Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопросе о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ириней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, согласовывался с пресвитерами (епископами) Римскими и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ереси Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римских, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римской Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое-то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что рукопись «Мучений Поликарпа» — это список со списка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого святой Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смирне Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подобный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скончался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанскому закону».    Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Маркионом. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком-либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестившем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость святого Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпадает с подробным описанием святого Иринея о пребывании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совершать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со времени папы Дамаса (366-384) кафедра Римских епископов стала называться «Апостольским Престолом» (это название он впервые использовал в своем послании испанским епископам около 375 года). Вскоре после Второго Вселенского собора в Риме появился документ, на основании которого позже был составлен так называемый «Декрет Геласия» (три основные главы «Декрета», скорее всего, написаны в ближайшем окружении папы Дамаса), в котором утверждалось, что «Римская Церковь Божественным изволением, а не решением какого-либо собора (имелся в виду II Вселенский Собор), есть глава всех Церквей». Преемник папы Дамаса епископ Сириций стал первым, при ком титул «папа» приобрел то значение, которое он имеет теперь. Папа Иннокентий I (401-417) в послании гальскому епископу Децентию сформулировал теорию о преимуществе римской традиции как наиболее древней и сохранившей чистое учение апостолов. То есть ни Медиолан, ни Лугдун (Лион), ни Кордова, ни Александрия, ни Антиохия, ни Эфес и никакая другая архиерейская кафедра, а только Рим сохранил предание в чистоте. Только Римская кафедра является апостольской, именно от нее получили благодать местные Церкви. Такой вот теологумен, в который охотно и совершенно искренне верили все последующие римские папы и почти весь западный епископат. Кстати, на Западе Рим мог отчасти претендовать на эксклюзивное обладание апостольским преемством (тоже довольно условно, потому что святитель Римский Климент утверждал, что апостол Павел проповедовал до края земли, что означало тогда Испанию и Англию), а вот на Востоке было масса городов и весей, слышавших проповедь апостолов, то есть было много апостольских кафедр. Но в посланиях епископам папа Иннокентий указывал им на особый авторитет Римской кафедры в области вероучения и представлял обращение к нему епископов как признание ими «древнего отеческого обычая» передавать важнейшие церковные дела на рассмотрение Римского епископа. На самом деле этот обычай в то время находился в стадии активного формирования, и занимались этим формированием римские епископы. Папа Иннокентий выдвинул тезис о том, что Римская Церковь является единственным источником истинной апостольской веры. Это еще не полная «непогрешимость», но ее первые ласточки.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/15/...

Дивное чудо вызвало сильное возбуждение в народе. По проповеди апостолов Петра и Иоанна о распятом и воскресшем Иисусе Христе, уверовало около пяти тысяч людей (Деян. 4, 4). Взятые под стражу апостолы были приведены на другой день в синедрион и поставлены перед Анной, Каиафой и другими начальниками, старейшинами и книжниками. С той же слепотой и упорным противлением истине, как в ту великую ночь, когда был осужден Спаситель мира, они допрашивали Петра и Иоанна, рядом с которыми стоял исцеленный и свидетельствовал о совершившемся чуде. Боясь народа, члены синедриона, пригрозив апостолам, отпустили их. Иосиф Каиафа в 36 году по Р.Х. был смещен римским наместником в Сирии Луцием Вителлием (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 4, 3). Престарелый Анна, по-видимому, раньше других членов синедриона, закончил свою земную жизнь и предстал перед судом Иисуса, Которому Отец вверил Суд. Участь тетрарха Ирода Антипы после суда над Иисусом Христом сложилась печально уже здесь на земле. После смерти императора Тиберия (37 г. по Р. Х.), новый кесарь Гай Калигула поставил племянника Антипы Ирода Агриппу над областями Филиппа (который умер в 34 г. по Р. Х.) и дал ему царский титул. Это вызвало у Иродиады зависть. Она подтолкнула Антипу на шаг, который оказался для него гибельным. Тетрарх с женой отправился в Рим домогаться короны. Агриппа I в то же время отправил в столицу империи своего вольноотпущенника Фортуната к Калигуле с письмом, в котором утверждал, что Антипа заготовил оружие для 70 тыс. воинов и вступил в тайный союз с парфянами. Спрошенный кесарем Антипа признался, что приобрел большое количество оружия. Калигула, лишив его тетрархии и имений, отправил его в 39 г. по Р.Х. в Галлию (г. Лион). Дион Кассий (Римская история, LXI, 8) говорит, что император Калигула предал низложенного четвертовластника смерти. «Но смерть Антипы вообще окружена некоторой темнотой. Иосиф Флавий в одном месте говорит, что он умер в изгнанничестве в Испании, а в другом — что он умер в Лугдунуме в Галии, что можно считать более вероятным» .

