Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию 1 . Евангелия – 39: 1–39. 2 . Апостолы – 6: 40–45. 3 . Евангелие и апостол – 1: 46, 4 . Псалтири – 14: 47–60. 5 . Октоихи – 12: 6164 и 66–73. 6 . Пентаихи – 2: 65–66. 7 . Триоди – 10: 74–83. 8 . Стихирарь – 1: 84. 9 . Трефологий – 1: 85. 10 . Служебные Минеи – 19: 86–104. 11 . Праздничные Минеи – 3: 105–107. 12 . Часословы – 4: 108–111. 13 . Каноники – 2: 112–113. 14 . Требники – 6: 113–118. 15 . Служебники – 16: 119–134. 16 . Службы – 2: 135–136. 17 . Молитвословы – 5: 137–141. 18 . Акафистари – 2: 142–143. 19 . Богослужебный сборник – 1: 144. 20 . Типики – 3: 145–147. 21 . Кормчая – 1: 148. 22 . Синтагма Матвея Властаря – 1: 149. . 23 . Месяцеслов – 1: 150. 24 . Компиляция Зонары – 1: 151. 25 . Постнические поучения В. Великого – 2: 152–153. 26 . Богословие Иоанна Дамаскина – 1: 154. 27 . Ефрем Сирин – 1: 155. 28 . Шестоднев Иоанна Златоуста – 1: 156. 29 . Лествичники – 7: 157–163. 30 . Патерики – 2: 164–165. 31 . Жития святых – 1: 166. 32 . Четьи Минеи – 3: 167–169. 33 . Молитвы и поучения – 1: 170. 34 . Прологи – 10: 171–180. 35 . Легенды – 1: 181. 36 . Сборники – 3: 182–184. II. Рукописи по времени написаний XIII в. – 17: 1–5, 40, 47, 74, 75, 85–88, 113, 119, 145. XIII–XIV – вв. 7: 6–11, 48. XIV в. – 15: 12, 13, 14, 15, 41, 49, 61, 76, 114, 120, 150, 152, 167, 171, 172. XIV–XV вв. – 2: 154, 164. XV в. – 14: 16, 17, 18, 50, 51, 105, 121, 122, 153, 157, 158, 159, 181, 182. XV–XVI вв. – 4: 52, 77, 84, 135. XVI в. – 54: 19–34, 42, 43, 44, 46, 53, 54, 55, 62, 63, 78–82, 89, 90, 106, 107, 112, 115, 123–130, 136, 137, 148, 160, 161, 162, 165, 169, 170, 184. XVI–XVII вв. – 8: 55, 56, 144, 156, 166, 173, 174, 183. XVII в. – 65: 35–39, 45, 57–60. 64–73, 83, 91–104, 108, 109, 110, 111, 113, 116, 117, 118, 131, 132, 133, 134, 138–143, 146, 147, 149, 151, 163, 168, 175–180. Датированные из этих рукописей относятся к годам: 1305 г. 1359 г. 41), 1367 г. 152), 1504 г. 129), 1543 г. 23), 1544 г. 24), 1550 г. 25), 1558 г. 26), 1562 г. 19), 1563 г. 80), 1567 г. 27), 1569 г. 28). 1578 г. 130), 1585 г. 54), 1589 г. 62), 1626 г. 91), 1630 г. 45), 1640 92, 93), 1641 г. 58), 1644 г. 65), 1653 г. 94, 95), 1669 г. 59). III. Рукописи по редакциям

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давид – 154 Даньелу Ж. – 55, 194 Деметрий Фалерский – 26, 193 Демокрит – 27 Дидим Александрийский – 143 Дидим Аттиос – 29 Дидим Слепец – 178, 182 Дилон Дж. – 45 Димитрий, епископ Александрийский – 88, 120, 122, 123 Димитрий, историк – 53 Димитрий Ростовский , святитель – 136 Диоген Лаэртский – 28, 67 Диогнет – 102, 132 Диодор Тарсский – 153, 154, 158, 162, 165, 172 Дионис – 36 Дионисий Ареопагит , святой – 138, 199 Дионисий Великий, святитель – 83, 88 Дионисий, иконописец – 197 Диоскор Александрийский – 160 Дмитревский Василий, свящ. – 87, 98, 184 Достоевский Ф. М. – 197 Дройзен И. Г. – 23, 36, 45 Дронов Михаил , прот. – 72, 76 Дьяконов А. П. – 92, 149, 150, 151, 166 Дюркгейм Э. – 15 Ева – 173 Евграфий – 143 Евномий, арианский философ – 61, 84, 186 Евполем – 53 Евсевий Кесарийский – 80, 81, 86, 95, 121–123, 191 Евсевий Памфил – 45, 92, 166, 200 Евстафий Антиохийский , святитель – 153 Ездра – 51 Епифаний Кипрский , святой – 119 Епифанович С. Л. – 166, 195 Ерм – 102 Ефрем Сирии, преподобный – 154, 158 Жильсон Э. – 116, 145 Зевс – 36, 51 Зороастр – 21 Иаков – 72 Иаков, апостол – 112 Игнатий Богоносец , святой, епископ Антиохийский – 102 Иегова – 51 Иероним Стридонский , блаженный – 81, 140, 154, 156, 178 Изида – 36 Иларион Киевский , святой – 197 Ильин И. А. – 197 Иоанн Богослов, святой, апостол, евангелист – 64, 65, 76, 105, 109, 112, 120, 127, 138, 142, 144, 155, 177, 179, 180, 182, 190 Иоанн Златоуст , святитель – 153–156, 158, 161, 166, 185 Иоанн Креститель, пророк – 112 Иоанн Лествичник , святой – 142 Иоахим Флорский – 194 Иракл – 83, 88 Ириней Лионский , святитель – 102 Иустин Философ , мученик – 39, 97, 102, 130 Каин – 62, 72, 73, 75 Каллимах – 24 Киприан (Керн) , архим. – 194 Кирилл Александрийский , святой – 17, 160, 179, 180, 182 Клавдий император – 36 Климент Александрийский – 17, 79, 82, 85, 86, 88, 91, 92, 95–102, 104–116, 120, 121, 133, 134, 140, 163, 169, 170, 181, 193,195, 201 Климент, дидаскал – 81 Климент Римский , священномученик – 102 Климент Смолятич – 197

