– А, ...дети! Приехали на наши деньги с вором! Сам Пётр Феодорович Басманов, стоя на стене с зажжённым фитилём подле пушки, отвечал, что их государь и великий князь Борис Феодорович находится в Москве, а что пришедший с поляками есть вор и обманщик. Самозванец решил взять город силой. Однако все старания его были напрасны. Весь гарнизон стойко выдержал и бомбардировку, и штурмы. Решительный и храбрый Басманов с честью отражал неприятеля. Раздражённый помехой, самозванец пришёл в уныние и начал укорять поляков: – Я думал больше о поляках, а теперь вижу, что они такие же люди, как и другие. – Мы, – отвечали поляки, – не имеем обязанности брать города приступом, однако, не отказываемся и от этого, пробей только отверстие в стене. Пререкания близки были к полной размолвке, но в это время в лагерь самозванца стали приходить отрадные вести. Пока главные силы самозванца стояли занятые осадой, маленькие партии и разъезды из его стана двигались во все стороны, достигая даже Путивля, и действовали успешно. Северщина продолжала волноваться и переходить на сторону самозванца. В то же время действовали в пользу „царя Димитрия» и те казаки, которые подступали в Московское государство по Крымской дороге. Запорожские казаки шли к самозванцу под Новгород-Северский через Путивль и Рыльск. Донские казаки от Белгорода шли на Рыльск, Курск и Кромы. Города, стоявшие на этих путях, оказались в районе казачьего движения и были увлечены его потоком очень рано. Стоя под Новгородом-Северским, самозванец то и дело получал известия о сдаче ему городов и принимал приводимых ему городских воевод. В течение двух недель ему были сданы Путивль, Рыльск, Севск с его уездом, носившим название Комарицкой волости, Курск и Кромы. Несколько позднее узнал он о сдаче более отдалённых городов: Белгорода, Царёва-Борисова, Оскола, Ливен, Валуек и других. Ему повиновалось теперь огромное пространство по Десне, Сейму, Северскому Донцу и даже верхней Оке. Силы его быстро росли от присоединения к нему новых мест и свежих казачьих и городских отрядов. В его стан приходили не одни стрельцы и казаки, но приезжали дворяне и дьяки, предлагая ему не только свои услуги, но и деньги, порученные им Борисом. В окопы самозванца под Новгородом-Северским привозили из Путивля и других городов крепостную артиллерию для действий против осаждённых. Таким образом лагерь Лжедимитрия стягивал к себе значительные силы уже из Московского государства, и самозванец стал опираться на московскую часть своих войск гораздо твёрже, чем в начале похода, когда он всецело зависел от польских рот. Но и теперь, спустя месяц после начала новгород-северской осады, поляки были лучшей частью его войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

«Духовник иеросхимонах Савва, в мире Симеон Кудрявцев, из крестьян Ефремовского уезда села Троицкаго. В О. П. поступил 5 июня 1876 г. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рук. в сан иеромонаха 28... 1896 г. Скончался 14 июня 1908 г. 68 лет. Прожил в обители 38 лет» (с. 78). «Духовник иеросхимонах Савва, в миру Симеон Кудрявцев из крестьян Ефремовского уезда села Изрога. Пред смертью был пострижен в схиму. Скончался 15 ноября 1908 г., 60 лет от рождения, в обители жил 38 лет. Поступил в Оптину пустынь 5 июня 1870 года. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рукоположен в сан иеромонаха 15 июня 1896 г. Св. отцы и братия и дети мои духовныя, егда молитеся, помяните и мое недостоинство» (с. 71). Это надпись на чугунном кресте, очень сходная с предыдущей, также сделанной на чугунном кресте. Кажется, что это один и тот же человек, но могил-то – две! Значит, при составлении надписей двум Саввам приписали одни и те же данные. «Упокой, Господи, со святыми раба Твоего. Здесь покоится прах иеромонаха Илиодора (Головина), Орл. губ. города Ливен села Казанскаго, из государ. крестьян. Род. 1847 г. июня 22-го дня. Поступил в сию обитель 1870 г. окт. 12-го дня. Окончил жизнь свою 1908 г. сент. 25-го дня. Проходил клиросное послушание 33 года, был благочинным. Всех лет от роду 61 год. Господи, Господи, не отврати мене от Твоего лица, но благоволи помиловати нас воскресением (Октоих, гл. 8)» (с. 85–86). «Схимонах Лазарь, в мире Лазарь Иванович Тюменев из мещан гор. Рыбинска. Род 31 окт. 1851 г. Поступил в пустынь 15 сент. 1889 г. Скончался 10 мая 1909 г. Отличался простотою, смирением, в течение многих лет благодушно нес тяжелую болезнь с надеждою на милосердие Божие. Мирно скончался; пред смертью за месяц принял св. схиму и за три часа приобщился Св. Христовых Таин» (с. 118). Несколько могил в 1900-е годы появилось и в скиту. В «Жизнеописаниях почивших скитян» сведения об этих монахах гораздо подробнее, чем в «Некрополе...» Н.