Абу Зарра говорил: «Я попросил: „Посланник Аллаха, наставь меня“, и он ответил: „Если ты совершил дурной поступок, то соверши вслед за ним хороший, который сотрет его“». 77 Другой хадис, от Абу Хурайры, передает следующие слова Мухаммеда: «Когда раб Божий совершает грех , он остается черной точкой на его сердце, а когда кается, сердце его очищается. Если же он множит грехи, множатся и точки, пока не покроют все его сердце». 78 «После прегрешения соверши доброе дело, и ты загладишь свой грех», 79 – гласит арабская пословица. Эта мысль штампом врезалась не только в религиозное, но и во все мировосприятие мусульман, определяя их религиозное сознание. С точки зрения христианства, никакое совершенное человеком доброе дело не может быть сверхдолжным, поскольку является его обязанностью: Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17, 10 ). Поэтому даже миллион добрых дел не может изгладить одного проступка. Только Бог может избавить человека от греха и его последствий посредством установленных Им Таинств. На деле же как раз мусульманское учение о том, что человек может очистить себя посредством собственных поступков, означает, что это мусульмане «очищают самих себя». Отказавшись от четких критериев христианской дисциплины покаяния (а попросту – не будучи с ней толком знакомым), ислам должен был выработать свои критерии, согласно которым можно было бы с достаточной степенью точности определить, в каком случае покаяние считается принятым, а в каком нет и что именно необходимо сделать, чтобы оно считалось совершённым. «О Аллах! отдели меня от моих грехов, как Ты отделил Машрик от Магриба. О Аллах! очисти меня от моих грехов, как очищаются белые одежды. О Аллах! отмой меня от моих грехов водою, снегом и градом», 80 – произнесение этой ежедневной молитвы при правильно соблюденном ритуале намаза и является этим самым покаянием согласно Корану: «проси прощения за грех твой и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром!» (Коран 40, 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Молитва есть умилостивление за грехи, посредством которого человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях (прп. авва Исаак, 56, 331). Источник. ...Молитва есть начатой невещественного и многоразличного ведения (прп. Нил Синайский , 71, 189). Источник. ...Молитва в чине своем выше милостыни (прп. Исаак Сирин , 58, 145). Источник. Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 232). ...Молитва есть благочестивое понуждение Бога (см.: Лк. 18, 5 ) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 241). Источник. ...Молитва есть... извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, символ святости, познание Бога, обнаружение крещения или очищения в бане пакибытия, обручение Духа Святаго, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения... Божие явление... признак ангельского жительства (прп. Григорий Синаит , 93, 205). ...Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 33). Источник. Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, а от духа и тело причащается той же жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). ...Молитва – речь детей к Отцу, без всяких казистостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 202). Молитва – дыхание жизни духовной... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 82). Источник. Молитвенный настрой ...Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь (св. Ерм , 94, 175). Во время... молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 201). Источник. ...Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение (свт. Василий Великий , 5, 300).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мария Магдалина, равноап. Описания иконы Мария Магдалина, равноап. - житие Равноапостольная Мария Магдалина (память 22 июля по старому стилю и в Неделю св. жен-мироносиц) Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним. Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, пр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Мария Магдалина, равноап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Июль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. (дана под 21 числом). Файл 8128.jpg:   Размер: 277x1200, 0.33 MPix, 63 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (271) , (8) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 22 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8129.jpg:   Размер: 429x1200, 0.51 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (219) , (7) . Описание: [Москва. 1955-80.] Св. Мария Магдалина. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра. Файл 8130.jpg:   Размер: 474x1200, 0.57 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (668) , (32) . Описание: Икона Мария Магдалина. Оригинал для мозаики северного иконостаса Храма(на крови) в Санкт-Петербурге(Воскресения Христова). Автор Н.К.Бодаревский до 1900 года. Файл 14259.jpg:   Размер: 300x738, 0.22 MPix, 92 Kb. Дата: 2011-11-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (363) , (21) . Описание: Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина. Нижний Тагил (?) 1861–1881 гг. Дерево, шпонки врезные. Левкас, темпера, золочение. 89 × 71 × 3 см Файл 14510.jpg:   Размер: 800x998, 0.8 MPix, 127 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (292) , (15) .

