Про жителей этих городов Писание говорит, что они были «злы и весьма грешны пред Господом» и что жалобы на них доносились до Бога. Поэтому Господь решил уничтожить эти города, но сначала проверить, действительно ли их жители так грешны, как о них говорят – сошел на землю и остановился у Лота. После того, как Лот всю ночь защищал своих гостей от своих соседей, Содом и Гоморру было решено наказать, а Лоту с семейством было сказано бежать из Содома и не оглядываться. Также и нам надо бежать от греха, на который проливается гнев Божий огнем и серой, и не оглядываться на грех с сожалением о нем. В Писании Бог часто называется Пастырем – пастухом, который пасет овец – верных Ему людей. Пастух – это тот, кто знает, где находятся пастбища с самой сочной и зеленой травой, и приводит стадо туда, кто защищает своих овец от волков и готов, как говорит Христос, оставить 99 овец ради того, чтобы пойти искать одну заблудившуюся овцу. Именно с этой одной потерянной овечкой (агнцем) мы и сравниваемся в каноне, и просим Господа нас найти. Четвертая песнь. Лествица Иакова, Лия и Рахиль На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи. Не презри творений Твоих, не оставь создания Твоего, Праведный Судия, ибо хотя я, как человек, один согрешил более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всего мира, имеешь власть отпускать грехи. (Мф. 9, 6). (Мк. 2,10) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

«Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя» ( Пс.42:3 ). «Колико есть дней раба Твоего? Господи, скажи ми кончину мою и число дней моих, кое есть...» ( Пс.118:84, 38:5 ). «Много пришельствова душа моя... Увы мне, яко пришельствие мое продолжися!» ( Пс.119:6, 5 ). «Но обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя!» ( Пс.114:7 ). 3. Святоотеческие свидетельства о духовном плаче I. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Получив плач, всею силою держи и храни его; ибо когда он еще не сделался постоянным и как бы естественным качеством души, то весьма легко теряется; и как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и шутливости». «Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное; тот, вместо камней, хлеб бросает на пса сластолюбия; и хотя отгоняет его по виду, но сам делом привлекает его быть с собою». «Сетуй внутренне, но не показывая этого другим и с непрестанным вниманием храня твое сердце, потому что бесы боятся сетования, как тати – псов». «Не на брачный пир, о друзья, не на брачный пир мы приглашены, но Призвавший нас сюда поистине призвал на плач о самих себе». «Лежа на одре, воображай, что таким образом будешь лежать в гробе, – и будешь предаваться меньше сну. Когда сидишь за столом, приводи на память себе ту плачевную трапезу, на которой сам будешь пищей червей, – и ты будешь меньше наслаждаться. И когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем, – и без сомнения укротишь свою природу». «Стяжавшие плач в чувстве сердца, возненавидели самую жизнь свою, как исполненную затруднений и причину слез и болезней; от тела же своего они отвращаются как от врага». «Кто пребывает во всегдашнем плаче по Боге, тот не перестает ежедневно духовно праздновать; а кто всегда празднует телесно, того постигнет вечный плач». «Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т. е. радость)» (Лествица. Сл. 7. §§ 4. 5. 10. 14. 15. 16. 18. 28. 37 и 40; стр. 103–106; 108–110).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

со всецелым к Богу прилеплением. И таким образом вступают в совершенство с неизменною и непрестанною духовною молитвою, и из совершенной любви источающимся к единому Богу изступлением, восхищением и единением превожделенным: что и есть деянием к созерцанию непогрешительное приспеяние и воспростертие, которое испытав, Богоотец Давид, и изменившись блаженным оным изменением, велегласно возопил: аз рех во изступлении моем: всяк человек лож (Пс. 115, 2). Другой же некто из просиявших в сем чине исповедал: око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9); и потом приложил: нам же Бог открыл есть Духом своим: Дух же вся испытует и глубины Божия (тамже ст. 10). 47) О чине безмолвия новоначальных. Итак, новоначальный. по сказанному пред сим, должен не часто выходить из келлии своей и избегать бесед и свиданий со всеми, разве только по крайней нужде допуская себе это, и то со вниманием. сдержанностию, и редко, как говорит и божественный Исаак: «при всяком деле память сия (об охранении себя) да пребывает с тобою, потому что помощь. которая от охранения себя. больше помощи. которая от дел». — Эти беседы и свидания не только в новоначальных, но и в преуспевающих уже производят разсеяние и расхищение мыслей, как говорит опять тот же Исаак, что «упокоение плоти юным только вред приносит, а распущенность и юным и старым», и что «безмолвие внешния чувства умерщвляет, а движения внутренния оживляет; внешнее же сообращение противное сему производит, т. е. внешния чувства оживляет, а внутренния движения умерщвляет». Лествичник же пишет: «ббезмолвник тот, кто существо безтелесное — душу свою усиливается удерживать в пределах телеснаго дома, что крайне дивно». Еще: «безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. песн. 5, 2). И еще: «затворяй дверь келлии для тела, дверь уст для бесед и внутреннюю дверь души — для лукавых духов» (Сл. 27, 6. 