Девы Марии. 2:368–371. О духовном характере Царства Христова. 1:135–138. Как от веры Пресв. Девы Марии требовалось предварительное признание предрекаемого Ей Сына не только в качестве Сына Божия, но вместе в качестве Царя, так и от нашей веры, вместе с признанием в Лице Иисуса, Сына Божия, Богочеловека, Спасителя нашего, требуется признание в Нем нашего Царя, как существенно необходимое для спасительной веры. 5:72–74. О благовестии Архангела Пресв. Деве Марии и по вопросу о том, почему всемогущая сила Божия в деле, принадлежащем собственно всемогуществу, действует не без соизволения воли человеческой? 5:121–124. Что значит, что воплощение Сына Божия предваряется небесным благовещением, и что сие благовещение не только изрекается вседержавною волею Господа, но и взыскует соизволения Рабы Его? Об обязанности, пользе и важности послушании вообще. 4:236–243. Если Божие определение о воплощении Сына Божия было уже постановлено и провозглашено еще в первые дни мира, то почему оно не исполнялось в продолжение многих веков? 4:442–445. О совершенной преданности Мариам Богу и об истинной преданности воле Божией вообще. 2:65–70. В этом повествовании предыдущие два – предсказание Ангела о рождении Иоанна Предтечи ( Лк.1:5–25 ) и благовестие его Пресвятой Деве Марии ( Лк.1:26–38 ) сливаются, так сказать, вместе, в одно повествование. Святой Лука говорит здесь прежде всего ( Лк.1:39–41 ) о том, как Пресвятая Дева вскоре после благовестия отправилась из Назарета к родственнице Своей Елизавете, как увиделись обе избранные Богом матери и какое необыкновенное действие произвело на Елизавету свидание с Марией. Вдруг взыграл младенец во чреве ея, замечает евангелист, и она исполнилась Духа Святого. Замечание это весьма важно; оно сразу дает видеть, что описываемое событие, подобно первым двум, имеет вполне чудесный характер. Далее ( Лк.1:42–55 ) он приводит возвышенные и вдохновенные речи их, которые собственно и составляют главную часть повествования. Общий ход мыслей в этих речах можно изложить в следующем порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Таков внутренний смысл хвалебной песни Пресв. Девы. Наша Церковь поступила весьма мудро, определив воспевать Её на утреннем церковном богослужении на девятой песни канона. Последний – Лк.1:56 – стих составляет историческое заключение: пребысть же Мариам с нею яко три месяцы: и возвратися в дом Свой. Около трёх месяцев пробыла Мария у Елисаветы, но дождалась ли Она рождения Иоанна Предтечи, евангелист не говорит, а толковники думают различно. Ориген , Амвросий, из новейших Годе утвердительно решают этот вопрос. Феофилакт, Евфимий Зигабен , из новейших Гофман и Кейль отрицают это мнение и, кажется, не без основания. В Лк.1:57 и след. говорится только о соседях и родственниках, которые, как только услышали о рождении сына у Елисаветы, тотчас собрались в дом Захарии, и они же одни присутствовали при обрезании младенца, а о Марии Лука не говорит ни слова. Весьма вероятно, что Она, избегая взора любопытных, поспешила перед рождением Иоанна возвратиться в Назарет в дом Свой. Замечание евангелиста, что Мария возвратилась в дом Свой, а не в дом Иосифа, ясно даёт видеть, что Пресв. Дева по обручении Своём не вдруг перешла в дом Иосифа, что следовательно как благовестие Ангела было в Её собственном доме, так и путешествие к Елисавете Она совершила из Своего дома, и только по возвращении в Назарет перешла в дом жениха Своего, где на первых же порах Ей предстояло великое испытание. 4) Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия (Мф.1:18–25) В Евангелии св. Луки мы видели, как Бог-Слово, по одному слову Пресв. Девы: буди Мне, воплотился от Неё ( Лк.1:26–38 ) и как вскоре после того тайна эта чудесным образом открыта была прав. Елисавете ( Лк.1:39–56 ). Теперь вам предстоит познакомиться с другим, не менее чудесным открытием великой тайны воплощения Сына Божия прав. Иосифу, обрученнику Марии. Св. Лука умалчивает об этом событии, но зато им начинает своё Евангелие св. Матфей. И это понятно – почему. Св. Матфей писал своё Евангелие для христиан из иудеев, из которых многие думали, что Иисус Христос был сын Иосифа ( Мф.13:55 ; ср. Мк.6:3 ). Чтобы уничтожить это ложное мнение, он и повествует в самом начале Евангелия о таком чудесном событии, которым неоспоримо подтверждается сверхъестественное происхождение Иисуса Христа от Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

