История о патриархе Иове напечатана в XIII томе Русской Исторической Библиотеки, на основании трех рукописей, находящихся: 1) в Сборнике Саввино-Сторож. монастыря (см. выше), этот список при печатании Истории о патриархе Иове принят был за основной; 2) в Сборнике Московского Публичного и Румянцевского Музеев 156), писанном в 4 долю листа, полууставом разных почерков XVII и XVIII века. Содержание этого сборника указано A. Х. Востоковым в «Описании Русских и Словенских Рукописей Румянцевского Музеума», стр. 208. «История o первом патриархе Иове в велицей России, о возведении на патриаршество и о изгнании его» находится на л.л. 133–136 и представляет собою сокращенный текст произведения, писанный в 1708 или 1711 г., как видно из приписки на листе 166: «Лета 7129 (цифры стерты, Востоков читал 7124) году, месяца августа в – день писана сия тетрадь в Старицком Успенском монастыре рукою многогрешного старца (има стерто); и, наконец, 3) в Сборнике Московского Публичного Румянцевского Музея (собрания В. М. Ундольского, в лист, скорописью двух почерков XVIII в. на 300 листах. На 296–300 листках «История о первом патриархе Иове Московском и всея России». Статья эта, сравнительно с летописцем, писана другим почерком, на иной бумаге; она осталась неоконченною. А. Д. Святейший патриарх Иов в Полном Месяцеслове Православного Востока, Владимирского Архиепископа Сергия, помещен между русскими святыми не канонизированными (Владимир, 1901, изд. 2-е, т. 2. 562 стр.): «Иов, патриарх Московский 1607 года июня 19. Киево- Соф. 209 ». По Строеву, †19 июня. В 201 г. апреля 11 – перенесение честных мощей патриарха Иова. У Кайдалова: 8 июля перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского, из Старицы в Москву в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, a 6 мая память патриарха Московского Иова (день Ангела). В «Книге святых», изданной графом М. Вл. Толстым, сказано: «Святейший патриарх Иов пострада от Ростриги. Преставися в лето 7011 июня в 19 день» (Рукопись Савваитова. л. 9). В старинных святцах имя патриарха Иова упоминается между святыми града Москвы (архимандрита Леонида «Святая Русь», 50). В напрестольных крестах в Тверском кафедральном соборе и Старицком Успенском монастыре между частицами от разных святых есть частицы от мощей святейшего Иова, патриарха Московского (архим. Арсений, Описание Успенского Старицкого монастыря, Тверь, 1895, стр. 17). В Старицком Успенском монастыре ежегодно (с 1898 г.) совершается торжественно заупокойное служение 19 июня, в день кончины святейшего патриарха Иова, а после литургии панихида в часовне, устроенной на месте погребения его, под монастырскою колокольнею, в которой помещалась и келлия его. Близ г. Старицы на расстоянии полуверсты от города по Московской дороге устроена часовня в память остановки гробницы с телом патриарха Иова, при перенесении оной из Старицы в Москву (Месяцеслов русских святых, Архиепископа Димитрия, июнь, 150–155 стр.). История о первом патриархе Иове Московском и всея России 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Философов, проф. Каблуков, Д. С. Мережковский, Игорь Кистяковский, З. Н. Гиппиус, А. В. Карташев , Федор Сологуб и др. (Эпопея тт. 1, 2 и 3, стр. 179, 191, 181, 144). Русская интеллигенция того времени, сознательно или нет, подрывала вековые устои русской православной церкви. Направляющим центром явилось «Религиозно-Философское Общество», созданное в этот период. В это общество входили: В. Иванов, Д. В. Философов, С. Каблуков, Мережковский, Розанов, Карташев, Булгаков, Бердяев и др. (Эпопея т. 4, стр. 61, 130 и 156). Общество это имело как закрытыя, так и открытыя собрания, имевшия целью широкую пропаганду в духе революции, реформации и софианства. Про эти собрания Андрей Белый пишет: «Бывало порой до двухсот человек, тут сидели священники, социалисты