Лк.2:19 . Мариáм же соблюдáше вся глагóлы сия, слагáющи в сéрдцы своéм. (А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.) Когда все, слышавшие рассказ пастырей о явлении Ангелов и словах им от них, удивлялись сему, как необычайному событию, Пресв. Матерь Божия уже не удивлялась; потому что знала тайну сего события и сохраняла все слова сии (соблюдаше вся глаголы сия), т. е. запоминала то, что слышала, и размышляла о том. Свидетельство пастырей служило только подтверждением Ея вместе с благочестивым Иосифом вере и отрадной надежде – видеть в новорожденном обетованного Искупителя. Проповедь пастырей о всем виденном и слышанном ими другим людям была, можно сказать, первоевангелием, возвестившим миру о явлении на земле Сына Божия, обещанного Спасителя рода человеческого. 2 Зач. 6 и 7. Поклонение пастырей новорожденному Спасителю (окончание). Обрезание и Сретение Господне. 6-е зачало читается в день Обрезания, 7-е – в день Сретения на литургии. Лк.2:20 . И возвратишася пáстырие, слáвяще и хвáляще Бóга о всех, яже слышаша и видеша, якоже глагóлано бысть к ним. (И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё тó, что слышали и видели, кáк им сказано было.) «Прекрасный пример верности своему делу, замечает при чтении сих слов еп. Михаил. Необычайность события не отклонила пастырей от их обычных занятий: удовлетворив чувству веры и благочестия, они снова возвращаются к своим обычным занятиям, и еще с добрым настроением духа – славя и хваля Бога». Лк.2:21 . И егдá испóлнишася óсмь дний, да обрежут егó, и нарекóша имя емý Иисýс, наречéнное áнгелом прéжде дáже не зачáтся во чрéве. (По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.) Об обряде обрезания чит. в объясн. 59 ст. 1 гл. Сын Божий, сделавшись сыном Пресв. Девы Марии, благоволил подвергнуть себя сему обряду, с одной стороны для того, чтобы исполнить закон ( Мф.3:15 ) и тем показать пример подчинения закону, как выражению святой воли Божией, не изыскивая никаких предлогов к нарушению его; с другой стороны, это необходимо было для служения Мессии, потому что необрезанный не мог состоять в обществе народа Божия, ни входить в храм и синагоги, не мог иметь влияния на народ и быть признанным за Мессию. (Мнх.). Лк.2:22 . И егдá испóлнишася дние очищéния ею, по закóну Моисéову, вознесóста егó во Иерусалим, постáвити егó пред Гóсподем, Лк.2:23 . якоже éсть писано в закóне Госпóдни: яко всяк младéнец мýжеска пóлу, разверзáя ложеснá, свято Гóсподеви наречéтся: Лк.2:24 . и éже дáти жéртву, по речéнному в закóне Госпóдни, двá гóрличища или двá птенцá голубина. (А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1 . В Евангелии ты читаешь: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился» ( Лк.4:1 ), а в Деяниях апостолов сказано о них, что они «исполнились Духа Святого» ( Деян.2:4 ). Остерегись думать, что апостолы находятся наравне со Спасителем; уразумей, что Иисус, апостолы и все прочие исполняются Святым Духом согласно способности сосуда Его вместить. Как, например, если сказать: «Эти сосуды наполнены вином или маслом», то это вовсе не будет означать, что все они содержат одинаковое количество жидкости – один сосуд, например, может вместить секстарий, другой – урну, а третий – амфору 10 ; так и Иисус и Павел исполнены Духа Святого. И хотя большой сосуд Павла способен вместить меньше, чем сосуд Иисуса, тем не менее, оба они исполнены Святого Духа в свою меру. 2 . После крещения Иисус, «исполненный Духа Святого», нисшедшего на Него с небес, «как голубь», «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи» ( Рим.8:14 ). Но Он – Сын Божий в прямом смысле, не так, как все прочие, поэтому подобало Ему, чтобы Святой Дух вел Его. Итак, далее сказано: «И поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:1–2 ). Сорок дней искушали Иисуса, и мы не знаем, какие это были искушения. Возможно, описание их опущено, потому что они были слишком велики, чтобы доверить их бумаге. И как необходимо сказать, что «самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ) о том, что Христос говорил и делал, так не вместились бы и те сорок дней, когда дьявол искушал Господа, если бы Писание рассказало о них. Довольно для нас знать, что «сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:2 ). Непрерывным и неослабным постом умерщвлял Он чувства плоти. 3 . «А по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» ( Лк.4:2–3 ). «Вели этому камню». Какому камню? На какой камень указал дьявол, предлагая, чтобы он превратился в хлеб? Что это за искушение? «Какой из вас отец, когда сын попросит у отца хлеба, подаст ему камень?» ( Лк.11:11 ). Но противник, непостоянный и лживый, дает вместо хлеба камень. Все ли это, что хотел дьявол, – чтобы камень стал хлебом, чтобы люди ели не хлеб, но камень, на который указал дьявол ? Думаю, что и по сей день дьявол, указывая на камень, искушает каждого человека сказать: «Вели этому камню сделаться хлебом». Так как Господь облекся в плоть, то Он подвергается в первую очередь тем искушениям, которые претерпевают люди. Господь искушается для того, чтобы, победив, дать и нам возможность одержать победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Спаситель» ( Лк.2:11 ). Не говорит: «родился