1563 См.: Сергий, архим. Полный Месяцеслов Востока. 2-е изд., испр. и доп. Владимир, 1901. Т. 2: Святой Восток. С. 579−627, 657−665. 1564 См. об этом подробнее: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 431−500. 1565 Используя термин «топос», я понимаю его в том расширенном значении, которое он приобрёл в современном литературоведении: топосом может быть любой повторяющийся элемент текста (художественная константа) – от литературной формулы до мотива или сюжета. См., например: yevkyj D. Zur Stilistik der altrussischen Literatur: Topik//Festschrift für Max Vasmer zum 70. Geburtstag am 28. Februar 1956. Wiesbaden, 1956. S. 107; Obermayer A. Zum Toposbegriff der modernen Literaturwissenschaft//Toposforschung/Hrsg. von Max L. Baeumer. Darmstadt, 1973. S. 265−267. (Wege der Forschung; Bd. 395); Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München, 1991. С. 218. (Slavistische Beiträge; Bd. 278). Ср.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin; New York, 2005. S. 11, 355. (Millennium-Studien zu Kultur und Geschichte des ersten Jahrtasends n. Chr.; Bd. 6). 1566 См., например, об этом: Гролимунд В. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб., 1998. С. 122−135; Монашество и монастыри в России, XI−XX века: Ист. очерки/Отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2005. С. 4. Подробное изложение «трёх чинов» монашеского жития в его святоотеческом понимании см. у Паисия Величковского : Житие и писания молдавского старца Паисия (Величковского) . М., 1847 (репринт, изд.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001). С. 238−256. За указание мне этого издания благодарю Т.Б. Карбасову. 1567 См.: Смирнов С.А. Монашество// Христианство : Энциклопед. словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 148. Ср.: Лисовой Η.Η. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России, XI–XX века. С. 189. Высказанное недавно С.В. Минеевой особое мнение о том, что «жития отшельнические исторически, видимо, возникли даже позднее, чем жития преподобнические, поскольку этот тип подвижничества являлся вторичным по отношению к общежительному монашеству» (курсив мой. – Т.Р.), не подкреплено какими бы то ни было ссылками на источники. См.: Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999. С. 122. Необходимо отметить, что названная работа С.В. Минеевой включает в себя сравнительную характеристику отшельнических и преподобнических житий (см. с. 121−129), которые исследовательница склонна рассматривать как «самостоятельные жанровые разновидности внутри агиографии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) 229 . ИМПЕРАТОРСКОЕ Православное Палестинское Общество чуждо мысли о соперничестве с грандиозными изысканиями и раскопками западноевропейских исследователей, но считает, однако, не лишним напомнить и почтенному докладчику, и кружку «лиц, интересующихся делами Ближнего Востока», и даже «специалистам по палестиноведению», что деятельность его и в этом направлении заслуживала бы несколько большего к себе внимания и более справедливой оценки. Вот краткий перечень предпринятых Обществом научных экскурсий на Ближний Восток за время его существования: 1) в 1882 году был командирован Обществом на Синай и в Иерусалиме проф. A. A. Цагарелли для изучения грузинских древностей; 2) в 1883 году начаты были раскопки в Иерусалиме архим. Антонином и К. Шиком; 3) в 1886 году отправлен был доктор A. B. Елисеев для исследования древнего пути в Св. Землю через Кавказ и Малую Азию; 4) в 1886 году проф. A. A. Олесницкий производил научные исследования места храма Соломона, изложив результаты своей поездки в монументальном труде под заглавием: «Ветхозаветный храм»; 5) в том же 1886 году приват-доцент П. В. Безобразов командирован был на острова Архипелага и в Грецию для описания в тамошних книгохранилищах византийских паломничеств в Св. Землю; 6) в 1891 году профессора Н. П. Кондаков , A. A. Олесницкий и Я. И. Смирнов в сотрудничестве других лиц предпринимали научное исследование памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье. Результатом этой экспедиции являются капитальный труд Н. П. Кондакова : «Сирия и Палестина», 1000 фотографических снимков с редчайших памятников древности, свыше 50 акварелей и 20 планов. (Материал этот пока составляет достояние архива Общества); 7) в 1898 году получил от Общества 5 тыс. рублей на своё научное путешествие в Сирию, Баальбек, Пальмиру, Иерусалим и др. места директор Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенский; 8) в том же 1898 году художник Клуге был командирован в Мадебу (за Иорданом) для воспроизведения древней мозаической карты Палестины, в то время только что открытой; 9) в 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3364, л. 11. 