революционеры, сектанты, эстеты, марксисты, доценты и ницшеанцы»... (Эпопея т. 2, стр. 237–238). В то время среди интеллигенции проявлялся церковный либерализм. Так, священник Крестовоздвиженской Общины Сестер Милосердия ввел своеобразное служение литургии: тайныя молитвы он произносил громко, а хор в это время пел едва слышно. Этот эффект очень многим нравился. Имя священника: Отец Васильев. Священник Григорий Петров тоже прославился новаторскими наклонностями, он некоторые возгласы, например, произносил во время литургии по-русски, хотя канонического перевода на русский язык литургии не было. Он стяжал себе разными лекциями и введением новшеств большую популярность, так что был даже приглашен в качестве законоучителя в военно-учебныя заведения. Спустя несколько лет он был лишен сана. Эти новаторския и реформаторския тенденции, конечно, подрывали вековые устои православия, но особого успеха иметь не могли, так как в корне пресекались Святейшим Синодом. Была авторитетная власть в Церкви, которую поддерживала тоже авторитетная власть Благочестивейшего Царя, Помазанника Божия. Так было и в Византии, когда Благочестивый Вазилевс ограждал Церковь от всяческого зла. На страже исполнения всех канонических правил стоял Святейший Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

156–225; Acta Sanct, июнь, t. III, 418–425); его избирает своим главным источником св. Димитрий Ростовский в жизнеописании Василия В., а потому он рассказывает и о тех чудесных явлениях св. Василию при составлении им литургийного чина, о которых сообщается в Сп.-Прилуцком списке Пролога и в Новг.-Соф. 1324 (л. 24), XIV в. (см. Ч.-Мин. Димитрия Р., по Киев. изд. 1714 г., стр. 329 об. и сл., – в примечании к житию Василия В., Димитрий Р. сам заявляет, что сведения о нем он почерпал «от Афилохия, епископа Иконийскаго, и от иных достоверных», – стр. 326). Из всех творений св. Василия В., известных в древне-славянских переводах наибольшей распространенностью пользовались его Постнические Слова (которые и внесены в Четьи-Минеи под 1 января) и вообще творения аскетические, конечно, между прочим и потому, что монашеские правила св. Василия были руководственными для древне-русского монашества и легли в основу внутренней жизни всех древне-русских монашеских уставов. Владимир святой, просветитель Руси верой Христовой, приняв при крещении имя Василия В., воздвиг несколько храмов, посвященных его имени (см. у еп. Димитрия, указан. Месяцеслов святых, стр. 4 и сл.), и с того времени имя св. Василия, великого пастыря и учителя церкви – одно из самых почитаемых в русском народе, почему и храмы и приделы в них, посвященные его имени, рассеяны в настоящее время по всему лицу земли русской. Указания Пролож. чтения относительно наружности св. Василия В. вошли в Иконописные Подлинники, которыми руководились наши старинные живописцы при составлении своих изображений (см. Григорьева, Рус. Иконоп. подлинник – Зап. археолог. общ. т. III). В греко-византийской иконописи он изображался седовласым, с длинной бородою и выпуклыми темными глазами; в западной живописи его изображали в епископском одеянии, с голубем на его правой руке, служившим символом св. Духа (H. Detzel, Christl. Ikonographie, 1896, Bd. II, s. 185). 3–4. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.). – В древних славянских Прологах житийное сказание о нем – дословный перевод из Минология Василия, причем имя еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Мы укажем для Примера на рукопись Q. 1 1123 из собрания Верковича, принадлежащего теперь СПБ. публичной библиотеке, в которой находится любопытный «чин исповеданию» 3 автору и те чины исповеди югославянских памятников, которые уже известны у нас в печати. По-видимому, в более лучших условиях находился наш автор, при изучении памятников данного чина по рукописям славяно-русским, которыми