Закрыть itemscope itemtype="" > Богу верую, от Бога не отступлю 14.05.2014 431 Время на чтение 22 минут Мы продолжаем рассказывать о русских новомучениках, об исповедниках Православной Церкви, о тех, кто подтвердил свою верность Христу мученичеством за Него. Священномученик Иоанн Заседателев, входящий в Собор Саратовских святых, - именно из таких людей, он был воистину верен до смерти. Святой священномученик Иоанн родился в 1867 году в селе Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца Иоанна Заседателева. В хозяйстве Заседателевых были две лошади, корова и три овцы. Семья засевала четыре десятины земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам, его собственная семья считалась бедняцкой. В 1883 году он женился. Два года спустя под влиянием местного священника Елпидифора Владыкина Иоанн и его отец присоединились к Православной Церкви. Дети святого Иоанна - сын Николай (1888 г. р., на 1934 г. был завучем десятилетки в Саратове, на 1941 г. - преподаватель Саратовского пединститута) и дочери Анна (1896 г. р.) и Татьяна (1898 г. р.). К моменту ареста в 1934 году отец Иоанн был уже вдов. Юноша примкнул к миссионерскому кружку, организованному отцом Елпидифором в Акатной Мазе для противодействия старообрядческому расколу. Позднее на следствии святой Иоанн рассказал, что он «сблизился с миссионерами, разъезжал с ними для бесед со старообрядцами. Больше всего связи имел с миссионером диаконом Кармановым , с которым мне зачастую приходилось выезжать на диспуты со старообрядцами, цель наша была обратить их в православное вероисповедание». 02б От Саратовского епископа Авраамия (Летницкого; 1838-1893) Иван Иванович имел разрешение проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно. На допросе в 1934 году отец Иоанн укажет, что разрешение от епископа Авраамия было ему дано «лично». Известно, что владыка Авраамий часто призывал к себе епархиальных миссионеров, подолгу беседовал с ними, поощрял к энергичной деятельности, помогал советами, указаниями, наставлениями; заботился об организации и развитии миссионерского дела на местах - в приходах. Пять отделений Братства Святого Креста и 35 миссионерских кружков организовано было архиереем в Саратовском крае, и призвано им Божие благословение на их деятельность. Много личных трудов положил он для открытия трехгодичной миссионерской противораскольнической Кирилло-Мефодиевской школы при Братстве для обучения способных к миссионерскому делу крестьян. Потому не исключено, что и с Иваном Заседателевым Преосвященный Авраамий встречался непосредственно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревня Подрезова Тобольского округа получила статус села в 1851 году, когда в ней усердием вдовы коллежского секретаря Т. Ф. Землянициной был построен Знаменский храм . В 1885 году в селе была открыта школа грамоты с безмездным обучением крестьянских детей, заведующим и законоучителем которой был местный священник. За первый год своего существования школа " немного принесла плода, так как церковная сторожка не была приспособлена должным образом для школьных занятий, да и учащихся было мало по той причине, что многие из подрезовцев не имели даже белья для своих детей, в коем могли бы привести их в школу " , - писал в редакцию Тобольских епархиальных ведомостей священник Евгений Ландышев . Проблема с нижним платьем для подрезовских детей была решена благодаря личным пожертвованиям епископа Тобольского Авраамия (Летницкого) и тобольского купца Ильи Гавриловича Тарунина. В начале XX века школа располагалась уже в собственном доме с квартирой для учительницы и общежитием для учеников. В 1897 году в ней обучалось 13 мальчиков и 2 девочки , в 1901 - 12 мальчиков , в 1903 - 22 мальчика и 2 девочки . По сведениям 1912 года в селе Подрезовском Карачинской волости Тобольского уезда имелись также торговая лавка и кузница. В ноябре 1923 года Карачинская волость была упразднена и из части ее был образован Подрезовский сельсовет с центром в селе Подрезово. В середине 1920-х годов здесь действовали сельско-хозяйственное кустарно-промысловое товарищество и школа 1 ступени. 22 декабря 1954 года деревня Подрезова была включена в Ермаковский сельсовет Тобольского района Тюменской области. В рамках реализации " Генерального плана МО Ермаковское сельское поселение " до 2027 года в Подрезовой планируется строительство школы на 40 мест, клуба-библиотеки на 130 мест и 2000 экземпляров, спортивной площадки, комплекса бытового обслуживания, пожарного депо и часовни в районе кладбища .

