3504 И. Дамаскин, Точное изложение пр. веры, кн. 2, гл. XXII: «По общему же мнению и вообще страсть живого существа есть то, за чем следует удовольствие или печаль», по рус. пер. Спб. 1894, стр. 94. И. Златоуст, б. на Пс.50 , Спб. 1899, т. 5, кн. 2, стр. 646. 3505 «Был в том месте источник В пылу битвы увидев его, Давид и почувствовал сильнейшую жажду: он страстно захотел пить. Опять страсть, на этот раз – не запрещается; тогда страсть к телу, теперь к воде»… Там же стр. 644. 3508 Григ. Син. Весьма полезн. главы, гл. 79. Доброт., т. 5, Μ. 1890, стр. 211, И. Лествичник. Доброт., т. 2, М. 1885, стр. 532. Твор. И. Касс. Римлян. 5 собесед. аввы Серапиона, Μ. 1892, стр. 240. 3521 Тв. И. Злат., б на кн. Бытия XLVI, т. IV, кн. 2, стр. 516, спб. 1898, ср. Бл. Иер., т., VV, стр. 240, Киев. 1861. 3524 Св. Григ. Нисск., точн. ист. Екклез. Сол. б. 3. Творения, ч. 2, Μ. 1861, стр. 251, ср. св. Вас. Вел. тв. св. от., VIII, 82, стр. 350. 3532 Св. И. Злат., против иудеев, сл. 8, ср. Вас. Вел., б. 14 на упивающихся, тв. св. от. VIII, 245–248. 3539 Св. И. Злат., на 1 Кор. б. 17, Спб. 1858, стр. 300, ср. на 1 к Тим. б. 18, 1859, Спб., стр. 267. 3541 Св. И. Златоуст, 1848 г., б. 9 по сл. низв. царск., ст. 1, кн. 5, стр. 228, ср. св. Ефрем Сирин . Хр. Чт., 1875, 4 т., 362 и св. И. Златоуст о богатстве и нищете. Хр. чт., 1870, 4, 178, на 1 к Коринф. б. 17, Спб. 3542 Св. И. Злат., на посл. к Римл. б. 17, Μ. 1844, стр. 438–440 его же на 1 Кор. б. 17, изд. 1858, Спб., стр. 299. 3550 Св. И. Злат. на 2 посл. к Фессал. б. 1, Спб. 1859, стр. 9; ср. св. Ис. Сир. Слова подвижн., сл. 4. Серг. п. Μ. 1893, с. 26, пр. Мак. Египет. послание м. 1852, стр. 731, св. Ефр. Сир. тв., ч. 1, Μ. 1881, стр. 178. 3551 Об отношении мистицизма к религии см. нашу статью «Мистицизм и его природа», Бог. Вестн. 1911 г., Апр., стр. 799–801. Предлагаемый очерк стоит с этой статьей во внутренней связи. 3552 Проф. И.В. Попов, Идея обожения в древне-восточной церкви, Вопросы философии и психологии, кн. 97, стр. 213. 3553 I. Stoffels, Die mystische Theologie Makarius des Aegyptens und die ältesten Ansätze christlicher Mystik, Bonn, 1908

