В России до XX века Литургию апостола Иакова почти не знали. В 1970 году служение этой Литургии в день памяти апостола Иакова было возобновлено в Ленинградских духовных школах по благословению приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. В Петербургских духовных школах эта практика прервалась в 1990-е годы и была возобновлена в 2010 году. Чинопоследование Литургии апостола Иакова О Литургии апостола Иакова По материалам пресс-службы СПбДА , пресс-службы ПСТГУ и сайта Губкинской епархии Патриархия.ru  за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Целительница» [Документи] У вийшло окреме видання служби преподобному Текст служби свята Господнього церковнослов " янською та мовами з поясненнями коментарями [Документи] Священний Синод затвердив низку богослужбових Молодий настоятель [Стаття] Учасники XI Загальноцерковного з " виступили за розвиток у православних У Центр Кирила на перших зборах духовенства : та звернення] з ключовими словами школи – ПСТГУ – – життя   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2572382...

Однако сама Евхаристия – это торжественнейшее богослужение, выражающее всю полноту нашего благодатного дерзновения к Богу в силу искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. Святая Четыредесятница – время сокрушения о грехах, совершённых нами, несмотря на все дарованные нам благодатные средства, время духовной скорби и самоуничижения перед Богом. Поэтому Святая Церковь, чтобы не смешивать печали с торжеством, самоуничижения с дерзновением, не дерзает совершать в это время полную Божественную литургию, а утешается и укрепляется лишь Преждеосвященными Дарами. Кроме того, совершение в дни Святой Четыредесятницы полной Божественной литургии могло стать причиной противоречивости древних церковных установлений о времени совершения полной Божественной литургии и времени прекращения поста. Согласно первоначальным уставам Церкви, Божественная литургия совершается только в первой половине дня, и после нее оканчивается пост, а в дни Святой Четыредесятницы разрешение от поста бывает не ранее вечернего времени, когда полную Божественную литургию совершать уже нельзя.    Происхождение Божественной литургии Преждеосвященных Даров от апостолов подтверждается литературными и литургическими памятниками. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), свидетельствует, что в его время о Божественной литургии Преждеосвященных Даров одни говорили, «что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, иные иначе». К именам Иакова и Петра нужно присоединить и имя апостола Марка, составителя Божественной литургии Преждеосвященных Даров для Церкви Александрийской, первым епископом которой он был и для которой составил чин полной Божественной литургии. Существование в Церкви Александрийской чинопоследования Божественной литургии Преждеосвященных Даров апостольского происхождения, прямо усвояемого святому апостолу и евангелисту Марку, считается не подлежащим сомнению. Известно также, что в древнейших рукописных памятниках имеется и чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров, надписанный именем святого апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Церкви Иерусалимской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В настоящее время в православной церкви совершаются три чина литургии: Литургия Св. Иоанна Златоуста , Литургия Св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров (Св. Григория Двоеслова 10 ). Кроме того, несколько лет тому назад была переведена с греческого на славянский язык древняя Литургия Апостола Иакова, которую и совершают иногда в некоторых церквах. Основа литургии, самое совершение таинства, всеми апостолами совершалось одинаково, но порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов. На крайнем востоке христианского мира, в восточной Сирии и Средней Азии до сих пор существует Литургия Апостола Фаддея. На ближнем востоке, т. е. в Иерусалиме и Византии, принята была Литургия Апостола Иакова (первого епископа Иерусалима, брата Господня). В Александрии, Египте и Абиссинии совершалась Литургия Апостола Марка, в Риме и