8) Когда приблизилось то время, в которое Бог определил прийти в мир Избавителю и явиться миру, перед Его пришествием родился пророк от неплодных и престарелых праведных родителей – священника Захарии и Елисаветы – именем Иоанн (Лк. 1:57-63). Этот пророк был послан Богом приготовить путь Избавителю, грядущему в мир, как о том Захария, отец его, Духом Святым сказал ему, рожденному: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1:76). И Сам Бог еще прежде о нем предсказал через пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3:1; Мк. 1:2). Потому называется он Предтечей Святой Церковью, что перед пришествием Христовым, как заря перед солнцем, предшествовал и проповедал приблизившееся Солнце правды, – Христа. Этот пророк проповедал Христа, уже пришедшего в мир, говоря: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1:7). И указывал на Христа, говоря: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня, и прочее (Ин. 1:29-30 и след.). 9) Пришествие Христово в мир было так: в шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве Марии, Которая тогда жилище свое имела во граде галилейском Назарете, и, придя к Ней, сперва поздравил Ее так: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами! Потом объявил Ей: Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, и прочее. Пресвятая Дева, услышав о таком неслыханном деле, сказала Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? А когда Ангел ответил Ей: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, – и прочие слова в уверение приложил, – соизволила на то благодатная Дева: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Так Сын Божий Иисус Христос, благоволением Небесного Своего Отца и наитием и осенением Святого Духа, во чреве девическом зачался плотью (Лк. 1:24-38). Это Божие благоволение к нам, грешным и погибшим, празднуется Церковью 25 марта . Это милосердное к нам Божие благоволение Святая Церковь называет Благовещением, потому что благая весть Деве Богородице и всей твари с небес на землю через Ангела Божия была принесена и объявлена. Ибо отсюда началось наше спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3 . Так как далее сказано: «Но они не поняли сказанных Им слов» ( Лк.2:50 ), нам надлежит внимательнее рассмотреть написанное. Неужели они были настолько неразумны и маломысленны, что не поняли, что когда Он сказал: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», Он имел в виду «в храме»? Значит ли это что-то еще, что-то более глубокое, что было бы во благо слушающим, каждому из нас, если он добрый и совершенный и принадлежит Богу Отцу? Поэтому в целом Спаситель всех нас учит, что Ему подобает быть только среди тех, кто принадлежит Его Отцу. Если каждый из вас принадлежит Богу Отцу, то Иисус посреди вас. Мы должны верить Ему, когда Он говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». И я предполагаю, что более разумным храмом, храмом живым и истинным является тот храм, образом которого является здание, построенное земными трудами. Поэтому Он был в храме как в образе и «шел от храма» ( Мф.24:1 ) как от образа. Ибо, выйдя из земного храма, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), и, оставив этот дом, Он приходит во владения Бога Отца, а именно в церкви, разбросанные по всему миру, и говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Поэтому тогда «они не поняли сказанных Им слов». 4 . В то же время обратите внимание на то, что пока Он находился во владениях Своего Отца, Он был в выси. А так как Иосиф и Мария еще не обладали полнотой веры, то они не могли все время находиться с Ним наверху, и поэтому, как сказано, Он нисходил к ним. Иисус часто нисходит к Своим ученикам, не всегда Он стоит на горе, не остается все время в вышине. На гору Фавор Он восходит с Петром, Иаковом и Иоанном (ср. Лк.9:28 ), но с остальными учениками Он был в другом месте. К тем, кто страдал различными недугами, был очень слаб и не мог взобраться на гору, «сошел Он с горы» ( Мф.8:1 ), к тем, кто был внизу. И здесь также сказано: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» ( Лк.2:51 ). 