е. прежде всякого бытия ( Ин.17:5 ), от вечности, или – по выражению символа веры : – прежде всхъ вкъ. Слово: днесь (сегодня, ныне) употреблено в значении вечности (ср. Ис.43:13 , букв. с евр. со дня=от вечности; русск. пер.: от начала дней), где нет ни прошедшего, ни будущего, а одно только всегдашнее ныне, – непрерывное и беспредельное настоящее (бл. Августин). Но так как Мессия является в псалме не только Сыном Божиим, но и приемлющим от Бога царственную власть над миром (ст. 8), то бывшее Ему от Господа речение: Гдь реч ко мн: сынъ мой ес ты..., которым Он утверждается на царстве, следует относить во времени земного служения Мессии, когда Бог Отец и по человеческому естеству признал Его истинным Сыном Своим, каким по Божеству Он был от вечности. Это божественное признание начинается с того времени, когда благовестивши о Его зачатии Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что имеющий родиться от Неё Христос Спаситель мира наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.... и царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Затем оно продолжается то в непосредственных свидетельствах Бога Отца во время крещения ( Мф.3:17 ) и преображения ( – 17:5), то в бывших по особенному откровению Бога Отца исповеданиях Его Сыном Божиим от Иоанна Крестителя ( Ин.1:33–34 ) и Ап. Петра ( Мф.16:16–17 ), то в многочисленных чудесах ( Ин.5:36; 10:25, 37, 38; 11:41–42 ) и других различных явлениях славы Его, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ); и окончательно завершается в воскресении Христа Спасителя, с последующим вознесением Его на небо, когда Бог Отец во всей силе явил Его Сыном Своим ( Рим.1:4 ). Халдейский переводчик, не представлявший себе тайны истинного вечного сыновства Мессии Богу, понимал слова Иеговы в смысле благодати наго усыновления Мессии Богом за его праведность, чрез явление к Нему особенного отеческого благоволения и передаёт 7-й ст. в след. перифраз: «возвещу определение, которое Господь сказал: возлюбленный, как Сын Отцу; Ты чист у Меня, как будто бы в этот самый день Я сотворил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

6. Однако ведь ты нашел в составленном мною трактате «О Душе»: «Если внутри тверди 38 , – он утверждает, – ангелы описуемы 39 , каким образом Херувимы будут стоять кругом у престола Господня, как говорит Божественное Писание?» 40 Вот что найдено тобою в трактате. 7. Итак, мы утверждаем, что неописуемое принадлежит одной божественной природе, но не всему творению. Ведь Бог невещественен и бестелесен, а значит, и неописуем; ибо не находится в (каком-либо) месте, но Сам для Себя является местом, Он все наполняет и сверх всего находится и Сам все заключает и обнимает, целиком же окружающее не находится в окружаемом, однако, с одной стороны, Сам без смешения 41 через все проникает, с другой же стороны, всему уделяет от Своего действия 42 , соответственно способности каждого и возможности воспринять, я утверждаю, действительно соответственно и естественной и предпочитаемой чистоте 43 . 8. Ангелы же, так как являются творениями и разумными и божественными, подобно тому, как огонь невещественен и бестелесен, не могут быть неописуемыми, но ты слышишь, что небо является престолом Божиим, а земля же подножием ( Ис.66:1 ; Мф.5:34–35 ), и сами они в Нем описуемы, как исполняющие Его волю и присно Ею славящие. Ибо если бы мы допустили это (неописуемость ангелов), окажется, что они вовсе и не покидают божественную несмешанную природу, и таким образом, сами и явятся наполняющими все природой славы своей, находясь внутри всего и снаружи, однако отклони (это). Ибо если они и не заключаются телесно в (определенном) месте так, чтобы быть оформленными и изображенными, но тем не менее они собраны в (определенном) месте, чтобы присутствовать духовно и действовав соответственно природе самих себя и не быть в другом месте, но там, где духовно они ограничиваются, там они и действуют. Не могут ведь они одновременно действовать в разных местах, ибо это одному Богу принадлежит, повсюду одновременно денег вовать 44 . Поэтому и Гавриил, благовествуя на земле Деве предопределенный Богом замысел 45 , не находился на небесах ( Лк.1:26 ), и Серафим, когда касался уст Исайи углем и клещами жертвенника, был спущен на землю, а не стоял в это время на небесах возле престола Божия ( Ис.6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Во 2-й гл. в образе матери израильского народа, оплакивающей его, изображается, по-видимому, Иерусалим или Сион как средоточие ветхозаветной церкви ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 228; ср.: Иер 50. 12; Ос 2. 5). Ездре поручается возвестить народу Божию, что Бог даст им «царство Иерусалимское», «обители вечные» (3 Езд 2. 10, 11; ср.: Лк 16. 