на всем западе – Литургия Апостола Петра. Впоследствии Литургия Апостола Иакова была обработана великими учителями церкви – Св. Василием Великим и через короткое время Св. Иоанном Златоустом . На западе Литургию Апостола Петра обработал Св. Григорий Двоеслов для Рима и Св. Амвросий для Милана (поэтому до сих пор в Милане совершается отличная от всего остального западного мира амвросианская литургия). Так появились различные «чины» по существу единой литургии. Можно сказать, что литургия была первой службой, которую начали совершать древние христиане по воскресении Христовом, собираясь вместе в первый день недели для преломления хлеба и совершения таинства Евхаристии. Во время преследований, совершая литургию в подземельях-катакомбах, на гробах мучеников, христиане в течение целой ночи готовились к великому и страшному таинству. Даже в те древние времена, когда уровень жизни христиан был так высок, нельзя было прямо от повседневной будничной жизни переходить к таинству причастия. Позднее, когда кончились гонения, и христиане могли свободно собираться для богослужений в любое время, вся эта подготовка была разделена на несколько служб. Такими древними службами и были вечерня и утреня .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

23-го – св. апостола Иакова, брата Господня, в месяце-слове: Сурий (III, гл. 4), где комментариум С. Метафраста; на полях: «Пролог, Трифолог, служба и Метафраст»; по Метафрасту описана юность апостола Иакова (§ 2-й), содержание его послания (§§ 4 – 11-й), почитание и прозвище «обли» (§ 15-й) и мученическая кончина (§§ 16–19-й); из Пролога взяты сведения о составлении Литургии, из Трифолога – отношение Иакова к Богоматери и Иисусу Христу, из службы – все остальные факты; Дорофей Тирский дал основание включить Иакова в число 70-ти апостолов 351 . 26-го – св. великомученика Димитрия Солунского, «от Симеона Метафраста (Сурий, V, 701, ср. PG, т. 116, с. 1085) и Четьи блаженного Макария митроп. Московского» (октябрь, вып. III, стб. 1883–1891, мучение и чудеса). По ВЧМ изложены чудеса и некоторые отделы в житии, по Метафрасту почти вся вторая часть; первая часть и некоторые отделы второй (напр., распоряжения, данные Луппу) заимствованы из какого-то третьего, неизвестного нам источника; в изложении много самостоятельности. В Ноябре: 3-го – свв.мм. Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, «от Метафраста и Созомена (II кн., 12-я гл.)». У Созомена взяты подробности гонения, воздвигнутого на христиан в Персии, при Сапоре; остальное содержание жития соответствует Метафрасту (Сурий, II, 820, ср. PG, т. 116, с. 831), только кончина св. Акепсима описана так, как о ней говорится в служебной Минее (канон п. 6, тр. 1-й) 352 , да женщина, оказавшая мученикам милость, названа «Снандулией» по Прологу. 6-го – св. Павла исповедника, «от Метафраста», в месяцеслове – Сурий (III, 653, жизнь из С. Метафраста), но кроме Сурия Святитель пользовался и ВЧМ (ноябрь, вып. 1-й, стб. 185–198, житие, приписанное Иоанну Златоусту ), по которым составлена вторая часть жития и внесены некоторые подробности и новые факты в первую ( Символ веры , письмо Консты...); описание смерти св. Павла заимствовано из Пролога 353 . 13-го – св. Иоанна Златоуста , «сокращение собранное от Георгия архиепископа Александрийского, от царя Льва премудрого, от Метафраста, от Никифора Каллиста (XIII кн.), от Сократа схоластика (VI кн.), от Ермия Созомена (VIII), и от прочих достоверных историков»; на полях сделана ссылка на творения Златоуста (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(?), чтение диптихов умерших, снова молитва просительная, продолжение прерванной благодарственной молитвы, в середине ее: свят, свят, – и слова: приимите ядите; в заключение благодарственной молитвы прошение о ниспослании св. Духа и возглас: и да соделает хлеб телом; затем две молитвы, из которых одна пред Отче наш , молитва после отче наш, мир всем, преклонение главы, молитва над преклонившими голову, свящ. мир всем, диакон – со страхом Божиим, молитва свящ., святая святым, един свят, диакон: во здравие и защиту, Господь с вами, свящ. хвалите Бога, священник – повелите, клир – Дух св. пусть повелит и освятит; священник – се освящено и совершено, клир – един свят Отец, Господь с вами и со духом твоим; священник приобщается. Не выписываем конца; конец сравнительно краток. – Вообще нужно заметить, что литургия Марка короче литургии Иакова. 