Г. Чулковой. К ним и обратимся. Вот первая чугунная плита этого времени: «Монах Феодот...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несомненно, русским человеком ощущал себя и потомок древнего курляндского рода адмирал Ливен. В его культовой книге «Дух и дисциплина нашего флота», где он анализирует все наши флотские беды, приведшие к Порт-Артуру и Цусиме, есть примечательная фраза: « Вообще говоря, наш офицер, как и нижний чин, по природе храбр и воинственен, да не только они, но и гражданское население. Это видно было уже при первой бомбардировке Порт-Артура. Разные евреи, греки и китайцы теряли человеческий облик от страха, и, как безумные, заметались при первых же снарядах, русские же оставались спокойными. По поведению под бомбами можно было прямо-таки определить национальность». Вообще, в качестве примера истинной русскости, я обычно привожу знаменитый военный совет Суворова, когда решался вопрос – прорываться ли нам сквозь Альпы, не обладая, прямо скажем, снаряжением для горного туризма, или… Так вот, первым на вопрос Главнокомандующего ответил старший после него генерал Виллим Христофорович фон-Дерфельден: «Ваше Сиятельство! Как мошно ставаться? Мы Русские – с нами Бог!» Вторым по старшинству был генерал Петр Багратион: «Мы Русские – с нами Бог!». Третьим – серб Милорадович, с ним уж всё ясно. Короче, из всех этих генералов русским в анкетном смысле был разве сам Суворов. Да и тот, строго говоря, считается потомком какого-то татарского мурзы. О доме, разделяющемся в себе В качестве заключения отмечу следующее. Россия, расположенная на стыке мировых цивилизаций по континенту Евразия, исторически выполняла уникальную геополитическую миссию поддержки глобального равновесия между христианским и нехристианским мирами. С XV века миссия объединения Евразии окончательно перешла к русскому народу, под знаменами православия. По воле судьбы русские двигались на Восток не как колонизаторы и узурпаторы, но как носители Божьего завета. В Российской Империи мирно уживались Православие, Ислам и Буддизм. Один из главных муфтиев России подчеркнул, что «мы, мусульмане России, всегда считали Русь – святой». Буддисты считали Россию – северной Шамбалой. В начале прошлого века делегация из Тибета поднесла Государю одежду Будды, как главы этой Северной святыни.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/29/...

Но так как, и после построения этих крепостей, набеги татар продолжались, Русские должны были простирать свое движение к югу до тех пор, пока окончательно стеснят татар и заставят их прекратить свои опустошительные на русские селения набеги, то отсюда вытекала необходимость построения новых крепостей и в 1586 г. были построены Воронеж, Курск, Ливны, в 1593 г. Оскол и Валуйки, потом на пустом пространстве между ними Яблонов в 1637 г., Новый Оскол в 1656 г. Между Воронежем и Валуйками (стали возникать города Полатов, Верхососенек, Усерд в 1637 г. Ольшанск в 1645 г. (на р. Тихой Сосне); далее вверх по течению Тихой Сосны Острогожск в 1652 г., далее – по течению Дона Коротояк в 1648, Урыв в 1645, Костенск в 1650 г. По направленно сторожевой линии от Воронежа до Ливен стали постепенно возникать города Землянск в 1657 г.; в северной части р. Воронежа в 1636 г. был построен Козлов, а на пространстве между Воронежем и Козловом построены были города Сокольск в1650 г., Романов и Белоколодск (в Задон. у.), а на реке Усмани – Усмань и Орлов в 1646 г. и др. Вследствие чего первоначальное население воронежского края составлялось из служилых людей, несших разные обязанности по крепостной и полевой службе. К ним в скором времени стали присоединяться посадские, помещичьи и монастырские крестьяне; но они стали селиться потому, что прежде поселились служилые люди, на защиту которых от врагов они и рассчитывали. В царствование Петра 1-го, обратившего особенное свое внимание на Воронежский край, население его стало быстро распространяться. По указу сего Государя в 1686 г. для охранения границ (от татар) стали селиться выходцы из Воронежа, Ельца, Коротояка и других городов по рекам Икорцу, Битюку и Айдару; по указу 1696 г. появились переселенцы из разных (большей частью украйных городов нынешних Орловской, Тульской, Московской