490. Письмо А.Б. Нейдгардта 861 к товарищу обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблеру Иерусалим 28 июля 1893 г. Подлинник Приписка под датой: Его Высокопревосходительство г обер-прокурор изволил приказать передать по принадлежности в канцелярию Святейшего Синода. Дорогой Владимир Карлович, Вам известно, что в прежнее время начальник нашей здешней Духовной Миссии, архимандрит Антонин, на деньги, пожертвованные разными поклонниками Св Гроба, приобрел земли на Елеоне, в Горней, Иерихоне, Хевроне, Вифлееме, Назарете и Яффе, построив затем на приобретенных участках церкви и другие здания. Св. Синод, озадачиваясь участью этой святыни, предпринял указом Антонину «принять меры к зачислению приобретенных им земельных участков, с находящимися на них постройками, в вакуф (!?) Российской Духовной Миссии в Иерусалиме с тем, чтобы сие имущество находилось под главным ведением Св. Синода и состояло в непосредственном управлении начальника означенной Миссии, потребную же на расходы по переустрое– нию упомянутых имуществ сумму, в размере десяти тысяч рублей, Св. Синод постановил отнести на счет состоящего в его распоряжении кружечного сбора на палестинских поклонников и препроводить оную архимандриту Антонину». Текст этого предписания я привожу по содержанию отношения Смирнова министру иностранных дел от 26 января 1889-го года за 517, которое Вы найдете в 3-м столе II отд канцелярии обер-прокурора 862 . В ответ на это требование Синода, к сожалению, употребившего слово вакуф, арх Антонин составил акт, в копии и засвидетельствованном переводе при сем прилагаемый. Из него Вы усмотрите, что Антонин оставляет за собой пожизненное пользование этим имуществом, ценимым ныне в громадную сумму (говорят, до миллиона), а затем передает оное не России, а русским православным бедным в Иерусалиме под ведением Синода, в случае же неимения налицо таких бедных, имущество передается просто православным бедным под управлением их попечителей; и, наконец, – «общим» бедным – в распоряжение здешнего кадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 2010 г. Н. Н. Лисовой и И. Ю. Смирнова работали еще в одном иерусалимском архиве – Государственном архиве Израиля. Фонд, содержащий материалы по истории русского присутствия, включает 99 дел, объемом от 20 до 200 лл., обнимающих хронологический период от 1891 г. до 1951 г. Выявлено, изучено и подготовлено к печати более 100 документов, представляющих первостепенный интерес. Особенно важны материалы по истории русских подворий в период Британского мандата (1918–1948) и в первые годы существования государства Израиль (1948–1951). По понятным причинам документы указанного времени полностью отсутствуют в отечественных архивах. Тем самым удалось частично восполнить весьма существенную лакуну в наших знаниях о судьбе храмов, монастырей и подворий Русской Палестины в первой половине XX в. В Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (С.-Петербург) находится фонд великого русского историка-литургиста А. А. Дмитриевского , занимавшего в 1906–1917 гг. пост секретаря ИППО (Ф. 253). Фонд интересен не только собственными материалами Дмитриевского, но и бережно собранными им в ходе работ по истории Палестинского общества документальными комплексами деятелей Русской Палестины (переписка В. Н. Хитрово , письма архимандрита Антонина (Капустина) и др.). Здесь, в частности, находятся материалы переписки архимандрита Антонина с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым , с афонским археографом монахом Азарией (Попцовым), архимандритом Леонидом (Кавелиным) , архимандритом Филаретом (Филаретовым) , Н. П. Игнатьевым, А. Н. Карцевым, П. П. Мельниковым и др. Письма архим. Антонина присутствуют и в других личных фондах Отдела: В. В. Болотова (Ф. 88), А. С. Норова (Ф. 531), И. В. Помяловского (Ф. 608. Оп.1) и др. Интересные материалы из раннего периода Русской Духовной Миссии в Иерусалиме хранятся в Отделе рукописей РГБ – в фонде архимандрита Леонида (Кавелина) , члена Русской Духовной Миссии в 1858–1860 гг. и ее начальника в 1864–1865 (Ф. 148), в фондах Оптиной пустыни (Ф. 213, 214), Московской Духовной Академии (Ф.172). Огромный интерес представляет фонд выдающегося церковного деятеля и духовного писателя А. Н. Муравьева, (Ф. 188). Если для истории русского духовного присутствия на Ближнем Востоке второй половины XIX века первостепенную важность имеют дневники и автобиографические материалы Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) , то для истории связей Русской Церкви с Иерусалимской и Антиохийской периода 1830-х – 1850 гг. таким уникальным и почти не затронутым историками источником является архив А. Н. Муравьева. Документы муравьевского фонда активно изучались и публиковались в последние годы И. Ю. Смирновой. 875