44 По словам Епифания, „апостолы были установителями тайн вместе с Иаковом братом Господним, первым епископом иерусалимским”. (Hor. 79. n. 9. См. Филар. Чер. истор. обз. песноп. ч. I стр. 3). Прокл, ученик Златоуста, рассказывая о судьбе литургии, именно определяя, что такое литургии Василия В. и Златоуста, указывает на литургию Иакова, как на основу, из которой явились обе литургии (Socr. Η. Е. 12, 41. 7, 2529, 3441). То же предание повторил и собор трулльский (32 пр.). Наконец, предание, существующее доселе между монофизитскими обществами, рассеянными по востоку, общая уверенность яковитов, что они владеют литургией Иакова, брата Господня (Renandot. Liturg. orient. collect. P. 1716 t. II, p. 2944), – все это указывает на существование древнего убеждения в апостольском происхождении иерусалимско-антиохийской литургии. Менее живо предание о происхождении александрийской литургии от Ев. Марка. Известно только то, что Марк проповедывал в Александрии, был там епископом и даже оставил там своим преемникам свой омофор; предание о происхождении от него литургии мы находим довольно поздно, в XII в., у Вальсамона. Из него видно, что, в его время, в александрийской церкви еще совершалась литургия Марка (Ο δ λεξανδρες λγουσιν εναι κα του γου Μρκου, κα χρνται ς τ πολλ.). Но Вальсамон уже советует александрийскому патр. Марку (который его спрашивал об апостольских литургиях Иакова и Марка) заменить литургию Марка константинопольскими литургиями Василия В. и Златоуста; так как все церкви должны следовать обычаям церкви нового Рима, а в Константинополе более неизвестна литургия Иакова; последняя совершается по великим праздникам (ν τας μγα μεγλοις λας ορτας) только жителями Иерусалима и Палестины (См. Daniel – cod. Liturg. t. IV. 8284). 45 У Бунзена она напечатана под заглавием: Liturgia Alexandrinae ecclesiae Apostolica, ex Αethiopicis a Ludolfo Latine edita (Hypp. n. Leine seit t. II p. 444–458). 46 Странно только, что в этой литургии нет возгласа: свят, свят, которым, почти во всех литургиях, прерывается благодарственная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

6921 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола. 6922 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 года по Р. Х. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтения за литургией, а и за другими молитвословиями (например во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии). 6923 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года по Р. Х. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и, после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение поднятому вопросу, полагая «не затруднять обращающихся к Богу язычников», а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» ( Деян.15:13–20 ). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова ( Гал.2:10 ), – и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением ( Деян.21:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заметим, что профессор Н.Д. Успенский считает ссылку на Сократа неправомерной, поскольку буквальное чтение соответствующего фрагмента не позволяет видеть в нём указание на совершение именно Литургии Преждеосвященных Даров. Со ссылкой на патриарха Иерусалимского Досифея (XVII век) Г. П. Смирнов -Платонов опровергает версию об авторстве чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров папы Римского Григория Двоеслова. Среди возможных авторов – апостолов Марка, Иакова и Петра – он называет святителя Василия Великого . Аргументом в пользу апостольского происхождения Литургии Преждеосвященных Даров, по мнению Смирнова-Платонова (равно как и И. Малиновского), является фрагмент сочинения Иерусалимского патриарха святителя Софрония († 645): «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии». Святитель Софроний пишет: «...