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

В 1584 г. царь Феодор Иоаннович дал архим. Елевферию грамоту на сформировавшуюся близ обители Подмонастырскую слободу ( Шумаков. 1896. С. 6). Несомненно, что еще до нач. XVII в. О. У. м. имел двор (Дозорная книга. 1890. С. 15) и земли (Выпись. 1901. С. 28) в Твери. В 1622 г. владения мон-ря были подтверждены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича. Обитель имела владения и в Кашинском у.: на них в 1658 г. царь Алексей Михайлович дал О. У. м. новую грамоту взамен сгоревшей в 1656 г. ( Гавриил (Голосов). 1894. С. 163). К 1764 г. монастырь владел 1275 крестьянами (Там же. С. 224). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов О. У. м. утратил земельные владения, ему была отведена земля под огороды и для выгона скота, сохранен монастырский сад. К 1901 г. О. У. м. владел землями под огороды вокруг обители, ему принадлежали поселье Литвиново (ок. 24 га), пустоши Опупок (свыше 4,9 га; закреплена за О. У. м. указом Тверской духовной консистории от 26 дек. 1776), Исаковка (Исаково) (свыше 102 га; закреплена за О. У. м. указом из казенной палаты Тверского наместничества от 12 дек. 1781), Желвотка (свыше 8,5 га), Калицынская лесная дача Пукинево (ок. 173 га; получена в 1890 (Там же. С. VII)), а также оз. Сучковское в Корчевском у. (от его аренды обитель получала 30 р. в год) ( Добровольский. 1901. С. 604-605). На протяжении XIX в. в обитель поступали средства от частных вкладчиков (в т. ч. 5 тыс. р. по завещанию гр. А. А. Орловой-Чесменской ). Монастырский капитал к 1901 г. составлял 39 037 р. (Там же. С. 605). Размеры казенного содержания монастыря менялись: так, в 1892 г. О. У. м. получил 1349 р. 40 к. ( Гавриил (Голосов). 1894. С. IV). Библиотека Без сомнения, О. У. м. обладал богатой б-кой, при этом рукописи, происходившие из обители, в настоящее время неизвестны. Писцовая книга Твери 1626 г. свидетельствует о наличии в мон-ре печатных книг, рукописных книг, написанных на бумаге, а также пергаменных («на харатье») книг (Псалтирь толковая, Триодь следованная, труды Иоанна Лествичника и др.) (Выпись. 1901. С. 126). В Писцовой и межевой книге 1685-1686 гг. упоминаются «тринадцать книг письменных, ветхи, в десть и в пол» (Писцовая и межевая книга. 2014. С. 198) и особо выделяется «Книга сенадик письменной, в полдесть» (Там же. С. 199). Архив

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Калепин (лексикон) – I, 62. Каллимах, муч. – II, 193. Каллист Тиликуди – II, 163. 164. Каллист Антиликуди, патр. – II, 170. Каллист Катафигиот – II, 164. 173. Карпов Ф.И. – I, 72. Картамышевы – III, 20. Кассиан Римлянин – II, 182. 188. Кащенко Николай – I, 7. Кейт, маршал – III, 17. Кипарисов Логгин, дьякон – I, 15. Киприан, еп. Карфагенский – I, 41. Киприан, свм. – I, 48. Кирик, муч. – I, 101. Кирилл Александрийский – II, 149. 184. Кирилл, архм. – III, 20. Кирилл, игумен Белозерский – II, 190. Кирилл, еп. Севский – I, 125. 127; III, 21. Кирилл Иерусалимский – I, 26. 29. 41. 73. 98. Кирилл Транквиллион, иером. – I, 93; II, 148. Кирилл Новоезерский, св. – III, 26. Кирилл Философ – I, 49. Кишкин С.Т., капитан-лейтен. – III, 26. Климонтов И.И., подъячий – I, 83. Климент Александрийский – I, 36. 