Таких древнейших Апостольских символов веры дошло до наших времен несколько. Все они немного разнятся между собою, только в букве, только в некоторых речениях; в мыслях же, даже в их расстановке и порядке изложения, не разнятся нисколько. Этот Апостольский Символ употреблялся во всех церквях древнего христианского мира до начала 4 века. В начале же этого века оказалось нужным распространить и разъяснить некоторые речения Апостольского Символа относительно лица Богочеловека – Иисуса Христа, в отражение нечестивой ереси Ария, и относительно третьего лица Св. Троицы – Бога Духа Святого, в отражение ереси Македония, – что и исполнено на 1 и 2 вселенских Соборах. На этих Соборах наш символ получил окончательное изложение на все века, почему и называется Никео-цареградским. Третий вселенский Собор, утвердив Никео-цареградское изложение Символа веры , заповедал употреблять его по всем церквям неизменно не только в мысли, но и в букве, и изрек анафему на всех, кто дерзнул бы изменить его не только в мысли, но и в речении. Так этот св. Символ и хранится доселе во всей Православной церкви греко-восточной и нашей всероссийской. Подобным же образом и совершаемая в нашей православной Церкви Литургия ведет свое начало несомненно от св. Апостолов. Несомненно, что св. Апостолы, в свое время, сами совершали Литургию с таинством Евхаристии, как совершали и прочие таинства – крещение, миропомазание, священство, покаяние, елеосвящение. Апостольский век свидетельствует, что тогда Литургия совершалась по чину Иерусалимской Церкви, по Литургии св. Ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского Епископа, поставленного в этот чин самим Иисусом Христом. При этом нужно заметить, что Литургия, носящая имя Ап. Иакова, была литургиею не его одного, но и всех св. Апостолов, начавших совершать таинство Евхаристии сряду же по сошествии на них Св. Духа. Сперва все Апостолы жили в Иерусалиме, и ломили по домам Божественный Хлеб – Тела Христова, да и по рассеянии из Иерусалима, часто посещали его, вступали в общение веры и молитвы с Ап. Иаковом, и молились, без сомнения, по Литургии Иакова же. Литургия же Иакова, по отношению к другим Литургиям, есть не что иное, как первоначальный образец их. Была еще Литургия Ап. Марка, употреблявшаяся в церкви Александрийской. Но и эта Литургия и все последующие Литургии сходны с Литургиею Иерусалимской церкви Ап. Иакова не только в распорядке церквей, но и в составе их и даже в изложении. Затем известно, что св. Василий Великий сократил Литургию Ап. Иакова для церкви кесарийской; a св. Иоанн Златоуст еще больше сократил ту же Литургию для церкви константинопольской. Но обе эти Литургии совершенно сходны с Литургиею Ап. Иакова, за исключением не многих прибавок, впрочем, не существенных. Таким образом, в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о мы слышим первоначальную Литургию Апостольскую, только несколько сокращенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

П. Д. а. И. в одном из самых популярных визант. литургических комментариев - «Протеории» Николая и Феодора Андидских (XI в.) сохранилось следующее краткое упоминание: «И теперь преимущество перед прочими [чинами литургий] имеет Божественная литургия [по чину] великого Василия и божественного Златоуста вместе с [литургией] Преждеосвященных, которую одни приписывают Иакову, называемому братом Господним, другие же - первоверховному апостолу Петру, а иные - прочим» (PG. 140. Col. 460); эта же фраза слово в слово - только с заменой «Божественной литургии» «священнодействием» - повторена в компилятивном комментарии XII в., приписанном Софронию, патриарху Иерусалимскому (PG. 87. Col. 3981); ею же, вероятно, обусловлено утверждение свт. Симеона Солунского о происхождении Преждеосвященной литургии от апостолов (PG. 155. Col. 904). Впрочем, авторы процитированного рассуждения, очевидно, имели в виду не иерусалимскую, а к-польскую литургию Преждеосвященных Даров, но упоминание имени ап. Иакова, брата Господня, в связи именно с ней, а не с полной литургией, возможно, отражает их знакомство также с Л. П. Д. а. И. Тем не менее атрибуцию Л. П. Д. а. И. не следует понимать буквально - тем более в свете ее датировки, указанной выше. Как и в случае с полной Литургией ап. Иакова, имя брата Господня в заглавии указывает не на его авторство, а на принадлежность чина оригинальной иерусалимской традиции. Иными словами, выражение «по чину апостола Иакова» следует интерпретировать в смысле «согласно традиции Иерусалимской Церкви» аналогично выражениям «по чину апостола Марка», что указывает на Александрийскую Церковь, «по чину Василия Великого», что указывает на К-польскую Церковь и т. д. Чинопоследование Л. П. Д. а. И. можно реконструировать только на основе всех сохранившихся источников вместе, поскольку ни один из них не содержит полного комплекта ее текстов. Поэтому ни Дмитриевский, написавший первый комментарий к Л. П. Д. а. И. ( Дмитриевский. 1894. С. 292-303), ни Брайтман, продемонстрировавший текстуальную зависимость ектений и аккламаций Л.

