Если ты грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя, наказа Мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Если ты железо, то огнь (болезни) очистит твою ржавчину. Если ты праведен и подвергаешься болезням, то чрез это от великого переходишь к большему. Если ты золото, то чрез огонь (скорби) сделаешься чище. Плоти твоей дадеся ангел сатаны (2 Кор. 12, 7); радуйся, видя кому ты уподобился: ты удостоился чести Ап. Павла. Если ты страдаешь от горячки или простуды, то помни, что писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси нас в покой (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, - ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Сия двоякая скорбь сделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Когда болезнь тяготит нас, то не надобно скорбеть о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем беспокоиться. Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди их воссылать благодарственные песни Богу. Если лишились мы глаз, то не поднимаем их с важностию, ибо лишились орудия превозношения (и рассеяния мыслей по видимым предметам), и внутренними очами будем созерцать славу Божию. Сделались мы глухими - не должны печалиться, ибо лишились суетного слуха (и многих развлечений и искушений, происходящих от него). Все ли тело одержит болезнь, - зато растет здравие внутреннего нашего человека (Достопам. сказ, о св. Отцах, стр.271,272 Rufin 1,3 п.157 Rosw. р.586). Св. Иоанн Лествичник говорит: Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов (Леств. Сл.26.55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

" Ибо окружили меня беды неисчислимыя; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей...« ( Nc. XXXIX, 13 ). 194. Кому доступнее стать нищим духом: тому, чья жизнь проходить в бедности или тому, кто по земному богат? Нищета содействует совершенству духа и ничто так не смиряет, как пропитание подаянием. Когда бедный радостно несет свой крест, он может достигнуть нищеты духа. Если богатый познал красоту духовной нищеты и раздав свое добро бедным, принял бремя нищеты земной, он также может обрести нищету духа. Даже не порывая с богатством, но употребляя его, как приставленный к нему домоправитель Божий, богатый может стать нищим духом. »Я прах и пепел« ( Быm. XVIII, 27 ), взывал к Богу богатый Авраам. Царь Давид выражал свою нищету духовную словами: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презриние в народе» ( Nc. XXI, 7 ). Доступно быть нищим духом бедным и богатым, но таким, которые стяжали в себе добродетель смирения. 195. Как высоко стоит смирение в ряду добродетелей? Св. Иоанн Лествичник ставит смирение сразу после любви: «Священная двоица – любовь и смирение; первая возносить, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать» (Лествица, сл. 25-е, о смиренномудрии, 37). 196. Какия греховныя страсти противоположны любви и смирению? Любви Божией противостоит самолюбление, самомнение, что есть диаволова гордость. Смирению противоположно искание тщетной человеческой славы, т.е. тщеславие. 197. Что можно привести из Слова Божия о гордости? Иисус Христос назвал гордость среди оскверняющих человека тяжких падений, в ряду с убийством и богохульством ( Mk. VII, 22 ). «Бог гордым противится и смиренным дает благодать» ( 1Nem. V, 5 ). »Не чисть пред Господом всяк высоко сердый» (Пр. XVI, 5). 198. Как определяют гордость святые отцы и мужи Церкви? «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и находясь во тьме, думает, что она в свете» (Леств., ел. 23, о безумной гордости, 29). «Кто себя любить, тот Бога любить не может» (Бл. Диадох , Добротолюбие, ч. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Иоанн Лествичник в слове 26, §31 пишет: «Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем, никому же ни в чем же претыкание дающе, ни делами, ни словесами. Если же свет сей бывает тьма, то оная тьма, т.е. сущие в мире, кольми паче помрачаются». «Исшедшим из мира необходим наставник, ходатай к Богу и по Боге, который, стоя посреди деяния и видения, воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые ими перешли море грехов и победили Амалика страстей; ибо исшедшие из Египта имели наставником Моисея, а избежавшие из Содома, а избежавшие из Содома – ангела» (сл., 1, 7). «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя» – говорит Симеон Новый Богослов (Добр., 1 ч., 33, 109). «Истинного пастыря укажет любовь, ибо из любви предал себя на распятие Великий Пастырь» (Леств. слов. к паст. 5, 5). Вообще, у всех отцов, писавших руководство к духовной жизни, первым правилом для вступающих в духовную жизнь, ставится в обязанность иметь духовного отца и руководителя и его слушаться. Так, Григорий Синаит говорит: «Без учителя самому успеть в умном делании невозможно. Что делаешь сам по себе, а не по совету предуспевших, то рождает опасное самомнение. Если Сын Божий ничего не творил Сам о Себе, но как научил его Отец, так творил, и Дух Святый не о себе глаголал, то кто это такой, который уже не требует никого иного, кто бы руководил его. Гордость это, а не добродетель. Такой уже в прелести состоит, т.