Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Николай III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 237 (РГБ) Николай III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 237 (РГБ) (Между 1212 и 1220, Рим - 22.08.1280, Сориано (ныне Сориано-нель-Чимино), близ Витербо; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277). Происходил из знатного рим. рода Орсини; младший сын рим. сенатора (в XIII в. титул рим. сенатора носил светский правитель Рима) Маттео Россо Орсини († 1246), одного из лидеров партии гвельфов . Мать принадлежала к знатной семье Гаэтани (Каэтани). Вероятно, Орсини с детства готовился к церковной карьере. Согласно преданию, которое получило распространение в ордене францисканцев и возникло скорее всего уже после смерти Н., его отец, лично знавший католич. св. Франциска Ассизского , собирался отдать сына в качестве облата (см. Облаты ) в основанный святым орден. Однако Франциск Ассизский предсказал, что мальчик займет Папский престол и будет покровительствовать францисканцам, хотя членом ордена не станет. Информации о детстве Орсини практически не сохранилось: он был посвящен в низшие чины клириков, в качестве бенефициев получил должности каноника в церквах Йорка, Суасона и Лана, а также пребенды в рим. церквах Сан-Лоренцо-ин-Дамазо и Сан-Кризогоно. Сведения о том, что он воспитывался в цистерцианском аббатстве Откомб в Савойе, совр. исследователи отвергают как недостоверные. 28 мая 1244 г. папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) возвел Орсини в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Николая (S. Nicolai in Carcere Tulliano). Вероятно, это решение было продиктовано стремлением Иннокентия IV укрепить свои связи с влиятельными рим. семьями и заручиться их поддержкой в борьбе с имп. Фридрихом II Штауфеном (1220-1250). Орсини сопровождал Иннокентия IV, бежавшего из Рима в Лион, участвовал в Лионском I Соборе (1245), но в тот период он, по-видимому, оставался в Римской курии на вторых ролях.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

А.В. Башкатов Критика утверждений Барта Эрмана о соотношении апокрифических и канонических Евангелий В рамках данного доклада предлагается рассмотреть утверждения Барта Эрмана о каноне Евангелий, в частности предполагается критика тезиса о соотношении апокрифических и канонических Евангелий. Предварительно следует представить краткую характеристику данного автора и его основные позиции. Барт Эрман, наш современник, американский библеист, признает себя агностиком, является профессором религиоведения Университета Северной Каролины. Он долгое время занимался изучением Нового Завета совместно со своим знаменитым учителем Брюсом Мецгером (1914–2007) В своих исследованиях раннего христианства (I-III вв.) опирается на теорию немецкого ученого Вальтера Бауэра (1877–1960). Бауэр в 1934 году издал свою работу «Ортодоксия и ересь в раннем христианстве» В ней он приводит доказательства о том, что в II-III веках православие не являлось ни первоначальным, ни повсеместно доминирующей формой христианства, а ересь (во всех ее многообразных проявлениях) не была вторичной и не вела свое начало из православия. Ранее христианство , по мнению немецкого ученого, состояло из конкурирующих вариантов веры и практик. Та форма религии, которую приняли христиане в Риме, по ряду причин социального, экономического и политического характера в итоге одержала верх, переписала церковную историю и стала именоваться православием (ортодоксией) Анализ теории Бауэра не является целью данного доклада, однако против ее правдоподобности можно сказать следующее. Во-первых, Бауэр не смог доказать, что ереси были так сильно распространены и так влиятельны, как на это указывает его теория Во-вторых, при использовании географического принципа исследования раннего христианства немецкий ученый не рассматривает без объяснения такие важные для Древней Церкви центры как Иерусалим, Лион, Карфаген и Рим В-третьих, многие из положений Вальтер Бауэр принимает по умолчанию, не подтверждая их фактами Вопрос соотношения Евангелий, вошедших в канон Нового Завета, и апокрифических евангелий у Эрмана возникает из положения о каноне Евангелий. Оно состоит в том, что победившая группа христиан (Эрман называет их прото-ортодоксами), переписав историю полемики с ересями, включили четыре Евангелия в Новый Завет, а другие евангелия рассматривали в качестве еретической подделки 8]. Исходя из того, что раннее христианство было разнообразным, Барт считает, что не существует единственной версии христианства, которая могла бы считаться стандартной и «изначальной» А так как между различными группами раннего христианства проходила богословская борьба, Эр-ман задается вопросом: а что если бы в богословской войне победила какая-нибудь другая секта, а не православие? Что было бы, если бы Новый Завет содержал не Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а Евангелия Фомы, Филиппа, Марии и Никодима 8]?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritika...