http://pravenc.ru/text/2110605.html

Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская 6920 . Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий , а затем – Иоанн Златоуст 6921 . Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и эллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам 6922 . Все не только верующие 6923 , но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых 6924 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно: стали именовать его Обли или Офли 6925 , что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания 6926 . Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " .О жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7:3-5) [ 4 ], почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7) [ 5 ].По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября). не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

«Апостольские постановления» называют И., брата Господня, 3-м епископом Иерусалима (Const. Ap. VII 46). Предание о том, что И. возглавлял христ. общину Иерусалима, отразилось и в апокрифических «Деяниях ап. Павла» (II в.): «...вступил я в Церковь великую с благословенным Иудой [во главе], братом Господним, который первый преподал мне благую любовь веры [нашей]» (New Testament Apocrypha/Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. Р. 264 (рус. пер.: Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя. СПб., 2000. С. 234). Эти сведения противоречат Деян 9. 10, где ап. Павла в Церковь вводит ап. от 70 Анания . Один из апостольских списков , ошибочно атрибутируемый свт. Епифанию Кипрскому (т. н. список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), сообщает, что ап. И., брат Господень, был епископом Иерусалима в течение 7 лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей - Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно» ( Schermann. 1907. P. 113). Однако в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского 3-м Иерусалимским епископом назван Иуст ( Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5). Получившая широкое распространение во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. гипотеза о том, что И., брат Господень, является одним лицом с Иудой Варсавой, отвергнута большинством совр. комментаторов НЗ (см. подробнее в ст. Иуда Варсава ). О проблеме отождествления И., брата Господня, с автором Послания Иуды см. в ст. Иуды Послание . Ап. Иуда Иаковлев Отождествление И., брата Господня, с ап. Иудой Иаковлевым было сделано блж. Иеронимом Стридонским в «Книге о знаменитых мужах» ( Hieron. De vir. illustr. 4//PL. 23. Col. 613) и прочно вошло в церковную лит-ру и литургическую традицию, однако не носило в древности повсеместного характера (напр., в сир. сборнике Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.) среди 12 апостолов назван И. Иаковлев, а в числе 72 апостолов указаны И., брат Господень, и Иуда, автор Послания ( Esbroeck. 1994. P. 116-117)). Болландисты также считали И., брата Господня, и ап. Иуду Иаковлева одним и тем же лицом (ActaSS. Oct. T. 12. P. 437). Против их идентификации выступили мн. исследователи XIX-XX вв. (В. Эрмони, Дж. Г. Таскер, архиеп. Димитрий (Самбикин), К. М. Керр, Р. Браун, Л. М. Перетто, К. Л. Бломберг, А. Главинас, Р. Обер и др.), поскольку в НЗ братья Господни упоминаются наряду с апостолами, а не в их числе (Ин 2. 12; Деян 1. 14) и в отличие от апостолов они не верили в Спасителя во время Его земной жизни (Ин 7. 5) (см. подробнее в ст. Братья Господни ).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Св. Иаковне предпринимал далеких путешествий апостольских для проповеди Евангелия. Однако ему достался жребий едва ли не самого трудного апостольского служения. Из всех народов, современных апостолам, самый упорным в неприятии Христа оставались иудеи, из всех городов - Иерусалим. В этом городе и народе оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие духовные дарования, но и видимые знаки власти иерархической. Поэтому он был избран на служение епископа или Самим Господом Иисусом Христом, как думал св. Иоанн Златоуст, или собором и избранием апостолов. Его Иерусалимская Церковь называлась Матерью всех