С. 134; Mateos. Op. cit. P. 79), но, как было показано выше, система 12 Евангелий существенно отличается от древней иерусалимской системы 7 (или 8) Евангелий. В то же время маловероятно и константинопольское происхождение системы 12 Евангелий, т. к. в Типиконе Великой церкви на Страстной седмице евангельские чтения присутствуют только на вечернях, и в частности на вечернях Великого Четверга и Великой Пятницы читается по одному гармонизированному Евангелию (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27. 2 в четверг; Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 в пятницу), которые в совокупности образуют непрерывный рассказ обо всех событиях Страстных четверга и пятницы, а система 12 Евангелий разрушает эту стройную последовательность (Janeras. P. 130-134). Как бы то ни было, чин 12 Страстных Евангелий (вместе с 15 антифонами и др. гимнографией) широко распространился на греческом Востоке в послеиконоборческий период (сначала как чин 11 Евангелий - указание на 11 Евангелий на утрене Великой Пятницы встречается во мн. рукописях XI в. (напр., Patm. 79 (65); Lond. Brit. Lib. Add. 37004; Athen. Bibl. Nat. 2104 и 43; Marc. gr. 13; Vat. gr. 771); возможно, 11 евангельских зачал появились на утрене Великой Пятницы по образцу 11 утренних воскресных евангельских зачал, а 12-е зачало было введено для округления счета - Дмитриевский. 1894. С. 393) и вошел как в соборное богослужение Иерусалима (Святогробский Типикон) и Константинополя (Типикон Великой церкви), так и в монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, последний получил со временем всеобщее распространение и доныне употребляется в Церкви. Из особенностей утрени Великой Пятницы в Типиконе Великой церкви отмечен только тропарь на Пс 50: " Днесь церковная завеса " . Кроме того, один из списков Типикона Великой церкви XI в., а также архиеп. Антоний Новгородский (XII в.) сообщают, что после окончания утрени храм Св. Софии в XI-XII вв. закрывали, чтобы помыть и приготовить к службам Великой субботы и Пасхи (Дмитриевский.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Последний, 56, стих составляет историческое заключение: пребысть Мариам с нею яко три месяцы: и возвратися в дом Свой. Около трех месяцев пробыла Мария у Елизаветы, но дождалась ли Она рождения Иоанна Предтечи, евангелист не говорит, а толковники думают различно. Амвросий, Ориген , из новейших Годе утвердительно решают этот вопрос. Феофилакт, Евфимий Зигабен , из новейших Гофман и Кейль отрицают это мнение и, кажется, не без основания. В 57 ст. и следующих говорится только о соседях и родственниках, которые, как только услышали о рождении сына у Елизаветы, тотчас собрались в дом Захарии, и они же одни присутствовали при обрезании младенца, а о Марии Лука не говорит ни слова. Весьма вероятно, что Она, избегая взора любопытных, поспешила пред рождением Иоанна возвратиться в Назарет, в дом Свой. Замечание евангелиста, что Мария возвратилась в дом Свой, а не в дом Иосифа, ясно дает видеть, что Пресвятая Дева по обручении Своем не вдруг перешла в дом Иосифа, что, следовательно, как благовестие Ангела было в Ее собственном доме, так и путешествие к Елизавете Она совершила из Своего дома, и только по возвращении в Назарет перешла в дом жениха Своего, где на первых же порах Ей предстояло великое испытание. Библиографический указатель к свиданию Пресвятой Девы с Елисаветою (Лк.1:39–56) Из толкований святоотеческих 1 . Преп. Исидор Пелусиот . На слова: И откуда мне сие ( Лк.1:43 ), ч.1. 207,208. «Творения свв. отцов», т.34.   Из толкований новейших в духовных журналах 2 . Фоменко. Горний город Иудин. «Воскресное чтение», 1881. 3 . Свидание Пресв. Девы с праведною Елизаветою. «Воскресное чтение», 1805. 4 . Свидание Марии с Елизаветою. «Христианское чтение», 1837. 5 . Л. П. Размышление христианина при чтении Св. Евангелия о свидании Пресв.Девы Марии с прав. Елизаветою. Стран. 1877. 6 . Лк.1:46 . Назидат. хар. «Христианское чтение», 1829. 7 . Ст.46–55. Из беседы в день Благовещения. «Воскресное чтение», 1813. 8 . Ст.54–55. Наказуемый Богом народ. «Душеполезное чтение», 1874. 9 . Ст.51. «Воскресное чтение», 1802.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Апостолы (до Воскресения) разделяли общую точку зрения на добро, как насилие (юридическая точка зрения), и стояли, на общей всему иудейству, почве плотских мессианских чаяний, постоянно ожидая от Спасителя, что вот-вот Он откроет Свое славное царство. Очевидно, Христос, во все время оставался непонят ими. В Евангелии есть прямые указания на то, что ученики питали надежды на внешнее материальное вознаграждение в будущем славном царстве Мессии. Они только неясно представляли себе, в чем оно будет состоять, а прямо спросить об этом не сразу решались. Только у нетерпеливого Петра любопытство однажды превзошло нерешительность, и он обратился ко Христу с занимавшим их всех вопросом, какое они получат от Него вознаграждение за то, что они оставили свои семьи, дома, занятия ( Лк. 18:28–39 ). Их занимал также вопрос о месте, которое каждый из них должен занять в будущем царстве. Однажды у них произошел даже спор из-за будущих мест ( Мф. 18:1–4; 20–28 ). 