http://drevo-info.ru/articles/22361.html

  В действительности, и в более позднее время среди афонских монахов были мученики и исповедники. В описании Ильинского скита читаем: 13 сентября 1921 года, при захвате подворья скита в Таганроге, был расстрелян настоятель отец Николай.   Нелегко сложилась судьба и у некоторых других. Долгое время в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был очень почитаем афонский монах архимандрит Евгений (Жуков) (1887–1972 гг.): Родился он в Ставропольской губернии, в селе Летницкое (ныне Ростовскокй области), в благочестивой крестьянской семье. Вместе с односельчанами поехал на богомолье в Иерусалим, а на обратном пути поехал на Афон, и, как это не редко случалось, - там и остался. Его приняли в обитель святого Архистратига Михаила Ставроникитского монастыря, рукоположили в иеромонахи. Он был деятельным, являлся помощником настоятеля монастыря.   Но в 1914 году отец Евгений приехал на Родину похоронить мать, а обратно уехать не смог: граница во время войны была закрыта. Пришлось отправиться на Кубань в Лебяжью Пустынь. В начале двадцатых годов всех монахов, находившихся в этом монастыре расстреляли, он остался жив, потому что в то время находился на приходе. Несмотря на жестокие репрессии занимал активную позицию, боролся с обновленцами, строго держался направления Патриарха Тихона.   В 1924 году был возведен в сан архимандрита; от архиерейского сана отказался. Брат его, полковник белой армии, эмигрировал с армией Врангеля во Францию. Такое родство ничего хорошего не судило. Архимандрита Евгения много раз арестовывали, один раз даже приговорили к расстрелу, но потом всё-таки отпустили, так как он являлся греческим подданным. Служил в разных местах в Ставрополье и на Кубани, до 1933 г. был благочинным, обслуживал церкви, которые после декларации не приняли направление митрополита Сергия Страгородского. К нему в станицу Кавказскую съезжалось множество народа. С властями держался очень независимо, требовал себе приход, вёл переписку с патриархом Иерусалимским Дамианом. И его, как подданного Греции, власти долго терпели. Даже уже тогда, когда церкви на Кубани были закрыты.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1764

В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла. В Астрахани с епископом Феофаном произошел такой случай. В день тезоименитства государя императора Николая Александровича владыка вышел с духовенством для молебна о здравии государя императора на середину Успенского кафедрального собора . Но впереди архиерея, ближе к алтарю стоял какой-то, судя по одежде, магометанин , как выяснилось позже, персидский консул, в пышном наряде с орденами и саблей, с тюрбаном на голове. Архиерей, бледный, немощный и больной, через протодиакона Севастьянова попросил консула отойти в сторону или встать вместе с официальными лицами, с генералитетом за кафедрой архиерея. Также владыка предложил консулу снять свой тюрбан, так как в церкви не подобало находиться в головном уборе. Но консул никак не отреагировал на обе просьбы епископа и остался стоять на месте. Архиерей, подождав несколько минут, снова отправил теперь уже настоятеля собора протоиерея Николая Летницкого с просьбой не стоять между алтарем и архиереем с духовенством и отойти в сторону. Консул ни с места, продолжая стоять там же и с тюрбаном на голове. Архиерей также продолжал ждать, не начиная молебна. А в соборе собралось все начальство губернии и города во главе с генерал-губернатором Соколовским, английский и французский консулы, аккредитованные в Астрахани, множество военных в парадной форме. Все стояли и ждали, затаив дыхание, чем же закончится противостояние между епископом и персидским консулом.

