– «Отягчены были сном»: также черта, упоминаемая только ев. Лукой. Может казаться странным, что ученики были в таком положении. Но надобно заметить, что ученики были отягчены сном не во время самого события преображения, а в предшестаовавшее этому время. Вероятно, что Господь взял их с собой на гору вечером, молился всю ночь и к утру последовало преображение. Утомленные дневными трудами, ученики не выдержали продолжительной молитвы Господа (как и впоследствии в саду Гефсиманском), и сон одолел их. В то время, как они еще спали, вид Господа начал изменяться и явился в славе Моисей с Илией, и, может быть, ученики проснулись от необыкновенного света, осиявшего Господа и явившихся Ему. – «Когда они отходили от Него»: время речи Петровой определяется здесь точнее, чем у первых двух евангелистов (у них обще: «при этом»). – «Устрашились»: так что пали ниц (Мф.), когда облако осенило их и они услышали голос из него. – «И они умолчали» и пр.: потому что Господь запретил им до времени говорить об этом кому-либо (Мф и Мк). Лк.9:37–42 . Сказание об исцелении бесноватого отрока-лунатика у ев. Луки короче не только пространного сказания об этом Маркова, но и Матфеева, в общем впрочем совершенно сходно с ними. См. прим. к Мф.17:14–21 . Мк.9:14–29 . – «Взглянуть на сына моего»: взглянуть оком милосердия и помочь, или исцелить его (ср. Лк.1:48 . Сир.33:1 . Тов.3:3. 15 . Иудиф.13:4 ). – «Он один у меня»: черта, указанная только евангелистом Лукой. Лк.9:43–45 . Новое предсказание Господа о Своих страданиях изложено у ев. Луки так же кратко, как у первых двух евангелистов, и еще кратче; только впечатление, произведенное на учеников этими словами, изображено несколько подробнее. Ср. прим. к Мф.17:22–23 . Мк.9:30–32 . – «Все удивлялись величию Божию»: слова эти выражают впечатление, какое произвело на народ чудесное исцеление бесноватого отрока-лунатика. – Народ удивлялся величию Божию, «ибо думал, что не собственной силой, но силой Божией Он творит такие чудеса» (Ефв. Зигаб.).– «Когда же все дивились» и пр.: это было уже спустя довольно времени после описанных событий, когда Господь с учениками, вышедший оттуда, проходил через Галилею (Мк., ср. Мф.). – «Вложите в уши»: усиленное выражение призвания к внимательности тому, что имеет быть сказано вслед за этим; то же, что – запомните, держите постоянно в памяти. – «Будет предан» и пр.: полнее см. у ев. Матфея и Марка. – «Они не поняли»: см. прим. к Мк.9и Мф.17:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Верному никогда нет времени смеха, и особенно при множестве бесчествующих во грехах, о которых должно болезновать и плакать (5,194). Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин (30,43). У христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их… (31,114). Все христиане – знаменосцы, и каждый носит имя Христово перед народами и царями (33,552). Ты – воин Христов… вооружайся же, а не заботься об украшениях; ты – доблестный подвижник, будь же мужествен. (33,730). Если Бог соделал тебя солью духовною, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, то есть беспечных и нерадивых из братии, и избавь их от беспечности как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим Телом Церкви (34,167). Мы воины Царя Небесного, мы облеклись в оружие духовное, зачем же живем подобно корчемникам, бродягам и даже подобно червям? Где Царь, там должен быть и воин (38,559). Если ты – тело Христово, то неси крест, потому что Он нес, перенеси оплевания, заушения, прободения гвоздями: таково было Его тело, хотя оно было безгрешно… (42,28). Великая нужна сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или в мысли имеет что-нибудь недостойное, не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Между тем кто носит (в себе Его), торжественно шествует не через торжище, а через небеса, (при виде Его) всех объемлет трепет. Ангелы сопутствуют и удивляются ему (42,638). СРЕДА Лк. Зач. 78. (15,1-Ю) О ЛЮБЕЗНОМ БОГУ ПОКАЯНИИ Бог увеселяется (покаянием людей) как силою Своего Творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе (24,154). В церкви и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Покаяние есть Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести. Он пиет в покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханною вонею – искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божий: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это благоугоднее Богу других жертв (24,164).