460 Когда Спаситель однажды повел речь о предстоящих Ему страданиях, Петр вздумал было даже отговаривать Его от них ( Мф. 8:2–33 ср. Мк. 16:21–24 ). В своей близости ко Христу они видели лестное и заманчивое отличие перед другими. Вот почему им неприятно было видеть, что какой то человек, не ходивший, как они, со Христом, именем Его изгоняет бесов ( Лк. 9:49–50 ). Они и сами попытались, было, однажды сделать чудо пред глазами большой толпы из детского тщеславия ( Мк. 9:14, 13 ), а может быть, из плотской ревности к славе своего Учителя. Такую ревность они обнаружили раз во время путешествия в Иерусалим через Самарию, когда с ними дурно обошлись жители в одном селении Самарянском, отказавшись принять у себя иудеев. Иаков и Иоанн сказали: „Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба, и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк. 9:51–55 ). Этими словами, как видим, Сам Спаситель признал в них следы юридического духа. Однако ученики Его не вразумились ими, и предложили, было, свои услуги Христу оружием защищаться против воинов, схвативших Его в Гефсиманском саду ( Лк. 22:38 ; Ин. 18:10–11 ), и вообще, против врагов Его, о которых Он сказал им на Тайной Вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Существующий порядок чтения за богослужением текстов из Четверо-евангелия, Деяний и апостольских Посланий в общем соответствует означенному принципу и не нуждается в существенных изменениях. Однако из числа всех праздников в честь Богородицы только Благовещение и Собор Пресвятой Богородицы имеют особые, к этим дням относящиеся евангельские чтения на литургии, а во все остальные богородичные праздники на литургии читается всегда одно евангелие. В то же время имеются другие места в Евангелии, также относящиеся к прославлению Богоматери, которые можно было бы использовать. Поэтому можно было бы читать: – в праздник Успения Богоматери – евангелие от Иоанна (19:25–27; 21:24–25) об усыновлении Иоанна Богослова Божьей Матери (идея: усыновление Богоматери в лице Иоанна всех христиан, оправдывающее Ее материнскую заботу о людях); – в праздник Покрова Божьей Матери – евангелие от Иоанна (2:1–12) о браке в Кане Галилейской (идея: Господь внемлет просьбе Матери Своей, ходатайствующей о людях); – в прочие праздники, посвященные прославлению Матери Божией, – евангелие от Луки (10:38–42; 11:27–28), ныне читаемое, или же ( Лк.1:39–55 ). В связи с тем, что в настоящее время вечерняя литургия Великой Субботы совершается не в положенное Уставом время, а в первой половине дня, можно считать допустимым чтение евангелия о воскресении Господа (зач. 115 от Матфея) перед началом Пасхальной Заутрени. Воскресные евангельские чтения на литургии соответствуют прославлению Господа Иисуса Христа как Сына Божьего, Божественного Учителя, Чудотворца, Победителя смерти и ада. Однако среди них встречаются параллельные евангельские чтения, а именно: – воскресное евангелие недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ) и недели 23-ей ( Лк.8:26–39 ), об исцелении бесноватых; – воскресное евангелие недели 6-той об исцелении расслабленного ( Мф.9:1–8 ) и недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ); – воскресное евангелие недели 10-той ( Мф.17:14–23 ), об исцелении бесноватого отрока, и недели четвертой Великого Поста ( Мк.9:17–31 );

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33:11—23; Евр. 4:3—10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12—16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52:13—53, 1—12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23—2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27:1—38; Лк. 23:39—43; Мф. 27:39—54; Ин. 19:31—37; Мф. 27:55—56).    После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40-й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2:35).    Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Девы, сейчас исполняемый на повечерии в Великий Пяток, есть творение Симеона Логофета, знаменитейшего писателя церковного, благочестивого вельможи константинопольского, жившего в 10 веке, при императорах Льве Премудром и Константине, и бывшего советником у этих государей как в делах воинских и гражданских, так и в трудах ученых.    