17. 18). 48) О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ея. Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого либо, словами: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу, словами же: помилуй мя опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Огромная фосфорическая пустыня мертвого света, нечеловеческих огней, адских звуков и одновременно какойто тишины, лунного безлюдия… Кто хотя бы раз видел нечто подобное, не забудет этого неживого света от “елок смерти”, светящих над обреченным местом земли, блеска орудийных молний в зареве взрывов и пожаров… Таков свет мира, противосветящий Христу; это есть одновременно и суд над миром, экстериоризация его неистинных мыслей и желаний, – всех полуправд его жизни. От многих душ человеческих в мире, тянутся к небу темные струйки, копоть страстей гордости, алчности, злобы, зависти, вожделения… Эта копоть ежедневного бытия сливается под небом в огромное черное, как воронов крыло, облако. Оно распростерто над человеческой жизнью и историей. От него идет по земле тень страха. Этой тени не видят только бесчувственные, опьяненные собою люди, или объятые божественной любовью… III. Главное страдание ушедшего от Бога человека, есть самолюбие. Безблагодатное страдание рождается в кругу неосиянной Богом любви, прелюбви. 1) Любовь к неверной и ничтожной славе своей в мире; 2) Любовь к неверным и быстро проходящим ценностям, и 3) любовь к телесным наслаждениям и внешнему покою; эти три прелюбви человеческие соединяясь в одном круге, откидывают в мир люцеферианскую тень страха. “Душа горделивая есть раба страха; будучи самоуверенной, она боится всякого шороха и даже теней” (Лествица, Сл.21, гл.4). “Боязливость есть уклонение от веры в ожидании неожиданностей” (гл.2). – “Хотя все боязливые тщеславны”, говорит св. Иоанн Лествичник , – “однако же не все небоязненные смиренномудры”, – “и разбойники, и гробокопатели не боятся” (гл.6). Первую прелюбовь, окружает страх бесславия, бесчестия, или не получения от людей желаемой чести. Это боязнь увидеть невнимание к себе, к своим способностям, талантам, совершенствам. В этом состоянии, как пьяницы вина, люди ищут одобрения себе и признания, со стороны других людей, даже тех, к которым они совершенно равнодушны. Художник, или политический деятель, свысока относящийся к “толпе”, (себя из нее выделяющий), в то же время жадно ищет у этой толпы себе признания и поклонения, боясь не найти этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Преподобные отцы Каллист и Игнатий в своей книге о безмолвии и молитве пишут о пользе и необходимости послушания и так указывают на пять качеств, которые должно иметь истинное повиновение духовному отцу. Истинному послушнику следует, как мы полагаем, непременно соблюдать такие пять добродетелей: Прежде всего иметь чистую и нелестную веру к своему наставнику, до такой степени, что думать – видеть в нем Самого Христа и повиноваться ему, как говорит Господь Иисус: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшего Мя ( Лк. 10:16 ). И: всякое же не от веры, грех есть ( Рим. 14:23 ). Вторую добродетель – истину: то есть быть пред ним истинным в деле и слове и совершенном исповедании помыслов, по написанному: начало словес твоих истина, и: истины взыскует Господь ( Пс. 118:160 ). И Христос говорит: Аз есмь истина ( Ин. 14:6 ). Третью добродетель – не исполнять своей воли; ибо потеря послушнику, сказано, исполнение своей воли; но должно отсекать ее произвольно, без понуждения от отца своего. Четвертую добродетель – отнюдь не прекословить и не спорить, ибо прекословие и спорливость не есть дело благочестивых. Священнейший Павел пишет: аще ли кто мнится спорлив быти, мы такового обычая не имамы, ниже Церкви Божия ( 1Кор. 11:16 ). Если же просто и вообще всем христианам воспрещается подобное, то еще гораздо более инокам, дающим обет Господа ради вполне повиноваться, ибо прекословие и спорливость происходят от рассуждения (человека) живущего с неверием и высокомудрием, как сказано: высокомудрый инок сильно прекословит 39 ; так и напротив не прекословие и неспорливость происходит от залога веры и смиренномудрия. Пятая добродетель, которую должно хранить истинному послушнику, есть совершенное и чистое исповедание (дел и помыслов) отцу духовному. Ибо и при пострижении, предстоя как бы пред страшным престолом Христовым, пред Богом и ангелами, дали мы обещание