обилуют все более иди менее известные русские книгохранилища. И действительно, в разбираемой нами книге мы находим громадное количество этого рода памятников. В ту пору как греческим чинам в книге отведено девяносто страниц, а южнославянским всего на всего десять с половиною, на долю славяно-русских памятников приходится целых сто девяносто пять страниц. Уже такой внушительный объем достаточно ясно говорит сам за себя. Нужно отдать при этом полную справедливость, подбор этих памятников сделан трудолюбивым автором довольно удачно и, если бы были соблюдены, при составлении его, другие научные требования, то он мог бы представить для будущих литургистов немаловажный интерес. Но, если присмотреться повнимательнее к этому отделу «приложений», то нельзя не заметить, что и здесь, как и в других отделах, отсутствуют некоторые характернейшие представители чинов исповеди. Так напр., за все время до века у нашего автора не имеется в приложениях ни одного списка чина исповеди, и известный уже в науке « чи исповнь» XII в. (у Одинцов. ΧΙV в.) пергаменной Софийской рукописи 1056, описанный Н. Одинцовым в его исследовании «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до ΧVΙ века» Спб. 1881, стр. 155 – 156, обойден автором полным невниманием. А между тем чин этот, помимо своей древности, как единственный представитель эпохи до XIII века включительно, имеет важное значение и потому еще, что он, как это знает и наш автор (т. 1, стр. 286, прим. 188), заключает в себе некоторые особенности, «неизвестные нам по другим памятникам». Следовательно, если какой из чинов заслуживает наименования «характерного», то именно настоящий и, следовательно, он сам собою напрашивался на издание в свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С этой целью мы обратились к рассмотрению штунды с точки зрения ее вероучения и культа и с точки зрения ее государственно-политической зловредности. При этом, во избежание безосновательности в суждениях о таком важном предмете, мы отбросили в сторону мнения частных лиц и обратились за сведениями к самим миссионерам и официальным данным (извлечение из отчета г-на Обер-Прокурора, постановление съезда миссионеров и отчеты братства, публикуемые в епархиальных органах). Кажется, это надежный источник? 4 На основании этих данных мы охарактеризовали штундизм как «церковный нигилизм и весьма слабую религиозную секту»: вся внутренняя сила его заключается в отрицании, в протесте против церковной иерархии и церковной обрядности. (Стр. 156 нашей статьи). На сколько был логически правилен такой вывод из вышесказанных данных – пусть судит читатель: может быть, мы в чем-либо и ошиблись; но г-н Дородницын ни одного слова не представил в опровержение логичности этого вывода, а указал читателям на Рождественского и проч. да напечатал в рассматриваемой статье «правила вероисповедания новообращенного русского братства» и «литургию» штундистов – штундистские бумаги, добытые им в канцелярии Херсонского губернатора, желая убедить читателей и, в частности, нас в том, что штундизм – секта весьма зловредная для церкви. Не знаю, как читатели, а мы, признаемся, ни мало не убедились этими бумагами и остаемся при прежнем мнении, но об этом после. Если штундизм силен не религиозной своей стороною, то корень зла, быть может, заключается в злостно-политических агитациях? Так рассуждали мы. И что же? Обратившись к своим источникам, мы нашли, что, по свидетельству миссионеров, штундисты мечтают о южном штундовом царе, о том, что магазины с шелком и другими товарами будут открыты для всех и проч., и назвали эти мечты глупыми и наивными. (Стр. 157 и след. нашей статьи). Но мечтание ни в одном уголовном кодексе не вменяется в преступление, между тем фактически штундисты исправно отбывают все государственные повинности, и это даже внушается им (со стороны вожаков) делать как необходимо должное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