Церквей. Его кафедра сделалась точкой соединения для всех пребывающих в лоне юной Церкви. К Иакову обращались в письмах или же приходили лично апостолы и посланцы из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди Евангелия и для решения встречавшихся недоумений. Иаков первый предпринял труды для утверждения благочиния и порядка в церковном богослужении: он положил основание чину Божественной литургии, который получил в дальнейшем его имя. Эта литургия впоследствии легла в основу литургических чинов св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. Доныне ее совершают христиане в некоторых Поместных Церквах. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское по своему значению в Церкви. Служение и жизнь св. Иакова были такими яркими и праведными, а совершаемые им чудеса - такими славными, что вызывали восхищение не только у христиан, но даже и у врагов христианства. Талмудисты говорят о св. Иакове как о чудотворце и даже указывают на селение Шеханию, где он якобы проживал. Вот их свидетельства. «Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника». «Приступил Иаков из мызы Шехании исцелить его во имя учителя своего Иисуса». Знаменитый автор «Иудейских древностей» - Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня. Св. Епифаний Кипрский, Егезипп, Никифор, Блаженный Иероним и другие христианские авторы изображают св. апостола величайшим подвижником. Он был девственником и строгим асектом. Св. Иаков находился в особо тесном общении и дружбе с апостолом Иоанном Богословом. Иаков ходил босиком, не пил вина и сикера, не умащивал тело елеем и не мылся в бане, не брил бороды и не стриг волос, носил простую льняную одежду. Пищей его были хлеб и вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях сделалась твердой, как у верблюда. Подобно св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи.

http://zavet.ru/news/0210/n24-2.htm

3. Сир. I тип, предпочитающий Иуду Иаковлева Фаддею, восходит не только к Евангелию от Луки и Деяниям апостолов, но и к сир. переводу «Пешитты» и Татиана. Он представлен в «Деяниях Фомы» (AAA II 2. P. 99f), чей греч. текст восходит, вероятно, к сир. первоисточнику, а также в диптихах греч. литургии св. Иакова ( Schermann. 209-210). 4. Сир. II тип стоит ближе к сир. переводу Фомы Харкальского , где в Евангелии от Матфея Фаддей заменяется на Леввея. Он засвидетельствован в Климентовых «Recognitiones» (I 55-62), где Петр и Фома перенесены в самый конец и добавлен Матфий, идентифицируемый с Варнавой. 5. Сир. III тип следует Евангелию от Марка, в переводе А. с. этого Евангелия совпадают все сир. версии. Он не встречается в кратких А. с., но зафиксирован в пространном списке Бар Эбрея (I) и в монотематическом списке сир. «Евангелия двенадцати апостолов» (см. ниже). 6. Сир. IV тип представляет вариант согласования разночтений относительно ап. Леввея/Фаддея, в остальном следует Евангелию от Матфея (с заменой Иуды Искариота на Матфия). Он сохранился в Апостольских постановлениях (Const. Ap. VI 14; VIII 4) с добавлением имен Павла и Иакова, брата Господня. 7. Старолат. тип основывается на том переводе Евангелия от Матфея, где Фаддей заменен Иудой Зилотом (встречается также в эфиоп. «Послании апостолов»), но следует порядку апостолов, к-рый приводится в Деяниях апостолов. Зафиксирован в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне ( Deichmann F. W. Ravenna. Bd. 1. S. 118f; Bd. 2/1. S. 38f), где вторым стоит ап. Павел, что характерно для лат. литургического типа. 8. Лат. литургический тип А. с. отличают неск. признаков: появление на 2-м месте ап. Павла; перемещение ап. Филиппа на 8-е и ап. Фаддея на 12-е место, ап. Иакова Алфеева на 7-е (в позднейших лат. монотематических и комплексных списках ассоциируется с Иаковом, братом Господним). Он распространен прежде всего в лат. литургической традиции: Геласия сакраментарии , в ряде миссалов и др. памятников (напр., в приписываемой Августину 4-й беседе о Символе веры (PL. 39. Col. 2188-2190), без Павла). Наряду с этими 2 типами в лат. лит-ре изредка употреблялись списки из Евангелия от Луки и Деяний апостолов, а также др. варианты (см. Schermann. S. 221-229).