http://pravoslavie.ru/3004.html

Церковное предание, со второй половины II в. 135 , ясно и весьма определенно свидетельствует, что четвертое евангелие; написано ап. Иоанном, возлежавшим на груди Иисуса. Мы уже привели выше свидетельство Св. Иринея Лион., что «Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, издал евангелие, во время пребывания своего в Ефесе Азийском» 136 . Современник Иринея (несколько моложе его) Климент Александрийский отмечает основной характер евангелия Иоанна, по сравнению с синоптиками: «Последний из евангелистов Иоанн, заметив, что в евангелиях возвещено только о телесном (τ σωματικ), по убеждению ближних и по внушению Св. Духа, написал евангелие духовное (πνευματικν εαγγλιον) 137 . Та же самая мысль выражена в церковн. истории Евсевия, III кн. XXIV гл. значительно пространнее. Здесь говорится, что Иоанн, проповедовавший сначала устно, приступил к написанию евангелия с целью восполнить первые три евангелия. – Первые несомненные следы влияния четвертого евангелия на церковную мысль и образ выражения мы находим в посланиях Игнатия, относящихся к первому десятилетию II в. (см. выше). Насколько эти следы ясны, это видно уже из того, что зависимость посланий Игнатия от евангелия Иоанна служила доказательством против подлинности и древности этих посланий. Отзвуки евангелия Иоанна можно слышать в послании Климента Рим., в «Пастыре» Ермы, в «Дидахэ» (πτερ γιε, гл. X, только у Иоан. ΧVΙΙ, II) u b др. древних памятниках. Слова, приводимые в послании Поликарпа: «Кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, тот антихрист» – доказывают его знакомство не только с посланием Иоанна, но и евангелием 138 . Знал четвертое евангелие Папий Иеропальский, едва ли живший позже цервой четверти II в. Он «разсказывает историю о жене, которую за многия преступления обвиняли пред Господом» 139 . Об этом именно повествует св. Иоанн в VIII, 3... Затем у св. Иринея в ссылках на «древних пресвитеров» встречается текст: «в дому отца Моего обители многи суть». (Ср. Ин. 14:2 ). Гарнак считает достоверным, что Иринеевы «древние пресвитеры» ничто иное, как форма цитации Папиева сочинения: пресвитеры говорят=Папий говорит Следовательно, Папий в данном случае приводит слова И.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Среди тех богословов, которые ответили на действия гностицизма против церковного учения, на первом месте мы должны назвать святого священномученика Иринея, епископа Лионского. Это западный Отец, но западный только по месту своего служения. Св. Ириней родился около середины II века в Малой Азии, в Смирне. В юности он имел возможность слушать проповеди св. Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова. В творениях св. Иринея чувствуется это близкое соприкосновение с апостольским веком, как через св. Поликарпа, а также других, кого имел возможность св. Ириней видеть у себя на родине. Затем св. Ириней покинул свою родину и направился в Галлию (нынешняя Франция). В 177 году св. Ириней был послан уже в сане пресвитера из Лиона в Рим. Он должен был служить посредником в церковном споре с монтанистами. Когда св. Ириней вернулся из этого путешествия в Лион, Лионский епископ претерпел мученическую кончину и приемником его стал св. Ириней. Несколько позже, когда возник спор у папы Виктора I с малоазиатскими церквами по поводу празднования Пасхи и папа отлучил малоазиатские церкви, св. Ириней вступил в этот спор для того, чтобы внести мир. Как отмечали современники, он оправдывал свое имя, став миротворцем; Ириней – от греческого слова «мир».    После этих событий, которые произошли в епископство Виктора в Риме, мы не имеем больше никаких сведений о св. Иринее. Сравнительно более поздний источник — «История франков» Григория Турского (это автор VI века), сообщает о мученической кончине лионского епископа.    