е. вступил на ложный путь уклонения к заблуждениям». Так учит и Каллист патриарх: «Прежде всего попекись найти себе наставника и учителя непрелестного, и нашедши его, вполне отдайся ему как отцу родному сын отцелюбивый, ходя по повелениям его неуклонно, и на него взирая, как на Самого Христа. И пр. Петр Дамаскин пишет во II-oм слове о рассуждении: «Весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных, а неопытных опасно, потому что они не имеют рассуждения. Рассуждение знает время, потребности, устроения человека, свойство его, силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что есть иные высшие стремленья, Иная есть любовь, иная красота; Что жизнь духовная есть область идеала, И бытия иного вечного начало Есть первый его звук, начальная черта... На богомолье Ко дню открытия мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 19 июля 1903 года 127 Как в древности жезлом пророка Моисея Господь творил в Египте чудеса, И чрез святые кости Елисея Воздвигнул к жизни мертвеца, И воду источил из камени в пустыне, – Так благодатию Всевышнего Творца Его избранников святые телеса И кости их чудотворят доныне, Во всем величии их силы и святыни, Да смолкнут же безумных голоса, Глаголющих на истину гордыню, Отвергшихся от Господа Христа, – Да заградятся их уста. 1903 125 Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Леств. сл. 28, гл. 7). Учение святых отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Соч. Еп. Игнатия. СПБ. 1889 , изд. Тузова). Также епископом Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882) и старцем Оптиной пустыни, иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой; поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения епископа Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми отцами не только инокам, но и мирянам, – пути тесного и прискорбного в начале, но в конце – радостотворного. (Примеч. автора.) 127 Этому событию посвящено стихотворение Александра Круглова «Новый Печальник святой на Руси...» (1903), а обретению мощей – стихотворение о. Владимира Нежданова «Когда несли Твои святые мощи...» (1989) и других поэтов. Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология/Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Единое по существу — монашество и своем внешнем устройстве проявилось в разных видах. «Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или  в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним, или много с двумя, или, на конец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии» (Леств., сл. 1, 26). Отшельничество в том состоит, чтобы вдали, в пустыне одному подвизаться; учредителем этого образа жизни монашеской был Антоний Великий (последние годы III века). Безмолвствование с одним или двумя, называемое средним царским путем, состоит в сожитии с одним или с двумя подвижниками. У человека всегда есть потребность в сообществе сподвижника: «Я пожелал — говорит про себя Василий Великий (Древние иноческие уставы, стр. 216), — найти какого-либо брата, избравшего этот род жизни, чтобы вместе с ним переплыть скоро преходящую волну сей (монашеской) жизни». Основателем безмолвнического жительства, Скитского монашества считается святой Макарий Великий (IV век). Общежительное монашество в том состоит, что целое общество подвижников работает Христу под руководством общего наставника — настоятеля обители, повинуясь друг другу, нося тяготы друг друга и имея все нужное к телесной потребе общим. Учредителем общежительного монашества был преподобный Пахомий Великий (IV век). Но кроме этих чинов есть еще особый вид монашеского устроения — четвертый, или, строго говоря, тот же вид общежительного и скитского монашества, но усовершенствованный практикой, с полным и строгим применением обета послушания к избранному старцу. Это особое устроение — есть старчество. «Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная, таинственная или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая — совершенным. По трем сим степеням восходя по порядку подвижник возрастает до возраста Христова — приходит в мужа совершенна, и меру возраста Христова» ( Ефес.4:13 ) — ( Никита Стифат , 3я 100, гл. 41, Добротолюбие, т.

