24 «Τ σ κ τν σν σο προσφρομεν· κατ πντα κα δι πντα σ μνομεν, σ ελογομεν […]» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLIX, 24. P. 288]. 25 Из самого названия XLIX главы видно, кому она адресована: «Против тех, которые говорят, что бывающее на литургии воспоминание святых есть священническая за них молитва к Богу». Начинается глава словами: «Но здесь некоторые впали в заблуждение, почитая воспоминание святых не благодарением, но молитвою за них к Богу» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLIX, 1. P. 274]. Однако, как мы видели в фрагменте 1, одним из аргументом св. Николая Кавасилы против его оппонентов стало обращение именно к Тайной Вечере, за которой Христос «благодарил [Бога Отца] за всё». 26 Anamnesis’ литургии свт. Василия Великого : «Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий Крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на небеса возшествие, еже одесную Тебе, Бога и Отца, седение, и славное, и страшное Его второе пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» [Служебник, 2003, 207]. 27 Anamnesis’ литургии свт. Иоанна Златоуста : «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся» [Служебник, 2003, 136]. 28 Полную реконструкцию первоначальных текстов анафор свт. Иоанна и свт. Василия см.: [Успенский, 2006, 398–401]. 29 Полный текст анафоры свт. Григория см.: [Карабинов, 1908, 132–137]. Приведенный отрывок из анафоры свт. Григория, Н. Д. Успенский предлагает переводить так: «Твои от Твоих Даров Тебе принося по всему и за все и о всем». Интересным представляется место «ν πσιν». Согласно словарю Дворецкого, «ν» имеет 20 значений. Если исходить из контекста возгласа «Твоя от твоих», то среди всех перечисленных значений наиболее подходит 13-е значение, где предлагается переводить «ν + Dat.» как «посредством, с помощью чего-либо» (напр.: ν δλ Soph. – хитростью). Поэтому «πντα» в анафоре свт. Григория выступает не только как «причина» (δι) и «соответствие» (πντα), но и как «то, благодаря чему/с помощью чего» (ν) совершается Евхаристическая Жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Иоанна Златоуста ), анафоры иерусалимского обряда (ранний текст которых может быть реконструирован на основе четвертой и пятой глав «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла или Uoahha II Иерусалимских и анафора литургии Апостола Иакова, брата Господня, греческой редакции), анафоры западно-сирийского (или сиро-антиохийского) обряда (анафоры Яковитской церкви (ок. 80), заимствованные в XVII в. также Маланкарской церковью, затем александрийские анафоры анатолийского типа (краткая (египетская) версия анафоры свт. Василия Великого и анафора литургии свт. Григория Богослова ) и армянская литургия (употребляющаяся ныне анафора свт. Афанасия Александрийского , известные из рукописей армянские версии анафор свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого , армянские переводы западно-сирийских анафор Апостола Иакова и сщмч. Игнатия Антиохийского и анафоры армянского типа свт. Григория Богослова , св. Исаака, свт. Кирилла Александрийского ). Общая схема этого типа анафор такая: вступительный диалог, praefatio, Sanctus, молитва post-Sanctus, institutio, anamnesis, epiclesis (содержащая прошение о ниспослании Святого Духа на дары и на Церковь ), intercessio и, наконец, заключительное славословие и аминь. Литургии, которые относятся составителями к типу месопотамскому, по мнению современных ученых, принадлежат так называемому восточно-сирийскому типу литургий. Кроме имеющихся в составе сборника литургий Апостолов Аддая и Мари (в «Собрании» – Фаддея и Мария) и Нестория, к этой разновидности анафор причисляются также древняя маронитская анафора Апостола Петра и анафора, приписываемая Феодору Мопсуестийскому 2 . Схема восточно-сирийской анафоры следующая: вступительный диалог, praefatio, Sanctus, post-Sanctus, anamnesis, intercessio, epiclesis и, наконец, заключительное славословие и аминь. Что касается литургий, относимых к западному и западно-римскому типам, то современная литургика предпочитает говорить о римском и галло-испанском типах. Части галло-испанского типа называются: вступительный диалог, contestatio (возношение) или immolatio (жертва), в испано-мосарабском обряде эта часть называ­ется illatio (приношение)), Sanctus, post-Sanctus, Secreta (Тайная (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Теперь, если в качестве методологического подхода для осмысления «κατ πντα κα δι πντα» в контексте анафоры свт. Василия избрать контекстуально-богословский метод, то можно будет с легкостью убедиться, что интерпретация св. Николаем Кавасилой «κατ πντα κα δι πντα», предложенная применительно к анафоре литургии свт. Иоанна, в полной мере применима и к анафоре литургии свт. Василия. Institutio 32 евхаристической молитвы свт. Василия Великого заканчивается следующими словами: «Остави же нам воспоминания спасительнаго Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем 33 . Хотя бо изыти на вольную и приснопамятную, и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мipa, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив […]» 34 . Здесь свт. Василий говорит о том, что Евхаристическая Жертва есть «воспоминание страданий» Христа (πομνματα το σωτηρου ατο πθους), которое «предлагается» Богу Отцу (προτεθεκαμεν νπιν σου 35 ) в соответствии с заповедью (κατ τς ατο ντολς), данной Христом на Тайной Вечере. Примечательно, что это указание на соответствие Евхаристической Жертвы, совершаемой Церковью, с Евхаристической Жертвой, совершенной Христом на Тайной Вечере, выражаемое в конструкции «κατ τς ντολς» (κατ + Acc.), имеет ту же синтаксическую структуру, что «κατ πντα» (κατ + Acc.). Теперь становится очевидно, насколько точно и ясно свт. Василий Великий выражает указанную идею соответствия способа совершения Евхаристической Жертвы литургии и Евхаристической Жертвы Тайной Вечери: Евхаристическая Жертва совершается Церковью точно таким же образом (способом), каким была она совершена Христом на Тайной Вечере. В Institutio евхаристической молитвы свт. Иоанна Златоуста нет никаких указаний на то, что Евхаристическая Жертва совершается в соответствии с тем, как ее совершил Христос на Тайной Вечере. Но эта идея соответствия, как отмечалось выше, выражается в Anamnesis’e в словах «воспоминая спасительную сию заповедь» (μεμνημνοι τονυν τς σωτηρου τατης ντολς).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Одним из результатов реакции на литургические изменения, происшедшие в эпоху иконоборчества, стало, напр., то, что после завершения этой эпохи чин литургии свт. Василия Великого перестал быть основным воскресным и праздничным евхаристическим чином К-поля, уступив место литургии свт. Иоанна Златоуста (см.: Parenti S. La «vittoria» nella Chiesa di Constantinopoli della Liturgia di Crisostomo sulla Liturgia di Basilio//Comparative Liturgy 50 Years after A. Baumstark: Acts of the International Congress/Ed. R. F. Taft, G. Winkler. R., 2001. P. 907-928. (OCA; 265)). Учение свт. Кирилла Александрийского о Е. (см.: Struckmann. 1910; Gebremedhin. 1977) было разработано им еще до начала борьбы с ересью несторианства, в период между 412 (начало епископского служения свт. Кирилла) и 429 гг. В созданных в этот период экзегетических сочинениях святитель неоднократно обращается к теме богословия таинств Крещения и Е. Об этом говорится уже в 1-м из «Диалогов о Пресв. Троице» - предположительно, самом раннем из его сочинений. Здесь он пишет о том, что «народы» становятся «сотелесными» (σσσωμα) Христу через «единение» (ντητα) в вере и в таинстве Е., к-рое он называет «таинственным благословением» (μυστικ ελογα - Cyr. Alex. De S. Trin. I//PG. 75. Col. 697). Использование сочетания «таинственное благословение» для обозначения Е. очень характерно для свт. Кирилла и встречается десятки раз в корпусе его сочинений (не считая сходных выражений: «духовное благословение», «животворящее благословение», «благословение Христово» ( Idem. De adorat. VI, VII, XII//PG. 68. Col. 416, 501, 793), «таинственное и животворящее дароношение» ( Idem. In Luc. 22. 19//PG. 72. Col. 908) и т. д.; центральное значение в евхаристическом богословии святителя имеет также термин «животворящий» (ζωοποις)); почти столь же часто свт. Кирилл называет Е. «бескровной Жертвой». Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский. Фрагмент иконы «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский». XVI в. (ГИМ) Свт. Кирилл, архиеп.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Прп. Иоанн Дамаскин в написанном в 1-й пол. VIII в. «Точном изложении православной веры» счел необходимым объяснить, почему свт. Василий употребил в своей анафоре термин ντιτπα (см. Вместообразная ), поскольку, как следует из сочинений прп. Анастасия Синаита († после 701), к кон. VII в. этот термин перестал использоваться в православной среде в отношении Евхаристических Даров (см. ст. Евхаристия , разд. «Византийское богословие Евхаристии в VI-VII вв.»). По мнению прп. Иоанна Дамаскина, «если некоторые и называли хлеб и вино «вместообразами» Тела и Крови Господней, как говорил, [напр.], богоносный Василий, то употребляли этот [термин] не после освящения [Даров], но называли так, прежде освящения, сам [факт] приношения» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13). Впосл. эта интерпретация была одобрена VII Вселенским Собором (ДВС. Т. 4. С. 538-540). Вероятно, в VI-VII вв. сложилось и Житие свт. Василия Великого, согласно к-рому святой «просил Бога подать ему благодать и мудрость и разумение, чтобы ему приносить Богу бескровную Жертву при помощи своих собственных слов» (греч. текст: Combefis F. Sanctorum Patrum Amphilochii Iconensis, Methodii Patarensis, et Andreae Cretensis: Opera omnia quae reperiri potuerunt. P., 1644. P. 175). В этом же Житии упоминается, что свт. Василий впервые устроил алтарную завесу и поместил над св. престолом золотого голубя в качестве дарохранительницы, т. е. создал не только текст литургии, но и ее храмовый контекст, а также описываются евхаристические чудеса, происшедшие при совершении святителем его литургии (общие сведения о Житии свт. Василия и его возможной датировке см. в ст.: Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG, N 260) в связи с житийной традицией последнего//ВДИ. 1997. 2. С. 138-145). В послеиконоборческую эпоху предание о том, что свт. Василий не опирался на к.-л. предшествующий текст, а, напротив, составил свою литургию из «своих собственных слов», пользуясь помощью Божией, постепенно вытесняется др. этиологической легендой.