Святой Ириней был не только епископом, он очень много занимался богословскими трудами. Он очень хорошо знал церковную традицию. Св. Ириней составил очень много творений, к сожалению они почти не сохранились до нашего времени на том языке, на каком он писал, т.е. на греческом, хотя он жил очень далеко от области распространения греческого языка. Как он сам отмечал, оправдывая простоту своего стиля, что он живет в варварской стране и вынужден говорить на варварском языке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вер. с. 236. М. 1844. 278 Тертуллиан: «У нас есть второе крещение и именно крещение кровию; но оно также едино. О сем-то крещении Иисус Христос сказал: крещением имам креститися ( Лк. 12:50 ), хотя и был уже крещен; ибо Сей есть пришедый не водою точию, но водою и кровию ( 1Ин. 5:6 ), пришедший омыться водою и прославиться кровию. Для сего-то также, желая призвать нас водою и соделаьт избранными кровию, Он произвел из ребр своих сии два крещения ( Ин. 19:34 ), потому что верующие в кровь Его должны очищаться водою, а очищающиеся водою должны пить кровь его. Сие крещение пополняет крещение водою, и вознаграждает недостаток оного, если кто имел несчастие его лишиться». Св. Кирилл иерусалимский : «Если не принял кто крещения, то не имеет спасения, за исключением одних мучеников, которые и без воды приобретают царствие. Ибо Спаситель, избавляя вселенную крестом, из пронзенного ребра источил кровь и воду, чтобы живущие во времена мирные крестились в воде, а живущие во времена гонений крестились в собственной своей крови». Пр. Иероним: «Прободением ребра Христова копием полагается основание для таинств крещения и мученичества». Терт. О крещ. гл. 16: тв. ч. 2 с. 23. Спб. 1847. Св. Кир. иер. Оглас. слов. 3 с. 45. М. 1855. Пр. Иер. Пис. 82: тв. т. 4 ч. 2 с. 651. Пар. 1706. 279 Св. Амвросий: «Хотя тело Его (Иисуса Христа) было по естеству смертно, одинакового с нашим качества; но благодать различна. Ибо в наших телах после смерти кровь застывает, а из Его тела, хотя в неповрежденного, но умершего, истекла Жизнь для всех. Именно, истекла вода и кровь: та, чтобы очистить, а сия – чтобы искупить. Почему и будет пить цену свою, да, пия, искуплены будем». Бл. Августин: «Евангелист (Иоанн) не сказал: ударил Его (Иисуса Христа) в ребра, или поразил, или как-нибудь иначе, но: прободе, обозначая сим, что тогда отверзлась дверь жизни, из которой явились таинства Церкви, без коих нет входа в жизнь истинную. Кровь излилась во оставление грехов, а вода означает спасительную чашу: сия означает и купель и питие». Св. Лев великий: «Господь, не имевший никакой нужды в оставлении греха и не требовавший врачевства возрождения, восхотел креститься точно также, как и обрезаться и принести о себе жертву очищения, дабы Рожденному от жены, как говорит апостол, быть под законом ( Гал. 4:4 ), который пришел Он не разорить, но исполнить ( Мф. 5:17 ), а исполняя прекратить, как объявляет блаженный апостол, говоря: кончина бо закона Христос в правду всякому верующему ( Рим. 10:4 ). Таинство же крещения своего исполнил Он на себе потому, что, будучи во всех первенствуя ( Кол. 1:18 ), учил, что Он есть начало. И тогда утвердил Он цену возрождения, когда из ребра Его истекли кровь искупления и вода крещения». Св. Амвр. м. Толк. на ев. Луки: тв. т. 1 ч. 2 с. 1838. Пар. 1845. Бл. Авг. Бес. на Иоан. 120 : тв. т. 3 ч. 2 с. 586. Антв. 1700. Св. Лев. в. Пис. 16 гл. 6: тв. ч. 1 с. 235. Лион, 1700.