9) и «древо жизни» (3 Езд 2. 12; ср.: Откр 2. 7; 22. 2). Бог обещает воскресить «мертвых от мест их» и послать к Своему новому народу «рабов Моих Исаию и Иеремию» (3 Езд 2. 16, 18). Он наставляет народ Свой в справедливости и милости и обещает ему покой и безопасность от язычников (3 Езд 2. 20-28). Обращаясь к язычникам, Бог призывает их ожидать Пастыря, Который даст им «покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века» (3 Езд 2. 34). Ездра сообщает, что «повеление от Господа идти к Израилю» он получил на горе Хорив (лат. accepi... in montem Horeb; в синодальном переводе гора названа Орив - 3 Езд 2. 33). «На горе Сионской» он видел «сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа» (3 Езд 2. 42); вероятно, имеются в виду исповедавшие имя Божие, т. е. мученики ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 231). Среди этого сонма был величественный юноша, возлагавший «венцы на главу каждого из них»; ангел сообщил Ездре, что этот юноша был «Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем». Ангел посылает Ездру возвестить народу «дивные дела Господа Бога» (3 Езд 2. 43-48). Далее следует описание 7 видений Ездры. 3-я глава, открывающая 1-е видение, начинается с рассказа о том, как «в тридцатом году по разорении города (т. е. Иерусалима.- Авт.)» «возмутился дух» Ездры при виде «опустошения Сиона и богатства живущих в Вавилоне» (3 Езд 3. 1-3). Он обратился «ко Всевышнему» (Altissimus; этот титул Бога употребляется в книге 68 раз) с речью (3 Езд 3. 4-36), в которой просит разрешить его недоумение: почему Бог погубил Иерусалим за грехи его жителей и при этом терпит гораздо большие беззакония Вавилона? Свою просьбу Ездра предваряет повествованием о событиях от Сотворения мира и падения Адама до разрушения Иерусалимского храма (3 Езд 3.

http://pravenc.ru/text/189579.html

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке. 35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит, что они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь. 36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда: 1) законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; 2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; 3) учительные, которые содержат учение благочестия; 4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе. 37. Законоположительных книг - пять; они написаны пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование - Закон Моисеев (Лк.24,44). 38. Книга Бытие содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого. 39. Другие четыре книги Моисея содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон. 40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь. 41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы. 42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в церковном богослужении. 43. Книги пророческие - это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати других пророков. 44. Книг Нового Завета - двадцать семь. 45. Законоположительными книгами, т.е. преимущественно составляющими основу Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 46. Слово " евангелие " - греческое, оно означает " благовестие " , т.е. добрая и радостная весть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

4 как и язычники. Языческое общество в дни Павла не отличалось чистотой нравов. Супружеская неверность, во всяком случае для мужчин, была нормой, и некоторые языческие культы, от которых избавились фессалоникийские верующие, включали в свой ритуал сексуальный разврат. Христианское благовестие принесло и продолжает нести нравственное пробуждение и новое откровение Божиих критериев праведности. 4 ни в чем не поступали с братом своим противозаконно. Незаконные половые связи затрагивают не только их участников. Это грех по отношению к супругам, семьям, друзьям и позор для остальных верующих. В конечном итоге, эти грехи, как любые другие, являются грехами против святого и праведного Бога, Который грядет, чтобы судить. 4:8 Здесь Павел утверждает божественный авторитет не только своей устной проповеди, но и письменных наставлений. Который и дал нам Духа Своего Святаго. Павел настойчиво напоминает фессалоникийцам, что они получили способность жить свято. Источник ее дар Духа Святого, пребывающего в них ( 1Кор. 6,19 ; Гал. 3,5 ). Греческий текст выделяет слово «Святой», имеющее особое смысловое значение в данном контексте. 4 усердно стараться. Букв.: «стремиться к почестям, проявлять честолюбие», а также «считать что-либо за честь для себя». Павел употребляет это слово во втором значении: фессалоникийцы должны добиваться почета не посредством самоутверждения или показных проявлений щедрости, а смирением, трудолюбием и безукоризненным поведением. 