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот всё, что я могу сказать; это немного, но образ этого милого, сердечного человека неизгладимо будет жить в моей душе. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 194, л. 44–45 об. 114. Доклад Е. П. Ковалевского «Русские научные интересы в Палестине и прилежащих областях» Петроград, 1915 г. На правах рукописи. Печатается с сокращениями. Совещание по вопросу о русских научных интересах в Палестине. Состав. Проф. орд. академик В. В. Бартольд, проф. В. Н. Бенешевич , Юрисконсульт Св. Синода М. Я. Дьяконов, проф. H. H. Глубоковский, засл. проф. A. A. Дмитриевский , Член Госуд. Думы Е. П. Ковалевский (докладчик), проф. орд. академик П. К. Коковцов, засл. проф. орд. академик Н. П. Кондаков (председатель), прив.-доцент И. Ю. Крачковский (секретарь), засл. проф. орд. академик В. В. Латышев, проф. орд. академик Н. Я. Марр (тов. председателя), засл. проф. орд. академик П. В. Никитин, засл. проф. Н. В. Покровский , проф. М. И. Ростовцев, Старший хранитель Императорского Эрмитажа прив.-доцент Я. И. Смирнов (секретарь), проф. И. И. Соколов , проф. Б. А. Тураев , засл. проф. ордин. академик Ф. И. Успенский, Председ. Моск. Археолог. Общ. гр. П. С. Уварова, гр. П. А. Уварова, проф. Б. В. Фармаковский, Г. С. Фонвизин. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Война с Турцией, которой предшествовала односторонняя отмена капитуляций, ставит на очередь вопрос об обеспечении при заключении мирного трактата русских религиозных и научных интересов в пределах нынешней Турецкой Империи и, в частности, в Палестине и прилегающих к ней областях. Не предрешая исхода войны в смысле дальнейшей судьбы Турции, мы должны подготовиться к разным возможностям. С научной точки зрения особый интерес представляют собственно Палестина, Сирия, Финикия и Синайский полуостров. Ещё в 1901 году проф. П. К. Коковцов, ныне ординарный академик, представил в Императорское Православное Палестинское Общество записку, в которой привёл соображения в пользу усиленного изучения русскими учёными указанной территории. «Эпоха, которую мы переживаем, останется, без сомнения, навсегда памятною в летописи человеческих знаний необыкновенными открытиями в области древнейшей истории человека на земле и блестящим расцветом археологической науки. Глубокий интерес к прошлому, в особенности к самому отдалённому прошлому, лишь в известной степени удостоверенный теми сведениями, которые можно было извлечь из ограниченного числа сохранившихся литературных памятников древности, должен был, естественно, рано или поздно заставить человечество обратиться за пополнением своих знаний к вещественным остаткам прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Катанский перешел вскоре на кафедру догматики в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где и прославился своими работами в области догматического богословия (выше они упоминались и цитировались неоднократно), но продолжал и занятия литургикой. Ему принадлежат ценные работы, пролагавшие путь историческому методу в русской литургической науке: «Очерк истории литургии нашей Православной Церкви» (СПб., 1868; первоначально: в журнале «Христианское Чтение», 1868, ч. II), «Очерк истории национальных литургий Запада» (СПб., 1870), – а также ряд этюдов по литургической и обрядовой стороне церковных таинств 483 . В равной степени как к догматическому богословию, так и к литургическому богословию можно отнести докторскую диссертацию А. Л. Катанского о семи церковных таинствах 484 . Он участвовал также наряду с профессорами Н. И. Глориантовым , Е. И. Ловягиным и И. Е. Троицким в деле перевода и издания «Собрания древних литургий» 485 . 1.2.3. Новый Устав Духовных академий (1869 год). Научно-исторический подход в изучении литургики. И. Д. Мансветов и его ученики Разработку исторической литургики взяли на себя представители следующего поколения русских литургистов: И. Д. Мансветов , Н. В. Покровский , А. П. Голубцов , Ф. А. Смирнов , Н. Ф. Красносельцев , А. А. Дмитриевский . Их успеху способствовал новый, введенный с 1869 года Устав Духовных академий, поставивший преподавание всех богословских дисциплин, в том числе и литургику, на твердую научно-историческую основу. Подлинным родоначальником русской исторической литургики, по мнению профессора Н. Н. Глубоковского , заслуженно считается профессор Московской Духовной Академии И. Д. Мансветов (1843– 1885), умевший в своих исследованиях «гармонически сочетать детальный анализ с широким синтезом» и прочно обосновавший необходимость восходить в литургических исследованиях к первоначальному апостольскому богослужению, чтобы наиболее полно и объективно раскрыть и уяснить литургическую жизнь Православной Церкви от ее истоков до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