Глава 17. Великое разделение Церквей. Расцвет византийской культуры. Падение Византии. Церковное устройство в IV–XI веках. Патриархаты. В первые три века истории Церкви, когда христианские общины появились практически в каждом заметном городе Римской Империи, все епископы, возглавлявшие местные церкви, были равны между собой в своих правах по церковному управлению. Однако уже тогда особую роль в жизни Церкви стали играть епископские кафедры крупных городов, насчитывавших многочисленные христианские общины, таких как Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Фессалоники, Карфаген, Лион и др., вокруг которых стала осуществляться соборная жизнь Церкви. К епископам этих городов стали обращаться их собратья из окрестных городов, когда возникали какие-либо вопросы церковной жизни, ради решения которых они созывали у себя окружные соборы епископов. Особенно возрос тогда авторитет епископов крупнейших городов – Рима, Александрии и Антиохии, кафедры которых именовались «апостольскими», поскольку их основание Предание Церкви связывало с теми или иными Апостолами. Особенно же был велик авторитет епископа Рима, причем не только как епископа столицы Империи, но и города, первым епископом которого считался Первоверховный Апостол Петр, принявший здесь мученическую кончину и погребенный на холме Ватикан. В IV в., когда Церковь после окончания гонений еще более разрослась, ее устройство во многом стало сообразовываться с административным устройством Империи. Последняя тогда делилась на провинции , которых насчитывалось около сотни, те в свою очередь были объединены в диоцезы , которых было 12, и они образовывали четыре префектуры . Это устройство в течение IV–VI вв. во многом было повторено Церковью, хотя границы ее административных единиц далеко не всегда совпадали с государственными. Так, в IV в. епископы, занимавшие кафедры в городах, как правило, являвшихся административными центрами провинций (их называли митрополиями , что по-гречески означает мать городов), получили начальственные права в отношении епископов других городов провинции. Это положение было закреплено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), установившем, что епископы каждой области (именуемой по-гречески епархией ) не могут ничего предпринимать без соизволения своего митрополита (епископа митрополии). Ему же принадлежало право утверждения в своей епархии новоизбранных епископов. В свою очередь сам митрополит избирался собором епископов епархии и также ничего не мог делать без их общего согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия (161-180). Послание Лугдунской Церкви Важнейший источник сведений о Л. м., сохранилось лишь в виде пространных фрагментов на греч. языке, включенных в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. V 1-4). По-видимому, Евсевий сохранил почти всю информацию о погибших христианах, пропустив в тексте лишь риторические и дидактические пассажи (διδασκαλικν... διγησιν). По мнению Евсевия, послание было свидетельством масштабного гонения на христиан при имп. Марке Аврелии; в нем говорилось о борьбе «воителей благочестия» за истину и за свои души, о нетленном венце и вечной славе, ожидавших победителей. В послании подробно описывались подвиги Л. м.; в заключительной части перечислялись их имена. Евсевий приводит цитаты из послания, адресованного христианам Асии и Фригии; по его словам, галльские христиане направили такое же послание Елевферию , еп. (папе) Римскому. В заключение Евсевий цитирует письмо Л. м., в к-ром они рекомендовали Елевферию лугдунского пресв. Иринея (см. Ириней , еп. Лионский) как ревностного служителя Христа (Ibid. V 4. 1-2). Полный текст Послания Лугдунской Церкви был включен в свод сказаний о мучениках (τν μαρτρων συναγωγ - Ibid. IV 15. 47-48; V Praef. 2; 4. 3; 21. 5), к-рый Евсевий составил до 313-314 гг., когда он приступил к созданию «Церковной истории» (окончательная редакция «Церковной истории» относится к 325-326; о хронологии творчества Евсевия см.: Carriker. 