5 . Дети, будем учиться быть в повиновении у наших родителей. Больший подчиняется меньшему, ибо видит, что Иосиф старше Его годами, и потому воздает ему честь, подобающую родителю. Он – образец для всех сыновей, которые должны подчиняться отцам; а если у них нет отца, то они должны подчиняться тем, кто обладает честью отца. Но к чему я говорю о родителях и детях? Ведь если Иисус – Сын Божий – подчиняется Иосифу и Марии, то не должен ли я подчиняться епископу, которого Бог поставил мне отцом, или пресвитеру, который по воле Господа надо мной поставлен? Думаю, что Иосиф понимал, что Иисус, подчинявшийся ему, выше его, и из почтительности ограничивал свою власть. Поэтому все должны понимать, что зачастую меньший поставлен над большим, и подчас случается, что подчиненный выше того, кто, как кажется, имеет власть над ним. И когда тот, кто занимает более высокое положение, понимает это, он не превозносится в гордыне своей тем, что он выше, ибо знает, что тот, кто выше, подчиняется самому себе, как Иисус подчинялся Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3, 9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2, 10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23, 14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14, 33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32, 4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания… Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17–20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17, 5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами — значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Для верующих Он будет драгоценностью, а для неверующих камнем претыкания и соблазна, о который преткнутся они, не покоряясь слову ( 1Пет.2:6–8 ). Во всю жизнь Свою Он будет предметом противоречий – одни будут говорить о Нем: это Христос, а другие: разве из Галилеи Христос придет ( Ин.7:41 )? Одни: когда Христос придет, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? ( Ин.7:31 ), а другие: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ). И в сих-то противоречиях откроются сердечные расположения людей (/помышления сердец), – обнаружатся ложное благочестие, тщеславная суетность и завистливая злоба одних, чистосердечие и любовь к истине других. Неверие людей прострется до того, что они предадут смерти своего Спасителя, и ты Сама, говорит Симеон, обращаясь к Марии, будешь свидетельницею этого тяжко-скорбного для Тебя зрелища. Терния венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, как меч, пронзят Твое Матернее сердце (Арх. Никод. в Сборн. Барс.). «Оружием, пишет Зигабен, Симеон называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ея был пригвожден ко кресту.» Лк.2:36 . И бе áнна прорóчица, дщи фанýилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днéх мнóзех, живши с мýжем сéдмь лет от девства своегó: Лк.2:37 . и тá вдовá яко лет óсмьдесят и четыре, яже не отхождáше от цéркве, постóм и молитвами служáщи дéнь и нóщь. Лк.2:38 . И тá в тóй чáс пристáвши исповедашеся Гóсподеви, и глагóлаше о нéм всем чáющым избавлéния во Иерусалиме. (Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.) Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу ( 1Пар.1:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Он посылает Его от Отца верующим в Него и Сам свидетельствуется Им ( Ин.15:26 ). Он есть, таким образом, лице равночестное и равнопокланяемое со Отцем и Духом. Идите, говорит Он ученикам Своим, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Явясь в мире, Он явился с особым, данным Ему от Отца, поручением. Я прославил Тебя, говорит Он молитвенно к Богу Отцу, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить ( Ин.17:4 ). Это дело состояло, во-первых, в том, чтобы открыть на земле имя Отца Небесного: Я открыл имя Твое человекам, говорит Он в той же молитве, которых Ты дал Мне от мира... ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть ( Ин.17:6 ); во-вторых – в том, чтобы взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ), чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк.10:45 ). Он есть пастырь добрый, полагающий душу Свою за овец Своих ( Ин.10:11 ). Он есть, поэтому, для человечества свет ( Ин.12:46 ), путь, воскресение и жизнь ( Ин.11:25 ). Словом, Он есть давно ожидаемый Мессия. Это я, Который говорю с тобою, сказал Он Самарянке, когда та выразила ожидание Мессии ( Ин.4:25–26 . Сравн. Мф.11:4–5 ). Благоволивши для спасения человечества сделаться человеком, Он сделался таковым не по виду только, но действительно и всецело. Он имел равное нам тело. Осяжите меня и рассмотрите, говорил Он по воскресении ученикам Своим, принявшим Его за призрак, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:39 ). Он имел душу и дух ( Мф.26:38 . Лк.23:46 ). Он нуждался в пище ( Мф.4:2 ) и питии ( Ин.19:28 ), подвергался утомлению ( Ин.4:6 ). Единственное, что было чуждо Ему, это – греховность человеческой природы. Он не признавал ее за собою ни тогда, когда просил крещения у Иоанна ( Мф.3:15 ), ни после того. Кто из вас, говорил он иудеям, обличит Меня в неправде ( Ин.8:46 ). Совершивши Своею жизнью, страданиями и крестною смертью искупление человечества ( Мф.26:28 ), Он хотя и вознесся на небо, но не оставил верующих в Него без Своего руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Мф.10:38 .   