1199 Подобное же свидетельство дано на этот случай и Анастасием Синаитом , который трактует относительно причащения: «По слову апостола ( I Kop. XI, 27–32 ), должно подготовляться к предварительно очистить себя от всякого противного деяния и таким образом приступать к божественному тайноводству (μυσταγωγα), чтобы не было это на погибель души и тела. Впадающие в грехи и не дерзающие приступать к св. Тайнам – люди благомыслящее; прегрещающие же и... дерзающие прикасаться к пречистым тайнам, достойны бесчисленных наказаний, как повинные, по неложному голосу Павла, в теле и крови Господа. На первых не нападает сатана, зная, что хотя они и грешат, однако соблюдают благоговение к божественному; в последних напротив он вселяется как в Иуду. (См. у Н.С. Суворова ниже цит. Соч. стр. 95). 1201 Всячески блюдись, чтобы никогда не принимать св. причастия, имея что-либо на кого в виде прилога помысла, пока не устроишь совершенного примирения с ним посредством покаяния. Симеон Благоговейный Подвижническое слово, § 13 Добротолюбие т. V, стр 69. 1203 Каллист и Игнатий. Наставление для безмолствующих, гл. 91–92. Ibid. стр. 442–443. Ср. анонимное рассуждение о частом причащении по ркп. XV в. в иссл. Н. С. Суворова «К вопр. о тайной исповеди и о духовниках Восточной церкви», Яросл. 1866 г., стр. 92–95. 1205 Πηδλιον, Λειψα, 1880, σελ. 156, not. 2 Ср. Никольского И. Греческая кормчая книга. М. 1888, стр. 187. 1206 Качановский Влад. К вопросу о литературной деятельности болгар, патр. Евфимия. Христ. Чт. 1882 г., стр. 244–215. 1207 Голубинский. Е. История Русск. церкви т. I, ч. I, М. 1880, стр. 510–511, пр. 8–9. См выше стр. 365. 1208 Поучение архиерейское новопоставленному священнику, по списку конца XIV или нач. XV в См. Духовный вестнник 1862 г., т. II, стр 101. 1209 См. ст. Г. Смирнова – «Особенно затруднитльном в некоторых случаях положение священника, как духовника» – в Руков. для сел. пастр., 1866 г. т. II, стр. 218; ср. его же ст. ibid., 1865 г. 1210 Служебник, М. 1855, л. 239 об.–240. В подобном же роде читаются предписания и в епархиальных распоряжениях прежнего времени. Так напр., один из южно-русских епископов в 1687 г. писал: «Если бы случилось кому из посвященных в прегрешении без исповеди приступит к божественной литургии, то ему необходимо смирятся даже до зела в сокрушении сердца, раскаиваясь в грехе и имея твердое намерение исповедать его отцу своему духовному. Говорю сие о тех, коим пред наступающим служением нельзя видеться с духовным отцем или по дальности места или по краткости времени» (См. Рук. Для сельск. Паст. 1860 г., I, стр. 183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Типикон Евергетитского монастыря по рукописи Афинского университета 788, XI-XII вв Τυπικα, ч. I, стр. 431. 141 „Блажен муж... все три псалма пели нараспев по стихам с полчаса”. Инок Парфений, Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле, ч. III. M., 1856, стр. 81. 146 Προτ. M. A. Лисицын, Первоначальный славяно-русский типикон. СПб., 1911. стр. 1, 17, 33 и др. 148 „От того же манастыря переяша вси манастыреве устав...” Повесть временных лет. Изд. АН СССР. Ч. I, 1950, стр. 107. 149 H. M. Одинцов, Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881, стр. 181 – 182. 151 Рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. шифр Кир.: 577, л. 288–291; 580, л. 174 об.; 178 об.; 587, л. 112–115 об. 156 Грамота митр. Макария архиепископу новгородскому Серапирну (Стоглав, изд. третье. Казань, 1912, стр. 196). 164 Современное начертание диаконом образа креста при произношении „Премудрость, прости” возникло в результате этого каждения, совершавшегося, как вообще в древности кадили, крестообразно. 165 „И паки кадит царские двери глаголя „Премудрость, прости. Свете тихий. И мы поем Святыя славы бессмертного Отца”. (Устав изд. 1641 г., л. 22). 