ныне более прочил в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с Литургией Преждеосвященных, о которой говорят – одни, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра Верховного апостола, другие – иначе» 443 . Авторство Иакова брата Господня признавал и другой видный литургист конца XIX – начала XX века А.А. Дмитриевский , отыскавший в библиотеке Синайского монастыря святой Екатерины рукопись с диаконскими прошениями, приписываемыми святому апостолу Иакову. Дмитриевский писал: «Несомненно, что чин Литургии Преждеосвященных Даров св. апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано... Отсюда он проник в патриархат антиохийский и синайскую архиепископию... Василий Великий ... сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внёс даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин Литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введён в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин Литургии Преждеосвященных Даров св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот конкретно-историческая этимология церковных терминов «Первопрестолие», «Превопрестольник», с учетом наличия синонимичных вполне достаточных категорий - «Первосвятительский Престол», «Первосвятитель» может быть связана именно с Первопрестольным достоинством иконы Божией Матери «Элеуса-Владимирская», которая, начиная с Великого Князя-Мученика Андрея Боголюбского, была не только Великокняжеской и потом Царской регалией, но вместе с тем церковной инсигнией Русских Митрополитов и Патриархов, начиная со Святителя Максима Владимирского и Святителя Петра Московского. Это, возможно, находит подтверждение и в том, что по тексту древнейшей русской «Служебной Минеи за Октябрь по списку 1096 года» Первопрестольным именуется Брат Господень по плоти Апостол Иаков - первый Епископ Иерусалимской Церкви и составитель первого канона Божественной Литургии («Литургия Апостола Иакова»). На основании уже этого первоканона составляли Божественные Литургии Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. За тридцать пять лет до мистического перемещения «Элеусы» из Царьграда в Киев Русская Служебная Минея 1096 года свидетельствует: «Придете, пьрьвопрестольна... Иякова, яко Х(ристо)ва С(паси)т(е)ля и проповедьника, истиньноименьно правьдьнаго именована Это наиболее раннее в Русском Языке употребление слова «пьрьвопрестольна». Наверняка, в годы Иерусалимского Патриаршества Апостола Иакова икона Божией Матери «Элеуса», написанная еще при жизни Пресвятой Богородицы Святым Апостолом Лукою на дске Тайной Вечери, была одной из главнейших святынь первохристианской Иерусалимской Церкви. Таковое достоинство «Элеусы» в церковном предании сохранялось и последующие годы, чем объясняется духовно-символическое, промыслительное перенесение Святыни при Святом Благоверном Царе Феодосии II Юнейшем в Новый Рим и Новый Иерусалим - в Константинополь. Потом промыслом Божиим «Элеуса» оказалась на Святой Руси. Таким образом, через Первопрестольную икону Божией Матери «Владимирская-Элеуса» Московским Первосвятителям - Митрополитам и Патриархам всея Руси - духовно усваивалось прямое преемство от Первопрестольника и Брата Иисуса Христа Святого Апостола Иакова, а Московскому Престолу - достоинство Первопрестола Христовой Церкви в Иерусалиме. Скажем так, достоинство более значимое, чем достоинство Римской кафедры, учрежденной Первоверховным Апостолом Петром.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

И, конечно же литургия Иакова, брата Господня, которая совершалась опять же по-другому — в храме Гроба Господня, предположим, когда там господствовали франки, и когда они перестроили этот собор. В начале шла латинская служба в кафоликоне, а потом православные антиохийского обряда, которых называли суриане, служили свою литургию на высоком алтаре. Вот эта традиция служить на высоком алтаре, как у армян, как у сиро-яковитов, осталась. Служили по-сирийски. Это была чистая литургия Иакова, брата Господня, без византийских поздних вкраплений, то есть без Херувимской песни еще и так далее. Потрясающая была традиция. Но Византия стала постепенно объявлять этому