После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма ( Пс.140 ), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению. После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших: ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отратитися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоею утверждая благодатию. ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове света и дне будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Чин литургии Преждеосвященных даров был установлен, чтобы верующие люди могли причащаться в будние дни: в первые века частое причащение было распространенной практикой. По уставу такая литургия совершалась во второй половине дня. Византийское время отличается от принятого сегодня. Вечерние часы, если перевести на наше время, начинались в 14:00. То есть христиане не вкушали пищу до вечера — до 14:00, а вечером, после окончания литургии Преждеосвященных даров, полагалась единственная трапеза. То есть пост являлся не только ограничением в определенных видах пищи, но и в количестве ее приемов. Суббота и воскресенье в богослужебном плане всегда были днями, в которые служилась полная литургия. Объясняется это тем, что субботний день — это воспоминание о сотворении Господом всего мира и предуготовлении людей к жизни вечной, а воскресенье — воспоминание о Воскресении Христовом. В эти дни трапеза полагалась после литургии, а не вечером: то есть их было две, а не одна. Понятно, что сегодня по немощи многие не способны выдержать таких ограничений. Наверное, поэтому и литургия Преждеосвященных даров сместилась на утро: мало кто сумеет не есть перед литургией весь день. Постовые богослужения помогают человеку понять свое духовное состояние, осознать, как он может потрудиться ради Христа, проявить любовь к нему. Каждое великопостное богослужение можно назвать особенным, но наиболее величественной и удивительной, я думаю, является литургия Преждеосвященных даров. Песнопения этой церковной службы наполняют душу чувством благоговения, покаяния, благодарности Богу. Это и «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» — песнопение во время Великого входа, когда святые дары переносятся на престол; и прокимен «Да исправится молитва моя…». Он поется после ветхозаветных чтений. Священные слова, которые звучат во время этой особенной литургии, помогают проникнуться настроением Великого поста. Почему важно во время Великого поста в будние дни прийти на церковную службу? Как я уже отметил, в субботу и воскресенье богослужение практически не имеет постовых особенностей. Пожалуй, ключевым из них можно назвать только песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», которое поется во время всенощной после чтения Евангелия. И только в будний день можно ощутить всю красоту и возвышенность великопостных служб с поклонами, молитвой Ефрема Сирина. Если хотя бы один раз за время поста не побывать на таком богослужении, действительно, человек многое упускает.