http://azbyka.ru/starchestvo

И в Царство Жизни, радости полна, Ты поведешь их мощною десницей, И плод духовный возрастишь сторицей, Блаженная, счастливая страна!.. Весна Еще покрыты белой пеленой Поля; стоит безмолвно лес В своем серебряном уборе. Но всюду веет силой творческой – весной И ярче и светлее свод небес, И тонет взор в его просторе. Когда ж, о Господи, в моей душе больной Немоществующей, унылой и скорбящей Повеет Святый Дух животворящий Ликующей духовною весной?.. Возрождение Давно, в дни юности минувшей, Во мне горел огонь святой. Тогда души моей покой Был безмятежен, и живущий В ней Дух невидимо хранил Ее от злобы и сомненья, От пустоты, тоски, томленья. И силой чудною живил. Но жизнью я увлекся шумной; Свою невинность, красоту, И светлый мир, и чистоту Не мог я сохранить, безумный! И вихрем страстных увлечений Охваченный, я погибал... Но снова к Богу я воззвал С слезами горьких сожалений, И Он приник к моим стенаньям И мира Ангела послал, И к жизни чудной вновь призвал, И исцелил мои страданья. 470 Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Леств. Сл. 21, гл. 7). Учение святых Отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Соч. еп. Игнатия, СПб., 1889. Изд. Тузова). Также еп. Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882) и старцем Оптиной Пустыни иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой, поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения еп. Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми Отцами не только инокам, но и мирянам, – пути тесного и прискорбного вначале, но в конце радостотворного. – Примеч. преп. Варсонофия. Читать далее Источник: Беседы ; Келейные записки ; Духовные стихотворения ; Воспоминания ; Письма ; " Венок на могилу Батюшки "/Преп. Варсонофий Оптинский. - Козельск : Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. - 688, с. : портр. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Господь Сам говорит: «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую» (Ап. 3, 19). Бог действует с избранными Своими так, как благоразумный учитель с учениками, требуя больших трудов от тех, на кого имеет большую надежду: так и настоятели монастырей испытывают благоискусных иноков. Св. Иоанн Лествичник («Леств.», сл. IV) повествует, что в некоторой обители был эконом, монах строгий, воздержный и кроткий, как весьма немногие. Однажды настоятель без всякой причины притворно разгневался на него и приказал выслать его из церкви. Лествичник, зная, что эконом нисколько не виноват в тон, в чем был обличаем, наедине говорил настоятелю о его невинности. До премудрый муж отвечал: «и я знаю, что он не виноват; но как было бы немилосердно вырвать хлеб из уст голодного дитяти, так тебе самому и подвижнику вредит наставник душ, если не подает ему случаев к приобретению венцов, какие, по его примечанию, он на всякий час может заслуживать терпением досад, бесчестий, уничижений и поруганий». Если настоятель монастыря поступает мудро, подвергая наказаниям и неповинных: то кольми наче Господь, Отец громаднейшей обители, строитель всего мира, оградивший обитель Свою океаном и небом, как бы стенами, творит премудро, когда чад Своих исправляет гладом, недугами, убожеством и теснотою? Наконец скажем еще вкратце: скорби посылаются от Господа и для того, чтобы чрез них умножались нам венцы и мздовоздаяние; ибо по числу искушений и скорбей умножаются и награды, или даже несравненно более: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с того славою, которая откроется в нас» ( Puмл. VIII, 18 ). (Из кн. «Царск. путь креста Господня», I. Максиковича, м. тобол., изд. 2, стр. 37). м) Не дерзай роптать на Бога, когда видишь, что люди праведные иногда терпят бедствия, а злые и порочные не редко благоденствуют. «Как нет праведника, говорит св. Иоанн Златоуст , который бы не имел греха, так и нет грешника, который бы не имел хоть какого-нибудь добра. А как есть воздаяние за все, то бывает, что грешник получает за добрые свои дела соответствующее воздаяние, как бы ни было маловажно