Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Глава I. Епархиальное Управление Пределы Литовской епархии. Епархиальные архиереи. Преосвященные викарии. Духовная консистория. Благочинные. Съезды благочиннические, училищные и епархиальные. Литовские епархиальные ведомости, как официальный орган епархии. В год воссоединения униатов, т.е. в 1839 году, в состав Литовской епархии входили, кроме тех частей, которые находятся в оном в настоящее время, еще части нынешних епархий – Минской, Волынской, Киевской и Каменец-Подольской, которые были приписаны от униатской Белорусской епархии к униатской же Литовской епархии, по представлению обер-прокурора Св. Синода, Протасова, в видах подготовки их, под руководством пр. Иосифа Семашки, к воссоединению с православною церковью. Впрочем, уже в следующем году, после воссоединения униатов, т.е. в 1840 году, произошла перемена в составе Литовской епархии, вызванная местными удобствами, а именно: воссоединенные церкви Минской губернии, принадлежавшие прежде к униатской Литовской епархии, перешли к Минской, а древле-православные церкви последней, расположенные по Гродненской губернии и Белостокской области, были причислены к Литовской епархии. Древле-православные церкви, состоявшие в Виленской губернии, были перечислены от Полоцкой к Литовской епархии, и последняя была поставлена во второй класс, после Херсонской, и пр. архиепископу Иосифу, получившему сей титул в день официального утверждения Императором Николаем Павловичем акта о воссоединении униатов, т.е. 25 марта 1839 года, было назначено 6 апреля 1840 года именоваться Литовским и Виленским и священно архимандритом Троицкого Виленского монастыря, а с 14 марта 1845 год – Св. Духовского, викарию же его, «Брестским», вместо «Пинского». Между тем в 1842 году произошли новые перемены в составе Литовской епархии. 18 декабря сего года, по Высочайшему повелению, в видах уравнения северо-западных губерний в пространстве и населении, была составлена из северных уездов нынешней Виленской губернии – Тельшевского, Шавельского, Россиенского, Ново-Александровского, Вилкомирского и части Ковенского, новая губерния, под названием Ковенской, с назначением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Занарочь. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Соогласно «Подымных реестров Виленского воеводства за 1690 год», в Кобыльникском приходе имелось недвижимое имущество у отца Эмануэля Ломоновича, пресвитера церкви Занарочской и Узлянской. В то время сама деревня Занарочь разделалась на две деревни, расположенные по соседству: Близники и Занарочь. Древнюю легенду про колокол, что находился в местной церкви в Близниках, в 1855 году записал путешественник Адам Киркор во время археологической поездки по Виленской губернии. По словам автора, в деревне Близники проживал старожил, которому было около 100 лет, однако при этом был в здравом уме и весьма подвижный. Старожил рассказал Адаму Киркору и Игнацы Ходзько народное предание, которое он слышал еще от своего деда. В давние времена в здешних околицах свирепствовала чума. Во всех окрестных деревнях жители вымерли. Остался только один Хилимон с молодой женой. Когда началась чума, он дал зарок, что купит колокол для местной церковки. Спасенный чудесным образом Хилимон похоронил трупы в нескольких общих могилах в озере Нарочь и сверху насыпал курганы. Затем осел в деревне Близники и стал прародителем целого поколения: в деревне в 1855 году проживало 14 семей с фамилией Филимоновы. По свидетельству Адама Киркора, при небольшой церкви было два колокола: один большой с надписью 1775 года, второй небольшой без надписи. Старожил из Близников утверждал, что маленький колокол и был пожертвован легендарным Хилимоном. Легенда была отражена и в церковных книгах. Однако само церковное здание в Близниках было построено в XVIII столетии. В 1863 г. в с. Занарочи в доме прихожан священник Иоанн Чернекевич открыл приходское училище. Число учащихся - 11 мальчиков. «Изъявление верноподданической благодарности и преданности» прихожан Занарочской церкви было напечатано в газете «Литовские епархиальные ведомости» от 15 сентября 1863 года по случаю отмены крепостного права: «Прихожане Занарочской церкви, после объявления им, в церкви 17 марта, Высочайшего указа о прекращении обязательств к помещикам с 1-го мая, положили этот день праздновать особенным образом.