169 Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. 730, л. 25; 733, л. 61, 78 об., 734, л. 10 об.; 13 об., 26 об. 170 Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. 733, л. 12; 737, л. 203, 206 и.об.; 735, л. 24. 171 Описание славянских рукописей Моск. Син. библ. Отдел третий, часть вторая. М., 1917, стр. 120–121 (рукопись 467, 1570 г.); стр. 129 (рукопись 473-XVI в.); стр. 189 и 192 (рукопись 485, XVI в.); стр. 204 (рукопись 486, XVI в.); стр. 238 (рукопись 492, XVI в.). 178 Исключение составляет всенощное бдение, начинающееся великим повечерием, совершаемое на праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, когда малая вечерня не полагается. 180 Ed. cit., col. 605, 608. Цитирую по русскому переводу в „Писаниях св. отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения”, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

823 Там же, лл. 6–7, 8, 15 об., 20 об., 30 об., 37, 41 об.–42, 102, 103 об., 105 об., 110 об., 115 об. 118 об. Русск. Истор. Библиот. т. III. 139. 824 Голубцов А., Чиновник Новгородск. Софийск. соб.. стр. 24, 147, 149, 156, 167, 171, 175, 179, 235–236. В неделю пред Воздвижением не было выхода на утрени и молебна после неё в Новгородском Софийском соборе, потому что в этот день совершаем был большой крестный ход к Спасо-Преображенской церкви на Ильину улицу. 826 В Холмогорском Чиновнике, при изложении службы первой недели великого поста (стр. 75), замечено: „Для выхода на 9-й песни благовест в болшой: указал архиерей и впредь, егда бывает ход в собор или к действу, выход тогда на 9-й песни“. Распоряжение преосвящ. Афанасия ясно, но мотивы его не совсем для нас понятны. 827 Мимоходное замечание о входе пред великим славословием на песненной утрени в XIV в. нам встретилось лишь в труде Одинцова: Порядок общественного и частного богослужения в России до XVI в. стр. 109, 112. 829 Попов А., Первое прибавление к описанию рукописей и каталогу книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова, стр. 11–18. М. 1875. 831 Проф. E. Е Голубинского Ист. Русск. Церкви. I, 2, стр. 317–318. М. 1881. Проф. И. Д. Мансветова , Митроп. Киприан в его литургич. деятельности, стр. 137 и друг. Его-же: О песненном последовании в Прибавл. к творен. св. отцов, ч. 26. стр. 753–4. Свящ. Никольского Анафематствование, стр. 22. СПб. 1879. Одинцова Поряд. общ. и частн. богосл., 109–111. 832 Чин пещного действа, стрр. 4–71 отдельного оттиска из журнала Византийский Временник, т. I. вып. 2–3. СПб. 1895. См. его-же: Современное богослужение на правосл. востоке, вып. 1 стр. 43. Киев. 1891. 833 В качестве особенностей утрени, за которой совершалось у нас пещное действо, сравнительно с изложением её по уставу великой церкви. проф. Дмитриевский отмечает отсутствие на ней выноса большого креста, а по сравнению с нашим теперешним порядком утреннего богослужения – чтение воскресного Евангелия после великого славословия (стр. 20). Последняя особенность составляла характерную черту не одной утрени недели праотец или отец, но и каждой, как выше было говорено, воскресной утрени в древнерусских соборах, а отсутствие выноса креста на первой вызывалось, вероятнее всего, пещным действом, для совершения которого убирался между прочим и амвон, на который восходили с крестом и Евангелием. Один обряд заменял или, лучше сказать, вытеснял на время другой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1493 Название βσσοι , о которых упоминается у Кирилла Скифопольского еще в житии св. Саввы (что иорданские вессы защищали в Иерусалиме православных и лавру св. Саввы), носило одно еракийское племя, многие из которого жили в Палестине в V и VI dd Грузинские ученые доказывают, что это слово искаженное βη ρες , иверийцы, грузины, которые в лавре св. Саввы указываются житием последнего. Еп. Феодосий . Палест. мон., 101. 