http://pravicon.com/icon-2369

РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. РИПИДА (греч. опахало) - опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы. РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ - дни особого всецерковного поминовения усопших. Родительскими установлены субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (см. Пятидесятница) (они также назыв. Вселенскими р.с.). В Русской православной церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г. РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви - 24 июня ст. ст. (7 июля нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память рождества Иоанна Предтечи от праведных родителей - иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы (см. Лк. 1; 5-25, 57-80). РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 8 сентября ст. ст. (21 сентября нов. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию благочестивые родители девы Марии - Иоаким и Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 декабря ст. ст. (7 января нов.ст.). В этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася " (Символ веры). Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества - Рождественский сочельник (установлен строгий пост). О рождестве Иисуса Христа см. Мф. 1; 18 2; 1; Лк. 2; 120. РУКОПОЛОЖЕНИЕ - богослужение, во время которого совершается таинство священства - постановление в священнослужители.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисус пробыл на кресте приблизительно шесть часов. Стража из римских воинов охраняла распятых от возможного похищения с крестов. Жестокая толпа зрителей оскорбляла Иисуса, издеваясь над мучениями Его. Священники и старейшины говорили: – Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него 76 . Один из разбойников тоже злословил Его, говоря: – Если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, как говорит евангелист, унимал своего товарища и говорил: – Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: – Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: – Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю 77 . Здесь же, около креста, как передает евангелист Иоанн, находились: Мария, Мать Иисуса, сестра Матери Его – Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: – Жено, се сын твой! Потом говорит ученику: – Се матерь твоя! 78 И с этого времени ученик этот взял Ее к себе. Этот ученик был сам святой Иоанн, повествующий нам об этом. Над городом сгущалась тьма 79 . Страдания Иисуса достигали последнего предела. Около девятого часа, – как говорит евангелист Матвей, – возопил Иисус громким голосом: – Или, или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты Меня оставил? 80 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: – Илию зовет Он 81 . Конец быстро приближался. Страшная жажда начала томить Иисуса. – Жажду! 82 – воскликнул Он, и кто-то подал Ему губку напитанную уксусом. Настала последняя минута. – Совершилось! – сказал Иисус. Затем, собрав остаток сил, воскликнул: – Отче, в руки Твои предаю дух Мой! 83 Римский сотник, присутствовавший при последних минутах Иисуса, сказал: – Воистину Человек сей был Сын Божий! Наступил вечер (см.: Мф.27:57–61 ; Мк.15:42–47 ; Лк.23:50–56 ; Ин.19:31–42 ). Иудеи боялись осквернить субботу оставлением тел на кресте и просили Пилата снять умерших. Тот дал разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, основная мысль пророчества Захарии может быть сведена к следующему умозаключению: совершилось спасение Израиля, и воздвигнут рог спасения в дому Давида, ибо родился Предтеча. И это понимание ставит рождение Предтечи в живую и существенную связь с рождеством Христовым, о котором повествуется далее, во второй главе Евангелия от Луки, но в первой же главе прибавлено еще несколько слов о детстве Предтечи (I, 80), сведения о котором совершенно отсутствуют у всех других евангелистов. Вот эти слова: «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Первая, подчеркнутая, половина этого стиха иметь себе неслучайную параллель в 2, 40: «младенец Иисус же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Итак, о возрастании и укреплении духом двух младенцев: Иоанна и Иисуса, содержится в Евангелии от Луки одинаковое сказание. Это, очевидно, преднамеренное даже и чисто словесное сближение младенческого возрастания Предтечи и Христа содержит в себе также косвенное подтверждение общей мысли о единственной и исключительной близости Предтечи к Господу и к совершенному Им делу спасения. (Но, вместе с тем, конечно, характерно и различие, – прибавка в 2, 40 сравнительно с I, 80). О всей жизни Предтечи до выступления на проповедь Евангелие от Луки содержит только одно слово: – «и был в пустынях ν τας ρμοις до дня явления своего Израилю» (I, 80). Какая это была пустыня, не говорится, вероятнее всего, то была каменистая пустыня к востоку от Иордана. Евангелист хочет дать здесь не географическую, но духовную дату, установить пустынножительство Иоанна. В пустыне же настигло его и призвание Божие, к которому он себя готовил: «при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3,2 ). В пустыне же раздалась и первая его проповедь: «в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» ( Мф. 3, 1 ). Здесь же он начал и крещение: «явился Иоанн, крестя в пустыне» ( Мр. 1,4 ). Это обстоятельство является настолько существенным для жизни и деятельности Предтечи, что оно предсказано у пророка Исаии (40): «глас вопиющего в пустыне», и, как мы уже знаем, пророчество это приводится у всех евангелистов ( Мф. 3,3 – Мр. 1,3 – Лк. 4, 4 – Ио. 1,23). В связи с этим евангелист Матфей 3,4 и Марк 1,6 приводят четы и его постничества и подвижничества: «сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед». (Великое постничество Предтечи косвенно свидетельствуется и в речи Господа к народу об Иоанне; «прииде бо Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» ( Лк. 7,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И это потому, что его судьба предусмотрена в предвечном Совете. При посещении Марией Елизаветы «взыграл младенец во чреве ее» ( Лк.1:41 ); он уже пророк и «друг жениха» ( Ин.3:29 ); Ангел Воплощения, он переступает границы времени. Выбор имени Иоанна подчеркивает, что Бог познал Иоанна, как Он познал Иеремию: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» ( Иер.1:5 ); для него нет другого пути, так как он – Вестник. В имени судьба дана в зародыше, потеп est omen [имя есть предзнаменование]. «И ...