4 об умерших. Букв.: «об усопших». В древности это обычная метафора, употреблявшаяся как в языческой, так и в иудейской и христианской среде для обозначения смерти. Это слово не имеет отношения к особому состоянию души покойного, так как широко употребляется группами, придерживающимися совершенно различных взглядов по этому вопросу. Относительно новозаветного представления о бытии в период между смертью и воскресением в состоянии сознания и блаженства см. Лк. 16,19–31; 23,42.43 ; Ин. 14,1–3 ; 2Кор. 5,6–8 ; Флп. 1,23 ; Евр. 12,22–24 ; Откр. 6,9–11; 7,9–17; 20,4–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Законность участия разума в исследовании догматов подтверждается также и «прещением Господним на немыслящих, я же суть Божия ( Мк.8:33 )», из которого «можно приметить, что есть некоторая возможность мыслить яже суть Божия, потому что несправедливо было бы осуждать за то, что не сделано невозможного» 42 . Источники вероучения Так как Божественное откровение «распространяется между человеками и сохраняется в истинной церкви двумя способами: посредством священного предания и Священного Писания »; то отсюда происходят два вида источников вероучения – священное предание, «заключенное в символах, догматах, правилах и толкованиях св. соборов и св. отец», и Св. Писание или книги, «написанные Духом Божиим через священных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами» 43 . Чтобы понять сравнительное значение и взаимное отношение этих источников, нужно сказать несколько слов о происхождении их. «Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть священное предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установление предал ученикам своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом сначала и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову» 44 . «Но когда (откровенное учение) уже достаточно было раскрыто и сделалось более удобоприемлемо: тогда образ наставления в нем более приближен к обыкновенному и естественному порядку; и оно для непрерывного (точного) и единообразного сохранения заключено в Священные Книги» 45 . Таким образом, «Богодухновенное Писание есть только продолжение и неизменнее, особенным устроением Духа Божия, упроченный вид предания ( Лк.1:2 )». Откровенное учение, как переданное нам тем или другим способом, может быть названо одним общим именем предания, как действительно и «называет Апостол ( 2Сол.2:15 ) все то, чему от него научились христиане, как от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни». Но тот же Апостол, непосредственно затем, «различает два вида предания: предание посредством послания, или писанное предание, и предание посредством слова, или неписанное предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таким образом, обращая взор на себя и стремясь бытийно встретиться со своим идеальным образом, можно научиться различать его подобно и в других, “ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк 17:21). Тогда душа, освободившись от расположенности к греху, от его присутствия , и решается на молитву за мир, которая, будучи принесенной Богу “в духе и истине”, есть “бытие нетленное, нерушимое. Психологически мы можем забыть о ней среди житейской суеты, но Самим Богом она вечно хранится (ср. Лк 10:42)” 42 . Тема обожения, к которой мы уже подошли, в богословии архимандрита Софрония раскрывается через персональное или личное бытие человека и персональное бытие Бога в их общности. “Бог объемлет человека всецело: ум, сердце и тело. Познающий-персона и Познаваемый-Бог — соединяются воедино. Ни один, ни Другой не становятся «объектом» в своем слиянии”. Характер взаимного познания Богом — человека и человеком — Бога исключает объективацию и является, по сути, экзистенциальным, означающим персональное присутствие Бога в человеке, и человека — в Боге. “Сей союз любви есть духовный акт, при котором Возлюбленный является нашим бытием”, а “Божественная любовь по своему роду, достоинству, величию, гармонии, власти — превосходит все, что знает земля” 43 . Учение об обожении как сообщении нам нетварной энергии у отца Софрония является традиционно паламитским с некоторыми, однако, характерными особенностями. Так, живой опыт Нетварного Света, переживаемый как воскресение из мертвых в новую жизнь, есть, по отцу Софронию, только “некоторое предвкушение обетованного обожения; опыт, как вдохновляющий нас призыв на подвиг, а не уже завершенный акт обожения. Сей дар благодати обогащает нас познанием о том, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9), но он, дар, еще не является вполне стяжанием нашим и может быть отнят, как «неправедное богатство» (ср. Лк 16:11–12) Но познание остается как память в душе” 44 . Другие особенности имеют персоналистский экзистенциальный характер, свойственный вообще богословию отца Софрония.