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1178 Quos nulli dubium est non tam spiritalis exercitationis causa, quam compescendae superfluae, otiosaeque confabulationis gratia, et maxime contentionum, quae plerumque solent in conviviis generari, hoc statuere voluisse, videntes eas aliter apud se non posse cohiberi. Migne P. L. t. XLIX, col. 175. Др. иноч. Уставы, стр. 566. 1179 Migne P. L. t. LXVI, col. 601–604. Др. иноч. Уставы, стр. 626–627. В Regulae clericis блаженного Августина чтение за трапезой пред­ставляется как обычный порядок в общежитии клириков: sedentes ad mensam taceant audientes lectionem. Migne, P. L. t. XXXII, col. 1450–1451. 1183 Лествица в русском переводе издана Москов. Дух. Академией (4-е издание 1894 г.), в славянском переводе напр. в СПБ. 1812 г. Греч, текст см. Migne P. Gr. t. LXXXVIII. 1185 Ср. 123 слово Малого Оглашения Феодора Студита : «мы должны друг друга утешать и ободрять в подвигах, – ступать безошибочно, чтобы... не сделались ленивыми. Творения св. Феодора Студита , I, стр. 435. Ср. Вел. Оглашения я. III, сл. 28: по общему согласию по взаимному убежде­нию, станем брать друг у друга, делиться друг с другом, давать друг другу, я – вам, а вы мне. Творения II, стр. 57... Вел. Оглаш. ч. сл. 47, Творения, I, 508. 1188 Жизнь Антония, § 16. См. у нас выше, стр. 3. О знакомстве преп. Феодора с житием св. Антония свидетельствует ряд ссылок на него в оглашениях св. Феодора; см. у нас выше. стр. 14 прим. 6. 1190 Жизнь пустынных отцев, гл. 2., стр. 28. Migne P. L. t. XXI, col 400. Preuschen, Palladius und Rufinus SS. 25–26 (гл. II). 1191 ‘Εθος ν, τος δελφος καθ’ σπραν ες ρισμνον τπον τς μονς συνρχεσθαι, π τ κοσαι τς διδασκαλας ατο. Acta Sanctorum, XIV. Maji, p. 44. 1192 Sanctus Pachomius... ad nocturnam synaxim cum universa fraternitate convenit. Et officio sancto solemniter adimpleto, cuncti monachi juxta con suetudinem coram sene ad audiendum verbum Dei constiterunt. Qui aperiens os suum, docebat eos... Migne P. L. t. LXXIII, col 263–264. Ср. Др. иноч. Уставы, стр. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

95 ο’τω μοι δοκε κα τ τς παργενι’ας πιτη’δευμα τε’χνη τις ε’ναι κα δυ’ναμις τς θειοτε’ρας ζως πρς τς σω’ματον φυ’σιν τος ν σαρκ ζντας μοιοσθαι διδα’κουσα...» Gregorii Nysseni – Opera. ed. W. Jaeger. Vol. VIII, 1. Opera aseetica.Leiden 1952. рр. 276.24–277.3; PG 46.348В. 96 Здесь хочется наломнить о том, что св. Пафнутий, сам будучи девственником, на Первом Вселенском соборе, но свидетельству Созомена , был решительным сторонником не считать целомудренный брак препятствием к священнослужению. Среди целого ряда соборных постановлений, касающихся этот вопроса, хочется отметить 13-е правило Шестого Вселенского собора, где весьма решительно отклоняется практика Римской Церкви, не допускающая клириков иметь брачный союз. 102 « Πρς Βιτιλιανν παρ τν vν». Gr. Naz. carm. 2.2 (poem). 3.260–268; PG 37:1498А-1499А: « «Οκ ο’η μερο’πεσιν ’η δειλοσι γενε’θλη, ρχομε’νη σαρκν τε κα α’ματος, ο’α βροτοσιν ’νθα τικτομε’νοισι κα λλυμε’νοισι τα’χιστα τοι’η με’ν πρω’τιστον ’πειτα δ Πνευ’ματος γνο, ε’τε λεοσσαμε’νοισι δ ’δατος ’λυθεν α’γλη. δε’ τρι’τη, δακρυ’ον τε κα ’λγεος με’τεροιο, ει’κν ποξυ’ουσα μελανομε’νην κακο’τητι. Τα’ων τν μν ’χεις πατε’ρων ’πο τν δ Θεοο, τς δ ατς γενε’τητι, βιο’τω φα’ος σθλν πα’ζων». 103 Доклад, прочитанный на Оксфордской патриотической конференции в 1962 году, впервые опубликован в Studia Patristica V. ed. By F. Cross (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Band 80). Akademie-Verlag. Berlin, 1962. С. 393–400. 110 Лествица. Слово 2-е. Гл. 9-я. С. 28. ЗП 88Ж657АЖ « Οδει’ς ν τ ορ( )νι’φ νυμφνι στεφανηφορν λευ’σεται, μ τν πρω’την, κα δευτε’ραν, κα τπι’την ποταγν ποταξα’μενος λε’γω δ τν πα’ντων πραγμα’των, κα νθρω’πων, κα γονε’ων κα τν κκοπν το δι’ου θελη’ματος, κα τπι’την ποταγν τς κενοδοξι’ασ, τς πακαλουθου’σνς τ πακο». 111 См. Лествица. Сл. 4-е. Гл. 105-я. С. 64. PG 88:717В: ... κ ταπεινω’σεως δια’κρισις, ς κα τ μεγα’λω Κασσιαν ν τ Περ διακρι’σεως ατο λο’γω πεφιλοσο’φηται κα’λλισα’ τε κα ψηλο’τατα.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