http://pravoslavie.ru/138432.html

Лик: «Достойно есть» до половины. Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую Херувим» (допевает «Достойно есть» до конца). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). Полный отпуст с поминовением святых храма, святых дня и дня седмицы. После этого почему-то по традиции указано петь «Господи, помилуй» трижды. Мне кажется справедливым было бы петь Многолетие: «Великаго Господина...», потому что фактически закончилось дневное Богослужение. Кстати, Типикон позволяет иначе организовывать Богослужение Великим Постом – совершать днем 3-й и 6-й Часы, а после этого творить отпуст. И вот там явным образом указано Многолетие. А уже во второй половине дня совершать 9-й Час с вечерней. Но не запрещен Типиконом и тот порядок, который для нас привычнее, когда 3,6,9 и Изобразительны идут заедино, а иногда к ним добавляется вечерня. Из великопостных служб нам осталось посмотреть вечерню, великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Мы закончили рассмотрение особенностей великопостной утрени и великопостных Часов с последованием Изобразительных и подошли к последованию вечерни. Начну с изложения особенностей великопостной вечерни в те дни, когда уставом не назначается Литургия Преждеосвященных Даров, т.е. в понедельник, вторник и четверток (вечером) – когда Литургии никакой нет. Хотя служба и называется вечерней, но она совершается днем. С точки зрения Типикона это вполне оправдано: Типикон разрешает двоякий порядок совершения Богослужений во время Великого Поста. Согласно одному порядку, в 3-й час дня, т. е. примерно в 9 утра, совершается 3-й Час, затем 6-й час, а потом отпуст. Богослужение это довольно краткое. Второе Богослужение совершается в 9-й час дня, т.е. примерно в 3 часа пополудни: совершается последование 9-го Часа и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров либо без нее (в зависимости от дня). Получается, что вечерня совершается, как обычно, ранним вечером. Однако Типикон разрешает и другой порядок Богослужения – тот, к которому мы привыкли. А именно: в 3-й час дня (то есть примерно в 9 утра) совершается 3-й Час, 6-й Час, отпуста нет, и сразу идет 9-й Час, затем Изобразительны и вечерня. Причем все эти Богослужения совершаются непрерывно – все пять служб суточного круга идут с одним возгласом и одним отпустом (возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» произносится только перед началом 3-го Часа, а отпуст – только в конце вечерни). Так что если отправлять это Богослужение со всеми положенными уставом чтениями, оно продлится максимум три-четыре часа. То есть получается, что вечерня будет совершаться сразу после полудня. Практика, сложившаяся в приходских храмах, не является вопиющим нарушением устава. Но надо все-таки стараться, чтобы вечерня отправлялась после полудня. Особенности великопостной вечерни (без Литургии Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении), как и на обычной Литургии. По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа , вместо «Иже херувимы...» хор поет: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат... Во время пения этой песни царские врата открываются . Совершается каждение алтаря . По окончании первой половины этой песни, после слова: «дориносится», совершается перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц. Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после великого входа и произнесения священником молитвы: «Господи и Владыко живота моего...», совершаются только три последние части литургии верных: а) приготовление верующих к причащению , б) причащение священнослужителей и мирян и в) благодарение за причащение с отпустом . Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров. Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклониться святому Христову Воскресению. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вновь о Литургии Преждеосвященных Даров: к установлению взгляда св. Симеона Солунского Статья является ответом на публикацию «Еще раз к Литургии Преждеосвященных Даров» Г.В. Ескина. Авторы рассматривают богословские предпосылки учения св. Симеона Солунского о преложении Даров на Литургии и отмечают неточности в филологической аргументации предыдущей публикации. В итоге представляется маловероятным, чтобы св. Симеон учил о преложении вина в Кровь на Литургии Преждеосвященных Даров. В заключении авторы описывают богословские трудности, встающие на пути признания совершающегося на такой литургии преложения. Статья Статья Г.В. Ескина «Еще раз к Литургии Преждеосвященных даров» посвящена тому, чтобы установить точку зрения св. Симеона Солунского на преложение вина при служении Литургии Преждеосвященных. Автор приходит к выводу, что, согласно св. Симеону, следует говорить о преложении вина в Кровь. В свою очередь, мы хотели бы высказать ряд замечаний касательно герменевтики текста свт. Симеона и в целом о мнении святителя о преложении Даров. Также мы обсудим заключение статьи Г.В. Ескина, в котором им предлагается общее видение вопроса. Наш ответ построен следующим образом: вначале мы выясним богословский контекст, в котором должно было формироваться мнение св. Симеона о смысле Литургии Преждеосвященных, затем проанализируем доводы обсуждаемой статьи и в заключение сформулируем, какие вызовы ставит перед автором развиваемая им теория о преложении без эпиклезы. На наш взгляд, прежде всего необходимо разрешить вопрос о том, является ли учение о преложении вина на Преждеосвященной логически совместимым с общим учением св. Симеона о таинстве Евхаристии? Однако прежде чем приступить к обзору учения святителя, следует сказать о том, каким вообще образом может совершиться евхаристическое преложение, согласно православной точке зрения. Классический и до последнего времени не подвергаемый сомнению взгляд на предмет был изложен в «символических книгах». Так, «Послание восточных патриархов» говорит о Причащении : «Которое, будучи установлено Пресущественным Словом и освящено призыванием Святого Духа, совершается присутствием означаемого, то есть тела и крови Христовой».