его добро (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Теперь-то и стойте с особенным, удвоенным вниманием на страже своего сердца. А для сего приложите к подвигу внешнему и подвиг внутренний: пусть каждый из вас, кроме молитвы в церкви при богослужении, положит себе и в келлии особое правило: полагать несколько поклонов пред лицом Божиим за избавление земли родной от нашествия лютых супостатов. Вот это и будет то оружие, коим вы будете помогать сражающимся на брани воинам – незримо для них, но ощутительно. Вспомните молитву Моисея во время битвы израильтян с амалекитянами. Вспомните, как Аарон и Ор поддерживали старческие руки пророка Божия к молитве. И когда Моисей держал руки воздетыми горе, то побеждали израильтяне, а когда он, по немощи, опускал их, то одолевали амалекитяне. Воздевайте же свои преподобные руки в тайной молитве, в кельях тихих, и в общецерковной молитве, в храме Божием; возводите свои мысленные очи к Богу, Господу воинств небесных, просите Его всемогущей помощи нашему воинству, и воины наши почувствуют сердцем в окопах своих, что с ними и за них молится вся Русь Православная, все русские люди, их отцы и братия, наипаче же те, кто себя Богу на молитву и подвиг посвятил. И восчувствуют они прилив бодрости духа, прилив мужества и храбрости, прилив тех сил, коими некогда побеждали царства мужи древние, славные герои священной истории, о коих пишет Апостол Павел с великою похвалою вере их. Нет силы сильнее христианского смирения и возносимой им к Богу молитвы! И сию-то силу должны проявить прежде всего и паче всего – вы, иноки Русской земли, ибо и вся жизнь ваша должна быть единою молитвою, смиренною беседою с Богом, как сказал некто из святых подвижников, что монах есть делатель непрестанной молитвы, он есть «бездна смирения, в которой он потопил всякого злого духа» (Леств. Сл. 23, гл. 24, 27). Читать далее Источник: Мои дневники/архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-./Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из " Троицкого Слова " : 251-300). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Городец на Волге; там умер на возвратном пути из Орды великий князь Александр Ярославич Невский в 1263 г. Князь Михаил Черниговский В 1724 г. Петр I перенес мощи Александра Невского из древнего Владимира в новую столицу, где они стали самой чтимой святыней Александро-Невской лавры. Стихотворение заканчивается словами митрополита Кирилла, возвестившего о смерти Александра Невского. (Примеч. сост.) Мусикия – мозаика (греч.). Гевал (ныне Емадед-дин) и Геразим (ныне Шех-Гаден) близ Сихема, в колене Ефремовом, на север от Ерусалима в 52 вер. Шесть колен Израилевых на первой произносили проклятия, а другие шесть на второй – благословения, заповеданные Моисеем. Св. цер. география. В.П.П., изд. второе, 1848. Вода Мертвого моря светла и прозрачна, но чрезвычайно горька, как в наших солончаках. Самая большая длина его простирается на 91 версту, ширина на 25. Там же. Впервые: «Русский Паломник» (1890, Поликарами, т.е. удальцами, богатырями, называли себя бойцы греческих отрядов, сражавшиехся против турецкого господства. Помни о смерти (лат.). Вечный покой дай им, Господи, и вечный свет их осияет (лат.). День гнева (лат.). Император Александр III умер в крымской царской резиденции в Ливадии 20 октября 1894 г., но не в Большом, а в Малом дворце, где он жил, еще будучи цесаревичем. Имману-эль (др.евр.) – с нами Бог Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Леств. сл. 28, гл. 7). Учение святых отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Соч. Еп. Игнатия. СПБ. 1889 , изд. Тузова). Также епископом Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882) и старцем Оптиной пустыни, иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой; поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения епископа Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми отцами не только инокам, но и мирянам, – пути тесного и прискорбного в начале, но в конце – радостотворного. (Примеч. автора.)

