С этих времен мы знаем, что «достойное удивления» тело, природное свойство которого – тление, упразднено благодатью Воскресения 1165 , есть «храм Святого Духа» и является лишь «органом души»: во всей духовно-телесной структуре «душа занимает место художника, тело – инструмента» 1166 . Этим знанием мы призываемся найти необходимое соотношение между потребностями духа, души и тела, выстроить их иерархию, в которой потребности тела, как естества подлежащего, занимают отнюдь не основное место, хотя, безусловно, должны быть удовлетворяемы в определенных пределах. Тело не теряет своих основных материальных свойств и по воскресении – для того, надо думать, Воскресший Христос показал Своим ученикам и «язвы гвоздинныя» ( Лк.24:39–40 ; Ин.20:25–27 ), и саму возможность удовлетворять первичные телесные потребности ( «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:41–43 )). Но Христос явил также доказательство того, что не здесь – конец истории человеческого тела, что оно имеет гораздо более высокое предназначение: Он вознес это тело во славе 1167 и поместил его у Престола 1168 – того «престола Бога и Агнца, из которого исходит чистая река воды жизни, светлая как кристалл» ( Апок.22:1 ). К этому-то Престолу поставлено то смешение, из которого все мы, грешные, физически состоим, то смешение, которое возникает во утробе матери, развивается в ней, в определенный час появляется в мире, растет и крепнет в нем. Здесь, у этого Престола разрывается неумолимость бега времени и законов века сего, и мое смешение, человеческое естество, растворенное невыразимым нетварным Фаворским светом, становится причастным нетленных благ вечности. Оно уже стало таким – в нетленной Плоти Христовой. Оно должно стать таким – по общем воскресении, когда каждый из нас, вновь обложенный своей плотью, предстанет пред Судом Божиим. Должно стать – потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк.1:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Воскресший Христос Спаситель явился своим ученикам; и когда те думали, что им явился только Дух Христов, Он показал им руки и ноги, и велел прикоснуться к Себе, и убеждал их, говоря: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). Чтобы еще больше убедить их, Он спросил, имеют ли они что-либо съедобное? И когда Ему дали часть печеной рыбы и мед, то Он вкусил несколько от этой пищи ( Лк.24:41–43 ). Итак, Христос Воскрес действительно во плоти. Впрочем, плоть эта имела особые свойства: так что Он мог приходить и являться в комнате, где были закрыты двери, Он мог появляться там, где хотел, и опять оставлять своих учеников. И вот последнее явление было таким: Он взял своих учеников из горницы, где они были собраны, и пошел по пути в направлении к Вифании, в направлении Гефсиманского сада. Таким образом, Он повторил тот путь, который сделал после Тайной Вечери перед своими страданиями. По пути Он сказал своим ученикам, чтобы они оставались в Иерусалиме и ожидали Святого Духа, когда они «облекутся силою свыше» ( Лк.24:49 ). Придя в Гефсиманский сад, они не остановились в нем, но поднялись на вершину Елеонской горы. Там, закончив свою беседу, Христос Спаситель стал благословлять своих учеников и, благословляя, отступил от них и стал возноситься на Небо. Это было видно человеческими глазами; ученики стояли и смотрели на возносящегося Господа до тех пор, пока облако не скрыло Его от их глаз. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали ид два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Что дальше? О том, что было дальше, святой Апостол и Евангелист Марк говорит так: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Это невидимо человеческими глазами, непредставимо человеческому воображению и означает то, что Он находится в тесной близости к Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Мф.1:22–23 ). «Не спрашивай», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «каким образом Дух образовал Младенца в Деве. Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух... Безумны те, которые с любопытством исследуют и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное… Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем; например, как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается девою?” 436 – «Елисавета исполнилась Святого Духа... и сказала: и откуда это мне, что пришла Матерь Господа (еще носимого во утробе) ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Следовательно, Пресвятая Дева Мария зачала от Духа Святого, носила в Своей утробе и родила не человека только, а Богочеловека, т.