41; II, 149. Клинцовский Устав – I, 10. Кличка Ф.Н., генерал-губернатор – III, 18. Колов Иоанн, авва – III, 13. Комынин Б.И., стольник – II, 139. Константин Великий , импер. – II, 189. Константин Кавелин, импер. – II, 140. Константин, князь Ярославский – I, 75. Кориолев М.А. – I, 71. Корнелий Агриппа – I, 91. Коробейников Трифон – I, 50. Косма, пресвитер – I, 73; II, 166. Кривцовы – III, 20. Ксения, преподобная – II, 192. Ксенофонт, св. – II, 192. Кулаков Федор, Титул. Советник – III, 19. Кулябка Сильверст – I, 78. Курций Квинт – I, 79. Л Лабзин А., конференц-секретарь – III, 18. Лаврентий Зизаний – I, 50. Лавров А.Ф., проф. – III, 9. Ламартин, писатель – I, 82. Лавсаик, сборник – I, 45. Леванда Иоанн, протоиерей – I, 78; III, 18. Левит, кн. Моисеева – II, 182. 185. Леонтий, еп. Ростовский – I, 36; II, 190. Леонтьевы – I, 16. Лев Мудрый, импер. – II, 191. Лентул, сенатор – 146. Ливанский И.В., протоиерей – III, 3. 4. Лимонис, сборн. – I, 9. 10. 53. 66; III, 22. 24. Лука, еванг. – I, 3. 6. 35; II, 140 180; III, 22. Лукреций, поэт – III, 17. Лутовинов Алексей – I, 75. Львов Стефан, ученик – I, 18. Лествица – II, 159. 160. Летописец Московский – I, 66. Летописец Сибирский – I, 55. Людовик IX, король Франц. – III, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Лествица, 27 (PG 88, 1097В). 155 Ер. 2 (PG 32, 228А). 156 Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М, 1993; слово 2, с. 10. 157 Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite " , Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5–40, 247–85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Rome: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163–237. 158 Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 159 On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 160 Лествица 27 (PG 88 1100A). 161 Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 162 Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко–филологического факультета Императорского. Санкт–Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21–26. 163 Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В–574В). 164 Discourses 5, 122–141: 6, 153–161: ed. Krivocheine, 1: 286–8 2 260–28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 165 Достопамятные сказания… Пимен 27, с. 138. 166 Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 167 Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B). 168 On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 169 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3. 170 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 171 On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 172 Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 173 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 175 Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 176 Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая… " . 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Г. Проценко. Биография епископа Варнавы (Беляева) . В Небесный Иерусалим. История одного побега. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999. С. 223–224. 577 Основы. Т. 2. С. 266; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 11. Гл. 17–18. С. 142–143; Лествица. Слово 22, 39, 41. С. 149; см. также: Основы. Т. 2. С. 267. 579 Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. С. 59–60; ср.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 15, 67 (52). С. 290. 580 См.: Основы. Т. 2. С. 296; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 32–33. С. 143–144, 163–164. 588 Лествица. Слово 26, 99. С. 197; см.: Основы. Т. 2. С. 268; ср.: Душеполезные поучения. Поучения 4, 10. С. 60, 123; Вопр.-отв. 8. С. 221; Слова подвижнические. Слово 9. С. 45. 