иметь началом и концом, вместе с другими нашими обетами Господу, и соглашениями, и исповедание таин сердечных. Блаженный Давид сказал: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс. 31:2 )». И Лествичник говорит: «язвы объявляемые не предуспеют на горшее, но исцелеют» (Сл. 4-е, § 10-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Но поелику о сем образе жизни многое нам и не удоб сказаемое слово; почему и проходящие ее проходят различно: то надобно указать тебе некоторыя отличительныя черты ея, как признаки, которых держась, как правила и отвеса, мог бы ты жительствовать с непогрешительною исправностию. — И се говорим тебе, что истинному послушнику всенеобходимо, как нам кажется, должно соблюдать следующия пять добродетелей: во первых, веру, чистую и нелестную веру настоятелю (руководителю) своему в такой мере, чтоб смотрел на него, как на самого Христа, и как Христу повиновался ему, как говорит Господь Иисус: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16); и как учит Апостол: всяко еже не от веры, грех есть (Рим. 14, 23). Во вторых, истину, т. е. чтоб истинствовал в деле и слове, и в точном исповедании помыслов; ибо написано: начало словес твоих истина (Пс. 118, 160), и: истины взыскует Господь ( Пс. 30, 24). И Христос говорит: Аз есмь истина (Ин. 14, 6); почему и самоистиною наименован был. В третьих, — не творить воли своей: ибо для послушника, как говорится, творить волю свою есть большая потеря и большой вред; ему надо всегда отсекать волю свою, и при том самоохотно, т. е. не по принуждению от Отца своего. В четвертых, отнюдь не прекословить и не спорить; потому что прекословие и спор не свойственны благочестивым. И священнейший Павел пишет: аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы ниже Церкви Божия (1 Кор.11, 16). Если же так просто и вообще всем христианам возбраняется сие, то тем паче монахам, которые дают обет полнаго во всем повиновения. Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от вернаго и смиренномудраго настроения. — В пятых, должно ему соблюдать следующую добродетель — точно и искренно все исповедывать настоятелю своему (руководителю); как мы и на пострижении. как бы страшному предстоя престолу Христову, пред Богом и Святыми Ангелами Его, дали обет иметь началом и концем (наших рачений и деланий) вместе с другими нашими к Господу обетами и заветами — и исповедание тайных сердца (помышлений и желаний). Сказано и божественным Давидом: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5); и Лествичником: «язвы, когда о них объявишь, не в худшее — придут состояние, а уврачеваны будут» (Сл. 4, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если же не так, то сделавшись сами судиями, не получим ни какой пользы от повиновения (Лествица, сл. 4, поуч. 6)». «Испытывать нестроения наставника и желать испытывать, значит препятствовать своему преуспеянию» (Нил пост., гл. 42). Когда один инок спросил Иоанна Савваита: «Отче, что мне делать, если мой наставник по нерадению в чем и погрешит?» — Старец сказан: «Если бы ты даже увидел, что он блуд творит, не оставляй его, но говори сам себе: друже! Зачем ты сюда пришел?» (Лествица, сл. 4, поуч. 112). «Веру несомненну имей к нему, если бы и весь мир досаждал ему и ругался. Если и сам, своими глазами увидишь его блудяшим, не соблазняйся и веру твою к нему не умаляй, повинуясь Сказавшему; не судите, и не судят вам ( Лк. 6, 37 ). Если же неподобающее и злое делающего или говорящего увидел бы, это себе приписывай и за свои грехи вменяй и кайся со слезами, считая его святым и призывая молитву его» (Преподобный Симеон Новый Богослов, 12 слов в русском переводе, сл. 1 и 7). Даже и в мыслях мы не должны допускать что-либо омрачающее личность наставника, помня, что стрелы врага направлены к тому, чтобы внушить сомнение и недоверие послушнику и порвать союз его со старцем. «Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение: ибо сие есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать по вере послушанию и лишить нас твердого спасения, от него происходящего (Авва Дорофей, поучение 17)… «Не преклоняй слуха твоего к речам против старца твоего…, чтобы не изгладил тебя Господь из книги живых» (Авва Еваргий, Добротолюбие, т. 1, стр. 64). «И когда помысл склоняет тебя испытать и осудить твоего наставника, как от блуда отскочи от оного; не давай сему змею-прельстителю никакого послабления и входа: не ты над наставником, а он над тобою получил суд: не ты его, а он твой судья» (Лествица, сл. 4, поуч. 7: Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 14). Для сохранения этой веры советуется обращать внимание на добродетели наставника: «Желающим соблюдать всегда несомненную веру к наставникам необходимо нужно незабвенно и неизгладимо хранить в сердце их добродетели («все доброе запечатлей и сердце твоем», преподобный Симеон Новый Богослов, 7 сл.