1494 Паломничество Данила мниха, гл. 8. Путешествие игумена Даниила по св. земле, изд. под ред Норова С . Спб. 1864, стр. 68. 1495 Житие пр. Феодосия одно составлено Феодором еп. Петрским, представляя из себя похвальное слово преподобному в первую годовщину его, – другое Кириллом Скифопольским. 1496 Кирилл Скифопольский . Жизнь Саввы § 29, 65. Cotelerius Ecel. gr. mon. III, 260, 332. 1497 См. выше, стр. 156, 212 1498 Откреты и изданы проф. А. А. Дмитриевским . Путешествие по востоку и его научные результаты. Киве. 1890, стр. 171 ид. (­ Руководство для сельск. паст. 1890 г. 31, 32, 35); Описание литургич. рукописей, хран. в библ. правосл. вост. Киев. 1895 г., стр. 222—224. 1499 Метохи – филиальные монастыри или странноприемницы. 1500 В ркп. XV в. нет; д.б. позднейшая добавка. 1501 Перевод по Дмитриевскому А . Преп. Савва Освящ. и его духовное завещ. монахам лавры. Рук. для сельск. паст. 1890, 35. 1502 Арх. Леонид , Лавре св. Саввы Освященного. К-поль, 1867, стр. 65—68. 1503 См. выше стр. 253. 1504 См. выше, стр. 146 и д. стр. 88. 1505 Не автора аскетических сочинений † 430—450 г., а другого позднейшего. Возможно, впрочем, что имеется в виду и знаменитый Нил, а в рассказе анахронизм. 1506 Откуда издан Pitra , Juris ecclesiae graecorum historia et monumenta I, 220. 1507 Никон Черног . Пандекты, сл. 29, л. 208. 1508 Арх. Амфилохий . Кондакарий в греч. подлиннике XII-XIII в. М. 1870 стр. 12. См. ниже «пр. Роман». 1509 Описан проф. А. А. Дмитриевским в ст. «Что такое καν ν τη ς ψαλμωδας , так часто упоминаемый в жизнеописании преп. Саввы Освященного?» Руковод. Для сельск. Паст. 1889, 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

316 Храм мученика Дионисия в Кире упоминается у блаж. Феодорита и в «Истории боголюбцев», гл. 2 (по изд. Спб. 1853, стр. 44. Migne, gr. ser. t. LXXXII, col. 1321, p. 1136). 319 Ср. письмо 130 (стр. 166) и Eranistes, dialog. III (Migne, gr. ser. t. LXXXIII, col. 256, p. 206–207). 320 Слово пространнейшее о вере, § 3: см. Творения св. Афанасия, ч. IV, Москва 1854, стр. 507; 2-е изд. (Св.-Тр. Сергиева Лавра 1903), стр. 456. Цитаты из этого «слова» Афанасиева см. у блаж. Феодорита еще в «Еранисте» диал. II и IIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIII, col. 180 (p. 137–138). 292–393 (p. 239–240). 321 В подлиннике несколько иначе (Epist. S. Damasi IV – ad Paulinum: Migne, lat. ser. t. ХШ, col. 362; cnf. ibid. not. a); различается от этой редакции и версия настоящего отрывка, цриводимая Феодоритом в третьем диалоге сочинении «Еранист» (Migne, gr. ser, t. LXXXIII, col. 296). 322 В имеющемся теперь списке знаменитого послании Льва к Флавиану: «Lectis dilectionis tuae litteris» (Деяния вселенских соборов III, стр. 516–531 и по 2-му изд., стр. 231–238; V, стр. 294–307 и по 3-му изд., стр„ 150–156) этих выражений не находится. 326 σπαστριοις οκοις назывались комнаты, особые помещения, для священнослужителей, которые уединялись туда для тайных ночных бесед; они находились позади алтаря и νκτορον (седалище). Здесь именно Амвросий Медиоланский говорил с императором Феодосием I (Migne, gr ser. t LXXXIV, col. 906: index graecus). Ср. у Н.Н. Глубоковского , Блаж. Феодорит I, стр. 176, прим 60. 327 Это значит, что делались три погружения отдельно при каждом имени, как требует 50-е апостольское правило: «аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен» (Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и св. отец, вып. I, Москва 1870, стр. 105). 328 Как видно из контекста, здесь имеется в виду вообще богослужение, а не специально «литургия». 329 В издании The Old Testament in Greek edited by Alan England Brooke and Norman M e Lean читается (I, 1, Cambridge 1908, p. 4): κα πλασεν θες τν νθρωπον χον π τς γς.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010