человек, дабы сделался он Спасителем», или: «дабы Он сделался Христом», – но: «ныне родился вам... Спаситель», Который и есть именно Спаситель. И не сказал: «который должен сделаться Христом Господним», – но: «Который уже есть Христос Господь» 37 (ср. Лк.2:11 ). Поскольку (сим) было положено начало к устроению мира, то Ангелы провозгласили «Славу в вышних... и... мир на земле» (ср. Лк.2:14 ). И так как земные возвышались к небесным, то возгласили славу на земле и мир на небе. В то время, когда Божество низошло и облеклось человеческим естеством, Ангелы воззвали мир на земле. Когда же человеческое естество, соединенное с Божеством, должно было возвыситься до того, чтобы воссесть одесную (Бога), тогда дети возвестили перед ним мир на небесах, говоря: «благословение в вышних» (ср. Мф.21:9, 15 ). Отсюда и апостол научился говорить: «умиротворил ...Кровию креста Своего то, что на небе, и то, что на земле» (ср. Кол.1:20 ). Еще для того Ангелы: «Слава в вышних... и на земле мир» ( Лк.2:14 ), и дети: «мир на небесах и слава на земле», (говорили), чтобы показать, что как благодать и милосердие Его радуют грешников на земле, так покаяние последних радует Ангелов на небесах. Богу слава от свободной воли 38 ; тем, на кого Он прогневан, – мир и примирение; тем, которые виновны были, – надежда и прощение. Пастырям первоначально было возвещено это, дабы никто из тех, кто жительствует в пустыне, не падал духом, но, наипаче соблюдая себя, в обетованиях истинного пастыря имели мир. «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ), – не бессловесным и бездушным, но добрым сынам человеческим надежда. «Ныне отпускаешь раба Твоего» ( Лк.2:29 ), – ибо он (Симеон) носил утешение народа и на руках держал наследие Израиля. Иное толкование: так как он взирал на Того, народом (утешением) Которого и был Израиль, то сказал: «ныне отпускаешь раба Твоего в мире» – то есть так же (упраздняешь), как закон и священство. Слова: «отпускаешь раба Твоего в мире», – сказаны, конечно, о Симеоне, но обозначают и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы ( Nolland. 1989. P. 26)). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» ( Theoph. Bulg. In Luc. 1//PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так: 1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ); 2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»; 3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? – Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:30–35 ). 199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу? Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). 200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила? После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине ( Лк.1:39–40 ). 201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете? О святой Елисавете мы знаем, что: 1) она была женою священника Захарии; 2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:36–43 ). 202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы? На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:46–48 ). Пояснение: Хотя св. Елисавета была родственницей Девы Марии, она все же говорила о Господе Иисусе Христе, в то время еще не родившемся, как о своем Господе. 203. Как это случилось, что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, если Дева Мария жила в Назарете? Что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, произошло оттого, что Деве Марии пришлось из-за народной переписи идти из Назарета в Вифлеем, где Она была приписана, – и там родился Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

НЗ совершенно исключает прежнее понимание Б.: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19. 12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: ап. Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7. 26), т. е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт 2. 18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, НЗ признает брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9). Дети, рожденные в христ. браке,- «святы» (1 Кор 7. 14). НЗ приносит различные понимания Б. в переносном смысле, к-рые составили богатую традицию в христианстве. «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9), «всякое дерево познается по плоду своему» (Мф 7. 17-19; Лк 6. 43-44). Б. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (Лк 1. 5-7, 25), и ее поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божией. Евангельские притчи о Царстве Божием также иносказательно говорят о плодоношении и Б. (Мф 13. 2-52; Лк 13. 18-19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить еще на год бесплодную смоковницу, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13. 9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы - ветви» (Ин 15. 1-2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21. 19). По мнению большинства христ. толкователей, Б. смоковницы является указанием на Б. синагоги и живущих по делам Закона ( Orig. In Matth. 16. 26; Суг. Alex. In Luc. (caten.)//PG. 72. Col. 764; Aug. Sermo 211). По словам блж. Августина, и Церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется большим числом сынов, чем известная синагога» ( Aug. De consensu Evangelistarum. I 32. 49).