http://drevo-info.ru/articles/5341.html

В 1870-1881 гг. Брестскими викариями являлись епископы: Евгений (Шерешилов ; 9 авг. 1870 - 10 февр. 1875), Владимир (Никольский ; 16 марта 1875 - 16 мая 1877), Ианнуарий (Попов; 5 июня 1877 - 17 февр. 1879), Донат (Бабинский-Соколов ; 27 мая 1879 - 14 мая 1881). При еп. Авраамии (Летницком , 27 июня 1881 - 9 марта 1885) в Гродно в 1882 г. было создано Софийское братство. 15 мая 1885 г. во епископа Брестского хиротонисали Анастасия (Опоцкого , на кафедре до 17 нояб. 1891), 15 дек. 1891 г.- Иосифа (Соколова, на кафедре до 24 мая 1897), при к-ром на территории Б. в. активно развивалась сеть церковноприходских школ. В 1892 г. на территории Б. в. существовало 614 правосл. приходов. В янв. 1900 г. Б. в. преобразовали в Гродненскую епархию , еп. Брестский (с 24 мая 1897) сщмч. Иоаким (Левицкий) стал епископом Гродненским. Б. в. Гродненской епархии было учреждено указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г., после присоединения Зап. Белоруссии к СССР (1939). 30 марта 1941 г. во епископа Брестского в Москве был хиротонисан Венедикт (Бобковский) , к-рый, проживая в Жировичах, возглавлял Б. в. до марта 1942 г. Во время оккупации Белоруссии нем. войсками Брестщина (кроме сев. районов) входила в рейхскомиссариат «Украина» и была в ведении автономной Украинской Православной Церкви во главе с митр. Алексием (Громадским) , находившейся в юрисдикции Московского Патриархата. В рамках автономной УПЦ существовало Б. в., к-рое в 1942-1944 гг. занимал еп. (с 1943 архиеп.) Иоанн (Лавриненко) . После отступления нем. войск Б. в. в 1944 г. было преобразовано в Брестскую и Кобринскую епархию . В 1942-1944 гг. титул викарного епископа Брестского носил также Георгий (Коренистов) , принадлежавший к самопровозглашенной Украинской автокефальной Православной Церкви . Лит.: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Современное состояние правосл. церквей в Гродненской губ. Гродно, 1893; он же. Гродненский православный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Извеков Н. Д. Ист. очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839 по 1889 г. М., 1899; Орловский Е. Ф. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900). Гродно, 1903.

http://pravenc.ru/text/153427.html

В 1893 г. мон. Афанасия направила прошение Саратовскому еп. Авраамию (Летницкому) о преобразовании общины в мон-рь. Принятие соответствующего решения в основном по причинам материального характера (наличие долгов) было отложено до приобретения не менее 6 тыс. р. собственного капитала. Лишь 17 сент. 1903 г., при настоятельнице мон. Сусанне (с 1895), указом Синода община получила статус Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого мон-ря. В 1904 г. мон. Сусанна была удостоена игуменского сана за введение «строгого устава», в 1910 г.- наперсного креста. К 1887 г. в общине проживало 97 сестер, в 1889 г.- монахиня и 101 послушница, в 1892 г.- монахиня и 95 послушниц, в 1895 г.- мон. Сусанна и 127 послушниц, в 1901 г.- мон. Сусанна и 160 (по др. сведениям, 170) послушниц. В 1911 г. в К. м. жили 41 мантийная монахиня и 169 послушниц, в 1913 г.- 38 монахинь и 183 послушницы. 29 дек. 1914 г. указом Синода в должности настоятельницы с возведением в сан игумении была утверждена мон. Еннафа. С 1886 г. священники общины получали ежегодное жалованье в 500 р. и содержание. С этого года до 21 сент. 1894 г. штатным священником К. м. был о. Мануил Мысовский (Мысковский?), с 27 сент. 1894 г.- Михаил Малов, с 5 апр. 1896 г.- Иоанн Подольский. 15 дек. 1908 г. место было предоставлено Николаю Николеву, «временно-заштатному священнику» с. Б. Ивановка Царицынского у. 5 мая 1913 г. благочинным обители был назначен ректор Саратовской ДС архим. Серафим (Лукьянов) , а духовником - иером. Георгий из церкви саратовской киновии в честь Страстей Господних. 14 марта 1915 г. духовник, законоучитель, последний монастырский свящ. Симеон Туркин был награжден скуфьей за присоединение к Церкви 5 старообрядцев. Прот. Павел Победоносцев, один из последних клириков Казанской ц. в с. Каменный Брод, был репрессирован в советское время (к июню 2012 готовились материалы для его канонизации). 1 янв. 1896 г. при общине были открыты приют и одноклассная школа для девочек (10-20 чел.), в к-рой воспитанницы обучались золотошвейному мастерству. В 1903 г. для школы был выстроен новый просторный корпус. К 1911 г. в школе обучались 19 девочек и мальчик. С 1911 г. при обители имелись больничная палата и аптека, монастырский штат включал фельдшерицу. В июле 1913 г. 2 или 3 насельницы должны были обучаться на миссионерских курсах в саратовском Крестовоздвиженском жен. мон-ре (в т. ч. на «книгонош»). В янв.