И взяв их с собой, вместе с ними (Лк.9:10) отправился на лодке (Мк.14:13) на ту сторону озера (Ин.6:1) и удалился затем один в пустое место близ города, называемого Вифсаидой (Лк.9:10) Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их И пешком по берегу бежали за ними из всех городов (Мк.6:33; Мф.14:13; Лк.9:11; Ин.6:2), потому что видели чудеса, которые Он творил над больными (Ин.6:2). И предупредили они их, и собрались к Нему (Мк.6:33) Выйдя Иисус увидел множество народа (Мф.14:14; Мк.6:34). Он сжалился на ними: они были как овцы, не имеющие пастыря (Мк.6:34), и Он принял их, много беседовал с ними о Царствии Божием и больных, требовавших исцеления, Он исцелял (Лк.9:11; ср. Мф.14:14; Мк.6:34). Затем Иисус восшел на гору и там сидел с некоторыми из своих учеников (Ин.6:3) Наступала же Пасха, праздник иудейский (Ин.6:4) Возвел Иисус очи Свои и видит: множество народа идет к Нему. И говорит Он Филиппу: где бы нам купить хлебов, чтобы они поели? Это Он говорил, испытывая его; Сам же знал, что будет делать. Отвечал ему Филипп: на двести динариев хлебов недостаточно будет им, чтобы каждый из них хоть немножко что-нибудь получил. Говорит ему один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра: есть здесь один мальчик, который имеет у себя пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для стольких?! (Ин.6:5-9). А было уже много часов (Мк.6:35), день начал склоняться (Лк.9:12); становилось уже поздно (Мф.14:15). Народ между тем пришел, и с ним остальные ученики Иисусовы (Мф.14:15; Мк.6:35) Таким образом, вокруг Господа собрались все двенадцать Апостолов (Лк.9:12). Подойдя к Нему, ученики Его говорят: место это пустынное и уже часов много; отпусти народ; пусть они идут на ночлег в окрестные деревни и села и там купят себе хлеба, а то они не имеют ничего, чего бы поесть (Мф.14:15; Мк.6:35-36; Лк.9:12). Он же, отвечая, сказал им: незачем им уходить; дайте есть им вы. И говорят ему: что же, нам пойти купить на двести динариев хлеба и дать им есть? Он же говорит им: сколько вы хлебов имеете у себя? пойдите и посмотрите.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 8 1–3. Служащие Христу женщины. – 4–8. Притча о сеятеле. – 9–18. Толкование притчи. – 19–21. Истинные родственники Христа. – 22–39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. – 40–56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. «Мария Магдалина» (см. Мф.27:56 ). «Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф.12:45 ). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» ( τεθεραπευμναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. «Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф.20:8 ). Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк.24:10 ). «Сусанна» – личность неизвестная. Лк.8:4 .  Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: Лк.8:5 .  вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; Лк.8:6 .  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сатана просил...». Подобно тому как диавол некогда искушал Иова ( Иов.1–2 ), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел. Лк.22:32 .  но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Господь особенно и прежде всего молился о Петре, чтобы не оскудела его вера, конечно, молился потому, что Петру, при его горячем, подвижном характере, более чем другим апостолам грозила опасность падения. При этом Господь объявляет Петру и утешение: он хотя на время и отступит от Христа, но потом обратится снова к Нему и станет даже утверждать в вере других братьев своих, т.е., вероятно, иудеев, а не апостолов, как толкуют преимущественно католические экзегеты, видящие здесь основание для католического учения о непогрешимости папства. Лк.22:33 .  Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. (См. Мф.26:33, 35 ). Лк.22:34 .  Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (См. Мф.26:34 ). Лк.22:35 .  И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Слово о «мече» (стих 36) находится только у одного евангелиста Луки. Господь спрашивает об их первом путешествии, в которое Он послал их ( Лк.9:1–6 ). Вопрос Его сам собою предполагает отрицательный ответ со стороны апостолов. Лк.22:36 .  Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; Теперь наступает иное время. Нужно все иметь самим, нельзя рассчитывать на помощь со стороны мира. «А у кого нет». Чего? Естественнее всего прибавить: мешка с деньгами, или просто: денег. Такому человеку в новых обстоятельствах нужно непременно приобрести меч, и для этого, не имея денег, он должен продать свою верхнюю одежду. Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Человек!» (так следует перевести здесь обращение Христа νθρωπε). «Кто поставил...» Господь называет обратившегося к Нему «человеком» – название, показывающее некоторое неодобрение самой просьбы (ср. Рим.2:1, 9:20 ). Затем Господь явно отстраняется от участия в делах чисто гражданского характера. Он пришел для того, чтобы возвещать Евангелие, и раз Евангелие утвердится в сердцах людей, оно само уже преобразует и изменит весь строй общественной жизни. На основании Евангелия могло развиться вполне справедливое христианское законодательство – обновление внутреннее должно было повести и к обновлению внешнему, гражданскому (см. об этом: Розанов Н.П. Социально-экономическая жизнь и Евангелие, с. 1–5). Лк.12:15 .  При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Господь указывает на то, что побуждением к высказанной «человеком» просьбе было любостяжание – жадность, и при этом убеждает бояться этого чувства. «Ибо жизнь». Какая жизнь? Обыкновенная физическая жизнь или жизнь вечная? Из 20-го стиха видно, что здесь может подразумеваться только первая – простое существование, продолжительность которого не зависит от того, сколько кто сумел накопить себе богатства: Бог неожиданно полагает конец жизни человека богатого и продолжает жизнь бедняка. Лк.12:16 .  И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; Лк.12:17 .  и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? Лк.12:18 .  И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, Лк.12:19 .  и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Лк.12:20 .  Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Лк.12:21 .  Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Притча о безумном богаче как нельзя лучше подтверждает собой мысль 15-го стиха – о ненадежности богатства для удлинения человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Голос Отца звучит в Евангелиях всего в трех эпизодах: в сцене крещения Иисуса, в приведенном рассказе из Евангелия от Иоанна и в повествовании синоптиков о Преображении. Тема славы является связующим звеном между рассказом из Евангелия от Иоанна и сценой Преображения, как она изложена у Луки. И в том и в другом случае усматривается тесная взаимосвязь между славой Божией, голосом Отца и темой страдания и смерти Иисуса, поскольку именно о Его страдании и исходе, согласно Луке, говорят с Ним Моисей и Илия ( Лк. 9:31 ). И предвечное бытие Слова Божия до Его воплощения, и само боговоплощение, и те страдания и смерть, через которые надлежит пройти Сыну Человеческому, и Его воскресение – все это различные аспекты той Божественной славы, которая была явлена миру в лице Единородного Сына Божия. У Луки есть свое представление о славе Божией, которое проходит через его Евангелие в качестве сквозной темы. Когда Иисус родился в Вифлееме, пастухам предстал ангел Господень, и слава Господня осияла их ( Лк. 2:9 ). Тут же вместе с ангелом явилось воинство небесное, воспевавшее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Богоприимец Симеон, держа на руках Младенца Иисуса, называл Его светом к просвещению язычников и славой народа израильского ( Лк. 2:32 ). От первого пришествия Сына Человеческого протягивается нить к Его второму пришествию, когда Он приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов ( Лк. 9:26 ). Связующим звеном становится событие Преображения, следующее непосредственно за словами о втором пришествии. При торжественном входе Иисуса в Иерусалим звучат слова, перекликающиеся с песнью ангелов, прозвучавшей при Его рождении: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк. 19:38 ). Наконец, уже после Своего воскресения Иисус, явившийся двум ученикам и не узнанный ими, говорит: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? ( Лк. 24:26 ). 4. Моисей и Илия Почему рядом с Иисусом на горе появляются Моисей и Илия? Иоанн Златоуст указывает несколько причин: 1) поскольку одни принимали Иисуса за Илию, другие за Иеремию, а третьи за кого-либо иного из древних пророков, «то и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа»; 2) поскольку иудеи часто обвиняли Христа в преступлении закона и в богохульстве, то, «чтобы показать, что оба обвинения произошли от зависти… Он представляет мужей, прославившихся и исполнением закона, и ревностью к славе Божией»; 3) этим явлением Иисус «хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью и владычествует над небом и землей»; потому и являются здесь и умерший (Моисей), и не испытавший смерти (Илия); 4) Моисей и Илия явились, «чтобы показать славу креста, утешить Петра и других учеников, боявшихся страдания, и ободрить их сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ). По словам апостола Павла, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим 5:1 ); «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф 2:8 ). Апостол Иоанн Богослов пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин 2:2–3 ). § 6. Пресвятая Богородица В Священном Писании о Божией Матери говорится, прежде всего, в связи с рождением Иисуса Христа ( Мф 1:18–25 ; Лк 1:26–38 ). По словам Евангелия, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве» Марии