О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лестви...     (Повествует один монах Синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну)    Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделан был нашим игуменом.    В другое время авва Мартирий, также взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал, и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».    В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни), авва Стратигий предсказал о нем, что он будет некогда великою звездою.    В тот самый день, когда поставили Иоанна нашим игуменом, и когда сошлось к нам около шести сот посетителей и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».    Некогда в Палестинских странах было бездождие; авва Иоанн, по прошению тамошних жителей, помолился, и сошел обильный дождь. И нет ничего тут невероятного; ибо «волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит» (Пс.144:19).    Надобно знать, что Иоанн Лествичник имел родного брата, чудного авву Георгия, которого он еще при жизни своей поставил в Синае игуменом, сам любя безмолвие, которое и сначала уневестил себе сей премудрый. Когда же Моисей этот, преподобный игумен наш Иоанн, отходил ко Господу, тогда авва Георгий, брат его, стоял перед ним и говорил со слезами: «Итак, ты оставляешь меня и отходишь; я молился, чтобы ты проводил меня: ибо я не возмогу без тебя, господине мой, руководить сию дружину; но теперь мне должно проводить тебя». Авва Иоанн сказал ему на это: «Не скорби и не заботься: если буду иметь дерзновение ко Господу, то не оставлю тебя провести здесь и один год после меня». Что и сбылось; ибо в десятый месяц потом отошел и сей ко Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3269...

В иерархическом ряду российских монастырей не значится лавра, однако Новоиерусалимский монастырь патриарх Никон именовал в соответствии с греческой традицией «лаврою Святаго Живо- носнаго Христова Воскресения» 497 . И это название («в лавру Воскре- сенску») сохранялось за обителью пооде него. В конце столетия сначала под покровительством царя Федора Алексеевича, затем правительницы Софьи Алексеевны и благодаря попечительству царевны Татьяны Михайловны завершилось строительство монастырского комплекса. Дошедшее до нас в стихотворной форме «Описание», составленное в 1688 г. архимандритом Никанором, сообщает, что Воскресенский монастырь пользовался известностью в православном мире, «понеже обитель сия славна бе у них (на Афоне. – В. Р.), всей Палестине и во иных многих царствах» 498 . Настоятели больших монастырей – архимандриты и игумены представляли систему высшей церковной власти, так называемую Дествицу, или «Л/Ьствицу властем», на церковных Соборах. В 1836 г. архимандритом Соловецкого монастыря Досифеем (Немчиновым) была издана Лествица патриарха Иоасафа I (1634–1640) 499 . Список монастырей из нее перепечатан в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария. Последний датировал ее появление промежутком времени между 8 марта 1635 и 15 февраля 1637 г. 500 В 1912 г. опубликована Лествица патриарха Иова (1589–1605) под названием «Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве». Текст предваряет второе заглавие: «Имена митрополитом и архиепископом, и епископом, архимари- том, и игуменом, и соборным старцом, которые бывают у Иева патриярха Московскаго и всея Русии на соборе 107-го году» 501 . В Лестви- це указаны имена всех иерархов, настоятелей и соборных старцев, за исключением игуменов Ферапонтова и Вяжицкого Николаевского монастырей. В Соборном Уложении 1649 г. в главе X, статьях 32–80 помещен список монастырей (без указания имен настоятелей) Лествицы патриарха Иосифа (1642–1652) 502 . Приведенные данные показывают, что списки иерархов и настоятелей больших монастырей, представлявших церковную соборную власть, действовали в патриарший период. При вступлении на святительский престол нового кандидата Лествица переписывалась с некоторыми поновлениями. Светская власть признавала законность этих списков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, возможно, что этим выражением апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из иудеев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божиих (1:1). Во 2 стихе он выражает пожелание: " благодать вам и мир да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего " — этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем. Далее апостол начертывает лествицу деятельного восхождения к вершине христианского совершенства. В основание этой лестви-цы апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства — к любви (ст. 3-8). Кто небрежет об этих плодах истинной веры, " тот слеп " (ст. 9). Предложив лествицу христианского совершенства, св. апостол Петр убеждает восходить по ней: " старайтесь делать твердым ваше звание и избрание " (ст. 10). Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится " в этой телесной храмине " , " зная, что скоро должен оставить храмину свою " . Апостол увещевает и после его отшествия приводить на память его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18). А если и сего недостаточно, то " мы имеем вернейшее слово пророков " , которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководиться этим пророческим словом, которое сияет, как светильник в темном месте, в не просвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце до тех пор, пока " не начнет рассветать день и не взойдет утренняя заря в сердцах их " — прекрасный образ просвещения человеческой души, воспрянувшей от греховного сна светом учения Христова.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

5/18 Свт. Феодосий Черниговский (ум. 1696), выдающийся церк. деятель Украины. 12/25 Иверская икона Божией Матери. Свт. Мелетий Антиохийский (ум. 381), уроженец Армении, архиепископ Антиохии, борец против арианства. Свт. Алексий Московский (ум. 1378), глава Русской церкви в эпоху татарского ига, духовник Дмитрия Донского, просветитель, переводчик Евангелия, чудотворец. 17/2 мр. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский (ум. 1612), замучен врагами в Смутное время. 18/3 мр. Свт. Лев, папа Римский (ум. 461), зап. Отец Церкви, богослов, борец за Православие; остановил Аттилу, угрожавшего Риму. 23/8 мр. Сщмч. Поликарп Смирнский (ум. 155), епископ, жил в Малой Азии, ученик апостолов; сожжен на костре. 28/13 мр. Прп. Кассиан Римлянин (ум. 435), уроженец Рима, борец за Православие, подвижник и писатель. 2/15 Икона Божией Матери «Державная» (1917). Свт. Арсений Тверской (ум. 1409), епископ, чудотворец. 6/19 Икона Божией Матери «Ченстоховская» (Польша), почитается как православными, так и католиками. 7/20 Сщмчч. Ефрем, Василий и др., пострадавшие в Хер–сонесе (начало IV в.) 9/22 Сорок мучеников, по преданию, пострадавшие на Севастийском озере в правление Лициния (320). 11/24 Свт. Софроний Иерусалимский (560–638), уроженец Сирии, патриарх, борец против монофелитов, писатель. 12/25 Свт. Григорий, папа Римский, Великий, или Двоес–лов (540–604), уроженец Рима, миссионер, богослов, литургист. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022), уроженец Малой Азии, византийский подвижник, мистик и писатель. 14/27 Прп. Венедикт (480–547), уроженец Италии, основатель монашества на Западе. 18/31 Свт. Кирилл Иерусалимский (315–386), епископ Иерусалима, писатель, литургист, борец против арианства. 25/7 апр. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 30/12 апр. Прп. Иоанн Лествичник (VI в.), подвизался в Синайской пустыне. Автор книги по аскетике «Лестви–ца небесная». 31/13 апр. Свт. Иона Московский (ум. 1461), первый предстоятель Русской церкви с того времени, когда она стала автокефальной (1448). Свт. Иннокентий Московский (1797–1879), апостол алеутов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

128) Со всяким напряжением потрудись дойти до того, чтобы дело содевания твоего спасения сознательно относимо было к Богу, в Троице покланяемому, нераздельно, в едином акте сочетавая благоволение Бога Отца, окропление кро–вию Бога Сына и освящение от Бога Духа Святого. По благоволению Отца благодать Духа с Господом единит в едино дух, душу и тело. — И се спасение! 129) Человечество сочетано с Триипостасным Богом Единым чрез второе Лице Пресвятой Троицы. Ибо Сын Божий, воплотившись, не стал вне Триипостасного единства, а пребыл в нем. Он воплотился, как поет Святая Церковь, неоставль недра Отча. Поелику Он в Свое Лице восприял человечество; то вместе с сим оно сочеталось и с Триипостасным единством, в коем Он пребывает выну (всегда, непрестанно. — Ред.). Затем и всякий верующий, делаясь, по Таинствам христианским, едино с Господом, также сочетавается и с Триипостасным единством. 130) Милостивый Господь да даст нам дойти до узрения глубины оснований к страданиям Господа Спасителя. От века предопределено сие. Следовательно, входило в план мироздания и ми–ронаправления к последней его цели. Непостижимо, как сие есть; но несомненно так есть. 131) Страдания Господа представляют лестви–цу, по коей Он сходил все ниже и ниже, не только до крайнего уничижения и истощения, но даже до воззвания к Богу Отцу: Векую Мя ecu оставил?! Так глубоко падение наше! — О когда бы дал нам Господь постигнуть и ощутить весь ужас греха! — Какая потребовалась жертва?! — И милосердый Бог Триипостасный не отступил пред нею. О бездна человеколюбия! 132) Молиться надлежит, чтобы Бог даровал нам созерцать Спасителя, яко Сына Божия воплощенного, и в сем вочеловечении пребывающего Богом, созерцая в то же время Его нераздельна суща и в Троице единосущной. 