и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Ср.  Мк. 8:34;  Лк. 9:23, 14:27). Реальный смысл этого изречения вполне понятен. Следовать за Христом, значит прежде всего взять крест. Здесь в первый раз в Евангелии Матфея буквальная речь о кресте. Спаситель Сам уже нес в то время этот крест втайне. Несение креста другими предполагается добровольным. Буквально понимать это выражение нет никакой надобности. Под крестом имеются в виду вообще страдания. Выражение это встречается еще у  Мф. 16:24. Мф.19: 16–30. Богатый юноша. Мф.19:27 .   Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Ср.  Мк. 10:28;  Лк. 18:28). Здесь очевидная ссылка на 21-й стих. Если для следования за Христом нужно было оставить все, то Петр и другие ученики именно это и сделали. Порядок их действий был именно такой, какой указан Самим Христом в 21-м стихе. Сначала оставление всего, а потом следование за Христом. Апостолы, правда, не походили на богатого юношу, у них не было большого имения. Но если принять, что степени богатства бывают разные, что один бывает богат, имея в запасе сто рублей, тогда как другой бывает беден и при тысячах, то Петр имел полное право утверждать, что ученики не только оставили все, но даже оставили и все свои богатства. Мф.19:28 .   Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Ср. ( Лк. 22:28–30), где речь отличается другим характером и в другой связи). Слово «пакибытие» показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие, за гробом – другое. Это последнее и есть «пакибытие». Слово это ( παλιγγενεσα) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще в Послании к Титу ( Тит. 3:5). Выражения  " сядет " ,  " сядете " , конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово  " судить "  также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, «господство», «власть» (ср.  Откр. 20:4).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

67 . И повелел всем уйти, чтобы открыться братьям, по­тому что Он пришел, как Сам говорит, к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15. 24 ). И вскричал с плачем: Я – Иосиф; жив ли еще отец мой ( Быт. 45. 3 )? Это значит, что простер руки Свои к народу неверующему и прекословящему, не требуя ни посла, ни вестника. Сам Господь, желая спасти Свой народ. Я Тот, Который сказал: «вот Я» ( Ис. 52. 6 ). Я открылся не искавшим Меня, Меня обрели не вопрошавшие обо Мне ( Ис. 65. 1 ). Итак, что другое Он возгласил тогда, если не это: Я Иисус ( Ин. 18. 5 ), – когда иудейским старейшинам, вопрошавшим: Ты Сын Божий?– отвечал: Вы говорите, что Я ( Лк. 22. 70 ); когда го­ворил Пилату: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился ( Ин. 18. 37 ). Когда первосвященнику, говорившему: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? – повто­рил: Ты сказал. Аминь говорю вам, отныне узрите Сына Челове­ческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26. 63–64 ). Следовательно, это то же, что говорит Иосиф: Я Иосиф, я обладаю Божественной силой. Жив ли еще отец мой? – то есть: Я не отвергаю отца, я признаю братьев, если и вы узнаете брата или отец – сына. Жив ли ещё народ Мой, из семьи которого Я избрал Себе брата? 68 . Подойдите ко мне ( Быт. 45. 4 ), поскольку Я приблизился к вам так, что через принятие плоти сделал Себя причастником вашей природы. Не избегайте вашего общника, если не признаёте Творца спасения. 69 . И подошли они к нему, и сказал он: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Теперь же не печальтесь, и пусть не кажется вам жестоким, что вы продали меня сюда. Ибо для жизни послал меня Бог перед вами» ( Быт. 45. 4–5 ). Какова брат­ская любовь! Как сладостно родство! Он даже оправдывал бра­тоубийственное преступление, говоря, что оно было делом Божественного Промысла, а не человеческого нечестия; так как не людьми он был отдан на смерть, а Господом послан к жизни. Что другое означает то посредничество Господа нашего Иисуса Христа, Который превзошел Своею любовью всех бра­тьев, когда был воздвигнут на Кресте и говорил в защиту на­рода: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23. 34 )? Что другое означает то святое воззвание Говорившего посреди учеников: Мир вам: это Я, не бойтесь 166 ( Лк. 24. 36 )? И так как, смутившись и устрашась, они полагали, что видят духа, Он вновь сказал им: Что смущаетесь, и для чего такие мысли вхо­дят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Л к. 24. 38–39). Уже тогда были от­крыты тайны, которые должны были сбыться в последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010