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

3471 Пр. И. Касс., соб. 6 об убиении святых, гл. VI, Μ. 1892, стр. 278, ср. Св. И. Злат. следующ. место: «Всякий не скоро и не вдруг впадает в несчастье. Ибо есть в душе нашей некоторый стыд греха и которого вдруг одолеть, чтобы дойти до бесстыдства, нельзя; напротив, душа нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит». На Матф. б. 86, г. 1846, ч. 3, стр. 479. 3472 Св. Макс. Исп. О любви. Сотн. пер., гл. 84. Доброт. т. 3, Μ. 1889, стр. 190, ср. Втор.15:9 ; св. Григ. Син. Весьма полезн. гл., 67. Доброт. т. 5, Μ. 1890, стр. 209. И. Леств. – приражения лествица сл. 15, гл. 75, Μ. 1894, стр. 143. 3474 Пр. Нил Син. Письма схоластику Гераклиту (269) Μ. 1858, ч. 2, стр. 378. Отсюда, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тот дальше отстоит от блуда. 3475 Св. Макс. Испов. О любви. Сотн. 1, гл. 44. Доброт. т. 3, Μ. 1889, гл., стр. 183, ср. сотн. 2, гл. 56, стр. 203. 3477 Св. Ефр. Сир. О добр. и страст. Μ. 1882, ч. 3, стр. 618, св. Григ. Нисск. Точное истолков. Екклез. сол. бес. 8, Μ. 1861, ч. 2, стр. 348, Исихий пресв. О трезвении, гл. 43. Доброт., т. 2, Μ. 1885, стр. 176. 3481 Св. Ефр. Сир. О Доброд. и страст., т. 3, Μ. 1882, стр. 614, ср. Ис. Сир., Μ. 1893, слова подв., сл. 1, стр. 10; сл. 30, стр. 140–141, пр. Нил, Слово о молитве, гл. 61, Μ. 1858 г., I, стр. 148. 3482 Ис. Сир., сл. 4 о душе, о страст., Серг. п. Μ. 1893, стр. 30, Ав. Фаласс., мысли о любви, воздерж. и пр. Доброт., 3, Μ. 1889, стр. 331. 3483 Св. Макс. Исп. О любви, сочин. 2, гл. 68. Доброт. т. 3, Μ. 1889, стр. 205. Тоже самое говор. пр. Нил Син., о различн. лук. помыслах, гл. 23, Μ. 1858, ч. 1, стр. 304–305. 3485 Ис. Сир. Слова подвиж., сл. 60. Серг. пос. 1893, стр. 325. «Демоны всегда вводят нас в грех ложным мечтанием», говорит Исихий пресв., о трезвении, гл. 118. 3495 «Страсть собственно то, что чрез долговременный навык и пристрастие укоренилось в нашей душе». Пр. Филофей Син. 40 гл., о трезвении, гл. 34. «Иногда душа имеет такую наклонность к известной страсти, что если и однажды только увлечется ею, уже подвергается опасности, чтобы сия страсть не обратилась ей в навык». «Вообще как к добродетели, так и к пороку душа приобретает некоторый навык от частого упражнения в оных». Св. авв. Дорофей, см. о том, чтобы мы старались искоренить страсти. Хр. Чт. 1831, XLII, 151–157 «Страстью же в собственном смысле называют они (отцы) то, что долгое время тревожно гнездится в душе, и по привычке к этому обращается ей как бы в постоянный навык; почему душа охотно и дружески предается тому» Лествица сл. 15, гл. 75, Μ. 1897, стр. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010