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если сосуд, в котором было благоуханное миро, сохраняет благовоние и после того, как изливается из него миро: тем более Дева, соделавшаяся сосудом Божества во время Воплощения Сына Божия, должна на веки быть умащена Божественным благоуханием благодати от Того, Которого и единое имя есть «миро излиянное» ( Песн.1:2 ); а поэтому Ей свойственно, по молитвам людей, приближать к ним спасительное действие Бога, обитавшего в Ней телесно. Первый пример почитания и прославления Богоматери находится в приветствии Архангела Гавриила, сказанном Ей во время Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах!» ( Лк.1:28 ). Из земнородных первое приветствие Богоматери принесла праведная матерь Иоанна Предтечи, воскликнув по внушению Духа Божия: «Благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего; и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» ( Лк.1:42-43 ). Из этих слов Архангела и праведной Елисаветы Богопросвещенные пастыри и учители Церкви составили чудную молитву Богоматери: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». По доброму обычаю, утвердившемуся в православной Руси, благочестивые матери, прежде всякой иной молитвы, научают юных своих детей этой молитве к Пресвятой Богородице. Буква за буквой, слово за словом, дитя повторяет за матерью молитву к Матери Божией и так учится знать Сына Божия, Спасителя душ наших. Таким образом «из уст младенец и ссущих» ( Пс.8:3 ) совершается хвала Пресвятой Богородице. Как этот обычай напоминает время, когда Иоанн Предтеча еще во чреве матери радостно взыграл, при пришествии Матери Божией, и когда его мать, праведная Елисавета, как бы от лица безгласного младенца ублажила Деву Марию Богородицею! И как прилично чистым и невинным устам младенцев, которых Ангелы выну видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ), повторять Архангельское приветствие, сказанное Пресвятой Деве Марии! Усвоенная в детстве, Богородичная молитва повторяется христианином в течение всей жизни, ежедневно — утром и вечером.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Эти слова Господа Иисуса Христа не только о распинателях Его, не только о воинах, пробивающих Его руки и ноги гвоздями, делящих Его одежды, унижающих Его. Эта молитва Спасителя, преисполненная безмерной любви, о всех нас – согрешающих ежедневно, ежечасно, грехами своими наносящих бесчисленные раны Господу, Который, несмотря ни на что, продолжает нас любить и продолжает за нас молиться. Припадая к Святой Плащанице, уподобимся благоразумному разбойнику, воскликнув с надеждой: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое , дабы услышать благословенное обещание: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:42, 43 ). Потому что, какие бы грехи мы ни совершали, что бы ни произошло с нами, слово покаяния, обращенное к Господу, отверзает врата Царствия Небесного. Господь всегда готов простить нас, если приступаем к Нему с верой и любовью. Подходя к Святой Плащанице, встанем пред лицом Божией Матери, Которую мы убийством обездолили, ибо все повинны в смерти Ее Божественного Сына. Не чувствуя под собой ног, не видя ничего вокруг, стояла Она у креста. Господь умирал, а Она соумирала. Многие с любопытством, злорадством или изумлением глядели на Христа, но никто не мог посмотреть в глаза Его Матери… А мы сейчас не просто видим Ее духовными очами, мы слышим Плач Богородицы – пронзающее душу и выраженное в изумительных словах горе Матери, оплакивающей неутешную потерю. И у Нее, Усердной Заступницы рода христианского, мы просим защиты и заступления, потому что Ее неустанному предстательству Распятый на кресте Господь вручил всех нас верных и неверных чад Своих. Пречистой Кровью Господь наш Иисус Христос омывает грехи всего человечества, никто не оставлен, никто не лишен любви Всеблагого Спасителя. По слову апостола Иоанна Богослова: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1 Ин.3:16 ). Порадуем же Вселюбящего Господа взаимной христианской любовью, которая животворит, освящает, озаряет несказанным светом всю нашу жизнь, делает ее глубокой, широкой, способной вместить присутствие Божие. Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Тем не менее в миссии Сына присутствует судебный элемент, распространяющийся прежде всего на тех, кто не принимает Его свидетельство. В той же беседе с Никодимом Иисус говорил: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин.3:19 ). Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы спасти мир, но для того, кто не захотел поверить в Него, само Его пришествие стало судом. Тот же, кто уверовал в Него, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Тема жизни и воскресения доминирует в рассматриваемом сегменте беседы: слово «жизнь» (ζω) встречается пять раз, «воскресение» (νστασις) – два раза, глаголы «оживлять» (ζωοποιω) – два раза, «оживать» (ζω) и «воскрешать» (γερω) – по одному разу. Прежде всего речь в тексте идет о том всеобщем воскресении, которое, согласно учению Иисуса, будет предшествовать Страшному суду. Для одних оно станет «воскресением жизни», для других – «воскресением осуждения». Но выражение – наступает время, и настало уже – указывает на событие, происходящее сразу в двух измерениях – в будущем и в настоящем. Всеобщее воскресение – это событие будущего. Но оно отражено в конкретных событиях настоящего – в тех воскрешениях мертвых, которые совершаются Иисусом. Таких воскрешений, согласно Евангелиям, было три. Об одном из них – воскрешении дочери Иаира – повествуют все три синоптика ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:21–24, 35–43 ; Лк.8:41–42, 49–56 ). О другом – воскрешении сына вдовы Наинской – рассказывает только Лука ( Лк.7:11–16 ). Наконец, третье – воскрешение Лазаря – описывается только в Евангелии от Иоанна ( Ин.11:1–46 ). Именно воскрешение Лазаря является тем событием, произошедшим при жизни Иисуса, которое, с одной стороны, является прообразом всеобщего воскресения, с другой – предвещает смерть и воскресение Иисуса, с третьей – подтверждает то, что Иисус в беседе с иудеями говорит о Своей власти воскрешать и оживлять. Если мы сравним рассказ о воскрешении Лазаря с рассматриваемым отрывком из беседы с иудеями, мы увидим очевидные параллели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в сфере естественного знания, или, по нынешнему, на научной почве (Песн. 1:5). В таинственном смысле это значит, что Бог, Иегова Израилев, как царь не только Евреев, а и язычников, милостиво допускает ищущих Бога язычников к религиозному общению и участию в празднественном церковном торжестве среди Своего избранного народа и в Своем храме, где милостиво слышит их моления (см. 3 Цар. 8: 41-43) и через богопросвещенных мужей дает им разрешительные ответы на их недоуменные вопросы (см. 3 Цар. 10:1-9; ср. Мф. 12: 42). Замечательны в этом, рисуемом в Песни религиозном просвещении язычников, две существенные черты, именно: церковно-религиозное общение Евреев, как членов Церкви подзаконной, с язычниками без принятия последних в эту Церковь через обрезание и в качестве прозелитов, и промыслительное просветительное воздействие на язычников Самого Бога через явления природы, каковое воздействие представляется в «Песни Песней» общим просветительном средством для всех язычников; само общение Бога с язычниками через естественное богопознание и поклонение Ему, как Творцу и Зиждителю всего, представляется естественно церковным (– «ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры; потомки наши – кипарисы»: образ церкви) союзом Бога с человеками. То понятие о религиозном общении Евреев с язычниками, к которому стремился и которое осуществляет Соломон, не было усвоено всем народом Еврейским, в котором, напротив, развились впоследствии религиозно-национальные нетерпимость и исключительность; но лучшие богопросвещенные мужи Израиля по особому действию Божию входили и в последующие времена в такое общение с язычниками, какое рисуется в «Песни Песней». Пример этого мы видим в деятельности пророка Илии, посланного к вдовице Сарепты Сидонской (3 Цар. 17:8-23; ср. Лк 4:25-26), – пророка Елисея, исцелившего от проказы язычника Неемана Сириянина и позволившего этому язычнику поклоняться и служить Богу истинному на своей родине, не покидая своих обязанностей при языческом царе (4 Цар. 5:1-19; ср.