133) Таинство Тела и Крови есть вечеря любви для верных; но прежде оно есть жертва. Во всем свете люди приносят Богу жертвы. Истинная жертва есть одна наша, — бесценная, — Тело и Кровь Христа Господа. Она непрерывно стоит в Церкви, соединяя небо и землю. О сем помнить подобает христианам. Ибо все повсюду верующие — одна Церковь. Почему даемое в одной частной Церкви не чуждо есть и всех частных Церквей, следовательно, и всех христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Этот же образ мы находим и в заключительной главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» — «Светлое Воскресенье». Говоря О желании избранных людей провести Светлый праздник «не в обычаях девятнадцатого века, но в обычаях вечного века», Гоголь восклицает: «Бог весть, может быть, за одно это желанье уже готова сброситься с небес нам лестница и протянуться рука, помогающая возлететь по ней». В православной святоотеческой литературе «лествица» — один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно к 28-й главе Книги Бытия (ст. 10-17), где описывается видение патриарха Иакова: И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досяза-ша до небесе, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Этот фрагмент входит в паремии (избранные места из Священного Писания), читаемые в Церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах — Пресвятой Богородице: Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог 19 ; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо ; святителю Николаю, небесному покровителю Гоголя: Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси... Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Гоголя из церковных песней и канонов служебных Миней. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» и делал из нее подробные выписки. Дошедший до нас автограф Гоголя, хранящийся ныне в Рукописном отделе Пушкинского Дома и датируемый приблизительно 1843 годом, включает в себя выписки из «Лествицы» в том переводе, который был издан в Москве в 1785 году с названием «Лестви-ца, возводящая на небо». Цитаты и реминисценции из нее встречаются в письмах Гоголя первой половины 1840-х годов. По всей видимости, в своих заграничных странствиях Гоголь имел при себе составленный им еще раньше рукописный сборник. Доктор Тарасенков вспоминал, что незадолго до своей кончины Гоголь указал ему «на сочинение Иоанна Лествичника, в котором изображены ступени христианского совершенства, и советовал прочесть его». По словам того же Тарасенкова, сочинение преподобного Иоанна Синайского нравилось Гоголю «своими строгими правилами», и он «старался достигать высших ступеней, в нем описанных».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Греческие и византийские авторы Первыми греческими «духовными» писателями, без сомнения, являются древние отцы. Христианский Восток никогда не забывал о «духовной» наполненности их произведений. Ограничимся пока лишь некоторыми предварительными замечаниями, адресованными тем, кто сегодня обращается к изучению патристики с этой точки зрения. Значение, приписываемое тому или иному творению в руководствах к изучению патрологии, не всегда соответствует его реальному влиянию: часто духовные отцы читали и перечитывали сотницы (центурии) – сборники изречений, сгруппированных по сотням – но о них учебники патрологии 63 упоминают лишь вскользь. Поскольку не всегда была возможность иметь в руках произведения целиком, бытовали сборники проповедей (омелиарии) 64 , антологии (прежде всего, Пандекты Никона Черногорца 65 и Сборник Павла Евергета 66 , а в позднейшую эпоху Добротолюбие Никодима Святогорца ) 67 . Каждая отдельная Церковь , каждое духовное направление и почти каждый монастырь имели в своем распоряжении «своих отцов», выбранных по идеологическим критериям или же случайно. Укажем, однако, несколько произведений, необходимых для изучения духовной традиции: творение Оригена О молитве; Житие се. Антония Великого , написанное Афанасием; Отечники (Патерики); Лавсийская история Палладия; Луг духовный Иоанна Мосха ; Жизнеописания сирийских монахов Феодорита Кирского ; Правила Василия Великого ; О жизни Моисея и Толкования на Песнь песней Григория Нисского ; О молитве и Главы практические Евагрия Понтийского ; Сотницы о духовном совершенстве Диадоха Фотики йского ; Сотницы о любви Максима Исповедника ; Лестви- ца Райская Иоанна Лествичника . Из латинских отцов на Востоке читали Диалоги Григория Великого (прозванного вслед за тем Григорием Двоесловом) ; Кассиан же, писавший по-латыни, тем не менее считается восточным автором. Первым учителем византийской эпохи является Феодор Студит († 826), реформатор монастырской жизни «согласно учению Отцов», в духе василианского кеновитизма 68 (общежительного монашества Василия Великого ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Следует вспомнить в связи с замечанием о. Феофана о той большой и очень важной