Другая характеристика преосвященному Евсевию напечатана в книге «Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила», изданной в 1896 году. В ней архиепископ Евсевий изображается человеком невоздержанным в жизни, сластолюбивым, любившим роскошь, и особенно отличавшимся страстью к деньгам, который не только не следил за сохранностью церковных ценностей, но даже способствовал расхищению сокровищ бывшей патриаршей ризницы католикосов, богатой Гелатской ризницы и кафедральных соборов Грузии. Литература: Извеков Н. Д. Исторический очерк Литовской епархии за время 1839–1889. – М., 1899. – С. 24, 247–262, 336–393, 421, 449. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1399, 1404, 1408, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 322. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 25, 539, 549, 1014. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 322. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 42, 67, 76, 84. Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 84. 86, 95, 96. Самарские епархиальные ведомости. – 1874, 3. – С. 193. Известия по Казанской епархии. – 1870, 3. – С. 71. – 1872, 5. – С. 130. – 1878, 2. – С. 33; 8. – С. 199. Труды Киевской духовной академии. – 1870, апрель. – С. 15; июль. – С. 4; декабрь. – С. 25. – 1874, январь. – С. 18–20; апрель. – С. 125, 186. – 1875, январь. – С. 131. – 1877, март. – С. 653. – 1879, февраль. – С. 275. Православный собеседник. – Казань, 1870, декабрь. – С. 85. – 1889, июль. – С. 445. Православное обозрение. – 1870, т. 3. – С. 434. – 1873, т. 3. – С. 65. Христианское чтение. – СПб., 1872, июнь. – С. 220. – 1874, март. – С. 259.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиепископ Антоний был верным и неизменным другом и главным сотрудником великого поборника Православия митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко ; † 1868) в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Оказал большие услуги Церкви, будучи искренно предан мысли о необходимости этого воссоединения, и оставил по этому вопросу серьезный труд. Преподавание наук в семинарии он старался поставить так, чтобы оно облегчало путь к Православию. Вернувшись в лоно Православной Церкви, епископ Антоний проявил себя, по выражению профессора Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Кояловича, «необыкновенным стоятелем за Православие и русскую народность в Западной России». За 11 дней до смерти он праздновал пятидесятилетие своего архиерейства. В этот день вся Западная Россия приветствовала его славные труды, а Святейший Синод благословил юбиляра особою грамотою. Архиепископ Антоний любил естествознание, много занимался им и писал в этой области, но его труды остались неизданными. Труды: Воспоминания о греко-униатской Церкви в Западном крае. – СПб., 1889. Сходство и разница учения православной и римской Церквей//Холмский греко-униатский Месяцеслов за 1868 г. Литература: Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. – Минск, 1893. – С. 83–89. Рункевич С. Г. Минские епископы.//Минские епархиальные ведомости. – 1893. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889гг. – М., 1899. – С. 18, 19, 30, 100. Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православною Церковью в 1839 г. – 2-е изд. – Вильна, 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 296. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 537, 1013.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1561 году киево-печерский архимандрит Иларион принес королю жалобу, что митрополит Сильвестр причиняет разные обиды печерской братии и, между прочим, самовольно завладел Киево-Николаевским Пустынным монастырем со всеми его имениями и угодьями, тогда как монастырь этот издавна находится под благословением печерских архимандритов, которые и утверждают для него игуменов. Король своею грамотою от 24 апреля приказал митрополиту немедленно возвратить Николаевский монастырь с его имениями и угодьями Киево-Печерской лавре и впредь не вмешиваться в ее дела. Скончался митрополит Сильвестр в 1568 году. Труды: Поучение новопоставленному священнику//Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 3, 31. Грамота о монастыре//Киевлянин. – Киев, 1864. – С. 41. Литература: Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев, 1825. – С. 118. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 9. – С. 311–350. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 230. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 158–159. Документы, относящиеся к истории православия в Западной России//Вестник западной России. – Вильна, 1867. – Т. 1, кн. 1, 1. Полтавские епархиальные ведомости. – 1871, 7. Литовские епархиальные ведомости. – 1867, 19. Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. – Киев, 1874, отд. 3. – С. 33–34. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2053. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 29-а (кн. 58). – С. 890–891.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По инициативе Г. с 1873 г. издавались «Кавказские епархиальные ведомости» . 30 нояб. того же года при архиерейском доме было открыто Свято-Андреевское братство, к-рое занималось религиозно-нравственным просвещением, развитием миссионерского дела. В 1883 г. был открыт Мамай-Маджарский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь , перед к-рым ставились миссионерские задачи, и Закубанская Михаило-Афонская муж. пуст. 16 февр. 1886 г. Г. по своему прошению (по состоянию здоровья) был освобожден от управления епархией, назначен настоятелем Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря и председателем Училищного совета при Святейшем Синоде. Возглавлял работу по составлению учебных программ для церковноприходских школ, считал, что начальное образование необходимо передать Церкви. До последних дней проводил заседания совета, в т. ч. в келье в Александро-Невской лавре. С 1893 г. почетный член СПбДА. Отпевание Г. в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры совершали митрополиты С.-Петербургский Палладий (Раев) , Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Сергий (Ляпидевский) и др., присутствовал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев . Г. был погребен в Исидоровской ц. у правого клироса. В 1932 г. при закрытии лавры останки Г. были перенесены на Никольское кладбище. При вскрытии они оказались нетленными. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 167; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1156. Л. 2-34; ГА Краснодарского края. Ф. 454. Оп. 7. Д. 455. Л. 202-203; Ф. 574. Оп. 1. Д. 1101. Л. 73-73 об.; ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 30. Д. 1146. Л. 1; Оп. 31. Д. 245; Оп. 33. Д. 1249. Соч.: Прп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования: Магист. дис. СПб., 1854; То же, под назв.: Лествица до врат небесных: Как читать «Лествицу» мирянину. М., 2001, 2003; Прп. Харитина, кнж. Литовская. СПб., 18702. Лит.: Высочайший рескрипт от 13 июня 1894 г.//Ставропольские ЕВ. 1894. 16. С. 557-558; С-в И. Преосв. еп. Герман: [Некролог]//ЦВ. 1895. 51-52. С. 1688-1689; Преосв. еп. Герман//Ставропольские ЕВ. 1896. 2. С. 45-51; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 102-103; Жизнеописание еп. Игнатия (Брянчанинова). М., 2002. С. 220, 367-442.