и возвестил Ей, что Она родит Сына, Который «наречется Сыном Всевышнего». Мария, свидетельствуя о Своей чистоте, сказала, что она «мужа не знает», однако Ангел сообщил Ей, что Она зачнет Сына чудесным образом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк 1:26–35 ). Когда святой Иосиф усомнился в чистоте Девы Марии, ему во сне явился Ангел Господень, сказавший, что случившееся является исполнением древнего пророчества: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Мф 1:19–25 ; Ис 7:14 ). После рождения Младенца Иисуса Дева Мария была с Ним при поклонении волхвов ( Мф 2:11 ) и пастухов ( Лк 2:8–20 ), «слагая в сердце своем» все слышанные от них слова пророчеств, а затем сопутствовала праведному Иосифу для предписанного законом принесения Иисуса в Иерусалим, где произошла встреча Иисуса и Его Матери с праведным Симеоном Богоприимцем ( Лк 2:22–39 ). Кроме того, в Новом Завете о Божией Матери говорится в рассказе о проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме ( Лк 2:41–51 ), а также в повествовании о том, как Она и братья Иисуса хотели говорить с Ним, а Он, указав на учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф 12:49–50 ; Мк 3:31–35 ; Лк 8:19–21 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Лк.1:37 . «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Объяснение. Не остаётся у Бога бессильным никакое слово для тех, кто верит в это слово и в слово посланных Им проповедников: Лк.10:16 ; причём вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами: Мф.7:21 ; Иак.1:22:2:26 . Лк.8:48 . «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Объяснение. Если бы и мы такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:29 ; 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:7 ; но «в злохудожную душу» уклонившихся от Церкви Христовой, не придёт благодать: Иак.4:6 ; Иуд.1:4 . Лк.9:26 . «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов». Объяснение. Из предыдущего стиха (25) видно, что здесь речь идёт не об одних словах Господа, а главная мысль та, чтобы мы не для себя только собирали сокровища мира, а в Бога богатели; Лк.12:21–22 . И на страшном суде оправдают не слова, а дела: Мф.25:35 ; Лк.6:46 . Ин.3:15–18 . «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Объяснение. Одной верой бездеятельной не спасёшься: Иак.2:19–20 , ибо сказано ещё – соблюди заповеди: Мф.19:17 ; Ин.14:15 . Царство Небесное силою берётся: Мф.11:2:7, 13–14 . Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28–29 . Необходимо и милосердие: Мф.25:35 . Ин.6:28–29 . «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Объяснение. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17 ; но они сопровождаются, во-первых, исканием Царства Божия: Мф.б:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26 ; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10 ; Вар.2:9 . Деян.13:38–39 . «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов. И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Каждый год Иосиф и Мария имели обыкновение ходить в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, они взяли Его с собой. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах наряду со взрослыми. Когда же после окончания праздника надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме. «… И не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими» ( Лк.2:43–44 ). К вечеру надо было располагаться на ночлег. Они хватились Иисуса и к своему ужасу нигде Его не могли найти. Тогда Иосиф и Мария вернулись в Иерусалим, чтобы искать Его там. В тревоге и скорби они три дня разыскивали возлюбленного Отрока, расспрашивали друзей и знакомых, но все было напрасно. Никто не видел Иисуса и никто ничего о Нем не знал. Наконец, верный голос сердца повлек Марию в храм. Быть может, там Она хотела успокоить душу молитвою к Богу. После бесконечных праздничных жертвоприношений в храме всё чистили и мыли. Толпы паломников разошлись. Было тихо. По углам на полу сидели группы учителей и учеников, изучавших Тору. И вдруг в глубине храма, посреди седых учителей, Мария увидела Своего возлюбленного Сына. Со слезами радости и нежным упреком, Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк.2:48 ). Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ) Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце Своем. 10. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь. ( Мф.3:1–12 ; Мк.1:1–8 ; Лк.3:1–20 ; Ин.1:1–34 ) Когда после ухода волхвов Ирод приказал избить младенцев, то младенец Иоанн, будущий Креститель Господень, по милости Божией избежал смерти: мать Елисавета укрылась с ним в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю (см. Лк.1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «…Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, – говорит евангелист Лука. – И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010