работе, которая велась в наших церковных и ученых кругах в то время. Как раз сороковые и пятидесятые годы ознаменовались у нас усиленной деятельностью по переводу святоотеческой литературы с греческого на русский язык и исправлению старых славянских переводов. «Добротолюбие» было, правда, уже в начале XIX в. у нас издано с греческой «Филокалии», но перевод страдал ошибками. В описываемые годы начинается славная работа Оптиной пустыни по изданию в русском переводе главнейших произведений аскетической литературы, как то: «Лестви-цы», творений Исаака Сирина , Аввы Дорофея, Аввы Фалласия, Максима Исповедника , Феодора Студита , Григория Синаита и т. д. При Московской Академии издаются «Творения св. Отец» по определенному плану и системе. При других академиях также развивается работа по переводу и печатанию памятников отеческой литературы. Мы уже знаем о работе самого о. Антонина в бытность его в Киеве по исправлению перевода Златоустовых бесед. Около этого дела под покровительством митрополита Московского Филарета и по почину оптинского старца Макария объединился цвет русской интеллигенции – Шевырев, Иван Киреевский, протоиерей Ф. А. Голубинский, о. Леонид (Кавелин) и о. Иувеналий (Половцев) – сами оптинские иноки, а впоследствии известные церковные деятели. Интересная переписка Киреевских с старцем Ма-карием живо и ярко свидетельствует о том 102 . Письмо о. Феофана было как бы завещанием своему другу. Поездка в Рим и в «опаленную Помпею», знакомство с их древностями бесспорно сильно подействовали на о. Антонина, но, можно думать, не уязвили его сердца любовью к западному христианству. Его не затронуло столь тогда модное и нам русским такое созвучное увлечение Вечным Городом, «черным небом Италии» и ароматом ее истории. То, что так увлекало и опьяняло Гоголя и Иванова, Тургенева и Блока, эта «голубая гарь от Умбрских гор», как-то пощадило о. Антонина. Он верен себе, Востоку, византийскому лику христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Здесь слово лицо (τ πρσωπον) евангелист Матфей употребил в обычном понимании – лицевая часть головы, а не в собственно богословском понимании как синонима ипостаси, то есть того, что у Аристотеля называется первой (частной) сущностью. 165 Отождествление слова «лицо» в этом месте с термином «ипостась» означало бы несторианство, то есть наличие у Христа двух ипостасей: человеческой, подвергаемой оплеванию, и Божественной, не подверженной ни оплеванию, ни какому-либо иному человеческому воздействию. 2.5. Природа как истинная реальность Важнейшее в христологии понятие природы, естества (φσις) преподобный Анастасий Синаит определяет следующим образом: Φσις λγει κκλησα τν τν παρχντων λθειαν γουν τ τοτων νοσιον. ( Церковь называет природой реальность существующих, то есть их восуществленность) (II, 3, 9–10; 163). Определяя таким образом природу, преподобный Анастасий – как он сам свидетельствует в заголовке II главы (II, 1, 3; 158) – почти дословно повторяет дефиницию Климента Александрийского : Φσις στν τν πραγμτων λθεια τοτων νοσιον. 166 Обычно принадлежность этого фрагмента Клименту Александрийскому подвергается сомнению, но свидетельство преподобного Анастасия может быть дополнительным аргументом в пользу его подлинности. Отвечая на вопрос «Почему она называется природой?» (II, 3, 1–2; 162), преподобный отец раскрывает этимологию слова φσις: «Φσις δ ερηται δι τ πεφυκναι κα εναι. (Она называется природой, потому что произошла и есть)» (II, 3, 10–11; 163). И здесь преподобный Анастасий следует Клименту Александрийскому , производящему слово φσις от перфекта πεφυκναι глагола φω – рождаться, расти: Φσις λγεται παρ τ πεφυκναι. 167 О таком происхождении слова φσις говорят и другие церковные писатели, например Леонтий Византийский 168 и преподобный Иоанн Дамаскин . 169 В других главах «Путеводителя» неоднократно и часто дословно повторяется определение природы как истинной реальности вещей ( τν πραγμτων λθεια). 170 Такое терминологическое постоянство, несмотря на кажущийся внешне компилятивным характер «Путеводителя», свидетельствует о его внутреннем единстве, что предполагает и единого автора. В находящейся тут же во II главе большой схолии (II, 3, 18–49; 163–164) и в VIII главе свое определение преподобный Анастасий подтверждает многочисленными ссылками на авторитет Священного Писания. Для иллюстрации мысли автора «Путеводителя» приведем лишь три библейские цитаты из тех, на которые он опирается: И мы были некогда по природе (φσει) чадами гнева ( Еф.2:3 ) (II, 3, 26; 163. VIII, 5, 23–24; 232); И необрезанный по природе (κ φσεως), исполняющий закон ( Рим.2:27 ) (VIII, 2, 45–46; 225); Подлинно суетны по природе (φσει) все люди, которые не имеют ведения о Боге ( Прем.13:1 ) (II, 3, 23–24; 163. VIII, 2, 7–8; 224).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010