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Ты сделал воина, дай ему и пособия военной службы. Какая польза, если какой-нибудь отец, родив сына своего с великими способностями, не будет пещись о нем и охранять его? Для отрожденных же во Христе стражем и утешителем служит Дух Святой. Слово Божие говорит: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс. 126:1 ). Посему, Дух Святой, сошедший на воды крещения спасительным пришествием, доставляет в купели полноту к невинности, а в миропомазании доставляет прибавление к благодати. Так как имеющие в мире сем жить во всю жизнь должны шествовать посреди видимых врагов и опасностей; то в крещении мы отрождаемся к жизни, а после крещения миропомазуемся к борьбе; в крещении мы омываемся, а после крещения укрепляемся. Вследствие сего, имеющим тотчас умереть достаточно даров возрождения, а имеющим жить необходимы пособия миропомазания. Возрождение само спасает тех, кои тотчас после него имеют отойти в вечность, а миропомазание вооружает и устрояет, на борьбу века сего и брани, остающихся в живых. Кто после крещения умирает с полученною невинностию непорочным, тот укрепляется смертию: потому что по смерти не может уже грешить. Но вспомним при сем, какую пользу доставило апостолам сошествие Св. Духа после страдания и воскресения Христова. Об этом сам Господь явно открыл им, говоря: яже глаголю, не можете носити ныне; егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:12 , 13). Видишь ли, что когда сообщается Св. Дух, то сердце верное разширяется к мудрости и постоянству? До сошествия Св. Духа апостолы были так робки, что даже отрицались; но когда исполнились Им, то стали мужественны, так что презирают муки. Поэтому чрез Христа мы искупляемся, а чрез Св. Духа даром мудрости духовной озаряемся, назидаемся, научаемся, наставляемся, совершенствуемся». Евсев. емис. Бес. на пятидесятницу 8 больш. библ. св. отц. т. 6 с. 642. Лион, 1677 г. 402 Св. Клим. рим. Посл. к кор. 1 с. 103. М. 1860. Феоф. ан. к Автол. кн. 1 гл. 12: Ламин. Полн. курс. патр. т. 6 с. 1041. Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

После смерти Иннокентия императорская власть опять взяла перевес над папством. Фридрих II начал постепенно восстанавливать свою власть в Италии. Он не отделял, как хотел Иннокейтий, сицилийской короны от германской. Второй преемник Иннокентия, папа Григорий IX (1227-42), пытался удалить Фридриха из Италии и требовал выполнения обещания крестового похода. Фридрих двинулся в Палестину, но вскоре вернулся, т.к. в его войсках начались болезни. Папа предал его отлучению за непослушание. Фридрих, не обращая на это внимания, без разрешения папы, совершил в 1228 г. пятый крестовый поход, временно отобрал у турок Иерусалим и возложил на себя иерусалимскую корону, вследствие бракосочетания с Иолантой, наследницей иерусалимского королевства. После возвращения в 1229 г. Фридрих временно примирился с папой, недовольным и его успехами, и возвращением. Вскоре между ними началась страшная вражда. Фридрих стал отбирать папские владения. Григорий IX в 1239 г. снова предал его отлучению. Фридрих отправил послание к князьям и кардиналам, в котором называл Григория врагом всех государей и обещал вскоре освободить всех от папской тирании. Папа в ответ направил им всем послание, в котором выставлял Фридриха неверующим. Император подступил к Риму в 1240 г. Папа тогда назначил собор на 1241 г., рассчитывая на французских епископов, как не подчиненных Фридриху; а тот, в свою очередь, захватил в плен ехавших из Франции епископов. Заняв Рим, он пленил и папу, который не выдержал такого гнета и скончался в 1241 г. Преемник его, Целестин IV, прожил всего три недели после избрания. Два года престол оставался незанятым по случаю раздора между кардиналами. В 1243 г. папой был избран Иннокейтий IV (1243-54), который продолжал борьбу с Фридрихом. Папа, удалившись в Лион, собрал там собор в 1245 г., проклял на нем Фридриха, как еретика и святотатца, и объявил его лишенным престола, предложив германцам и сицилийцам выбрать нового государя. Не окончив борьбу с Иннокентием IV, Фридрих II умер в 1250 г. Иннокентий, узнав об