http://pravenc.ru/text/164773.html

Также интерес вызывает служение Церкви на окупированных территориях. Примером такого самоотверженного жертвенного служения является Псковская православная миссия, в состав которой входил Псково-Печерский монастырь. «История Псковской православной миссии остается до сих пор одной из самых загадочных страниц Великой Отечественной войны. Долгие десятилетия она по идеологическим причинам оставалась закрытой не только для обычных советских людей, но и для исследователей. И только в последние годы начинает развеиваться облако тайны, а зачастую и клеветы, над этим сонмом мучеников и подвижников» Среди исследований на эту тему особенно заметными стали книги историка Сергея Фомина «Кровью убеленные», Михаила Шкаровского «Церковь зовет к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей, посвященный этому вопросу Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским историком Константином Обозным. Псковская миссия состояла из группы священников. Главой миссии Патриарший экзарх Прибалтики митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский) назначил протоиерея Кирилла Зайца, клирика одного из храмов Риги. В Рижском кафедральном соборе в первый год войны, по инициативе митрополита Сергия, сумевшего договориться с комендантами лагерей, куда сгоняли военнопленных, была совершена Божественная литургия для узников Глазам невозможно было поверить: на службе стояли поникшие, изможденные юноши, мужи и старики. Владыка Сергий обратился к ним с воззванием: «Если кто считает себя готовым к принятию Тела и Крови Христовых и истинно верит в бессмертие души и в спасение через Причастие, подходите». На исповедях исстрадавшиеся люди получали отпущение тяготевших душу грехов, и священство обливалось слезами вместе с исповедниками. В храме было более 5000 человек. (Из воспоминаний архимандрита Кирилла (Начиса): «Пленные были настолько голодны, что подходили под Причастие по два раза…») За три года существования миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175 пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов в основном осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и Святому Причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизические курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий.