обряду (который сохраняют сиро-яковиты и марониты, но марониты в сильно латинизированном виде; и сиро-католики сохраняют)войну — сначало мягко, на двух фронтах в XI веке в Сирии и в Грузии. В Грузии в это время Баграт III — западногрузинский царь — объединяет всю Грузию. Западные епархии были византийскими, но он подчиняет Церковь восточногрузинскому Мцхетскому католикосу, раз католикос — автокефальный патриарх. То есть главенство Востока признает, но всю Церковь начинает «византинизировать». И, как пишет знаменитый грузинский святой Ефрем Афонский, у него есть текст, он говорит: «раньше мы служили литургию Иакова и мар Петра, но потом народ стал от них отказываться. И перешли на литургию Василия Великого и Иоанна Златоуста (дальше гениально) — потому что они короче». Это интересное противопоставление, когда многие сейчас показывают пальцем на католиков после Второго Ватиканского Собора и говорят: «ну что это за литургия — полчаса? Реформированная месса — у нас вот такие длинные службы». Православная Церковь исторически шла по пути сокращения длительности богослужений. Именно на этой почве возникла гегемония литургии Иоанна Златоуста как самой нарядной, самой процессионной и самой короткой. В Антиохии: Антиохия возвращается в конце X века в состав Византийской империи, начинается период византийского пленения Антиохийской Церкви, потому что Патриарх поставляется только византийским императором и Вселенским Патриархом из числа константинопольских клириков.

http://foma.ru/udivitelnyie-faktyi-o-hri...

Молитва о совершенном мире. Священник Боже великий и вечный, Ты создал человека непричастным тлению, а смерть, которая в древности вошла в мир завистью сатаны (см. Прем. 2, 24 ), и силу ее Ты разрушил пришествием Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и наполнил землю миром Твоим; посему небесные воинства славят Тебя, говоря: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение Его (см. Лк. 2, 14 ). Диакон Молитесь о совершенном мире и взаимном целовании апостольском. Обнимите друг друга. Непричащающиеся, изыдите; причащающиеся, обнимите друг друга в полноте сердца вашего; кто будет причащаться, да соблюдает себя от зла. Священник Господи, по благоволению Твоему, наполни сердца наши миром, и очисти нас от всякой скверны и нечистоты, от всякого стремления к мести, от зависти и смертоносного памятования обид. Господи, сподоби всех нас лобызать друг друга лобзанием святым, чтобы неосужденно принять нам дар Твой небесный и бессмертный, как надлежит (принимать) благодать от Тебя, который с Духом Святым и проч. Народ Христе Боже наш, сделай нас достойными чествовать Тебя святым и небесным лобзанием 1008 , чтобы нам славить Тебя вместе с Херувимами и Серафимами, и взывать, говоря: свят, свят, свят Вседержитель; полны небеса и земля святой славы Твоей. Священник Господь да будет с вами, святой во святых, святой во святых, святой во святых... 1009 Благодарим Тебя, Господи, через возлюбленного Сына Твоего Единородного, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого в последние дни Ты послал нам, Сына Твоего, Спасителя, Искупителя, Ангела совета Твоего, Который есть Слово, от Тебя происходящее, и в Котором Ты всё сотворил волею Твоею. Диакон О блаженном и святом патриархе нашем Гаврииле (или имярек) и досточтимом отце нашем митрополите нашем авве (имярек), которые в молитвах своих славят Тебя и благодарят Тебя. Священник 1010 Через Первомученика Стефана, священника Захарию и Иоанна Крестителя, через всех святых и мучеников, которые упокоились в вере Христовой, четырех Евангелистов, Матфея, Марка, Луку, Иоанна, и через Марию Богородицу услышь нас; через Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Фому и Матфея, Фаддея и Нафанаила, Иакова, сына Алфеева, и Матфия, двенадцать апостолов, и апостола Иакова, брата Господнего, епископа святилища Иерусалимского, Павла и Тимофея, Силу, Варнаву, Тита, Филимона и Климента, семидесяти двух учеников и пятьсот общников их, и триста восемнадцать православных 1011 ; многочисленные молитвы их да будут с нами!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010