-февр. 1917 г. 2 насельницы посещали миссионерские противосектантские курсы при балашовском Покровском мон-ре. В годы первой мировой войны монахини ушли сестрами милосердия на фронт, в обители проводился сбор пожертвований для солдат. Существовала трапезная для нищих.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Карабинов : «Признается должным приближаться к типику, но оказывается возможным почти бесконечно от него и удаляться» 742 . Справедливы замечания ректора Астраханской духовной семинарии протоиерея Николая Летницкого: Если принято и почти неофициально узаконено уклонение от устава, то кто и где может указать границы этого уклонения? Богослужебная практика не должна быть плодом произвола, – непременно она должна быть точным выражением известного порядка, авторизованного высшей властью Церкви. Богослужебные формы должны как создаваться, так и исправляться людьми опытными, авторитетными, а не зависеть от случайной прихоти того или другого лица; и если неумолимая жизнь показывает, что существующий церковный устав в некоторых своих подробностях перестает быть руководителем богослужения и обращается в исторический памятник, то он, следовательно, должен быть подвергнут авторитетному пересмотру и в этих именно своих подробностях Церковию изменен и приспособлен к жизни верующих. Опасным и вредным для Церкви Летницкий считал такое отношение к уставным нормам, когда формы и порядок богослужения, определяемые уставом, приобретают в сознании верующих догматический авторитет (...) когда и сама церковная власть, считаясь с указанным сознанием верующих, опасается изменять и усовершенствовать устав и оставляет его неприкосновенным, как бы это были сами догматы или же символы всецело апостольского происхождения. Это случилось у нас 743 . Пожалуй, наиболее непримиримо относились к практике произвольных сокращений некоторые миряне. П. Шишипторов жаловался на беспорядок в столичных храмах: В одной и той же церкви один священник опускает то, что оставляет другой. (...) Такое отношение к богослужению можно объяснить только крайней небрежностью, соединенной с надеждой, что несведущий в церковном богослужении народ таких бессмысленных опущений не заметит и против (...) непонятного бормотанья – не вознегодует 744 . Самыми ревностными обличителями нарушений уставности оказались два врача – Василий Николаев и Сергей Апраксин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С марта 1917 г. в «П. е. в.» публиковали отклики на революционные потрясения и многочисленные, порой противоречивые статьи на социальные темы (с 12 за 1917 журнал выходил без цензуры). Редактор Колосов писал о ценности обретенной свободы («Бойтесь разбить драгоценный сосуд» (1917. 13. С. 225-230)), о многообразии возможного гос. устройства («Христианство, формы государственного правления и социализм» (1917. 16/17. С. 300-303; 18/19. С. 339-355)) и в то же время опасался отделения Церкви от гос-ва («Преждевременная мысль» (1917. 26/27. С. 399-405)). На эту же тему печатали заметки местных авторов (напр., «Взаимоотношения Церкви и государства» А. Рыбакова (1917. 16/17. С. 303-306)) и перепечатывали статьи из других изданий («Религия и государство» прот. Павла Светлова (1917. 28/29. С. 429-433)). Правящий еп. сщмч. Андроник (Никольский) в своих воззваниях не скрывал негативного отношения к состоянию гос. дел, Февральскую революцию именовал «государственным переворотом» («Архипастырское обращение» (1917. 13. С. 217-221); см. также его призыв «К предстоящему Учредительному собранию» (1917. 9. С. 160-164), «К духовенству Пермской епархии» (1918. 3. С. 23-25), «Перед лицом психологии современной разрухи (обращение к духовенству и всем образованным русским людям)» (1918. 4/5. С. 42-47)). Печатались также сатирические заметки и рассказы: «От буржуев житья не стало» Б. Ж. (1917. 26/27. С. 420-422), «Разговор с бестолковым» Тэффи (1918. 1/2. С. 18-21). Среди документов о церковной жизни - «Письма с Церковного Собора» ректора Астраханской ДС прот. Николая Летницкого (1917. 30/32. С. 456-466), постановление патриарха и Синода 65 от 15 февр. 1918 г. (1918. 7/9. С. 76-80), сообщения об обысках в покоях и канцелярии еп. Андроника, о занятии здания ДС под военный отдел исполкома, а здания ДУ - под курсы военных инструкторов («Хроника» (1918. 15/16. С. 145-147)), заметка памяти митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) «Ангел Самарской паствы» свящ. Иоанна Пьянкова (1918. 15/17. С. 161-162). После освобождения Перми от большевиков в возобновленном издании «П. е. в.» были напечатаны «Послание архипастырей и членов Всероссийского Свящ. Собора епархий Сибирских и Приуралья всем членам Православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти» (1919. 1. С. 4-7), репортаж о посещении Перми Верховным правителем А. В. Колчаком 1. С. 10-13), «Список священно-церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Св. Церковь» 1. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Молясь за своих палачей 30.05.2013 483 Время на чтение 17 минут 29 декабря 1930 года на окраине города Вольска расстрельная команда местного отделения ОГПУ по Нижне-Волжскому краю казнила 68-летнего протоиерея Матфея Карманова, настоятеля Казанского собора в Хвалынске, и 71-летнего казначея этого собора Григория Рауткина. «Трупы убраны в яму размером 2 метра глубины и 1-1/2 метра ширины с южной стороны города Вольска» - это из акта о расстреле. Вряд ли кто-то найдет теперь место захоронения мучеников. Но память о них не должна умереть. Матвей Иванович Карманов родился в 1862 году в Петровске Саратовской губернии в семье старообрядца поморского согласия местного мещанина Ивана Ивановича Карманова. Дед его был крестьянином деревни Вшивка. В мае 1878 года Матвей Карманов окончил курс в Петровском уездном училище со званием начального народного учителя и затем женился на Анне Ивановне Слепышевой, дочери крестьянина села Чернавка. О дальнейшей жизни Матвея (Матфея) Карманова известно из его послужного списка, который сохранился в клировых ведомостях Свято-Николаевской церкви г. Саратова. В мае 1887 года Матвей из поморского раскола был присоединен к Святой Православной Церкви. В том же месяце по решению совета епархиального Братства Святого Креста он стал помощником миссионера, а через год, в 1888-м, утвержден и епархиальным миссионером. 15 декабря 1889 года по представлению совета Братства епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским) был рукоположен во диакона. 3 мая 1891 года епархиальный диакон-миссионер отец Матфей Карманов пишет прошение на имя епископа Саратовского и Царицынского Авраамия (Летницкого), в котором сообщает следующее: «Вот уже около полутора года я в сане диакона веду святое дело миссии, к чему и до сего время имею душевное благорасположение. А так как святое дело миссии - дело Апостольское, то, по моему крайнейшему разумению, оно более приличествует священнику, чем диакону или мирянину, так как в глазах слушателей - православных и раскольников, слово священника миссионера более действенно и влиятельно; а иногда слушатели обращаются к миссионеру за духовными пастырскими советами, что тоже более приличествует и располагает к сану священства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В середине 1930-х гг. о. Кассиан, активно занимаясь научной деятельностью, часто покидал Афон. Летом 1934 г. он преподавал на Экуменическом семинаре в Женеве, летом 1937 г. участвовал во Всемирной конференции в Эдинбурге, а летом 1939 г. – во Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме. В августе 1939 г. архимандрит Кассиан снова приехал на Афон и остался в Свято-Пантелеимоновском монастыре до октября 1945 г. 59 . В 1936 г. после двадцатилетнего перерыва вернулся на Святую Гору архимандрит Евгений (в миру Евгений? Иосифович Жуков). Он родился в 1884 г. в с. Летницкое Медвежинского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье и пришел на Афон в начале XX века. Жуков был принят в обитель св. Архистратига Михаила, пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и в дальнейшем назначен помощником настоятеля Ставроникитского монастыря. В 1914 г. о. Евгений приехал в Россию, сохранив греческое подданство, и до начала 1920-х гг. пребывал в Лебяжьей пустыни на Кубани, где активно боролся против обновленчества. В 1924 г. он был возведен Патриархом Тихоном во архимандрита, после чего служил в храме станицы Кавказской, неоднократно подвергаясь арестам со стороны советских карательных органов. После выхода в 1927 г. декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти о. Евгений отделился от него и перешел к иосифлянам. В 1928–1929 гг. он окормлялся у епископа Козловского Алексия (Буя), а в марте 1930 – январе 1931 г. у епископа Бахмутского и Донецкого Иоасафа (Попова), который назначил его иосифлянским благочинным Кубани. К отцу Евгению в станицу Кавказскую приезжало много верующих. 17 января 1933 г. архимандрит был арестован по обвинению в «причастности к церковно-монархической организации Южно-Русский Синод» и постановлением Особого совещания НКВД от 15 октября 1933 г. по делу Истинно-Православной Церкви приговорен к высылке из СССР, однако направлен в Кемеровские лагеря 60 . В 1936 г., после неоднократных ходатайств, о. Евгений был выслан в Грецию как греческий подданный (по некоторым сведениям, обменян на арестованного греческого коммуниста). В 1936–1972 гг. архимандрит пребывал в монастыре на Афоне, активно переписываясь со своими духовными чадами в СССР и других странах. Он являлся духовным сыном преподобного Силуана и был очень популярен в Греции. Скончался отец Евгений в 1972 г. на Святой Горе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002