и др. губерний) русские люди и черкесы и проведена была линия селения от Воронежа до Тамбова и Козлова – до Коротояка и до Донских казачьих городов. В 1696 г. взят был Азов и территория Воронежского края была проведена до Азовского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Благодарю Тя, Всеблагий Отче и Промыслителю, яко во всем дерзаю в Тебе и Тобою. День очень ясный. Благодарю Тя, Господи, яко восставшую было в сердце моем вражду на отца протоиерея за еже не датися от него мне лобзанию братскому в руку и не дати свещи из своей руки тотчас же погасил еси. Многие из кронштадтских купцов отвергают посты (участв. в клубе), священство как преемников апостольских, говоря, что по найму можно достать всякого священника для службы; некоторые не говеют долго, как-то: Павел Романов, хотя и не купец, но чиновник нашего прихода, служ[ащий] у губернатора; сильно играют в карты, частые семейные вечера делают, маскарады. (Пастырь должен знать всё, что делается между его овцами, и вразумлять бесчинных, обличать, умолять, запрещать с долготерпением [ 1Фес. 5, 14 ; 2Тим. 4, 2 ].) Апреля 22-го дня 1869 г. 22 апреля, во вторник, около полуночи, именно в исходе двенадцатого часа, я вознес к Отцу Небесному в дерзновении веры молитву краткую о даровании родственникам моим Григорию и Анне Цветковым лучшего и близкого к нам места. Уповаю на благость Отца Небесного, исполняющего во благих желания наши, во имя Сына Его возлюбленного приносимые Ему. 23 апреля. 23 апреля. Петербург. Был в Невском при отпевании фрейлины девицы Ливен: было много генералов и князей в лентах – красных и голубых – и других придворных особ. Первенствовал протоиерей Словцов, магистр; остальные были иеромонахи. Разрешительную молитву читал Словцов – спокойно, раздельно, с выражением; он же подходил к покойнице, положил в руки разрешительную молитву, благословил ее, поцеловал в лоб, поцеловал икону на груди ее – и всё это делал с самым покойным расположением духа, величественно, сановито. Важные лица часто великие грешники: на лица их смотреть не должно как на важные и подобострастия показывать, рабского страха отнюдь не следует. Держать себя сановито. Согрешил сегодня пред Господом Богом и пред братнею моею, членами Господа моего Иисуса Христа и Церкви Его, разъярившись на них за припрашивание милостыни; согрешил, что мало подал и с большим неудовольствием и гневом прибавил несколько копеек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как скоро Панин узнал об этом чрез надежного человека, то немедленно отправил к Бенингу оригинал императрицына рескрипта для уяснения дела королю. Между тем Тессин сообщил Панину, что королевский ответ на декларации будет состоять в следующем: король узнал с великим удивлением, будто бы в Швеции существует намерение восстановить самодержавие и даже делаются втайне приготовления; король тем более удивляется такому слуху, что, кроме слухов из Норвегии о датских вооружениях в пользу наследного принца, ни о чем подобном никаких неосновательных разглашений не выходило; король находился насчет этого в полном спокойствии, твердо полагаясь на святость присяги, на добросовестность его высочества наследника, на должное бодрствование своего Сената и на всенародную ненависть к самодержавию: впрочем, дружеское объявление со стороны императрицы король принимает с наичувствительнейшею признательностию. Вслед за Паниным датский посланник Винт прочел Тессину от своего двора такую же декларацию относительно восстановления самодержавия и получил в ответ то же изумление и те же отговорки. Колпаки были в восторге от этих деклараций, шляпы были особенно встревожены, тем более что смотрели на русскую декларацию как на следствие падения Лестока. Ласковость их к Панину усилилась. Предложение сенатора Палмстерна о созвании чрезвычайного сейма было отклонено, ибо не надеялись на его счастливый исход среди двоих бдящих соседей, которых цель была явна. Мы видели, что кронпринц непременно хотел быть канцлером Упсальского университета. Он достиг своей цели и старался пользоваться своим влиянием в университете. В Упсале бывала большая ярмарка; на эту ярмарку отправился Горлеман, женатый на фаворитке кронпринцессы бывшей фрейлине Ливен: отправился он под предлогом осмотра университетских строений, а в самом деле для того, чтоб поручить профессорам, которые получили это достоинство от кронпринца, разглашать собравшемуся на ярмарку народу, что нечего бояться военных приготовлений со