е. с самого момента зачатия Бог Сын внутренне и нераздельно соединился с человеческим естеством, восприняв его в Свою Ипостась, почему именуется Она Богородицею или Божией Матерью. Приснодевство Божией Матери «Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Ис.7:14 ), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки» (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39). 437 «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» ( Иез 44:2 ). Блаженный Феодорит , объясняя это пророчество, замечает: «снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки». 438 Почитание Божией Матери «Ибо отныне будут ублажать (μακαριоσι) 439 Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48 ). «И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но и роды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1Пет.1:24 . «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал». Объяснение. Здесь об обрядах, соединённых с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт.2:7 , и Сам воплотился: Лк.24:39 ; так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно: Кол.2:9 ; следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор.6:20 ; Деян.7:60:20:36 . Рим.8:5:8 . «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Объяснение. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а в переносном, т.е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из апостола Павла: Рим.12:1 ; 1Тим.2:8 – видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу. Гал.5:16–18 . «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Объяснение. Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царствие Божие: Рим.7:23–24 . Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую, богоугодную Господу: Рим.12:1 ; 1Кор.6:20 . Еф.3:14 . «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь пример телесного поклонения Богу, подтверждаемый и многими другими местами Священного Писания: Лк.22:41 ; Деян.9:40:20:36 . Еф.6:18 . «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

37 . Зачем я теряю время, толкуя чужие мысли и идеи! Примем же очевидное свидетельство, что все обладающее бытием получило его от Духа, и не будем сомневаться в том, что ангелы, архангелы, престолы и силы существуют лишь благодаря действию Духа. Даже Сам Господь, Которому служат ангелы, по плоти был рожден от Девы нашествием Духа. Об этом возвещает ангел Иосифу в Евангелии от Матфея: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго ( Мф. 1:20 ), а в Евангелии от Луки ангел говорит Марии: Дух Святой найдет на Тебя ( Лк. 1:35 ). 38 . Следовательно, рождение от Девы – действие Святого Духа, Его же действие – плод Ее чрева, как написано: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 ). Это действие – цвет из корня, тот самый цвет, о котором прекрасное пророчество: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ( Ис. 11:1 ). Корень Иессеев – это еврейские патриархи, отрасль или побег – это Мария, цвет же от Марии – Христос. Он, желая источить прекрасный аромат веры по всему миру, возрос из девственного чрева, как Сам говорит: Я нарцисс Саронский, лилия долин! ( Песн. 2:1 ). 39 . Сорванный этот цвет сохраняет запах, усиливает его растоптанный и раздавленный не теряет его. Так и Господь Иисус, терзаемый на кресте, не увял, не поблек, будучи вознесен, и пронзенный острием копья, стал еще прекраснее, обновляясь в священном цвете проливаемой Им крови. Не зная смерти, Он как дар источал умершим аромат вечной жизни. На этом-то цвете царственной отрасли и почил Святой Дух 34 . 40 . Добрая отрасль, как толкуют некоторые, это плоть Господа, которая поднялась ввысь от земных корней, распространила вокруг себя ароматные плоды священной веры, излила таинства божественного откровения в мир и благодать на небесные алтари. 41 . У нас нет никаких причин не признавать Творцом того Духа, Которого мы знаем вершителем Господнего воплощения. Да и можно ли усомниться в этом, если в самом начале Евангелия ты читаешь, что рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго ( Мф. 1:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Выражение взяли ключ разумения (ρατε τν κλεδα τς γνσεως) – единственное в своем роде во всем корпусе Евангелий, как и единственный случай употребления слова γνσις («знание», «разумение»). Использован образ закона как собрания текстов, для понимания которого требуется ключ, то есть правильная интерпретация. Объявив себя единственными легитимными толкователями закона Моисеева, законники похитили и присвоили этот ключ. Образ созвучен тому, что Иисус говорил о фарисеях у Матфея : что они запирают людям вход в Царство Небесное. Обличительная речь Иисуса в 23-й главе Евангелия от Матфея завершается прямым обращением к Иерусалиму, имеющимся также у Луки ( Мф.23:37–39 ; Лк.11:47–51 ). Это обращение было рассмотрено нами ранее. 