http://azbyka.ru/starchestvo

Вопрос 80. Како нецыи от единыя и худы вины множество слез испущают. друзии же аще и тмами в беды и скорби впадают, или иных отпадших зрят, прослезити не могут. Ответ. (Григория Беседа кн.3 гл.32) Суть убо растворения такова душам же и телесем от естества слезы имуща. или неимуща. ова убо тепла и слаба суща естества, абие слезят милостивне, яково же и во всех просто женах зрим бываемо. овии же паки от свирепа нрава и сухаго естества и гордостна сердца прослезити не могут. Сия же рехом о иже посреде мира живущих, иже бо иноческое житие проходящеи множицею и от Божественныя благодати дар слезам приемлют. Обаче некое много и в слезах различие бывает, нецыи бо многащи и от пиянства слезят. нецыи же и славу человеческую ловяще 573 . темже убо оныя суть добрыя слезы. иже сокровенне Богу приносимыя. якоже и милостыни. Вопрос 81. (Лествица сл.26) Аще кто нищим просящим у него на пути, инем мнозем мужем ту сущим и зрящим. что подобает ему сотворити, аще несть мощно сокровенне милостыню дати. Ответ. Помысл человеку судит Бог, аще убо пред тмами Бога ради а не человекоугодия ради сотворит кто милостыню, не осуждается. Вопрос 82. Откуду овогда убо бывает блага душа к милованию, овогда же жестока и не милосерда. Ответ. Едина непременна, и присно такожде пребывающее Божественое естество свемы. ельма и (Небеса сл.15, Ис.14 , Зах.3 , Иов.40 ) от ангел нецыи превратишася, тем сице прочее подобает помышляти о пременнем естестве человечестем. яко овогда убо ублажается, яко (Иоанн Екзарх сл.6, Небеса сл.23, Богослов сл.2,14, Шестоднев сл.5) по образу Божию сущи. овогда же ожесточевается ратуемо от врага, и прилежащи житейским. обаче аще человек нудит себе к милованию, еже сотворити всяко благо, предуспевает благим обычаем, во еже всегда усердно раздаяти. Вопрос 83. Слышим ( 2Кор.9:7 ) апостола глаголюща: ни от скорби ни от нужди, тиха бо дателя любит Бог. не подобает ли прочее понудити человеку свой помысл, и сотворити милостыню. Ответ. Совершенных убо есть, еже всегда тихо творити благое. нудящий же себе в нищаго заповедь, благоприятны суть от Бога. рекшаго, яко нужницы восхищают царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ответ. Никакоже (Небеса сл.14) ни бо может тленное око видети существо нетленное. отсюду же есть яве познати, (Лествица, сл.27) яко не по существу являются нам ангели. понеже не единем образом являются на земли. но ови убо во образех юношеских преобразуются, инии же в виде ( Нав.5:13 ) воинстем. и просто мнози тех образы, едино существо. Вопрос 30. Что же (есть) устав существа ангельскаго 558 . Ответ. Ангел есть животно словесно невещественно, песнословно безсмертно. Вопрос 31. Что же дело небесных сил на небесех есть. Ответ. Пения беспокоя (Лествица сл.27) и желание непрестанно великолепия Господня. еще же и молитва усердна о спасении нашем. Елма же и тии чинове, и воинства глаголются. подобает прочее разумети. чин учителский. чин хранителный, чин обращателный. чин промысленный. чин служителный. чин мучителный. чин душам разлучителный. чин ратнический. чин на небесех пребывателный. Но якоже чиновом различие в горних силах познахом, тако и стояния разумом. (О небесном свящ. нач. сл.1 гл.6, Небеса сл.14) престоли убо и херувими и серафими, не ходатайствене от Бога навыкуют яко всех вышнее, и Богови ближнейше суще. серафими же учат должнейшия чины, и тако прочее горнейши учат долнейших. долнейшии же чин суть святии ангели. иже человеком суть учители. Вопрос 32. Убо поминают ли нас предварившия души, якоже святии ангели нас поминают. Ответ. Праведных убо и святых души, всяко, грешных же во аде суще, ни Бога поминают. ни нас. И слыши