стороны соседей, что господствующая партия имеет в руках средство склонить русский двор на свою сторону, с помощью которого не только может противиться датским видам, но и предупредить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Так как слабость здоровья не позволяет ей участвовать в охоте и других забавах короля, сопровождать его всюду, то она теперь пристрастилась к музыке, которой прежде терпеть не могла, и во дворце с утра до вечера концерты: королева играет на клавицимбалах, а король – на скрипачном басе. Хотя граф Тессин и не может участвовать в придворных концертах, однако правление остается в руках господствующей партии, и король, чувствуя свою беспомощность, скрывая внутреннее неудовольствие, преклоняется пред сенаторами, преданными Франции. Кроме того, лучшие приверженцы короля разъехались по своим местам и около него никого нет, кроме скоморохов и лукавых друзей; среди них майор Ливен, руководствуемый своею сестрою, упражняется в одном: чтоб сделать свои услуги драгоценными французскому послу и его шайке. Панин должен был признаться, что пока влияние королевы велико; она ласкала патриотов, надеясь с их помощью усилить власть королевскую; но с другой стороны, внушала королю, что это люди неспособные и не могут идти в сравнение с сенаторами французской партии, чрезвычайно искусными в политических делах, отчего король остается во всегдашнем недоумении и потому слабости и, сколько возможно, удаляется от государственных дел, что, впрочем, соответствует и его природе, ибо ни в каком великом предприятии не может найти себе столько удовольствия, как в ничтожных солдатских подробностях; когда он приезжает в Стокгольм для присутствия в Сенате, то, остановясь в своих покоях, употребляет много времени на рассматривание солдатских мелочей своей роты и потом, зашедши в Сенат на полчаса, с поспешностью возвращается к супруге. В июне Панин писал: «Члены придворной партии стараются склонить короля к перемене системы, чему начальным основанием поставляют возобновление добрых отношений с Англиею, они употребляют все способы, чтоб король сделал об этом предложение в Сенате; король много раз им это обещал, но природная вялость не допустила исполнить обещание, а между сенаторами придворная партия не имеет никого, кто бы мог подать повод к королевскому предложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1905 году после первого предвестника русской революции в России ситуация еще больше осложнилась - формально была провозглашена свобода вероисповеданий, о чем свидетельствовали царский указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года (с некоторыми ограничениями от 17 октября 1906 года) и манифест о даровании гражданских свобод. В это же время, воспользовавшись созданной правительством благоприятной ситуацией, баптисты создают либеральный по своей религиозной направленности Союз. Однако государственная система пыталась продолжить оказание серьезного давления на российских баптистов и «евангелистов». Полиция систематически препятствовала проведению их религиозных собраний в Петербурге и Кронштадте, хотя молитвенные дома функционировали и до указа 1905 года, а после получили официальный статус. В октябре 1908 года в Петербурге были закрыты все молитвенные дома «евангельских христиан». Религиозные собрания в несколько сот человек во дворце княжны С.П. Ливен, проводившиеся при абсолютной монархии, стали практически невозможны при парламенте, сейчас полиция допускала на них лишь членов данной общины по именным спискам. «Евангельские христиане» уже с российской пропиской были возмущены поведением представителей власти и стали требовать объяснения, на основании каких документов проводятся подобные действия. Полицейские не предъявили соответствующих положений, тогда эта группа «евангелистов» отказалась подчиняться власти. В результате религиозные собрания закрылись, а сектанты стали собираться тайно по частным домам, как это было до указа 1905 года. Ситуация разрешилась только после личного вмешательства Председателя совета министров Петра Аркадьевича Столыпина. Конфликт был улажен и собрания открылись вновь. Однако это произошло только в столице, в провинции препятствия в проведении религиозных мероприятий продолжались, даже совсем рядом с Петербургом, в Кронштадте, а подальше от столицы дело, как описывают некоторые историки, доходило до применения силы со стороны полиции по отношению к наиболее активно миссионерствующим «евангельским христианам».