333 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст). 334 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник). 335 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6. 336 Там же. С. 139, § 10. 337 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2). 338 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210. 339 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57. 340 Там же. С. 142. 341 Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87. 342 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376. 343 Там же. С. 60. 344 Там же. С. 342. 345 Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166. 346 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236. 347 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62. 348 Там же. С. 234—235. 349 Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42. 350 Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348. 351 Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836. 352 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369. 353 Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8. 354 Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838. 355 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243. 356 Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11. 357 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132. 358 Там же. Слово 80. С. 13. 359 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176. 360 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60). 361 Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 4. С. 24. 362 Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Беседа 26. СПб., 1903. С. 250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

279 Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14. 280 Откр. 8:3—4; 4, 8—9. 281 Быт. 20:7—19; Иов. 42:8—9; 1 Цар. 7:8—10; Пс. 33:16 и др. 282 Иак. 5:16—18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11—12 и др. 283 Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого. 284 Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др. 285 Ориген и др. 286 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171. 287 Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169. 288 О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402. 289 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17. 290 Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403. 291 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник). 292 Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166. 293 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др. 294 Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178. 295 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113). 296 ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179. 297 Там же. Гл. 33. С. 179. 298 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151. 299 Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458.. 300 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244. 301 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79. 302 Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст). 303 Там же. С. 91. 304 Там же. С. 91—92. 305 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173. 306 Из молитвы преподобному Сергию. 307 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. Указ. изд. С. 193—194. 308 Там же. С. 196. 309 Жития святых. Ноябрь. 17 день. Лист 191 на обороте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Триодь Постная. В субботу мясопустную. На утрени. Канон, песнь 1, тропарь 2. 558 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. С. 925. 559 Он же. К Стагирию… Слово 1. Ст. 7//ПСТ. T. 1. Кн. 1. M., 1991. С. 185. 560 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. II. Гл. 29. С. 115. 561 Свт. Иоанн Златоуст. На Первое послание к Фессалоникийцам беседа 9, 2. С. 547. Он же. О смерти. С. 763. 562 Там же. О смерти. С. 762–763. 563 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. ρωταπ. 21. " Αγ. " Ορος, 1970. Σ. 77–78. 564 Свт. Иоанн Златоуст. О смерти. С. 762–763. 565 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю//ΒΕΠΕΣ. 35, 109 (34–41). 566 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 78. 567 Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Сл. 6. О памяти смерти. Ст. 9. Сергиев Посад, 1908. С. 72–73. 568 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4, 1//ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 39. 569 Он же. На Матфея Евангелиста беседа 77, 2–3//ПСТ. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 776. 570 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе послание к Коринфянам беседа 22, 3//ПСТ. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1904. С. 660–661. 571 Он же. Беседы о диаволе. Беседа 2. Ст. 5//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 292. 572 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на апостольские слова: «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3, 1)//ПСТ. Т. 6. Кн. 2. СПб., 1900. С. 576. 573 Свт. Василий Великий. О том, что не должно прилепляться к житейскому…//Творения. Ч. 4. С. 341. 574 Свт. Григорий Нисский. Против отлагающих крещение//Творения. Ч. 7. Μ., 1868. С. 436. 575 Νκοδημου γιορετου. ξομολογητρων. Βενετα, 1855. Σ. 216. 576 Свт. Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа 5. Ст. 4.//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 74–75. 577 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 38. М., 1993. 578 Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. О памяти смерти. Слово 6. Ст. 3. С. 71. 579 Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников, 1–е//Творения. M., 1851. Ч. 1. С. 9. 580 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 1. С. 8. 581 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа 5. Ст. 3.//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. § 73. С. 74. 582