http://sobory.ru/article/?object=45003

Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Перёдки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1539. Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичский район, д. Перёдки Координаты: 58.411681, 34.0476 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Впервые этот замечательный и в своем роде уникальный памятник бегло обследовался мною летом 1959 г. Признаюсь, что при внешнем осмотре он произвел на меня неблагоприятное впечатление: дощатая обшивка, одевшая постройку с земли до куполов (хотя и сделанных в барочном стиле XVIII в., но явно в подражание ему, на самом деле в первой половине XIX в.), огромные окна в центральном восьмерике и алтаре, еще более поздние, обивка стен внутри холстом, по свидетельству старожилов в самом начале XX в. (указывали избы, где квартировали " богомазы " - прозвище стариков) и многое другое. И лишь когда удалось заглянуть под обшивку, в подцерковье, залезть на чердак, увидеть другие подлинные, не испорченные детали, стало понятно, что и очень поздняя дощатая обшивка и холст - лишь своеобразный уродливый футляр, скрывающий неповторимую культовую постройку, возведенную не позднее первой половины XVI в. Когда в августе 1964 г. я предложил А.В. Ополовникову (тогда кандидату архитектуры, позже доктору и академику) посетить Передки, на него постройка произвела вначале примерно такое же впечатление. Дальнейший осмотр рассеял его. В 1959 г. мне пришлось слышать от стариков в разных вариантах легенду о литовском нашествии, разумеется, без знания времени когда это происходило. Позже я прочел ее в небольшой публикации священника этой церкви Павла Демянского, помещенной в " Новгородских епархиальных ведомостях " за 1899 г. Легенда гласила: литовский отряд, подступивший к Передкам с северо-запада, с " горы Сионской " обстрелял церковь и " чудотворный образ Рождества Божией Матери " , якобы находившийся на ее западном фасаде. При очередном ремонте в 1886 г. из стены вынуты были даже две пули, потом исчезнувшие. По другой рассказанной версии, отряд Литовских солдат ворвался в церковь и занялся ее осквернением, т.е. грабежом. Икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=52851

Глава III. Материальный быт белого духовенства Обеспечение его жалованием, помещениями и другими статьями содержания на основании разных положений. Раздел земли и доходов между членами причтов. Разные проекты относительно обеспечения заштатных священно-церковно-служителей и сиротствующих семейств оных. Епархиальное попечительство. Выходя из того положения, что нравственность человека в значительной степени обусловливается, кроме степени его умственного развития, и его внешним положением в жизни, считаем нужным посвятить изображению материального положения белого духовенства Литовской епархии особую главу, так как рассмотрение сего предмета должно послужить к составлению более основательного и верного понятия о духовенстве означенной епархии. До воссоединения униатов и в первые годы, после воссоединения, духовенство Литовской епархии, кроме доходов от своих прихожан, пользовалось еще доходами с недвижимых имуществ и капиталов, а также землею, десятиною и аннуатою, 249 и имело фундушевых крестьян для работ. Впрочем, указанные источники содержания духовенства не везде были одинаковы. Из статистической ведомости о церквах Литовской епархии за 1839 год мы узнаем, что в то время, как духовенство Брестского благочиния имело 8498 руб. дохода с недвижимых имуществ, капиталов, аннуаты и десятину, духовенство Волковысского благочиния имело дохода от сих статей только 22 руб. Также велика была разница по благочиниям и относительно числа фундушевых крестьян. Из той же ведомости узнаем, что в Брестском благочинии было только 6 душ фундушевых крестьян, в Волковысоком – 109 муж. пола и 89 – женского; а в Слонимском – 982 души муж. пола и 372 женского. В некоторых благочиниях, как, например, Пинском и Ушанском и других, и совсем не было таковых крестьян. Между тем, у правительства явилось предположение отобрать у духовенства западных губерний имения и крестьян и, взамен сего, выдавать определенные оклады жаловании. Правительство имело при сем в виду поставить материальный быт духовенства в такие условия, при которых оно не находилось бы в зависимости от иноверных помещиков, враждебно относившихся к православному духовенству, как по религиозному антагонизму, так и вследствие сложившихся исторических предубеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1909 г. в «Гродненских епархиальных ведомостях» была опубликована статья безымянного автора под названием «Из прошлого». В статье сообщалось, что «в 1887 году причтами церквей бывшей Литовской епархии были составлены исторические и статистические описания приходов епархии. В недавнее время описания приходов Гродненской губернии переданы были в местную духовную консисторию» . Возможно, желая возбудить общественный интерес к этому архиву, автор статьи опубликовал краткий обзор двух описаний, а именно: описание Старо-Корнянского храма, составленное о. Ярославом Бренном, и «обширнейшее описание Сынковичской церкви, составленное бывшим настоятелем ея о. Евстафием Михайловским: четыре большие тетради по сто листов примерно каждая» . Анонимный автор из «Гродненских епархиальных ведомостей» свидетельствует, что в тетрадях отца Евстафия содержится «тщательно собранный» богатейший материал: «И архивные данные более чем за столетие, и устные предания, сообщенные старожилами. Затем подробно описан быт прихожан, их нравы, обычаи, песни (одних песен свыше ста листов)» . Кроме того, наш анонимный автор сообщает, что в 1881 году во время ремонта храма «на внутренних стенах, на штукатурке, на кирпичах открыты священником Евстафием Михайловским многочисленные древние надписи – славянские, греческие, польские, латинские и особого непонятного начертания – числом до 45, с обозначением на них годов, начиная с “leta 1128” и “лета 1141” и др. позднейших» . Аноним сожалеет, что граффити, обнаруженные о. Евстафием, не содержат сведений ни о времени постройки храма, ни о его строителях. И все же он приводит текст одной надписи, которая, по его мнению, имеет отношение к сынковичскому храму, к тому же она содержит хронологический ориентир: «Zofija Poubiska, pooona est 1471 septembra 26» . Также наш аноним замечает: «Из самого употребления слова – “положена” (“похоронена”, а не “умерла”) можно вывести предположение, что речь идет именно о погребении в 1471 г. здесь, в храме, или при нем умершей, а не представляет лишь воспоминание о факте ее смерти» . Следует напомнить, что по широко распространенному обычаю на Западе погребение совершалось как в родовых склепах, устроенных на кладбищах, так и непосредственно в храмах. В нашем случае, безусловно, речь идет о храме: не могла же представительница знатного рода быть погребена в стенах обычного замка.