не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» ( Лк.1:20 ). «И был страх на всех ...что будет младенец сей?» ( Лк.1:65–66 ). Знамения сопутствуют ему, «И рука Господня была с ним» ( Лк.1:66 ); он сам становится этой рукой, перстом Господним, чтобы указать на Него и сказать: «...вот Агнец Божий» ( Ин.1:36 ). Захария ( Лк.1:67–79 ) воспел мессианскую хвалебную песнь. Рождение Иоанна возвещает об имеющем быть рождении Другого. В лице Захарии – священника храм Ветхого Завета преклоняется перед Пришествием этого Другого и приветствует Предтечу – того, кто приходит, чтобы: «Дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк.1:77 ), возвестить посещение Востока свыше ( Лк.1:78 ). В богослужебных текстах он именуется «многосветлой звездой солнца», появление которой предшествует Утренней заре. «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.1:80 ), так же как и Другой Младенец: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ). Линии этих двух судеб пересекутся. «Он был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ), «...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк.3:2 ). Пребывание в страшных местах предшествует пребыванию там Господа Иисуса Христа, который также «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). Именно в пустыне Иоанн начинает свою проповедь ( Мф.3:1 ), крестит своих учеников ( Мк.1:4 ), и его глас вопиет в пустыне ( Ис.40:3 ). Все его существо откликается на зов пустыни; эта единственная в своем роде величественная фигура являет человека, как бы высушенного и выжженного внутренним пламенем аскетического очищения: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

270//десяти прокаженных, которые все равно были исцелены (Лк 17). Когда один из них по доброму употреблению своей свободы принес благодарность, то Господь, порицая девятерых и похваляя одного, показал, что Он заботы Своего содействия не прекращает и в отношении к тем, кои не помнят Его благодеяний. Ибо то самое, что Он приемлет и одобряет благодарного или упрекает неблагодарных, есть дар Его попечения. глава 20 Ничего не делается в этом мире без Бога Впрочем, мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению; именно, все доброе совершается по Его воле и с Его содействием; противное же этому бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами дьяволу или бесчестным плотским страстям. В этом же очевиднейшим образом уверяют нас слова апостола, который говорит: потому предал их Бог постыдным страстям. И опять: и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства (Рим 1, 26, 28). И сам Господь говорит через пророка: но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс 80, 12, 13). глава 21 Возражение о власти свободной воли Герман. Это свидетельство очевидно подтверждает силу свободной воли следующими словами: О, если бы народ Мой слушал Меня; Но народ Мой не слушал гласа Моего (Пс. 80, 14, 12). Ибо когда говорит: если бы народ Мой слушал, показывает, что в их власти состояло 271//решение соглашаться или не соглашаться. Как же теперь не в нашей власти состоит наше спасение, когда Бог сам оставил на наш произвол слушать или не слушать? глава 22 Ответ: наша свободная воля всегда нуждается в помощи божией Пафнутий. Остроумно объяснили вы слова: если бы народ Мой слушал Меня; но нисколько не обратили внимания на то, кто говорит к слушающему или не слушающему, ни на то, что следует затем: Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их (Там же, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

   А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91).    Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям:    1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться;    2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16:23);    3. Апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80).    Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; см. также: Ин. 20:22—23)» (с. 80).     Вторая цитата, обычно приводимая католиками для обоснования учения о папе, это слова Господа Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).    Относительно этих слов святой Горазд замечает, что они были сказаны вместе с предсказанием о троекратном отречении апостола Петра и что «Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды не лишится веры, но обратится и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере» (с. 81), и далее напоминает аналогичные примеры, когда обратившиеся грешники укрепляли других в вере: самарянка и апостол Павел. Священномученик указывает, что невозможно трактовать эти слова как намерение Христа поставить апостола Петра наставником всей Церкви, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, искренне обратившийся к Богу, независимо от того, является ли он наставником, подчиненным или равным им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010