http://pravenc.ru/text/75746.html

На чинопоследование Благодатного огня (у греков, арабов и армян он называется Святым светом) Иерусалимский Патриарх и сопровождающие его священнослужители, гости и официальные лица проходят из Патриархии через ход по крыше мимо храма святых Константина и Елены и спускаются по длинной лестнице на площадь перед храмом у церкви святого Иакова, брата Господня. Из Патриархии выходят примерно в 12 часов дня. Церемония Благодатного огня в настоящее время не связана с каким-либо уставным богослужением. Во время крестного хода вокруг Кувуклии звучат разнообразные песнопения. Есть интересный момент, связанный с участием мирян в последованиях Страстной седмицы. Из числа приходской молодежи церкви апостола Иакова, брата Господня, избирается своего рода православная народная дружина, которая в дни Страстной недели и Пасхи помогает полиции поддерживать порядок в Старом Городе и у святынь. Молодые люди надевают специально сшитые красные футболки с изображением Спасителя в терновом венце. Кроме поддержания порядка на улицах и в среде «благочестивых кричалок» вокруг Кувуклии, православная дружина может помочь православным прихожанам пройти на схождение Благодатного огня через кордоны оцепления. По окончании церемонии Благодатного огня народ обычно покидает храм, а греческое духовенство, возглавляемое одним из архиереев, совершает в кафоликоне Литургию святого Василия Великого, положенную в Великую Субботу. Эта служба уже не предваряется вечерней и совершается по возможности «поскору». Великая суббота — встреча Благодатного огня Для приходских православных храмов Вифлеема, Бейт-Джалы и Бейт-Сахура и всех крупных центров Православия в Палестине очень важной является встреча Благодатного огня.В Великую Субботу после утренней Литургии у себя в храмах примерно в 11 часов утра представители приходов едут в Храм Гроба ­Господня за Благодатным огнем. В храмах гасятся все лампады и свечи. Их зажгут после встречи Огня из Иерусалима. Обычно избирается небольшая делегация — священники, члены приходского совета, кто-то из православных скаутов. Представители приходов подъезжают к Яффским воротам Старого Города и далее к Храму идут пешком. Священники привозят с собой старинные серебряные фонари для помещения и переноса Благодатного огня: один основной и один запасной. У полицейского поста священник громко называет имя города — «Бейт-Джала!» или «Вифлеем!» — и всю делегацию пропускают к Храму.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Все наши Божественные литургии включают в себя молитвы и прошения об усопших. Так, молитва из литургии святого Марка просит, чтобы Владыка Христос упокоил души усопших «в кущах, во Царствии Своем, даруя им и обетования Свои». В литургии святого Иакова, брата Господня, после поминовения святых Апостолов, пророков и других святых, мы просим Бога о поминаемых нами и о тех православных, кто не был помянут, и молимся, чтобы Он поместил их в обителях Царствия Своего, блаженстве рая, в лоне Авраама, Исаака и Иакова, осиянном светом лица Его. И в литургии святого Климента, папы Римского, ученика Апостола Петра, священник молится о всех Богу благоугодивших святых – патриархах, пророках, праведниках, апостолах, мучениках, исповедниках, епископах, о всем священстве, а также о девственниках, мирянах и всех, чьи имена ведомы лишь Богу. Святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» сообщает, что после освящения Честных Даров мы «поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». Далее мы молимся также «о преставльшихся святых отцах и епископах, и вообще всех прежде почивших». 934 И в Божественных литургиях святителя Василия Великого  и святителя Иоанна Златоуста Церковь воинствующая приносит свою «словесную службу» «о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся...». 