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

отцовский ОТ ЗИГФРИДА ФОН-БРЕДЕРОДЕ КОЛЕНО XV: Христиан фон-Толь, помещик на острове Эзеле † 1645; женат на Анне Стакельберг КОЛЕНО XVI: Христиан, шведский полковник, рождение 1607 † 1675; женат 1) на Бенедикте Рекентин; 2) на Анне-Софие Ливен (от 1-го брака сын; от 2-го брака 2 сына) Христофор, шведский офицер, рождение 1616 † 1686; женат на Анне Засс Каспар, датский ротмистр; женат на Гертруде-Доротее Берг Фридрих, шведский офицер; женат на Елисавете Гарриен КОЛЕНО XVII: Лудвиг, шведский полковник, рождение 1646 † 1697; женат на Марфе-Беатриксе Стакельберг Христиан-Вильгельм, шведский офицер, рождение 1660 † 30 декабря 1701; женат на Маргарите-Доротее Нинен Карл-Густав † 1709; женат на Анне-Гертруде Зальца Георг; женат 1) на Агнесе Радинг; 2) на Сидоние Лоде Фридрих, шведский капитан † 1720; женат на Магдалине Дерфельден Фромгольд † 1690; женат на Варваре-Марие Засс Каспар † 1697; женат на Елисавете Нолькен Христофор † 1693; женат 1) на Анне-Екатерине Нолькен; 2) на Елене-Софие Штерк Клавдий-Фридрих, шведский офицер, рождение 1647 † 1719; женат на Анне-Маргарите Свингуфвуд КОЛЕНО XVIII: Карл-Оттон, рождение 1687 † 1742; женат на Елене-Гертруде Клодт-фон-Юргенсбург Христофор-Фридрих, рождение 1698 † 1767; женат на Кунигунде-Гертруде Штрик Лудвиг, рождение 1701 † 1779; женат на Гедвиге-Элеоноре Шульц Христиан-Фридрих † 1746; женат на Евфросиние-Екатерине Стакельберг Георг-Генрих, гессен-кассельской службы генерал-лейтенант и комендант в Марбурге, рождение 1692 † 1763; женат на Элеоноре Вильке; имел сына, умершего бездетным, и десять дочерей Энгельбрехт-Германн, рождение 1699 † 1745; женат на Гертруде Веймарн Фридрих-Вильгельм, рождение 1689 17..; женат на Гертруде-Елисавете Гунк Бернгард, рождение 1699 † 1779; женат на Гертруде Гринвальд Рейнгольд-Иоанн, шведский ротмистр † 1729; женат на Елисавете-Ульрике Ререх Каспар-Адольф, шведский офицер, убит во время северной войны Реймгольд-Густав, шведский подполковник, рождение 1689 † 1751; женат на баронессе Елисавете-Софие Гилленштиерна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

370. О посылке бояр по городам. 371. Об измене дорогобужской и о бегстве вяземском. 372. О посылке из Дорогобужа к Москве Иваниса [Ододурова] с товарищами. 373. О посылке в Калугу. XVII 374. О посылке бояр и воевод по городам. 375. О приходе под Калугу литовских людей, и об острожке на Горках, и [об] отходе из Товаркова Опалинского. 376. О приходе королевича из Вязьмы. 377. Об отписке из Можайска к государю к Москве. 378. О побоище московских людей под Пафнутьевым монастырем. 379. О походе бояр из городов. 380. О походе князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского в Можайск. 381. О приходе из Калуги в Боровск и о посылках [ратных людей] на литовских людей. 382. О приходе королевича под Можайск. 383. О выводе бояр из Можайска. 384. О взятии Ливен и Ельца и о послах московских и крымских. 385. О приходе с шумом на бояр. 386. О приходе королевича под Москву и об [осадном] сидении можайском. 387. Об осаде Михайлова. 388. О походе из Серпухова на Коломну и о воровстве казачьем. 389. О приходе королевича под Москву и посылке бояр по городам. 390. О походе Саадашного под Москву. 391. О приступе московском. 392. О знамении небесном. 393. О храбрости и убиении князя Михаила Конаева. 394. О послании к Москве от послов литовских. 395. Об отходе казачьем и об уговоре казаков. 396. О приходе королевича из-под Москвы под Троицу и о взятии калужском. 397. О посылке из Ярославля на литовских людей и побитие литовских людей в Белозерском уезде. 398. О посланниках литовских. 399. О мирном постановлении с литовскими людьми. 400. О выходе королевича из Московского государства и о выводе литовских людей. XVIII 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр. 402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя. 403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем. 404. О приходе патриарха ерусалимского. 405. Об умолении [Филарета Никитича] и поставлении на патриаршество. 406. О походе государевом по монастырям. 407. О преставлении царицы Александры.

http://sedmitza.ru/lib/text/439308/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010