М. П. Степанов высказывается за непременное развитие и оживление после войны деятельности Научного Отделения Палестинского Общества и за расширение этой деятельности в соответствии с задачами, предуказанными названному Отделению Уставом Общества. В. К. Трутовский заявляет, что, по мнению Московского Археологического Общества, научная деятельность России в Св. Земле должна быть руководима Палестинским Обществом, а не предоставлена какому-то особому учреждению, как то проектирует кружок Е. П. Ковалевского. В. В. Латышев находит, что на записку кружка учёных Палестинскому Обществу надлежит категорически заявить, что разработку и осуществление научных интересов России в Св. Земле Палестинское Общество берёт на себя, для чего и готово охотно привлекать в своё отделение «Учёных изданий и исследований» тех русских археологов и палестиноведов, которые пожелали бы работать на этом поприще. А. A. Нератов полагает, что необходимо стоять на том, чтобы все денежные средства на научную деятельность в Св. Земле, которые могут быть отпущены для того после войны из сумм Государственного Казначейства, находились в распоряжении Совета Палестинского Общества, а не отдельных научных кружков и учреждений. Князь A. A. Ширинский-Шихматов указывает на то, что для развития согласно высказанным членами Совета пожеланиям научной и археологической деятельности у Палестинского Общества своих свободных средств совершенно не имеется, для постройки же в будущем в Св. Земле здания Археологического Института Общество располагает несколькими удобными участками земли. Выслушав изложенные заявления и мнения, Совет Общества постановил иметь их в виду при обсуждении настоящего дела в вечернем заседании. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 602, л. 54–55. 119. Протокол особого (вечернего) заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества Петроград, 9 марта 1915 г. Маш. экземпляр. Председательствовал Князь A. A. Ширинский-Шихматов. Присутствовали: М. П. Степанов, протоиерей П. И. Соколов , В. В. Латышев, A. A. Нератов, H. H. Лодыженский и A. A. Дмитриевский. Кроме того, в заседании приняли участие: Председатель Императорской Археологической Комиссии Граф A. A. Бобринской, представитель Императорского Московского Археологического Общества В. К. Трутовский, Член Государственной Думы Е. П. Ковалевский, старший хранитель Императорского Эрмитажа Я. И. Смирнов и ординарный Академик Н. Я. Марр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Настоящее заседание Совета посвящено было рассмотрению и обсуждению прилагаемой при сем записки под заглавием «Русские научные интересы в Палестине и прилежащих областях» 230 , выработанной на совещаниях кружка интересующихся этим вопросом учёных и археологов. Открыв заседание, Князь A. A. Ширинский-Шихматов сделал обзор научной деятельности Императорского Православного Палестинского Общества со времени его возникновения до настоящих дней, указав, что Общество, имеющее в своём составе, на основании Высочайше утверждённого Устава, особое отделение «Учёных изданий и исследований», уделяло всегда научным интересам палестино-ведения серьёзное внимание, что и выразилось в организации Обществом в Св. Земле нескольких научных экскурсий, в производстве давших ценные результаты археологических раскопок и в издании целого ряда капитальных научных трудов о Св. Земле. После речи Председателя Е. П. Ковалевский заявил, что их кружок, участники коего поименованы в прилагаемой к настоящему журналу печатной записке, выработал эту записку для представления её Министру Иностранных Дел, что уже и исполнено. Теперь этому кружку интересующихся Св. Землёю учёных желательно знать, в составе какого учреждения указанные лица, а также и те, кто примкнул бы к ним в будущем, могли бы работать по изучению прошлого Святой Земли – при Академии ли наук или при Палестинском Обществе. Я. И. Смирнов находит, что проектируемый в записке Археологический Институт в Палестине не следует, в интересах дела, организовать как новое и самостоятельное учреждение, а было бы желательно, чтобы Палестинское Общество возобновило свою заглохшую за последние годы научную, археологическую деятельность и тогда этот Палестинский Археологический Институт мог бы создаться при Обществе, которое и должно будет поставить себе определённую цель, чем именно следует заняться в Св. Земле в смысле археологии на первых порах. Князь A. A. Ширинский-Шихматов сообщил, что Палестинское Общество всецело готово возобновить свою временно прерванную, по недостатку денежных средств, отвлекавшихся последние годы на содержание сирийских школ, археологическую деятельность и на первых же порах может произвести раскопки мозаики, находящейся на Дамасском участке Общества в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С.