http://pravenc.ru/text/78240.html

Лк.1:43 .  И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк.1:44 .  Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. После первого излияния восторженного чувства, Елисавета начинает смиренно размышлять о том, по какой причине она удостоилась столь великой чести, как посещение ее Матерью Мессии («Господа»). «Ибо...» – здесь Елисавета указывает основание, по которому она объявила Марию Матерью Мессии. Откровение об этом она получила от Святого Духа, Который дал ей понять движение младенца в ее утробе как его приветствие приблизившемуся Мессии. Лк.1:45 .  И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. «Блаженна Уверовавшая». Елисавета знает даже и то, что Мария уверовала в слова Ангела (стих 38): Дух Святой, так сказать, открыл пред ней всю картину Благовещения. Она говорит о Марии в третьем лице, потому что представляет себе Благовещение событием уже прошедшим, как бы вошедшим уже в историю – она повествует... «Потому что». Кажется, союз «потому что» лучше заменить здесь союзом «что» ( τι может иметь и такое значение). Елисавета должна была указать содержание «веры» Марии, сказать, во что именно Та уверовала. Она и делает это, вообще обозначая все, возвещенное Марии Ангелом, словами: «сказанное Ей от Господа». «Совершится» – точнее: наступит полное осуществление ( σται τελεωσις). Лк.1:46 .  И сказала Мария: величит душа Моя Господа, Лк.1:47 .  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Лк.1:48 .  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила ( 1Цар.2:1 и сл.). «И сказала Мария» 4 . Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ). То же выражение содержится и в Мф.3:11 , но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 17 . Помимо Деян.2:2–4 , когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима , Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )” 18 . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню ( Втор.4:23, 9:3 ; Ис.33:14 )” 19 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк.3:22 ). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе. Новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается евангелистом также как “исполнение” ( Лк.4:1 ). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р45 (III в.) содержит в Лк.10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо синодального “духом”) и сказал... Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом – ниже подобное мы встретим в Лк.11:20 и Деян.1:2 . Еще в Ветхом Завете говорится о радости в Духе Святом. Так, написано, что когда Дух Божий бывал на Сауле, отраднее становилось ему ( 1Цар.16:23 ), царь Давид прошение о возвращении радости спасения ставит в одной фразе с прошением о укреплении Духом ( Пс.50:14 ). В Новом Завете это выражено еще ярче и увереннее: ап. Павел хвалит радость Духа Святого фессалоникийцев ( 1Фес.1:6 ), римлянам пишет, что Царство Божие есть... радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), галатов же научает, что радость есть плод Духа ( Гал.5:22 ). У самого ап. Луки Дух Святой как причина радости упоминается также в Деян.8:39, 13:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Внимательность священнописателей. Кроме того, такое безразличие к исторической достоверности не свойственно самим новозаветным священнописателям, которые, как видно, были озабочены составлением точного и подробного отчёта о происшедшем, а не обобщённого мифа. Лука, по сути дела, описывает для нас свой исследовательский метод и свои цели в качестве историка: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен [ Лк. 1:1–4 ]. Свою заинтересованность в качестве историка Лука проявляет, связывая своё повествование с фигурами и соответствующими событиями, ставшими достоянием публичной истории (см. Евангелие от Луки: предполагаемые ошибки; Книга Деяний: историческая достоверность), такими как Ирод Великий ( Лк. 1:5 ), кесарь Август ( Лк. 2:1 ), Квириний ( Лк. 2:2 ), Пилат ( Лк. 3:1 ), и многими другими, на всём протяжении Евангелия от Луки и Книги Деяний. Отметим исторические подробности в его датировке проповеди Иоанна Крестителя о приближении пришествия Христа – «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» ( Лк. 3:1–2 ). Существует необоснованное предположение о том, что Новый Завет и особенно Евангелие не имеют достаточных исторических подтверждений. Это просто неверно (см. Новый Завет: датировка; Новый Завет: историческая достоверность; Новый Завет: рукописи и другие статьи на тему достоверности новозаветных повествований). Ложная дихотомия. Отделение исторического Иисуса от Христа веры основано на ложной дихотомии факта и веры (см. вера и разум) или факта и ценностей. Историческое значение Христа не может быть отделено от Его исторического существования. Если Христос, вопреки Новому Завету, не жил, не учил, не умер и не воскрес из мёртвых, то сегодня Он не имел бы никакого значения для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010