103 У Матфея оно выполняет роль смысловой связки между обличительной речью в адрес фарисеев и следующим эпизодом, в котором ученики покажут Иисусу здания Иерусалимского храма. Однако прежде, чем перейти к его рассмотрению, мы должны отвлечься от Евангелия от Матфея и остановиться на одном эпизоде, который у него отсутствует, а приводится у Марка и Луки. 1. Две лепты вдовы У Марка этот эпизод следует сразу за обличением книжников, заканчивающимся словами: Сии, поддающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). Сцена, в которой бедная вдова противопоставляется богатым жертвователям, является смысловым продолжением этого обличения: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое ( Мк.12:41–44 ). В той же последовательности эпизоды изложены у Луки: сначала обличение книжников, затем рассказ о вдове, который Лука дает в несколько сокращенной версии ( Лк.21:1–4 ). В частности, в отличие от Марка (предположительно, писавшего для римлян), он не объясняет читателю, что две греческие монеты составляют одну римскую. Только Марк отмечает, что Иисус, сев против сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу, у Луки Он просто, взглянув... увидел богатых, клавших дары. В некоторых рукописях Евангелия от Марка «сев» заменено на «встав».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иосиф, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею… ( Мк.15:46 ). Плащаница – длинный кусок полотна, купленный Иосифом для погребения своего Учителя, сохранился до нашего времени – это Туринская плащаница. Она является вещественным свидетелем страданий, распятия, смерти, погребения и Воскресения Христовых. Евангелист Иоанн свидетельствует, что к трудам Иосифа присоединился и другой тайный ученик Христов – Никодим, приходивший на беседу к Иисусу Христу под покровом ночи (см. Ин. 3, 1-21 ). Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи ( Ин.19:39-40 ). Никодим принес последний дар своему тайному Учителю – огромное количество ароматических веществ – около 33 кг (1 литра=372 г). Это был состав из мирры и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и Тело, и погребальные пелены Иисуса Христа, и сам погребальный одр. Состав мог быть частично в жидком виде, частично в порошке. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:41-42 ). Евангелист Матфей уточняет: И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф.27:60 ). Эту гробовую пещеру Иосиф приготовил для своего погребения. Большой камень закрывал гроб от проникновения хищных зверей и птиц. Иосиф и Никодим очень торопились с погребением, чтобы успеть совершить его до наступления субботы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату, потому-то он и получил позволение совершить погребение Иисуса; и он погребает Его уже не как преступника, но, по иудейскому обычаю, великолепно, как человека великого и славного». И смотрели гроб, и как полагалось тело Его… ( Лк.23:55 ). Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба… ( Мф.27:61 ), …возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:56 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Мы знаем, что у синоптиков такое исповедание от лица всех апостолов было произнесено лишь апостолом Петром ( Мф. 16:16 , Мр. 8:29 , Лк. 9:20 , ср. Мф. 14:33 ), и Христос торжественно подтверждает это исповедание как такое, которое не плоть и кровь открыли Ему, но сам Отец Небесный ( Мф. 16:17 ); на этой вере как на камне утверждается Церковь Христова (16:18, 19). Подобное исповедание, конечно, помимо воли исторгалось из уст бесов, очевидно в силу их духовного знания: «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» ( Лк. 4:41 ). – Так различна была ценность, как и самый характер этого исповедания у Петра и бесов. В Иоанновом Евангелии мы имеем и еще один частный случай подобного исповедания, помимо общего свидетельства Иоанна Крестителя о Христе (1:34), именно оно исторгается, даже вопреки первоначальному сомнению, из уст Нафанаила: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (1:49), в ответ на явленную ему прозорливость Иисусову. Подобен этому и другой случай исповедания Христа Сыном Божиим, которое вызвано было самим Христом, вопросившим прозревшего слепорожденного: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: и кто Он, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его; и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи» (9. 