2003. P. 37-44). В несохранившийся агиографический сборник Евсевия входили также сказания о священномучениках Аполлонии , Пионии и, вероятно, о Поликарпе Смирнском (подробнее см.: Grant R. M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980. P. 116-121; Carriker. 2003. P. 250-255). Содержание Послание было написано «рабами Христа, пребывающими (παροικοντες) во Вьенне и Лугдуне, в Галлии», для «братьев в Асии и Фригии», к-рые разделяли их общую веру в Бога Отца и Господа Иисуса Христа и надежду на искупление.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Период первый. Обновляемая Церковь под видимою Главою Состояние Иудеев во время земной жизни Иисуса Христа Иисус Христос, мнимый сын тектона (плотник, строитель) земного, истинный сын Архитектона Небесного, для создания Церкви Новозаветной явился тогда, когда скиния Церкви Ветхозаветной и народа иудейского была готова превратиться в развалины. Гражданское Ирод, великий только по злодеяниям, иноплеменник воцаренный Римлянами, истребил владетельное племя Маккавеев; раздражил Иудеев войнами, жестокостью и недоверчивостью; изнурил своей пышностью и чрезмерными Римлянам подарками и довершил их развращение обычаями языческими. После него правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, которого, впрочем, Цезарь не удостоил имени царя, но только ефпарха или народоначальника. Отправив около десяти лет, вследствие жалобы, принесенной Августу на его жестокость, он был заточен в Галлию. Его владения по желанию народа присоединены к Сирии под начало особых прокураторов или блюстителей 1 , уполномоченных распоряжаться правом жизни и смерти, каковыми, в продолжение земной жизни Иисуса Христа, были: Копоний, Марк Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат и Понтий Пилат. Последний неоднократно был виновником мятежей, то из – за внесения в Иерусалим Кесаревых изображений, составлявших знамена римского войска; то из – за посвящения Тиверию золотых щитов во дворце Ирода; то из – за похищения из храма сокровищ под видом предполагаемого строения водовода. Наконец, быдучи вызван в Рим к суду, погиб самоубийством. Другой сын Ирода великого, Ирод Антипа, в звании тетрарха или четвертовластника 2 обладал Галилеей и заиорданской областью, пока, принуждаемый беззаконною женою своею Иродиадою, не стал домогаться царскаго достоинства. Калигула обоих послал в заточение в Лион. Филипп, третий сын Ирода великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ватанеи и Панеады 3 . Церковное Но перемены и замешательства гражданские суть ничто в сравнении с плачевным последним состоянием иудейской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Согласно «Похвальному слову...», Г. род. в Сев. Галлии, возможно, в г. Треверы (совр. Трир, Германия), в галло-рим. аристократической семье. В Житии нет прямого указания на то, кем были родственники Г.: христианами или язычниками. Его отец, видимо, был оглашенным, следуя распространенному в IV в. обычаю принимать крещение только на смертном одре. Согласно Иларию, он противился стремлению сына к благочестивой жизни и его желанию креститься в юном возрасте. Несмотря на недовольство отца, Г. не только не оставил стремления к благочестивой жизни, но и вдохновил своим примером старшего брата Венанция. Жизнь братьев в этот период представляла собой образец мирского благочестия: не уход из мира, а служение ему. Подвижники устроили в своем доме странноприимницу, заботились о путниках. Нек-рое время спустя Г. и Венанций приняли решение стать отшельниками, избежать мирской славы. Их благочестивый образ жизни стал многим известен, стремление к монашеской жизни появилось у братьев под влиянием образа прп. Антония Великого , Житие к-рого, написанное свт. Афанасием I Великим , к тому времени уже было переведено на латынь и известно в Галлии. Г. и Венанций нашли себе наставника, прп. Капрасия, человека