. 20, 27), вкушает пищу (Лк. 24, 41–43). Христос остается таким же человеком, как и все мы: имеющим тело, способным вкушать пищу, но человеком, прославленным в Воскресении. Одесную Бога Вознесение на небо становится продолжением или, можно сказать, новым этапом Божественной славы Христа как Человека. В Евангелии от Марка говорится, что Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). В начале мы уже говорили о том, что в Библии небо становится метафорой, обозначающей место пребывания Бога. Но зачем евангелист в очередной раз употребляет эту метафору, причем в столь реалистичной форме: «Христос сидит одесную (справа от Бога)»? Церковь учит, что Бог не ограничен временем, местом, состоянием. Бога нельзя измерить, и даже все имена, которые мы прилагаем к Богу, не являются полным выражением Того, Кто есть Бог. Бог непостижим. Но в то же время Христос находится справа от Бога Отца. Можно подумать, что где-то на небе действительно есть трон, на котором находится Отец, а справа на таком же троне — Иисус Христос. На самом деле нахождение справа указывает на равное положение Бога Отца и Бога Сына. Сын пребывает с Отцом уже не только как Бог, но и как Человек. Своей Смертью, Воскресением и Вознесением Христос возвел человека туда, куда не могли возвести человека ни Вавилонская башня, ни слава царей, ни богатство городов.

http://pravmir.ru/on-ne-prosto-prishel-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010