http://bogoslov.ru/event/6024053

Церковь во имя св. Александра Невского была посвящена спасению императора Александра II от покушений 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г. (Литовские епархиальные ведомости. 1867. 24. С. 1056-1061) . Трехчастную одноглавую с шатровой колокольней, в плане близкую к «латинскому кресту», в 1869 г. по проекту архитектора Александра Самойлова ремонтировали и перестроили, она приобрела отчетливые черты русского стиля. В 1870–1871 (к 1 ноября) гг., при священнике Александре Честном, купцы 2-й гильдии Корабликов и 1-й гильдии Ломоносов построили причтовые помещения. Проект младшего инженера А.Д. Фессалоницкого был утвержден Ковенским губернским церковно-строительным присутствием 15 февраля 1871 г. Архитектура храма на 250 прихожан соответствует русскому «тоновскому» стилю. Он завершен высокой четырехскатной кровлей, увенчанной декоративными восьмериком с крупной луковичной главой. Необычным элементами являются план в виде греческого креста с мощными боковыми ризалитами и апсидой, трапециевидными в плане, и мало развитой западной частью и трехпролетная звонница со ступенчатым верхом над притвором. Строительством руководил младший инженер Николаев. В оформлении фасадов использованы «тоновские» мотивы арочных окон, килевидных кокошников, тяг. 9 января 1873 г. храм был принят Духовным правлением, 17 сентября 1873 г. освящен настоятелем Сурдегского монастыря архим. Леонидом. Старую церковь предполагалось перенести на кладбище, но, с учетом мнения Николаева, она была разобрана. Общине с 1865 г. принадлежали 76 га земли, две мельницы, семь озер. Имущество и причтовый дом закрытого в 1915 г. храма, кроме 0,5 га на кладбище, было конфисковано около 1922 г., но храм удалось сохранить. С 1924 г. в храм был назначен настоятель свящ. Илия Габец (+1928). В 1934 г. был построен дом причта, с 1935 до 1941 г. настоятелем был свящ. Николай Савицкий, при котором с 1936 г. начало действовать приходское Александро-Невское сестричество, на 1937 г. в общине состояло 386 человек (Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2006. С. 529-538). Летом 1941 г. к приходу приписали православных Утяны, где церковь была разрушена. После отречения от сана священника А. Власова в 1959 г. неоднократно предпринимались попытки закрытия храма.

http://sobory.ru/article/?object=37335

Если же некоторые из них, особенно пастыри Церкви, найдут ее для себя полезной, то мы усерднейше просим их во имя Христовой любви, покрывающей все недостатки, вспомянуть в своих святых молитвах потрудившегося с помощью Божией над этой книгой иерея Григория. Это будет самая лучшая для него награда и в этой жизни, и в будущей. Священник Московской Трифоновской церкви Григорий Дьяченко . Москва, 3-я Мещанская, дом церкви св. муч. Трифона. 1894 года января 14-го дня. 2 Одобрительные отзывы о названных книгах во 2-м их издании можно читать в 11, 17 и 44 «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1892 год; в 43 журн. «Воскресный день» за тот же год; в 10–11 Богословск. биб. листка, изд. при «Рук. для сельских пастырей» за тот же год; в 18 журн. «Вера и Разум» в отделе епарх. известий за тот же год, в «Моск. Церк. Ведомостях» 14; во Владимирских, Донских, Тульских, Литовских и мн. др. Епархиальных Ведомостях за тот же 1892 год; в Московск. Ведомостях в 87 и 128 и некоторых других духовн. и светских органах печати. Прекрасно об этом свойстве церковной проповеди говорится в одном из лучших наших духовных журналов: «Чтобы быть наглядною, – говорится здесь, – проповедь должна давать слушателям духовные ощущения. Так, если проповеднику требуется развить перед слушателями какое-либо понятие, то пусть он приведет из Св. Писания или из истории Церкви один-два жизненных образа, в которых слушатели, как во плоти, увидят нужное понятие. Для той же цели проповедник может пользоваться и другими средствами: картинами, сравнениями, олицетворениями, параболами и т. п. Все эти и им подобные средства помогут проповеднику сделать свое слово более удобопонятным и более полезным для слушателей. В большинстве случаев современные проповеди, как появляющиеся в печати, так и произносимые только устно, тем именно и страдают, что подобно ученым рассуждениям (трактатам) имеют дело только с отвлеченными философскими обобщениями (с абстракциями). А что пользы народу от таких проповедей? Они остаются непонятными для большинства слушателей; большинство из них выходит из церкви неудовлетворенными и голодными, ибо им предлагается пища неудобоприемлемая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