http://bogoslov.ru/article/6177409

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК» издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей» . Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: 1 (1 янв.) - 46 (26 февр.); 1 (7 апр.) - 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.). 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов . С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов , начавший нумерацию заново. С 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский . Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах. Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г . С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский . Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

http://pravenc.ru/text/155540.html

Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович), архп.Волынский и Житомирский Родился 17 декабря 1823 года в семье священника с.Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии. В 1848 году окончил семинарию со званием студента. 17 дек.1848 года пострижен в монашество. 30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля – во иеромонаха. С 1849 года – учитель певчих архиерейского дома. В 1854 году окончил Киевскую духовную академию и определен смотрителем Слуцких духовных училищ Минской епархии. 25 дек.1856 года возведен в сан игумена. 31 марта 1859 года удостоен степени магистра богословия. С 14 дек.1860 г. – инспектор Минской семинарии. 3 апр. 1862 г. возведен в сан архимандрита и 31 авг. – перемещен инспектором в Литовскую духовную семинарию. С 12 окт.1866 г. – инспектор Черниговской духовной семинарии. С II дек.1868 г. – ректор Иркутской семинарии. С 1871 года состоял редактором Иркутских Епархиальных Ведомостей. 10 апр.1877 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик.Пермской епархии. С 9 дек.1876 г. – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 7 июня 1885 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 25 ноября 1889 года – епископ Волынский и Житомирский. 20 окт.1890 года награжден золотим наперстным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 13 апреля 1902 года. В Волынской епархии заботился о восстановлении православия, оживлении историко-археологических воспоминаний, о возобновлении иноческих обителей и храмов. В личной жизни был строгий подвижник, обладал необыкновенной аскетической выносливостью и терпением. Труды: «О Слуцких князьях». « Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Киев, 1860. «Краткие сказания о жизни и подвигах преп.отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Киев, 1885. «Киев – о древнейшем существовании православия " · «О русской народности в Галиции».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 При сем не можем не выразить глубокой благодарности нашей тем архипастырям, которые, признав наши книги: «Уроки и примеры христ. верн, надежды и любви» весьма полезными в деле ведения церковной проповеди, законоучительства и внебогослужебных собеседований с народом, обратили внимание духовенства своих епархий на вышеозначенные наши издания. Равным образом мы приносим глубокую благодарность и многим церковным братствам, приобревшим у нас одновременно значительное количество экземпляров поименованных книг в давшим нам возможность уплатить весьма значительные издержки по изданию. 2 Одобрительные отзывы о названных книгах во 2-х их издании можно читать в 11, 17 и 44 «Церк. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1892 год; в 43 журн. «Воскресный день» за тот же год; в 10 – 11 Богословск. библ. листка, изд. при «Рук. для сельских пастырей " 1 за тот же год, в 13 журн. «Вера и Разум» в отделе епарх. известий за тот же год, в «Моск. Церк. Ведомостях» 14; во Владимирских, Донских, Тульских, Литовских и мн. др. Епархиальных Ведомостях за тот же 1892 год; в Московск. Ведомостях в 87 в 128 и некоторых других духовн. и светских органах печати. 3 Эти слова взяты из опред. Св. Синода о проповедовании слова Божия в наше время, напеч. в «Церковных Ведомостях», над. пря Св. Синоде за 1690 26. 4 Эти выражения взяты из речи ректора М. Д. Ак. прот. А. В. Горского в день 50-ти летнего юбилея митр. Филарета. 5 Все источники, которыми мы пользовались, с которыми справлялись, из которых делали те или другие выдержки или по которым составляли статьи, нами указаны в конце каждой статьи. Называть их все было бы слишком продолжительно в это заняло бы много места. Мы поименуем только главнейшие из этих источников: 1) Книги св. Писания ветхого и нового завета. 2) Творения св. отцов как восточной, так и западной церкви, а равно и русской, в особенности творения св. Вас. В., Гр. Богослова, св. Иоан. Злат., св. Ефр. Сирина, блаж. Иеронима, св. Дмитрия ростовского , св. Тихона задонского и др. 3) Творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010