Давида к Богу глаголюща ( Пс.6:6 ) яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестьтися. и паки ( Пс.113:25 ), не мертвии восхвалят тя Господи, ни вси нисходящии во ад. Вопрос 33. Что убо дело есть ныне тамо предварившим душам. Ответ. Душа от тела отделившеся ни благо что, ни зло соделати может, видения бо яже зрят нецыи о тамошних смотрителне, сия Бог показует к ползе, якоже бо цевница, аще не имать ударяющаго ю, праздна зрима есть, и безделна, тако и душа и тело друг от друга разлучшася, ничтоже действовати могут, святых убо души от Святаго Духа действуемы, со ангелы во стране живых Бога восхваляют и радуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе» (Тв. св. отц. 1848 г, стр. 365). «Христиане, – говорит Макарий Великий , – должны переносить как внешние скорби, так и внутренние брани, дабы посредством терпения в самом поражении быть победителями. Ибо таков путь христианства: где Дух Святой, там, – как тень, – следует гонение и брань» (Христ. чтен. 1825 г., ч. 20, стр. 25). «К душе скорбящего, – уверяет преп. Исаак Сирин , – Господь являет великое человеколюбие, соразмерно с жестокостью страданий в скорби его» (Слов. 91, стр. 524). 5 . Тяжесть и продолжительность сердечных скорбей подает искусителю повод, внушать подвижнику преждевременную ложную радость. Потому предостерегает св. Лествичник: «Рукою смирения, как недостойный, отклоняй от себя находящую радость, чтобы, скоро допуская ее до себя, вместо пастыря не принять тебе волка» (Сл. 7, А преп., Исаак утверждает: «Кто уходит от скорбей, тот разлучается несомненно и с добродетелью. Кто же без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверзта дверь гордости. А когда человек пребывает в гордости; тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который – близ него и возбуждает в нем попечение о праведности» (Сл. 34, стр. 184). 6 . Наконец святые отцы предостерегают от опасного преждевременного желания духовных созерцаний. «Не спеши к созерцанию, – говорит св. Лествичник, – когда не время созерцанию; пусть само оно будет преследовать тебя за красоту смирения, и застигнет, и на век века сопряжется с тобою всенепорочным браком» (Сл. 7, 9. Различные степени подвига в покаянном плаче Слезы имеют неодинаковую заслугу пред Богом; подвиг плача постепенно возрастает и возвышается. «Временем оскудевает море, как говорит Иов ( Иов.14:11 ): так и сказанное о плаче, – замечает св. Лествичник, – в нас появляется и усовершенствуется постепенно, – со временем и – при терпении (Сл. 7, «Заслуга подвига в плаче, по указанно св. отцов, зависит не от обилия изливаемых слез, но от большего, или меньшего величия внутренних скорбей, порождающих слезы. «Видел я, – свидетельствует преп. Иоанн, – что и малые капли слез, как кровавые, источались с трудом; и видел также источники слез, проливаемые без труда. И о трудящихся судил я более по труду, нежели по количеству слез. А думаю, что так же судит и Бог . Ибо благим и праведным Судьей нашим, как во всем прочем, так и в слезах, без сомнения, приемлется в рассмотрение сила естества» Посему бывают слезы: 1 . Наружные и – внутренние или душевные. «Кто приобрел душевные слезы, – говорит св. Лествичник, – тому всякое место удобно для плача. А кто плачет только наружно, тот не перестанет разбирать места и обычаи. Как спрятанное сокровище – безопаснее от похищения, нежели положенное среди торжища; так будем разуметь о душевных и наружных слезах» «Итак, пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово благоприличную веселость!» – советует преп. Иоанн Провидец (Руководство к духовной жизни, Москва, 1855 г., отв 737).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010