http://pravenc.ru/text/2110607.html

Разделы портала «Азбука веры» Божественная Литургия (от греч. λειτουργα (литургиа) — общее дело ) — главное христианское  богослужение , во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εχαριστα (евхаристиа) — благодарение, благодарность). Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. «…В нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) . Три вида Литургии В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого , Двоеслова, папы Римского. 1.  Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий. 2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня. 3.  Литургия Преждеосвященных Даров  совершается в  Великий Пост : Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами , освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого . Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52м правилом Шестого Вселенского Собора , и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. Три части Литургии 1.  Проскомидия , во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих» .

http://azbyka.ru/liturgiya

первую, в молчании, вторую же и третию с возглашением исполняти» 80 . Вышеприведенные литургические свидетельства в , основном близки времени деятельности Василия Великого и Иоанна Златоуста . Каким же был предъевхаристический синаксис Каппадокийской Церкви и Церкви Константинопольской? В житии Василия Великого , приписываемом его другу Амфилохию, епископу Иконийскому († 394), говорится, что святой Василий, будучи епископом, молился Богу, чтобы Бог даровал ему благодать и мудрость совершать Евхаристию собственными его, Василия, словами. На седьмой день непрерывной молитвы он сподобился видеть Христа с апостолами. Христос, предложив на престоле хлеб и чашу, сказал: «Да исполнятся уста твои хваления». После этого видения св. Василий, приступив к престолу, стал говорить и писать: «Да исполнятся уста мои хвалы, дабы мне воспевать славу Твою, Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию» – и прочие молитвы. По освящении же даров он вознес хлеб, усердно молясь и говоря: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола слйвы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй; и сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и честную Кровь и нам и всем людем». После возглашения «Святая святым», когда народ пропел «Един Свят, един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь», Василий разломил Святой Хлеб на три части, одной из них причастился, другую взял с собой, чтобы сохранить ее до своей кончины, а третью положил в золотой ковчег в виде голубя и подвесил его над престолом 81 . Ренодот опубликовал коптскую литургию Василия Великого (в переводе на латинский язык) и параллельно с ней греческий текст «Литургии Василия Великого александрийской» 82 . Из упомянутых в житии Василия Великого пяти молитв в публикации Ренодота отсутствует молитва возношения «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш». В каком веке было написано житие свт. Василия, неизвестно, но агиограф записал те молитвы, которые существовали в его время. Возможно, что молитва «Вонми, Господи», отсутствующая в списках, опубликованных Ренодотом, не принадлежит Василию Великому . Предположение подтверждается тем, что из всех евхаристических молитв литургии Василия Великого , начиная с молитвы «Господи Боже наш, создавый нас» и кончая заамвонной «Благословляяй благословящия Тя, Господи», только молитва «Вонми, Господи» обращена к Господу Иисусу Христу, прочие же – к первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу 83 . Хотя опубликованные Ренодотом коптский и греческий списки имеют позднейшие дополнения – Символ веры , возглашение «Изрядно о Пресвятей», однако, по мнению Ренодота, греческий список «Литургии Василия Великого александрийской» был составлен до возникновения монофизитской ереси 84 . Вне сомнения, существовал и предъевхаристический синаксис, почему-то не упомянутый в изданном Ренодотом списке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Беседы об апостоле Павле: De laudibus S. Pauli apostoli. PG 50, 473–514. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы об ап. Павле//Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. С. 515–557. Беседы на Послание к Евреям: Homiliae 34 in epistulam ad Hebraeos. PG 63, 9–236. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Евреям//Творения. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 5–281. Беседы на Первое послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam primam ad Coryntheos. PG. 61, 11–382. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт.//Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 8–458. Беседы на Второе послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam secundam ad Coryntheos. PG. 61, 381–610. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт.//Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. . 