образованного и близкого к ним по происхождению. Впосл. Капрасий проживал на Лерине; он пережил и Венанция, и Г. и скончался ок. 440 г., когда Арелатским епископом был Иларий. Согласно Житию Капрасия, подвижник сопровождал Венанция и Г. в Палестину, Сирию и Египет, куда мн. зап. христиане отправлялись в то время, чтобы познакомиться с вост. монашеской традицией; на обратном пути Венанций умер. Однако Иларий в «Похвальном слове...» ничего не сообщает об участии Капрасия в паломничестве и излагает иную версию событий: братья отплыли из Массилии (совр. Марсель), но Венанций скончался в Мефоне (совр. Метони, ном Месиния, Греция). После смерти брата Г. через Италию вернулся в Юж. Галлию, где поселился на о-ве Лерин (один из группы совр. о-вов Лерен ), впосл. названном в честь Г. (совр. Сент-Онора). В кон. I в. до Р. Х. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Г., т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Г. Согласно Житию, одной из причин, побудивших Г. поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, еп. г. Форум Юлия, к-рый рукоположил Г. во пресвитера. Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена 1-я ч. «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина , написанная ок. 419 г. Вокруг Г. собралась небольшая община учеников, к-рая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге о-в Леро (совр. Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, буд. еп. Лугдуна (совр. Лион). Возникновение мон-ря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 г.

http://pravenc.ru/text/166133.html

[лат. Claudius] (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (1.08.10 г. до Р. Х., Лугдун, Галлия, ныне Лион, Франция - 13.10.54 г. по Р. Х., Рим или Синуэсса, Италия), рим. император (с 26 янв. 41), ученый. Младший сын Друза Старшего и Антонии Младшей (внук одновременно Августа и Марка Антония), представитель династии Юлиев-Клавдиев. С детства отличался слабым здоровьем. Мн. родственники, в т. ч. Август и его жена Ливия, считали К. слабоумным и неспособным к политической деятельности. Слухи о психическом нездоровье преследовали его всю жизнь. Политические противники неоднократно использовали их в своих целях. К. был надолго отстранен от публичной карьеры и провел большую часть жизни на своих виллах под Римом и в Кампании, обучался у Ливия, Сульпиция Флава и Афинодора, занимался наукой. Еще при жизни Августа (ум. в 14 г. по Р. Х.) К. написал «Историю гражданских войн», в которой критически отзывался об Августе и при этом хвалил его противников, в т. ч. Марка Антония. Узнав об этом, Ливия и Антония Младшая запретили ему публиковать свой труд и впредь заниматься этой темой. Позднее К. составил «Историю этрусков» в 20 книгах, словарь этрусского языка. К.- последний известный в древности человек, который читал на этрусском и хорошо знал этот язык. Он написал также «Историю Карфагена» в 8 книгах. Под его именем было известно также некое руководство по игре в кости, к-рой К. был увлечен. В 47 г., занимая пост цензора, он предложил реформу лат. орфографии. К. ввел разделение слов точками, а также 3 новые буквы: «антисигму» (перевернутая C) для обозначения дифтонгов BS и PS, «дигамму» (перевернутая F) для отделения звука [v] от [u], а также «половинную H», значение к-рой не вполне ясно. Новая орфография начала использоваться в офиц. надписях, но после смерти К. была отменена. Ученость К. нашла широкое признание среди современников. В речах перед сенатом он неоднократно демонстрировал прекрасные исторические и филологические знания. Тем не менее спустя нек-рое время по смерти К. его труды были забыты и полностью утрачены. Плиний Старший, современник К., активно пользовался его произведениями для составления «Естественной истории» и цитировал К. ( Plin. Sen. Natur. hist. VII 35); с его трудами был знаком Тацит (кон. I в.), но уже во II в. следов интереса к ним в античной культуре неизвестно.