этом, с восторгом объявил о его смерти всему миру, как о событии радостном для неба и земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Среди других сокровищ и собственности [у Карла] были три серебряных стола и один особенно большой и тяжелый, из золота. Относительно них он распорядился и постановил следующим образом. Один из них, квадратный, имеющий изображение города Константинополя, вместе с прочими предназначенными для того дарами, надлежит передать в Рим, базилике блаженного апостола Петра. Другой, круглый, стол, украшенный изображением города Рима, надлежит отправить епархии (episcopio) церкви Равенны. Третий стол, превосходящий остальные красотой исполнения и внушительным весом, имеющий тонко прорисованную в виде трех кругов подробную карту всего мира, он постановил отдать на увеличение той трети, что должна быть разделена между его наследниками и направлена на милостыню. Туда же надлежит отдать золотой стол, упомянутый четвертым.Карл сделал и утвердил сие описание и распределение [собственности] перед епископами, аббатами и графами, которые тогда смогли присутствовать. Их имена перечислены. Епископы: Хильдибальд 129 , Рикульф 130 , Арн 131 , Вольфарий 132 , Бернойн 133 , Лейдрад 134 , Иоанн 135 , Теодульф 136 , Иессе 137 , Хеймо 138 , Вальтгауд 139 . Аббаты: Фридугиз 140 , Адалунг 141 , Энгильберт 142 , Херменон 143 . Графы: Вала 144 , Мегинхер 145 , Отульф, Стефан 146 , Унруок, Бурхард 147 , Мегинхард 148 , Гаттон, Ригвин 149 , Эдон 150 , Эркангарий, Герольд, Берон 151 , Хильдегерн, Рокульф. Людовик, сын Карла и Божьей волей наследник, изучил этот документ и после смерти отца сколь мог быстро и со всем тщанием постарался исполнить. 128 Милан, Чивидалье дель Фриули, Градо, Колонь, Майнц, Зальцбург, Трир, Сане, Безансон, Лион, Руан, Реймс, Арль, Вена, Тарантез, Эмбрен, Бордо, Тур, Бурж. 144 Вала – позднее (во время правления Людовика Благочестивого) аббат Корби, ок. 822 г. Умер в 835 г. 149 Ригвин, возможно Рикон – граф Падуи, упомянутый в «Анналах королевства франков» (запись 814 г.). Читать далее Источник: пер. с лат. М.С.Петровой. Историки эпохи Каролингов, М.РОССПЭН, 1999, c. 7-34. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Но самое интересное даже не в этом. Когда Маздей, согласно источнику, намеревался исполнить задуманное, ему явился сам Фома и, можно сказать, с некоторым юмором сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос, ради великого Своего милосердия». А далее приводится история о том, что Маздей, придя ко гробу Фомы, по какой-то причине не нашел там его останков. Что же тогда сделал царь? Он взял горсть песка с места захоронения апостола и вернулся домой. Маздей призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление. Затем Маздей обратился к рукоположенному Фомой пресвитеру Сифору с просьбой крестить его. Почему так важен этот эпизод? Дело ведь не столько в факте исцеления больного, в это чудо можно верить или не верить. Но дело главным образом в том, что царь, казнивший апостола, обратился ко Христу. Это свидетельство о главном чуде, которое возможно для человека — о перемене сердца. Судьба мощей апостола Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу.  Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы», а также упомянутые записки монахини Эгерии: она сообщает, что молилась в этом городе у мощей апостола Фомы. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания.  Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, нанятый жителями итальянской Ортоны, перевез их в этот город. Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.  Таков был земной и посмертный путь апостола Фомы. Жизнь его напоминает приключенческий роман, а сам он — героя, совершающего подчас абсолютно нелогичные подвиги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010