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

     Господь Иисус Христос неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, и прямо (см.: Мф.9:15 ; Ин. 3:29 ), и косвенно (см.: Мф.25:1, 5–6, 10 ); Его Царство называется браком (см.: Мф.25:1–10 ; Лк. 12:36; 14, 8 ; Откр. 19:7 ). Мистической невестой Христа является Его Святая Церковь в ее единстве, поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души, что видно и из слов апостола Павла (см.: Еф. 5:25 ).      Жених грядет, и по Его следам идем и мы, и восходим в Иерусалим, и становимся свидетелями того, что должно там свершиться. Шаг за шагом сшествуем мы Господу нашему и Спасителю. Вот мы слышим в Евангелии (см.: Мф.21:18–43 ), как Спаситель, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, по дороге взалкал и увидел смоковницу и, не найдя на ней плода, проклял ее. «Проклятие смоковницы последовало не в отмщение дереву, а для цели высшей Проклятая смоковница выражает судьбу и каждой души, грешной и нераскаянной» 8 . Предлагая нам пример бесплодной смоковницы, Церковь предостерегает: «Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи» 9 (ТП. Л. 392).      Как бы в объяснение этой притчи Господь рассказывает притчу о злых виноградарях (см.: Мф.21:33–42 ), которые, когда настало время плодов, не только не отдали их хозяину, но и сына его единственного, посланного к ним за плодами, убили. И потому сказываю вам , — заканчивает притчу Спаситель, — что отнимется от вас Царство Божие . В этой притче нельзя не видеть и осуждения христианам, нарушающим заповеди и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями.      В образе смоковницы и виноградарей изображается всякая душа человеческая, не приносящая духовного плода: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость» 10 (ТП. Л. 399). Теме покаяния уделяется особое внимание как в богослужебных текстах Страстной седмицы, так и в писаниях святых отцов.

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Господь Иисус Христос неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, и прямо (см.: Мф. 9, 15; Ин. 3. 29), и косвенно (см.: Мф. 25, 1, 5–6, 10); Его Царство называется браком (см.: Мф. 25, 1–10; Лк. 12, 36; 14, 8; Откр. 19, 7). Мистической невестой Христа является Его Святая Церковь в ее единстве, поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души, что видно и из слов апостола Павла (см.: Еф. 5, 25). Жених грядет, и по Его следам идем и мы, и восходим в Иерусалим, и становимся свидетелями того, что должно там свершиться. Шаг за шагом сшествуем мы Господу нашему и Спасителю. Вот мы слышим в Евангелии (см.: Мф. 21, 18–43), как Спаситель, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, по дороге взалкал и увидел смоковницу и, не найдя на ней плода, проклял ее. «Проклятие смоковницы последовало не в отмщение дереву, а для цели высшей Проклятая смоковница выражает судьбу и каждой души, грешной и нераскаянной»[ 5 ]. Предлагая нам пример бесплодной смоковницы, Церковь предостерегает: «Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи»[ 6 ](ТП. Л. 392). Как бы в объяснение этой притчи Господь рассказывает притчу о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33–42), которые, когда настало время плодов, не только не отдали их хозяину, но и сына его единственного, посланного к ним за плодами, убили. И потому сказываю вам,— заканчивает притчу Спаситель,—что отнимется от вас Царство Божие. В этой притче нельзя не видеть и осуждения христианам, нарушающим заповеди и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В образе смоковницы и виноградарей изображается всякая душа человеческая, не приносящая духовного плода: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость»[ 7 ](ТП. Л. 399). Теме покаяния уделяется особое внимание как в богослужебных текстах Страстной седмицы, так и в писаниях святых отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2231...