http://bogoslov.ru/article/6028886

Другие обычаи, которые служили поводом к учреждению Литургии Преждеосвященных, с IV века начинают уже терять свою силу, и мало-помалу исчезают. Показано выше, что общенародные приношения при совершении Литургии и вечери любви, непосредственно за нею следующие, как не совместные с наблюдением строгого поста, между прочим служили поводом к учреждению в Четыредесятницу Литургии Преждеосвященных. Посему происхождения великопостной Литургии должно искать в то время, в которое удерживали силу древние обычаи общих приношений и вечерей. Вечери же любви имели силу общего обычая в III веке, а в UV-м они становятся реже. Последним свидетельством об употреблении вечерей любви представляется правило Собора Гангрского, коим отлучаются те, которые «отвращаются верующих, по усердию веры устрояющих трапезы любви и во славу Божию собирающих братий» 42 . Но уже на Соборе Лаодикийском воспрещено было «в храмах Господних совершати так именуемые трапезы любви и в доме Божием ясти и возлежание творити» 43 . С этого времени встречаем постановления и других Соборов, которыми воспрещаются вечери любви 44 . Св. Златоуст говорит о вечерях любви уже как о таком учреждении, которое в его время вышло из употребления. Итак, если первоначальные обычаи при Евхаристии, не свойственные дням поста, уже в IV веке теряют свою силу, то происхождение особенного вида Литургии, которым устранялось обычное совершение Евхаристии, принадлежит более отдаленной древности. Равным образом учреждение Литургии Преждеосвященных для причащения в другие дни, кроме субботы и недели, указывает на те времена, когда частое причащение оставалось еще всеобщим, так что недовольно было дать посту двукратное совершение в седмицу полной Литургии – в субботу и неделю. В продолжение трех первых веков общее причащение Тайнам Христовым было употребительным при каждом освящении Евхаристии. Но уже во времена св. Златоуста заметно ослабление древнего усердия: из обличений Вселенского Учителя мы узнаем, что обычное причащение Христовым Тайнам уже престало быть столько частым, и по большей части ограничивалось особенными временами года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

«Несчастие состоит в том, – так часто жаловался свят. Златоуст, – что считаешь себя достойным приступить к Тайнам, не по чистоте расположения, но по расстоянию времени, и благочестие полагаешь в том, чтобы не часто причащаться, не зная, что причащаясь недостойно, хотя бы однажды, навлекаешь на себя осуждение, а приобщаясь достойно, хотя бы и часто, приобретаешь спасение» 45 . Если уже с IV века общее причащение теряло прежнюю силу постоянного обычая, и ограничивалось особенными временами года; то начало Литургии Преждеосвященных скрывается в более глубокой древности. II. Древность Литургии Преждеосвященных, открывающаяся из соображения самых обстоятельств ее происхождения, подтверждается свидетельствами историческими. Мы расположим сии свидетельства по порядку времени, и на основании оных сделаем общие замечания о том, какое место должна занимать рассматриваемая Литургия в истории Православного Богослужения. Между древнейшими свидетельствами о церковном Богослужении Четыредесятницы не могут быть оставлены без примечания – правило Собора Лаодикийского и свидетельство Сократа об Александрийской Церкви. 49-м правилом Лаодикийского Собора постановлено: «не подобает в Четыредесятницу приносити хлеб, разве в субботу и в день воскресный». Сим правилом воспрещается собственно совершение полной Литургии в постные дни Четыредесятницы. Выражение: приносить хлеб ( ρτον προσφρειν) означает здесь именно освящение Даров в Евхаристии, как это ясно видно из употребления тех же слов об освящении Даров в других правилах сего Собора. Так в прав. 19-м изображается порядок молитв, совершаемых на Литургии после бесед епископских (т. е. за чтением Евангелия) до освящения Даров: после молитв верных здесь предписывается мир подавати и тако (по лобзании мира) совершати святое приношение. Тоже выражение употреблено об освящении Евхаристии в прав. 58, где запрещается епископам или пресвитерам совершати приношение в домах 46 . Цель постановления, которым воспрещалось в Четыредесятницу совершать освящение Евхаристии во все дни кроме субботы и недели, также объясняется другими правилами Собора, ограждающими хранение поста Четыредесятницы: так на сем Соборе запрещено в Четыредесятницу совершать памяти мучеников, праздновать дни рождений и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010