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

244 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. 245 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 326—327, § 244. 246 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 19. 247 Т. 1. С. 146, ср.: Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 12 , 14. 248 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 16. 249 Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 33. 250 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 186. 251 Там же. С. 84. 252 Там же. С. 77—78. 253 Там же. С. 197. 254 Там же. С. 221. 255 Там же. С. 131. 256 Там же. С. 18. 257 Там же. С. 25—26 (святитель Василий Великий). 258 Там же. С. 37, 56 (святитель Иоанн Златоуст). 259 Рафаил, архимандрит. Размышление о молитве. М., 1891. С. 17. 260 Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. Указ. изд. С. 36. 261 Творения. Ч. 5. М., 1850. Слово 142. С. 416. 262 Добротолюбие. Т. 2. С. 139, § 208. 263 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 28. 264 Там же. С. 66 (святитель Иоанн Златоуст). 265 Там же. С. 397—398 (святые Варсонофий и Иоанн). 266 Там же. С. 361. 267 Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 146. 268 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 51, ср.: С. 157 (преподобный Иоанн Лествичник), С. 210 (преподобный Нил Синайский), С. 351 (преподобный Исаак Сирин). 269 Там же. С. 196 (преподобный Нил Синайский), ср.: С. 350 (преподобный Исаак Сирин). 270 Там же. С. 132 (преподобный Ефрем Сирин). 271 Там же. С. 158 (преподобный Иоанн Лествичник). 272 Творения. Ч. 3. Сл. 66. М., 1849. С. 290. 273 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 55. 274 Там же. С. 245 (преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский). 275 Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам. Посл. 1. Гл. 36. С, 96. 276 Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 264. 277 Из утренних и вечерних молитв ко Пресвятой Богородице. 278 Пс. 138:17; Ин. 15:14; Иак. 2:23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

5, гл. 49) 13 . «Скажи мне, — говорит святой Феодор Студит, — откуда у вас продерзости и порождаемые ими нестроения? Не оттого ли, что не исповедуете, а скрываете пагубные помыслы свои? Ибо начало некое и корень прегрешений наших есть неуместный помысл, который, когда открывают его, милостию Божией прогоняется, а когда скрывают, мало-помалу переходит в дела тьмы. Отсюда душевные смерти, отсюда разделения друг от друга, отсюда самооправдательные слова, порождаемые неведением и заблуждением» (Добротолюбие, т. 4, гл. 334). «Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» (Лествица, сл. 26, поуч. 21). Как помыслы переходят в дела, это всякий может по себе знать. Разве наши ежедневные тонкие помыслы не зародыш, не причина наших последующих поступков и дел? И достоинство, например, художественных беллетристических произведений в том и состоит, что художники-писатели умеют подметить зародыш того или другого чувства в помыслах, проследить их развитие и обнаружение. Одно слово, одно сознательное ощущение какого-нибудь лица, не заметное часто для него самого, обнаруживается потом в его действиях. «Я то же самое, что и ты», — говорил смиренный Алеша Карамазов своему брату Димитрию, исповедовавшемуся ему в том, «как он любил разврат, любил и срам разврата». «Все одни и те же ступеньки, я на самой низшем, а ты вверху, где-нибудь на тринадцатой. Я так смотрю на это дело, но это одно и то же, совершенно однородное. Кто ступил на нижнюю ступеньку, тот все равно непременно вступит и на верхнюю» (Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы, 4е изд., стр. 130). Всякая страсть в простейшей своей форме есть помысл и всякий помысл в сложной форме — страсть; вся, значит, разница между ними в степенях. Если же мы этого не замечаем и будем лишь следить за делами только, а не за помыслами, то мы, значит, будем заботиться о внешней красоте своего сосуда, допуская возможность быть ему внутри полну грязи и нечистоты, показываем неразвитость своего нравственного чувства.