(Синод.377-310), восходящим по А.Дмитриевскому к более раннему греческому тексту (Дмитриевский; Pallas D.I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz..., S.42-43) . Согласно главе 88-ой " Како поется надгробное в црьградской соборной церкви " , после 9-ой песни канона святитель восходит на амвон, а другой святитель кадит святую икону " поставлену на налои среди церкви, оуныние Гда нашего Иса Хса " . После чтения непорочных и великого славословия над держащим Евангелие святителем поднимают плащаницу. Затем входят в алтарь, полагают Евангелие на трапезе и покрывают его плащаницею, исполняя тропарь " Благообразный Иосиф " (Троицкий В. История плащаницы//Богословский Вестник, 1912. 1-4. С. 150 и далее) . В этом развитом обряде страстной службы уже видное место занимают плащаница и икона Akra Tapeinosis. О такой службе, но без подробностей, известно из письма патриарха Афанасия I в начале XIV века (1305 г.?) (Maffry Talbot A.-M. The Correspondence of Athanasius 1, Patriarch of Constantinople//DOT, III. Washington, D.C.,1975. P.116, 178) . Самое раннее его изображение - миниатюры греческого Евангелия из Карахиссар конца XII в. (РНБ, Греч.105) (Willoughby H.R. The Four Gospels of Karahissar . Chicago, 1936. Pls. 34 and 106. Новая датировка рассм.: A.Cutler and A.Weil Carr. The Psalter Benaki. 34.3//REB, 34 (1976). P.281, 304) , где они соотносятся сначала с текстом Мф.27.35-37: " Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий ... И поставили над головою его надпись... " Сей есть Иисус, Царь Иудейский " . В другом случае, это Лк 23.28-32: " Иисус... сказал: Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе " . Иллюстрации не соответствуют тексту, но явно напоминают о евангельских чтениях на утрени страстной пятницы, где они, включаясь в литургический контекст дня Распятия Христа, имеют особый смысл. Более того, тропарь " Распявшие его, делили одежды его " и плач жен были важнейшими составляющими ритуала ортроса великой пятницы. Значит, образ Akra Tapeinosis, по представлению мастера, украшавшего греческий кодекс, более всего соответствовал службе этого дня.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hris...

Четвертый плод веры есть любовь к ближнему, духовная польза и назидание оного. Слепец, уверовав во Христа своим примером и других многих обращает к Нему, и тем самым дает им случаи благодарить Бога и славить имя Его. «Все людие видевше», что слепец получил зрение, и за сию милость славит Бога, «воздаша хвалу Богови» ( Лк.18:43 ). Так, благодарный слепец, удостоившись узреть свет вещественный, делается для других светильником света духовного; и посему исполнились над ним сии Христа Спасителя слова: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Истинная и живая вера во Христа побуждает нас иметь попечение и о ближних наших, производит в нас святую ревность к их спасению, и влагает искреннее желание привести их ко Христу. Те, кои воспрещали бедному прежде слепцу призывать Иисуса Христа, сами не имели веры, а потому и любви к ближнему, которая есть первый плод ее. Так и ныне в тех нет истинной и живой веры, кои препятствуют, или, по крайней мере, не содействуют спасению своего ближнего; кои хотя ничем намеренно и не поддерживают вольнодумства человека неверного, но в прочем невниманием и равнодушием к его внутреннему состоянию оставляют его спокойным в своем неверии, и не дают ему чувствовать, что сия духовная слепота его есть ужасное зло, ибо ведет его прямо к вечной погибели. Не так поступает упоминаемый ныне в Евангелии слепец: но, как искренно, всем сердцем верует; то и устами исповедует, и языком славословит и делами превозносит своего милосердого Просветителя; и сим своим примером многих обращает и приводит к Нему. Так вера, проникнув и озарив светом своим прежде одну грешную душу, распространяет потом животворные лучи свои чрез нее и на других. Андрей первый из Апостолов уверовал во Христа Иисуса, и как скоро узрел брата своего Петра, говорит: «обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос, и приведе его ко Иисусови» ( Ин.1:41–42 ). Филипп увидев Нафанаила говорит: мы обрели Иисуса, о Котором писал Моисей в законе и Пророки: «прииди и виждь» ( Ин.1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010