-Петербург 26 января 1889 г. Подлинник Сообщенная тайным советником Зиновьевым при отношении от 29 июля минувшего года за 43 копия с отношения посла нашего в Константинополе о необходимости закрепления за императорским правительством земель, приобретенных начальником Духовной Миссии нашей в Иерусалиме, была предложена Святейшему Синоду. Святейший Синод, рассмотрев настоящее дело, предписал указом архимандриту Антонину принять меры к зачислению приобретенных им земельных участков, с находящимися на них постройками, в «вакуф» Российской Духовной Миссии в Иерусалиме с тем, чтобы сии имущества находились под главным ведением Святейшего Синода и состояли в непосредственном управлении начальника означенной Миссии, потребную же на расходы по переукреплению упомянутых имуществ сумму, в размере 10.000 руб., Святейший Синод постановил отнести на счет состоящего в его распоряжении кружечного сбора на палестинских поклонников и препроводить оную архимандриту Антонину. О таковом определении Святейшего Синода, по поручению оного, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство. За обер-прокурора Святейшего Синода, товарищ его Н. Смирнов 846 . АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 122–122 об. 485. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином Иерусалим 12 сентября 1889 г. Пер. с фр. Перевод копии юридического акта, составленного на арабском языке, касающегося учреждения вакуфа Его Преподобием архимандритом Антонином 26 Мохаррема 1307 (12 сентября 1889 года) 847 . (Записи в начале копии вышеупомянутого акта означают): 1 . Копия, взятая из реестра, соответствует оригиналу. 2 . Составлено Ахмедом Фози-зада Мохамедом Ассимом, судьей Иерусалима. В связи с обращением в суд с просьбой направить уполномоченного представителя от почтенного суда, чтобы заслушать и разрешить нижеизложенный вопрос, наш представитель Мохамед Хоршид Эффенди Элшехаби, сын покойного Абд-Элрахмана Элшехаби, второй судья Иерусалимского шариатского суда, в сопровождении достойных доверия свидетелей, посетил основателя вакуфа, о котором пойдет речь, провел судебное заседание в квартире этого основателя, расположенной на Старых Русских Постройках, за пределами Иерусалима 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С.-Петербург, 26 января 1889 г. Подлинник. Сообщённая Тайным Советником Зиновьевым при отношении от 29 Июля минувшего года за 43 копия с отношения Посла нашего в Константинополе о необходимости закрепления за Императорским Правительством земель, приобретённых Начальником Духовной Миссии нашей в Иерусалиме, была предложена Святейшему Синоду. Святейший Синод, рассмотрев настоящее дело, предписал указом Архимандриту Антонину принять меры к зачислению приобретённых им земельных участков, с находящимися на них постройками, в «Вакуф» Российской Духовной Миссии в Иерусалиме с тем, чтобы сии имущества находились под главным ведением Святейшего Синода и состояли в непосредственном управлении Начальника означенной Миссии, потребную же на расходы по переукреплению упомянутых имуществ сумму, в размере 10.000 руб., Святейший Синод постановил отнести на счёт состоящего в его распоряжении кружечного сбора на палестинских поклонников и препроводить оную Архимандриту Антонину. О таковом определении Святейшего Синода, по поручению оного, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство. За Обер-Прокурора Святейшего Синода, Товарищ его Н. Смирнов. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 122–122 об. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином Иерусалим, 12 сентября 1889 г. Копия. Перевод с французского. Перевод 89 копии юридического акта, составленного на арабском языке, касающегося учреждения вакуфа его Преподобием архимандритом Антонином 26 Мохаррема 1307 (12 сентября 1889 года). (Записи в начале копии вышеупомянутого акта означают): 1 . Копия, взятая из реестра, соответствует оригиналу. 2 . Составлено Ахмедом Фози-зада Мохамедом Ассимом, судьёй Иерусалима. (Подп.) Мохамед Ассим В связи с обращением в суд с просьбой направить уполномоченного представителя от почтенного суда, чтобы заслушать и разрешить нижеизложенный вопрос, наш представитель Мохамед Хоршид Эффенди Элшехаби, сын покойного Абд-Элрахмана Элшехаби, второй судья Иерусалимского шариатского суда, в сопровождении достойных доверия свидетелей, посетил основателя вакуфа, о котором пойдёт речь, провёл судебное заседание в квартире этого основателя, расположенной на Старых Русских Постройках, за пределами Иерусалима 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010