593 См.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 2. Гл. 23. С. 172–175 614 О том же говорят и Святые Отцы. Например прп. Григорий Синаит пишет, что «прелесть три главные причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь» ( Григорий Синаит , прп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 132//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 215). Также и занимавшийся систематизацией святоотеченского учения в данной области свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «источник прелести, как и всякого зла, – диавол» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. I//П олн ое собран и е творен и й . Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 205), также и в другом месте – «начало прелести – гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. II//П олн ое собран и е творен и й. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 221–222). Еп. Варнава лишь особо отмечает в связи с этим, что в некоторых случаях значительно влияет на развитие прелести оказывает блудная страсть. (Далее он это иллюстрирует на примере католической мистики). Впрочем, чего-то принципиально нового по этому вопросу он не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1022 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС 1023 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D 1024 Здесь игра слов: « δαιμνιον — εδαμονας » 1025 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46—47 1026 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Вгениег, v. 1, p. 24 1027 Там же, р. 25 1028 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин « δαιμνιος » не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический» 1029 Там же, р. 25—26 1030 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162—163 1031 Там же, 18 — p. 160 1032 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А 1033 « λυδα », — чаще « λυδα λθος », — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота 1034 Буквально: «то, чего надлежит избегать» 1035 Ср.: 3-й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1-я молитва Обручения в чине браковенчания 1036 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10 1037 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А 1038 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D 1039 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 108 1040 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrutienne, v. 5, p. 149 1041 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского 1042 Буквально: «как знает дорога» ( ς οδεν δς ) 1043 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1 1044 Буквально: «цвету» 1045 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену» 1046 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

1187 Интересно, что в одной рукописи XVIII в. на полях имеется схолия: «[Это послание] Симеона Нового Богослова , а не Златоуста» (Nicolopoulos p. 204, 230, цит. по Rigo 1983, 199). Напомним, что Симеону Новому Богослову приписывается знаменитый трактат Метод священной молитвы и внимания (ИАБ 6 , 163–168) с самым ранним описанием психосоматического способа «исихастской молитвы». 1188 Rigo 1983, примеч. 23, 24, 26, 30, 31, 34, 35, особенно с. 207 и 214 (наблюдения над близостью отдельных слов). 1189 Супрасль. 1795, л. 195 об.–196 (цит. по: Лурье 1997, 412). Для настоящего переиздания цитаты заново сверены (а опущенные Лурье восполнены) по изданию Пандект Прилуцкого монастыря Святой Троицы, 1670 г., фолиация та же. Интересно, что на л. 194 имеется подзаголовок: «Златоустово», а на л. 195 об.: «Тогож от иных книг»! Остается добавить, что завершает всю книгу (на л. 568–575) 63-е слово (возможно, добавлено только в славянском переводе?) – собрание выписок из святых отцов, большей частью из Макариевского корпуса («Главизны отца Макария и прочих святых»). 