Богочеловек Искупитель наш при своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему Ангел для укрепления Его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Происхождение чина 12 Евангелий В. п. неясно; обычно его возводят к циклу евангельских чтений на бдении В. п. в древней иерусалимской традиции (Там же. С. 134; Mateos. Op. cit. P. 79), но, как было показано выше, система 12 Евангелий существенно отличается от древней иерусалимской системы 7 (или 8) Евангелий. В то же время маловероятно и к-польское происхождение системы 12 Евангелий, т. к. в Типиконе Великой ц. на Страстной седмице евангельские чтения присутствуют только на вечернях; в частности, на вечернях Великого четверга и В. п. читается по одному гармонизированному Евангелию (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27. 2 в четверг; Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 в пятницу), к-рые в совокупности образуют непрерывный рассказ обо всех событиях Страстных четверга и пятницы, а система 12 Евангелий разрушает эту стройную последовательность ( Janeras. P. 130-134). Как бы то ни было, чин 12 Страстных Евангелий (вместе с 15 антифонами и др. гимнографией) широко распространился на греч. Востоке в послеиконоборческий период (сначала как чин 11 Евангелий - указание на 11 Евангелий на утрене В. п. встречается во мн. рукописях XI в. (напр., Patm. 79 (65); Lond. Brit. Lib. Add. 37004; Athen. Bibl. Nat. 2104 и 43; Marc. gr. 13; Vat. gr. 771); возможно, 11 евангельских зачал появились на утрене В. п. по образцу 11 утренних воскресных евангельских зачал, а 12-е зачало было введено для округления счета - Дмитриевский. 1894. С. 393) и вошел как в соборное богослужение Иерусалима (Святогробский Типикон) и К-поля (Типикон Великой ц.), так и в монастырские Студийский и Иерусалимский уставы , последний из к-рых получил со временем всеобщее распространение и доныне употребляется в правосл. Церкви. Из особенностей утрени В. п. в Типиконе Великой ц. отмечен только тропарь на Пс 50: «Σμερον το ναο τ καταπτασμα» (      ). Кроме того, один из списков Типикона Великой ц. XI в., а также архиеп. Антоний Новгородский (XII в.) сообщают, что после окончания утрени храм Св.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Так как духовно-нравственное совершенство в жизни христианина совершается не вдруг, а постепенно, то жизнь христианина, естественно, имеет разные ступени высоты и духовности – имеет свои возрасты. Святой апостол Павел пишет к Коринфянам, что он не мог с ними говорить как с духовными, а говорил как с плотскими, как с младенцами во Христе, – питал их млеком, а не твердой пищей, потому что они не в силах еще были воспринять ее (см. 1Кор.3:1–2 ). В Послании к Ефесянам он говорит, что назначение христианина – прийти в единство веры и познания Сына Божия, развиться в мужа совершенного, достигнуть меры полного возраста Христова (см. Еф.4:13 ). В большинстве православных акафистов, как уже сказано, раскрывается осуществление праведной жизни святыми Божиими, как она понимается Православной Церковью. Высший образ святой жизни дан христианам Господом Иисусом Христом (см. Ин.13:15 ). Земная жизнь Господа Спасителя, насколько она известна из книг Священного Писания, является подвигом самоотверженного милосердия к людям и послушания воле Отчей (см. Ин.4:34 ; Мф.26:39 , Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Флп.2:8 ). В Своей земной жизни Иисус Христос дал христианам высочайший образец истинного самоотвержения, безграничной любви, милосердия и чистоты. Он дал также высший образец смирения (см. Ин.8:50 ; Мф.11:29 ; Мф.20:28 ; Ин.13:14 ) и кротости (см. Лк.9:55 ), не переходящей в слабость, а соединенной с дерзновением (см. Мф.21:12 ; Мк.11:15 ; Лк.19:45 ). Образ безгрешной жизни Богочеловека, насколько он может осуществляться на земле, стал образцом святой жизни христиан. Христианские праведники в своей спасительной жизни стремились подражать Господу Иисусу Христу, привлекая к тому же и всех христиан (см. 1Кор.11:1 ). Святые угодники изображаются в акафистах как руководители христиан на пути спасения, как вожди их в житии по заповедям Христовым, как учителя христианского самоотвержения, смирения, кротости, терпения, милосердия и т. д. Святые изображаются как духовные благодетели христиан, часто: как мудрые наставники православия, благовестники веры Христовой, поборники христианской истины, ревнители уставов Церкви, блюстители благочестия, учителя молитвы и бдения, хранители девства и чистоты, рачители воздержания и трудолюбия, а также изображаются как питатели алчущих и убогих, покровители сиротствующих и вдов, защитники обиженных, заступники притесняемых, утешители скорбящих, ободрители спасаемых, укрепители изнемогающих, целители болящих, просветители слепотствующих, помощники беспомощных, вразумители заблуждающихся, истребители нечестия, искоренители нестроений, обиличители расколов и ересей и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010