35–38). Однако эти исповедания не возводятся от этого частного случая к постижению его общего значения для мира, как это имеет место у Петра с одной стороны, у Марфы с другой. После этого Марфа понесла Марии благую весть о пришествии Господа, позвала ее «тайно»: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). В Евангелии прямо не сказано об этом зове. Он, очевидно, подразумевается. Однако, если это так, то можно предположить, что в зов этот включено было и благовестив Христово о Себе самом, только что слышанное и воспринятое Марфой. Однако горе Марии владело ею, что и выразилось в том же обращении ко Христу, как и ее сестры (11:32), причем это горе ее, разделяемое и пришедшими с нею иудеями плачущими, нашло отклик и в душе самого Господа: «и сам восскорбел духом и взволновался» 35 (11:33) и «прослезился» 36 (11:35). «Скорбя внутренно приходит ко гробу» (11:39).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Скачать epub pdf Беседа 5 б) Исцеления больных и изгнания бесов (Мк.1,32–34) (Мф 8,16–17; Лк 4,40–41). 32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. 33 И весь город собрался к дверям. 34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Сначала Иисус исцеляет в синагоге, потом в доме своих друзей, а теперь Он исцеляет на улице. Люди прождали до вечера, потому что закон запрещал носить какой-либо груз по городу в субботу. Жители Капернаума подождали, пока зайдет солнце и на небе вспыхнут три звезды, и тогда уже понесли всех своих больных к Иисусу, и Он исцелял многих . Здесь надо заметить, что Марк реалистично пишет о том, что к Иисусу приносили всех , а исцелил Он не всех, но многих . Другие евангелисты из «благочестивых» соображений идеализируют картину. Так в Мф 8,16 и Лк 4,40 («и исцелил всех больных»). Следует напомнить, что значит для Нового Завета понятие «исцеления». Это знамение окончательного исцеления, то есть спасения. Стоит вспомнить родственность слов «целый», «спасение» в греческом языке, а также родственность слов heil, heilig, heilen, Heil, Heiland в немецком, или heal, healer, whole, holy в английском, sanus и sanctus в латинском... Надо обратить внимание на то, почему Иисус не позволял бесам говорить, что Он – Христос. Этот мотив Messiasgeheimnis был описан немецким ученым Wrede в 1900году. Этот феномен вызвал много дискуссий среди ученной братии исследователей Нового Завета. В этом отрывке проповедники обычно усматривают некий урок. Толпы тянутся к Иисусу потому, что им было от Него что-то нужно. Они хотели использовать Его в своих интересах. Именно этого почти каждый хочет от Бога и Его Сына. На одну молитву благодарения приходится тысяча молитв прошений. Обычно люди смотрят на религию как на службу скорой помощи и вспоминают о Боге лишь в кризисную минуту. Мораль: Все должны обращаться к Иисусу, потому что только Он может дать нам то, что нужно для жизни, но если такое обращение и полученные дары не вызовут в нас ответной любви и благодарности, значит с нами что-то трагически неладно. в) Проповедь в Галилее (Мк.1,35–39) (Лк 4,42–44)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они с нами живут на земле, и тогда, когда чрез смерть переселяются в другой мир, ибо живём ли, или умираем, всегда Господни ( Рим.14:8 ) и умершие, как и живущие, равно у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Умершие знают о том, что происходит после них на земле, и, следовательно, слышат наши молитвы о них, как это видно из примера богача, знавшего о нуждах своих братьев, оставшихся после его смерти на земле ( Лк.16:22–31 ), и из слов апостола Петра, обещавшего верующим и после смерти своей позаботиться о них ( 2Пет.1:12–15 ). Во-вторых, отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей за гробом, как это видно из слов Христа Спасителя, что только хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, всякий же другой грех и хула простятся ( Мф.12:31–32 ). Наконец, слово Божие учит, что не только в Ветхом Завете существовал обычай молиться за умерших и приносить за них жертвы Богу ( Иер.16:6–7 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; Сир.3:30 ; 2Мак.12:39–45 ), но что и во времена апостолов было в обычае поминать умерших, ублажать их, молиться за них ( Евр.13:7 ; Иак.5:11 ). Для душ христианских нет вечной смерти. Смерть и жизнь за гробом есть лишь временное разлучение души и тела впредь до будущего воскресения. Христос, когда жил на земле, воскрешал мёртвых и молитвой Своей к Отцу небесному возвращал души обратно в их мёртвые тела ( Ин.11:41 ). Для нас верно слово Его: «Я есмь Первый и Последний, и Живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ). А если и жизнь и смерть во власти Христа, то в Его власти и спасение наше и в жизни и по смерти. Он, по учению Слова Божия, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:4:25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о молитве и милостыне за умерших Мф.12:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010