II . Мощи и рака Михаила Ярославича Тверского Наиболее болезненным для тверичей оказалась утрата мощей великого князя Михаила Ярославича Тверского. Их поиск начался с самого начала перестройки, когда были сняты идеологические запреты на религию, и продолжается по сей день. «Тверичи всегда верили, — утверждают дореволюционные Тверские епархиальные ведомости, — что св. благоверный князь Тверской не оставит своим особым покровительством свой родной город. Во время междуусобиц, когда город Тверь подвергался нападению литовских и польских шаек, верующие неоднократно видели великого князя, выезжающим из города на белом коне с большим мечом в руках. Вид его устрашал врагов и прогонял их от города». В наше очень не простое время возрождения капиталистических отношений в России люди видят в подвиге этого средневекового правителя, отдавшего жизнь «за други своя», антитезу погоне за деньгами, хищничеству, подлости и предательству. Более того — нравственную опору своего стремления к добру, милосердию, божественной любви и справедливости. Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич — фигура не только регионального, но общероссийского и даже мирового значения. Его жизнь и деятельность после долгих лет замалчивания и недооценки начинает восприниматься как яркая, богатая глубокими смыслами страница отечественной истории, рассказывающая об уникальном историческом опыте, трагических коллизиях и благородных порывах. Они не нашли дальнейшего развития в России, но остались в памяти народной. В Казанском храме побратима Твери г. Будёновска находится святыня бывшего мужского Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря — икона князя Михаила с частицей мощей благоверного, которую ещё в 1888 г. привезли в монастырь из Спасо-Преображенского собора нашего города. Частица мощей Великого князя есть в иконе Казанской Богоматери, которая стоит в восстановленном храме Александра Невского на привокзальной площади Твери. В 2017 г. ковчежец со значительным фрагментом мощей Михаила Ярославича Тверского из храма Петра и Павла в Лефортово был передан патриархом Московским и всея Руси Кириллом Тверской земле. Но собственно мощи до сих пор не обнаружены.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Архив Киевской духовной консистории. Г) В ЧЕРНИГОВ: Архив Черниговской духовной консистории. Д) В НА ДНЕПРЕ: Архив Могилёвской духовной консистории. Кроме указанных архивов, автор ознакомился ещё с архивом Минского архиерейского дома; но в этом архиве, когда-то богатом историческими документами (см. «Историкостатистическое описание Минской епархии», архимандрита Николая, Спб., 1864), в настоящее время таковых вовсе не имеется. Ознакомление с архивами Волынской, Каменец-Подольской и Литовской духовных консисторий автор не считал необходимым вследствие того, что все имевшие важность дела, касающиеся этих епархий до времени их полного выделения из Минской епархии, сохранились – частью в подлинниках, частью в копиях – в Минском консисторском архиве. Печатные источники для настоящей работы заключаются в документах, обнародованных в «Полном собрании законов Российской Империи» (первом), в Виленском «Археографическом сборнике», в «Актах» Виленской археографической комиссии, в Волынских, Киевских, Минских и Подольских епархиальных ведомостях, в Черниговских епархиальных известиях, «Киевской старине», «Христианском чтении» и других периодических изданиях, упомянутых на своём месте. Из пособий автор должен упомянуть докторскую диссертацию покойного профессора М. О. Кояловича: «История воссоединения западнорусских униатов старых времён (Спб., 1873)» и сочинение Н. И. Костомарова : «Последние годы речи посполитой (Спб., 1871)». Первое сочинение помогло автору ориентироваться, с самого первого времени занятий, в массе архивного материала; второе дало материал для начала первой книги сочинения. Что касается многочисленных статей, рассеянных по разным периодическим, преимущественно епархиальным, изданиям и имеющих отношение к предмету настоящей работы, то должно заметить, что множество встречающихся в большей части этих статей ошибок, неточностей и неверных догадок, выдаваемых иногда за достоверное, значительно ослабляет ценность представляемого или бесспорного и нового материала и крайне затрудняет пользование ими для научной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010