459–728. Беседы на Послание к Римлянам: Homiliae XXXII in Epistolam ad Romanos. PG. 60 . Col. 391–682. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Римлянам//Творения. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 483–856. Беседы на Второе послание к Тимофею: Homiliae X in Epistolam secundam ad Timotheum. PG 62, 599–662. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Второе послание к Тимофею//Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 756–836. Беседы о кресте и разбойнике: De cruce et latrone, I–II. PG 49, 399–418. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы о Кресте и разбойнике, I–II//Творения: В 12 т. СПб., 1898–1906. Т. 2. Кн. 1. С. 443–465. Против аномеев: Contra Anomaeos, 1–12. PG 48, 701–812. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Против аномеев: Беседы 1–12//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 493–615. Против иудеев: Adversus Judaeos (orationes 1–8). PG 48, 843–942. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Против иудеев: Беседы 1–8//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 645–759. Иоанн Кассиан Римлянин Собеседования: Collationes. PL 49, 477–1328. Русский перевод: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских подвижников//Писания. М., 1892, 1993. С. 167–634. Иоанн Кронштадтский Мысли о Церкви и православном богослужении. Т. 1. СПб., 1905. Ириней Лионский Против ересей: Adversus haereses. Libri I–V. SC 263–264; 293–294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский , сщмч. Творения/Пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8/21 «Собор архистратига Михаила». Праздник бесплотных сил, т. е. мира ангелов. 11/24 Преп. Феодор Студит (759–826), византийский подвижник, богослов, гимнотворец, борец против иконоборчества. 12/25 Свт. Иоанн Милостивый (616–620), патриарх Александрии, известный своей благотворительностью. 13/26 Свт. Иоанн Златоуст (347–407), патриарх Константинополя, родом сириец; знаменитый проповедник, аскет, писатель, литургист. Был низложен императором, умер в ссылке. 14/27 Ап. Филипп, один из Двенадцати. Свт. Григорий Палама (ум. 1360), архиепископ Фессалоник, выдающийся византийский богослов–мистик. 15/28 Мчч. Гурий, Самон и Авив (по преданию, пострадали в IV в.), считаются покровителями супружества. Начало Рождественского поста. 16/29 An. и ев. Матфей, один из Двенадцати, в прошлом мытарь из Галилеи, автор первого Евангелия. 17/30 Свт. Григорий Неокесарийский (ум. ок. 270), жил в Малой Азии, проповедник, борец с ересями, богослов, чудотворец. Прп. Никон Радонежский (ум. 1426), преемник прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкой Лавры, при котором в ней работал иконописец Андрей Рублев. 21/4 дек. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 23/6 дек. Свт. Амфилохий Иконийский (ум. 344), каппадокий–ский еп., сподвижник свт. Василия Великого. Блгв. Александр Невский (ум. 1263), новгородский князь–праведник. 24/7 дек. Вмц. Екатерина. По преданию, пострадала в начале IV в. 25/8 дек. Свт. Климент, папа Римский (ум. ок. 100). «Муж апостольский», один из первых епископов Рима. Автор Послания, адресованного Коринфской церкви. 26/9 дек. . Свт. Иннокентий Иркутский (ум. 1731), просветитель Сибири. 27/10 дек. Икона Божией Матери «Знамение». Одна из древнейших икон, называемая также «Оранта» (молящаяся); встречается уже в катакомбах. 28/11 дек. Прмч. Стефан Новый (ум. 767), поборник иконопочитания. 30/13 дек. Ап. Андрей Первозванный, один из Двенадцати, брат ап. Петра. По преданию, проповедовал в Скифии, на берегах Борисфена (Днепра). Свт. Фрументий (ум. ок. 380), апостол Эфиопии. Декабрь 1/14 Прав. Филарет Милостивый (VIII в.), житель Малой Азии, прославился попечением о больных и бедных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися…»; седален Триоди (свт. Григория), глас тот же: «Прелесть попалил еси…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Скоро приими, Владычице, моления наша…». По 6-й песни – кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный…». Икос, глас тот же: «Ангел явился еси…». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Триоди (свт. Григория): «Радуйся, отцев похвало…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Владычице, всех Владычице…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди (свт. Григория), глас 1-й – 3 (со своими стихами); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Во тьме согрешений ходящим…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя 2-я святых постов»): 1-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд»; 2-й – «Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися…». На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный…». Литургия свт. Василия Великого . На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди (свт. Григория), песнь 3-я – 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010