http://azbyka.ru/starchestvo

Исайя Отшельник, – то оно одержало победу и исторгло себя из числа творящих беззаконие» (Христ. чтен. 1826 г., ч. 21, гл. 6, стр. 137). 4 . Грех и убитый, и изверженный из глубины души, еще может осквернять душу страстным воспоминанием о нем. Ибо «что мы сделали со страстью, – говорит преп. Феодор Эдесский , – о том и воспоминания владычествуют в душе со страстью. Когда же страстные пожелания совершенно из сердца изгладятся, так что не будут и приражаться к нему, то это служит знаком отпущения прежних грехов. Ибо доколе душа возбуждается страстями, дотоле оказывается в ней владычество греха» (Христ. чтен. 1825 г., ч. 17, гл. 11). 5 . Признаком совершенного очищения от грехов преп. Кассиан поставляет изглаждение из памяти даже образов и представлений их. «Надобно помнить, – говорит он, – что тот еще не разрешен от прежних грехов, кто во время покаяния и удовлетворения за них представляет себе образы их и вспоминает о них. Из сего следует, что тогда должно почитать себя разрешенным и прощенным в прежних грехах, когда сердце и воображение уже не обольщаются ими. Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения. Кратко сказать, в том, что нам прощены прежние грехопадения, должно нас уверять то, если истреблены из сердец наших память о них и пристрастие к настоящим удовольствиям» (Христ. чтен. 1844 г., сентябрь, стр. 385). 6 . Глубокое смирение и ощутительное влияние Духа Святого в смиренномудренной душе, служат живейшим залогом вечной свободы её от рабства греховного и печатью небесного сыноположения! «Где Дух Господень, – свидетельствует св. Иоанн Лествичник , – там узы разрешены; где несравненное смирение, там узы также разрешены. А в ком нет сих двух удостоверений, те пусть не обольщают себя; они еще связаны» (Сл. 6, «Христианин грешен – говорит преп. Симеон, – раскаявшись о прежнем злопожитии своем, и к богоугодному житию не прилагаяйся, аще не увесть в себе радости и веселья к божественным собраниям и священнодействиям из глубины сердца и молитвам, и таково усердие и внимание, елико и яково имеяше к сластем и житейской злобе, не показует: но яко трудяся еще и отягчаиваяся обретается, и насилие, яко же речи, мня терпети невольно, и мучительство: то да не мнит таковой, яко освободился от руки дьявола, но да знает, яко под лукавым мучителем мысленно еще удержан есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

26) Как, востав от сна, проводить время до утра. Пробудившись от сна, первее всего воздай славу Богу, и призвав Его себе заступление, начни главнейшее свое дело, т. е. молиться в сердце непарительно и чисто, и помолись так с час. Тогда ум сам по себе большею частию бывает тих и немятежен; мы-же заповедь имеем, — первейшее и наилучшее Богу приносить в жертву, т. е. свое первомыслие в чистой сердечной молитве неуклонно простирать к Господу нашему Иисусу Христу, — как говорит Св. Нил: «тот молитву свою делает услышанною, кто всегда свое первомыслие, как зрелый плод приносит Богу» (гл. 126). Потом пропой полунощницу. Если же ты, не будучи тверд в совершенном безмолвии, не можешь начать так, как мы сказали, — по этой, или по другой какой причине, как часто случается с теми, кои только начинают еще такое делание, а иной раз, хотя редко, и с теми, кои довольно успели в нем, но еще не достигли совершенства, ибо только совершенные вся могут о укрепляющем их Христе (Фил. 4, 13), — так если не можешь, то возстав от сна и возставив, сколько можешь, бодренное трезвение, пой прежде полунощницу, со вниманием и разумением поемаго. После сего, сядь и молись в сердце чисто и непарительно, как показано, час один, лучше же, сколько даст тебе Податель благ. Лествичник говорит: «в продолжении ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую отдавай Псалмопению; днем же устрояй делания свои. сообразно с силами своими» (Сл. 27, 77). Если и после такого себя нуждения подвижническаго, все еще будешь одолеваем сонным разслаблением и разленением, встань и напрягись, все держась молитвы, и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (Св. Исаак: «выди наружу и походи»). Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с Чистым беседовать Богом. Затем встань, пропой разумно шестопсалмие, пятьдесятый псалом, и канон, какой хочешь. После сего сядь опять и с бодренным трезвением искренно помолись пол-часа. И опять встав пой хвалитны, обычное славословие и первый час. И затем сотвори отпуст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010