1190 Следует обратить внимание на эту ссылку на святых отцов (предание!), отсутствующую в Послании к монахам. 1191 В некоторых рукописях и у Ксанфопулов есть добавление «или сидишь» (Rigo 1983, 206), имеющееся и в Пандектах. А. Риго, анализируя цитату 1Кор.10:31 у Пс.-Златоуста в сравнении с Макарием (в Великом послании), Кассианом, Василием, Исааком Сириным , аввой Филимоном, Иоанном Лествичником , Симеоном Новым Богословом и пресвитером Косьмой (Трактат против богомилов; Риго использует франц. перевод), замечает, что слово «служить» (διακονεν) имеется только у Пс.-Златоуста (и, добавим, в зависящих от него Пандектах) и Макария, что является важным доказательством близости обоих произведений (см. Rigo 1983, 206–207). 1195 Rigo 1989, 61, цитируя Послание к монахам, как раз на этом месте обрывает цитату (продолжая ее со слов «Quest’ opera non и di uno e due giorni»)! По-видимому, здесь сказалась, хотя и противоположным способом, интуиция серьезного ученого, который, не будучи в состоянии отрицать, что «i parallelismi con alcune delle proposizioni messaliane riportate sono evidenti», утверждает все-таки, что Послание к монахам не может рассматриваться, вопреки М. Жюжи, как мессалианский документ, ибо перенос наших сведений о мессалианах IV в. на XI век – анахронизм, так как мессалиане перестали существовать с VII в. Доводы А. Риго, как показывает настоящее исследование, не могут быть признаны полностью убедительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

18 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 30 (PG 65, 112AB) . 20 Цитируется русский перевод Нового Завета, выполненный под редакцией епископа Кассиана (Безобразова). — Пер. 22 Различение внешней тишины и внутреннего безмолвия см. у преподобного Иоанна Кассиана ( О злых помыслах , § 7 : О тщеславии): “Это соблазняет его по причине наступившей тишины думать, что он достиг безмолвия”. — F ilokal…a . Vol. I. P. 78. Классическое отношение к безмолвию содержится в Hausherr I. L’h sychasme. Etude de spiritualit //Orientalia Christiana Periodica 22. 1956. P. 5–40 (репринт: H sychasme et pri – re//Orientalia Christiana Analecta 176. Rome, 1966. P. 163–237). Ср. также статью автора: Silence in Prayer: the Meaning of Hesyhia//Theology and Prayer (studies Supplementary to Sobornost 3)/Ed. by A. M. Allchin. London, 1975. P. 8–28. 24 Там же. P. XX. О широком смысле слова nÁyij см., в частности, преподобного Исихия к Феодулу — душеполезное слово о трезвении и молитве 1–6//Добротолюбие. Т. 2. С. 157–159. Должно быть, этот отрывок подразумевал преподобный Никодим, когда писал свое предисловие. 25 Преподобного отца нашего Филофея Синайского 40 глав о трезвении 3//Добротолюбие. Т. 3. С. 402. 26 Святой Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим 5 (Как петь псалмы)//Добротолюбие. Т. 5. С. 219. Ср.: Лествица, возводящая на небо преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Степень 27. М., 1997 (PG 88, 112A). Более сдержанно у Евагрия в Слове о молитве 71: Творения Аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. С. 84. — Пер. 30 Там же. P. XXI. Ср. Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав 4//Добротолюбие. Т. 5. С. 307. 32 В русской версии Добротолюбия тексты преподобного Петра отсутствуют, тексты преподобного Максима занимают около ста страниц. — Ред. 33 Apophtegmata patrum — Изречения отцов, подвизавшихся в Египте. С Апофтегмами можно познакомиться по книгам: Древний патерик. М., 1991; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; Изречения египетских отцов. СПб., 2001. — Пер.

http://pravmir.ru/episkop-kallist-diokli...

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010