http://pravmir.ru/bogoslovskiy-ekzistent...

Лк.11:40–41 . Неразумные»: слово, употребленное здесь, означает не только неразумность, нерассудительность, глупость, но и безнравственность и злость (ср. Пс.15:1 . Притч.13:19, 14:9 ). – «Не Тот же ли, Кто» и пр.: не Бог ли, создавший тело, создал и душу? Вы, фарисеи, столько заботящиеся о том, чтобы тело ваше было чисто, чтобы руки были вымыты перед обедом, поставляя в этом благоугождение Богу, почему не заботитесь о том, чтобы душа ваша, более драгоценная, чем тело, была чиста пред лицом Божиим? Вы, через меру заботящиеся о чистоте чаш и блюд, позаботились бы лучше о чистоте души своей. – «Подавайте лучше милостыню»: отдавайте часть ваших имений нищим, бедным (ср. прим. к Мф.6:1 ), и тогда все будет у вас чисто, т. е. чисто в нравственном смысле, хотя бы внешность чаши, и блюда, и рук и не была скрупулезно вычищена. Подавая милостыню бедным, хотя бы из несправедливого приобретения, фарисеи исполняли бы тем величайшую заповедь закона о любви к ближним, свидетельствовали бы о своем покаянии и исправлении, обретали бы тем милость Божию, и это нравственное очищение души делало бы чистым у них все; не были бы их чаши и блюда наполнены похищенным и неправильно приобретенным, и было бы чище, чем при заботливой чистоте внешней. Лк.11:42 . «Горе вам» и пр.: см. прим. к Мф.23:23 . – «Руты»: огородное растение, употреблявшееся и для приправы кушанья, и как лекарственное. – «И любви Божией»: у ев. Матфея – «милость и веру», которыми свидетельствуется любовь Божия, то есть любовь к Богу и не разделенная с ней любовь к ближним (ср. Феофил.). Лк.11:43 . «Любите председания» и пр.: см. прим. к Мф.23:6–7 . – В этих действиях выражалась их гордость и самомнение – величайшие враги нравственного совершенствования, и потому за них возвещается горе. Лк.11:44 . «Как гробы скрытые» и пр.: несколько видоизмененная сравнительно с изложенной у ев. Матфея (Мф.23и прим.) речь. Там говорится о подобии фарисеев подбеленным гробам по красоте внешней и неблагообразию внутреннему, здесь – о безобразии внутреннем, незаметном с виду, так как оно прикрыто лицемерием. Над скрытым в земле гробом, над которым нет ни памятника, ни насыпи и никакого внешнего знака, люди ходят и не знают, что тут гроб, полный костей и тления; так и встречающиеся с фарисеями и приходящие с ними в соприкосновение могут и не заметить, что внутри их кроется неблагообразного; ибо все закрыто в них лицемерием, как гроб землей (ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

39 [Возникает вопрос]: имеет ли это вообще какой-либо смысл? Ведь наша бескровная Жертва осуществляется, совершается и сопровождается святыми Ангелами. Поэтому, как мне кажется, Ангелы желают, чтобы и в их естестве, как и в нашей плоти, вселился по сущности Бог Слово, сотворивший их. 2. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Еще они желают иметь «ключи Царства Небесного» ( Мф. 16:19 ) и сесть «на двенадцати престолах» ( Мф. 19:28 ), творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. 40 3. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел (ученик), «приклонившийся к груди Его» ( Ин. 21:20 ), и какую женщины-грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги его] ( Мф. 26:7 ; Мк. 14:3 ; Лк. 7:37–38 ) Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придет в День Судный, то Силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ) от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он посадит и, подходя, будет служить им ( Лк. 12:37 ), 41 – Он, Который сотворил их. 4. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые «Ангелы желают проникнуть», то есть войти. Вопрос 5. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Ответ 1. Некоторые желали [найти ответ на этот вопрос] в словах [апостола]: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим. 5:20 ). На это можно возразить, что тогда следовало бы бесам куда больше быть спасенными. Ведь в них более чем в нас преизобилует грех. 2. Поэтому послушай [апостола] Павла, поучающего тебя о способе Вочеловечения Христа и о Его великой благости к нам. Ведь [апостол] говорит, что [это есть] тайна, «которую предназначил Бог прежде веков» ( 1Кор. 27 ), то есть Пришествие и благодать [Господа] к людям. 3. [Следует знать,] что Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых потому что [человек] есть произведение Его собственных рук 42 и предызображение Его Домостроительства, 43 будучи, как и Христос, незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом; а во-вторых, потому что [Христос] стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и едино видным с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Оракул многовещанного Аполлона, когда ради пришествия во плоти Владыки Христа указано ему молчать, вопреки ожиданиям язычников, как и следовало, онемел. И в этом могут убедиться все. Но почему же ты не хочешь усовеститься или хоть устыдиться, произнося речи в защиту бессловесных и жалких богов своих, выставляя на вид их нелепости и гнусности? Если угодно тебе послушаться меня, то гораздо приличнее будет, если уподобишься ныне молчанию оракула из святилища. 42. Монаху Фавстину Что скорбишь, мятёшься, ропщешь и жалуешься, ропотник? Зачем выказываешь нетерпение и малодушие, вместо того чтобы мужественно переносить случившееся с тобой? Вспомни о Том, Кто говорит, советуя: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения ( Сир. 2:1–2 ). Ибо знай, что без суда Божия никого не постигает скорбь. Поэтому: Надейся на, Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа ( Пс. 26:14 ), и Он помилует тебя. 43. Монаху Кириллу Ты говоришь, будто твой грех ничтожен? Но ради него ты отступаешь от Бога и оскорбляешь Бога нарушением Божественных заповедей. Подумай, когда кто-либо убьёт взрослого или умертвит младенца, он одинаково становится убийцей и судится как убийца. Поэтому также и подвергшийся такому падению не войдёт в Царствие Небесное. 44. Ему же Не ропщи, человек, потому что монаху не подобает роптать, даже если случится тебе подвергнуться смертной опасности, исполняя послушание братства. Как сказано: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 ). Так и апостол пишет: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя ( 1Кор. 10:10 ). Поэтому, если не хочешь погибнуть, прекрати роптать. Или как можешь ты, воздевая руки ко Господу, молиться, по апостольскому Преданию: без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ), когда ропот порождение гнева. 45. Монаху Илиодору Тем, кто многими трудами и потами, долгое время боровшись со сластолюбием, сподобились наконец дарования бесстрастия, дозволяется общение с подвижницами. А кто, подобно тебе, обременены еще сластолюбивыми страстями, тем возбраняются столь опасные беседы, чтобы они свои и чужие души не ввергли в бездну. Потому что без особой надобности не должно и смотреть на женщин, будь то монахини или мирские. Мирянам же, приглашающим нас в свои дома, дабы мы сотворили там молитву, должно отвечать с евангельским смиренномудрием: я недостоин ( Лк. 7:6 ), но поскольку ты веруешь, что монашеская молитва принесёт тебе пользу, и как ты веровал да будет тебе ( Мф. 8:13 ). И все любящие нас отцы и братия упрошены будут мною искренно помолиться о мирянах, имеющих в том нужду. 46. Монаху Леониду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010