http://pravenc.ru/text/1841217.html

М. был родом из Испании, из семьи, к-рая находилась в клиентских отношениях с фамилией рим. полководца Феодосия Старшего, отца имп. Феодосия I (379-395). Под началом Феодосия Старшего М. оказался в Британии в 368 г., участвовал в успешной кампании против пиктов. С 369 г., после того как Феодосий был отозван в Рим, М., вероятно, принял командование войсками Британии. В 383 г. брит. легионы подняли мятеж, будучи недовольны тем, что имп. Грациан (375-383) мало внимания уделяет острову, и провозгласили М. императором. Положительно или нейтрально настроенные к личности М. античные историки пишут о том, что он вынужден был принять титул под давлением армии, сам не стремясь к власти ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 20; Oros. Hist. adv. gent. VII 34). Вскоре М. с войском высадился в Галлии южнее устья Рейна и двинулся на Паризии (ныне Париж), где находился в этот момент имп. Грациан. Войска, высланные Грацианом против М., перешли на его сторону. Узнав об этом, Грациан бежал в Лугдун (ныне Лион), однако вскоре, 25 авг. 383 г., был настигнут и убит в Лугдуне людьми М. В результате М. установил власть над Галлией и Испанией, но воздержался от вторжения в Италию, где в Медиолане (ныне Милан) находился младший брат Грациана имп. Валентиниан II (375-391). Положение Валентиниана было неустойчивым, но он пользовался поддержкой вост. имп. Феодосия I. Фактически за Валентиниана правила его мать Юстина, и ее дипломатические усилия спасли его. Юстина отправила ко двору М. в Августу Треверов (ныне Трир) посольство в составе свт. Амвросия Медиоланского и брата М. Марцеллина ( Ambros. Mediol. Ep. 24). Было достигнуто мирное соглашение, по к-рому М. отказался от нападения на Италию и был признан соправителем Валентиниана II и Феодосия I с титулом августа. За М. закреплялась Галльская префектура. Феодосий I также признал это соглашение. В память этого события и в Галлии, и в К-поле была отчеканена монета с надписью «Concordia Agustorum» (согласие августов). Не позже 383/4 г. М. провозгласил соправителем своего сына Виктора, даровав ему титул августа.

http://pravenc.ru/text/2561612.html

Статьи Филипп де Режис и Станислав Тышкевич: два подхода к служению Католической Церкви в России 12.11.2007 20:37 " Возвращение " – это слово чаще всего слышно в современной России, когда речь заходит о наследии русской эмиграции XX века. Возвращаются имена, судьбы, идеи, книги, возвращаются живые люди и прах почивших. Можно сказать, что идет восстановление исторической судьбы страны и медленное излечение невиданного в истории раскола, противопоставившего друг другу две России – «советскую» и «зарубежную». Вроде бы все по Гегелю – тезис, антитезис, синтез, и в результате – снятие застарелого исторического невроза. Так ли это? На наш взгляд, однозначного ответа не получается. Эта статья посвящена тем аспектам духовного и культурного наследия «зарубежной России», которые видимым образом не вошли в этот новый синтез, но, по нашему глубокому убеждению, обладают уникальным потенциалом для формирования религиозной культуры России XXI века. Речь идет о некоторых итогах исторического эксперимента по воссоединению православных и католиков, который был осуществлен католическими центрами русского Зарубежья в XX веке. История католических центров для русских эмигрантов начинает понемногу приоткрываться. В XX веке экспериментом по организации католических центров для русской эмиграции были охвачены практически все континенты. Русские католические миссии существовали в Австралии (Мельбурн), Азии (Китай – Харбин, Шанхай; Турция – Стамбул), Европе (Австрия – Вена, Зальцбург; Бельгия – Брюссель, Лувен, Намюр; Германия – Берлин, Гундельфинген, Даттельн-Хорнебург, Мюнхен, Нидеральтайх, Эссен; Испания – Мадрид, Италия – Милан, Рим, Литва – Каунас, Нидерланды – Ворбург, Гаага, Тилбург, Утрехт, Португалия - Фатима, Финляндия - Териоки (Светлогорск), Эспо; Франция – Лилль, Лион, Медон, Ницца, Париж; Чехословакия – Прага; Швейцария – Курелья; Эстония – Нарва), Северная Америка (Канада – Монреаль; США – Бостон, Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско), Южная Америка (Аргентина – Буэнос-Айрес; Бразилия – Иту, Сан-Паулу).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010