935 После поминовения всех святых священник присовокупляет: «И помяни всех усопших о надежди Воскресения Жизни Вечныя», – и поминает имена всех, кого пожелает. После чего заключает: «И упокой их, идéже присещает свет лица Твоего». Диптихи (помянники), которые Церковь бережно сохраняет со времен апостольских, достоверно свидетельствуют о молитвах об усопших, издревле возносимых Церковью во время богослужения. Существуют, как известно, диптихи о здравии и об упокоении. Это название происходит от слова πτσσω, что значит «складываю вдвое», ибо в древности диптихи представляли собой две соединенные дощечки, как те скрижали, которые на святой иконе держит Боговидец Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Первый том своего труда Ренодот посвятил исследованию коптских и арабских литургий, предварив последнее четырьмя диссертациями: 11 . о восточных литургиях, их происхождении и авторитетности; 12 . о литургиях александрийских; 13 . о коптском языке; 14 . о патриархе Александрийском с изложением его чинопоследований. Прежде чем излагать содержание молитвы «Никтоже достоин», автор считает необходимым посвятить несколько страниц истории книгопечатания литургических памятников того времени, иначе появление указанной молитвы останется для читателей загадочным. В 1560 году в Париже была издана по-гречески королевским печатником Вильямом Морелем книга «Литургии святых отцов Иакова, апостола и брата Господня, Василия Великого и Иоанна Златоустог о». В роскошно изданной книге помещались еще три дополнительные статьи, касающиеся издания оригиналов, относящихся к правилу Трулльского Собора, осуждающему практику Армянской Церкви, употребляющей для причастия неразбавленное вино, и краткий трактат с именем Прокла, архиепископа Константинопольского, упоминающего литургии только свтт. Климента, Иакова, Василия и Иоанна Златоуста 818 . В латинском же переводе были сохранены сноски на св. Дионисия Ареопагита , на «Апологию» св. мученика Иустина Философа , на св. Григория Нисского , преп. Иоанна Дамаскина , Николая Мефонского и Самона Газского, но было опущено имя преп. Марка Ефесского . Вместо него были добавлены: Николай Кавасила (t 1346), монах Максим (повидимому, Максим Исповедаик, f 662) и епископ Никейский Виссарион, принявший этот титул с переходом в католичество (t 1472) 819 . В том же году Морель отпечатал то, что, по-видимому, является переводом, сделанным с греческого, с небольшими дополнениями. Но истинным издателем обоих изданий (греческого и латинского) был «Иоанн святого Андрея». Так именовал себя скромный каноник парижского собора Святош Андрея, один из ученейших знатоков старинной письменности. Его скромность не позволила ему упомянуть свое имя в связи с греческими литургиями, и он посвятил кардиналу Лотарингии Карлу латинский том. По той же причине он не называл источников, из которых извлекал свои сведения, и объявлял только, что они пришли ex mediis Graeciae bubliothetis. Вместо того, чтобы перевести свою копию «Святого Златоуста», он отпечатал латинский текст этой литургии, сделанный Львом Тусканом. Тускан был братом и учеником знаменитого Гуго Этериануса, современника императора Мануила (1172). В этой литургии упоминаются как здравствующие папа Николай, Елевферий, патриарх Александрийский, Кирилл, патриарх Антиохийский, и Леонтий, патриарх Иерусалимский. Если трудно установить годы их смерти, то нет никакого сомнения в том, что император Алексей родился в «пурпуре», т. е. был наследником императора Мануила, и опубликованная при участии «Иоанна святого Андрея» литургия относится к началу XII века 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010